Как найти омегу по химии формула

Как найти омега в Химии?



Ученик

(116),
закрыт



7 лет назад

Вячек

Высший разум

(391245)


8 лет назад

Буквой “w” (греческая “омега”) в химии обычно обозначают массовую долю – или вещества в растворе, или элемента в сложном веществе. Для обоих случаев существую стандартные формулы:
1) w(в-ва) = m(в-ва) /m(р-ра)
2) w(эл-та) = n*Ar(эл-та) /M(в-ва), где n – количество атомов элемента в веществе, Аr – относительная атомная масса элемента (берётся в таблице Менделеева), Mr – относительная молекулярная масса сложного вещества

Расчёт массовой доли химических элементов по формуле вещества

Формула для вычисления массовой доли элемента в веществе

Зная хи­ми­че­скую фор­му­лу, можно вы­чис­лить мас­со­вую долю хи­ми­че­ских эле­мен­тов в ве­ще­стве. Мас­со­вая доля эле­мен­та в ве­ще­ства обо­зна­ча­ет­ся греч. бук­вой «омега» – ωЭ  и рас­счи­ты­ва­ет­ся по фор­му­ле:

Формула расчета мас­со­вой доли эле­мен­та в ве­ще­стве и обознача­ет­ся греч. бук­вой «омега» - ωЭ/В

где k – число ато­мов этого эле­мен­та в мо­ле­ку­ле.

 Задача 1

Ка­ко­ва мас­со­вая доля во­до­ро­да и кис­ло­ро­да в воде (Н2О)?

Ре­ше­ние:

1) Вы­чис­ля­ем от­но­си­тель­ную мо­ле­ку­ляр­ную массу воды:

Mr2О) = 2*Аr(Н) + 1*Аr(О) = 2*1 + 1* 16 = 18

2) Вы­чис­ля­ем мас­со­вую долю во­до­ро­да в воде:

3) Вы­чис­ля­ем мас­со­вую долю кис­ло­ро­да в воде. Так как в со­став воды вхо­дят атомы толь­ко двух хи­ми­че­ских эле­мен­тов, мас­со­вая доля кис­ло­ро­да будет равна:

Рис. 1. Оформ­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи 1

 Задача 2

Рас­счи­тай­те мас­со­вую долю эле­мен­тов в ве­ще­стве H3PO4.

Ре­ше­ние:

1) Вы­чис­ля­ем от­но­си­тель­ную мо­ле­ку­ляр­ную массу ве­ще­ства:

Mr3РО4) = 3*Аr(Н) + 1*Аr(Р) + 4*Аr(О)= 3*1 + 1* 31 +4*16 = 98

2) Вы­чис­ля­ем мас­со­вую долю во­до­ро­да в ве­ще­стве:

3) Вы­чис­ля­ем мас­со­вую долю фос­фо­ра в ве­ще­стве:

4) Вы­чис­ля­ем мас­со­вую долю кис­ло­ро­да в ве­ще­стве:

Последнее изменение: Воскресенье, 15 Октябрь 2017, 21:29

Назад

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА РАСТВОРЫ? (ВОПРОС 27, ХИМИЯ ЕГЭ)

Приветствую вас, дорогие читатели!

В этой статье разберем такой вопрос: КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ТИПА №27?

Немного теории…

Данное задание связано с формулой определения массовой доли вещества (омега):

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА РАСТВОРЫ? (ВОПРОС 27, ХИМИЯ ЕГЭ)

где

ω (омега) – массовая доля вещества (%);

m в-ва – масса вещества (г);

m р-ра – масса раствора (г).

Что это такое?

Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора называют массовой долей растворенного вещества.

Некоторая сложность заключается в том, что условии может быть дано несколько массовых долей, например. Классическим способом решать такие задачи будет труднее, и вы больше потратите времени при выполнении данного задания. На заметку: ЭТО ЗАДАНИЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ В ОДИН БАЛЛ. Оно считается заданием базового уровня сложности.

Для того, чтобы упростить себе задачу, предлагаю вам «метод стаканчиков»:

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА РАСТВОРЫ? (ВОПРОС 27, ХИМИЯ ЕГЭ)

Верхнюю часть дроби умножаем на нижнюю и получаем равенство:

w 1 * m 1 + w 2 * m 2 = w 3 * m 3

Массовые доли растворов будут даны в задаче, а вот некоторые необходимо запомнить:

– массовая доля H 2 O = 0%;

-массовая доля чистого вещества = 100%;

-массовая доля чистого вещества в кристаллогидрате:

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА РАСТВОРЫ? (ВОПРОС 27, ХИМИЯ ЕГЭ)

Это все, что касается теории. Давайте разберем несколько примеров.

№1. К 300 г 6%-го раствора серной кислоты прилили 100 г воды. Массовая доля кислоты в полученном растворе равна__________%. (Запишите число с точностью до десятых.)

Решение

Имеется раствор серной кислоты с известной массой и массовой долей, поэтому записываем таким образом: 6%/300 г.

К нему добавляем воду. Масса воды известна, а массовая доля для воды всегда 0%, поэтому составляем второй стаканчик: 0%/100 г.

Так как воду прилили, то между этими дробями или стаканчиками ставим знак «+».

Масса раствора увеличилась, поэтому: 300 + 100 = 400 г, а массовая доля неизвестна, обозначаем за х .

В результате получается такое выражение:

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА РАСТВОРЫ? (ВОПРОС 27, ХИМИЯ ЕГЭ)

которое несложно решить.

Рисунок 1. Решение задачи 1
Рисунок 1. Решение задачи 1

№2 . После упаривания 500 мл 10%-го раствора хлорида калия (плотность 1,11 г/мл) его масса уменьшилась на 100 г. Массовая доля соли в полученном растворе равна_______%. (Запишите число с точностью до десятых).

Решение

Особенность составления стаканчиков заключается в том, что в верхней части дроби всегда должны быть проценты, а в нижней – граммы.

Для составления первого стаканчика необходимо перевести мл в г по формуле: m 1(р-ра) = V 1(р-ра) * ρ1(р-ра) = 500 мл * 1,11 г/мл = 555 г.

Получаем: 10%/555 г.

В условии задачи есть слово «упарили» — это значит, что между дробями будет знак «-». Выпаривают воду, поэтому второй стаканчик выглядит следующим образом: 0%/100 г.

Получается раствор массой 555 – 100 = 455г, а массовая доля – x %.

Составляем выражение:

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА РАСТВОРЫ? (ВОПРОС 27, ХИМИЯ ЕГЭ)

и решаем.

Рисунок 2. Решение задачи 2
Рисунок 2. Решение задачи 2

№3. При охлаждении 350 г 25%-го раствора сульфата меди (II) с 90 0С до 20 0С в осадок выпало 100 г осадка медного купороса CuSO4 * 5H2O . Массовая доля соли в полученном растворе равна______%. (Запишите число с точностью до десятых.)

Решение

Имеется раствор с массовой долей: 25%/350 г, затем его охладили и выпал осадок в виде кристаллогидрата CuSO4 *5H2O массой 100 г. Здесь необходимо найти массовую долю CuSO4 в кристаллогидрате по формуле:

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА РАСТВОРЫ? (ВОПРОС 27, ХИМИЯ ЕГЭ)

Составляем второй стаканчик: 64%/100 г. Так как раствор охладили, то между дробями будет знак «-».

Получается раствор массой 350 – 100 = 250 г, а массовая доля – x %.

Составляем выражение:

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА РАСТВОРЫ? (ВОПРОС 27, ХИМИЯ ЕГЭ)

и решаем.

Рисунок 3. Решение задачи 3
Рисунок 3. Решение задачи 3

Для закрепления материла предлагаю вам задачи с ответами для самопроверки.

№1. Для приготовления 2 л 37%-й аккумуляторной серной кислоты (плотностью 1,29 г/мл) потребуется 95%-я серная кислота массой_____г. (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ: 1005 г.

№2. Масса уксусной кислоты, которую нужно растворить в 150 г столового 5%-го уксуса для получения 10%-го раствора равна_____г. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ: 8,3%

№3. К 160 г 10%-го раствора хлорида натрия добавили 10 г этой соли и 200 г воды. Массовая доля соли в полученном растворе равна_____%. (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ: 7%

№4. Массовая доля соляной кислоты в растворе, полученном при растворении 11,2 л хлороводорода в 1 л воды, равна_____%. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ: 1,79%

Если данная статья понравилась и оказалась полезной, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Массовая доля химического элемента в соединении

Урок посвящен изучению понятия «массовая доля химического элемента в веществе». Вы научитесь рассчитывать массовую долю элемента в веществе.

I. Понятие “массовая доля химического элемента”

Пред­ставь­те, что вам пред­сто­ит по­ров­ну раз­де­лить еще с че­тырь­мя дру­зья­ми яб­лоч­ный пирог. Вес пи­ро­га – 500г. Кусок какой массы до­ста­нет­ся каж­до­му? Масса каж­до­го куска будет равна 100 г. Долю од­но­го куска от всего пи­ро­га можно вы­чис­лить, раз­де­лив массу куска на массу всего пи­ро­га, т.е. 100/500 = 1/5 или 20%.

Мас­со­вая доля части от це­ло­го – от­но­ше­ние массы части к массе це­ло­го. Мас­со­вая доля обо­зна­ча­ет­ся бук­вой гре­че­ско­го ал­фа­ви­та («омега») – ω. Из­ме­ря­ет­ся мас­со­вая доля в долях или %. Она при­ни­ма­ет зна­че­ния от 0 до 1 или 0 до 100%.

Массовая для элемента в данном веществе (w) – отношение относительной атомной массы данного элемента, умноженной на число его атомов в молекуле к относительной молекулярной массе вещества.

По­ня­тие «мас­со­вая доля» при­ме­ни­мо и в химии: можно вы­чис­лять мас­со­вую долю хи­ми­че­ско­го эле­мен­та в ве­ще­стве.

w(элемента) = (n· Ar(элемента) · 100%) / Mr(вещества)

w – массовая доля элемента в веществе,

n – индекс в химической формуле,

Ar – относительная атомная масса,

Mr – относительная молекулярная масса вещества.

Массовые доли выражают в процентах или в долях:

w(элемента) = 20% или 0,2.

II. Алгоритм решения задач 

Задача: вычислите массовые доли элементов в фосфорной кислоте, имеющей простейшую химическую формулу H3PO4, с точностью до сотых.

Дано:

Фосфорная кислота

H3PO4

Решение:

1. Из Периодической таблицы имени Д.И.Менделеева выписываем значения относительных масс атомов элементов, входящих в состав фосфорной кислоты

Ar(H)=1
Ar(P)=31
Ar(O)=16

2. Вычисляем относительную молекулярную массу соединения

Mr(H3PO4) = 3·Ar(H) + Ar(P) + 4·Ar(O) = 3·1 + 31 + 4·16 = 98

3. Вычисляем массовые доли элементов по формуле:

w(элемента) = (n· Ar(элемента) · 100%) / Mr(вещества)

w(H) = n(H)·Ar(H)·100% / Mr(H3PO4) = 3·1·100% / 98 = 3,06%

w(P) = n(P)·Ar(P)·100% / Mr(H3PO4) = 1·31·100% / 98 = 31,63%

w(O) = n(O)·Ar(O)·100% / Mr(H3PO4) = 4·16·100% / 98 = 65,31%

Проверка

Сумма значений массовых долей всех элементов должна составить 100% w(H) + w(P) + w(O) = 100%

Подставляем значения,

3,06% + 31,63% + 65,31% = 100%

Таким образом, массовые доли элементов в фосфорной кислоте вычислены правильно.

Найти:

w%(H)

w%(P)

w%(O)

Ответ:

w(H) = 3,06%

w(P) = 31,63%

w(O) = 65,31%

III. Работа с тренажерами

Тренажёр 1

Тренажёр 2

Тема2.
Урок№7. Массовая доля химического элемента в веществе.

Цели:

Подвести учащихся к осознанному поиску ответа на вопрос что
такое “массовая доля элемента”?;

Задачи:

Учебная – научить  определять массовую долю элемента в сложном
веществе; составлять формулы сложных веществ по массовой доле элемента;

Воспитательная – воспитывать социально активную личность через
решение проблемной ситуации на уроке.

Развивать
учебные умения и навыки самостоятельной работы.
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить вычислять массовую долю элементовв
соединении по формуле соединения и устанавливать химическую
формулу
сложного вещества по известным массовымдолям химических элементов.

Основные понятия. Массовая
доля химического элемента.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь
рассчитывать массовую долю элементав соединении по его формуле и устанавливать
химическуюформулу сложного вещества по известным массовым долям химических
элементов.

Метапредметные.
Формировать умения устанавливатьаналогии, использовать алгоритмы для решения
учебных и познавательных задач.

Основные виды деятельности учащихся. Рассчитывать
массовую долю элемента в соединении по его формуле. Устанавливать химическую
формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.

Методы:
проблемный диалог, индивидуальная работа с дидактическим материалом.

Оборудование:
дидактические материалы.

Ход
урока

I.                  
Организация учащихся.  

Привожу
слова, а школьники высказывают свое мнение, как они их понимают.

1. Не позволяй душе
лениться, Чтоб в ступе воду не толочь,  Душа обязана трудиться.   И день и
ночь.  И день и ночь!

(М.Заболоцкий)

 2.«Умение
решать задачи – это искусство, что приобретается практикой»

Д. Пойа

II. Актуализация знаний и постановка
проблемы
.

1.Беседа


Дайте определение понятия « относительная молекулярная масса». Как ее
вычисляют?


Дайте определение понятия «массовая доля элемента в веществе». Как ее
вычисляют?


Запишите формулы для вычисления массовой доли элемента и массы элемента.


Какие величины необходимо знать для вычисления массовой доли элемента по
химической формуле ?

– Как
найти относительную атомную массу?

– По
каким данным записывают химические формулы?

-. Что такое вещество?

-. Что такое сложное вещество?

-. Что такое простое вещество?

-. Как можно на бумаге отобразить состав вещества?

-. Что такое химическая формула?

-. Что такое индекс?

-. Что такое коэффициент?

2.Мотивация

Составляющие нашей планеты органический и неорганический
мир, образованный органическими и неорганическими веществами. Посмотрите на
глобус. ¾ поверхности нашей планеты занимает вещество, без которого не было бы
жизни на нашей земле. Что это за вещество? (вода)

Вы уже знаете, что любое вещество можно записать с помощью
химической формулы. Вспомним формулу воды? Что вы можете определить по этой
формуле?

 (качественный и количественный состав, простое или сложное
вещество, определить, что это за вещество, найти Мr).

Ребята, какие элементы входят в состав молекулы воды?  А
сколько атомов каждого элемента содержится в молекуле воды? А если изменить
количество атомов кислорода или водорода в молекуле воды будет ли изменённая
формула принадлежать веществу вода (ответы учащихся)?

И так, атомы химических элементов находятся в молекуле в
определённых массовых отношениях, т.е. составляют определённую часть от общей
молекулы. А как можно вычислить –  какую часть от молекулы составляет химический
элемент (предложения учащихся)?

– Какова будет тема урока?

Варианты тем, которые могут предложить учащиеся:

1. Определение содержания химического элемента в веществе.

2. Массовая доля элемента в сложном веществе связана с составом вещества

III. Изучение нового материала.

1.Вопросы, которые мы выясним на уроке.:

. Как можно определить содержание элемента в веществе?

. Что такое массовая доля элемента?

. Как рассчитывается массовая доля элемента? (записывается
формула)

2. Массовая доля части  от целого

а) нахождение части от целого, решение
задачи

Представьте, что вам предстоит поровну разделить еще с четырьмя
друзьями яблочный пирог. Вес пирога – 500г. Кусок какой массы достанется
каждому? Масса каждого куска будет равна 100 г. Долю одного куска от всего
пирога можно вычислить, разделив массу куска на массу всего пирога, т.е.
100/500 = 1/5 или 20% (Рис. 1).

https://img3.stockfresh.com/files/a/antartis/m/32/296338_stock-photo-pie-chart-of-the-different-piece-of-pie.jpgМассовая доля куска от всего пирога

Рис. 1. Массовая доля куска от всего пирога

б) решение задачи по карточкам

я принесла  вам пирог весом 900
граммов.

Одному я дала  кусочек весом – 50
г
( тому, кто сладкое не очень любит), второму – 100г,
третьему –
150,
четвертому –
200г,
а оставшимся двоим –
400г.
Рассчитай, какая часть достанется каждому
? ( раздаю
карточки с кусочками разных цветов – 5 кусочков).

1-ый  –  50г   :  900г =  0,056 или 5,6%

2 –ой  –  100г   :  900г  = 0,111  или  
11,1%

3 –ий  –  150г.   : 900г  =   0,167  или
16,7%

4 -ый  –   200г. :  900г  = 0,222  или
22,2%

 5 и 6 – ой –  400г  :  900г  =  0,444 
или   44,4% ( по 0,222  или по 22,2%)

Проверка: 0,055 +  0,111  +     0,167  +
0,222  +  0,444  = 1  или 100%

в) Вывод:

Массовая доля части от целого – отношение массы части к массе целого.
Массовая доля обозначается буквой греческого алфавита («омега») – ω. Измеряется
массовая доля в долях или %. Она принимает значения от 0 до 1 или 0 до 100%.

Понятие «массовая доля» применимо и в химии. Используя знание о
законе сохранения массы веществ, участвующих в реакции, можно вычислять
массовую долю химического элемента в веществе.

3. Массовая доля
элемента в веществе

Массовая доля химического элемента в веществе – это отношение
массы атомов данного элемента, входящих в состав вещества, к массе всего
вещества. Массовая доля не зависит от массы вещества!

Зная хи­ми­че­скую фор­му­лу, можно вы­чис­лить мас­со­вую долю
хи­ми­че­ских эле­мен­тов в ве­ще­стве. Мас­со­вая доля эле­мен­та в
ве­ще­ства обо­зна­ча­ет­ся греч. бук­вой «омега» – ωЭ/В  и рас­счи­ты­ва­ет­ся
по фор­му­ле:

ω=(Аr·n/Мr)·100%

4. Расчеты,
связанные с понятием «массовая доля элемента в веществе»

ПРИМЕР 1. Магний массой 4,8 г вступает в реакцию
соединения с кислородом. При этом образуется 8 г оксида магния (Таблица 1).
Чему равна масса вступившего в реакцию
кислорода?

Таблица 1.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/15549/342a4c2ed528f2403e9d1a6cc34ebafd.jpg

Воспользуемся законом сохранения массы веществ. Масса вступившего в
реакцию кислорода равна разности масс оксида магния и магния, т.е. равна 3,2 г.
Впишем это значение в таблицу 2.

Таблица 2.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/15550/67b47c4d0509871bc171cf5f688f6f32.jpg

Вычислим массовые доли магния и кислорода в продукте реакции –
оксиде магния. В соответствии с АМТ, атомы в ходе химической реакции не делятся
и не изменяются. Значит, все атомы магния, которые вступили в реакцию, вошли в
состав оксида магния. То же произошло и с атомами кислорода.

Чтобы найти массовую долю магния (части) в оксиде магния (целом),
надо массу магния (части) разделить на массу оксида магния (целого). Итак:

ω(Mg/оксид магния) = 4,8 г/8 г = 0,6 или 60%

Массовую долю кислорода можно найти аналогично, или вычесть из 100%
массовую долю магния (Таблица 3).

ω(О/оксид магния) = 100% – 60% = 40%

Таблица 3.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/15551/f84aa5096da89cd0410953b7786551d7.jpg

Проверим, изменятся ли массовые доли элементов в оксиде магния,
если в реакцию вступит 24 г магния, а получится 40 г оксида мания. По закону
сохранения массы веществ масса кислорода, вступившего в реакцию будет равна16
г. Массовая доля магния – 24г/40г=0,6 или 60%, а массовая доля кислорода тогда
равна 40% (Таблица 4).

Таблица 4.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/15552/16e06767ea21cb11f1b09ef20e3878e8.jpg

5.работа с  учебником  стр.
44 – 45

 IV.       
Закрепление 
   

 Задача 1

Ка­ко­ва мас­со­вая доля во­до­ро­да и кис­ло­ро­да в воде (Н2О)?

Ре­ше­ние:

1) Вы­чис­ля­ем от­но­си­тель­ную мо­ле­ку­ляр­ную
массу воды:

Mr2О) = 2*Аr(Н) + 1*Аr(О)
= 2*1 + 1* 16 = 18

2) Вы­чис­ля­ем мас­со­вую долю во­до­ро­да в воде:

http://100ballov.kz/pluginfile.php/8505/mod_page/content/6/image2.jpeg

3) Вы­чис­ля­ем мас­со­вую долю кис­ло­ро­да в воде. Так как в
со­став воды вхо­дят атомы толь­ко двух хи­ми­че­ских эле­мен­тов, мас­со­вая
доля кис­ло­ро­да будет равна:

http://100ballov.kz/pluginfile.php/8505/mod_page/content/6/image3.jpeg

http://100ballov.kz/pluginfile.php/8505/mod_page/content/6/image4.jpeg

V.    Домашнее  задание    § 10

Добавить комментарий