Как найти орфограмму согласных в корне слова

Орфограммы согласных звуков в корне слова


Орфограммы согласных звуков в корне слова

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 471.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 471.

Орфографических правил, которые нормируют правописание гласных в корне слова, достаточно много. Но оказывается, что и с согласными все не так просто – они тоже имеют свои трудности и нормы. С какими сложностями можно столкнуться, если речь идет о согласных в корне слова, и как их разрешить?

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 30 лет.

Орфограммы с согласными звуками в корне слова

Первая категория – это непроизносимые согласные. В русском языке есть слова, в которых согласные пишутся, но не произносятся, такие, как здравствуй (говорим – здраствуй), устный (говорим – усный) и так далее. Во многих из них наличие непроизносимой согласной на письме можно проверить, если подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимая согласная будет произноситься. Например, для слова устный – это уста.

Есть слова, где непроизносимая согласная “просится”, но ее там быть не должно, такие, как чудесный, проверочным словом для которого будут “чудеса”.

Но не всегда правописание можно проверить – есть и словарные слова, наличие непроизносимой, но использующейся на письме согласной в них нужно просто запомнить – чувства, солнце и другие.

Вторая категория орфограмм – это глухие и звонкие согласные, с которыми также нередко возникает путаница. Все дело в оглушении звонких согласных, если в корне их позиция – перед глухой, и в озвончении глухих в противоположном случае. Речь идет о таких словах, как просьба (произносится з) или низкий (произносится с). Кроме того, звонкие согласные в корне оглушаются и тогда, когда стоят в конце слова, что еще больше усложняет ситуацию.

Чтобы точно знать, какая согласная пишется в корне, нужно найти однокоренное слово, в котором она стояла бы перед гласной, или изменить слово так, чтобы она оказалась в такой позиции, например, просьба – просить, глаз – глаза, лес – леса.

И третья орфограмма по правописанию согласных в корне слова – это слова с удвоенными согласными. Правило, по которому можно было бы проверить, есть в корне слова удвоение согласной или его нет, не существует. Нужно просто запомнить слова, которые называются словарными. Если говорить о существительных, то к этой категории относятся и нарицательные, и собственные виды этой части речи.

Чаще всего слова русского языка с удвоением согласной в корне являются заимствованными – суббота, Анна, грамматика.

При переносе таких слов одна согласная остается на предыдущей строке, а вторая переносится на следующую, то есть это единственный случай нарушения правил переноса слов по слоговому принципу.

Заключение

Что мы узнали?

В русском языке есть три вида орфограмм, связанных с правописанием согласных в корне слова – это непроизносимые согласные, их оглушение/озвончение из-за позиции в слове, а также удвоение. Эти орфограммы регулируются правилами русского языка, но также есть много слов, относящихся к категории словарных, правописание которых нужно просто запомнить. В любом случае, чтобы писать грамотно, нужно знать правила, уметь пользоваться словарем и многое запоминать.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Айтувлу Махмудова

    4/5

  • Юлия Калашникова

    4/5

  • Эмир Субхонбердиев

    4/5

  • Дария Петроченко

    5/5

  • Елена Казакова

    4/5

  • Сергей Ефремов

    5/5

  • Надежда Шаяхметова

    5/5

  • Марк Ломоносов

    5/5

  • Камилла Богомолова

    4/5

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 471.


А какая ваша оценка?

В русском языке не только гласные буквы в словах нужно проверять. Сложные согласные тоже требуют знания правил.

Орфограмма — это напи­са­ние сло­ва с помо­щью пра­ви­ла орфо­гра­фии или в соот­вет­ствии с тра­ди­ци­ей рус­ско­го языка.

В статье мы разберем правописание звонких и глухих согласных в корне слова, правописание удвоенных согласных, а еще правописание непроизносимых согласных.

Ещё больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Правописание согласных в корне слова в некоторых случаях мы пишем правильно даже без знания правил. Например: мир, стол, дом, сон, мох. Звонкие и глухие согласные в этих словах непарные и всегда пишутся одинаково. Ведь на их месте нет выбора букв, а значит нет и орфограмм.

А вот с правописанием парных согласных глухих и звонких звуков в корне слова дело обстоит сложнее.

 
Парные звонкие и глухие согласные звуки всегда надо проверять, потому что на их месте могут стоять разные буквы. Например: обед, свет, кошки, ложки.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Проверить правописание парных согласных звонких и глухих звуков можно разными способами.

Изменение формы слова

Чтобы проверить сомнительный парный согласный звук в слове, надо изменить его форму или подобрать такое однокоренное слово, чтобы за проверяемым согласным был гласный звук или стояли согласные л, м, н, р. Например: смазка — смазать, молотьба — молотить, гриб — грибы, грибной. 

В слове свадьба надо писать букву д, хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется  т. В слове лестница надо писать букву с, хотя в однокоренном слове лезу пишется з. В слове отверстие тоже пишется  с, хотя в однокоренном слове отверзать стоит буква з.

Чередование согласных

Для проверки согласных в слове иногда можно использовать чередование звуков: г-ж, ц-ч. Например: коврижка, пичужка (образованы от слов коврига, пичуга, с чередованием  г-ж); скворечник (образовано от слова скворец, с чередованием ц -ч).

Для вашего удобства мы собрали корни с чередующимися согласными в одну таблицу.

Правописание согласных в корне слова, таблица

Корень с чередующимися согласными  Примеры
к-ч клок — клочок, звук — звучать
ц-ч яйцо — яичко, птица — птичка
к-ц-ч лик — лицо — личный, рыбак — рыбацкий — рыбачит
г-ж флаг — флажок, круг — кружок
г-ж-з подруга — подружка — друзья
г-ж-ч стригу — стрижка — стричь
х-ш пух — пушинка, горох — горошина
с-ш покрасить — покрашу, высокий — вышка
з-ж мазь — помазать — помажу, морозить — мороженое
ск-ст-щ отпускать — отпустит — отпущу
т-ч ответ — ответить — отвечать
т-ч-щ свет — свечка — освещать
д-ж-жд ходить — хожу — хождение
б-бл любовь — любит — люблю, гребля — гребет
п-пл покупка — купит — куплю
в-вл ловля — ловить — ловлю
ф-фл разграфить — разграфленный
м-мл дрема — дремать — дремлю
д-с веду — вести
т-с плету — плести

Иногда некоторые слова с одним и тем же значением имеют два варианта написания. В них нельзя ориентироваться на чередование согласных звуков. Например: галоша —  калоша, дискутировать — дискуссировать, синтаксический — синтактический, апокалипсический — апокалиптический.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Чередование согласных

Правописание непроверяемых согласных звонких и глухих звуков в корне слова

В некоторых иноязычных словах правописание сомнительного гласного звука нельзя проверить однокоренным словом. Например: в слове абстракция нужно писать звук к, хотя в однокоренном слове абстрагироваться надо писать букву г.

Правописание таких слов нужно смотреть в словаре. Например: асбест, варежка, вокзал, ягдташ.

Правописание удвоенных согласных в корне слова

Правописание двойных согласных в корне и на стыке приставки и корня зависит от самих согласных.

Двойное ж в корне слова

Двойное ж надо писать в корнях слов: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник. В однокоренных с ними словах тоже нужно писать жж: дрожжевой, жужжание, можжевёловый, а еще в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах: жжешь, жжет, жженый, выжженный, возжженный, жжение, жженка.

Двойное с в корне слова

Двойное с нужно писать в словах ссуда, ссора и в однокоренных с ними словах: поссориться, перессориться. 

Двойное с еще нужно писать в словах с корнем -росс-. Например: Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин.

Двойные согласные в сложных словах

Двойные согласные надо писать в сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а вторая часть начинается на одну и ту же букву. Например: главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Если в таких словах первая часть оканчивается на две одинаковые согласные, то одна из них опускается. Например: грампластинка, групорг, конармеец.

Двойные согласные на стыке корня и приставки

В словах, в которых приставка заканчивается, а корень начинается с одной буквы, надо писать двойные согласные. Например: беззаветный, бессердечие, воззвание, восстание, подделать, раззадорить, рассказ.

В таких словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова. Например: рассориться (рас+ссориться ), колонный (от колонна: колонн+ный ), ванная (от ванна: ванн+ная ), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный ), одесский (от Одесса: одесс+ский ), прусский (от Пруссия: прусс+ский ), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский )

Двойные согласные в иноязычных словах

Написание слов иноязычного происхождения с двойными согласными надо смотреть в орфографическом словаре. Например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация,  аппендицит, аппликация, аппретура, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам,  дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, каллиграфия, кассация, клемма , коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция,  параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, стрептококк, теннис, терраса.

Двойные согласные в именах

В некоторых именах нужно писать двойные согласные. Эти имена не подчиняются правилам, их надо запомнить. Например: Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма.

Если такие имена употреблены в уменьшительной или фамильярной форме, то двойные согласные не пишутся. Например: Алла — Алка, Стелла — Стелка, Эмма — Эмка, Жанна — Жанка, Инна — Инка, Римма — Римка, Васса — Васка, Мирра — Мирка, Мариэтта — Мариэтка, Савва — Савка, Кирилл — Кирилка, Филипп — Филипка.

Двойные согласные в сложных словах, которые пишутся через дефис

Если в сложных словах первое слово нужно писать через дефис и в нем есть двойные согласные, то удвоенные буквы сохраняются. Например: масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова 

В некоторых словах есть непроизносимые сочетания букв: здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц. Чтобы знать правописание непроизносимых согласных, надо изменить форму этого слова или подобрать однокоренные слова. Например: грустный (грустен, грустить); гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть); свиснуть (свисать). 

Надо помнить, что в ряде слов в соче­та­нии соглас­ных сн нет непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка. Не надо писать соглас­ный т в сле­ду­ю­щих словах: без­глас­ный, вкус­ный, гнус­ный, интри­ган­ский, искус­ный, искус­ни­ца, инте­рес­ный, живо­пис­ный, небес­ный, кос­ный (в зна­че­нии «отста­лый»), кудес­ник, опас­ный, сло­вес­ный, сло­вес­ность, ужас­ный, ровес­ник, чудесный.

Надо запомнить правописание согласных в следующих словах: блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя  стекло).

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Чтобы проверить непонятные согласные в корне слова, надо подобрать к нему проверочное слово. Например: пруд — пруды, молотьба — молотить, узкий — узок, прут — прута.

Чтобы было проще подобрать проверочное слово, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: лодка — лодочка.
  2. Поставьте слово во множественное число. Например: круг — круги.
  3. ​​​​​​​Измените падеж слова. Например: враг — врага.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Интересуетесь правилами русского языка? На сайте вы найдете полезные статьи на эту тему. Например, можете прочитать о правописание сложных слов, правописании частиц или о употреблении ь и ъ знаков.

Теперь вы знаете все правила правописания согласных в корне слова. А если у вас еще остались вопросы, обращайтесь в студенческий сервис.

Интересно узнать, когда появились правила в русском языке. Действующие правила русского правописания были утверждены в 1956 году. Это первый и единственный в истории русского языка полный общеобязательный свод правил орфографии и пунктуации. До 1956 года подобного свода не было. На что тогда ориентировались при написании слов? До 1956 года толком и не было правил в привычном понимании. Единых и устоявшихся, без разнобоя и противоречий. Наиболее авторитетным справочником дореволюционной России считалось «Русское правописание» Я. К. Грота. Современные филологи называют Грота «дореволюционным Розенталем». Сейчас эта книга перешла в общественное достояние.

Проверяемые согласные в корне слова

Многие слова русского языка имеют в своём морфемном составе, а именно – в корне, согласную, правописание которой у вызывает сомнения. В зависимости от того, можно ли его проверить, выделяют две орфограммы – проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова.

Непроверяемые согласные – это те, правописание которых можно узнать только с помощью орфографического словаря. Как правило, это слова иноязычного происхождения. Например: аптека, рюкзак, экзамен, бардак, дисбаланс, ветчина, рикша и др.

Проверяемые согласные – такие слова, верное написание которых можно проверить с помощью стандартных правил. Рассмотрим эту орфограмму подробнее.

Для того, чтобы определить, какой согласный должен писаться в корне, нужно найти однокоренное слово (ряд слов) или словоформу, в которых согласная будет произноситься отчётливо. Этот способ поможет избежать ошибок на письме.

дуб – дуба (дубовый, дубок), хлеб – хлеба, голубь – голубок (голубиный), круг – круги.

Перечислим случаи, в которых согласный будет звучать чётко:

  • если он стоит перед гласным: зуб – зубы;
  • если согласный предшествует непарным сонорным звонким согласным (р, н, м, л): сквозь – сквозной.

Приведём ещё несколько способов, с помощью которых удастся подобрать правильную согласную букву:

  1. Изменить число имени существительного (пруд – пруды, луг – луга).
  2. Изменить падежную форму имени существительного (Бог – Бога, краб – краба).
  3. Полную форму имени прилагательного заменить краткой (узкий – узок, вязкий – вязок).
  4. Найти однокоренное слово, которое имеет в своём составе уменьшительно-ласкательный суффикс (дождь – дождик, трубка – трубочка, гриб – грибочек).
  5. Заменить имя существительное формой глагола (косьба – косит, ковка – ковать).

Обратите внимание! Существительное «свадьба» пишется с согласной «д» в корне (проверочное – «свадебный», а не «сватать»). Лексему «изморось» нужно писать с «с» (проверочное – «моросить»), а в слове «изморозь» – «з» (проверочное – «морозить»).

Иногда бывает, что при изменении лексемы или подборе однокоренного слова появляется другая согласная. Такое явление называется чередованием согласных. Оно свойственно многим словам и связано с историческими процессами в русском языке.

друг – друзья (дружба), выход – выхожу, варяг – варяжский, труд – тружусь, приезд – приезжать, снег – снежок и др.

Кроме того, существуют лексемы, в корень которых включена непроизносимая согласная (в устной речи она не произносится). Проверить её можно только путём подбора однокоренных слов или словоформ, но она также относится к группе проверяемых согласных в корне слова.

хрустнуть – хрустеть, вестник – весть, агентство – агент, яростный – ярость и т.д.

Случается и так, что в некоторых лексемах пишут дополнительную согласную, которая, по правилам, не должна ни писаться, ни произноситься. Перед тем, как писать эти слова, нужно подобрать к ним родственные лексемы. Этот способ докажет, что в их корне нет непроизносимого согласного. Однако некоторые слова невозможно проверить, поэтому их правописание рекомендуется запомнить.

Приведём примеры для лучшего запоминания: опасный – опасно, искусный – искусен, ужасный – ужасен, косный – косен.

Таким образом, правил, которые помогут проверить согласную в корне, немного. Их следует выучить, чтобы писать грамотно. Также нужно быть внимательными, чтобы не пропустить исключения, которыми богат русский язык.

Орфограмма № 3.Проверяемые согласные в корне слова.

№3. Проверяемые согласные в корне слова.

ПРАВИЛО.

Чтобы проверить согласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы данная согласная звучала чётко.

Подсказка.

· Чётко согласный звучит если стоит перед гласным:

дуб — дубы.

· Чётко звучит согласный (то есть стоит в сильной позиции), если находится перед непарными звонкими сонорными согласными: М,Н,Л,Р.

Сквозь – сквозной, дуб – дубрава.

Рекомендации, как можно проверить согласные в корне.

· Полное прилагательное поставьте в краткую форму: чуткий- чуток.

· Существительное замените глаголом: ходьба – ходить.

· Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом: лодка-лодочка.

· Измените число существительного: круг-круги.

· Измените падеж имени существительного: враг – врага.

· Имейте в виду, что часто происходит чередование согласных в корне: бедняжка – бедняга (можно бедняжечка), приезжать – приезд.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Ковка – ковать (проверили, подобрав однокоренное слово, в котором проверяемый согласный стоит перед гласным).

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Красивый лу…

Красивого луга (проверили, изменив форму слова, поставив его в родительный падеж).

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Вя…кий

Вязок (проверили, поставив согласный перед гласным, подобрав краткую форму).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Правила правописания проверяемых согласных в корнях слов

Проверяемые согласные в корне слова

В русском языке есть согласные, которые отличают парность по глухости — звонкости. На письме это разные буквы, но в речи в некоторых словах они звучат одинаково, либо являются взаимозаменяемыми. Например, это такие парные согласные как [д] — [т], [ж] — [ш], [б] — [п], [в] — [ф], [з] — [с], [г] — [к]. Они встречаются при произношении слов: род, короб, плод, плов, молодежь, шапка, сказка и др.

Для проверки правописания согласного в корне слова подбираем однокоренное или такую форму слова, где эта согласная слышится четко, ясно и не вызывает сомнений.

Отличия проверяемых согласных от непроверяемых

Не все согласные можно проверить. Слова с непроверяемыми согласными в корне слова необходимо запомнить. Они часто встречаются на диктантах на орфографию, в контрольных работах по русскому языку.

Предлагаем запомнить словарные слова: вокзал, футбол, анекдот, аптека, космонавт, экзамен, здесь, сдоба, спортсмен.

Правило проверки проверяемой согласной в корне слова

Как проверить согласную в корне слова:

  • можно изменить форму слова или подобрать однокоренное так, чтобы после согласной стояла гласная: ходьба — ходить, краб — крабовый, труд — перетрудиться, коробка — коробочка;
  • также проверить написание буквы можно подобрав слово, где после орфограммы будет стоять сонорные р, л, н, в, м: зубки — зубной, кровь — кровный, мороз — морозный.

Чередования согласных в корне слова

В русском языке насчитывается порядка двадцати примеров корней с чередующимися согласными. Выученная орфограмма поможет верно сделать морфологический разбор, подобрать однокоренное слово и улучшит знания о лексике русского языка.

Корень с чередующимися согласными Примеры
к//ч клок — клочок, звук — звучать
ц//ч яйцо — яичко, птица — птичка
к//ц//ч лик — лицо — личный, рыбак — рыбацкий — рыбачит
г//ж флаг — флажок, круг — кружок
г//ж//з подруга — подружка — друзья
г//ж//ч стригу — стрижка — стричь
х//ш пух — пушинка, горох — горошина
с//ш покрасить — покрашу, высокий — вышка
з//ж мазь — помазать — помажу, морозить — мороженое
ск//ст//щ отпускать — отпустит — отпущу
т//ч ответ — ответить — отвечать
т//ч//щ свет — свечка — освещать
д//ж//жд ходить — хожу — хождение
б//бл любовь — любит — люблю, гребля — гребет
п//пл покупка — купит — куплю
в//вл ловля — ловить — ловлю
ф//фл разграфить — разграфленный
м//мл дрема — дремать — дремлю
д//с веду — вести
т//с плету — плести

Примеры упражнений для 5 класса

Выполните задание: спишите слова, вставляя одну из указанных букв. Выделите орфограммы.

Б или П? Коро. ка, скри…ка, ли…кий, а…тека.

В или Ф? Выши…ка, коро…ка, шка…чик, морко…ка.

Г или К? Во…зал, пиро…, бубли…, бере….

Д или Т? Ло. ка, хо…ьба, запла…ка, закла…ка.

Ж или Ш? Кни…ка, мы…ка, поду…ка, сторо….

З или С? Дер…кий, про…ьба, ска…ка, бере…ка.

Ответы к заданию:

  1. Коробка, скрипка, липкий, аптека.
  2. Вышивка, коровка, шкафчик, морковка.
  3. Вокзал, пирог, бублик, берег.
  4. Лодка, ходьба, заплатка, закладка.
  5. Книжка, мышка, подушка, сторож.
  6. Дерзкий, просьба, сказка, березка.

Перед вами пары одинаково произносимых слов. Выпишите их и придумайте к ним несколько однокоренных слов, а также по одному предложению с каждым из этих слов. Подчеркните в них орфограммы: молот, плод, луг, род, молод, лук, плот, рот.

Пруд — прудок, запруда, прудить.

Прут — прутик, прутья, прутковый.

Этим летом мы часто ловили рыбу и купались в пруду за деревней.

Красивая новая изгородь из прутьев радовала бабушку каждый день.

Ответы к заданию:

Молод — молодость, молодиться, молодой, молодежь.

Молот — молоток, молотить, молоточек.

Герой известного литературного произведения был молод и очень красив.

Ударив молотом по металлической конструкции, он дал старт новому большому проекту.

Плод — плодиться, приплод, плодовое.

Плот — плотик, плотина.

В этом году яблоня дала необычайно много плодов.

Помню, дедушка учил в детстве, как строить плот.

Луг — луговой, лужок.

Лук — луковка, луковица, луковичка, луковый.

Этим утром пастух особенно спешил погнать коров и овец на луг: начиналось лето.

Украшением любого стола может стать яркий зеленый лук с грядки.

Род — родиться, родовой, родные, родители, родственники.

Рот — роток, ротик, ротовой.

На днях в соборе обвенчались представители знатного рода.

Рот его скривился, когда в комнату вошли без спроса.

источники:

http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1418-orfogramma-3-proveryaemye-soglasnye-v-korne-slova

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/5/pravila-pravopisaniya-proveryaemyh-soglasnyh-v-kornyah-slov

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Орфограммы.

№3. Проверяемые согласные в корне слова.

ПРАВИЛО.

Чтобы проверить согласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы данная согласная звучала чётко.

Подсказка.

·        Чётко согласный звучит если стоит перед гласным:

дуб – дубы.

·        Чётко звучит согласный (то есть стоит в сильной позиции), если находится перед непарными звонкими сонорными согласными: М,Н,Л,Р.

Сквозь – сквозной, дуб – дубрава.

Рекомендации, как можно проверить согласные в корне.

·        Полное прилагательное поставьте в краткую форму: чуткий- чуток.

·        Существительное замените глаголом: ходьба – ходить.

·        Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом: лодка-лодочка.

·        Измените число существительного: круг-круги.

·        Измените падеж имени существительного: враг – врага.

·        Имейте в виду, что часто происходит чередование согласных в корне: бедняжка – бедняга (можно бедняжечка), приезжать – приезд.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Ко..ка

Ковка – ковать (проверили, подобрав однокоренное слово, в котором проверяемый согласный стоит перед гласным).

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Красивый лу…

Красивого луга (проверили, изменив форму слова, поставив его в родительный падеж).

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Вя…кий

Вязок (проверили, поставив согласный перед гласным, подобрав краткую форму).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Письмо. Орфография. Урок 4

ТЕМА: ОРФОГРАММЫ В КОРНЯХ СЛОВ. Урок 20

ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Смолина Лариса Николаевнаучитель русского языка и литературы

Цели:

1. Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные.

2. Сформировать умение безошибочно писать согласные в корнях слов.

Оборудование: пример алгоритма «Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам»; карточки-задания (индивидуальные).

Методическое обоснование: на данном уроке формируется понятие об орфограммах согласных корня (проверяемых – непроверяемых, непроизносимых, удвоенных), идет овладение способом определения написания согласного, отрабатывается умение безошибочно писать согласные в корнях слов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение правила обозначения буквами гласных звуков.

1. Беседа по вопросам:

– Какие написания в словах являются орфограммами?

– Как называются приметы в словах, по которым мы можем найти орфограммы?

– По какому опознавательному признаку мы находим в словах орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»?

2. Практические задания:

1) Учащиеся списывают с доски слова и обозначают знаком v опознавательный признак орфограммы – гласной буквы.

Земля, звезда, деревья, тропа, снопы, поля, гроза.

2) Учащиеся списывают с доски словосочетания, находят по опознавательному признаку (безударности гласного) орфограмму – гласную букву и подчеркивают соответствующую ей букву.

Зеленые поля, садовые цветы, ночной стороне, чистая роса, тяжелые колосья.

III. Изучение нового материала.

1. Объяснительно-иллюстративная беседа.

Учитель. У орфограмм – согласных букв существует свой перечень опознавательных признаков.

Сегодня мы рассмотрим некоторые из них, повторим уже известное об орфограмме «Согласные буквы в корне слова». Давайте проанализируем слова, записанные на доске:

хлеб, луг, косьба, грядка.

Подумайте, какие места в данных словах вызывают орфографические затруднения. Почему?

(При написании первых двух слов («хлеб», «луг») затруднение вызовет конец слова, так как и звонкие и глухие согласные в этой позиции произносятся как глухие. В двух следующих словах («косьба», «грядка») произношение согласных, стоящих перед другими согласными буквами, тоже расходится с написанием и, следовательно, место согласного перед другим согласным является «опасным» с орфографической точки зрения.)

Учитель на основании ответов учащихся делает вывод: выявленные места в данных словах – это конец и стечение согласных – самые яркие приметы повторяемой орфограммы, или опознавательные признаки орфограммы – согласной буквы.

2. Чтение и запоминание основного теоретического материала на с.30 (28).

3. Выполнение упражнения 65 (65) на с.30 (28).

4. Повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слов» по заданиям:

1) Записать слова, выделяя в них корни, в два столбика:

-cm-

-сн-

Властный, устный, гласный, запасной, опасный, доблестный, вкусный, словесный, чудесный, хлестнуть, блеснут.

2) Найти «лишнее» слово (устно).

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

5. Ознакомление с алгоритмом распознавания орфограмм согласных.

Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам

1) Определи, заканчивается ли слово на согласный, парный по глухости-звонкости.

Да.

Нет.

Вывод: это орфограмма –
согласная буква.

2) Установи, есть ли в слове
стечение согласных букв.

Да.

Нет.

Вывод: это орфограмма –
согласная буква.

3) Проверь, есть ли н в конце
слова перед гласным.

Да.

Нет.

Вывод: это орфограмма –
согласная буква.

Вывод: в этом слове нет
орфограмм – согласных букв.

IV. Закрепление полученных сведений.

1. Запишите в четыре столбика слова, в которых:

1) происходит изменение согласного в конце слова;

2) происходит изменение согласного в середине слова;

3) есть непроизносимые согласные;

4) есть удвоенные согласные:

кадка, несчастный, рожь, молодежь, перевозка, группа, капустный, ошибка, коллекция, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный, теннис.

2. Запишите под диктовку, графически объясните написание согласной в корне.

Звездное небо, шествовать по дороге, участвовать в соревновании, шефствовать над малышами, опасный переход, честное признание, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, громоздкий узел, долго здравствовать, тростниковые заросли, страстный призыв, блеснуть на солнце, просьба отца.

3. Выполнение упражнений 67–68 (67–68) на с.31-32 (29).

V. Итог урока.

Выполнение задания на индивидуальных карточках, которые учащиеся сразу сдают для проверки учителю.

Примеры карточек-заданий.

1. Найти и подчеркнуть место применения орфографического правила в корне слова по опознавательным признакам орфограмм – гласных и орфограмм – согласных букв; обозначить опознавательные признаки орфограмм (подчеркнуть места применения орфографических правил).

Снег, вода, земля, голубь, молотьба, морской, косьба, сторож.

2. В корнях каких слов содержится несколько опознавательных признаков? Выделить эти слова и места применения орфографических правил в них.

3. Обозначить опознавательные признаки орфограмм – согласных букв и подчеркнуть места применения орфографических правил.

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

2) … Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

3) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

А. С. Пушкин

Домашнее задание: параграф 14, упражнения 69–71 (69–71) на с.32 (29–30).

3

Добавить комментарий