Слово «дождь» правильно пишется с конечными буквами «ж» и «д», что докажет проверочное слово «дождик», а также «дождить», «задождить», «дожди».
При произношении слова «дождь» оглушаются конечные согласные. Чтобы правильно написать это существительное, подберем проверочное слово с целью, чтобы после согласных оказался гласный звук, который прояснит их звучание.
В речи это слово произносится с оглушением конечных согласных и заменой их парными глухими звуками:
до́ждь [д о ш т’].
Проверим буквы «ж» и «д» в слове «дождь»
Чтобы узнать, как правильно пишется слово «до́ждь», имеем в виду, что большинство слов русского языка пишутся не так, как произносятся.
В русском языке преобладает не фонетический принцип написания слов (как слышу, так и пишу), а морфологический, что значит, что морфема, в данном случае корень, должна сохранится в едином виде в любой грамматической форме слова и во всех родственных лексемах, кроме случаев чередования гласных и согласных.
Поэтому, чтобы правильно написать это существительное, не полагаясь на его произношение, подберем к слову «до́ждь» проверочные слова:
- дождик,
- дождить,
- задождить.
Существует второй способ проверки — изменение грамматической формы существительного:
- дождь — дожди.
Гласный «и», появившийся после требующих проверки согласных в родственных словах и в форме множественного числа рассматриваемого существительного, прояснил их звучание.
Следовательно, правильно напишем «дождь» .
Проверочное слово к слову «дождь» — «дождик», а также «дождить», «задождить», «дожди».
Примеры
Летний теплый до́ждь шепчется с листвой в саду.
Кажется, уже собирается до́ждь.
Осенний до́ждь сыплет и сыплет мелким бисером на дома, деревья, поля и луга.
Чтобы понять, почему в рассматриваемом существительном пишется это конечное буквосочетание «жд», нехарактерное для исконно русских слов, узнаем происхождение интересующей нас лексемы.
Происхождение слова «дождь»
Это существительное очень древнее. Оно образовано от праславянского слова dъzdzь, которое явилось основой для появления общеславянского слова, обозначающего атмосферные осадки в виде струй воды. Букву «ж» проверить в отдельности в современном русском слове «дождь» не получится, из-за того что нет таких слов, в которых появился бы гласный звук в сочетании согласных «жд». Сравним написание белорусского слова «дождж».
До́ждь идет по городу вразвалку
Шумный и высокий,
Как верста!
Залил синим светофор-мигалку,
Смыл зевак
С чугунного моста.
Разогнал торговок на базарах.
Выстрелом из огненной пращи
На прохожих, молодых и старых,
Разукрасил бисером плащи,
В закоулках сумрачного парка
Растолкал седые тополя,
А потом под радужную арку
Зашагал
Окраиной
В поля!Тимофей Белозеров
Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 11
Правописание слова «дождь»
Слово «дождь» правильно пишется с конечными буквами «ж» и «д», что докажет проверочное слово «дождик», а также «дождить», «задождить», «дожди».
При произношении слова «дождь» оглушаются конечные согласные. Чтобы правильно написать это существительное, подберем проверочное слово с целью, чтобы после согласных оказался гласный звук, который прояснит их звучание.
В речи это слово произносится с оглушением конечных согласных и заменой их парными глухими звуками:
Проверим буквы «ж» и «д» в слове «дождь»
Чтобы узнать, как правильно пишется слово «до́ждь», имеем в виду, что большинство слов русского языка пишутся не так, как произносятся.
В русском языке преобладает не фонетический принцип написания слов (как слышу, так и пишу), а морфологический, что значит, что морфема, в данном случае корень, должна сохранится в едином виде в любой грамматической форме слова и во всех родственных лексемах, кроме случаев чередования гласных и согласных.
Поэтому, чтобы правильно написать это существительное, не полагаясь на его произношение, подберем к слову «до́ждь» проверочные слова:
Существует второй способ проверки — изменение грамматической формы существительного:
Гласный «и», появившийся после требующих проверки согласных в родственных словах и в форме множественного числа рассматриваемого существительного, прояснил их звучание.
Следовательно, правильно напишем «до жд ь» .
Примеры
Летний теплый до́ждь шепчется с листвой в саду.
Кажется, уже собирается до́ждь.
Осенний до́ждь сыплет и сыплет мелким бисером на дома, деревья, поля и луга.
Чтобы понять, почему в рассматриваемом существительном пишется это конечное буквосочетание «жд», нехарактерное для исконно русских слов, узнаем происхождение интересующей нас лексемы.
Происхождение слова «дождь»
Это существительное очень древнее. Оно образовано от праславянского слова dъzdzь, которое явилось основой для появления общеславянского слова, обозначающего атмосферные осадки в виде струй воды. Букву «ж» проверить в отдельности в современном русском слове «дождь» не получится, из-за того что нет таких слов, в которых появился бы гласный звук в сочетании согласных «жд». Сравним написание белорусского слова «дождж».
До́ждь идет по городу вразвалку
Шумный и высокий,
Как верста!
Залил синим светофор-мигалку,
Смыл зевак
С чугунного моста.
Разогнал торговок на базарах.
Выстрелом из огненной пращи
На прохожих, молодых и старых,
Разукрасил бисером плащи,
В закоулках сумрачного парка
Растолкал седые тополя,
А потом под радужную арку
Зашагал
Окраиной
В поля!
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/pravopisanie-slova-dozhd.html
Запиши слова в два столбика в зависимости от орфограммы, которая есть в слове: дождь, снежок,, ложка, рыбка, сосновый,
Ответ или решение 1
Данные слова можно распределить на 2 группы: 1 группа — слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. 2 группа — слова с парной согласной в корне, которую тоже можно проверить, изменив слово.
1 группа (слова с безударными гласными, проверяемыми ударением): снежок — снег, сосновый — сосны, водичка — воды, добро — добрый, грибной — гриб, плечо — плечи, столбы — столб, весна — вёсны, стрела — стрелы, зерно — зёрна.
2 группа (слова с парными согласными в корне, которые можно проверить, изменив слово). Дождь — дожди, ложка — ложечка, рыбка — рыбёшка, близкий — близость, улыбка — улыбаться, кнопка — кнопочка, лодка — лодочка, кошка — кошечка, травка — травушка, ветка — веточка.
Источник статьи: http://vashurok.ru/questions/zapishi-slova-v-dva-stolbika-v-zavisimosti-ot-orfogrammi-kotoraya-est-v-slove-dozhd-snezh
Существительное Дождь очень простое для орфографического разбора, потому что имеет только один слог, и тот естественно ударный.
Дождь – существительное второго склонения.
Орфограмма оглушенная согласная Ж и оглушенная согласная Д в сочетании ЖД.
Проверить эти согласные можно только поставив после сочетания гласную, чтобы звучание букв стало отчетливым. Например словом Дождики.
Мягкий знак играет смягчающую роль и ставится на конце слова.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить
Дожди: проверочное слово
Определение и морфемный разбор слова “дожди”
Слово “дожди” является формой именительного падежа множественного числа существительного “дождь”, которое употребляется в следующем значении:
- атмосферные осадки в виде капель или струй воды
Сделаем морфемный разбор слова, чтобы посмотреть в какой части слова находится сомнительная буква:
- д о жд – корень
- и – окончание
В данном слове нас интересует безударная гласная “о” в корне слова.
В русском языке для проверки безударной гласной в корне слова необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором сомнительная гласная займет ударную позицию.
Подбор проверочных слов для существительного “дожди”
Проверочное слово к слову “дожди” – это слово “дождь”
В данном случае в качестве проверочного слова мы возьмем слово “дождь”, которое является начальной формой существительного “дожди”.
Поскольку в корне начальной формы пишется гласная “о”, то и в проверяемом слове “дожди” следует писать гласную букву “о”.
Безударные гласные в корне слова
Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.
В качестве проверочного слова может выступать:
- однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи и т.п.): дождливый — дождь, лесной — лес, повар — варка, варит.
- измененная форма этого же слова: грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.
Непроверяемые безударные гласные
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.
Более подробно о них можно почитать в статьях:
Чередующиеся безударные гласные
В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения. Данное правило отрабатывается в 5 классе.
Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»
- Поставь в слове ударение.
- Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
- Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
- Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
- Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая безударная гласная (словарное слово).
Словарные диктанты
- Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
- Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
- Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
- Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара, паруса, мячи, дворы.
- Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
- Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
- Вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
- Гостил, дарил, платил, ласкал, сорил, возил, шагал, свистел, светил, кормил, бежал, читал, сказал, стоял, написал, очищал, заплатил, звонил.
- Ворота, голова, голод, голос, волосок, дорогой, молодой, болотный, молоко, борода, морозный, город, берег, сторона.
- Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
- Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны.
- Валить деревья, бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, скрипят сапоги.
Раскраски по теме «Безударные гласные в корне слова»
Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»
Карточка 1
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Избы — ..бушка. окна — ..кошечко, бревнышко — бр..вно, весла — в..сло, польза — п..лезный, заварка — в.. рить, возик — отв..зить, смена — отм..нить, норка — н..ра, весны — в..сна, петли — п..тельки, галки — г..лчата, счастье — сч..стливый, больно — б..леть, плата — упл..тить, помог — пом..гать.
2. Вставь пропущенные буквы и спиши текст.
В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.
Карточка 2
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Порядок — р..ды, вёдра — в..дёрочко, сестрин — с..стрица, озеро — . зера, уносит — н..сить, шалость — наш . лил, гости — уг..стил, скрип — скр..петь, певчий — п..вунья, пчелка — пч..ла, корешок — к..ренья, морщит — м..рщины, дальше, — д..лекий, копка — к..пать, пестренький – п..стреть, сказка – подск..зать.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Мостовая, мостик — м ..сты, сосенка, с . сновый — с ..сна, деревянный, деревья — дер..во, старенький, старик — ст..рушка, колосится, колос — к..лосья, сердечко, сердце — с..рдечный, завинтил, винтик — подв..нтить, просьба, проситель — попр..сить.
Карточка 3
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Корка -— к..ра, трость — тр..стник, почта — п..чтальон, осенний — ос..нь, клен — кл..новый, спешка — сп..шить, темный — пот..мнело, смотр — посм..трел, столб — ст..лбы, цены — ц…на, плот — пл..тина, водный — в..дяной, цвет — цв..тут, лить — пол.. вать, пилит — отп..лить, точит — нат..чить.
2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.
Карточка 4
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Совиный, совушка — с..ва, отчим, отечество — ..тец; овечий, овцы — ..вечка, подводник, водяной — в..дица, домище, домик — д..машний, охрана, сохранить — охр..нять, каток, покатый — пок..тать, откачка, качать — раск..чали.
Карточка 5
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Носик — н..сы, столик — ст..ляр, девушка — д..вица, черви —ч..рвячок, треск — тр..скучий, повозка — в..зить, починка —поч..нить, цепи — приц..пил, половодье — в..да, сторона — ст..ронка, чижик — ч..жи, сельди — с..ледка, тонет — пот . нул, наряды — нар..дить, глядя — подгл..дел, ослеп — сл..пой.
2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Ветры, дуют, х..л..дные.
Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые
Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.
Карточка 6
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Полюшко — п..лянка, ядрышко — ..дро, травушка — тр..ва, свист — св..сток, мед — м..довый, черный — ч..рнеть, чистка — выч..стить, узнали — узн..вать, море — м..ря, мостик — м..стовая, стрелка — стр..лок, бедность — б..дняк, часики — ч..совой, сброс — бр..сать, лежа — пол..жать, указка — ук..зать.
2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Р..бята, оделись, т..пло.
Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.
Теперь, м..ро. им, не страшен.
Карточка 7
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Грач — гр..чи, земли — з..мля, головы — г. лова, яйца— . ичный,писк—п..щать, гнал — выгн..л, поспешно — засп..шил, козочка — к..за, кончик — к..нец, лес — л..сник, гололед — л..дяной, походка — х..дить, защита — защ..щать, вышагивал — пош..гал, кольца — к..льцо.
2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.
Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_од, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета, в_сло, ч_сло.
Карточка 8
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Повозка — в..зы, доски — д..щечка, зернышко — з..рно, голодный — гол..д, вождь — в..жатый, ходит — перех..дил, молча — зам..лчал, загадка — отг..дать, свечи — св..ча, численник — ч..сло, слово — сл..варь, ежик — . .жи, центр — ц..нтральный, лежа—л..жать, мирный — м..рить, седенький — пос..деть.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Бобовый, боб — б..бы, сторож, сторожит — ст..рожка, дешевый, дешево — д..шевле, рябенький, рябина — р..бой, ночлег, ноченька — н .девать, стойка, стоять — пост..ять, тянут, тянучка, пот..нули, пастушок, пас — п..стух, поделка, деловой — д..ла, тепленький, тепло — пот..плело, зелень, зеленоватый — з..леный, кормушка, накормит — к . рмить, скрип, скрипучий — заскр..пел, читать, прочитанный — поч . тать.
Карточка 9
- Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.
Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Телята, телка — т..леночек, земли,земляк — з..мляной, кройка, скроить — выкр..йка; скалы, скалистый — с..кла, бобры, бобрик — б..бровый, выгон, гонки — заг..нять, терять, потерял — раст..рял, долг, одолжи — зад..лжал, задание, задано — з..дача, колко, наколка — к..лючка, голубь, голубчик — г..лубятня, кончать, окончил — нак..нечник, лошадь, лошадка — л..шадиный, парит, парник — п..рниковый, волнение, волны — в..лновать, потерпишь, терпение — пот..рпеть.
Карточка 10
- Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.
Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно — с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, бельевой, побелка — б..лье, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.
Карточка 11
- Спиши текст, исправив ошибки.
Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный—объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.
Карточка 12
- Спиши текст, исправив ошибки.
Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.
2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.
Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны, вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
Карточка 13
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
…— м_сник, …— л_дник, …— В_силий, … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить, … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.
2. Составь предложения со словами.
С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.
Карточка 14
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
…— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел, … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.
2. Составь предложения со словами.
К..за, ..вца, тр..ва, в..да, сп..на, стр..на, в..лна, р..га, сл..ды, п..руса, дв..ры.
Карточка 15
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
. . . — ст . на, . . . —л . цо, . . . — хол . д, . . . — кл . довая, . . . — пч . линый, . . . — з . мовать, . . . — ост . влять, . . . — зав . дить, . . . — поде . нить, . . . — стр .на, . . . — д . бро, . . . — т . рговать,. . . — м . рекой, . . . — п . стреть, . . . — пощ . дить, . . . — оп . здать, . . . — пригр . зить, . . . — фл . жок, . . . — в . ртушка, . . .— м . стовая, . . . — . сел, . . . — г . лодный, . . .— пот . чить, . . . — ск. . льзить.
2. Составь предложения со словами.
..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.
Карточка 15
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, … – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На в…стоке п…к…залась ранняя зорька.
Карточка 16
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.
2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.
Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.
Карточка 17
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница, … — попр..сить, … — нап..лить, … — … — п..ченье, … — с..мья.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды.
Карточка 18
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть, …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.
Карточка 19
- Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.
Карточка 20
- Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
Бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, молодой человек, сидит на вершине, далекая площадка, мохнатая борода.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая ш_шки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ
Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.
Отварить — отворить.
Полоскать — поласкать.
Посидела — поседела.
Примирять — примерять.
Обежать — обижать.
Слезать — слизать.
Запивать — запевать.
Посветить — посвятить.
Разредить — разрядить.
Спешите — спишите.
Развевается — развивается.
Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.
Надеюсь статья была для вас полезной!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Назови слова с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова». Дождь Дождик. Сыро. Мокрота. Нет ни кошки, ни кота
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,275
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,103
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
источники:
http://naymenok.ru/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova/
http://www.soloby.ru/709242/%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B8%D0%BA-%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0
Употребление ь для обозначения мягкости согласных
В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется.
Пример
Мощный (без ь), хищник (без ь), кончать (без ь).
Есть случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется. О правописании таких слов надо справляться в орфографическом словаре.
Пример
Мостик (без ь), гвозди (без ь), пончик (без ь).
Мягкость [л’] перед согласным всегда обозначается мягким знаком.
Пример
Болельщик, вскользь, мельче.
УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 5 класс.
Проверить правописание любого слова
Результаты поиска
Слово/Фраза
Правило
дождь Употребление ь для обозначения мягкости согласных
Употребление ь для обозначения мягкости согласных
дождь Проверяемые согласные в корне слова
Проверяемые согласные в корне слова
Записи 1-3 из 3