Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
- В корнях.
- В приставках и после них.
- В суффиксах.
- В окончаниях.
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Орфограммы — что это такое
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает – орфография (что это?).
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
- ЖИЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
- СЧАСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
- ВОДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
- ЖЕЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
- САМОЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
- ЛЕДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
- БЕГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
- УХОДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
- АРГУМЕНТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
- СЕРДЦЕ – сердечный;
- ИЗВЕСТНЫЙ – весть;
- УЧАСТНИК – участие;
- ЗДРАВСТВУЙ – здравие;
- СОЛНЦЕ – солнечный;
- СЕРДЦЕ – сердечный;
- ЧЕСТНЫЙ – честь.
Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Это правило появилось в русском языке ровно 100 лет назад, когда большевики провели реформу. Раньше все приставки заканчивались на букву «З», и вопросов ни у кого не возникало. Теперь же есть разделения: воз-/вос- , из-/ис, раз-/рас, вз-/вс- , без-/бес- , роз-/рос- .
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.
бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».
безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд
Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?
УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»
«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»
Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
длиНа – длиННый, соН — соННый
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН- и -ОНН- , то пишется две буквы «Н», независимо от корня.
соломЕННый, листвЕННый, станциОННый
А если используются суффиксы -АН- , -ЯН- и -ИН- , то буква «Н» остается в одиночестве.
Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».
Резюме
Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.
Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Все эти элементарные правила надо бы как-то донести до многих современных блогеров. А то страшно же — читаешь порой статью, а там ошибка на ошибке. Причём, такие глупые ошибки, что недоумеваешь, как они вообще дожили до своих лет.
Что такое орфограмма и как её обозначить?!
На сегодняшний день в великом и могучем русском языке немало различных правил. Некоторая часть из них может показаться непонятными и даже неправильными. Но все они обязательно подчиняются орфограммам. Что это такое — орфограмма? Само слово произошло от двух греческих:
Литературный же перевод будет выглядеть так — «правильно пишу» .
Отсюда пошла целая наука — орфография, которая изучает все орфограммы и содержит весь свод правил русского языка.
На чём основывается выбор орфограммы?
На особых принципах. Вот они:
— Фонетический.
Главным требованием здесь является написание в соответствии с произношением. Например, бесхозный, сызнова, сразу.
— Морфологический.
Согласно ему все морфемы в слове пишутся одинаково. Пример, гора – горный, вода — водный.
— Традиционный.
Если же написание определить трудно и нельзя объяснить его современными правилами, то в таких словах используются старые правила, то есть они пишутся по традиции. Например — Мираж, Каблук, Собака.
— Дифференцирующий.
Не стоит снимать со счетов и тот факт, что в русском языке есть очень много слов, заимствованных из других языков мира. В то же время в языке уже было слово с таким же написанием и произношением. И вот тут как раз работает дифференцирующий принцип. Например, компания — кампания, бал-балл.
Как выделить и обозначить орфограмму?!
Орфограмма может располагаться в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.
Чтобы выделить орфограмму найденную в слове — просто обозначьте ту часть слова, в которой орфограмма находится. Рядом так же графически поясните написание.
Для пример рассмотрим орфограмму «Чередующиеся безударные гласные в корне слова» на слове «Приложение». Орфограмма в данном случае — это написание буквы «О» в корне — «лож». Обозначать её будем так — выделяем корень, одной чертой подчеркнём букву О, а двумя — букву Ж. В данном случае написание этой чередующейся безударной гласной полностью зависит от последующей согласной.
Второй пример — слово «распарился». Здесь нас интересует написание приставки. Чтобы обозначить орфограмму в слове надо подчеркнуть букву С и последующую согласную букву П. В данном случае написание зависит от того, звонкий или глухой согласный расположен после приставки. Подчеркнём одной чертой букву «С», а двумя — букву «П».
В одном слове могут быть сразу несколько орфограмм. Если Вы будете правильно их обозначать, то будете и грамотно писать слова.
[spoiler title=”источники:”]
http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/orfogramma-chto-ehto-takoe-russkom-yazyke-primery-slov.html
[/spoiler]
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Орфограммы — что это такое
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает – орфография (что это?).
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
- ЖИЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
- СЧАСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
- ВОДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
- ЖЕЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
- САМОЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить…
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
ЖИ-/ШИ, ЧА-/ЩА, ЧУ-/ЩУ
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
- ЛЕДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
- БЕГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
- УХОДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
- АРГУМЕНТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
- СЕРДЦЕ – сердечный;
- ИЗВЕСТНЫЙ – весть;
- УЧАСТНИК – участие;
- ЗДРАВСТВУЙ – здравие;
- СОЛНЦЕ – солнечный;
- СЕРДЦЕ – сердечный;
- ЧЕСТНЫЙ – честь.
Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Это правило появилось в русском языке ровно 100 лет назад, когда большевики провели реформу. Раньше все приставки заканчивались на букву «З», и вопросов ни у кого не возникало. Теперь же есть разделения: воз-/вос- , из-/ис, раз-/рас, вз-/вс- , без-/бес- , роз-/рос- .
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.
бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».
безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд
Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?
Сравните:
УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»
«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»
Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
длиНа – длиННый, соН — соННый
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН- и -ОНН- , то пишется две буквы «Н», независимо от корня.
соломЕННый, листвЕННый, станциОННый
А если используются суффиксы -АН- , -ЯН- и -ИН- , то буква «Н» остается в одиночестве.
львИНый, солЯНой, кожАНый
Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».
Резюме
Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.
Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.
Конспект урока русского языка
по теме «Правописание слов в словосочетании»
4 класс
Екатеринбург
2018
Тема: «Правописание слов в словосочетании»
4 класс
Перспективная цель: создание
организационных и содержательных условий для формирования представлений словосочетании
в процессе смены видов деятельности.
Актуальная цель: создание условий для развития
умений правописания слов в словосочетании в процессе смены видов учебной деятельности.
Задачи:
1.
Образовательная:учить обучающихся орфографически правильно писать словосочетания
в процессе выполнения заданий.
учить обучающихся находить словосочетания в
предложении в процессе работы с предложениями.
2.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, внимание в
ходе чтения текстов
3.
Воспитывающая: формировать интерес к русскому языку в процессе работы
с предложениями.
Планируемые
результаты:
Предметные: умеют правильно изменять слова в словосочетании
умеют находит словосочетания в предложении
Личностные: осознают важность
знания правильного написания словосочетаний
Метапредметные:Регулятивные: находят
словосочетания в предложении
Познавательные:
умеют определять ошибки
Коммуникативные: строят речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформляют свои мысли в
устной форме.
Тип урока: Урок
повторения, углубления и обобщения изученного
Вид урока: традиционный
Принципы: психологической комфортности, деятельности,
непрерывности, целостности, минимакса, вариативности.
Методы: Объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный
Приемы: словесные, наглядные.
Технологическая
карта
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
Планируемые (личностные, |
|||||||||
1.Организационно – мотивационный |
-Здравствуйте! – Запишите дату, классная работа. Сегодня В лс лс встртл лс -Прокомментируйте записанную запись Рядом с нашей дом лежит старого Как вы поняли, что предложение написано с Спишите предложение без ошибок и выпишите Сегодня мы продолжаем изучение |
–Здравствуйте! Дети Подготавливаются В лесу лиса Неправильно употреблены формы слов В словосочетаниях должны быть формы одного Бревно(какое?)старое, трухлявое Лежит (как?)рядом Рядом (с чем?) с домом С домом (каким?)нашим |
Коммуникативные УУД: развитие учатся слушать и понимать учителя. |
|||||||||
2. Актуализация знаний. Планирование деятельности. |
На доске написаны слова в две колонки. ( кофе, Установите соответствие Что общего в этих словах? Укажите род этих имен существительных. |
Это несклоняемые имена существительные. В |
Коммуникативные УУД Развивают умение слушать и Познавательные УУД: умеют |
|||||||||
3.Открытие новых знаний |
Поработав в группе просклоняйте Сделайте вывод, на основе упражнения Какой способ проверки для того что бы узнать |
Склоняют словосочетания Имена прилагательные и порядковые имена Задать вопрос от существительного. Окончание |
Коммуникативные УУД Строят речевое Оформляют свои мысли Предметные УУД: Умеют составлять |
|||||||||
4.Самостоятельное применение новых знаний |
Даёт задание на продукт применения знаний Проверим проверьте себя по Упражнение 3 в |
Выполнение заданий Дописывают окончания имен прилагательных Выписывают предложения с ошибками, выделяя |
Регулятивные УУД: Осуществляют Предметные УУД: Умеют объяснять Коммуникативные УУД: Строят речевое Оформляют свои мысли |
|||||||||
5.Итог урока |
Организаций обобщения. Последнее задание предлагаю вам творческое. Придумайте словосочетание по схеме Прил. Качеств. Нариц.
Обозн. Неодуш. характер нескл |
Обобщение, самоанализ, самооценка. Красивый тюль Уютное кафе Ароматный георгин |
Регулятивные Оценивают учебные действия в соответствии с Предметные УУД: Систематизируют и закрепляют знания о |
|||||||||
6.Инструктаж |
Проведение инструктажа. Рабочая тетрадь №2,3 |
Осмысление Дети |
Коммуникативные УУД: осознают домашнее задание |
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
27 906
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
- В корнях.
- В приставках и после них.
- В суффиксах.
- В окончаниях.
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
- В существительных.
- В прилагательных.
- В числительных.
- В наречиях.
- В местоимениях.
- В глаголах, причастиях и деепричастиях.
- В служебных частях речи: предлогах, союзах, частицах.
- В словах, которые не входят в систему частей речи русского языка: междометиях и звукоподражаниях.
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
( 30 оценок, среднее 4.47 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Содержание
- – Как найти в словах орфограммы?
- – Как выделить орфограммы в тексте?
- – Какие могут быть орфограммы?
- – Что значит выделить орфограммы в словах?
- – Какие есть орфограммы 3 класс?
- – Что такое орфограммы во втором классе?
- – Какая орфограмма в слове?
- – Как выделить орфограммы в первом классе?
- – Какие орфограммы в русском языке?
- – Как объяснить что такое Орфограмма?
- – Какие орфограммы изучают в начальной школе?
- – Что такое Орфограмма гласная буква?
- – Что значит подчеркнуть в словах изученные орфограммы?
- – Что такое орфографический разбор слова?
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов. Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква).
Как найти в словах орфограммы?
Исходя из значения этого заимствованного слова, дословно «орфограмма» — это «правильная буква или знак». Имеем в виду, что в русском языке произношение многих слов не совпадает с их написанием. В такой ситуации, когда неясно слышится гласная или согласная буква, это ошибкоопасное место называют орфограммой.
Как выделить орфограммы в тексте?
Орфограмма может располагаться в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. Чтобы выделить орфограмму найденную в слове — просто обозначьте ту часть слова, в которой орфограмма находится. Рядом так же графически поясните написание.
Какие могут быть орфограммы?
Список школьных орфограмм
- Безударные проверяемые гласные в корне
- Непроверяемые гласные и согласные
- Проверяемые согласные в корне слова
- Непроизносимые согласные согласные в корне слова
- Буквы И, У, А после шипящих
- Разделительные твердый знак Ъ и мягкий знак Ь
- Раздельное написание предлогов с другими словами
14 февр. 2017 г.
Что значит выделить орфограммы в словах?
Проще говоря, если вы сомневаетесь, как написать слово, а это происходит, если буква или сочетание букв находятся в слабой позиции, то вы имеете дело с орфограммой. … Вам нужно подчеркнуть букву Б, выделить корень в слове. Так вы выделите орфограмму. Она называется “Написание глухих согласных в корне слова”.
Какие есть орфограммы 3 класс?
Орфограмма. 3 класс. ПНШ
- безударный гласный в корне слова;
- парный по звонкости/глухости согласный на конце и в середине слова;
- написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- разделительный Ь;
- разделительный Ъ;
31 авг. 2017 г.
Что такое орфограммы во втором классе?
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной, … Такое написание в слове называется орфограммой. Орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне слова».
Какая орфограмма в слове?
Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу. Одни написания в словах являются орфограммами, а другие — не- орфограммами, например: ведро, столб, на миг, как-нибудь (орфограммы выделены). Орфограммы в слове можно найти по опознавательным признакам (приметам).
Как выделить орфограммы в первом классе?
В 1-м классе изучают следующие орфограммы:
- Как правильно переносить слова по слогам (пар-ты, тюль-пан).
- Как пишутся имена собственные (Волга, Москва, Николай).
- Орфограмма ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У (шиповник, чаща, чудо).
7 янв. 2020 г.
Какие орфограммы в русском языке?
Орфограммы
- Безударные проверяемые гласные в корне слова
- Непроверяемые гласные и согласные
- Проверяемые согласные в корне в корне слова
- Непроизносимые согласные в корне слова
- Буквы и, у, а после шипящих
- Разделительные ъ и ь
- Раздельное написание предлогов с другими словами
Как объяснить что такое Орфограмма?
Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. … В распознавании орфограммы говорящий должен ориентироваться на орфографическое правило, которым она объясняется (правила произношения и написания безударных ‘е, и’ и т.
Какие орфограммы изучают в начальной школе?
Предварительный просмотр:
- Заглавная буква в начале предложения …
- Заглавная буква в именах собственных …
- Буквы и, у, а после шипящих …
- В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ …
- Безударные проверяемые гласные в корне слова
22 февр. 2016 г.
Что такое Орфограмма гласная буква?
Орфограммы – гласные : безударные гласные в корне: проверяемые ударением; … гласные и и ы в начале корня после приставки на согласные.
Что значит подчеркнуть в словах изученные орфограммы?
Это значит, что ты должен подчеркнуть все правила которые вы прошли, например безударные гласные, парные согласные и так далее.
Что такое орфографический разбор слова?
Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора.
Интересные материалы:
Что такое 2фа?
Что такое абсолютное большинство голосов?
Что такое айфон как новый?
Что такое американская горчица?
Что такое Авд?
Что такое автоматическое включение экрана?
Что такое Барев Ахпер?
Что такое Бавовна эко?
Что такое Библия Википедия?
Что такое бизнес информатика?