Как найти орфограммы по глухости звонкости согласных

Русский язык

Урок 10: Парные глухие и звонкие

Парные глухие и звонкие согласные в корне слова

Сегодня на уроке ты познакомишься с еще одной важной орфограммой, которая встречается во многих словах. Будь внимателен, и тогда тебе удастся быстро ее запомнить и научиться применять.

План урока:

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Посмотри на картинку обложки урока. На какие пары можно разделить все эти буквы?

glukhie zvonkie

Верно. Все буквы можно разделить по цвету на пары по глухости-звонкости. Они обозначают 11 пар звуков:

1 glukhie zvonkie

Такие пары звуков часто путают нас: в некоторых словах слышится одна буква, а пишется другая.

Понаблюдай за группами слов. В каких из них произношение не совпадает с написанием?

2 glukhie zvonkie

Проверь себя:

3 glukhie zvonkie

4 glukhie zvonkie

Давай потренируемся.

Из предложенных слов в скобках выбери то, которым можно проверить пропущенный парный согласный.

5 glukhie zvonkie

6 glukhie zvonkie

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Вернись к словам предыдущего задания. Что общего ты замечаешь?

Верно, после каждого парного согласного звука в этих словах стоит гласный звук. Но не только он помогает проверить написание.

Прочитай, какими способами можно проверять эту орфограмму.

7 glukhie zvonkie

Потренируемся.

Вставь пропущенные буквы, а в скобки впиши проверочное слово.

8 glukhie zvonkie
Источник

Проверь себя:

9 glukhie zvonkie

10 glukhie zvonkie

Теперь посмотри на группы слов. Найди те, которыми нельзя проверить парный согласный.

11 glukhie zvonkie

Проверь себя:

12 glukhie zvonkie

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Прочитай стихотворение. Назови, какие слова здесь рифмуются.

13 glukhie zvonkie

Верно, рифмуются слова: алея – аллея, пруда – навсегда.

Почему слова алея и аллея пишутся по-разному?

Конечно, это два разных слова, они имеют разные значения.

14 glukhie zvonkie

15 glukhie zvonkie

В слове аллея пишутся две буквы л, это орфограмма, которую нужно запомнить.

Таких слов довольно много, чем дальше ты будешь изучать русский язык, тем больше таких слов узнаешь.

Главное правило, которое связано с удвоенными согласными:

16 glukhie zvonkie

Раздели слова с удвоенной согласной для переноса по правилу.

17 glukhie zvonkie

Проверь себя:

18 glukhie zvonkie

Прочитай слова с удвоенной согласной. Найди среди них те, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

19 glukhie zvonkie

Проверь себя:

20 glukhie zvonkie

Почему эти слова нельзя перенести?

Верно, эти слова не перенести, потому что они состоят из одного слога и оставлять одну букву на строке нельзя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Выбери вариант, в котором все согласные парные:

Вопрос: 2

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?

Вопрос: 3

В каком слове нет парного согласного в корне слова?

Вопрос: 4

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:

2дли_а, дли_ый, телерга_а

3ко_ектив, осе_ий, кра_ный

Вопрос: 5

В каком ряду все слова перенесены верно?

1рас-свет, грам-м, ап-петит

2бас-сейн, с-сора, один-надцать

3рус-ский, дрож-жи, клас-с

4сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Ваши ответы:

1 вопрос:

Выбери вариант, в котором все согласные парные:

1) б, ж, р, п, з

2) г, т, в, ж, с
3) ш, щ, ж, ц, ч
4) с, т, д, ф, у

2 вопрос:

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?

1) Соседский

2) Соседи
3) Соседка

3 вопрос:

В каком слове нет парного согласного в корне слова?

1) Луг

2) Лошадка
3) Домик
4) Ошибка

4 вопрос:

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:

1) ко_екция, шо_е, ра_каз

2) дли_а, дли_ый, телерга_а
3) ко_ектив, осе_ий, кра_ный
4) а_ея, су_ота, ого_од

5 вопрос:

В каком ряду все слова перенесены верно?

1) рас-свет, грам-м, ап-петит

2) бас-сейн, с-сора, один-надцать
3) рус-ский, дрож-жи, клас-с
4) сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: г, т, в, ж, с

2 вопрос: Соседи

3 вопрос: Домик

4 вопрос: ко_екция, шо_е, ра_каз

5 вопрос: сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.

Для этого проверяемая согласная может стоять:

  • Перед гласной буквой: соседка – соседушка
  • Перед согласными л, н, р, м: мороз — морозный

Ты можешь изменить проверяемое слово:

1. Поставив его в другую падежную форму:

Друг – нет друга, мороз – нет мороза

2. Или представить слово во множественном числе:

Глаз – глаза́, берег – берега

Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:

Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Русский язык

План урока:

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Посмотри на картинку обложки урока. На какие пары можно разделить все эти буквы?

Верно. Все буквы можно разделить по цвету на пары по глухости-звонкости. Они обозначают 11 пар звуков:

Такие пары звуков часто путают нас: в некоторых словах слышится одна буква, а пишется другая.

Понаблюдай за группами слов. В каких из них произношение не совпадает с написанием?

Из предложенных слов в скобках выбери то, которым можно проверить пропущенный парный согласный.

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Вернись к словам предыдущего задания. Что общего ты замечаешь?

Верно, после каждого парного согласного звука в этих словах стоит гласный звук. Но не только он помогает проверить написание.

Прочитай, какими способами можно проверять эту орфограмму.

Вставь пропущенные буквы, а в скобки впиши проверочное слово.

Теперь посмотри на группы слов. Найди те, которыми нельзя проверить парный согласный.

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Прочитай стихотворение. Назови, какие слова здесь рифмуются.

Верно, рифмуются слова: алея – аллея, пруда – навсегда.

Почему слова алея и аллея пишутся по-разному?

Конечно, это два разных слова, они имеют разные значения.

В слове аллея пишутся две буквы л, это орфограмма, которую нужно запомнить.

Таких слов довольно много, чем дальше ты будешь изучать русский язык, тем больше таких слов узнаешь.

Главное правило, которое связано с удвоенными согласными:

Раздели слова с удвоенной согласной для переноса по правилу.

Прочитай слова с удвоенной согласной. Найди среди них те, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Почему эти слова нельзя перенести?

Верно, эти слова не перенести, потому что они состоят из одного слога и оставлять одну букву на строке нельзя.

Поделиться уроком с друзьями:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Выбери вариант, в котором все согласные парные:
1) б, ж, р, п, з 2) г, т, в, ж, с 3) ш, щ, ж, ц, ч 4) с, т, д, ф, у

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?
1) Соседский 2) Соседи 3) Соседка

В каком слове нет парного согласного в корне слова?
1) Луг 2) Лошадка 3) Домик 4) Ошибка

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:
1) ко_екция, шо_е, ра_каз 2) дли_а, дли_ый, телерга_а 3) ко_ектив, осе_ий, кра_ный 4) а_ея, су_ота, ого_од

В каком ряду все слова перенесены верно?
1) рас-свет, грам-м, ап-петит 2) бас-сейн, с-сора, один-надцать 3) рус-ский, дрож-жи, клас-с 4) сум-ма, пас-сажир, тен-нис

2 класс: парные согласные в корне слова

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

Правило «Парные согласные в корне слова»

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.

Как проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: ду б (ед. ч.) — ду б ы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) сне г а (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок, — кру ж ечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: а в тобус, во к зал, за в тра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.

Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»

Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри. су. хле. скри. кло. ду. Архи. зу. гер…

Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле. шка. жира. обу..ь, Кие. клю. шар. телегра. клю. рука…

Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру. мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро. арбу. интере. но. ма..ь, подно. гру. свя..ь, голо. зале….

Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё. у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё. ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру. кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере. кула. моря. ночле. червя. кру. творо. синя. тан. утю. дру..

Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё. лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда. пейза. глу..ь, ё. ланды. бро..ь, мор. гара. камы. ду. у. сторо.. .

Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре. оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво. бра. кро. огоро. дроз. сала. неф..ь, тру. го. трос..ь, радос..ь.

Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро. а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.

Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»

Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 3-м предложении выдели основу.

Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он
мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю
столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор словалёд.

Еще полезные статьи для 2 класса:

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

источники:

http://100urokov.ru/predmety/urok-10-parnye-gluhie-i-zvonkie

http://naymenok.ru/2-klass-parnye-soglasnye-v-korne-slova/

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе [т],

А тут отключили све [т].

2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…

Отложили мы в сторону ло [ш] ки.   О. Григорьев

Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.

Звук [т] обозначается буквой т или д,

звук [ш] обозначается буквой ш или ж!

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?

Повё. – везут, увезли

Ду. – дубок, дубрава

Кни.ка – книжечка, книжный

Запи.ка – писать, записная

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.

Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.

Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н].

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

Супы – су_

Львы – ле_

Шарфы – шар_

Труды – тру_

Лбы – ло_

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный?

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно  изменить слово по числам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Обед – (много) чего? обедов

Свет – (много) чего? света

Кошки – (много) кого? кошек

Ложки – (много) чего? ложек

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) –

у о (с, з) –

в буке (т, д) –

на го(т, д) –

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,

на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год-э

Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

… – ло (д, т) ка

… – ули (д, т) ка

… – ша (б, п) ка

… – оши (б, п) ка

… – ча (ж, ш) ка

… – кру (ж, ш) ка

 лодочка – лодка

улиточка – улитка

шапочка – шапка

ошибочка – ошибка

чашечка – чашка

кружечка – кружка  

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

шу(д,т)ка

про(з,с)ьба

погру(з,с)ка

хо(д,т)ьба

шутка – шутят (буква т в корне шут-)

просьба – просят (буква с в корне прось-)

погрузка – грузят (буква з в корне груз-)

ходьба – ходят (буква д в корне ход-)

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

мороз – морозный, (буква з в корне мороз-)

снег – снеговик, (буква г в корне снег-)

вяз (лиственное дерево) – нет чего? – вяза, (буква з в корне вяз-)

дуб – дубок, (буква б в корне дуб-)

насквозь – сквозит, (буква з в корне сквозь-)

Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам  вопросов что сделаю? что делать?

озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

…. – приля(к,г)

…. – промо(к,г)

…. – выте(к,г)

… – вле(с,з)

…. – внё(с,з)

…. – упол(с,з)

приляг – прилягу (буква г в корне ляг-)

промок – промокну (буква к в корне мок-)

вытек – вытеку (буква к в корне тек-)

влез – влезу (буква з в корне лез-)

внёс – внесу (буква с в корне нёс-нес-)

уполз – уползу (буква з в корне полз-)

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

У_ кая –

Лё_кий –

Кре_кая –

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Узкая – узенький

Лёгкий – лёгонький

Крепкая – крепенький

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Гибок – гибкий

Цепок – цепкий

Робок – робкий

Хрупок – хрупкий

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Заключение:

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

вернуться на страницу “Русский язык 3 класс” >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: “Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.

Для этого проверяемая согласная может стоять:

  • Перед гласной буквой: соседка – соседушка
  • Перед согласными л, н, р, м: мороз – морозный

Ты можешь изменить проверяемое слово:

1. Поставив его в другую падежную форму:

Друг – нет друга, мороз – нет мороза

2. Или представить слово во множественном числе:

Глаз – глаза́, берег – берега

Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:

Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 99,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 100,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 102,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 51,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 215,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 105,
Полякова, Учебник

Упражнение 106,
Полякова, Учебник

Упражнение 42,
Чуракова, Учебник

Упражнение 43,
Чуракова, Учебник

Упражнение 46,
Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 40,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 221,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 162,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 74,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 33,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 77,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 250,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 6,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 55,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 144,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 114,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 116,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 189,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 207,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 214,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 249,
Полякова, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 262,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 19,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 98,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 61,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 132,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 162,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 224,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 269,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 151,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 269,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 364,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 369,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 410,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 476,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 50,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 474,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 484,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 561,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 37,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 148,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 291,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 320,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 441,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 575,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 240,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 290,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 455,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 215,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 229,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 306,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 341,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 107,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 168,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 222,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 383,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 183,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 591,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 7,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 133,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 193,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 222,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 123,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 299,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Практикум стр. 38,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 98,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 223,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Конспект
урока по теме:

«Орфограммы
парных по глухости-звонкости согласных»

   Цели урока:

1)      Образовательные:

*формировать
умение находить орфограммы парных по глухости-звонкости согласных, а именно:

а)
когда они на конце слов;

б)
перед другими парными согласными;

       2)  
Развивающие:

            *
развивать учебно-информационное действие по выделению существенных признаков
орфограммы парных по глухости-звонкости согласных, из правила  в учебнике;

             *
развивать учебно-информационное действие планирование способа своего действия,
при составлении памятки по нахождению орфограммы парных по глухости-звонкости;

             *
развивать УУД по рефлексивному осознанию границ собственных знаний, о парных
звуках и буквах;

             *
развивать УУД по рефлексивному осознанию границ незнания, почему разные слова
стали по-разному звучать;

            *
формирование познавательных, логических УУД при выполнении упражнений –
самоконтроль при проверки тетрадей; на минутке чистописания – взаимоконтроль;
анализ, синтез;

           *
развивать умение ставить и решать учебную проблему;

3) Воспитательные:

           *
воспитание аккуратности при работе в тетрадях;

           * 
воспитание трудолюбия;

           *
воспитание толерантности при решении учебной проблемы;

          *
воспитание умения слушать друг друга;

Лингво-методический
анализ

Что
знают

Что
нового узнают

                Трудности

Звуко-буквенный
анализ слова; ударные, безударные слоги; понятие звук, буква;

Находить
орфограммы по глухости-звонкости согласных;

В
нахождении орфограммы, почему разные слова, одинаково стали звучать.

Оборудование:

Тетрадь,
учебник, пенал

План
урока.

1.      Оргмомент

а)
проверка готовности;

б)создание
положительного настроя путем предъявления задания;

    2.   Минутка
чистописания

·        
создание положительной мотивации путем
предъявления неправильного образца буквы;

·        
отработка написания буквы;

   
3. Словарно-орфографическая работа

·        
закрепление ранее изученных слов: ученик,
арбуз, диван, картофель, горох

·        
введение нового словарного слова: молоко;

4. Проверка д/з

   а) фронтальный опрос;

   б)  проверка
письменного упражнения;

5. Введение нового
материала;

·        
I.постановка
учебной проблемы;

·        
актуализация  ранее изученных сведений,
вступающих в противоречие с новыми, а именно о согласных парных по
глухости-звонкости звуках и буквах;

·        
обнажение в разрывах знаний путем
предъявления заданий, в которых один гласный звук, обозначается разными
буквами;

·        
осознание причин затруднения, т.е.
рефлексивное осознание границ незнания, почему разные слова одинаково стали
звучать;

·        
формулировка проблемы, почему разные слова
одинаково стали звучать? А как узнать, какую букву надо писать в таких случаях?

·        
Моделирование учебной проблемы       

·        
Постановка цели урока;

II.
Этап решения учебной проблемы:

       Предъявление
задания, в котором дети определяют, что буква одна, а звук другой;

    
6. Организация работы над понятием в учебнике

·        
сообщение детям цели, зачем мы работаем
над правилом;

·        
прочтение формулировки про себя, вслух;

·        
выявление структурных частей;

·        
анализ каждой части;

 7.
Развертывание способом действия при составлении памятки:

·        
метасообщение детям, о том, что делать;

·        
введение памятки постепенно, в процессе
наблюдения над словами;

·        
анализ каждого пункта памятки;

·        
чтение памятки;

   
8. Этап овладения способом действия при выполнении упражнений:

               
1) репродуктивного типа;

               
2) продуктивного типа, на классификацию;

   
9. Рефлексивно-оценочный этап;

   
10. Д/З

Ход
урока

1.     
Орг момент.


Здравствуйте ребята! Садитесь! С радостью утром мы в школы бежим, новое в школе
открыть мы хотим! Сегодня у нас урок открытия нового знания. Мы откроем еще
одну тайну русского языка.


Догадайтесь, какое слово я задумала: 1й звук – глух. парный звука б, 2й звук –
тв, парный звуку ль, 3й звук – о, 4й звук – глухой парный звуку д.


Назовите слово?


плот

2.     
Минутка чистописания.


Найдите лишнюю букву? Докажите?


Из каких элементов состоит буква и?


Какая это буква гласная или согласная? Как вы определили?


Пропишите строчку буквы и у себя в тетрадях. (проговаривание буквы)


Обменяйтесь тетрадями, отметьте самую примерную букву. Что мы сейчас делали,
какое действие осуществляли?


взаимоконтроль.

3.     
Словарно-орфографическая работа


Молодцы. Мы вспомнили, как пишется буква и и  теперь мы будем писать ее
правильно, красиво.


Ребята, сегодня на уроке, мы откроем еще одну тайну русского языка, но сначала
мы должны вспомнить слова словарные! Я продиктую, а вы запишите словарные слова
в тетради выделяя ударение и опасные места. Кто хотел бы написать у доски?


ученик, диван, картофель, арбуз, горох


Обменяйтесь тетрадями. Если допущены ошибки, аккуратно исправьте.

 
От него – здоровье, сила,

 
И румянец на лице,

  
Белое, а не белило.

  
Жидкое, а не вода.


Молоко.


Верно, молоко. Как вы догадались? Любите молоко?


Произнесите слово


молоко


Позовите слово, на какой слог падает ударение?


на 3й слог.


Проверим безударные гласные. Подберем проверочные слова.


Проверили?


нет.


Почему?


слово словарное написание его нужно запомнить.


Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую
нужно запомнить. Введем слово молоко в нашу речь, составим словосочетание.
Запишем. Составим предложение. Запишем.

4.Проверка
д/з


Какую тайну русского языка мы открыли на прошлом уроке. Что такое орфограмма?
Какие трудности могут возникнуть при определении орфограммы?


Ребята, скажите  в слове кисель, где орфограмма?


буква и


Почему?


потому что это безударная гласная


Как проверить?


подобрать проверочное слово.


Хорошо. Итак, ребята, орфограмма это опасное место на письме, и чтобы не
допускать ошибок на письме нам нужно проверять.

5.Организация
учебно-поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний

1.
Актуализация ранее изученных сведений вступающих в противоречие с новыми, а
именно о согласных парных по глухости-звонкости буквах и буквах.

   
Ребята, прошлым летом мой знакомый мальчик получил письмо от друга, которое его
очень удивило. Вот отрывок из этого письма.

Здравствуй,
Дима!

Я
очень хорошо отдыхаю. Мы живем в деревянном доме. За домом сад. Под окнами дома
у нас зеленый ЛУК. Мы с щенком любим играть на нем. Мама смеется, когда смотрит
на нас. Но больше всего мы любим наш большой длинный ПРУТ. Напиши, как
отдыхаешь ты.


Ребята, как вы думаете, что в письме друга не понял Дима?


под окнами растет лук, и длинный прут – палка


Прочитайте слова

луг

пруд


Какой согласный звук в конце слова


к


А буква?


г


А в слове лук, какой звук?


к


А буква?


к


А в слове пруд? Какой согласный звук на конце?


т


А буква?


д


А в слове прут, какой звук? А буква?


т


Ребята, как вы думаете, почему Мишка написал слово луг, с буквой к?


на конце слышится буква к


Ребята, сравните слова лук-луг, прут- пруд, какие они?


разные


А произносятся как?


одинаково


как будет звучать слово луг, пруд если оно будет обозначать много предметов?


луга, пруды


Что же получается,  слова произносится со звуком к, а буквы разные.

К-к-г?


Сформулируйте вопрос?


Почему разные слова одинаково стали звучать? А как же узнать, какую букву надо
писать в таких случаях? На эти вопросы мы и будем искать сегодня ответы.


Цель урока добыть знания, о том почему разные слова, стали одинаково звучать.


Решение проблемы

Ребята,
на доске вы видите 2 столбика слов. Прочитайте их.
соки-сок, ножи-нож, плоты-плот, снопы-сноп, леса-лес,


Определите в 1 столбике, какой звук и какая буква. Каких звуков не встретилось?


буква одна и звук такой же. звонких


Смотри на 2й столбик, какой звук? Какая буква?


звук один, а буква другая,


При каких условиях один звук, а буква другая? Где происходит?


на конце слова


Что происходит на конце слова?

Оглушение.


Какой вывод  вы можете сделать?


на месте одного и того же звука, могут быть разные буквы им нельзя доверять.


Как же мы проверяем парный согласный в слабой позиции (на конце слова)


ставим в сильную позицию


Ребята, как вы думаете, только на конце слова могут встречаться парные
согласные?


нет


Приведите примеры.


замороЗки, шаПка, салаЗки…


Скажите, где могут находить парные звонкие-глухие согласные?


в конце слова, и перед другими парными согласными.

6.
Организация работы над понятием в учебнике.

-Теперь
давайте с вами проверим наш вывод с выводом ,который дан в учебнике. Откройте 
учебники на странице 49 и прочитайте про себя  правило.

Парным
по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими
парными согласнвми, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте
одного и того же звука бывают разные буквы. Правильную букву для такого звука
нужно выбирать. Это – опасное при письме место, или… (орфограмма).

-Хорошо.
Теперь прочитайте вслух. Совпал ли наш вывод?(да)


сколько частей можно выделить?


3


что доверять нельзя


на месте одного и того же…


выбирать…


Я утверждаю, что в слове зубы, орфограммой по глухости-звонкости является буква
б, согласны ли вы со мной. Почему.

-Сегодня
мы открыли еще одну тайну русского языка.

 
Физкультминутка

7.
Развертывание способом действия при составлении памятки.


Сейчас мы составим памятку, чтобы правильно определять орфограмму в словах.

1.     
Прочитаю слово.

2.     
Найду орфограмму по глухости-звонкости

3.     
Определяю, где она находится:

а)
на конце слова;

б)
перед другими парными согласными.

     
4. Записываю слово с пропуском.


Прочитайте вслух нашу памятку.


Молодцы, верно составили.

8.Этап
овладения способом действия, при выполнении упражнений.

   
Упражнение репродуктивного типа.


Сейчас мы выполним упражнение, чтобы потренироваться в нахождении орфограммы по
глухости-звонкости в словах по памятке.


Ребята, я вам написала слова ваша задача найти в них орфограмму и отработать
ход рассуждения по памятке.

Обед,
свет, кошки, ложки, суп, зуб.

 Упражнение
продуктивного типа.

1)     
Составьте пословицы.

Лучше
друг новых старый двух

(старый
друг, лучше новых двух)

Работа
и у кого хлеб у того


кого работа у того и хлеб)

Мелка
уха рыбка сладка да

(Рыбка
мелка, да уха сладка)

-Найдите
слова с орфограммой по глухости-звонкости согласного? Докажите что это
орфограмма.

Друг,
хлеб, рыбка, сладка.

2)     
Вы должны лететь к тем словам, где есть
орфограммы парных по глухости-звонкости согласных. Выберите маршрут

Составьте из первых букв
маршрута слово (спасибо)

9. Рефлексивное
подведение итогов.

– Какую тайну
русского языка мы открыли сегодня?

– Что нового вы
узнали на уроке?
– Что было непонятно?

– Были ли
трудности?

10. Д/З.

– Дома вы
выполните упражнение 110 ( по заданию)

-Звенит звонок,
окончен урок.

Добавить комментарий