Цели урока:
- совершенствование умения определять
орфограммы, подбирать разные способы проверки; - развитие умения работать по алгоритму;
- развитие творческих способностей;
- расширение кругозора о народных традициях
(празднование Масленицы).
Оборудование:
- раздаточные индивидуальные сигнальные
карточки; - таблицы-опоры;
- орфографические словари;
- карточки с предложениями;
- иллюстрации с пейзажами;
- заготовки снежинок для сочинений;
- модель Солнца – символ Масленицы;
- книги с описанием народного праздника.
Организация класса. Приветствие детей
и гостей.
Учитель: Сегодня на уроке нам появилась
возможность на гостей посмотреть и себя на уроке
показать.
Знакомство с темой, целями, планом урока
(схема).
Закрепим умение определять орфограммы в
словах;
Как?- определим способы проверки орфограмм;
-творческая работа.
Учитель: Давайте повторим, какие орфограммы
скрываются под числами 1, 2, 3,? (на карточках).
Дети: №1 – орфограммы в слабой позиции, которые
можно проверить по сильной позиции;
№2 – орфограммы в слабой позиции, которые можно
проверить по словарю;
№3 – орфограммы на какое-нибудь изученное
правило.
– незнакомые орфограммы.
Развитие умения определять орфограммы.
Словарная работа (работа по 1 пункту плана
урока).
Учитель: Прослушайте слова, определите общую
орфограмму.
Дети: Гласные в слабой позиции, которые можно
проверить по словарю (№2).
Учитель: Запишите слова с проговариванием
вслух: девочка, медведь, ребята, деревня, товарищ,
коньки, береза, облако.
Дети: (2 ученика) работают по словарю со словом –
облако (правописание).
Учитель: Я утверждаю, что все эти слова –
предметы… Почему?
Дети: (доказывают).
Учитель: По каким признакам можно разделить
слова на 2 группы?
Дети: На одушевленные и неодушевленные.
Учитель: По каким признакам можно разделить
слова на 3 группы?
Дети: По родам.
Упражнения в определении орфограмм.
Учитель: Продолжаем учиться определять
орфограммы в словах. Необходимо расшифровать
слова. [с н’ и1 ж ы3 н к’ и], [ш у п1
к’ и], [ш а п1 к’ и], [п а? л’ и1 т’
э л’ и], [п у ш ы3 с т ы й].
Дети: (читают слова, объясняют орфограммы).
Учитель: Выбрать и записать по 1 слову-предмету ,
действию , признаку . Что общего у всех слов?
Дети: Все о зиме.
Учитель: (чтение звуковой записи [з’ и м а]).
Назовите следующее время года.
Дети: Весна.
Учитель: (чтение звуковой записи [в’ и с н а]).
Дети: (работают со словарями, определяют
правописание).
Совершенствование умения проверки орфограмм
слабых позиций.
Учитель: Переходим ко 2 пункту нашего плана. Как
он звучит?
Дети: Будем учиться, как проверять орфограммы.
Учитель: Необходимо составить порядок
рассуждения.
Дети: Надо:
- определить… (предмет, признак, действие)
- изменить… (по опорной схеме)
- вывод: если…, то…
Учитель: (в ходе работы ученики пользуются уже
ранее составленной в период изучения темы
опорной таблицей – на столе по 1 схеме (приложение 1)).
Дети: (объясняют устно способ проверки
орфограмм по сильной позиции). х(а,о)лодная,
в(и,е)сёлые, руч(е,и)йки, сн(е,и)говик, поб(е,и)жали,
т(е,и)кут, моро(з,с), м(и,е)тели, пт(е,и)нцы,
з(и,е)мовать, доро(ж,ш)ки.
Учитель: Надо сгруппировать слова в 2 столбика и
записать по 3 слова о каждом времени года:
зима весна
Развитие речи. Творческая работа.
Учитель: Завершили работу над 1 и 2 пунктами
плана. Впереди – задание от Снеговика – сюрприз,
но чтобы его получить надо выполнить 3 задания. 1
задание – из каких частей состоит слово
снеговик?
Дети: (разбор по составу).
Учитель: От какого слова произошел?
Дети: От слова снег, при помощи суффиксов.
Учитель: Что такое снег? (Вспомнить из
изученного на уроках “Окружающий мир”).
Дети: Вода в твёрдом состоянии. Лёд и снег.
Учитель: Образуйте от данных слов слова,
обозначающие признаки и действия.
Дети: (устно образовывают слова).
Учитель: Выполнив 3 задания, вы получаете
сюрприз от Снеговика – снежинки, на которых
будете писать сочинение “Прощай, Зимушка-Зима!”.
Почему Снеговик предложил такую тему?
Дети: Заканчивается зима, скоро придет весна.
Учитель: Снеговик приготовил вам ещё подсказки,
чтобы сочинение получилось красивым, интересным
(раздаёт карточки с предложениями каждому
ученику).
Лес просыпается после длинного зимнего сна. |
Деревья и кусты освободились от снежного плена. |
В весеннюю пору оживает каждое дерево. |
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. |
На снежных полянах рыжие пятна-проталины. |
Вся природа ожила и засверкала. |
Высоким и голубым стало небо. |
С каждым днём солнце выше поднимается на небе. |
Выглянуло ясное солнышко и улыбнулось всем. |
Весеннее солнце льёт на землю свет и тепло. |
Огромный медведь заворочался с боку на бок в теплой берлоге. |
Яркое солнце рушит последние снежные крепости. |
Кончилось долгое зимнее ненастье. |
Спешат домой птицы из дальней зимовки. |
Наступили светлые весенние дни. |
Лучи солнца съедают последний снег. |
Солнечные зайчики весело бегают по полянке. |
Всё кругом ожило и засверкало. |
Дети: (расставляют ударение в словах,
готовят выразительное чтение).
Учитель: (открывает иллюстрации с зимними и
весенними пейзажами). Прочитайте выразительно
классу предложения с карточек. Просмотрите
внимательно ещё раз иллюстрации и послушайте
несколько строчек из стихотворений разных
поэтов.
Уходи, Зима седая! | Весна, весна кругом живёт и дышит, | |||||||||||||||||
Уж красавицы Весны | Весна, весна шумит со всех сторон!. М. Исаковский |
|||||||||||||||||
Колесница золотая | ||||||||||||||||||
Мчится с горной вышины! | ||||||||||||||||||
А. Майков
|
Учитель: При написании сочинения используйте
слова, с которыми мы сегодня работали на уроке,
предложения-подсказки от Снеговика и свою
фантазию. Обратите внимание на составные части
текста (вступление, основная часть, заключение).
Учитель: Почему сегодня мы так много говорим об
этих временах года.
Дети: Заканчивается одно время – зима, скоро
начнётся другое – весна.
Учитель: (Кратко о народной традиции проводов
зимы и встречи весны, о праздновании Масленицы, о
солнце – символе жизни, радости, богатого урожая.
Угощение блинами и пожелание добра, радости и
богатого урожая (в знаниях)). На уроке чтения
продолжается работа по составлению текста и
написанию сочинения.
Слайд 1
Способы проверки орфограмм слабых позиций
Слайд 2
Что такое орфограмма? Место в слове, в котором по слуху нельзя определить, какую букву следует писать. Орфограммы слабой позиции Орфограммы сильной позиции
Слайд 3
Способы 1. Орфографический словарь. 2. О.З.П 3. Орфограммы слабых позиций в окончании. 4. Правила.
Слайд 4
Способы проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях существительных Подставляем проверочные слова: Ж. р. – стена. – стены,- стене, – стену, стеной, – стене М.р. – слон, – слона, – слону, – слона, – слоном, – слоне Ср.р. – окно, – окна, – окну, – окно, – окном, – окне
Слайд 5
Способы проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях прилагательных Должны уметь проверять путем подстановки «проверочного» слова с окончанием в сильной позиции: пустой.
Слайд 6
Правописание личных окончаний глаголов Должны уметь определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях. Чтобы определить орфограмму слабой позиции в личном окончании, нужно знать, к какому спряжению относится слово. В словах 1-го спряжения пишутся окончания -у (-ю),-ешь(-ешь), – ет (-ем), -ете(-ете), -ут( -ют). В словах 2-го спряжения пишутся окончания – у (- ю), -ишь, -ит, -им, -ите, – ат (-ят).
Слайд 7
Как можно определить тип спряжения слова с безударными личными окончаниями? Указать, какая у этого слова основа инфинитива – усекаемая или неусекаемая Зная особенности инфинитива слова, можно определить его спряжение
Слайд 8
? инфинитив – ить –усекаемая – 2 спр – еть – усекаемая – 2 спр – ать – усекаемая – 2 спр
Слайд 9
Итог работы Приведенные выше примеры из образовательных задач предметного содержания обучения русскому языку могут и должны решаться на новом уровне в процессе формирования учебной деятельности.
16.12.2014
учитель начальных классов
Данный урок проводится после изучения тем: «Позиционное чередование гласных и согласных звуков», «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря».
До этого дети узнали о слабых позициях гласных и согласных (по звонкости- глухости) звуков; освоили письмо с «дырками»; учились проверять орфограммы слабых позиций с помощью орфографического словаря.
На уроке используются различные методы и приёмы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Кроме этого, разнообразны и формы организации деятельности учащихся (фронтальная, групповая, парная). Важное место на уроке занимают теоретические вопросы.
Оценить
6459
Содержимое разработки
Табачнова Зоя Александровна, учитель начальных классов, стаж работы -24 лет, высшая квалификационная категория.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №74»городского округа Самара.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, стаж работы по этой системе 10 лет.
Проект урока:
предмет-русский язык;
класс – 2;
тип урока – урок- систематизация знаний;
особенности данного урока: данный урок проводится после изучения тем: «Позиционное чередование гласных и согласных звуков», «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря».
До этого дети узнали о слабых позициях гласных и согласных (по звонкости- глухости) звуков; освоили письмо с «дырками»; учились проверять орфограммы слабых позиций с помощью орфографического словаря.
На уроке используются различные методы и приёмы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Кроме этого, разнообразны и формы организации деятельности учащихся (фронтальная, групповая, парная). Важное место на уроке занимают теоретические вопросы.
тема урока: «Орфограммы слабых позиций. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря. (урок-систематизация знаний).
цели:
систематизировать знания о слабых и сильных позициях гласных и согласных звуков;
отрабатывать письмо с пропуском орфограммы слабой позиции;
закрепить способ безошибочного письма с помощьюорфографического словаря.
планируемые достижения учащихся на уроке:
-обобщить знания о сильных и слабых позициях гласных и согласных звуков;
-отработать приёмы работы с орфографическим словарём;
оборудование:
Репкин В. В. , Восторгова Е. В., Некрасова Т. В. Русский язык. 2 класс.
Демонстрационный и дидактический материал: таблица « Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков»; орфографические словари;
ёлочка и 4-5 нарисованных новогодних игрушек; 3 варианта разноуровневых карточек для закрепления знания словарных слов, предусмотренных программой.
Проект урока.
1.Эмоциональный настрой.
– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
2.Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы систематизируем знания о сильных и слабых позициях гласных и согласных звуков и продолжим работать со словарем. Нам понадобится умение сравнивать, обобщать, наблюдать, рассуждать.
3.Повторение о позиционном чередовании звуков.
Форма работы – фронтальная.
На доске записаны слова:
[скаска], [сн’ат’], [лыжы], [сн’эк], [нош], [в’ист’и], [малыш], [л’эс], [сашй’от].
– Прочитайте.
– На какие две группы можно разделить эти слова?
(1 слог- 2 слога);
начинаются на «с» и другие;
заканчиваются на гласный звук и на согласный парный по звонкости-глухости;
слова- предметы и слова- действия.
–Какое слово может быть лишним?
[лыжы]-в этом слове есть орфограмма сильной позиции.
[сашй’от]-в этом слове есть звук [й],а в других нет.
–Найдите среди данных слов отгадку:
С неба к нам он прилетел,
Покружился, тихо сел,
Замерзшую землю
В шубу белую одел (снег)
– Запишите это слово звуками в тетрадь.
– Запишите изменение этого слова (во мн. ч.) звуками.
Запись на доске:
[ сн’эк]
[сн’ига]
– Подчеркните первый гласный в изменениях этого слова ([э] и [и]).
–Что наблюдается? (гласные чередуются).
– Выпишите чередование гласных.
[э]//[и]
– Какое чередование? (позиционное) Почему?
(связано с изменением позиции: ударная и безударная)
–Подчеркните последний согласный в изменениях этого слова.
–Какой подчеркнули звук в первом изменении?[к]
– Дайте характеристику звука (согласный, твердый, парный по звонкости-глухости)
– Какой подчеркнули звук во втором изменении? ([г])
–Какой это звук? (согласный, твердый, парный по звонкости-глухости)
–Что наблюдаете? (согласные чередуются) Выпишите их. ([к]//[г])
– Какое это чередование? (позиционное)
– Почему?
(связано с позицией звука, т.е. как расположение по отношению к другим
звукам).
Н айдите пары с позиционным чередованием.
[сток] – [стага]
[сток] – [стол]
[броф’] – [бров’и]
[броф’] – [брос’]
– При позиционном чередовании один звук стоит всильной позиции, другой-
в слабой.
– Как называется позиция, когда «выходят на работу» все известные нам
звуки? (сильная)
– Как называется позиция, где любые звуки невозможны? (слабая позиция)
– Выделите сильные и слабые позиции гласных и согласных.
4. Систематизация знаний о признаках сильных и слабых позиций гласных и согласных.
Форма работы – фронтальная.
4.1. На доске – таблицы:
Сильные и слабые Сильные и слабые позиции
позиции гласныхсогласных
сильные |
слабые |
1 . |
1. . |
2. |
2. |
3. |
3. кроме ( , [в]) |
– Назовите признак сильной позиции для гласных звуков? (местоположение в
ударном слове)
– Признак слабой позиции для гласных? (безударность)
– Что можете сказать о звуке [у]? (всегда в сильной позиции)
– Назовите сильные позиции согласных звуков (перед гласным, перед
сонорным, перед [в],[в’].)
– Признаки слабых позиций согласных звуков (в конце слова, перед глухим
согласным, перед звонким, кроме сонорных и [в],[в’].)
– О каких звуках идет речь при определении сильных и слабых позиций
согласных? (о парных по звонкости-глухости)
– Назовите эти пары:
[б]–[п],[в]–[ф],[г]–[к],[д]–[т],[з]–[с],[ж]–[ш]
4.2 Игра «Не ошибись»
– Поднимите руку, если в конце слова услышите парный согласный по
звонкости-глухости.
Тайна, бинт, вверх, вдвоём, загадка, шкафчик, случай, кусты, мышь, зуб, циркач, стакан, нос.
– Когда обозначение парных согласных звуков буквами (на письме) не
вызывает сомнений? (в сильной позиции)
– А в слабой позиции? (нет, т.к. возможен выбор букв при их обозначении,
т.е. вариативность)
– Что такое орфограмма слабой позиции?
А если произношение расходится с написанием, выбирать буквы по слуху нельзя – это орфограммы слабых позиций (можем ошибиться).
– Какой же мы придумали безошибочный способ записи слов? (письмо с
«дырками»)
5.Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.
Форма работы – индивидуальная.
5.1. Запишите предложения с пропуском орфограмм слабых позиций.
Пришла зима. Поля и холмы покрылись пушистым белым ковром.
Запись в тетрадях:
Пр_шла з_ма. П_ля и х_лмы п_крыл__ь пуши_т_м бел_м к_вром.
5.2.Найдите и исправьте ошибки в следующем высказывании.
Форма работы – фронтальная.
Стоят сильные морозы, дует холодный ветер.
Стят си_ьны_ м_роз_ , дуи_ х_ло_ный веет__.
( 8 ошибок)
–Запишите исправленное высказывание.
5.3. Составление из отдельных слов высказывания:
Форма работы – индивидуальная.
Н а доске на карточках слова:
К каждой карточке прикреплена снежинка.
– Зимой действительно дует холодный, сильный ветер. Подул он и все
снежинки разлетелись, закружились. Попробуйте слепить снежок – составьте из слов высказывание.
На деревьях засверкал иней.
Молодцы!
-Запишите это высказывание с «дырками» самостоятельно.
Проверка. На доске правильный вариант.
– На полях нарисуйте шкалу оценивания.
– Оцените свое умение писать слова и высказывания с пропуском орфограммслабых позиций.
– Кто достаточно уже хорошо владеет таким письмом? Кому еще нужно
поработать над этим?
– Еще раз про себя прочитайте написанное.
–Что мы записали? (текст)
– Кто может уточнить какой?
– Докажите, что это связный текст, (есть предмет сообщения, общий для всех
высказываний – зима. Одно сообщение является главным, в нем выражена
основная мысль – Пришла зима. Остальные высказывания уточняют эту
мысль.)
– Как можно озаглавить этот текст? (Зима. Наступление зимы.)
6.Физкультпауза.
Я дрозд и ты дрозд (показываем вначале на себя, потом на соседа),
У меня нос и у тебя нос,
У меня щечки, глазки
И у тебя щечки, глазки,
У меня губки сладки
И у тебя губки сладки,
Я твой друг и ты мой друг,
Мы с тобой два друга,
И мы понимаем друг друга
(рукопожатие).
7.Способ безошибочного письма (проверка орфограмм слабых позиций с
помощью орфографического словаря.)
Форма работы – парная.
7.1. Итак, мы с вами вспомнили безошибочный способ письма.
– Вы сказали, что для того, чтобы не ошибиться нужно писать с «дырками».
– А можем ли мы написать правильно слово без «дырок»?
– А если нужно записать слово без «дырок» правильно, какой книгой можно
воспользоваться? (орфографическим словарем)
– Какой секрет орфографического словаря мы знаем?
(слова расположены в алфавитном порядке и в начальной форме).
– О каком времени года мы записали текст? (о зиме)
– Назовите зимние месяцы по порядку (декабрь, январь, февраль)
– Как пишется слово «декабрь», вы уже знаете.
– Найдите в словаре слова «январь, февраль».
(работа проходит в форме соревнования – кто быстрее всех найдет слово
подсказывает остальным страницу словаря).
– Найденные слова проговариваются орфографически хором.
7.2. Со словарем вы работаете быстро и правильно, поэтому я вам предлагаюработу в группах.
Форма работы – групповая.
Кроссворд.
1
2 |
м |
о |
р |
о |
з |
|||
е |
||||||||
д |
||||||||
в |
||||||||
3 |
и |
н |
е |
й |
||||
4 |
д |
|||||||
с |
о |
с |
у |
л |
ь |
к |
а |
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание: отгадать загадку и найти отгадку в словаре (указать на карточке страницу словаря).
1. по вертикали
Зверь мохнатый, неуклюжий,
Не боится зимней стужи,
Под корягою лесною
Спит под снежной пеленою. {Медведь)
2. по горизонтали
Чтобы осень не промокла
Не раскисла от воды
Превратил он лужи в стекла
Сделал снежные сады. (Мороз)
3. Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней)
4. Кто растет вниз головой,
Да не летом, а зимой?…… (Сосулька)
Представители команд читают загадку и выписывают слово-отгадку в кроссворд (печатными буквами).
Остальные знаками «+», «-» показывают свое согласие или несогласие.
7.3. С помощью словаря мы уточнили написание многих слов. А помните ли вы, как пишутся слова, которые мы находили в словаре раньше? Проверьте свою память.
Форма работы – индивидуальная (дифференцированная).
– Запишите буквами слова, в написании которых вы не сомневаетесь (без «дырок»). Слова, в написании которых вы сомневаетесь, напишите с пропуском орфограмм.
Время ограничено! (4 – 5 минут) можно под музыку.
3 варианта карточек (различаются уровнем сложности и объемом работы).
8. Обобщение по теме: «Орфограммы слабых позиций».
Форма работы – фронтальная.
Стихотворение К.Бальмонта «К зиме».
Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нем листы,
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
Опушит нам окна наши
В детской и везде,
Загорятся звезды краше,
Лед прильнет к воде.
А в затишье комнат – прятки,
В чет и нечет – счет
А потом наступят святки
Скоро Новый год!
– Новый год- это один из любимых праздников как взрослых, так и детей. На
Новый год дарят друг другу подарки, веселятся, наряжают елку.
– Вот только наша елочка не наряжена.
– Украсьте елку новогодними игрушками.
– На каждой игрушке задание, только выполнив его правильно, вы можете
повесить игрушку на елочку.
4-5 игрушек (нарисованных)
Можно использовать следующие задания:
Записать слово буквами с помощью словаря
[с п а с’ и б а]
Найти слово в словаре и указать страницу
[ф а м’ и л’ и й’ а]
Найти слово в словаре и указать страницу
[у ч’ и т’ и л’]
Записать с пропуском орфограмм слабых позиций слово праздник
9. Итог урока
– Итак, когда мы можем обозначать звуки буквами в словах без сомнений?
– А если есть сомнения, как мы записываем слабые позиции в словах?
– Ребята, мы овладели самым важным умением: видеть сильные и слабые позиции в словах.
– Именно это поможет вам писать грамотно.
10. Домашнее задание.
Подобрать 10 «зимних» слов, записать их звуками, затем буквами с помощью словаря.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/87207-orfogrammy-slabyh-pozicij-proverka-orfogramm-
Также вас может заинтересовать
- Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь
- Урок развития речевого этикета “Я среди людей, здравствуйте!”
- Конспект урока развития речевого этикета “Я среди людей, здравствуйте”
- Урок русского языка по теме: “Однокоренные слова”
- Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. Знакомство с планетами Солнечной Системы.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Русский язык – сложный предмет. Мы пишем слова совсем не так, как они произносятся на самом деле. В речи одни и те же фонемы проявляют себя в разных звуковых обликах. Сравните, например, слова “мёд” – [м’от] и “медок” – [м’идок]. Все зависит от того, занимают ли фонемы сильные позиции или слабые позиции в пределах слова. Поговорим об этом подробнее.
Сильные и слабые позиции звуков
Речь – это непрерывный поток фонем, в котором произнесение звука во многом определяется его местом в слове, соседними гласными и согласными. В слабой позиции артикуляция претерпевает существенные изменения. Фонемы теряют некоторые свои характеристики, начинают выступать в других вариантах. Например, [о] в безударной позиции начинает звучать как [а]: [вада], [сава]. Конечный [г] произносится как [к]: [друк], [крук]. Именно в таких местах мы допускаем ошибки на письме.
В сильной позиции фонема, напротив, слышна отчетливо и стоит в своем основном виде. Она не зависит от положения в слове, на ее качество не влияют соседние звуки. Это, например, фонема [о] в словах “воды”, “совы”. Или звук [г] в словах “другу”, “кругом”.
Морфологический принцип орфографии
Зачем обычному человеку, далекому от языкознания, знать сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем? Дело в том, что написание 90% русских слов регулируется так называемым морфологическим принципом. Согласно нему, мы не должны учитывать фонетические чередования, когда берем в руки ручку или набираем текст на клавиатуре. Корни, суффиксы, приставки, окончания пишутся всегда одинаково. Редукция гласных, смягчение согласных перед некоторыми звуками, их озвончение или оглушение не принимаются во внимание.
Отсюда следует вывод: при письме нельзя полагаться на слух. Только звуки в сильных позициях пишутся так, как слышатся. Все остальные нуждаются в проверке. Определив, что фонема находится в слабой позиции, мы начинаем подбирать проверочное слово с той же морфемой. Например, зуб – зубной, липовый – сосновый, поход – поезд, к лампе – к воде. В проверочном слове фонема должна находиться в сильной позиции, причем стоять в той же самой морфеме. Иначе можно ошибиться.
Сильные и слабые позиции гласных звуков
Уже в начальной школе дети знают: звук под ударением слышится долго, отчетливо и не нуждается в проверке. Мы можем смело писать в тетрадь слова “сом”, “сам”. Это – сильная позиция гласного.
Совсем другое дело – безударное положение. Такой гласный находится в слабой позиции, мы произносим его коротко, с меньшей силой, неотчетливо. Сравните слова “сома́” и “сама́”. Они звучат практически одинаково. Чтобы не ошибиться при их написании, школьников учат подбирать проверочные слова.
Для русского языка характерны:
- “аканье”, когда безударные [а] и [о] произносятся одинакоко после твердых согласных (например, слова “дома”, “дала”);
- “иканье”, при котором безударные [а] и [э] неразличимы после мягких согласных (к примеру, в словах “мячом” и “мечом”).
Гласные [и], [у] и [ы] в слабой позиции произносятся короче, но своего качественного звучания не меняют. Тем не менее, здесь тоже лучше проявить осторожность. Безударную [и], например, легко спутать с фонемами [а] и [э], стоящими после мягких согласных.
Позиции согласных: глухость и звонкость
Согласные звуки образуют пары по таким признакам, как “глухой-звонкий” и “твердый-мягкий”. Соответственно, сильные и слабые позиции согласных также определяются по этим двум характеристикам.
Сильной позицией по признаку “глухой-звонкий” для согласных является положение:
- перед гласным: том-дом, забор- собор;
- перед сонорными: дрова – трава, слой – злой;
- перед буквой “в”: творец – дворец.
В перечисленных случаях согласные слышатся отчетливо и не требуют проверки. Вряд ли можно допустить ошибку и в написании сонорных звуков, которые не имеют пары по глухости. К ним относятся [л], [л’], [н], [н’], [р], [р’], [м], [м’], [й’]. Фонемы [х], [ц], [х’], [щ’] и [ч’], наоборот, не имеют звонкого парного звука. Они могут занимать различное положение в словах, сохраняя свои основные характеристики и не совпадая с другими согласными при произношении.
Когда согласные могут озвончаться или оглушаться?
Теперь научимся различать сильные позиции и слабые позиции парных по звонкости-глухости фонем. В каких случаях мы рискуем допустить ошибку на письме? Это положение:
- в конце слова, где и звонкие, и глухие фонемы совпадают по своему звучанию: глаз – глас, дуб – туп, сук – луг;
- перед парным звонким звуком, когда рядом стоящий согласный также произносится звонко: сбрить – [зб]рить, отдать – о[дд]ать;
- перед глухим согласным, когда рядом стоящий звук оглушается: ложка – ло[шк]а, вход – [фх]од.
Чтобы избежать ошибок, мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук. Затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции. Чтобы это не занимало много времени, нужна тренировка. Подберем проверочные слова к примерам, приведенным выше: глаз – глаза, глас – гласа, дуб – дуба, туп – тупой, сук – суком, луг – луга; сбрить – сложить, отдать – отъехать; ложка – наложить, вход – влево.
Позиции согласных: твердость и мягкость
Пришло время рассмотреть сильные и слабые позиции согласных звуков по такому признаку, как “твердый-мягкий”. Здесь нас подстерегает много опасностей. Морфологический принцип не всегда спасает. Например, звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но мы знаем: в некоторых случаях после них пишется мягкий знак (рожь, услышь). После твердого [ц] может стоять буква “ы” (цыпленок) или “и” (цирк).
Звуки [ч’] и [щ’] всегда произносятся мягко, но мы с первого класса помним написание слогов “ча-ща” и “чу-щу”. Здесь действует другой принцип, называемый традиционным или историческим. От ошибки спасет только четкое знание правил русского языка.
Тем не менее, вернемся к теории. В каком случае согласные, имеющие пару по твердости-мягкости, не меняют своих качественных характеристик? Это положение:
- перед гласным: [мал] – [м’ал], [вол] – [в’ол], [лук] – [л’ук], [быт’] – [б’ит’];
- на конце слова: [кон] – [кон’], [брат] – [брат’];
- абсолютно любое для фонем [л], [л’]: во[лн]а – во[л’н]а, по[л’з]а – по[лз]ать;
- перед заднеязычными [г], [к], [х], [г’], [к’], [х’] и твердыми губными [б], [м], [п] для переднеязычных звуков: го[рк]а – го[р’к]о, и[зб]а – ре[з’б]а;
- перед твердыми зубными [с], [з], [ц], [д], [т], [л], [н] для зубных: ко[нс]кий – ию[н’с]кий;
- перед твердыми переднеязычными [c], [з], [т], [д], [ц], [л], [р], [н], [ш], [ж] для сонорных переднеязычных: янва[рс]кий – сентяб[р’с]кий, ма[нж]ета – де[н’ж]ата.
Слабые позиции по характеристике “мягкость – твердость”
Существуют позиции, в которых твердые согласные под влиянием соседних звуков смягчаются. Их относят к слабым. Это положение:
- Перед [й’]: ворон – воро[н’й’о]. Исключение составляют согласные на конце приставки перед [й’]: [вй’эст] – въезд.
- Перед мягкими зубными для звуков [c], [н], [з]: вме[с’т’]е, [з’д’]есь.
- Перед фонемами [ч’] и [щ’] для звука [н]: бараба[н’щ’]ик, руло[н’ч’]ик.
Вообще очень сложно разграничить сильные позиции и слабые позиции по признаку “твердый-мягкий согласный”. Дело в том, что не для всех случаев можно подобрать примеры. Так, в русском языке перед [п] мы встречаем только твердый [м]: компот, шампунь и др. Ни в одном слове нет звука [м’] в этой позиции. Следовательно, мы не можем быть уверены до конца, реализуется ли здесь фонема [м] или [м’].
Абсолютные позиции для согласных
Подведем итоги. С гласными звуками все понятно. Если они стоят под ударением, позиция считается сильной. Если ударение падает на другую фонему в слове, то позиция слабая. С согласными все сложнее.
Например, в слове “зуб” звук на конце оглушается. Позиция по признаку “звонкость-глухость” будет слабой. Но она же является сильной по шкале “мягкий-твердый”. Когда слабые позиции по обеим характеристикам совпадают, фонема считается абсолютно слабой. Она реализует себя в различных вариациях и требует применения орфографических правил.
Случается, что согласный находится в сильной позиции как по признаку “звонкий-глухой”, так и по характеристике “мягкий – твердый”. Часто такое наблюдается в положении перед гласным звуком. Эта позиция называется абсолютно сильной.
Знать сильные позиции и слабые позиции фонем необходимо каждому человеку, желающему писать грамотно. Это позволит вовремя определить “ошибкоопасное” место в слове и вспомнить соответствующее правило.
Конспект урока русского языка
по теме
«Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря»
(Система РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)
2 класс
Разработчик: Мальнева Любовь Борисовна,
учитель начальных классов
Бийского лицея – интерната
Данный урок русского языка построен на основе технологии РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Аннотация
В соответствии с программными требованиями ФГОС на уроке применяется системно – деятельностный подход, который способствует формированию предметных, метапредметных и личностных действий. Основная идея урока состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе исследовательской работы на уроке.
В конце первого класса учащиеся имеют представление об орфограммах (ча-ща, чу-щу, жи-ши и др.) и правилах графики (большая буква в начале предложения, точка и другие знаки препинания в конце предложения). Во втором классе у учащихся формируются знания об орфограммах и умения находить их в словах в процессе письма. Умения «видеть» орфограммы слабых позиций в словах, определять их тип – начальный этап в структуре орфографического действия.
Получив знания о позиционном чередовании звуков, их слабых и сильных позициях, учащиеся выясняют, что в русском языке нельзя писать по-разному (обозначать звук слабой позиции разными буквами). Поэтому изобретают «новый» способ письма без ошибок – письмо с пропуском на месте орфограмм слабых позиций. Но такой способ неудобный, потому что не всегда можно понять слова с большим количеством пропусков.
Для проверки орфограмм слабых позиций второклассники обращаются к орфографическому словарю (книге), как первому способу проверки орфограмм. Следующий этап – открытие нового способы проверки орфограмм слабых позиций без помощи словаря.
Тип урока – урок постановки учебной задачи.
Первый урок в разделе «Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций».
При изучении темы «Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря» были определены результаты деятельности.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения данной темы являются следующие умения:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу.
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные УУД:
- самостоятельно устанавливать дефицит в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя проверочной работы;
- осуществлять отбор заданий для ликвидации дефицита и планировать порядок и сроки работы над возникшими проблемами и трудностями.
- умение формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста.
- умение определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что предстоит узнать.
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи на первоначальном уровне;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять небольшие тексты;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- проводить сравнение изученных способов проверки орфограмм слабых позиций;
- обобщать.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе коллектива класса;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
Цели:
Деятельностная цель: выявить новый способ проверки орфограмм без орфографического словаря; формировать умение реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формировать систему теоретических знаний и понятий.
Развивающая: развивать умение выделять главное и существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, способствовать развитию творческой активности.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к слову, к русской речи, обогащение словарного запаса.
Задачи:
- сформировать понятие «сильные» и «слабые» позиции гласных и согласных звуков;
- освоить разные способы проверки орфограмм слабых позиций (орфографический словарь, приведение звука к сильной позиции путём его изменения);
- продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий школьников (рефлексивный контроль, оценка чужих и своих действий по заданным критериям);
- продолжить работу по формированию учебного сотрудничества в классе (учебный диалог, работа в малых группах и парах).
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, «Карты личностного роста».
Технологическая карта урока по теме
«Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря»
2 класс
Этапы |
Описание деятельности учителя. |
Описание деятельности учащихся |
УУД |
1 этап Организационный момент. Цель. Создание положительной эмоциональной атмосферы. Слайд 3. |
Эмоциональный настрой на работу во время урока. -Добрый день, дорогие дети. Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по стране Слов. Я уверена, что некоторые из вас сделают новые открытия, научатся грамотно писать. |
Личностные УУД:
|
|
2 этап Актуализация знаний. Демонстрация успешности детей в области изученных знаний. Цель: развитие памяти, умения анализировать, делать обобщения. Участники – все обучающиеся Форма проведения – фронтальная Метод словесный Воспроизведение способа действия нахождения слова в словаре. Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Задание. Запишите предложение. Проверьте орфограммы и заполните пропуски. Х_р_ши в д_рогу п_р_ги с г_орохом. Конечный результат этапа. Правильно выполненное задание. Рефлексия своей работы. Заполнение карты личностного роста |
Что мы изучали на предыдущем уроке? -Но сначала давайте уточним: -Удобно ли писать слова с пропуском на месте орфограмм слабых позиций? -Что делать? Может вы знаете способ проверки орфограмм и письма без пропусков? -Очень хорошо. -Сегодня мы продолжим с вами учиться писать слова без пропусков. -Вы умеете пользоваться словарем? -Расскажите, как найти слово в словаре? -Как хорошо, что у нас есть такой замечательный способ для проверки орфограмм. Я уверена, что он поможет вам выполнить задание. Прочитайте его. Как вы понимаете смысл предложения? Вы когда-нибудь ели пироги с горохом? Издавна на Руси выращивали горох. Сытный и полезный продукт. Готовили кашу, суп, пекли пироги. Учитель подчеркивает важность способа проверки орфограмм по «Словарю». -Откройте, пожалуйста, ваши карты личностного роста. Покажите, на какой ступеньке изучения данной темы вы находитесь сейчас. Цветным карандашом укажите уровень самостоятельности. -Оцените свою работу при выполнении задания. Были ли у вас затруднения при проверке орфограмм с помощью словаря? |
Варианты ответов: -Нет. Не удобно писать слова с пропусками букв. Потому что некрасивое письмо. Нарушается правильное соединение букв. -Иногда хочется написать слова без пропусков, поэтому приходится зачеркивать буквы, чтобы правильно выполнить работу. – Много пропусков. Если человек не знает слова, то при чтении слова ему не понятны. -Словарь. -Умеем проверять орфограммы с помощью словаря. -Да. Дети применяют способ действия нахождения слова в словаре. Уточняют алгоритм. -Горох вкусный. Полезный. Много витаминов. Фронтальная работа. Дети выходят к доске, пользуясь словарем, проверяют орфограммы. Заполняют пропуски. Вместе с другими учащимися оценивают и контролируют правильность выполненной работы. Дети показывают свое отношение кружочком на лесенке
|
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД: -понимать выделенные детьми и учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
|
3этап. Постановка учебной задачи. Цель: развивать умения детей «видеть» свое незнание, на основе этого формулировать учебную задачу. Слайд 9 Проверка выполненной работы. Контроль способа проверки. Результат: разные мнения детей, способ проверки орфограмм по словарю «не работает» Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Контроль способа проверки орфограмм. Создание проблемной ситуации Цель: активизировать познавательную деятельность детей. Метод – проблемный Слайд 13 Слайд 14 Фиксация учебной задачи.
-Как проверить орфограммы без словаря? |
-Вы овладели секретом письма и научились проверять орфограммы слабых позиций. Думаю, что вы теперь сможете помочь Стране Слов. (Учитель выдерживает паузу с целью возможности появления у детей вопроса). -В Страну Слов проникли страшные слова!!! Посмотрите на них. -Что вы заметили? -Где пропущены буквы в словах? –Сможете помочь словам? -Что поможет вам проверить орфограммы? -Какая замечательная книга – «Словарь». -Прошу вас поработать в парах. Проверьте орфограммы слабых позиций и помогите словам. -Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Учитель дает возможность высказаться учащимся по поводу выполненной работы, организуя дискуссию детей. Обобщение выступлений детей во время дискуссии: -Спасибо всем ребятам, кто принимал участие в обсуждении по поводу проверки орфограммы в слове. -Итак, давайте посмотрим, что у вас случилось? Почему вы написали по–разному? -Может быть, вы что-то пропустили, были невнимательны? -Какой способ проверки вы использовали для проверки орфограмм? -А может словарь маленький? -У меня есть очень большой словарь. Давайте его посмотрим. Может быть, там найдем слово? В.В. Репкин «Орфографический словарь». -Итак. Давайте посмотрим, что у нас произошло? Расскажите, как вы проверяли орфограммы слабых позиций? Вопросы для постановки учебной задачи: -Вы использовали способ проверки орфограммы по словарю. Но не смогли проверить букву в словаре. (на выбор по ситуации в классе) 1.Что будете делать? 2. Какой вопрос у вас появился? 3. Так и будем писать наугад или по-разному? Или всегда всю жизнь будем писать с пропуском слова? -Хорошая идея. Зафиксируем ваше предложение на схеме. – Придумайте способ проверки орфограмм без словаря. Изобретайте. Поработайте в группах: «Ум – хорошо, а два – еще лучше» |
Эмоции детей. -Что случилось в Стране Слов? -Слова написаны с пропуском. -Пропуски на месте орфограмм слабых позиций. -Да. Сможем. Попробуем. -Словарь. Работа в парах Демонстрация полученных результатов выполненной работы. Уточнение, дополнение, оценка детьми представленных вариантов букв в словах. ветер песок Практическое затруднение Разные мнения в слове: гроза граза гр?за Реплики детей: -Мы не могли найти слово в словаре. -Мы знаем как пишется слово гроза. -Мы написали граза, потому что слышим [граза] -Мы решили проверить словом: ГРОЗЫ. И написали слово так: гроза. Дети проверяют слово по словарю. -Такого слова нет. -В словаре такого слова нет. -По словарю.
-Как проверить орфограммы без словаря? -А, может быть, есть другой способ? -Нет. Это с пропуском неудобно. |
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
4 этап Решение учебной задачи. Открытие новых знаний. Цель: обеспечить открытие и усвоение учащимися нового способа проверки орфограмм слабых позиций Проработка содержания темы Метод: частично-поисковый Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Обобщение полученного результата. |
– Какой способ проверки орфограмм не сработал? – Как вы вышли из положения? -Почему для проверки орфограммы вы выбрали слово грозы с ударением на О? -Как интересно! -Давайте уточним: -В какой позиции находится звук в слове гр[а]за ? А в слове : гр[о]зы -А в какой позиции звуки сильнее? -Можем ли мы использовать закон письма для проверки орфограммы? -Молодцы, дети! Вы открыли закон письма! -А что вы сделали со словом? – Какой способ вы изобрели? Как вы проверили? -Итак, у нас есть теперь новый способ проверки орфограмм. Давайте уточним нашу схему. |
Работа в группах. Представление результатов работы групп. Представитель от группы демонстрирует результат работы. Остальные оценивают. Варианты: -изменить слово –по числу: гр_за – грОзы –грОза -в слове грОзы пишется буква О, значит нужно писать грОЗа. -В первом слове звук в слабой позиции – без ударения. -Во втором слове звук в сильной позиции – под ударением. -В сильной! -Да. – Орфограммы слабых позиций без ударения можно проверять по сильной – под ударением. -Изменили слово по числу. Звук получился под ударением – в сильной позиции.
|
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
|
Слайд 19 5 этап Первичное закрепление. Практическое применение новых знаний. Цель: закрепить умение проверять орфограммы слабых позиций новым способом Метод наглядности, доступности. |
Задание. Запишите слова с пропуском. Примените новый способ проверки орфограмм. в_лна с_сна г_ра стр_на д_ска с_стра |
Фронтальная работа |
Познавательные УДД:
|
6 этап Проработка способа проверки орфограмм и содержания темы Цель: закрепить учебный материал. Проверка выполненной работы. Контроль способа. 1.Прогнозирующий результат. 2.Полученный результат. Слайд 20 |
-Спасибо большое за работу. -Как хорошо, что у нас есть новый способ проверки орфограмм. Теперь вы будете писать слова без пропусков. Интересно, все ли смогли освоить новый способ?! Давайте попробуем проверить? –Откройте страницу 135, задание 1. Запишите Первые три слова, проверьте орфограммы. -Посмотрим, что у вас получилось. На оценочной линеечке покажите отрезком уровень выполнения вашей работы – прогноз. -Рядом начертите вторую линеечку. Это будет реальный результат, который вы увидите после проверки. -Поменяйтесь тетрадями в паре и оцените работу соседа по алгоритму. Покажите результаты на оценочных полосках. |
Работа с учебником. Задание учебника. Самостоятельная работа по учебнику. Взаимопроверка по образцу. Учащиеся показывают оценочную линейку, делят ее на три отрезка – слова (по количеству слов). Рядом вторую оценочную линейку. |
Предметные УУД:
Регулятивные УУД:
|
7 этап Подведение итогов урока. Слайд 21 Слайд 22 Домашнее задание 8 этап Рефлексия. Заполнение карты личностного роста Цель: Выяснить и получить обратную связь от учеников от прошедшего урока |
-Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Как можно проверить орфограммы слабых позиций?» Запишите домашнее задание. (задания учебника) Пользуясь способами проверки, заполните пропуски в словах. -Наш урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. А теперь вернемся снова к вашим картам. Покажите кружочком свое отношение к уроку. -Расскажите о себе. Что вам понравилось и не понравилось на уроке? |
-Можно проверить по словарю. -Открыли новый способ – изменяем слово по числу. Каждому учащемуся предлагается заполнить карту личностного роста.
– Мне удалось найти новый способ проверки орфограмм… – Мне понравилось искать новый способ проверки… Могу похвалить себя за то, что я без ошибки проверил все слова… Я не понял, как изменять слова по числу… Мне понравилось находить новый способ в группе… – Давайте ещё раз посмотрим на алгоритм, который получился у нас на интерактивной доске. Он поможет |
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
Познавательные УДД:
|
Использованные источники и литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
2.Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы / Сост. А.Б. Воронцов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
3.Е.В.Восторгова, Некрасова Т.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 2 класса – М.: «Вита – Пресс», 2011 г.
4.Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Русский язык. 2 класс (1-4). Часть 1. М.: «Вита – Пресс», 2013
5.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.