Как найти организации для заключения договора

Согласно информации, предоставленной в письме ФНС РФ от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268, алгоритм поиска и проверки контрагентов состоит всего лишь из трёх последовательных шагов. На начальном этапе нужно использовать специальные электронные сервисы, находящиеся в общем доступе. После этого получить выписку из ЕГРЮЛ, в которой содержатся подробные сведения о контрагентах, а затем запросить интересующую документацию у потенциальных партнёров. На первый взгляд, все эти шаги кажутся простыми, однако на практике, каждый из них может сопровождаться определенными сложностями. Обо всех особенностях поиска и проверки контрагентов следует узнать заблаговременно.

Многие отечественные предприниматели, особенно не имеющие достаточного опыта в бизнесе, сталкиваются с проблемами поиска контрагентов и проведения их проверки.

Их интересует:

  • какие методы и инструменты применяются для этих целей
  • существуют ли бесплатные сервисы поиска и проверки контрагентов
  • какие сведения подлежат обязательному анализу

По мнению Андрея Хрыкина, руководителя проекта Фокус.Форум, процесс проверки контрагентов держится на трёх китах:

  • благонадёжность — намерения компании и её отношения с государством и другими бизнес-партнёрами
  • оценка — выявление основных критериев оценки и объективной информации
  • знание — понимание того, какую информацию стоит учитывать, а какую — нет

Для чего требуется находить и проверять контрагентов

ФНС неоднократно предупреждает компании и индивидуальных предпринимателей о том, что они в полной мере несут ответственность за выбор контрагента. От того, насколько правильно сделан данный выбор, зависит деловая репутация и финансовое положение. В случае возникновения претензий со стороны ФНС к одному из контрагентов, вероятны трудности и у второй стороны. Чтобы застраховаться от заключения сделок с сомнительными партнёрами, необходимо проводить комплексную проверку контрагентов. Также эта процедура нужна для выявления необоснованной налоговой выгоды, которую получают предприниматели, уклоняющиеся от налогов и минимизирующие налогообложение.

Налоговая выгода признается необоснованной в таких ситуациях:

  • плательщик налогов действует неосмотрительно и игнорирует нарушения, допущенные контрагентом
  • налогоплательщик, и также его аффилированные или взаимозависимые лица заключают сделки с контрагентами, которые уклоняются от выполнения налоговых обязательств

Подробно все примеры получения необоснованной налоговой выгоды представлены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

В процессе сотрудничества с непроверенными контрагентами вероятны не только налоговые, но и финансовые риски. Они связаны с поставкой товаров низкого качества, нарушением сроков поставок и другими непредвиденными ситуациями. В некоторых случаях есть шанс уладить проблему переговорным путём — например, договориться с деловым партнёром о поставке другой партии товара или предоставлении скидки. Но бывает и так, что безответственность бизнес-партнёра, являющаяся для него нормой, приводит к потере денежных средств.

Чтобы удостовериться в том, что контрагент действительно надёжен и не имеет ничего общего с фирмой-однодневкой, нужно провести комплексную проверку.

Какая документация должна быть востребована у контрагентов

На этапе проверки надежности контрагентов, нужно запросить у них копии следующих документов:

  • устав предприятия
  • свидетельство о государственной регистрации
  • свидетельство о постановке на учёт в территориальном подразделении ФНС
  • паспорт лица, занимающего главную руководящую должность
  • бухгалтерская отчётность за год, который предшествует году совершения сделки

Бесплатные сервисы проверки контрагентов на сайте ФНС

Официальный сайт ФНС РФ предлагает предпринимателям несколько сервисов, где можно осуществить проверку контрагентов.

Наиболее простой среди них — это поиск по ИНН. Выбрать вкладку «Юридическое лицо» и ввести ИНН или ОГРН, либо указать наименование и регион местонахождения. Для получения информации об индивидуальных предпринимателях или фермерских (крестьянских) хозяйствах необходимо выбирать вкладку с надписью «Индивидуальный предприниматель/КФХ», а затем ввести ИНН или ОГРНИП, либо ФИО и регион места жительства.

Помимо этого, на официальном сайте ФНС можно отыскать интересующие сведения о контрагентах, используя название организации, местонахождение и другие дополнительные критерии.

Информация Источник
Сведения из ЕГРЮЛ https://egrul.nalog.ru/
Задолженность по уплате налогов, непредставление налоговой отчетности более года https://service.nalog.ru/zd.do
Адреса массовой регистрации https://service.nalog.ru/addrfind.do
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, или сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ https://service.nalog.ru/uwsfind.do
Дисквалифицированные лица https://service.nalog.ru/disqualified.do
Юрлица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица https://service.nalog.ru/disfind.do
Решения регистрирующих органов о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/
Лица, в отношении которых факт невозможности осуществления руководства установлен (подтверждён) в судебном порядке https://service.nalog.ru/svl.do
Юрлица, с которыми отсутствует связь по указанному ими адресу (внесённому в ЕГРЮЛ) https://service.nalog.ru/baddr.do
Физлица, которые являются руководителями или учредителями нескольких юрлиц https://service.nalog.ru/mru.do

В статье 102 НК РФ, посвящённой налоговой тайне, указано, что сведения об организации могут быть открытыми для посторонних лиц исключительно с её согласия. После того как вступил в силу Федеральный закон от 1.05.2016 г. № 134-ФЗ, значительно расширился перечень сведений, не подпадающих под определение налоговой тайны:

  • расходы и доходы контрагента в течение одного календарного года
  • налоги и сборы
  • средняя численность сотрудников
  • имеющиеся налоговые нарушения
  • штрафы, задолженности и пени

Полезные интернет-ресурсы для проверки компаний

В сети представлено несколько удобных электронных ресурсов, на которых можно получить дополнительные интересующие сведения о потенциальных контрагентах. С каждым из них нужно ознакомиться по-отдельности.

В Единой информационной системе в сфере закупок работает Реестр недобросовестных поставщиков. Чтобы узнать, является ли контрагент таковым, нужно в поисковой строке ресурса ввести ИНН и наименование или ФИО поставщика. Кроме того, можно проверить, внесен ли бизнес-партнер в Реестр Федеральной антимонопольной службы.

В Картотеке арбитражных дел содержится около 18 млн дел. Для получения подробной информации относительно конкретного дела необходимо указать его номер.  Если не знаете номер дела, то ищите информацию по другим параметрам. При использовании данного метода становятся доступны краткие сведения о деле, обо всех его фигурантах, хронология рассмотрения, а также принятые судебные решения.

Используя Банк данных исполнительных производств, можно отыскать сведения о наличии исполнительного производства, его предмете и денежной сумме, которая подлежит выплате в пользу физического или юридического лица. Чтобы получить нужную информацию, требуется ввести в соответствующие поля ФИО предпринимателя или наименование компании, а также регион нахождения.

Если компания планирует заключить сделку с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности, то разумно будет заранее проверить, имеет ли он необходимую лицензию. Такие сведения содержатся на сайтах лицензирующих органов.
К примеру, Роскомнадзор на своем официальном ресурсе публикует Реестр лицензий в области связи, Реестр зарегистрированных РЭС и ВЧУ и др.

Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс) позволяет ознакомиться со сведениями о их деятельности. Чтобы получить информацию об организации, потребуется ввести в соответствующие поля ее полное наименование, адрес, код (ИНН, ОГРН). Поиск ИП осуществляется с помощью ФИО и кода (ИНН, ОГРНИП).

Перечень недействительных паспортов граждан РФ будет полезен для проверки руководителя организации, с которой планируется заключить сделку. На официальном сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России всегда можно найти актуальную информацию.

Заключение нескольких государственных контрактов — это признак, положительно характеризующий контрагента. Исполнение всех обязательств в установленные сроки подтверждает его надёжность.

Картографические сервисы Яндекс и Google очень удобны для просмотра местности, в которой располагается офис компании-контрагента.

На официальном сайте Торгово-промышленной палаты РФ представлена специальная поисковая форма, в которую следует ввести ИНН или ОГРН контрагента, чтобы узнать, является ли юридическое лицо или ИП членом палаты.  Присутствие компании или ИП в палате является подтверждением ведения хозяйственной деятельности.

Помимо всех перечисленных методов и инструментов, можно воспользоваться поисковыми системам интернета. Для получения интересующих сведений о той или иной компании необходимо ввести в поисковую строку наименование компании, а также фамилию, имя и отчество её руководителя. После этого следует пройтись по всем найденным ссылкам и внимательно прочитать информацию. Это позволит понять, какая деловая репутация у потенциального контрагента.

Перечень основных контрольных вопросов, позволяющих проверить контрагента

В процессе поиска и проверки контрагентов рекомендуется пользоваться советами Федеральной налоговой службы из писем. Так, например, в Письме ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ содержатся контрольные вопросы о добросовестности контрагентов, которые налоговики используют при проверке:

  • Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
  • Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) вас объединяют?
  • Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
  • Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
  • Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Эффективные методы поиска и проверки контрагентов позволяют получать достоверные сведения о договорах и контрактах, а также о судебных производствах, избежать блокировки собственных счетов из-за переводов недобросовестным компаниям и предупредить участие в сомнительных сделках.

Контур.Фокус: возможности для проверки контрагента

По количеству описанных источников можно сделать вывод, что поиск контрагента и проверка его благонадёжности — чрезвычайно сложная работа, и это действительно так. Но эту работу можно в буквальном смысле минимизировать до одного клика с помощью такого сервиса, как Контур.Фокус.

Чем удобен сервис:

  • Поиск компании или ИП осуществляется по названию, адресу, ФИО, ИНН и другим параметрам. Актуальность и достоверность сведений гарантируется благодаря доступу к официальным государственным открытым источникам.
  • Помимо свежих выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП пользователь получает данные из Картотеки Высшего арбитражного суда, Федеральной службы судебных приставов, Базы государственных контрактов Федерального казначейства, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Базы бухгалтерской отчетности организаций Росстата.
  • В карточку компании, помимо всей прочей необходимой информации, включается подборка ссылок с упоминаниями компании в интернете, что позволяет ускорить процесс сбора фактов за счет агрегации информации из СМИ, с форумов с отзывами, с сайта самой компании и сайтов её партнёров, поставщиков и клиентов, со страницы раскрытия информации эмитента, с новостных ресурсов.
  • Пользователь сервиса может поставить на наблюдение 1000 компаний. Узнав об изменениях в данных, Контур.Фокус уведомит пользователя о них по электронной почте.
  • Сервис способен анализировать организации по заранее установленным пользователем критериям.

Проверяем контрагента перед заключением договора. Активная проверка

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Продолжаем тему проверок по контрагентам (для подтверждения их правоспособности, деловой репутации и финансово-материального обеспечения). В прошлой статье мы говорили о фоновых проверках. А сейчас рассмотрим особенности проведения активных проверок.

Активная проверка проводится с истребованием документов и информации у контрагента, его контрагентов или государственных ведомств.

Проверка правоспособности организации (индивидуального предпринимателя)

1. Путем запроса у контрагента заверенных копий документов:

  • свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.);
  • свидетельства о постановке на налоговый учет (присвоении ИНН) (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.);
  • выписки из ЕГРЮЛ с данными о единоличном исполнительном органе (для организаций);
  • устава (для организаций);
  • документа, подтверждающего основания для нахождения по юридическому и фактическому адресу, другим адресам (нахождения складов, производственных помещений и т.д.), – договора аренды, пользования помещением и т.д.;
  • паспортов руководителя (индивидуального предпринимателя) и лиц, уполномоченных на заключение договора и подписание сопутствующих документов (в частности, счетов-фактур при их выставлении контрагентом);
  • приказов о приеме на работу уполномоченных сотрудников контрагента (трудовых книжек, справок о занимаемой должности и т.д.);
  • доверенности на представление интересов контрагента (на заключение договора, подписание определенных документов) (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.).

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, предоставить такие документы может свидетельствовать:

  • о повышенном риске неисполнения им своих обязательств;
  • о том, что от лица реального контрагента могут действовать не уполномоченные им лица;
  • о неисполнении им налоговых обязательств (ведении деятельности с высоким налоговым риском) (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.).

2. Путем установления верифицируемого (с проверкой документов) личного контакта с уполномоченными представителями контрагента (руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, лицами, имеющими право заключать от имени контрагента договоры):

  • в месте нахождения самой организации (индивидуального предпринимателя);
  • при возможности – в месте нахождения контрагента, что одновременно обеспечит проверку достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса контрагента.

Целесообразно, чтобы подобные контакты были запротоколированы (отмечены в журналах визитов посетителей, протоколах, отчетах сотрудников, проводивших переговоры).

Цель проверки: отсутствие личных контактов с руководством контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, может повлечь обвинения в непроявлении должной осмотрительности при выборе такого контрагента (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.). Это, в свою очередь, может иметь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

Кроме того, уклонение руководства нового контрагента от личных контактов при намерении заключить крупную сделку может свидетельствовать об отсутствии намерений исполнять обязательства по договору.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка правоспособности контрагента свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом в ходе такой проверки целесообразно проверять и деловую репутацию контрагента.

Проверка налогового профиля

1. Путем запроса в ИФНС информации об исполнении контрагентом налоговых обязательств. Такой запрос может быть:

  • направлен в налоговую инспекцию по месту учета потенциального контрагента в произвольной форме;
  • сформулирован с учетом требований о защите налоговой тайны – его предметом должны быть сведения о нарушении контрагентом налогового законодательства (в т. ч. о наличии задолженности по платежам в бюджет), что не является налоговой тайной (письмо УФНС России по г. Москве № 09-10/093263 от 3 октября 2008 г.).

В то же время на практике вероятен отказ налоговой инспекции в предоставлении данных сведений. Это связано с тем, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговой инспекции по информированию об исполнении контрагентами налогоплательщиков своих налоговых обязательств, а также указывает на возможное наличие налоговой тайны в запрашиваемых сведениях (письмо ФНС России № ЕД-4-2/13005 от 24 июля 2015 г.).

Цель проверки: сам запрос в ИФНС (даже в случае отказа в предоставлении данных) свидетельствует о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента.

При намерении заключить крупную сделку (на которую придется существенная часть вычетов или расходов) в случае отказа налоговой инспекции целесообразно получить сведения об исполнении контрагентом налоговых обязательств непосредственно у контрагента.

2. Путем запроса у контрагента информации об исполнении им налоговых обязательств. Целесообразно и достаточно запросить:

  • копии титульных листов деклараций (за последние периоды) по основным налогам, уплачиваемым контрагентом (налогу на прибыль, единому налогу при УСН) с отметками налоговой инспекции о принятии;
  • при подаче контрагентом деклараций в электронном виде – распечатанные электронные квитанции о приеме деклараций налоговой инспекцией, заверенные самим контрагентом;
  • справки о состоянии расчетов с бюджетом, справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Данные документы не содержат какой-либо налоговой тайны и могут быть без ущерба представлены добросовестными контрагентами.

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, представить такую информацию может свидетельствовать о неисполнении им налоговых обязательств и об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

При этом убедительными будут также доказательства уплаты контрагентом налоговых платежей (соразмерно заявленным масштабам его деятельности) – копии платежных поручений, актов сверок контрагента со своей налоговой инспекцией. Однако, скорее всего, такую просьбу может удовлетворить только контрагент, претендующий на заключение крупной (по его масштабам) сделки.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка налоговой добросовестности контрагента свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом такая проверка, как правило, дополняет проверку правоспособности контрагента.

Проверка реальности, деловой репутации и имущественного положения контрагента

1. Путем запроса у контрагента формализованных сведений (прежде всего, заверенных копий документов), подтверждающих наличие:

  • работников для непосредственного исполнения обязательств по договору (копия штатного расписания и т.д.);
  • активов для исполнения обязательств по договору (копии правоустанавливающих (правоподтверждающих, регистрационных) документов на объекты недвижимости, транспортные средства и т.д.).

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, представить такую информацию может свидетельствовать (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.):

  • о повышенном риске неисполнения им своих обязательств (отсутствии намерения их исполнить);
  • о посредническом характере его деятельности, что повышает как риск неисполнения договорных обязательств, так и риск признания налоговой выгоды по сделкам с ним необоснованной.

2. Путем запроса данных в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ). Для запроса необходимо согласие контрагента на получение информации о нем в ЦККИ (ключ доступа (простой набор цифр), указываемый контрагентом в случае согласия на передачу данных о кредитной истории). Сведения предоставляются за плату.

Цель проверки: наличие сведений о контрагенте в ЦККИ свидетельствует, что он хотя бы один раз обращался в банк за получением кредита. А значит, положительный ответ на запрос позволит установить как реальность контрагента, так и его финансовую дисциплину (исполнение обязательств перед кредиторами). Запрос кредитной истории целесообразен при намерении кредитовать контрагента (при перечислении аванса, предоставлении коммерческого кредита, выдаче займа и т.д.).

3. Путем поиска сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В реестре нельзя запросить данные по конкретному собственнику (получить список объектов, которые ему принадлежат), но можно, в частности, установить собственника здания (помещения), по которому зарегистрирован контрагент. Сведения предоставляются за плату.

Цель проверки: наличие в собственности контрагента недвижимого имущества с большой долей вероятности свидетельствует о его реальности и наличии имущества для исполнения обязательств.

4. Путем проверки данных о сертификате или декларации соответствия контрагента-производителя (импортера) в Едином национальном реестре Росаккредитации:

  • в реестре сертификатов соответствия;
  • в реестре деклараций соответствия.

Цель проверки: наличие сертификата (декларации соответствия) с большой долей вероятности свидетельствует о реальности деятельности контрагента и наличии имущества для исполнения обязательств, качестве продаваемой продукции.

5. Путем запроса сведений о деловой репутации у самого контрагента и его контрагентов, данных об исполненных контрактах (их количестве, качестве исполнения, претензиях контрагентов).

Цель проверки: наличие сведений о деловой репутации контрагента, подтвержденных его контрагентами, позволит подтвердить реальность контрагента и оценить риск неисполнения им обязательств по договору.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка деловой репутации контрагента (прежде всего, реальной возможности исполнить сделку) свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом такая проверка, как правило, дополняет проверку правоспособности контрагента.

Классификация (установление рейтинга) контрагентов по способам проверки

Набор конкретных способов (источников) проверки контрагента или группы контрагентов зависит от минимизируемого риска:

  • если минимизируется риск налоговых претензий по сделкам с крупным контрагентом (на которого приходится значительная доля вычетов или расходов), то целесообразно:
  • провести активную проверку исполнения им своих налоговых обязательств, то есть запросить в ИФНС или у самого потенциального контрагента сведения о сдаче им налоговой отчетности и (или) нарушениях налогового законодательства;
  • при невозможности такой проверки – сформировать максимально полное досье в части правоспособности, налогового профиля и деловой репутации контрагента;
  • если минимизируется общий риск предъявления налоговых претензий по сделкам с контрагентами (например, новыми), то достаточно комбинации нескольких способов проверки (проверки правоспособности, запроса документов и т.д.) (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.);
  • если минимизируется риск неисполнения контрагентом обязательств по договору, то особое внимание должно быть уделено проверке реальности деятельности контрагента и его деловой репутации.

Набор способов проверки целесообразно закрепить в отдельном документе (например, в Положении о преддоговорной работе). При этом для удобства можно предусмотреть присвоение контрагенту коэффициента (рейтинга, уровня) в зависимости от результатов проверки. При рейтинге, не превышающем определенное минимальное значение, можно отказаться от работы с контрагентом или увеличить его рейтинг за счет сбора дополнительной информации.

Письмо с практикой применения ст. 54.1 НК РФ — это не какой-то новый документ, а лишь структурирование всей уже существующей информации о преемственности подходов, исторически сложившихся моментов в отношении оценки получения необоснованной налоговой выгоды организациями, доказательств нереальности сделки, предотвращения агрессивных методов налоговой оптимизации.

На основе подхода, который используют налоговые органы при проверке сделок, мы разработали пошаговую инструкцию для выбора контрагентов.

Шаг 1. Сбор всей доступной информации о контрагенте

Проверьте достоверность сведений в отношении компании контрагента. С 1 июля 2021 года налоговая может аннулировать представленный организацией отчет, если в ЕГРЮЛ есть отметка о недостоверности сведений. В таком случае налоговая сделает вывод о несформированной налоговой базе у продавца, как следствие у покупателя возникнут проблемы с получением вычета. Кроме того, документы, подписанные неуполномоченным директором, не имеют юридической силы.

Финансовые показатели компании, платежеспособность, обороты и активы по данным бухотчетности, уплата налогов, судебные иски и исполнительные производства, — все это позволит в целом оценить возможности организации по выполнению обязательств и компенсировать возможные убытки по сделке.

 
Проверьте информацию о приостановлении операций по счетам контрагента. Чем длительнее будет этот период, тем выше риск заключать правовые отношения с такой организацией.

 
Соберите максимум сведений о бизнес-истории контрагента. В этом помогут упоминания в СМИ, данные об исполненных контрактах, рекомендации от других контрагентов, информация на сайте, объявления о вакансиях.

 
Обратите внимание на факторы благонадежности компании. Это значительный уставный капитал, заключенные и исполненные госконтракты, положительная история арбитражных дел, сведения о среднесписочной численности сотрудников, наличие лицензий, товарных знаков.

 
Оцените ресурсы контрагента для исполнения контракта: промышленные площадки, оборудование, количество сотрудников, необходимые лицензии, разрешения и другое.

Шаг 2. Проверка документооборота перед сделкой и четкое исполнение пунктов договора

Пропишите в договоре все нюансы сделки, такие как сроки выполнения работ, ответственность за их невыполнение, размер пеней и штрафов.

 
Важно отразить в договоре, чьими силами будут выполнены работы по сделке. Например, будут ли привлекаться контрагенты для исполнения договора. В этом случае можно составить дополнительное приложение со штатом сотрудников.

 
Укажите условия оплаты. Этот пункт особенно важен при заключении длительного контракта. Оплату нужно вносить таким образом, чтобы ее можно было четко идентифицировать и нельзя отнести к другим платежам. Например, в случае внесения аванса, когда расчеты осуществляются частями, в договоре должны быть прописаны конкретные сроки, в какой день вносится оплата и в какой форме (путем внесения на расчетный счет, наличная оплата, взаимозачет и другое).

При этом существуют негативные факторы, на которые налоговая обратит пристальное внимание:

  • Наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота либо от условий иных аналогичных договоров, заключенных налогоплательщиком (например, условий о длительных отсрочках платежа, о поставке крупных партий товаров без предоставления обеспечения исполнения, о договорной ответственности, размер которой несопоставим с последствиями возможного нарушения).
  •  Установление цены приобретения товаров (работ, услуг) в размере, который существенно ниже цены по сопоставимым сделкам (при совершении сделки с «технической» компанией с целью приобретения ресурсов в недекларируемом в целях налогообложения обороте) или выше рыночной стоимости (при встраивании «технической» компании во взаимоотношения с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке).
  •  Отсутствие документов, которые должны быть составлены исходя из характера исполнения контракта. Например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику строительной площадки.
  •  Наличие в договорах и в документах, которыми оформлено исполнение сделки, противоречий в сведениях и неполноты заполнения обязательных реквизитов, которые могут свидетельствовать, в частности, о подписании документов в нарушение логики бизнес-процесса или ранее момента наступления соответствующих событий.
  •  Отсутствие оплаты, использование в расчетах «неликвидных» векселей, принятие в счет погашения долга права требования к третьему лицу, платежеспособность которого не позволяет получить исполнение по данному требованию в полном объеме.

Шаг 3. Проверка ресурсов компании контрагента и взаимодействие с директором организации

При обсуждении условий договора и подписании контракта важно, чтобы директор или иное уполномоченное лицо могли ответить на вопрос, каким образом была осуществлена сделка. Проверка документального подтверждения полномочий данных лиц — один из самых важных этапов. Если налоговая будет сомневаться в реальности сделки, то директору компании зададут вопросы, связанные с местом, временем и обстоятельствами заключения договора. Например, знакомы ли директора компаний лично и при каких обстоятельствах проходила их встреча.

Проверьте, в каких условиях работает контрагент. Это поможет убедиться, есть ли у него производства, склады, торговые площади, необходимые для исполнения договора.

 
Запросите у контрагента свидетельства, которые подтвердят, что он сможет выполнить условия договора. Например, копии документов, подтверждающих наличие производственных мощностей, квалифицированных кадров, имущества, необходимых лицензий и разрешений, свидетельств о членстве в саморегулируемой организации и другое.

 
Внимательно отнеситесь к соблюдению процедуры совершение сделки в соответствии с внутренним регламентом и учетной политикой. Например, заключение договора после проведения публичных торгов; наличие в составе конкурсной заявки полного комплекта документов либо указание в них достоверных сведений, подлежащих проверке при подготовке торгов.

Требования к выбору контрагента

Можно сделать вывод, что ждать послабления в части администрирования при применении ст. 54.1 НК РФ не стоит. Чем крупнее сделка и больше риски, тем больше комплексных мероприятий должен провести налогоплательщик при ее заключении.

Степень требований к выбору контрагента не может быть одинаковой для разных сделок. Например, при заключении разовой сделки на незначительную сумму требования к выбору контрагентов будут существенно отличаться от ситуаций, когда приобретается дорогостоящий актив, совершаются сделки на значительную сумму, либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ, либо сделка несет в себе неоправданные риски.

Ирина Одарич, ведущий эксперт Контура по НДС

Ответственность за последствия работы с недобросовестным контрагентом лежит на компании. Ошибка в выборе бизнес-партнера может привести к проблемам с налоговиками и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, она часто ведет к убыткам из-за срывов договоренностей или обмана.

Должная осмотрительность при выборе контрагента

В письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ ФНС России в целях проявления должной осмотрительности определяет право налогоплательщиков:

  1. Запрашивать у контрагентов необходимую информацию, которая не является коммерческой тайной. 

  2. Пользоваться электронными сервисами ФНС России.

  3. Обращаться в налоговые органы по месту учета контрагентов об установленных в отношении последних нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Перед началом сотрудничества запросите у компании копии устава, свидетельства о госрегистрации, свидетельства о постановке на учет в ФНС, паспорта директора и бухгалтерскую отчетность за прошлый год. Также воспользуйтесь бесплатными сервисами для проверки контрагентов.

Сервисы ФНС для проверки контрагентов

Сайт Налоговой службы предоставляет возможности для поиска нужной информации и проверки контрагентов:

  1. Сервис «Прозрачный бизнес» (работает в тестовом режиме). Предоставляет комплексную информацию о налогоплательщике-юрлице. Дублирует функционал некоторых сервисов, приведенных ниже.

  2. Сведения о юрлицах или ИП, в отношении которых представлены документы для госрегистрации. Обновляется ежедневно.

  3. Данные из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

  4. Сведения о юрлицах с задолженностью по уплате налогов или не предоставляющих налоговую отчетность более года. Сервис также содержит данные о юрлицах с задолженностями, которые направлялись на взыскания судебным приставам.

  5. Адреса с несколькими юрлицами. Массовая регистрация компаний по одному адресу.

  6. Реестр дисквалифицированных лиц.

  7. Юрлица, в управление которых входят дисквалифицированные лица.

  8. Данные о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке. Обновляется ежедневно.

  9. Данные о физлицах — руководителях или учредителях нескольких юрлиц. Обновляется раз в неделю.

  10. Юрлица, созданные в Крыму и Севастополе, которые привели свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством.

Читайте также: Как распознать признаки банкротства контрагента

Другие бесплатные способы проверки контрагентов

В интернете получить сведения о деятельности бизнес-партнера можно через поисковики (упоминания о компании в СМИ), в сервисах онлайн-карт (проверить наличие и фотографии офиса компании) и непосредственно на сайте контрагента (крупные клиенты, выполненные проекты, отзывы).

Дополнительную информацию предоставляют сервисы:

  1. Проверка по списку недействительных российских паспортов. Информационный сервис МВД, который поможет проверить паспорт руководителя компании-контрагента.

  2. Решения регистрирующих органов о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ.

  3. Картотека арбитражных дел. Содержит сведения по 26 млн дел.

  4. Банк данных исполнительных производств.

  5. Реестры недобросовестных поставщиков: Единая информационная система в сфере закупок.

  6. Наличие госконтрактов. Как положительный признак.

  7. Единый реестр проверок. Данные по проверкам юрлиц и ИП на портале Генпрокуратуры.

Запомнить

  • Каждый предприниматель или компания самостоятельно отвечает за сотрудничество с недобросовестными контрагентами.
  • Работа с такими партнерами может привести к проблемам с Налоговой и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды.
  • Всегда запрашивайте копии основных документов компании перед началом сотрудничества с ней.
  • Проверить контрагента можно также в интернете: ФНС и другие ведомства предоставляют специальные сервисы, а косвенные данные есть в поисковиках, Яндекс. Картах и на сайте компании.

Смотрите также видео из курса по безопасности Русской Школы Управления о методиках проверки контрагентов:

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

Проблема с налоговыми претензиями в части сотрудничества с недобросовестными контрагентами старая и закоренелая, поэтому большинством компаний давно организована процедура внутреннего налогового комплаенса, направленная на проявление должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагентов. Как правило, все процедуры сводятся к получению от контрагентов установленного перечня документов и их последующей архивации.

Однако, сегодня данных процедур уже недостаточно, так как появились новые правила. В Налоговый кодекс в 2017 году включена статья 54.1. Положения данной нормы фактически вменяют в обязанность налогоплательщикам убедиться, что контрагент обладает достаточными трудовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения обязательств по договору. При этом, большинство компаний свою систему налогового комплаенса к современным требованиям не адаптировали, они, по−прежнему продолжая собирать в отношении своих контрагентов большие объёмы документов, фактически работают на корзину, поскольку анализ наличия у партнёров необходимых ресурсов и иных возможностей для надлежащего выполнения обязательств по сделкам фактически не производится.

Мы считаем, что внутренний налоговый комплаенс по проверке контрагентов сегодня является самым доступным и эффективным инструментом защиты от налоговых претензий в получении необоснованной налоговой выгоды, предъявляемых в связи с сотрудничеством с недобросовестными контрагентами.

Необходимость наличия в бизнесе подобной системы налогового комплаенса трудно переоценить, его можно сравнить, например, с ежедневной чисткой зубов. Если не хотите испытать острую зубную боль и экстренно обращаться за помощью к стоматологу, то нужно регулярно чистить зубы. Это знают даже дети. Ситуация аналогична и с налоговым комплаенсом. Избежать налоговых претензий и защитить свой бизнес от сотрудничества с фирмами-«однодневками» возможно, если проводить тщательную проверку контрагентов каждый раз при заключении сделок.

На практике мы замечаем, что внутренний налоговый комплаенс во многих компаниях – формальность, а вопросу проверки контрагентов не уделяется достаточного внимания. Вероятно, такое формальное отношение связано с недостаточным пониманием особой важности этих процедур для налоговой безопасности организации. Далее мы расскажем почему проверка контрагентов настолько важна для Вашего бизнеса.

Налоговые претензии в части взаимоотношений с контрагентами – это самые популярные и самые существенные налоговые претензии.

Приведем несколько примеров из судебной практики. Так, ОАО «Красцветмет» (дело А40-23565/2018) по результатам выездной налоговой проверки столкнулось с претензиями на сумму 2,7 млрд руб., ЗАО «Ланит» (дело А40-152602/2018) – 1,5 млрд руб., ООО «НГСК» (дело А40-163188/2017) – 1,5 млрд руб., ООО «РИА «Панда» (дело А56-50884/2017) – претензии на сумму 1,2 млрд рублей.

Во всех судебных делах основанием для предъявления налоговых претензий явилось сотрудничество проверяемых компаний с сомнительными контрагентами, которыми не могли быть исполнены обязательства по договорам. Существенные суммы доначислений свидетельствуют о системных недостатках в организации процедуры проверки контрагентов при их выборе, поэтому построение системы налогового комплаенса, позволяющей отсеивать неблагонадежных поставщиков и подрядчиков на этапе заключения сделки, позволит компании избежать крупных налоговых претензий.

Дочерние компании холдинговых структур часто получают от инспекторов претензии по работе с недобросовестными контрагентами.

Так, например, как следует из решений судов по делу А40-14658/19 ООО «Газпром ПХГ» («дочка» Газпрома) в течение нескольких лет работало с перевозчиком, имеющими признаки фирмы-«однодневки». Налоговики доказали, что на момент заключения сделок с таким контрагентом ООО «Газпром ПХГ» располагало сведениями о его недобросовестности. Более того, руководитель контрагента несколько раз «клонировал» компанию, используя одно и тоже название, тем не менее, ООО «Газпром ПХГ» заключало договоры с вновь создаваемыми организациями.

Другой пример с Ямала. Налоговики проверили две дочерние компании (ООО «Новатэк-Таркосалнефтегаз» и ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз», дела А40-449/2018 и А40-1115/2018) крупного холдинга «НОВАТЭК» и по результатам обеих проверок предъявили претензии по вопросу сотрудничества с недобросовестными подрядчиками и поставщиками.

Эти примеры свидетельствуют о том, что холдинги зачастую могут упускать из виду вопрос организации в дочерних структурах системы налогового комплаенса и контроля над ней, что приводит к существенным налоговым потерям.

Шансы налогоплательщика на успешное обжалование налоговых доначислений крайне малы.

На сайте ФНС России опубликована статистика по налоговым спорам за 2018 год. Согласно отчёта об исполнении показателей деятельности ФНС России за прошлый год доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, составила всего 0,01% от общего количества принятых решений. Соотношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным спорам с налогоплательщиками составило 82,6%.

Приведенная статистика свидетельствует, что перспективы обжалования налоговых претензий в современных реалиях невысоки, а потому делать ставку на успешное обжалование сегодня не самая безопасная концепция. Эти факты говорят нам о том, что действовать необходимо так, чтобы не допустить налоговых претензий.

Сегодня большинство компаний рискует столкнуться с обвинениями в нарушении положений 54.1 НК РФ, а именно во взаимоотношениях с контрагентами, неспособными выполнять обязательства, взятые на себя по договору. Оспорить такие обвинения удастся лишь единицам, поэтому в целях страхования своей компании от подобных рисков представляется целесообразным наладить процедуры проверки контрагентов таким образом, чтобы отсеять неспособных выполнить договорные условия контрагентов до начала взаимоотношений.

Если так очевидна необходимость проверки контрагентов, возникает вопрос, почему компании не уделяют должного внимания вопросу организации процедуры проверки контрагентов? Основных причин две. Первая, которую мы так часто слышим, что проверка контрагентов – это трудоёмкое и дорогостоящее мероприятие, особенно когда контрагентов сотни, а то и тысячи. Вторая причина – компания работает в высокорискованной в части выбора партнеров отрасли, в которой практически невозможно найти контрагентов, не вызывающих у налоговиков ненужных вопросов. Давайте разберёмся с каждой из этих причин.

1. Конечно, если мы возлагаем обязанность по проверке контрагентов на корпоративных юристов или бухгалтеров, то для них эта работа будет побочной, отвлекающей от основного функционала. В результате для выполнения этих функций всегда будет иметь место дефицит времени. По этой причине целесообразно включить в штат дополнительных сотрудников, основной функционал которых будет заключаться в проверке контрагентов. Такая работа носит технический характер, поэтому наличие в штате данного сотрудника не повлечет за собой серьезных затрат. Мы проанализировали вакансии специалистов на сайте по подбору персонала «HeadHunter» и выяснили, что «потолок» предложений и запросов по заработной плате в данном сегменте составляет порядка 80 000 рублей. Учтем НДФЛ и страховые взносы и получим, что ежегодные расходы на такого работника составят 1,4 млн рублей. Даже если в связи с объемом работы потребуется создание специального отдела, то расходы на оплату труда несоизмеримы суммам рисков, которые приводили ранее на примере судебных дел ОАО «Расцветмет», АО «Ланит», ООО «НГСК» и ООО «РИА «Панда».

2. К высокорискованным отраслям зачастую относят – строительство, грузоперевозки и клининг. Мы проанализировали транспортную отрасль на предмет наличия перевозчиков, обладающих достаточным количеством собственных транспортных средств, позволяющим в случае вопросов со стороны проверяющих к цепочке контрагентов, говорить о том, что Вы не являетесь выгодопреобретателем. Таких перевозчиков нам удалось найти. Ниже приведём несколько транспортных компаний с указанием остаточной стоимости основных средств (по данным бухгалтерских балансов, которые присутствуют в СПАРК): ООО «Мэйджор Карго Сервис» (имеет основные средства в сумме 156,8 млн рублей), ООО «ПЭК» (310,1 млн рублей), ООО «Ителла» (243,2 млн рублей), ООО «Деловые Линии» (410,5 млн рублей), ПАО «Совфрахт» (203 млн рублей), АО «Первая Грузовая Компания» (46 133 млн рублей), АО «Шенкер» (263,3 млн рублей), АО «ДХЛ Интернешнл» (1 021 млн рублей).

Итак, мы с Вами убедились в том, что для всех компаний крайне важно организовать правильную процедуру проверки контрагентов, не допускать сделок с контрагентами, неспособными к исполнению условий договоров, поскольку в противном случае вы рискуете получить существенные налоговые претензии. Однако, далеко не у всех компаний проводимые процедуры отвечают сегодняшним требованиям и способны защитить от рисков. Для того, чтобы определить отвечают ли ваши комплаенс процедуры современным подходам целесообразно провести диагностику. Сделать это достаточно просто, необходимо поставить в отношении вашей системы проверки контрагентов небольшой ряд вопросов. Мы сами используем такие вопросы для диагностики и выявления слабых точек при проведении работ по совершенствованию таких систем у наших клиентов. Если Вы решите протестировать систему проверки контрагентов в своей компании, обращайтесь по указанным ниже контактам, и мы бесплатно вышлем опросник, который поможет Вам самостоятельно оценить свою систему проверки контрагентов и выявить зоны, требующие корректировки.

КОНТАКТЫ

Денис Савин,

Старший юрист, Адвокат BGP Litigation

+7 926 700 74 29

[email protected]

Если хотите первым получать доступ к нашим публикациям и полезным материалам, просто подписывайтесь на телеграмм канал BLOGFISCAL

Добавить комментарий