Зачем нужно соблюдать оси в интерьере
Оси в интерьере очень важная вещь. Если вы хотите гармонии в помещении, хотите правильно распланировать пространство, сделать его более удобным, чтобы было приятно в нем находится, то без соблюдения осей вам не обойтись.
Игнорирование осей довольно часто встречающаяся ошибка, с которой мне приходится работать на индивидуальных консультациях. Вот одна из ситуаций, меня пригласили для консультации в частный дом на западе Московской области. Хозяева заказали проект у специализированной проектной компании. Получили готовый проект и начали стройку. Когда дом был возведен под крышу, хозяева задумались о внутреннем дизайне и решили посоветоваться с дизайнером. На объекте было много чего «интересного», но для примера возьмем «столовую». Планировка была примерно такая (нарисовано по памяти).
Как мы видим, в помещении получилось две независимые оси. Одна идет из двери на кухню слева, а вторая идет из окна справа. Возникает проблема: по какой оси ставить обеденный стол и вешать люстру? Какую ось ни выбери – получится некрасиво. Конечно, можно бы было снести часть стены и перенести дверной проем, но стена несущая и на ней лежат плиты перекрытия второго этажа. Технически задача хотя и выполнимая, но сложная и дорогая.
И ведь нельзя сказать, что строительная компания не думала о гармонии и симметрии. Думала, но по-своему. Проектировщики равномерно распределили оконные проемы по всему фасаду, чтобы у дома было приятное лицо, если можно так выразится. Правда, при этом практически ни один внутренний дверной проем не совпал по оси с окном. Видимо, они думали, что это проблема дизайнера интерьера и пусть он (или она) ее и решает.
Впрочем, есть и другая вероятность: на другом объекте Заказчики просто взяли проект и сами под себя «слегка» переставили окна в разных комнатах, а одно вообще заложили за ненадобностью. То есть архитектурный проект они купили, а авторский надзор у исполнителя – нет, и с командой таджиков сделали, как посчитали нужным.
И если бы это были только отдельные случаи! В статье «Как сделать, чтобы дверной проем казался больше» я приводила в пример проект Ирины Дымовой, в котором дверь из кухни оказалась сдвинута относительно центра столовой, в которую выходила.
Эта проблема была решена при помощи фальш-шкафа, частью которого стал выход в столовую и далее в гостиную.
Этот проект прекрасный пример того, насколько важно соблюдать оси в интерьере. В особенности если это интерьер классический. Гармония классического интерьера создается именно симметрией. В данном случае мы видим центральный элемент между симметричными шкафами и люстру на одной оси. Проем между столовой и гостиной также центрирован. Судя по всему, в гостиной камин справа и зеркало над ним имеют одну ось с люстрой и окном на против. Правда, не понятно, почему рисунок ковра при этом не выровнен по люстре.
Вы можете сказать, что все это надуманная ерунда, но вспомните, что мы считаем людей красивыми, если они симметричны по вертикальной оси. А если у человека перекошен рот, искривлён позвоночник или одна нога короче другой, мы вряд ли назовем такого человека красивым и гармоничным. Абсолютно тоже самое относится и к интерьеру.
У каждого помещения есть свои определенные оси, даже если это помещение было плохо спланировано. У геометричных пространств, таких как квадрат или прямоугольник, естественным образом образуются срединные линии, а у круга есть центр. И наш глаз цепляется за эти линии, потому что наш мозг так устроен, что мы постоянно ищем порядок и соответствие. Хорошие дизайнеры интерьера и архитекторы помнят про это и стараются выстраивать пространство логично, по определенным направлениям, чтобы создать гармоничный интерьер.
Источник фото: Instagram.com
Не обязательно быть профессиональным дизайнером интерьера, чтобы выстроить правильный порядок. Обычно в кухне осью является плита и вытяжка над ней. В спальне – кровать. В гостиной – телевизор или камин. В столовой, естественно, стол.
Правда, бывают и исключения из правил. Как я писала в этой статье, люстра над обеденным столом может находится не в центре потолка, а быть центрированной по столу, над которым висит.
Если вы делаете на потолке декоративный гипсокартонный короб, то также нужно думать о симметрии и осях. Поскольку в момент отделочных работ вы можете сделать короб с одинаковыми отступами от стены со всех сторон, а потом на одной стороне повесите карниз, т.к. там будет окно. Из-за карниза со шторой часть короба будет не видна, и вы получите зрительно перекошенный короб. Будет казаться, что люстра тоже сдвинута в сторону и висит не по центру, ведь люстра обычно центрируется по коробу. Это нужно учитывать и добавлять будущую толщину карниза к отступу от стены. Или еще более страшный вариант, когда после ремонта по одной из стен встает большой шкаф, а вы забыли прибавить его толщину к толщине короба. У вас тоже оказывается висящая не по оси люстра.
Хаос и отсутствие осей в интерьере, конечно, допустимо, но только если это делается намеренно с определенной целью. Как тут не вспомнить знаменитые интерьеры Заха Хадид.
Источник фото: archdaily.com
Но такой интерьер сделать интересным и гармоничным еще сложнее, чем интерьер с понятными осями. Тут талант нужен и большой опыт.
Все-таки нам более понятны и привычны оси.
Источник фото: elledecoration.se
И лучше будет, если вы будете их соблюдать.
Попытки применения классических принципов архитектурного построения в новостройках часто разбиваются о хаотическую систему расположения окон, косые стены и разбросанные без всякой логики опорные пилоны.
Например, приемлемое расположение широких двустворчатых дверей в гостиную зачастую несовместимо с ассиметричными, разной ширины парными окнами, которые обычно оказываются в гостиной.
Сегодня мы разберём корректные способы решения этой и еще некоторых других проблем, которые возникают при работе с современными жилыми комплексами.
Задача хорошего архитектора в новостройке – не полностью перекроить ее на новый лад зашив все, что «не влезает» в картинку, а найти свою уникальную для этого пространства логику движения света и довести уникальные особенности пространства, до состояния яркого визуального образа, так чтобы они не воспринимались как ошибка.
Сегодня мы будем на примерах разбирать принципы работы и практическое применение приёмов в современных пространствах.
Одна из наших путеводных нитей, которая поможет внести логику построения пространства в нестандартную форму – оси света и видовые точки.
Ось в модернистском пространстве может поворачивать и двигаться по дуге, что в классической школе немыслимо.
Но важно понимать, что присутствие оси существенно.
Система внутренних окон разворачиваешься по линии света, а пространство адресуется на вид.
Если же вида нет, мебельная композиция фокусируется внутрь пространства, которое обогащается, усложняющими архитектурными элементами.
Рассмотрим на примере: квартира в новом ЖК неправильной формы.
Застройщиком была приложена жилая зона совмещённая с кухней в дальнем узком углу квартиры, смежно с гостевым туалетом.
Заметим также, что это и самая невидовая часть квартиры – с видом в стены соседних домов и на восток.
В интернете легко найти советы, как сделать из однушки двушку, из двушки – трешку, а вот информации о том, как грамотно спланировать просторную квартиру для небольшой семьи, практически нет. А ведь именно грамотная планировка жилого пространства – залог комфорта хозяев.
Задумав ремонт, владельцы больших и очень больших квартир почти все без исключения обращаются к дизайнерам – человеку, не знакомому я основами дизайна, распорядиться квадратными метрами не так-то просто.
Специально для InMyRoom дизайнер интерьера Ольга Курчакова рассказала, почему большая площадь – не повод вмещать десяток комнат, а возможность сделать те же три или четыре комнаты просторными и удобными для жизни. А еще наглядно объяснила нам, как отличить хорошую планировку от плохой и на что надо обращать внимание, анализируя выданный дизайнером проект.
Правил грамотного планирования
совсем немного – разделение на функциональные зоны, осевая симметрия
и принцип «идти на красивое» – и продемонстрировать их работу можно только имея в запасе большую площадь.
Итак, как же сделать грамотную планировку большой жилой площади? В качестве наглядного примера, предлагаю вам рассмотреть четырехкомнатную квартиру в ЖК «Садовые Кварталы».
Удостоверьтесь в легальности планировки
Положите рядом планировку и план БТИ, и проведите небольшой анализ.
Есть СНиПы (строительные нормы и правила), которые нельзя нарушать владельцам квартир в многоквартирных домах. Проанализируйте вашу планировку: что стало с кухней и санузлами? Так, запрещено:
- расширять санузлы за счет жилых комнат (увеличивать их площадь можно за счет нежилых – например, коридоров, кладовок);
- переносить кухню на территорию санузла и наоборот, нельзя переносить санузел на кухню (исключение составляют двухэтажные апартаменты, где кухня и/или санузел находятся на втором этаже, а также квартиры, под которыми располагается нежилое помещение, например, на первом этаже);
- переносить кухню на территорию жилой комнаты (но можно объединять кухню с гостиной, если у вас электрическая плита и кухонная часть остается там же, где и должна быть по планам БТИ).
В нашем случае мы видим, что санузел справа от входа расширился за счет коридора, кухня немного сузилась, а остальные санузлы остались на своих местах. Обратите внимание на то, как располагаются двери санузлов. По закону допускается делать входы в санузлы прямо из комнат, если есть хотя бы один санузел, войти в который можно из коридора.
Проконтролируйте разделение пространства на функциональные зоны
Теперь обратите внимание на то, как распределены функциональные зоны. Все помещения можно разделить на общественные и приватные. Общественная или дневная зона – пространство, где вы проводите время в течение дня и предназначенное для приема гостей: гостиная, кухня (парадная, если кухонь несколько), кабинет, библиотека. Приватная зона обычно включает спальни и ванные комнаты при них, гардеробные, спортивные залы – одним словом, те помещения, куда вы обычно не приглашаете гостей. Впрочем, все индивидуально: поэтому для очень больших квартир лучше заранее проговаривать, какие именно помещения предназначены в том числе и для гостей
В идеале помещения дневной и ночной зоны должны быть разнесены по разным частям квартиры. Проверьте, чтобы вход в кабинет был не из спальни, а в санузел (пусть даже детский) не находился посреди жилой зоны. Проиграйте в голове несколько сценариев прихода гостей. Может ли деловой партнер пойти в туалет и случайно попасть не в ту комнату? Или может вы с гостями засиделись допоздна в гостиной, и сонный ребенок вынужден пройти через нее, чтобы попасть в туалет? Или, может, быть гардеробная находится не рядом со спальней, и за одеждой вам придется идти через всю квартиру? Я знаю реальную историю, как в доме площадью 2000 квадратных метров гардеробную запроектировали в подвале, и хозяин каждое утро вынужден звонить горничной и просить принести ему одежду.
Большая квартира – это возможность организовать быт так, чтобы все было удобно и вам, и вашим близким. В рассматриваемой мной квартире левая половина отдана под ночную зону (спальня и детская спальня, гардеробные и санузлы). Правая – под дневную с кухней, гостиной, кабинетом и гостевым санузлом. Пространство логично разделено на зоны – двигаемся дальше.
Проанализируйте грамотность планировки
В этом вам помогут два простых принципа, основанные на здравом смысле: «идти на красивое» и «контролировать ситуацию». Первый, «идти на красивое», предполагает, что открывая дверь в помещение, вы должны видеть перед собой что-то приятное.
Так, в санузле лучше увидеть зеркало, чем унитаз…
…или консоль с зеркалом вместо угла шкафа или ванны.
А в спальне лучше увидеть изголовье кровати, чем бок.
Что подразумевает под собой принцип «контролировать ситуацию»? Все просто: человек, находящийся в помещении, должен контролировать все точки входа. Любители фэншуй скажут, что это укрепление позиции власти, но по-моему это всего лишь здравый смысл.
Если человек работает за компьютером в кабинете, гораздо лучше, когда его стол ориентирован так, что он видит дверь (и окно, если в этом есть необходимость). В таком положении входящий в комнату не создает дискомфорт для хозяина. Последнему достаточно просто поднять глаза, чтобы поприветствовать вошедшего, а не нервно оборачиваться.
Этот же принцип касается и планировок спален, детских и гостиных: находиться спиной ко входу некомфортно. Человек бессознательно оборачивается на хлопанье двери – чем больше контроля, тем спокойнее вам будет в квартире. Посмотрите на расположение дивана и кресел в гостиной. Со всех ли мест просматривается вход в комнату?
Проверьте логичность расстановки мебели в комнате
Когда вы удостоверились, что принципы «идти на красивое» и «контролировать ситуацию» соблюдены, можно более детально проанализировать планировку. Отличить хорошую от плохой вам помогут основные критерии: эргономичность, пропорциональность, симметрия и баланс.
Главное правило можно сформулировать так: если планировка не нравится вам на бумаге, значит, в жизни будет только хуже. Острые углы, двуспальная кровать боком к стене, слишком длинные коридоры – это неудобно. В эргономичной квартире ничто не мешает пройти с тяжелыми сумками на кухню к холодильнику; не приходится каждый раз огибать кровать, чтобы попасть в гардеробную; и не нужно «шлепать» через всю ванную, чтобы взять сухое полотенце с полотенцесушителя на противоположной стене.
Посмотрите на два варианта планировки кухни: один (Рис. слева) – с широкими проходами, но столом, упирающимся в несущую колонну; и другой (Рис. справа) – с узкой кухней, но отдельной зоной столовой. Казалось бы, и там и там умещается шестеро человек, но, согласитесь, насколько просторнее выглядит первый вариант!
Теперь о пропорциональности: находиться в слишком вытянутых по длине комнатах некомфортно – создается ощущения коридора. Поэтому считается, что оптимальная для восприятия форма помещения – квадрат: правильной формы холл выглядит лучше, чем длинный коридор; а в вытянутой комнате, разделенной на спальню и гардеробную, ощущается больше комфорта, чем в «длинной» спальне со шкафами. Проще говоря, квадратное помещение создает ощущение пропорциональности и законченности и поэтому так положительно воспринимается человеком.
И наконец, что такое симметрия и баланс? Сравните 3 картинки гостиной: 2 консоли по обеим сторонам от дивана, 2 кресла по бокам стола, стенка с телевизором напротив дивана – это симметрия. Однако выстроить осевую симметрию удается не всегда, поэтому на помощь приходит баланс. Так, расположенный в комнате угловой диван нужно дополнить креслом или журнальным столиком. И помните: гости не должны сидеть спиной ко входу!
Также независимо от того, симметричная композиция или нет, она должна выглядеть устойчиво: распределяйте мебель по комнате так, чтобы не было ни пустоты, ни слишком большой скученности.
Оптимальные решения, как правило, просты и логичны, но их поиск зачастую занимает много времени и сил, ведь надо перебрать все возможные варианты и выбрать тот, который больше всего подходит именно этим хозяевам и именно их образу жизни. Идеальных квартир почти не бывает. Всегда будет несущая колонна посреди комнаты, неудобно расставленные окна или еще что-то. Задача дизайнера – найти компромисс, решение, удовлетворяющее максимальному числу требований. В свою очередь, задача хозяев – удостовериться, что предложенная планировка удовлетворяет всем их потребностям и нуждам.
Симметрия в интерьере создает ощущение размеренности, асимметрия – динамики и жизни. Оба этих дизайн-приема можно комбинировать в одном пространстве, если найти баланс между деталями. Заглянем в сферу профессиональных декораторов, чтобы определиться с композиционным решением в своем доме.
О правилах композиции в интерьере мы уже писали – ссылка в самом конце статьи. Сегодня подробнее остановимся на определениях симметрии, асимметрии, кругового баланса и другой терминологии из сферы дизайна интерьера.
Если вам хоть раз приходилось ощущать чувство дискомфорта, находясь в гостях, если вы собираетесь делать ремонт и определяете будущий стиль помещения, если в квартире все вроде бы идеально, но уюта почему-то нет – прочитайте до конца. Возможно, решение совсем рядом.
Виды баланса
В композиции все художественные элементы взаимосвязаны, для гармоничного баланса между ними дизайнеры пользуются фактурой, формой, цветом, материалом, размером и расположением деталей. И в художественной, и в дизайн-среде существует три вида баланса.
- Симметрия или симметричный баланс.
- Асимметрия или асимметричный баланс.
- Кругловой или радикальный баланс.
Сбалансированный интерьер не обязательно будет симметричным, но при правильном выборе и расстановке предметов композиция всегда выглядит естественно и гармонично. Мы подобрали проекты с разными примерами баланса в интерьере: симметрией и асимметрией.
Симметрия в интерьере
Симметрия предполагает равное расстояние между элементами интерьера, имеющими единый визуальный вес. Баланс в интерьере могут нарушить даже небольшие детали, перетягивающие внимание с одной части композиции на другую. Подобное происходит по причине способности мозга задавать определенный ритм с последовательностью и интервалами. Основных же видов симметрии в интерьере несколько. Чтобы сильно не нагружать вас скучной терминологией, смотрите фото.
Симметрия в классическом интерьере
Центральная симметрия в интерьере – осью выступает центр комнаты или стены, при этом от центральной части композиции все элементы расположены на равноудаленном расстоянии по прямой линии – диагональной, горизонтальной или вертикальной.
Центральная часть композиции – центр обеденного стола со стоящей на нем вазой
Благодаря равновесности обеих фигур по сторонам центра, композиция выглядит сбалансированно. Массивность фигуры слева компенсирована темным цветом правостороннего элемента, визуально это воспринимается равноценно
Зеркальная симметрия в интерьере – точное отражение одной части на противоположной стороне относительно горизонтальной или вертикальной оси. Подобный дизайнерский прием мы обычно видим на фасадах зданий, в интерьере же зеркальная симметрия в чистом виде практически не встречается. Небольшие отклонения в виде еле заметных элементов: фотографий, зеркал, растений – сделают интерьер с зеркальной симметрией более живым.
Неполная зеркальная симметрия в интерьере обеденной зоны
Вращательная симметрия в интерьере – представляет собой равные фигуры, расположенные на одинаковом расстоянии от осевого сечения. При этом за счет вращения элементы могут неоднократно совмещаться. В интерьере осевая симметрия встречается реже зеркальной.
Этот вид симметрии идеален для создания динамического интерьера
Что считать центром композиции в интерьере? Центральной или осевой частью могут быть как небольшие предметы, так и массивная мебель, например, в спальне чаще всего – это кровать, в гостиной – стенка правильной формы, телевизор или камин, в прихожей – шкаф, консоль, или банкетка, на кухне – кухонный остров, окно или обеденный стол.
Симметрия в интерьере не всегда использует горизонтальную плоскость, элементы могут равновесно балансировать и по вертикали. Например, когда центром становится картина или светильник, по сторонам от которых расположены остальные предметы декора.
Симметрия вертикально расположенных предметов
Симметричный интерьер не требует полного отзеркаливания. Важна общая пропорциональность в форме, цвете и расположении визуально равноценных элементов.
Для каких стилей подходит симметрия в интерьере?
Симметрия уравновешивает интерьер, и потому идеальна для консерваторов и тех, кто любит размеренный образ жизни. В симметричной комнате мы всегда испытываем чувство комфорта и безопасности. Кроме того, именно с помощью симметрии дизайнерам удается внести баланс в такие, на первый взгляд, хаотичные стили, как этника, арт-деко, эклектика. Если в такой геометрии сложно сосредоточиться, поработайте с симметрией – ощущение разрозненности в интерьере должно уйти.
Сбалансированная эклектика превосходна
В частных домах и двухуровневых квартирах, симметрия выполняет главную роль – соединяет габаритное пространство в единое целое. Подобные приемы мы часто видим в королевских и английских стилях. В оформлении больших гостиных или интерьеров коммерческих зданий симметрию используют, когда хотят подчеркнуть строгость и фундаментальность обстановки.
Характерная черта классических стилей – симметрия в интерьере
Несмотря на то, что некоторые декораторы отвергают симметрию, она по-прежнему остается актуальной и для классических, и для этнических интерьеров. Благодаря своей беспроигрышности не «уйдет» она и из архитектурной области – на фасадах мы часто видим повторение элементов. И даже окна в наших домах расположены симметрично.
Как сделать симметричный интерьер более динамичным?
Проще всего создать симметрию с помощью одинаковой мебели: кресел, стульев. Тяжеловесные композиции, из-за которых дизайнеры спорят о необходимости симметрии в интерьере чаще складываются из-за неправильно выбранных форм и цвета предметов. В классических стилях особое внимание мы уделяем кожаным или велюровым диванам с каретной стяжкой – элементам с массивным визуальным весом. Чтобы симметрия не отягощала интерьер, не обязательно вносить в нее «братьев-близнецов» – достаточно равноценных по цветовой гамме и размерам предметов. Яркие, светлые оттенки всегда работают на пространство: визуально раздвигают небольшие комнаты, придают узким больше динамики, разгружают мрачные и грустные интерьеры.
Английский – очень сложный для восприятия стиль. И это именно тот случай, когда глубокий темный цвет и симметричное расположение предметов могут отягощать его еще больше
Симметрия может быть вполне динамичной и свежей, если мы не используем сложные грузные предметы зеркально, пользуемся светлой и яркой палитрой и вносим отдельные, еле заметные, интерьерные ноты.
Удачные дизайнерские приемы – не редкость в детской комнате. Хотя по большей части они бывают именно симметричными, но никогда не выглядят угнетенно.
Симметрия вполне может быть интересной и незаезженной. Выбирайте «правильные» цвета
Асимметрия в интерьере
Создать комфорт и уют в помещении с помощью симметрии не всегда возможно. В современные стили: модерн, минимализм, хай-тек, лофт – просятся предметы неправильной геометрии. Они меняют пространство, вносят в него не только ритм, но и статику. Чаще асимметрию в интерьере диктует форма помещения: с выступающими нишами, наклонным потолком.
Вместе с тем мы наблюдаем и обратную тенденцию – когда декораторы намеренно добавляют элементы асимметрии с целью оригинальных концепций. Для тех, кому надоела симметрия, предлагаем изучить обратный прием – асимметрию в интерьере.
В помещениях неправильной или сложной формы с асимметрией работают дозированно. При большой насыщенности пространство легко перегрузить
Для создания асимметрии в интерьере достаточно выбрать смещенный от центральной точки фокус. Подобный намек на неправильную геометрию, отсутствие равноценных объектов – помогают избавить комнату, даже со стилистически сложными элементами, от грузности. Асимметрия легко встраивается в любые помещения, но для детализации пространства в большей степени используется в «холодных» современных интерьерах. Прием позволяет создать чувство домашнего уюта и комфорта.
Проще всего создать асимметрию – это выбрать угловую мебель, предметы разной высоты и форм-фактуры, расположить большую картину по центру и небольшие в какой-то из частей центральной точки.
Дизайнеры называют асимметрию неформальной. Она всегда выходит за рамки правил, отрицая линейность, пропорции и зеркальность, но при этом всегда выглядит сбалансированно
Круговой баланс в интерьере
Круговой – третий подвид баланса, представляющий расстановку предметов относительно осевой точки. Круговой баланс может быть асимметричным по типу винтовой лестницы или симметричным – со стульями вокруг обеденного или журнального стола.
Центральной точкой в интерьере может стать совсем небольшой предмет мебели, но излишняя симметрия делает интерьер скучным
Комбинированный – объединяет подвиды баланса между собой в пределах одной комнаты. Интерьерная композиция при этом может выглядеть симметрично, тогда как остальные предметы в комнате будут расставлены в произвольном порядке. Зеркальной симметрией может быть оформлено окно, а зона отдыха – смещена относительно центра.
Дизайнерские приемы в интерьере содержат еще много интересного. Помимо симметрии и асимметрии в дизайне также важны ритм, доминанта, статика, динамика. Мы подготовили для вас подробный материал, который поможет без помощи дизайнера разобраться с правилами композиции в интерьере.
Видео по теме: “Симметрия и Асимметрия”:
Сейчас мы поговорим о том, как создать гармонию и баланс в интерьере! Это равномерное распределение элементов в интерьере.
Если композиция выделяется в окружающем пространстве как единое целое, то можно говорить о ее целостности. Все элементы дизайна расположены таким образом, чтобы композиция была максимально выразительна, обладала целостностью и не содержала таких частей, которые бы противоречили функциональности, конструктивности и эстетичности. Все элементы должны работать на общую идею.
Например, если в гостиной вдоль одной стены стоит большой угловой диван, а остальная часть комнаты словно пустая, то зрительный баланс нарушается. Угол с диваном будет визуально перевешивать пространство. И нужно визуально уравновесить интерьер! Зрительный вес предмета определяется формой, размером, цветом и текстурой. На уровне планировки важно следить и за формой, и за размером) Баланс жизненно важный принцип дизайна, делающий пространство привлекательным и гармоничным.
Композиция
Красота в интерьере начинается с композиции. Все элементы пространства должны между собой взаимодействовать. Когда заходим в комнату, мы видим, что все элементы в интерьере на своем месте. С первого взгляда это трудно объяснить, но интуитивно мы это чувствуем.
Когда разрабатывается дизайн интерьера, то все объекты пространства, например в гостиной — диван, журнальный столик, тв-зона и кресло, должны дружить между собой.
В любом пространстве должна быть доминанта! Это сердце композиции, которое притягивает взгляд.
Доминантой может быть как один элемент, так и вся композиция. Её выделяют по форме, размеру и цвету. Совсем не обязательно располагать ее в центре комнаты. Доминанта- это не единственный секрет гармоничного интерьера. Есть ещё другие отличные правила! И одно из них соответствует правилу «золотого сечения»!
Давайте рассмотрим основные композиции в расстановке мебели! Основные приемы композиции:
- Симметрия
- Асимметрия
- Ритм
- Статика
- Динамика
- Доминантный элемент
- Правило трёх
Симметрия и асимметрия в интерьере
Симметричный баланс, это когда уравновешенные по форме и габаритам две стороны пространства.
⠀
Ассиметричный баланс, это когда большому предмету противостоит несколько небольших предметов.
⠀
Чтобы достичь баланса в интерьере, нужно применять знания симметрии!
⠀
На первый взгляд прочувствовать, понять и внедрить в интерьер все правила сложно. Поэтому можно начать с малого! Беспроигрышный вариант — это выстроить интерьерную композицию с одним композиционным центром.
⠀
Кстати, не стоит забывать, что картины и постеры должны быть развешаны на уровне глаз. Это тоже одно из правил баланса! Когда аксессуары на стенах висят ниже или выше положенного, создается ощущение дисбаланса в интерьере.
Симметрия в интерьере
При работе над планировочным решением, важно уметь пользоваться принципами художественной выразительности, которые добавят планировке баланс. Один из них, как раз симметрия! Это свойство геометрической фигуры, которое показывает правильность формы, неизменность ее при действии движений и отражений относительно оси.
Есть 2 вида симметрии, которые можно вводить в интерьер:
Осевая симметрия – предметы интерьера располагаются зеркально относительно оси.
Центральная симметрия – симметрия выстраивается вокруг какого-либо предмета интерьера.
Зачем нужна симметрия в интерьере?
- Ось симметрии определяет центр будущего пространства, относительно которого дизайнер может проектировать интерьер.
- Оси симметрии помогают организовать освещение. В центр — заметную люстру, а по остальным линиям — дополнительный свет.
- Оси зонируют пространство.
Тем не менее, симметрия не является ограничительной — она не всегда означает две идеально подходящие вещи друг к другу. Вы также можете достичь баланса, который достигается через симметрию, например, с двумя стульями, обращенными к дивану, которые имеют равный или похожий размер и масштаб по отношению к дивану.
Симметричное построение интерьера называют ещё формальным. Это классическое решение, идеальное для консервативных стилей. В симметрично сбалансированном помещении возникает чувство стабильности, порядка и спокойствия. Симметричные интерьеры подойдут тем людям, которые склонны к перфекционизму и консерватизму.
Симметрия в интерьере создается с помощью парных кресел, мини-диванов, витрин, тумб, шкафов, зеркал, полочек, стеллажей, картин, торшеров, настольных ламп и др. Кроме того, можно задействовать цвет и отделку — например, повторить одинаковые акцентные фрагменты на обеих противоположных стенах.
Симметрия используется если:
- Обстановке не хватает организованности
- Интерьер кажется слишком воздушным, легким, бесхарактерным
- Создается впечатление, что мебель в комнате расставлена хаотично и плохо сочетается между собой
- Хочется создать более статичный, спокойный, солидный интерьер
Асимметрия в интерьере
Асимметрично оформленные интерьеры получаются динамичными, «живыми»и не скучными.
Асимметричный интерьер подходит для комнат любой конфигурации и площади, и будет уместен в любом современном стиле.
Не стоит забывать о балансе! В таком интерьере всегда есть композиционный центр, который, как правило, смещен от середины помещения.
Если с одной стороны комнаты расположена громоздкая мебель, а с другой, легкая и изящная, то уравновесить эти стороны надо с помощью отделки, например, более темной или фактурной со стороны легкой мебели. Или декор крупный или мелкий, яркий или сливающийся с чем-то в интерьере.
Помощники в создании асимметрии в интерьере: угловые диваны, отдельно стоящие кресла, журнальные/кофейные столики (маленькие и большие), мебель разной высоты, различные по размеру осветительные приборы (напольные и настольные), картины и постеры разных размеров (одиночные и в композициях), диагональное расположение мебели, шторы, сдвинутые на одну сторону окна.
Асимметрию используют, когда необходимо:
- Снизить строгость, вычурность обстановки
- Сместить центр восприятия. Нарушение симметрии притягивает взгляд, заставляет нас концентрировать внимание на определенном участке помещения
- Функционально расставить мебель в помещениях сложной конфигурации (комнатах «вагончиках», комнатах с выступающими несущими колоннами, мансардных помещениях и т.д.).
Ритм
Ритм — использование в интерьере повторяющихся элементов.
Используя в интерьере повторяющиеся элементы обстановки, можно создать ритмичную композицию, которая станет эффектным решением для помещений любой площади.
Такой приём актуален, если:
- В комнате нет выраженных функциональных зон, но хочется внести ощущение упорядоченности
- Вы любите нейтральные цвета и совсем не любите узоры, при этом, хотите оживить обстановку
- Есть необходимость выделить одну из функциональных зон в помещении
Статика и динамика
Статика
Под статикой в интерьере подразумевают уравновешенное пространство, стилизованное без диагональных векторов, с абсолютно устойчивым характером. Можно сказать, что восприятие помещения «стабильно». При этом, статичный дизайн нельзя назвать скучным, если дополнить горизонтальные элементы декоративными аксессуарами.
Как создать статичный интерьер?
- Выраженные горизонтальные и вертикальные линии
- «Тяжеловесная» мебель — низкая, на крепких невысоких ножках
- Элементы симметрии
- Природные материалы — дерево, металл, камень
Применяется, чтобы:
- Сделать интерьер визуально более весомым, дорогостоящим, солидным
- Подчеркнуть выбранное стилистическое решение (классика, неоклассика, ретро-стили, лофт)
- Создать обстановку «вне времени»
- Подчеркнуть функционал помещения (рабочий кабинет, спальня)
Должна царить симметрия в расстановке мебели, в расположении ковра на полу, картины следует развесить на одном уровне, они должны быть одинакового размера и желательно одной тематики.
Динамика
Динамика — противоположность статичному приёму.
С помощью чего достигается динамика:
- Оставляем достаточно свободного места в помещении и разделяем комнату на несимметрично расположенные функциональные зоны
- Используем в оформление вертикальные, диагональные линии или полосы (в отделки стен, декоре, текстиле, например)
- Пользуемся приемом асимметрии, дополняя его элементами ритмичной композиции
- Используем в интерьере геометрию
- Расставляем контрастные цветовые акценты
Для чего создаётся динамичная композиция?
- Оживить обстановку и уйти от статичности
- Подчеркнуть функциональное назначение помещения (активно используемая гостиная, детская или комната подростка)
- Визуально расширить помещение (большинство используемых в динамике приемов способны зрительно раздвигать стены)
- Отвлечь внимание от недостатков конфигурации пространства. Динамичная композиция фокусирует взгляд на разном — то на одном, то на другом и минусы помещения становятся куда менее заметны.
- Подчеркнуть выбранную стилистику интерьера (современный, хай-тек, эклектика, фьюжн)
Доминантный элемент
Совершенно несложный в воплощении, при этом, очень эффектный композиционный прием — выбор доминанты.
Выбираем предмет или группу предметов и заметно выделяем их на фоне остальных, вуаля — это и есть наш центр композиции.
Для чего мы используем такую композицию:
- Обозначить яркий акцент
- Сфокусировать внимание на необходимой нам части комнаты и отвлечь внимание от остального пространства (может быть актуальным, например, в спальне-гостиной или кухне-столовой)
- Придать пространству необходимое настроение (например, пестрый ковер или растения, способны придать обстановке этнические нотки)
- Обозначить статус интерьера (например, яркое и заметное дизайнерское кресло способно не только обозначить, но и повысить статус всего помещения)
- Сэкономить, если основная мебель не является иконой стиля, отвлеките от нее внимание ярким аксессуаром
Правило трёх
Правило трёх — это расположение мебели и предметов декора условными группами по три предмета.
В большинстве случаев наш взгляд воспринимает композицию из трех предметов как достаточную и завершенную.
Этот приём позволит:
- Снизить официальность интерьера (если обстановка получилась слишком строгой)
- Сделать симметричную расстановку более интересной (добавив к группе из двух объектов третий)
- Стильно оформить открытые полки, журнальный столик, прикроватную тумбу, комод и другие открытые поверхности
- Придать обстановке больше индивидуальности. Например к группе из двух кресел можно добавить кофейный столик (или торшер), лучше расположить дополнительный объект рядом с одним из парных. Помните, что правило трех — это так же лишь один из множества возможных приемов, не стоит подчинять ему весь интерьер. Существуют стили, для которых более уместно будет использовать другие приёмы (например, симметрия). А ещё, возможны ситуации, когда 3-х предметов будет недостаточно для композиции или не очень функционально.
И конечно, важная составляющая гармонии и баланса интерьера заключается в эргономике- это взаимодействие человека и других элементов системы для обеспечения благополучного существования! Создавая свое пространство самим или с помощью дизайнера, очень важно продумать эргономику интерьера и его функциональность! Нужно продумать планировку квартиры, разобраться, что мы хотим получить от определенной комнаты, кто живет в этом доме или квартире. Эргономика начинается с точных замеров и плана помещения, исходя из которых будет выстраиваться все остальное и вы сможете понять сколько у вас по той и другой стене есть расстояние. Подробнее вы можете узнать про эргономику всех зван домашнего пространства в моей статье здесь.
Если Вам понадобится помощь в дизайне интерьера, я с удовольствием помогу Вам!
Ссылка на мой Инстаграм https://www.instagram.com/martynovadesign/
Большое спасибо за просмотр и до скорого!
Фото взяты с просторов интернета.