Задание 8 ЕГЭ по русскому языку предполагает владение учеником синтаксическими нормами и умением выявлять грамматические ошибки. Выпускникам предлагается пять наименований грамматических ошибок и девять примеров; необходимо к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию из второго столбца.
Часто ученики испытывают затруднения в определении ошибки на однородные члены предложения. Мой многолетний опыт репетиторства, будем надеяться, поможет ученикам легко справиться с этим заданием.
1. Обращаем внимание на двойные союзы: не только…, но и; как…, так и; не столько…, сколько. Они должны использоваться в неизменном виде. Обычно в ошибочных вариантах вторую часть союза заменяют другим словом. Например: «Он не только прекрасный ученик, а также хороший спортсмен»; «Нам нравятся как апельсины, а также яблоки». Итак, если видите первую часть двойного союза, обязательно найдите его вторую часть и проверьте, правильно ли она употреблена.
2. Обе части двойных союзов должны соединять именно однородные члены (то есть слова одной и той же части речи). Ошибочный вариант: «Он не только любит книги, но и спорт». Просмотрите – после первой части союза не только стоит глагол, а после но и– существительное. Это ошибка. Правильный вариант: «Он любит не только книги, но и спорт». Итак, если вы обнаружили двойной союз, то обязательно проверьте не только соответствие его частей, но и принадлежность слов, которые они соединяют к одной и той же части речи.
3. Однородные сказуемые, соединенные союзом И, должны требовать после себя одного и того же вопроса (управлять одним и тем же падежом). Ошибочный вариант: «Он увлекается и собирает марки». После слова увлекается просится вопрос чем?, а после собирает – что?. Правильно будет: Он увлекается филателией и собирает марки.
Эти три случая наиболее часто встречаются в задании 8. Но есть и другие.
· Союз И должен соединять именно однородные члены, выраженные одной и той же частью речи и отвечающие на один и тот же вопрос. Ошибочный вариант: «Он любит музыку и читать». Правильно: «Он любит музыку и книги».
· Иногда в однородные члены объединяют причастный оборот и придаточное определительное. Это ошибка: «Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, привлекла наше внимание. Правильно будет: «Девушка, которая сидела у окна и хорошо пела, привлекла наше внимание».
Как видите, все не так уж сложно. Быть может, мои рекомендации не совсем научны, но они безотказно работают. Надеюсь, помогут вам справиться с одним из пунктов задания 8.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Предложения с однородными членами.
Вот и подъехали мы, ребята, к станции, на которой нам придётся задержаться. Ведь она касается задания № 8- одного из самых объёмных и важных, ведь за него можно получить целых 5 баллов! Да, правил много, за один день нам все нам не разобрать. Чтобы хорошо усвоить материал, научиться правильно выполнять задание № 8, мы с вами разделим темы на несколько дней. Итак, начинаем с первой темы.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Предложения с однородными членами.
Типичные ошибки в построении предложений с однородными членами.
-
Неверное употребление двойных союзов: не только…, но и; не столько…, сколько; если не…, то.
Ошибка заключается в том, что первая часть союза ставится НЕ перед первым однородным членом.
Рассмотрим пример.
Тема была не только интересна для автора, но и для читателей.
(В данном предложении однородные члены для автора, для читателей. Первая часть союза должна стоять перед ПЕРВЫМ однородным членом.)
Верный ответ.
Тема была интересна не только для автора, но и для читателей.
-
Неверное употребление зависимого слова при однородных членах.
Запомните: если два однородных члена имеют одно зависимое слово, то оно должно стоять в одинаковом для обоих слов падеже. Если это не получается, значит предложение построено неверно.
Рассмотрим пример.
Она любил и восхищался музыкой этого композитора.
(Любил (что?) музыку, восхищался (чем?) музыкой.
В данном случае при слове «любил» зависимое слово должно стоять в винительном падеже, а не в творительном, как в этом предложении).
Правильно построение данного предложения.
Он любил музыку данного композитора и восхищался ею.
-
Неверное построение предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Запомните: однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
Рассмотрим пример.
Неверно.
Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских классиков: Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, М.С.Салтыков-Щедрин.
(В данном случае однородные члены должны стоят в том же падеже, что и обобщающее слово «классиков»- в родительном.)
Верно.
Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских классиков: Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, М.С.Салтыкова-Щедрина.
-
Пропуск предлога при однородных членах.
Нужно хорошо помнить: если при однородных членах хотя бы один предлог отличается от остальных, то его нельзя пропускать.
Рассмотрим пример.
Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, скверах.
На улицах, на площадях (предлог на можно пропустить), НО в скверах.
Как видим, с третьи однородным членом должен употребляться другой предлог, поэтому он не может быть пропущен, это ошибка.
Верно.
Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Подведём итоги.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Предложения с однородными членами.
-
Найдите в предложении однородные члены (они должны отвечать на один и тот же вопрос, относиться к одному и тому же слову, быть одним и тем же членом предложения).
-
Посмотрите, есть при них двойные союзы. Если есть, то проверьте, где находятся части двойного союза: одна часть должна стоять перед первым однородным членом, вторая – перед вторым)
-
Обратите внимание, есть при однородных членах зависимое слово.
Задайте от каждого однородного члена к нему вопрос: если вопрос подходит, то предложение без ошибки, если нет, то здесь ошибка.
-
Если в предложении есть обобщающее слово, то проверьте, в каком падеже стоят однородные члены. Они должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слов.
-
Ели при однородных членах стоит хотя бы один предлог, проверьте, подойдёт ли этот предлог для каждого однородного члена. Если нет, то здесь ошибка.
Итак, первую тему разобрали. Останемся пока здесь, на этой станции. Немного отдохнём, и разберём следующую тему.
Желаю удачи!
Вера Александровна.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 346.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 346.
В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 30 лет.
.
Частые нарушения в построении предложений с однородными членами
Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.
Правило | Примеры неправильного построения | Примеры правильного построения |
В однородный ряд нельзя объединять:
1) именные и глагольные сказуемые; 2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений; 3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия; 4) инфинитив (глагол) и существительное; 5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие); 6) разные видо-временные формы глаголов; 7) существительные в разных падежных формах. |
Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).
Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие). Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения) |
Он купил яблоки, орехи, другие продукты.
Недостроенное здание было старое и обветшалое. Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают. |
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. | В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).
Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением). |
В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.
Она услышала вопрос и ответила на него. |
Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза. | Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).
Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей). |
Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).
Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов. |
Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.
Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения. |
На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).
Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.) |
На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.
Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой. |
Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.
Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой. |
Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на). | Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.
Рассказ о мужчинах, женщинах. |
Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. | Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. |
Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.
Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.
Что мы узнали?
- В однородный ряд нельзя объединять разные грамматические формы слов, разные синтаксические конструкции;
- В однородный ряд нельзя объединять разные части речи;
- Обобщающее слово должно быть в той же грамматической форме, что и однородные члены предложения, относиться к ним по смыслу;
- Части двойного союза должны стоять строго перед однородными членами предложения.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Елена Трухина
9/10
-
Зинаида Гибиус
9/10
-
Ольга Явкина
10/10
-
Галина Викторовна
10/10
-
Миша Кальбах
7/10
-
Елена Бакинская
9/10
Оценка статьи
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 346.
А какая ваша оценка?
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»
Ошибки в предложениях с однородными членами:
- Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая«.
- Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату«.
- Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный«.
- Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».
- Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах«.
- Нарушения в области однородных сказуемых:
а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца«;
б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход«; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная«. - Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной«. «Дети ждали отца и когда покажется его лодка«.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в предложениях с однородными членами
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тест на тему Употребление однородных членов предложения
Тест на тему Алогизмы в конструкциях с однородными членами
Тест на тему Однородные члены предложения
Тесты на тему»Синтаксические нормы»
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
- Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
- Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
- Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
- Не должно быть избыточного использования союзов.
Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.
Верный вариант:
Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.
Пример 2
Предложение:
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.
Верный вариант:
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.
Пример 3
Предложение:
Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.
Верный вариант:
Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
Пример 4
Предложение:
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.
Верный вариант:
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.
Пример 5
Предложение:
Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.
Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.
Верный вариант:
Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.
Пример 6
Предложение:
Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».
Верный вариант:
Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.
Пример 7
Предложение:
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.
Верный вариант:
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.