Как найти основание классификации

Классификация как способ познания свойств и отношений

Классификация
— один из важнейших способов познания
ок­ружающей действительности. В ее
основе лежит разбиение. Раз­биение
является
логическим действием, суть которого
состоит в разбивке непустого множества
на непересекающиеся и полностью
покрывающие его подмножества. Образованные
подмножества именуются классами. При
этом в каждый класс входит хотя бы один
элемент множества и ни один из элементов
множества не может входить сразу в два
или более классов. Классификация
распределение
элементов множества по классам. В
процессе клас­сификации выявляются
и устанавливаются отношения эквива­лентности
по определенным свойствам. Классификация
позволя­ет познать общие характеристические
свойства классов и отноше­ния между
классами.

Познание свойств групп и отношений между группами в процессе классификации предметов по признакам

Классификация
по признакам — сложное умственное
дейст­вие, которое включает:

  • выделение
    оснований классификации (общих признаков
    предметов), по которым будет производиться
    разбиение;

  • распределение
    объектов с разными свойствами в разные
    классы;

  • объединение
    объектов с одинаковыми (тождественными)
    свойствами в одно целое (класс).

Первым
шагом в освоении детьми классификации
является об­разование
групп предметов,
т.
е. выделение из совокупности пред­метов
тех, которые обладают одинаковыми
свойствами, и объеди­нение их в группу.
Например, из множества геометрических
фигур дети выбирают все круглые фигуры
(и образуют из них группу), из множества
игрушек — все маленькие игрушки и т. д.
В процессе разнообразных упражнений
по образованию групп предметов на основе
разных свойств и называния общего
свойства группы у детей развивается
способность к обобщению. Сначала дети
осваи­вают умение образовывать группы
на основе одного свойства (все желтые
фигурки), затем на основе двух, трех и
более свойств (все красные квадратные
фигуры, все большие треугольные синие
фи­гуры и т. д.). Чем больше отличительных
свойств имеют объекты, тем больше
активизируется способность ребенка к
абстрагирова­нию, т. е. к отличению
значимых для решения задачи свойств от
остальных. Чтобы выделить из логических
блоков группу по одно­му свойству,
ребенок должен отличить это свойство
от остальных трех. Так, чтобы образовать
группу всех квадратных блоков, ему нужно
абстрагировать форму от цвета, размера
и толщины блока и собрать вместе все
квадраты (синие, желтые, красные, большие
и маленькие, толстые и тонкие). В результате
упражнений на об­разование групп дети
осваивают умение объединять вместе
объек­ты с одинаковыми свойствами и
выделять общее свойство группы.

Вторым
шагом в освоении детьми классификации
является распределение
предметов с разными свойствами в разные
группы.
В
игровых упражнениях и игровых обучающих
ситуациях взрос­лый задает основание
и указывает общие свойства каждой
группы. Например, перед детьми — три
ведерка (красное, желтое, синее). Нужно
разложить все игрушки по цвету: в красное
ведерко со­брать все красные игрушки,
в желтое — все желтые, в синее — все
синие. В другом игровом упражнении детям
предлагают 3
боль­шие
фигуры, серединку цветка (круг, квадрат,
треугольник) и много таких же маленьких
фигур — лепестков. Нужно собрать цветы
— вокруг каждой большой фигуры (серединки
цветка) вы­ложить такие же по форме
маленькие фигуры. В приведенных
уп­ражнениях общие свойства каждой
группы обозначаются с помо­щью цвета
ведер и форм больших фигур. Общее свойство
каждой группы взрослый может обозначить
по-разному, например сло­вом или
знаком. При выполнении этих упражнений
важно, чтобы дети называли не только
общие свойства групп (все круглые, все
квадратные, все треугольные), но и
основания распределения предметов по
группам (разложили по форме, по размеру
и т. д.), а также число полученных групп
(разделили фигуры по форме и по­лучили
3 группы: круглые, квадратные и треугольные
фигуры).

В
ходе таких упражнений дети усваивают,
что любые два объ­екта одной группы
одинаковы по общему свойству, а любые
два предмета из разных групп — различны.

Следующим
(третьим)
шагом
в освоении классификации яв­ляются
упражнения, которые помогают детям
самостоятельно об­наруживать общие
свойства классов. Задание, которое
получают дети, состоит в том, чтобы
разделить (разложить) все предметы по
указанному признаку (цвету, длине,
толщине и т. д.), определить количество
полученных групп, назвать общее свойство
каждой группы.

При
выполнении таких упражнений полезными
окажутся ло-

гические блоки Дьенеша
— наборы предметов разных цветов и

форм
(см. илл. 1 цв. вкладки). Например, в игровом
упражнении

«Засели домик» ребенок
получает карточку-домик (илл. 24). На

ней
нужно «расселить» блоки так, чтобы в
каждой «комнате» все

блоки были
одинаковыми по цвету; затем назвать,
какие блоки

поселились в каждой
«комнате» и сколько

занято комнат.
Эти же блоки в других упраж-

нениях
можно разбивать по другим основа-



ниям
(по форме, по размеру, по толщине),

плл.
^ При каждом новом основании разбиения

меняются
общие (характеристические) свойства
классов. Четвертый
шаг
в освоении детьми классификации —
упраж­нения, которые помогают ребенку
самостоятельно найти осно­вание
классификации. Задача, стоящая перед
ребенком, заклю­чается в том, чтобы
разделить любую совокупность так, чтобы
вместе оказались все одинаковые предметы.
Например, взрос­лый предлагает детям
несколько домиков для «расселения»
бло­ков (илл. 25).

Каждый
ребенок должен сначала ре- I I шить,
как он «расселит» блоки, а затем выбрать
тот домик, который для этого

подходит.
Условия «расселения»: все . . . .

блоки
должны попасть в дом; в каждой комнате
должны «жить» только одинако- |
| |
вые
блоки; в доме не должно быть пус­тых
комнат.

Таким
образом, в процессе освоения

классификации
ребенок движется от

умения
объединять вместе предметы с Илл.
25

одинаковыми
свойствами и выделять общие свойства
группы к умениям рас­пределять предметы
с разными свойствами в разные группы;
раз­бивать совокупность на группы по
заданному основанию класси­фикации;
выделять основание классификации.

Упражнения
на классификацию дети могут выполнять
на разном предметном материале (игрушки,
предметы быта, при­родный материал,
геометрические фигуры и пр.). Но не
всегда, к сожалению, такой материал
может включать в действие аб­страгирование
одних свойств от других. В то же время
любая задача на классификацию с
логическими блоками требует от ре­бенка
умения «абстрагировать» одни свойства
от других. Если основанием классификации
является форма, то нужно ее от­влечь
от цвета, размера, толщины блоков; если
же размер осно­ванием является, не
нужно обращать внимание на форму, цвет,
толщину блоков. Логические блоки и
материалы, сконструиро­ванные по их
типу, являются незаменимыми в освоении
детьми классификации — важнейшего
способа познания свойств и от­ношений.

Степень
сложности задач на классификацию, а
следовательно, их развивающий потенциал
зависит:

  • от
    количества признаков, по которым
    осуществляется группи­ровка (один,
    два, три); чем больше признаков, тем
    сложнее задача;

  • от
    числа различительных свойств в каждом
    предмете той со­вокупности, которая
    разбивается на группы; чем больше
    различительных свойств в предметах,
    тем труднее абстрагиро­вать одни
    свойства от других.

В
результате классификации по общим
признакам предметов дети познают общие
свойства классов, отношения между частью
и целым, отношения включения между
классами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основание – классификация

Cтраница 1

Основания классификации) чисто химические, электрическую)) теорию в сторону, основываться на фактах. Таким образом, первая поездка за границу привела Бутлерова к окончательному разрыву с теорией радикалов.
 [1]

Пятым основанием классификации видов объяснений является характер отражения содержания объясняемого и особенно объясняющего: как та, так и другое может быть наблюдаемым или ненаблюдаемым. Ненаблюдаемые объясняемые объекты и их характеристики выступают всегда и как объясняющие содержания предыдущих порядков в системах объяснений; Наблюдаемые объясняющие содержания, так же как и ненаблюдаемые содержания являются, как мы видели, вполне законными основаниями для объяснения, поэтому неверно считать, что теории опираются только на ненаблюдаемые основания и сущности явлений. Это связано с наличием в таких объяснениях процедуры замещения объясняемого содержания объясняющим, что является важнейшим актом теоретического познания.
 [2]

В основание классификации методов управления, на наш взгляд, следует положить иной признак – степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта.
 [3]

Третьим основанием классификации экспертных процедур является организация общения экспертов.
 [4]

На основании классификации факторов ( рис. 21), влияющих на подготовительно-технологические работы, нами определено их влияние на организацию и проведение подготовительно-технологических работ в линейном строительстве. Из схемы следует, что сложность организации и проведения подготовительных работ определяется их зависимостью от внешних условий, среди которых весьма существенная доля приходится на неуправляемые факторы.
 [5]

На основании классификации продуктивных пластов по степени их геологической неоднородности продуктивные пачки ( пласты) сеноманских залежей Медвежьего и Уренгойского месторождений были отнесены ко второму типу неоднородности. Он отличается повсеместным распространением продуктивных пачек по площади и частым расчленением их на ряд пропласт-ков, причем большая часть объема продуктивной толщи газо-гидродинамически представляет единое целое. В этом случае при оценке геологической неоднородности представляются целесообразными изучение и количественная оценка следующего комплекса показателей и параметров: песчанистости, расчлененности и связанности; прерывистости; комплексных параметров, учитывающих коллекторские свойства и степень неоднородности пласта; степени изменчивости удельных ( линейных) запасов, проницаемости, эффективной пористости и эффективной газонасыщенной толщины.
 [6]

На основании классификации ВТИ оборотных систем гидрозолоудаления ( табл. 1 – 3) и анализа проходящих в них процессов рекомендуются следующие мероприятия, приводящие к уменьшению интенсивности образования отложений.
 [7]

Одним из часто употребляемых оснований классификации экспертных систем является тип решаемых ими задач.
 [9]

Вторым, достаточно распространенным основанием классификации организационных культур являются властные отношения. Здесь выделяют демократичную и авторитарную культуры власти в организациях.
 [10]

Сверлильно-расточные станки на основании классификации, приведенной в табл 1.1, отнесены ко второй группе, внутри которой их делят на типы ( см. табл. 1.1): 1 – вертикально-сверлильные; 2 – одношпиндельные полуавтоматы; 3 – многошпиндельные полуавтоматы; 5 – радиально-сверлильные; 8 – горизонтально-сверлильные; 9 – разные сверлильные.
 [12]

Из него на основании классификации видов излучения могут быть получены решения для разнообразных видов из – Фиг.
 [13]

Кровли промышленных зданий принимают на основании классификации последних по 12 типам. Каждый тип кровли характеризуется определенным уклоном, видом кровли ( рулонная или мастичная), составом кровельного ковра и защитного слоя.
 [14]

Страницы:  

   1

   2

   3

   4

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,655
  • гуманитарные
    33,653
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,944
  • разное
    16,904

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

В последнее время прошло через меня некоторое количество материала, и плюс где-то с месяц назад я узнал про животных Борхеса, в результате чего получилось ниженаписанное, что хочется достать изподподушки и записать.

Разбираясь с некоторой предметной областью мы зачастую решаем задачу классификации — разделение чего-то на различные классы/типы. Возможен ещё вариант, когда нам кто-то предоставляет уже решенную задачу классификации — в виде некоторой теории или обобщенного опыта.

Примеры классификации

Два искусственных примера для дальнейшей иллюстрации.

Ежики

Все ежики разделяются на:

  • молодых;
  • старых;
  • живых;
  • четырехлапых.

Характерные особенности: мы не можем создать жесткое правило, согласно которому можно определить к какому классу относится ежик (например в какой момент ежик становится старым) (1); ежик может относится к двум пунктам одновременно (2). Все очень похоже на Борхеса.

Числа

Разделим числа их на:

  • четных;
  • нечетных;
  • остальных;

Здесь есть четкое правило разделения на классы, а также если операция деления на 2 однозначно и всегда дает ответ 0 или 1, то мы можем определить один и только один класс.

Определение логического основания

За собой заметил такую вещь, что в обоих вариантах для получаемой классификации мое мышление требует по возможности нахождения жесткого логического основания (классификации, основанные на познании законов связи между видами …).

Либо оно должно быть на поверхности (нам говорят об этом), либо оно присутствует неявно (очень полезно его определить), либо отсутствует (что означает, что оно интуитивное — с вытекающими последствиями).

В моей практике регулярно случается второй вариант, когда например читает нам лекцию кто-то, вроде как умный и полезные вещи говорит, и при этом предоставляет нам свой набор отверток. Только с первого раза практически всегда этот набор выглядит как ежики (которые выше). Если попытаться определить, и получается, то получаем намного лучшее понимание предмета, а сама классификация превращается в набор правил (в мире ежиков они бывают игольчатые и лысые, первых надо боятся, а вторых доить — сразу видим правила и способы их применения). Но найти логическое основание получается не всегда — думаю главным образом потому, что часто его просто нет. Например в мире ежиков оказывается, что встречаются большие, красные и носатые — и так получается из-за того, что большие хорошо переживают зиму, красных боятся хищники, а носатые хорошо ищут еду — три разных стратегии выживания и жесткое правило отсутствует, а классификация была найдена интуитивно и с ней мы можем работать — больших использовать зимой, красными пугать хищников, а носатыми искать еду.

Таким образом, если мы знаем правило логического основания, то нам это помогает определить характерные особенности рассматриваемого класса. И более того, в рамках текущей задачи понять, надо нам вообще такое разделение или нет. Да, можно разделять на непарнокопытных и даже четко разделить, но если мы просто рисуем кисточкой животных, то нам эта классификация не нужна, а как только свойство копытности начнет иметь смысл, то там и будем эти классы применять.

Добавить комментарий