Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.
В этой статье:
Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике
На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
Чем различаются тема и главная мысль текста
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберемся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Как определить тему и главную мысль текста
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
- подчеркнуть ключевые слова,
- выделить микротемы по абзацам,
- постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть
Отработка на практике
«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
(по А. Платонову)
Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:
- Что произошло в тексте?
- О чем вы задумались после прочтения текста?
- Какая мысль заставила автора написать этот текст?
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Задание по литературе для 1 класса Как определять главную мысль произведения? Главная мысль любого литературного произведения чаще всего находится в самом конце, хотя часто отдельные важные мысли произведения встречаются и в его начале или середине. Главная мысль – это тот вывод который автор хочет донести до читателя. Он показывает последовательное развитие событий и в итоге читатель сам должен понять, что же хотел сказать ему автор. Сделать собственный вывод о том, как следует поступать, а как поступать не следует. Как же правильно определить главную мысль? Как правило она уже лежит на поверхности к концу повествования и ее надо только поймать и сформулировать своими словами. Например: быть хитрым и жадным – это плохо, а помогать другим – это хорошо. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим ЧипИДейл 4 года назад Что бы выяснить, чему хотел научить автор своего читателя, то есть определить главную (основную) мысль произведения, придется вдумчиво поработать с текстом. Попробуйте руководствоваться следующими принципами:
Как видим, определение главной мысли произведения — довольно не простая задача. И, я думаю, не каждому первокласснику с первого раза «покорится» это задание. Ведь если пробежать текст «по диагонали» или прочитать его «через строчку», то результата не будет. Тут потребуется усидчивость, внимание и желание. Odessitka 5 лет назад Учимся выделять главную мысль литературного произведения. Прежде всего следует внимательно прочитать произведение. Обратить внимание на те моменты которые вам нравятся в поступках героев,обратить внимание на то, что вам не понравилось.Заметить, что герои, которые совершают плохие поступки в конце всегда оказываются наказаны тем или иным способом. Отсюда вытекает главная мысль, поступать надо так, а не иначе. Например надо быть добрым, надо помогать другим, нельзя оставлять друзей в беде и так далее – это главные мысли различных произведений. Татьяна Нег 6 лет назад Главная мысль, или идея, произведения – это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан. Главная мысль перекликается с темой, но не совпадает с ней. Например, текст о лесе. А идея может быть такой: надо беречь лес. Подумайте с ребенком, какая мысль волновала автора, когда он писал это произведение, о чем у него болела душа. Это и будет главная мысль. Вывод. Главная мысль – это мысль (мнение), которую автор хотел донести до читателя. nastya1712 6 лет назад Что бы найти главную мысль в произведение – необходимо задать вопрос о том, что автор хотел донести до читателя? Именно это и будет главной мыслью произведения. А вообще, для первого класса – как-то слишком. В наше время такое классе в 3-4 изучали Comrade 6 лет назад Основная мысль текста или идея- это то, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Для начала надо прочитать текст, можно выделить ключевые слова. Иногда основная мысль может быть выражена в названии. Pavel Andreevich 5 лет назад Для начала стоит внимательно прочитать произведение, понять главных героев и их поступки. Особенно тщательно нужно изучить развязку и завершение – обычно именно там скрыта главная мысль, которую хотел донести автор. Для того, чтобы определить главную мысль произведения, необходимо изучить действия главных героев и посмотреть, к чему они привели. Как правило, главную мысль можно выразить одной фразой или даже словосочетанием. Например, в истории про Колобка последний доверился Лисице и был съеден. Таким образом, главная мысль работы – не доверяй незнакомым людям, будь осторожным. Иногда автор и сам прописывает главную мысль в произведение. Например, в названии или же в последних строках. Мажитов 4 года назад Вопрос интересный, так как не всегда автор выводит мысль напрямую. Однако все же стоит рассмотреть и этот вариант – чаще всего автор подводит итог в конце произведения, в заключении, тогда ее стоит искать там. Иногда главная мысль находится в начале, в таком случае, это, скорее всего, будет какая-то цитата, строчка из стихотворения и так далее. А вот в случае, если мысль явно не выведена, придется подумать и проанализировать все произведение – это самый сложный случай. moxnati 4 года назад Главная мысль- это основа произведения, без которого вряд ли произведение запомнится. Эта мысль вызывает самые яркие эмоции. Поэтому чтобы определить главную мысль, необходимо полностью прочитать книгу, далее уже на оставленных впечатлениях и на том что более выражено сделать анализ! Знаете ответ? |
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами.
Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Тема и основная мысль: связь и различие
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна.
Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
Тема
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе.
Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы.
Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный.
Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации.
Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
- Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
- Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
- Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
- Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
- Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
- Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
- Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
- Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
- Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
- автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
- автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
- автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
- Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
- Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
- Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
- Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли.
Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор.
Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/books-education-articles/opredelenie-temy-i-osnovnoj-mysli-teksta
Что такое основная мысль текста и как ее определить
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
- Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
- Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
- Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.
- Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.
Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Как научиться выделять основную мысль
Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:
- Следить за течением повествования, развитием событий и логики.
- Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.
- По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.
- Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.
- После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.
Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.
Источник: https://www.syl.ru/article/368256/chto-takoe-osnovnaya-myisl-teksta-i-kak-ee-opredelit
Тема, идея, основная мысль, проблема текста, позиция автора… В чём разница?
Столько терминов, и в заданиях частенько просят найти то один, то другой, то несколько… В чем разница между ними – сейчас, кратко, доступно.
И первым термином для нас является тема текста. Она первая, потому что без нее текстов не бывает, абсолютно любой, даже самый маленький текст имеет тему. О чём басня И. А.
Крылова «Ворона и лисица»? Вы подумаете примерно: «О лисице, которая перехитрила ворону, оказавшуюся падкой на лесть». Или кратко: «Собственно, о вороне и лисице». Верно, замечательно! Это тема басни.
Другой пример – мама у сына спрашивает, что рассказывала учительница в этот день на литературе, а сын отвечает: «Да что-то о Лермонтове». Вот это «что-то о Лермонтове» – тема устной лекции учительницы.
То есть, как понятно из выше приведенных примеров, тема – это то, о чём текст. Она может быть широкой: «М.Ю. Лермонтов», «Творчество М.Ю. Лермонтова» – или узкой: «Юность М.Ю. Лермонтова», «Стихотворение «Парус» М.Ю. Лермонтова» и т.п. (слишком много Лермонтова здесь). Часто тема выносится в заглавие.
Проблема в тексте – это какой-то вопрос, значимый для автора и даже общества. Чтобы ее выделить, надо постараться понять, что в затронутой теме волнует автора, что он хочет обсудить.
Учитывайте, что в тексте может рассматриваться несколько вопросов, но самый главный из них будет являться основной проблемой текста. И да, бывают тексты без проблемы.
Например, понравился писателю осенний лес и в тексте описаны березки, листочки, грибочки, красота природы и ВСЁ (нет рассуждений об увядании и старости или загрязнении окружающей среды или чего-то еще проблемного). На экзаменах беспроблемных текстов не встретится.
Теперь об идее. Она же основная мысль.
Да, в одном задании найти идею и основную мысль вас не попросят, только что-то одно =) Это главная обобщающая мысль текста, можно сказать, это ответ на поставленный автором вопрос.
Это основа авторской позиции. Это то, зачем автор написал текст, что он хотел донести до читателя. В принципе, до 9 класса термины «основная мысль» и «позиция автора» не разделяются.
Из идеи и эмоционально-нравственной оценки того, о чём говорится в тексте, складывается авторская позиция.
Это мнение писателя по поставленной проблеме, раскрывающееся через всю систему речевого произведения (языковые и образные средства).
Позиция автора далеко не всегда явно написана, бывает её нужно искать, через комплексный анализ (однако в текстах на экзаменах она выделяется легко).
Вот и всё на сегодня. Спасибо дочитавшим) Ставьте лайк и подписывайтесь, если интересны мои материалы по русскому языку)
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5beaf32cd9e6c600aa2ccfb9/5c153818f3b33900a9e5a48a
Что такое главная тема и мысль текста
В данной статье вы ознакомитесь с тем, что такое главная тема и мысль. Вы научитесь определять и выделять важные детали.
Главная мысль текста это то, что автор хочет донести до читателя. Мысль бывает спрятана в произведении, и чтобы ее понять люди порой читают целую трилогию.
В школе на уроках часто дают задание определить мысль текста, вынести какой – то урок, но этому тоже надо учиться. Чтобы понять, какие чувства вложил автор в свое произведение нужно ознакомиться с биографией автора.
Для полного понимания текста следует прочитать и критические статьи. Не всем дано с первого раза вникать в суть вещей и замечать важные детали. Не нужно расстраиваться и отчаиваться, можно просто перечитать книгу.
Чтобы текст выглядел гармонично и затягивал читателя, авторы используют различные средства выразительности, части речи. Конечно же, больше всего затягивает читателя уникальность текста.
Почти все люди любят классику, а те, кто не любит, уважают. Уважать классику можно за ее неповторимость, раньше не было интернета и развитых технологий, каждый писатель писал по своему и создавал свой особенный стиль.
Правильное построение текста и предложений это залог успешного формирования темы и мысли. Тема текста – это то, что хочет сказать или выразить писатель своим произведением.
Бывает такое, что мы читаем заголовок или эпиграф и даже представить себе не можем как это связано с содержанием, но в последней странице мы откроем для себя всю скрытую суть.
Что нужно, чтобы научиться определять главную мысль текста? Есть несколько простых советов для новичков в этом деле.
Первое, и самое главное – читать вдумчиво и внимательно, обращая внимания на имена героев, на даты, места, ключевые фразы. Можно выписывать главную информацию и цитаты, это полезно для запоминания произведения.
Также нужно обращать внимание на эпиграфы и заголовки, они несут в себе смысловую нагрузку.
Задайте себе вопрос, на чем сконцентрировал внимание автор? Следите за описанием деталей. Иногда писатель может высказывать об обыденных вещах непонятные мысли, но это только первоначально.
После каждой главы пересказывайте прочитанное, таки образом в голове происходит анализ. Очень полезно порассуждать о произведении с друзьями, которые также его читали, только в споре рождается истина, значит можно и поспорить о написанном.
Чтобы подойти к анализу произведения серьезно, нужно понять стиль, речевые обороты, язык автора.
Чтобы обратить внимание на читателя в тексте должны быть повторы, нужно их запоминать или выписывать, все самое главное в деталях.
В работах классиков: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова мысль текста заключена в названии. Из названия “Война и Мир” мы уже можем представить о чем будет идти речь.
Конечно глубина мысли – это война среди классов, но и поверхностное восприятие нас не подвело.
“Преступление и наказание” – название, говорящее за себя. Да, за преступление Раскольников получила наказание, но не физическое, а больше моральное.
В романе “Мастер и Маргарита” рассказывается не только о жизни Мастера с Маргаритой, но и о демонах Маргариты и Рассказе Мастера. В каждом названии есть ключ к разгадке главной мысли.
Но чтобы понять ее, нужно приложить не мало усилий. Давайте ознакомимся и с тем, что такое средства выразительности, и зачем они нужны. Существует несколько типов средств выразительности:
- Синтаксические
- Фонетические
- Лексические
К фонетике относится анафора и эпифора, они используются в стихотворениях, для передачи звуков, или музыки. Тропы – это слова и фразы в переносном значении, они заставляют задуматься и создают образы. К тропам относится:
- Олицетворение – когда неживые предметы или явления наделяются признаками живых существ
- Метафора – переносное значение
- Гипербола – сильное преувеличение, несвойственное предмету, противоположность гиперболе – литота, это преуменьшение
Также в литературе есть стилистические фигуры, такие как градация (расположение схожих по смыслу слов в порядке убывание или увеличения важности), оксюморон (намеренное слияние противоречий), риторические вопросы (используются для усиления мысли или чтобы заставить читателя задуматься).
Чтобы разобраться во всех литературных приемах и стилях потребуется много времени, но после этого вы будете настоящим профессионалом и смело сможете рассуждать о произведениях, выделять главную мысль и тему текста.
Это поможет в написании собственных статей или произведений, расширит кругозор и в целом будет полезно для общего развития.
Желаем вам удачи в постижении новых вершин и расширении границ познания. Каждому по силам понимать литературу.
Источник: https://web-informs.ru/chto-takoe-glavnaya-tema-i-mysl-teksta/
Каждое литературное произведение имеет свою тему и главную мысль, которые определяют его смысловую нагрузку. Тема – это то, о чем говорится в произведении, объект исследования автора, а главная мысль – это авторское мнение о теме. Определить тему и главную мысль произведения может быть сложно, но есть несколько шагов, которые помогут Вам разобраться в этом. На первом шаге мы расскажем, как правильно читать произведение, чтобы получить общее представление о его содержании. Далее мы перейдем к выделению ключевых слов и идей, определению центральной темы и главной мысли, а также к рассмотрению жанра произведения. Наконец, мы поймем, как проверить свои выводы и убедиться в том, что они правильны. Следуя этим рекомендациям, Вы можете лучше понимать литературные произведения и наслаждаться чтением с большей глубиной. Приятного просвещения!
Содержание:
- 1 Шаг 1. Читайте внимательно
- 2 Шаг 2. Анализируйте персонажей и сюжет
- 3 Шаг 3. Ищите символы и образы
- 4 Шаг 4. Определите жанр произведения
- 5 Шаг 5. Составьте общую картину
- 6 Подведем итоги
Шаг 1. Читайте внимательно
Перед тем, как искать тему и главную мысль произведения, нужно внимательно прочитать его. При чтении обращайте внимание на ключевые слова и фразы, которые повторяются или звучат важно. Они могут указывать на тему и главную мысль произведения.
Также обратите внимание на то, как автор передает свои мысли и идеи. Например, если автор использует определенный стиль или жанр, это может указывать на его мнение и отношение к теме. Важно не только прочитать произведение, но и понять его контекст. Узнайте, когда оно было написано, какие события происходили в то время, какое значение имели те идеи, которые автор выражал в своем произведении. Все это может помочь вам лучше понять тему и главную мысль произведения.
Шаг 2. Анализируйте персонажей и сюжет
Персонажи и сюжет – это два важных элемента произведения, которые могут помочь определить тему и главную мысль. Анализируйте, какие действия совершают герои, как они относятся друг к другу и к окружающему миру. Определите, как эти действия связаны с темой произведения.
Также обращайте внимание на сюжетные повороты и развитие событий. Какие идеи автор вкладывает в сюжет, каким образом он его строит? Анализ персонажей и нарратива может помочь понять главную мысль произведения. Рассмотрите, какие персонажи наиболее важны для развития сюжета и как их характеры влияют на исход событий. Определите, какие мотивы и темы связаны с каждым персонажем и как они способствуют развитию главной мысли произведения.
Кроме того, обратите внимание на структуру сюжета. Как автор представляет различные события и эпизоды? Есть ли в произведении какие-то повторяющиеся мотивы или символы, которые связаны с темой произведения? Анализ сюжета может помочь понять, как писатель передает свои идеи и сообщения через действия и события в произведении.
Шаг 3. Ищите символы и образы
Авторы часто используют символы и образы, чтобы передать свои мысли и идеи. Ищите повторяющиеся символы и образы, которые могут указывать на тему и главную мысль произведения. Определите, как они связаны с действиями персонажей и сюжетом. Некоторые символы могут быть очевидными, например, если автор использует цвета или предметы, которые имеют определенное значение в культуре. Но многие символы и образы могут быть более скрытыми и требуют дополнительного анализа. Например, образ дерева может означать жизненную силу и рост, а также устойчивость и прочность. Образы моря и воды часто связывают с путешествиями и переменами, а также с бесконечностью и тайнами.
Кроме того, обратите внимание на то, как автор описывает символы и образы. Например, цвет может описываться ярко и привлекательно, что указывает на положительный оттенок, или тускло и уныло, что может указывать на негативный смысл. Использование таких приемов помогает автору передать свою точку зрения и отношение к теме.
Шаг 4. Определите жанр произведения
Жанр произведения может быть также полезным для определения его темы и главной мысли. Каждый жанр имеет свои характеристики и особенности, которые могут помочь Вам понять, о чем идет речь в произведении. Например, если Вы читаете роман, то вероятнее всего он будет иметь сложную многоплановую сюжетную линию, богатую описанием персонажей и их внутренним миром. Если Вы читаете детектив, то сюжет будет сконцентрирован на расследовании преступления, а главный герой будет стремиться разгадать загадку, которая стоит перед ним.
Жанр произведения также может указывать на тематику произведения. Например, фантастические произведения часто затрагивают темы, связанные с наукой и технологией, а исторические романы сконцентрированы на событиях и персонажах прошлого.
Определение жанра произведения поможет Вам сформулировать его тему и главную мысль более точно, так как Вы будете знать, какие темы и сюжетные линии типичны для этого жанра.
Кроме того, знание жанра может помочь вам понять, как автор использует литературные приемы и элементы для передачи своих мыслей и идей. Например, поэзия часто использует метафоры и символы, чтобы передать эмоциональную и образную информацию, тогда как драма сосредоточена на действиях персонажей и их диалогах.
Однако не всегда легко точно определить жанр произведения. Некоторые произведения могут сочетать несколько жанров, а некоторые могут быть неожиданными и нестандартными в своем жанре. В таких случаях важно не ограничиваться только одним критерием, а анализировать произведение с разных точек зрения, включая его тему, главную мысль и литературные приемы.
Шаг 5. Составьте общую картину
После того, как Вы провели все предыдущие шаги, Вы можете составить общую картину темы и главной мысли произведения. Сформулируйте ее в нескольких предложениях и убедитесь, что эта формулировка точно передает смысл произведения.
Когда Вы собрали всю необходимую информацию об произведении, Вы можете составить общую картину его темы и главной мысли. Обратите внимание на ключевые слова, фразы, повторяющиеся символы и образы, а также на жанр произведения. Все эти элементы помогут Вам сформулировать тему и главную мысль произведения в нескольких предложениях. Важно, чтобы Ваше представление о теме и главной мысли соответствовало содержанию произведения, а также было корректно и точно передавало его смысл. Если Вы не уверены в своей формулировке, вернитесь к предыдущим шагам и уточните свое понимание произведения.
Когда Вы сформулировали общую картину темы и главной мысли произведения, важно убедиться, что эта формулировка точно передает смысл произведения. Проверьте, не пропустили ли Вы какие-то важные элементы, не искажает ли ваше понимание произведения его истинный смысл? Наиболее частой ошибкой является неумение человека отделить свое мнение от авторского. Проверить это легко: если Вы не можете найти в тексте подтверждения темы или идеи в цитатах или логике сюжета, то перед Вами явно не то, что нужно. Например, если в анализе стихотворения «Бородино» Вы пишете, что автор «хотел бы сам участвовать в сражении», а его основная мысль — желание повернуть время вспять и совершить подвиг, то Вы ошибаетесь. Лермонтов этого не писал. Не надо думать за него. В его произведении речь идет о том, что нынешнее поколение едва ли сможет заслужить славу предков «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!». Ведь для этой славы нужна жертва — «Немногие вернулись с поля». Восторгу молодого человека солдат-рассказчик противопоставляет описание боев, полное драматических подробностей.
Кроме того, имейте в виду, что тема и главная мысль могут быть интерпретированы по-разному, поэтому важно дать возможность другим читателям выразить свое мнение и поделиться своим пониманием произведения.
Подведем итоги
Отличить тему от идеи позволяют вопросы для их нахождения в тексте:
- Тема: о чем текст?
- Идея: что хотел сказать автор?
Определение темы и главной мысли произведения может быть сложным процессом, но это важный навык, который поможет Вам лучше понимать и анализировать литературу. Помните, что тема и главная мысль могут быть выражены как явно, так и неявно в произведении, и что они могут меняться в зависимости от того, как Вы их интерпретируете. Следуя шагам, описанным выше, Вы сможете более глубоко проникнуть в суть произведения и оценить его настоящую ценность.
Также важно помнить, что определение темы и главной мысли не является единственной целью анализа литературного произведения. Анализ может включать в себя также изучение художественного стиля, использования лексики, анализ символов и образов, изучение контекста написания произведения и многое другое. Чем глубже и тщательнее анализ произведения, тем более полное и точное представление Вы сможете получить о его содержании и значение для литературы в целом. Наконец, не стоит забывать о том, что литература — это искусство, которое может быть интерпретировано по-разному, и что Ваше субъективное восприятие и понимание произведения имеет свое место в анализе.
Автор: Анастасия Захарова
Как определить основную мысль текста?
Как выделить основную мысль текста?
-
Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.
-
При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.
-
Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.
Алгоритм определения основной мысли текста
-
Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
-
Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
-
Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
– автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
– в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
– автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.
Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?
Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.
Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.
То, о чём или о ком говорится в тексте, – это его тема.
Главная мысль текста – это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.
Озаглавь текст. Определи основную мысль текста.
……………………………………………………………….
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.
(По. В. Бианки.)
…………………………………………………………………..
Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.
Только клесты без забот прыгают по деревьям.
Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.
Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Они созревают только к концу года.
(Сказка)………………………………………………….
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.
Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.
Но гордое дерево все мечтало о полете.
И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.
Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.
………………………………………………………………………………..
Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?
Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.
Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.
Подровнял мужик землю— и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал.
………………………………………………………………….
В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.
– Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.
Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.
— Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.
…………………………………………………………………………………
Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.
Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.
Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.
Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.
……………………………………………………………………………………
Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.
Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.
Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.
……………………………………………………………………………….
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.
Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.
Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.
Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.
Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.
………………………………………………………………………………
Серая звездочка— это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.
Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.
…………………………………………………………………………….
Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.
Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.