Как найти основную мысль текста в впр

В каждом тексте содержится основная мысль, главное содержание, то, из-за чего написан текст.

Основная мысль
сопровождается дополнительной информацией, которая нужна для больше убедительности, доказательности, ясности. Это, как правило примеры, факты, описания и др. Это «одежда» для основной информации.

Каждый текст создается   с определенной целью: рассказать о событиях, описать предмет, человек или явление природы или выразить свое отношение к чему-либо.Эта цель определяет тему текста – предмет речи.

Чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на вопрос: о чем говорится в тексте?
Часто тема выносится в заголовок текста, чтобы читателю было сразу понятно, о чем пойдет речь. Автор текста по-своему понимает и раскрывает тему своего высказывания.

К тексту можно подобрать заголовок, в заголовке может быть выражена либо тема, либо основная мысль текста.
Тема текста – это предмет речи, ответ на вопрос “о чем говорится в тексте?”.
Основная мысль – это отношение автора к теме текста, ответ на вопрос “что говорится в тексте?”.

Тексты делятся на абзацы.
Абзац – часть текста от одного отступа до другого, от одной красной строки до другой. Каждый абзац обладает законченной мыслью, которая является микротемой.

Для того чтобы найти главную информацию, необходимо распознавать и второстепенную, чтобы ее исключить.

Чаще всего текст состоит из вступления, основной части и заключения.
Вступление – это вводная часть, где чаще всего говорит о ком, о чем пойдет дальше речь.
В основной части содержится самая важная информация.
Заключение – это подведение итогов и вывод.

Основная мысль текста – это мысль, которую хотел донести до читателя автор (это вывод, жизненный урок)

  • Когда мы определяем отношение автора к теме и отвечаем на вопрос: что говорится в тексте?, то формулируем основную мысль текста.
  • В некоторых текстах можно найти одно или несколько предложений, в которых четко выражена основная мысль автора.
  • Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всём тексте.
  • Иногда основная мысль формулируется уже в заголовке текста, однако чаще всего необходимо обдумать содержание всего текста, чтобы понять его основную мысль.
  • Основную мысль можно сформулировать из всего содержания текста при помощи опорных слов.

Как найти основную мысль текста:

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Определите тему текста, то есть о чем говорится в тексте. (подчеркните самые важные и часто повторяющиеся слова)
  • Подумайте, о чем говорится в каждом абзаце (выделите основную мысль каждого абзаца, определите микротемы)
  • Подумайте, в каком из абзацев содержит обобщающая мысль, которая может раскрывать в других абзацах. – это и будет главная мысль текста.

Тексты, представленные в ВПР, можно разбить на следующие группы:
1) Текст-повествование
2) Познавательный текст

1) ТЕКСТ – ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Как правило, в подобных текстах автор рассказывает историю, из которой необходимо сделать какие-либо выводы.

Чтобы найти главную мысль в таком тексте необходимо:

  • проанализировать поведение героев текста
  • понять отношение автора к поступкам героев.

Чаще всего подобные тексты рассказывают о каких-то абстрактных понятиях, например, о любви, дружбе, труде и т.д.
Если основная мысль не заключена ни в одном предложении, попробуйте понять, о каком абстрактном понятии говорит автор.
Конструкции, которые помогут вам сформулировать основную мысль:
Нужно помогать (любить и т.д.)
Важно….
Любовь – это …..

Важно отметить, что в таких текстах главная мысль не может быть выражено слишком конкретно:

ПРИМЕР 1.
(1)Никишин дедушка в свободное время любил на охоту ходить. (2)Он был хорошим охотником, знал все тайны леса. (3)Как-то он показывал своему внуку следы в лесу и сказал: «Собачьи следы всегда к жилью выводят. Собака по лесу бегает-бегает, но обязательно домой прибежит». 

  (4)Пришлось как-то Никише с ребятами возвращаться со станции в село прямой дорогой через зимний лес. (5)Хорошо бежится по первому снегу, а на снегу множество всяких следов. (6)Ребята не знают, чьи это следы, а бегают по ним: вдруг да лисицу где-то увидят или дикого козлика. (7)Бегали так они, бегали по следам – и заблудились. (8)Испугались ребята. (9)Кое-кто даже слезу пустил: «Как мы теперь выберемся, когда все тропинки снегом засыпало?» 

  (10)И вдруг Никиша увидел знакомые собачьи следы. (11)Изо всех следов, которые ему дед показывал, мальчик только эти запомнил. (12)Долго шли ребята по этим следам и вышли к жилью, к лесниковой сторожке. (13)Домой Никиша пришёл усталый, но счастливый. (14)Он обнял дедушку и принялся тихо шептать ему на ухо о пережитом приключении. (15)И наверное, спасибо говорил милому дедушке. 

Неправильно будет выделить следующую основную мысль: Никиша заблудился, но нашел дорогу домой. Никиша поблагодарил дедушку.
Правильно: Уроки, которые дают нам близкие люди (мамы, папы, бабушки, дедушки) могут помочь нам в трудных ситуациях.

ПРИМЕР 2
Иногда даже в повествовательных текстах главная мысль может быть выражена в каком-либо предложении:

(1)Можно мечтать о подвиге и ничего не делать, но такой мечтатель не станет героем. (2)К подвигу надо готовить себя с детства. 

 (3)Великий полководец древности Александр Македонский был сыном царя, он жил во дворце, спал на мягкой постели, его кормили лучшими кушаньями. (4)Юный наследник мог бы вырасти слабым. (5)Но мальчик не желал привыкать к роскоши, он мечтал стать выдающимся воином. (6)Настоящие воины совершают долгие походы, спят на жёсткой холодной постели — юный царь приказал, чтобы его постель была жестка и неуютна. (7)Во время войны не до пышных пиров — Александр стал приучать себя к простой и скромной пище. (8)Хорошие воины лучше всех владеют оружием и отлично ездят верхом — Александр тренировался каждый день. 

 (9)Прекрасная физическая подготовка — это ещё не всё. (10)Чтобы командовать воинами, нужен глубокий и ясный ум. (11)Когда отец пригласил для сына лучшего учителя — великого философа Аристотеля, мальчик сказал: (12)«Учи меня как следует: я хочу превосходить других не только силой, но и знаниями!» (13)Аристотель старательно передавал ученику свои знания, а Александр мгновенно всё запоминал. (14)Он освоил науку о разных землях и странах, науку о том, как управлять государством, и даже медицину! Главная мысль выражена в 1 предложении, далее идет подтверждение этой мысли примером жизни Александра Македонского.

Неправильно будет: Македонский был великим полководцем и совершил много подвигов.
Правильно: Если человек хочет стать героем и мечтает о подвиге, необходимо много трудить и готовить себя  с детства как морально, так и физически.

ПРИМЕР 3
Иногда в качестве текста-повествования предлагают рассказы-аллегории. Иносказание, в котором какие-либо герои (одушевленные или неодушевленные) выражают какой-либо качество личности или явление.

(1)Давным-давно в далёкой стране правил могущественный царь. (2)Однажды он вышел в дворцовый парк и обнаружил, что цветы, кусты и деревья засыхают. (3)Царь стал разговаривать со своими любимцами и узнал нечто удивительное! (4)Дуб сказал, что бессмысленно расти, если он всё равно не будет так высок, как сосна. (5)Сосна засыхала от обиды, что на её ветвях осенью не созревает виноград. (6)А виноград терял силы, оттого что не мог цвести, как пышная чайная роза. 

  (7)И только куст жимолости благоухал многочисленными белыми звёздочками. (8)Они сверкали меж тёмных глянцевых листьев. 

  (9)—Как тебе удаётся быть такой счастливой и даже радовать других в этом царстве уныния? — спросил царь. 

  (10)И услышал ответ: 

  (11)—Когда ты сажал меня, то мечтал, чтобы выросла именно жимолость. (12)Если бы ты хотел вырастить дуб, сосну, виноград или розу, то их бы и посадил. (13)Вот я и решила: раз мне суждено быть жимолостью, то попытаюсь-ка я стать лучшей жимолостью на свете! (14)Конечно, я вовсе не уверена, что полностью справляюсь. (15)Но я просто стараюсь хорошо делать то, что умею.

Необходимо понять, каким качествами обладают действующие персонажи. Это могут быть люди, животные и даже неодушевленные предметы.
Неправильно будет выделять следующую основную мысль: Жимолость жила правильно, а сосна, дуб и виноград неправильно.
Правильно будет сказать: Чтобы быть счастливым, нужно делать хорошо то, что умеешь и не завидовать другим.

Конструкции, которые помогут вам сформулировать основную мысль:
Чтобы быть….., нужно…..
Важно….+глагол
Нужно…+глагол
Если….., то……

2) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ

В познавательных текстах автор рассказывает о каком-либо явлении природы, месте, известном человеке, рассказывает о каком-то факте и т.д.
Чтобы найти главную мысль подобного текста, сначала нужно выделить существительное, о котором идет речь в этом тексте. Как правило, это существительное появляется в самом начале текста и повторяется на протяжении всего повествования.
Как сформулировать основную мысль?
Строим предложение по принципу: Подлежащее + сказуемое
Это значит что мы задаем себе вопрос: о чем говорится в тексте?
А потом задаем себе другие вопросы: Что говорится об этом существительном(понятии, явлении) в тексте? Почему автор рассказывает нам об этом существительном?

ПРИМЕР 1:
(1)Вода – удивительный целитель. (2)Вспомним, как снимает усталость купание в реке, озере или море и какой живительной силой обладает глоток ключевой воды. (3)По-настоящему оценить глоток обыкновенной воды может
только тот, кто сам испытал острую жажду. (4)Для такого человека вода равноценна чудодейственному лекарству, самой жизни.
(5)«Серебряная» вода, например, обладает многими полезными свойствами. (6)Люди давно заметили особенность «серебряной» воды.
(7)Известно, что «серебряная» вода губит многие бактерии. (8)Поэтому она применяется при консервировании сливочного масла. (9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах. (10)Нашла эта вода применение в медицине и ветеринарии.
(11)Минеральные воды часто применяют просто как прохладительные напитки, а между тем это и лекарственное средство. (12)Чем же обыкновенная вода отличается от минеральной? (13)Оказывается, концентрация различных солей в подземных водах возрастает с глубиной их залегания: если в литре воды количество их не превышает одного грамма, то вода считается пресной, а если солей больше грамма – минеральной. (14)Сейчас открыто множество минеральных вод с самыми различными целебными свойствами. (15)Их пьют
и принимают в виде ванн при очень многих заболеваниях.

В первом предложении уже сформулирована частично основная мысль текста:
Вода обладает целительными свойствами. 
Далее в тексте идет подтверждение это мысли.

ПРИМЕР 2:(1)Все знают, как поют комары. (2)Летним утром в лесу или даже в доме обязательно раздаётся над ухом тоненький, назойливый, неприятный писк. (3)Это комар летит и зудит: «Пи-и-и-и-и». (4)Сел — и сразу смолк. (5)Почему? (6)Да потому, что комары «поют» крыльями. (7)Это их крохотные крылышки во время полёта бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает высокий, пронзительный звук. 

  (8)Мы комариное пение слышим даже сквозь ночной сон, а вот слышат ли комары друг друга? (9)Да, слышат, но об этом люди узнали совершенно случайно. (10)Один учёный работал с электрическим трансформатором — прибором, который во время работы гудит. (11)И вдруг он заметил, что стоит включить трансформатор, как вокруг него собираются комары. (12)Оказывается, прибор гудел точь-в-точь так, как туча комаров, вот они и слетались на знакомый звук. (13)Значит, комары могут слышать и гудение крыльев для них — призывный сигнал. 

  (14)Но разве у них есть уши? (15)Конечно, нет, но у комаров усики устроены так, что чувствуют звуки. (16)Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усиками! 
 (По В.Н. Танасийчуку)

В этом тексте мы видим опорное существительное – комары, которое повторяется на протяжении всего текста.
Следовательно, речь в тексте идет о комарах.
Осталось только понять, что именно о комарах нового мы узнали из данного текста.Основная мысль – это факт, о котором нам рассказывает автор.
О ком говорится в тексте ? О комарах.
Что самое важно о них нам рассказали? Что они «поют» крыльями, а слушают усиками.
Основная мысль звучит так:
Комары поют крыльями, а слушают усиками, так как у них нет ушей.

ПРИМЕР 3:
(1)Как в Москве появилось метро? (2)Это произошло больше восьмидесяти лет назад. (3)Уже и трамваев, и автобусов, и троллейбусов в столице было много, а всё равно не хватало людям места в транспорте. (4)Да и на улицах становилось слишком тесно от машин. 

  (5)Значит, надо транспорт либо вверх поднять, либо вниз опустить, в подземную глубину. (6)Вверх поднять, на эстакады, — хорошо, но очень шумно станет в городе. (7)Надо вниз опускать! (8)Но как сделать, чтобы земля не осыпалась? (9)Придумали: проложили под землёй гигантские трубы — тоннели, и в них по рельсам пустили электропоезда. (10)Двигатели у них электрические, как у трамваев, но вагон не один, а несколько, и ток идёт по особому третьему рельсу. (11)Новый транспорт специалисты назвали метрополитеном. (12)Первые поезда московского метро пошли в 1935 году. (13) Станции отделывались, как настоящие дворцы: стены выложены разноцветным мрамором, на потолках мозаика, в арках скульптуры. 

(14)Сейчас за один день по линиям столичного метро, длина которых равна половине расстояния от Москвы до Петербурга, проезжает более девяти миллионов пассажиров. (15)Метро — удобный вид транспорта для большого города. 

Опорное существительное данного текста – метро.
Что о нем говорится?
В данном тексте главная мысль частично сформулирована в последнем предложении:
Метро – удобный вид транспорта для большого города.
Чтобы сформулировать основную мысль, можно оставить предложение неизменным, поскольку оно отражает основное содержание, а можно добавить еще фактов.
Например, Метро – удобный вид транспорта для большого города, поскольку не создает шума, вмещает большое количество людей и способно преодолевать большие расстояния за короткий срок.
Другими словами, вы можете объяснить почему метро – удобный вид транспорта.

  • Также на сайте можно решать Варианты ВПР (4 класс)

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.

В этой статье:

Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике

На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Определить тему и главную мысль текста
«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

Чем различаются тема и главная мысль текста

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберемся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Как определить тему и главную мысль текста

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • подчеркнуть ключевые слова,
  • выделить микротемы по абзацам,
  • постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть

Отработка на практике

«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

(по А. Платонову)

Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем вы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

определить тему и главную мысль текста

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Определение главной мысли текста в начальной школе (основные тезисы) Подготовка к ВПР:

Главная мысль – это то главное, что хотел сказать автор.

Автор учит любить:

– Родину;

– восхищаться красотой природы;

– быть трудолюбивым;

-любить стариков, родителей, детей;

– любить школу;

– культурные ценности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор учит таким качествам:

– доброте;

– щедрости;

– любви;

– трудолюбию;

– гуманизму;

– жертвенности;

– патриотизму;

– ответственности;

3. Автор учит поступать ….

4. Автор осуждает:

– жадность;

– злость;

– болтливость;

– лень;

– грамотности и др.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Если в тексте встречается пословица – то выписываем ее.

В научно-познавательных текстах – знать о каких-либо явлениях, процессах. Например: научный текст о волках – знакомит с жизнью волков в дикой природе.

Познакомить с….

Определение темы текста:

О чем рассказывается в тексте?

Можно использовать в ответе заголовок. Пример: В басне «О вороне и лисице», рассказывается о встрече вороны и лисицы.

Если его нет, начинаем такими словами:

– рассказывается о …(пример: о природе, о Родине, о матери, о жизни в семье). Называем героев произведения и том, что произошло.

Задание № 7. Определение основной мысли текста.

 Как выполнять задание № 7?
РЕКОМЕНДАЦИИ.

Образец задания № 7.

Задание
№ 7.

 Определите и запишите основную
мысль текста.

 Реклама

Вспомним теорию.

Не путайте тему текста и его основную мысль.

Тема текста – это
то, 
о чём он, что описывает, о чём
рассказывает или рассуждает автор.

Основная мысль текста –
это то, 
зачем, с какой целью создан текст на данную тему, что
именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать: хотел ли он
передать информацию, выразить свое отношение к проблеме или акцентировать
внимание на злободневной проблеме.
Часто основную мысль можно «найти» в самом тексте.

Алгоритм выполнения задания № 7.

§  Внимательно
прочитайте текст.

§  Начните
с определения 
темы текста, то есть
о чём он (так вам легче будет понять основную мысль текста).

§  Определяя основную
мысль
 текста, подумайте, зачем автор написал текст по данной
теме, какова его цель – это и будет основная мысль

§  Поищите
в тексте слова
, которые помогут вам выразить основную
мысль.

§  Основную
мысль 
выразите одним предложением, чётко и кратко.
Не пересказывайте текст.

ОБРАЗЕЦ.

Пример задания.

Задание
№ 7.

 Определите и запишите основную
мысль текста.

 ТЕКСТ.

(1)
Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер
услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и
застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли
замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал
любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по
лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В
такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на
замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина
заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти
играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и
звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто,
обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С
трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему
переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви
деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему,
летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел,
как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером
музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его
слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь
одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток
урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и
послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и
сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из
футляра?

(по А. Платонову, 245 слов)

 Пример
ответа.

Автор
показал, как добр музыкант, как он заботится о птицах и помогает им,
подкармливает их в холодные зимние дни.

Пояснение.

Определим тему текста: жизнь в
холодные зимние дни музыканта и птиц.

Для чего автор так
подробно описал, как холодно на улице, описал бурю?

Чтобы
показать, как волнуется музыкант о птицах, ведь им так трудно в такой холод. Но
скрипач даже в такую погоду пошёл на своё привычное место, где всегда играл на
скрипке, и положил птицам хлеб.

Что этим хотел сказать автор? (Это и
будет 
основная мысль текста).

Музыкант
продолжал думать о птицах, помогал им, подкармливая хлебом, и в холодные зимние
дни.

Запишем основную
мысль.

Автор
показал, как добр музыкант, как он заботится о птицах и помогает им,
подкармливает их в холодные зимние дни.

На главную страницуКак найти основную мысль текста? Методические рекомендации. Часть 1

Все пособия продаются только в электронном виде. 
Если будут проблемы с оплатой, звоните 8(343)3454925,  +79676394925 (“Билайн”) с 14 до 19 по Москве. Ответит наш менеджер. Также можете обратиться с вопросом по оплате к онлайн-консультанту.

Описание курса

Как найти основную мысль текста при выполнении текстовых заданий на ВПР?

В публикации подробно рассмотрены с точки зрения определения основной мысли тексты для 5 – 8-х классов, представленные в демоверсии 2022 года, а также тексты, предлагавшиеся для подготовки к ВПР по русскому языку в прошлом учебном году.

Авторы рекомендуют использовать четкий алгоритм речевых действий, организующий пошаговое нахождение основной мысли в рассматриваемом тексте. Учащиеся, используя его, не угадывают основную мысль, а находят или уверенно восстанавливают её в «сильных» позициях текста: в заголовке, в конце вступления или первого абзаца, в выводе. Предпринятые речевые действия позволяют учащимся не только найти основную мысль текста, но и убедиться в правильности полученного
результата. Подробнее об этом шла речь на курсе Логика речи в рамках курса “РРЯ”. Записи 12 вебинаров, а также презентации и рабочие листы к урокам есть в продаже.

В этих же Рекомендациях кратко охарактеризована работа по составлению трехчастного плана текста, когда заголовки каждой из частей формулируются как
единообразные по грамматическому оформлению.

В цикл последующих публикаций авторы-составители предполагают включить такие Рекомендации, которые могут быть полезными при подготовке к ГИА:

– выстраивание корректных логических основ Итогового сочинения 2022/23 при его подготовке и написании,
– использование логических структур прочитанного текста для его успешного пересказа на Итоговом собеседовании (2-е задание),
– Итоговое собеседование: создание описания, повествования или рассуждения на основе их логических структур / знаний об их логических структурах,
– выстраивание корректных логических основ ОГЭ- и ЕГЭ-сочинений при их подготовке и написании.

Содержание пособия проиллюстрировано наглядной презентацией. Вот несколько слайдов из неё:

1

2

3

Смотрите также

Логика речи в рамках курса «Русский родной язык»
Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы
Пишем сочинение на основе художественного и художественно-публицистического текста

Оставить отзыв

После оплаты вы получите купленные файлы по электронной почте на адрес, который укажете при оформлении заказа или в профиле в личном кабинете. Убедитесь в том, что указываете свой адрес. Кроме того, все ссылки на доступные ресурсы отражаются в разделе Мои курсы и материалы. Если вы не получили письмо с материалами, просто откройте эту вкладку.

Цену пособий определяют авторы.

Пожалуйста, содержание пособий обсуждайте с авторами.

Приглашаем авторов пособий по русскому языку к сотрудничеству. 

Добавить комментарий