Как найти основную тему сказки

Определение темы и основной мысли текста

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Содержание:

  • Тема и основная мысль: связь и различие
    • Тема
    • Основная мысль
  • Как определить тему текста
  • Как выделить основную мысль
    • Пошаговая инструкция
  • Видео

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Определение основной темы и мысли текста

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Определение темы текста

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Выделение основной мысли

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

Как правильно выделять основную тему и мысль

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Видео

В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

Отзывы и Комментарии

Зарегистрируйтесь

Зарегистрируйтесь

Пройдите легкую процедуру регистрации, чтобы получить свой личный кабинет

Напишите первую статью

Напишите первую статью

Все новые публикации отображаются на главной странице

Получайте постоянный доход

Получайте постоянный доход

Мы платим не за объем, а за то, насколько ваши тексты интересны читателям

Эльвира Сагидуллина

Знаток

(448)


12 лет назад

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль – что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? – о том, что в то время никому хорошо не жилось

Елена Ладынина

Мудрец

(10626)


12 лет назад

ТЕМА (греч. thema – то, что положено в основу) , т. е. тема – это то, о чём говорится в тексте. Тема – смысловое ядро текста, она «должна управлять» созданием текста. В тексте может быть не одна тема, а несколько, тогда мы говорим о его тематике. Тема часто бывает сформулирована в заглавии текста.
ПРОБЛЕМА- вопрос, волнующий автора текста. Этот вопрос возникает и в нашем сознании по мере знакомства с текстом. Он требует решения или освещения и непосредственно рассматривается автором в тексте. Иначе говоря, проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому наибольшее внимание. Совокупность вопросов, часто взаимосвязанных, называется проблематикой.
Основная мысль = ИДЕЯ (греч. idea – понятие представление) – главная мысль, лежащая в основе текста. Это отношение автора к тому, о чём он рассуждает, рассказывает, вывод. Рассматривая ту или иную проблему, автор, как правило, стремится разрешить её, ответить на поставленный, (-ые) вопрос (-ы), т. е. дать идейную оценку. Идея текста – это выражение авторского отношения к изображаемому. Главная мысль не всегда может быть выражена однозначно, даже если формулируется автором прямо и непосредственно. В художественном тексте чаще всего идея вообще словесно не выражена, а в сознании воспринимающего формируется путем обобщения разных смыслов текста. Идея здесь – это эмоционально-обобщающая образная мысль. Она воплощена в тексте всеми словесными средствами выражения содержания. А потому её только очень приблизительно можно сформулировать в виде отвлечённого суждения. В таком случае возможны различные интерпретации текста.

AnimeKit

Знаток

(411)


7 лет назад

Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор
Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой
разговорный, публицистический, художественный
В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному
В разговорном используются различные диалекты и т. д
В официально деловом стиле обычно пишутся документы
Публицистический стиль используется в журналах, газетах
Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д.
Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо
ну вот и всё:)

Егор Карась

Знаток

(270)


6 лет назад

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль – что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? – о том, что в то время никому хорошо не жилось

саша лопатин

Знаток

(273)


6 лет назад

Тема текста определяется по названию
Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор
Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой
разговорный, публицистический, художественный
В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному
В разговорном используются различные диалекты и т. д
В официально деловом стиле обычно пишутся документы
Публицистический стиль используется в журналах, газетах
Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д.
Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо
ну вот и всё:)

Диана Амирова Дамировна

Знаток

(289)


6 лет назад

Чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль – что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? – о том, что в то время никому хорошо не жилось

Ольга Салдаева

Знаток

(367)


6 лет назад

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль – что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? – о том, что в то время никому хорошо не жилось
Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор
Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой
разговорный, публицистический, художественный
В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному
В разговорном используются различные диалекты и т. д
В официально деловом стиле обычно пишутся документы
Публицистический стиль используется в журналах, газетах
Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д.
Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо
Легко и просто, возьми и подумай.

Ами Такаева

Ученик

(162)


6 лет назад

1. М. Ю. Лермонтов. 14.10.1814 – 27.07.1841. Стихотворение “Тучи ”
2. 1840 г.
3. Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже “изгнанниками”. Обращение к тучам нежное — “тучки”, а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — “Тучи”. Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север”. Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического героя, его бесконечное одиночество.
5. Написанное в период ссылки, стихотворение, конечно, отражает грустные раздумья поэта о своей участи. Но передает он их через образ тучек, вечно скитающихся по свету. И снова оттолкнувшись от описания туч, применив сравнение их с «цепью жемчужной» , назвав их «вечными странниками» , поэт в основном рассуждает о своем сходстве и различии с ними. Вторая строфа – гамма вопросов, возможных причин скитания, изгнания. Самая страшная – «друзей клевета ядовитая» , это подчеркнуто последним месторасположением вопроса и таким резким эпитетом «ядовитая» , поставленным в позицию рифмы («открытая» – «ядовитая») , следовательно, под логическое ударение. Все вопросы относятся к миру людей, и хотя Лермонтов олицетворяет природу, он отказывается от сравнения себя с тучами ярким «нет» , стоящим в начале третьей строфы. Дважды повторяя слово «чужды» , он показывает самое главное различие между ними – это чувство родины. Поэт любит свою «милую» родину и глубоко переживает изгнание.

Тоска и смятение, печаль и одиночество — частые гости в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вот и стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Человеку тяжело жить вдали от родного края, тем более если он — поэт. Вот почему такой глубокой грустью наполнены воспоминания героя о любимом севере. Не по доброй воле он покинул родину, стал изгнанником. Что же послужило тому причиной? Этот же вопрос задает он и тучам:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Горечью и скрытым гневом наполнены слова поэта. Видно, что его судьбу изменили несправедливость и ложь, зависть и злоба. Но не имея возможности противостоять решению судьбы, герой не собирается смиряться внутренне, в душе он горд и независим, хотя и бесконечно одинок. Что же могут ответить изгнаннику тучи? Безмолвно проплывают они по небу, не зная куда, не ведая откуда:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.. .

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анна Минеева

Ученик

(113)


6 лет назад

что бы определить тему надо сначала прочитать его понять о чем идет речь что главное описывает человека или лису неважно выбрать из текста это предложение кторое будет более описывать что то

Задание по литературе для 1 класса Как определять главную мысль произведения?

Главная мысль любого литературного произведения чаще всего находится в самом конце, хотя часто отдельные важные мысли произведения встречаются и в его начале или середине.

Главная мысль – это тот вывод который автор хочет донести до читателя. Он показывает последовательное развитие событий и в итоге читатель сам должен понять, что же хотел сказать ему автор. Сделать собственный вывод о том, как следует поступать, а как поступать не следует.

Как же правильно определить главную мысль?

Как правило она уже лежит на поверхности к концу повествования и ее надо только поймать и сформулировать своими словами. Например: быть хитрым и жадным – это плохо, а помогать другим – это хорошо.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

ЧипИД­ейл
[36.5K]

4 года назад 

Что бы выяснить, чему хотел научить автор своего читателя, то есть определить главную (основную) мысль произведения, придется вдумчиво поработать с текстом. Попробуйте руководствоваться следующими принципами:

  1. При чтении текста внимательно следите за развитием сюжетной линии, и логики событий.
  2. Обратите своё внимание на заголовки, подзаголовки, на ключевые слова и выражения. В них может быть заключена основная идея, правда, не всегда в открытом виде, а высказанная метафорично.
  3. Анализируйте, какие моменты для автора являются важными, что он акцентирует, и на чем заостряет внимание.
  4. Закончив чтение, попытайтесь сформулировать главную мысль прочитанного. Найдите в тексте подтверждения вашему выводу.

Как видим, определение главной мысли произведения — довольно не простая задача. И, я думаю, не каждому первокласснику с первого раза «покорится» это задание. Ведь если пробежать текст «по диагонали» или прочитать его «через строчку», то результата не будет. Тут потребуется усидчивость, внимание и желание.

Odess­itka
[107K]

5 лет назад 

Учимся выделять главную мысль литературного произведения.

Прежде всего следует внимательно прочитать произведение. Обратить внимание на те моменты которые вам нравятся в поступках героев,обратить внимание на то, что вам не понравилось.Заметить, что герои, которые совершают плохие поступки в конце всегда оказываются наказаны тем или иным способом.

Отсюда вытекает главная мысль, поступать надо так, а не иначе. Например надо быть добрым, надо помогать другим, нельзя оставлять друзей в беде и так далее – это главные мысли различных произведений.

Татья­на Нег
[77.6K]

6 лет назад 

Главная мысль, или идея, произведения – это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан. Главная мысль перекликается с темой, но не совпадает с ней. Например, текст о лесе. А идея может быть такой: надо беречь лес.

Подумайте с ребенком, какая мысль волновала автора, когда он писал это произведение, о чем у него болела душа. Это и будет главная мысль.

Вывод. Главная мысль – это мысль (мнение), которую автор хотел донести до читателя.

nasty­a1712
[2.6K]

6 лет назад 

Что бы найти главную мысль в произведение – необходимо задать вопрос о том, что автор хотел донести до читателя? Именно это и будет главной мыслью произведения.

А вообще, для первого класса – как-то слишком. В наше время такое классе в 3-4 изучали

Comra­de
[266]

6 лет назад 

Основная мысль текста или идея- это то, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать.

Для начала надо прочитать текст, можно выделить ключевые слова.

Иногда основная мысль может быть выражена в названии.

Pavel Andre­evich
[5.3K]

5 лет назад 

Для начала стоит внимательно прочитать произведение, понять главных героев и их поступки. Особенно тщательно нужно изучить развязку и завершение – обычно именно там скрыта главная мысль, которую хотел донести автор.

Для того, чтобы определить главную мысль произведения, необходимо изучить действия главных героев и посмотреть, к чему они привели. Как правило, главную мысль можно выразить одной фразой или даже словосочетанием.

Например, в истории про Колобка последний доверился Лисице и был съеден. Таким образом, главная мысль работы – не доверяй незнакомым людям, будь осторожным.

Иногда автор и сам прописывает главную мысль в произведение. Например, в названии или же в последних строках.

Мажит­ов
[22.3K]

4 года назад 

Вопрос интересный, так как не всегда автор выводит мысль напрямую. Однако все же стоит рассмотреть и этот вариант – чаще всего автор подводит итог в конце произведения, в заключении, тогда ее стоит искать там. Иногда главная мысль находится в начале, в таком случае, это, скорее всего, будет какая-то цитата, строчка из стихотворения и так далее. А вот в случае, если мысль явно не выведена, придется подумать и проанализировать все произведение – это самый сложный случай.

moxna­ti
[1.1K]

4 года назад 

Главная мысль- это основа произведения, без которого вряд ли произведение запомнится. Эта мысль вызывает самые яркие эмоции. Поэтому чтобы определить главную мысль, необходимо полностью прочитать книгу, далее уже на оставленных впечатлениях и на том что более выражено сделать анализ!

Знаете ответ?

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами.

Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Тема и основная мысль: связь и различие

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна.

Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе.

Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы.

Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный.

Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации.

Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли.

Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор.

Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/books-education-articles/opredelenie-temy-i-osnovnoj-mysli-teksta

Что такое основная мысль текста и как ее определить

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

  1. Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
  2. Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Основная мысль текста

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

  1. Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.
  2. Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Основная мысль текста

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Основная мысль текста

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Основная мысль текста

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

  1. Следить за течением повествования, развитием событий и логики.
  2. Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.
  3. По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.
  4. Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.
  5. После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

Источник: https://www.syl.ru/article/368256/chto-takoe-osnovnaya-myisl-teksta-i-kak-ee-opredelit

Тема, идея, основная мысль, проблема текста, позиция автора… В чём разница?

Столько терминов, и в заданиях частенько просят найти то один, то другой, то несколько… В чем разница между ними – сейчас, кратко, доступно.

И первым термином для нас является тема текста. Она первая, потому что без нее текстов не бывает, абсолютно любой, даже самый маленький текст имеет тему. О чём басня И. А.

Крылова «Ворона и лисица»? Вы подумаете примерно: «О лисице, которая перехитрила ворону, оказавшуюся падкой на лесть». Или кратко: «Собственно, о вороне и лисице». Верно, замечательно! Это тема басни.

Другой пример – мама у сына спрашивает, что рассказывала учительница в этот день на литературе, а сын отвечает: «Да что-то о Лермонтове». Вот это «что-то о Лермонтове» – тема устной лекции учительницы.

То есть, как понятно из выше приведенных примеров, тема – это то, о чём текст. Она может быть широкой: «М.Ю. Лермонтов», «Творчество М.Ю. Лермонтова» – или узкой: «Юность М.Ю. Лермонтова», «Стихотворение «Парус» М.Ю. Лермонтова» и т.п. (слишком много Лермонтова здесь). Часто тема выносится в заглавие.

Проблема в тексте – это какой-то вопрос, значимый для автора и даже общества. Чтобы ее выделить, надо постараться понять, что в затронутой теме волнует автора, что он хочет обсудить.

Учитывайте, что в тексте может рассматриваться несколько вопросов, но самый главный из них будет являться основной проблемой текста. И да, бывают тексты без проблемы.

Например, понравился писателю осенний лес и в тексте описаны березки, листочки, грибочки, красота природы и ВСЁ (нет рассуждений об увядании и старости или загрязнении окружающей среды или чего-то еще проблемного). На экзаменах беспроблемных текстов не встретится.

Теперь об идее. Она же основная мысль.

Да, в одном задании найти идею и основную мысль вас не попросят, только что-то одно =) Это главная обобщающая мысль текста, можно сказать, это ответ на поставленный автором вопрос.

Это основа авторской позиции. Это то, зачем автор написал текст, что он хотел донести до читателя. В принципе, до 9 класса термины «основная мысль» и «позиция автора» не разделяются.

Из идеи и эмоционально-нравственной оценки того, о чём говорится в тексте, складывается авторская позиция.

Это мнение писателя по поставленной проблеме, раскрывающееся через всю систему речевого произведения (языковые и образные средства).

Позиция автора далеко не всегда явно написана, бывает её нужно искать, через комплексный анализ (однако в текстах на экзаменах она выделяется легко).

Вот и всё на сегодня. Спасибо дочитавшим) Ставьте лайк и подписывайтесь, если интересны мои материалы по русскому языку)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5beaf32cd9e6c600aa2ccfb9/5c153818f3b33900a9e5a48a

Что такое главная тема и мысль текста

В данной статье вы ознакомитесь с тем, что такое главная тема и мысль. Вы научитесь определять и выделять важные детали.

Главная мысль текста это то, что автор хочет донести до читателя. Мысль бывает спрятана в произведении, и чтобы ее понять люди порой читают целую трилогию.

В школе на уроках часто дают задание определить мысль текста, вынести какой – то урок, но этому тоже надо учиться. Чтобы понять, какие чувства вложил автор в свое произведение нужно ознакомиться с биографией автора.

Для полного понимания текста следует прочитать и критические статьи. Не всем дано с первого раза вникать в суть вещей и замечать важные детали. Не нужно расстраиваться и отчаиваться, можно просто перечитать книгу.

Чтобы текст выглядел гармонично и затягивал читателя, авторы используют различные средства выразительности, части речи. Конечно же, больше всего затягивает читателя уникальность текста.

Почти все люди любят классику, а те, кто не любит, уважают. Уважать классику можно за ее неповторимость, раньше не было интернета и развитых технологий, каждый писатель писал по своему и создавал свой особенный стиль.

Правильное построение текста и предложений это залог успешного формирования темы и мысли. Тема текста – это то, что хочет сказать или выразить писатель своим произведением.

Бывает такое, что мы читаем заголовок или эпиграф и даже представить себе не можем как это связано с содержанием, но в последней странице мы откроем для себя всю скрытую суть.

Что нужно, чтобы научиться определять главную мысль текста? Есть несколько простых советов для новичков в этом деле.

Первое, и самое главное – читать вдумчиво и внимательно, обращая внимания на имена героев, на даты, места, ключевые фразы. Можно выписывать главную информацию и цитаты, это полезно для запоминания произведения.

Также нужно обращать внимание на эпиграфы и заголовки, они несут в себе смысловую нагрузку.

Задайте себе вопрос, на чем сконцентрировал внимание автор? Следите за описанием деталей. Иногда писатель может высказывать об обыденных вещах непонятные мысли, но это только первоначально.

После каждой главы пересказывайте прочитанное, таки образом в голове происходит анализ. Очень полезно порассуждать о произведении с друзьями, которые также его читали, только в споре рождается истина, значит можно и поспорить о написанном.

Чтобы подойти к анализу произведения серьезно, нужно понять стиль, речевые обороты, язык автора.

Чтобы обратить внимание на читателя в тексте должны быть повторы, нужно их запоминать или выписывать, все самое главное в деталях.

В работах классиков: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова мысль текста заключена в названии. Из названия “Война и Мир” мы уже можем представить о чем будет идти речь.

Конечно глубина мысли – это война среди классов, но и поверхностное восприятие нас не подвело.

“Преступление и наказание” – название, говорящее за себя. Да, за преступление Раскольников получила наказание, но не физическое, а больше моральное.

В романе “Мастер и Маргарита” рассказывается не только о жизни Мастера с Маргаритой, но и о демонах Маргариты и Рассказе Мастера. В каждом названии есть ключ к разгадке главной мысли.

Но чтобы понять ее, нужно приложить не мало усилий. Давайте ознакомимся и с тем, что такое средства выразительности, и зачем они нужны. Существует несколько типов средств выразительности:

  • Синтаксические
  •  Фонетические
  •  Лексические

К фонетике относится анафора и эпифора, они используются в стихотворениях, для передачи звуков, или музыки. Тропы – это слова и фразы в переносном значении, они заставляют задуматься и создают образы. К тропам относится:

  • Олицетворение – когда неживые предметы или явления наделяются признаками живых существ
  • Метафора – переносное значение
  •  Гипербола – сильное преувеличение, несвойственное предмету, противоположность гиперболе – литота, это преуменьшение

Также в литературе есть стилистические фигуры, такие как градация (расположение схожих по смыслу слов в порядке убывание или увеличения важности), оксюморон (намеренное слияние противоречий), риторические вопросы (используются для усиления мысли или чтобы заставить читателя задуматься).

Чтобы разобраться во всех литературных приемах и стилях потребуется много времени, но после этого вы будете настоящим профессионалом и смело сможете рассуждать о произведениях, выделять главную мысль и тему текста.

Это поможет в написании собственных статей или произведений, расширит кругозор и в целом будет полезно для общего развития.

Желаем вам удачи в постижении новых вершин и расширении границ познания. Каждому по силам понимать литературу.

Источник: https://web-informs.ru/chto-takoe-glavnaya-tema-i-mysl-teksta/

Что такое тема произведения? Это определение его содержания. Между темой и идеей каждого литературного произведения существует неразрывная логическая связь.

Что такое тема произведения?

Если поднимать вопрос темы произведения, то интуитивно каждый человек понимает, что это такое. Вот только объясняет со своей точки зрения.

Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста. Вот с этой основой и возникает больше всего трудностей, ведь невозможно определить ее однозначно. Кто-то считает, что тема произведения – это проблемы, которые там описаны, так называемый жизненный материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти.

Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления личности, моральных принципов или конфликт хороших и плохих поступков.

Еще темой может выступать словесная основа. Конечно, редко можно встретить произведения о словах, но речь здесь не об этом. Существуют тексты, в которых игра слов выходит на передний план. Достаточно вспомнить работу В. Хлебникова «Перевертень». Его стих имеет одну особенность – слова в строке читаются одинаково в обоих направлениях. Но если спросить читателя о чем, собственно был стих, он вряд ли ответит что-то вразумительное. Так как основная изюминка этой работы это строки, которые можно читать как слева направо, так и справа налево.

Тема произведения – это многоаспектная составляющая, и ученые относительно нее выдвигают то одну, то другую гипотезу. Если говорить о чем-то универсальном, то тема литературного произведения – это «фундамент» текста. То есть, как сказал когда-то Борис Томашевский: «Тема – это обобщение основных, значимых элементов».

тема произведения это

Что такое идея?

Если у текста есть тема, значит должна быть и идея. Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю.

Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то или иное творение.

Когда автор полностью погружается в тему своего текста, по-настоящему чувствует его и проникается проблемами героев, тогда рождается идея – духовное содержание, без которого страница книги всего лишь набор черточек и кружочков.

тема литературного произведения

Учимся находить

Для примера можно привести небольшую историю и попробовать найти ее основную тему и идею:

  • Осенний ливень не сулил ничего хорошего, особенно поздней ночью. Об этом знали все жители маленького городка, поэтому в домах уже давно погас свет. Во всех, кроме одного. Это был старинный особняк на холме за чертой города, который использовался как детский дом. В этот жуткий ливень на пороге здания воспитательница нашла младенца, потому в доме стояла жуткая суматоха: накормить, искупать, переодеть и, конечно же, рассказать сказку – ведь это основная традиция старого детского дома. И если бы кто-то из жителей города знал, насколько благодарным окажется ребенок, которого нашли на пороге, они бы ответили на негромкий стук в дверь, что прозвучал в каждом доме, в тот ужасный дождливый вечер.

В этом маленьком отрывке можно выделить две темы: брошенные дети и детский дом. По сути это основные факты, которые заставили автора создать текст. Дальше можно проследить, что появляются вводные элементы: подкидыш, традиция и жуткая гроза, которая заставила всех жителей города запереться в домах и погасить свет. Почему автор говорит именно о них? Эти вводные описания и будут основной идеей отрывка. Их можно обобщить, сказав, что в автор говорит проблеме милосердия или бескорыстия. Одним словом пытается донести каждому читателю, что в независимости от погодных условий нужно оставаться человеком.

что такое тема произведения

Чем тема отличается от идеи?

Тема имеет два отличия. Во-первых, она определяет смысл (основное содержание) текста. Во-вторых, тему можно раскрыть как в больших произведениях, так и в маленьких новеллах. Идея, в свою очередь, показывает основную цель и задачу писателя. Если посмотреть на представленный отрывок, то можно сказать, что идея – это основной посыл от автора читателю.

Определить тему произведения не всегда бывает просто, но подобный навык пригодится не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Именно с его помощью можно будет научиться понимать людей и радоваться приятному общению.

Добавить комментарий