Как найти основные образы в стихотворении

Образ
— это любое явление, творчески воссозданное
в произведении. Образ создается при
активном участии воображения автора и
читателя. Он обобщает действи­тельность,
раскрывая в единичном закономерное,
веч­ное, концентрирует существенные
для автора стороны жизни. При этом образ
нагляден, он стремится сохра­нить
чувственную целостность и неповторимость
вос­созданного явления. Образ способен
объяснять не­известное известным или
известное неизвестным, он может как
облегчать, так и затруднять восприятие
предмета, преображать вещь, превращать
ее в нечто иное: сложное в простое,
простое в сложное. Образ мо­жет выходить
за рамки одного произведения:


образы-мотивы
повторяются в нескольких про­изведениях
одного или нескольких авторов (на­пример,
образ метели);

— образ-топос
представляет «общее место», харак­терное
для целой культуры данного периода или
данной нации (например, образ дороги,
мира как театра);


образы-архетипы
являются наиболее устойчи­выми схемами
или формулами человеческого воображения
(таковы Дон-Жуан и Гамлет).

Образ
достраивается в сознании читателя через
дета­ли и подробности, описывающие
явление. Надо уметь выделить слова,
которые прямо указывают на образ (море,
ночь, лес), и слова, которые этот образ
довоссоз-дают в читательском воображении
(шелестит, изум­рудный, нежный). В
стихотворении, как правило, можно
выделить несколько образов. Они всегда
взаи­мосвязаны. При анализе стихотворения
часто бывает важно выделить ключевой
образ и образ-символ.

Поэт-мыслитель
Ф. И. Тютчев, стремясь запечат­леть
свое раздумье о величии и одновременно
ничтожестве человека, обращается к
образу птицы, рисует ее свободный полет:

С
поляны коршун поднялся,

Высоко
к небу он взвился;

Все
выше, дале вьется он

И
вот ушел за небосклон.

Поэт
не спешит отвести взор от коршуна, он
любу­ется его стремительным полетом.
Зарисовка стано­вится зримой благодаря
контрастно обозначенному пространству:
«поляна» — «небо» и «небосклон», точным
словам, смысловой вектор которых
направ­лен вверх («высоко», «все выше»,
«дале»), нагнета­нию глаголов действия:
«поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».

Заключительный
катрен стихотворения Тютчева — это
осмысление темы человека, который,
обладая стремлением к горнему, обречен
влачить свою жизнь в суетном и скорбном
мире:

Природа-мать
ему дала

Два
мощных, два живых крыла —

А
я здесь в поте и в пыли,

Я,
царь земли, прирос к земли!..

Поэтическая
образность создается за счет разной
соотнесенности образов. Так, соотнесены
по ассоци­ации небо, небосклон — два
мощных, два живых крыла; пот — пыль.
Возможно и контрастное взаи­модействие
образов: небо, небосклон, крылья —
поляна, земля; я — коршун. По сходству
соотнесены образы поляна — земля; по
смежности — пыль — земля. Образы могут
соотноситься по умозаключению: я — царь
земли.

При
анализе образного строя стихотворения
следу­ет обращать внимание на следующие
аспекты:

— образы,
связанные с цветовой палитрой:

Фиолетовые
руки

На
эмалевой стене

Полусонно
чертят звуки

В
звонко-звучной тишине.

(В.
Я. Брюсов)

— освещение,
воссозданное художественными сред­

ствами:

А
внизу подо мною уж ночь наступила,

ночь
наступила для уснувшей Земли,

Для
меня же блистало дневное светило,

Огневое
светило догорало вдали.

(К.
Д. Бальмонт)

— звуковые
образы:

Нежно
под трепетом ангельских крыл

Звонят
кресты безымянных могил.

(С.
А. Есенин)

— зрительные
впечатления:

Пригорок
Пушкино горбил

Акуловой
горою, а низ горы —

деревней
был, кривился крыш

корою.

(В.
В. Маяковский)

— передача
запахов средствами художественного

слова:

Свеж
и душист твой роскошный венок,

Всех
в нем цветов благовония слышны,

Кудри
твои так обильны и пышны,

Свеж
и душист твой роскошный венок.

(А.
А. Фет)


воспроизведение
ощущений:

В
небесах торжественно и чудно!

Спит
земля в сиянье голубом…

Что
же мне так больно и так трудно?

Жду
ль чего? жалею ли о чем?

(М.
Ю. Лермонтов)

— образные
ассоциации:

Где,
как обугленные груши,

С
деревьев тысячи грачей

Сорвутся
в лужи и обрушат

Сухую
грусть на дно очей.

(Б.
Л. Пастернак)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

План анализа

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:

«Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят»

При анализе самое главное — придерживаться плана, схемы. Важно не упустить нужные детали при разборе стиха. Целостный, подробный или примерный анализ стихотворного текста пишется произвольно, как сочинение, постепенно добавляя информацию и собственное мнение. План можно разделить на несколько пунктов:

  • Дата написания, автор;
  • Название стихотворения, тема и идея;
  • Сюжет;
  • Композиция стихотворения;
  • Разбор образов, их характеристика;
  • Художественные средства, к которым прибегнул автор;
  • Рифма;
  • Стихотворный размер;
  • Тропы;
  • Фигуры;
  • Вывод, собственное отношение к произведению;

Дата написания и автор

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист.

Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта.

В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.

Название, тема и идея

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

В названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:

  • Баллада — драматическая песня;
  • Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
  • Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
  • Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
  • Послание — обращение к конкретному адресату;
  • Сонет — четырнадцать строк;
  • Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
  • Басня — короткий рассказ в стихах;
  • Белый стих — стих без рифмы;
  • Романс — о любви;

Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.

Сюжет, композиция и разбор образов

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.

В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод. При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).

Художественные средства

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры:

  • «Слышу трепет крыл …
  • Бьёт в меня светящими очами
  • Ангел бури — Азраил!»
  • «Стерегите, злые звери,
  • Чтобы ангелам самим
  • Не поднять меня крылами ,
  • Не вскружить меня хвалами…»
  • «Я укрыт до времени в приделе,
  • Но растут великие крыла»

Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:

  • Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
  • Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
  • Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
  • Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
  • Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.

Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.

Поэтическая рифма

Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:

  • Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
  • Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
  • Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
  • Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.

Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:

  • Составная (два или более слова);
  • Усечённая: Свищет вполголоса арии, Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре, Вольная птица она! Детски балуется с локоном, Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам, Смотрит на радужный хлам;
  • Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
  • Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
  • Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь;
  • Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

План анализа стихотворения

В первую очередь смотрим на название произведения, и кто его написал.

Изучаем историю написания произведения,

в какой период было написано, известен ли повод написания, кому именно было посвящено, есть ли конкретные прототипы у литературных героев.

Исследуется, насколько важным является это стихотворение в творчестве поэта, насколько значимым является среди его произведений, а также среди подобных творений с похожим сюжетом и структурой.

Тема литературного произведения.

Устанавливается основная тема произведения, чему она посвящена.При принадлежности автора к какой-либо литературной группировке назвать примеры, доказывающие это, подтвердить цитатами из текста. Тематика может быть довольно разнообразной: это и пейзаж, и довольно распространенная любовно-интимная, и общественно-политическая, и философская. Стихотворения могут быть написаны как с использованием сюжетной линии(образы событий), так и без нее(образы чувств);

Установление художественных средств, используемых автором.

В зависимости от предпочтений автора, используемая лексика может быть разной: бытовой(повседневной), с использованием архаизмов, публицистическая, литературная.

Композиция.

Довольно важное значение имеет композиция. Для ее полного рассмотрения следует:

  • – установить основное чувство, ощущение, душевное состояние, сказавшееся в лироэпическом работе;
  • -установить согласованность композиционного построения, подчиненность формулированию определенной идеи;
  • -уяснить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении(существующий конфликт главного персонажа с собой, его внутренняя несвобода);
  • -установить, какая именно жизненная ситуация могла вызвать эти переживания;
  • -установить эмоциональный рисунок лироэпического произведения, определить ключевые части стиха;

Далее следует установить, как соотносится примененное деление на строфы произведения с его смыслом, противопоставляются ли они между собой. Что представляет собой строфа в тексте-законченную мысль, или же продолжает общую мысль стихотворения. Насколько раскрывается мысль стихотворения в последней строфе, содержится ли в ней какой-либо вывод.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Что мы узнали?

Стихотворение имеет следующую структуру: художественные средства (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические); система стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая); стихотворный размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест); рифма (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая); рифмовка (смежная, перекрестная, кольцевая); строфика (дистих, терцина, катрен, пятистишие, секстина, септина, октава, нона, десятистишие, сонет).

Поэтический образ: определение, особенности

Поэтический образ — вербальная форма, в которой поэт (шире — художник) воплотил воспринятые им события, объекты, процессы, явления потока жизни, значимые для его сознания. Поэтический образ 1) раскрывает суть описываемого, закрепляя его в некоторой словесной «картинке», обладающей способностью к визуализации при восприятии; 2) фиксирует эмоциональный, чувственный и интеллектуальный облик значимых для автора событий реального или воображаемого мира.

Под «словесной картинкой» следует понимать не статичное одиночное «изображение», но «кадр» в череде подобных «кадров» (визуализация «увиденного» автором в форме поэтического образа не тождественна приёмам визуальной поэзии как искусства). Реалия, пусть и узнаваемая не без труда, никогда не исчезает в поэтическом образе окончательно.

Он связан и с действительностью, и с авторским сознанием, служит одним из средств познания и в определенном смысле подобен 1) модели как образцу, представителю, отображающей структуре во внехудожественных отраслях познания, 2) понятию как словесному представлению о явлении. Он возникает в стихотворении как идеальном дискурсе благодаря соединению значений отдельных поэтических слов в словосочетаниях и более крупных синтаксических единицах. Расположение поэтических слов в речевом потоке имеет характер инварианта, их смена ведёт к разрушению поэтического образа.

Колоссальное влияние на отечественную и мировую теорию поэтического образа оказало учение А. Потебни, для которого образ есть внутренняя форма (слова, сочетания слов, художественного произведения в целом).

Основные его характеристики таковы:

  • поэтический образ есть эстетический феномен, возбуждающий чувственное восприятие;
  • он конкретен, пластичен, поскольку, как бы скрупулезно ни воссоздавал бы автор свое умозрение в тексте, читатель всё равно способен домыслить, «достроить» изображение, исходя из собственного опыта;
  • он есть посредник между 1) внешними явлениями, одинаково посторонними и автору-человеку, и читателю, 2) их проекцией на творящее сознание, 3) воспринимающим сознанием и 4) тем мыслимым самим автором объектом преображения, который нуждается в предметной расшифровке (образ свободы, образ моря, образ женщины и другие);
  • поэтический образ есть способ воплощения предметно-понятийного мира автора. Он включает в себя предметную и мыслимую (воображаемую) реальность. Наличие обоих компонентов и способ их соединения определяют структуру поэтического образа.

Уже в начале XX в. был ясен один из путей развития «безобразного» поэтического искусства — «отвлечённость» (В. Я. Брюсов), ближе всего к которой оказался постмодернизм. В XIX столетии противопоставлялись «поэзия чувства» и «поэзия мысли»; XX век закончился на преобладании второй тенденции, формально выразившейся, в частности, в отказе поэтов от построения изобразительных рядов.

Источник: Поэтический словарь. — М.: ЛУч, 2008

Изменение форм художественного изображения

По ходу того, как меняется человечество, так происходят изменения в изображении действительности. Существует разница между тем, какой художественный образ был 200 лет назад, и какой он сейчас. В эпоху реализма, сентиментализма, романтизма, модернизма авторы по-разному отображали мир. Действительность и вымысел, реальность и идеал, общее и индивидуальное, рациональное и эмоциональное — все это менялось в ходе развития искусства. В эпоху классицизма писатели выдвигали на первый план борьбу чувств и долга. Часто герои выбирали долг и жертвовали личным счастьем во имя общественных интересов. В эпоху романтизма появились герои-бунтари, которые отвергали общество или оно их.

Реализм внес в литературу рациональное познание мира, научил выявлять причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Модернизм призвал писателей познавать мир и человека иррациональными средствами: вдохновением, интуицией, озарением. У реалистов во главе всего стоит человек и его отношения с окружающим миром. Романтики заинтересованы во внутреннем мире своих героев.

Читателей и слушателей тоже можно назвать каким-то образом сотворцами литературных образов, потому что важно их восприятие. В идеале читатель не просто пассивно стоит в стороне, а пропускает образ через свои собственные ощущения, мысли и эмоции. У читателей различных эпох открываются совсем другие стороны того, какой художественный образ изобразил писатель.

средства художественного образа

Что такое художественный образ

Отечественное литературоведение заимствовало слово «образ» из киево-церковной лексики. Оно имеет значение — лицо, щека, а переносный его смысл — картина. Но нам важно проанализировать, что такое художественный образ. Под ним имеют в виду конкретную, а иногда обобщенную картину жизни людей, которая несет эстетическое значение и создается с помощью вымысла. Элемент или часть литературного творения, обладающий самостоятельной жизнью — вот, что такое художественный образ.

Такой образ называется художественным не потому, что идентичен реальным предметам и явлениям. Просто автор преобразует действительность с помощью своей фантазии. Задача художественного образа в литературе не просто копировать действительность, а передавать самое важное и существенное.

Так, Достоевский в уста одного из своих героев вложил слова о том, что по фотографии редко можно узнать человека, потому что лицо не всегда говорит о самых важных чертах характера. По фотографиям Наполеон, например, некоторым кажется глупым. Задача писателя — показать в лице и характере самое главное, специфическое. Создавая литературный образ, автор словами отображает человеческие характеры, предметы, явления в индивидуальной форме. Под образом литературоведы подразумевают следующее:

  1. Персонажей художественного произведения, героев, действующих лиц и их характеры.
  2. Изображение действительности в конкретной форме, с помощью словесных образов и тропов.

Каждый образ, созданный писателем, несет собой особую эмоциональность, оригинальность, ассоциативность и емкость.

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Деление литературных изображений по характеру обобщенности

Неповторимостью и самобытностью характеризуются индивидуальные образы. Они придуманы воображением самого автора. Индивидуальные образы применяют романтики и писатели-фантасты. В произведении Гюго «Собор Парижской Богоматери» читатели могут видеть необычного Квазимодо. Индивидуальным является Волан в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», Демон в одноименном произведении Лермонтова.

Обобщающим образом, противополжным индивидуальному, является характерный. Он содержит в себе характеры и нравы, имеющиеся у людей определенной эпохи. Таким являются литературные герои Достоевского в «Братьях Карамазовых», «Преступлении и наказании», в пьесах Островского, в «Сагах о Форсайтах» Голсуорси.

Высшей ступенью характерных персонажей являются типичные образы. Они были самыми вероятными для той или иной эпохи. Именно типичные герои встречаются чаще всего в реалистическойой литературе XIX века. Это отец Горио и Гобсек Бальзака, Платон Каратаев и Анна Каренина Толстого, мадам Бовари Флобера. Порой создание художественного образа предназначено для того, чтобы запечатлеть социально-исторические признаки эпохи, общечеловеческие черты характера. В перечень таких вечных образов можно занести Дон Кихота, Дон Жуана, Гамлета, Обломова, Тартюфа.

Из рамок индивидуальных персонажей выходят образы-мотивы. Они постоянно повторяются в тематике произведений какого-то автора. В качестве примера можно привести «деревенскую Русь» у Есенина или «Прекрасную Даму» у Блока.

Типичные образы, встречаемые не только в литературе отдельных писателей, но и наций, эпох, называют топосом. Такие русские писатели как Гоголь, Пушкин, Зощенко, Платонов использовали в своих сочинениях топосный образ «маленького человека».

Общечеловеческий образ, который бессознательно передается от поколения к поколению, называется архетипом. К нему относят мифологических персонажей.

М. Ю. Лермонтов. Парус. (Морской вид с парусной лодкой.) 1828 - 1831. Рисунок поэта.
М. Ю. Лермонтов. Парус. (Морской вид с парусной лодкой.) 1828 – 1831. Рисунок поэта.

Художественный образ – любое явление, герой, воссозданные в художественном произведении.

Приведем примеры художественных образов.

Образ паруса в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус». Когда мы читаем стихотворение Лермонтова “Парус”, перед нами возникает образ человеческой души, одинокой, находящейся в вечном поиске, противоречивой, но исполненной чистых, возвышенных стремлений. В стихотворении использован образ-символ (или прием развернутой метафоры, или прием психологического параллелизма).

ПАРУС

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

1832

Образ Петербурга. К образу Петербурга обращались многие писатели и поэты: А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник», Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» и других петербургских повестях, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», А. Белый в романе «Петербург», А. А. Ахматова в «Стихах о Петербурге» и поэме «Реквием», О. Э. Мандельштам в стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» и другие авторы.

Образ России. Образ Руси, России предстает в ряде произведений, среди которых, например, «Слово о полку Игореве», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад», поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения М. Ю. Лермонтова («Родина»), А. А. Блока («Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», «Русь»), С. А. Есенина («Гой ты, Русь моя родная!..», «Запели тесаные дроги…», «Русь Советская», «Русь», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»).

Запели тесаные дроги
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка,
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

1916

Образ «лишнего человека». Тип героя – “лишнего человека”воплощают образы Александра Андреевича Чацкого (комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»), Евгения Онегина (роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), Григория Александровича Печорина (роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»), Ильи Ильича Обломова (роман И. А. Гончарова «Обломов»).

Образ «маленького человека». Тип героя – “маленького человека” представлен образами бедных чиновников Евгения (поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»), Акакия Акакиевича Башмачкина (повесть Н. В. Гоголя «Шинель»), Мармеладова (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»), чиновника Червякова (рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника»), Желткова (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет»); военных, близких к народу: штабс-капитана Максима Максимыча (роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»), капитана Тимохина, капитана Тушина (роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»); героев-праведников: Матрены Васильевны Григорьевой (рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор»), Чудика (рассказ В. М. Шукшина «Чудик»), Юшки (рассказ А. П. Платонова «Юшка») и других героев.

Каковы отличительные черты художественного образа?

1. Художественный образ обобщает действительность, воплощает в единичном общее, вечное.

Примеры собирательных образов героев – сатирические образы чиновников и помещиков в творчестве Н. В. Гоголя (комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель»), образ талантливого мастера из народа в повести Н. С. Лескова «Левша», образ дельца господина из Сан-Франциско в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», образ «русского труженика-солдата» в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», образ военного шофера Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека», образы старух-праведниц в «деревенской прозе» («Матренин двор» А. И. Солженицына, «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина).

С помощью приема художественного обобщения созданы образ уездного города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», губернского города в его поэме «Мертвые души», города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза», провинциальных городов в рассказах А. П. Чехова «Человек в футляре», «Ионыч».

Может быть использован и прием расширения смысла. Примеры использования этого приема – мотив дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (писатель говорит о кривых дорогах, которыми ходит человечество, проблематика произведения нравственная), образ парохода «Атлантида» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (обреченной на гибель капиталистической цивилизации), образ сибирской деревни Матёры, которая должна быть затоплена при возведении плотины для Ангарской ГЭС в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» (измененный образ всемирного потопа, образ града Китежа: праведники предпочитают гибель существованию в неправедном мире).

2. Художественный образ создается с помощью вымысла, является вымышленным, условным.

Историческая личность в художественном произведении изображается согласно авторской трактовке образа, при этом выражена авторская оценка. Противоречивым можно назвать образ Емельяна Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка: с одной стороны, это преступник, «злодей», выбравший ложный путь насилия, жестоко расправляющийся с теми, кто отказывается ему присягать, например с капитаном Мироновым, с другой – сильная, широкая, поэтическая натура, персонаж, помнящий добро, держащий слово и помогающий Гриневу в безвыходной ситуации – тогда, когда оренбургский генерал отказывает главному герою в помощи.

Неоднозначен и образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»: с одной стороны, Петр – царь-преобразователь, прорубивший окно в Европу, основавший прекрасный город Санкт-Петербург, с другой – олицетворение жесткой государственной власти (Петр взнуздал Россию, как коня: «Не так ли ты над самой бездной на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?»), государственной необходимости, не учитывающей интересы маленьких людей, разрушающей их судьбы.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» противопоставлены образы Наполеона, отрицательного героя, индивидуалиста, выбравшего путь насилия, и Кутузова, положительного героя, забывающего о личных интересах и заботящегося о людях. Писатель выражает нравственную идею: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

3. Художественный образ является частью искусства, имеет эстетическое значение (художественное, связанное с творчеством).

Художественный образ, созданный писателем, можно отнести к одной из эстетических категорий – трагическому, комическому, прекрасному. Так, трагическое начало свойственно образам Евгения Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», Родиона Раскольникова, героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», комическое (а именно – сатирическое) – многим персонажам Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова. Прекрасны образ лирической героини стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), образ Руси-рая в стихотворении С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!..».

4. Художественному образу свойственны многогранность, неисчерпаемость.

Авторы литературных произведений поднимают проблемы, но не решают их полностью; читатель наполняет художественный образ своими мыслями и чувствами, становится соавтором.

Так, сложен, противоречив образ Григория Печорина, главного персонажа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин – и играющий жизнями людей, разрушающий людские судьбы и тем самым пытающийся развеять свою скуку эгоист, и незаурядно мыслящая, страдающая, судящая себя личность, ищущая смысл жизни, человек действия, пытающийся реализовать себя в «эпоху безвременья» (спада общественной мысли после подавления восстания декабристов, во время правления Николая I).

Далеко не однозначен образ странника Луки – героя драмы М. Горького «На дне»: по замыслу автора, Лука – отрицательный персонаж, уводящий других действующих лиц от жестокой правды жизни, пытающийся успокоить их, усыпить их сознание своими проповедями, лгущий во спасение – подобно тому, как это делается в несправедливо устроенном буржуазном обществе. (Жизненные взгляды создателя пьесы, близкие социалистическим идеям, выражает другой герой – Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… правда – бог свободного человека!», «Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…», «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью … уважать надо!») Тем не менее, с позиции современного читателя Лука – персонаж положительный: старик видит в опустившихся, потерявших свое имя ночлежниках прежде всего людей, способен к состраданию, милосердию. Поставленный автором в драме вопрос о том, что важнее – правда или сострадание, неправомерен: и то, и другое должно присутствовать в жизни.

Существуют различные трактовки появления образа Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать», посвященной событиям Октябрьской революции 1917 г., единого мнения литературоведов на этот счет нет: появление Христа свидетельствует об исключительной, еще не осознаваемой людьми важности события, революцию можно сравнить со страшным судом, красноармейцы совершают убийство Катьки, стреляют в невидимого за вьюгой Христа, отрицая нравственные основы, но не перестают быть «бедными», подобными детям, вызывать жалость, потому что не ведают, что творят, и Христос пришел спасти этих грешников…

5. Наконец, художественный образ существует по своим внутренним законам.

Например, по воспоминаниям современников, А. С. Пушкин говорил о своей героине Татьяне Лариной так:

Вообрази, какую шутку выкинула со мной Татьяна: замуж вышла. (…) Моя Татьяна поразила меня: она отказала Онегину.

Таким образом, внутренняя логика художественного образа подчиняет себе авторский вымысел.

Теоретико-литературные понятия “художественный образ”, “собирательный образ” можно использовать в задании 12 “для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения”.

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте “Нравится”, подписывайтесь на канал!

Добавить комментарий