Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.
Чтобы понять, что такое основа слова в русском языке, выясним, из каких морфем она складывается и что выражает.
Какие морфемы составляют основу слова?
Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как в русском языке от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.
Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.
В морфемном составе слова можно указать
- приставку (пригород, подтекст);
- корень (товарищ, дом);
- суффикс (болотный, ясно)
- окончание (роща, веселый);
- постфикс (улыбаться, кто-то)
Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.
В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:
Определение
Основа слова — это неизменяемая часть слова, в которой выражено его лексическое значение.
Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:
- озеро, у озера, озером (падеж);
- гора — горы (число);
- пою, поём, поёте (лицо и число);
- шел , шла, шло, шли (род и число).
В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:
- подумать — подумал;
- гулять — гуляя;
- прослушать — прослушав;
- думать — думающий;
- указать — указавший;
- составить — составленный;
- умыть — умытый;
- громкий — громче;
- тихий — тишайший
и пр.
Как найти основу слова?
У ряда слов основа может быть прерывистой.
Прерывистую основу имеют
1. некоторые возвратные глаголы
- проснуться
- улыбаешься
2. неопределенные местоимения
- какой—либо
3. сложные существительные
- поиск счета—фактуры
- цвет дивана—кровати
4. сложные числительные
- пятидесяти
- восьмьюстами
Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:
- определим часть речи;
- выясним, изменяется слово или нет;
- у изменяемого слова выделим окончание (изменим слово по падежам, числам, родам, лицам);
- у неизменяемых форм слов (деепричастий, форм сравнительной степени прилагательных и наречий) выясним формообразующие суффиксы;
- в основу слова включим все морфемы, кроме окончаний и формообразующих суффиксов.
Таблица
Что входит в состав основы | Примеры |
Суффикс – один или несколько | правдивый, правдивость |
Приставка | подтекст, побелить |
Сочетание приставок и суффиксов | отпечаток, по-летнему |
Приставка, корень, суффикс и постфикс | выровняться |
Примеры
Покрасить (что сделать?) — это глагол в неопределенной форме. Морфема -ть является окончанием (покрасим, покрасите).
Основа покраси-.
Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:
- бессильная
- бессильное;
- бессильные
Основа бессильн-.
Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.
Все слово является основой.
Производная и непроизводная основа слова
В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:
- голова
- гром
- земля
- правый
Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.
Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.
Понаблюдаем:
- веселый → весельчак
- дом → домашний;
- крепкий → крепить → укрепить → укрепление.
Производная основа включает
а) приставку и корень:
- дед → прадед;
- мрак → сумрак;
б) корень и суффикс:
- река → речной;
- аптека → аптекарь;
в) приставку, корень и суффикс:
- верх → вверху;
- школа → пришкольный;
г) приставку, корень, суффикс, постфикс:
- думать → одуматься;
- улыбаться → заулыбаться.
Вывод
Понаблюдав за морфемным составом производной основы, сделаем вывод, что новые слова образуются от непроизводных и производных основ.
Что такое производящая основа?
Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.
Непроизводная основа слова «вода» является производящей для слов:
- вода → водный;
- вода → водяной.
В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов:
- водяной → водянистый;
- бездарный → бездарь ;
- дедушка → дедушкин.
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 39
Основа слова
- 1. Понятие основы слова
- 2. Основа у изменяемых и неизменяемых слов
- 3. Производящая, производная и непроизводная основа
п.1. Понятие основы слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
Кошка, привлекательный, смотришь, первая, акула.
слово – окончание = основа
При образовании форм слова не меняется его основа. В основу входят морфемы, из значений которых складывается его лексическое значение.
п.2. Основа у изменяемых и неизменяемых слов
У изменяемых слов основа – это часть слова без морфем, образующих формы слов. Чтобы выделить основу, нужно найти и отделить от слова:
1) окончания: мячик– , мячик–а; забавн–ый, забавн–ого; посмотр–ю, посмотр–ят;
2) формообразующие суффиксы: прочита–л– , прочита–ть, нес–ти.
У неизменяемых слов нет окончаний, поэтому основа равна всему слову: сегодня, неожиданно, дважды.
п.3. Производящая, производная и непроизводная основа
Есть непроизводная, производящая (исходная) и производная основы.
Основа, от которой образовано новое слово, – производящая.
Та основа, которая образована, – производная.
Если основа состоит только из одного корня (как у существительных сестра, тополь , стол , платье, у прилагательных слепой, синий, тонкий и глаголов ползти, стеречь ) или из корня и суффикса (как у глаголов бегать, играть), то такая основа, как правило, непроизводная.
Обновлено: 17.05.2023
1)как найти в слове окончание и основу? почему важно с начало определить ,изменяется ли слово?
2)каков порядок действий при выделении корня
3)вспомните порядок морфемного разбора слова. приведите пример
4)какие три группы делятся орфограммы -безударные гласные корня? чем они различаются?
5)каким правилам подченяется написание неизменяемых и изменяемых приставок? в каких приставках написание гласной буквы зависит от значения приставки? сформулируйте правила
1. сначала ищем окончание, а для этого нужно посмотреть изменяется ли слово. это важно определить сначала, чтобы потом не допустить ошибки в дальнейшем разборе.
2. при выделении корня, нужно определить какое самое коротокое однокоренное слово можно подобрать и , исходя из этого, выделить корень.
3. морфемный разбор слова- окончание, основа, корень, приставка, суффикс
Это важно определять при выполнении морфемного разбора слова (разбора по составу). А важно для того, чтобы правильно решить вопрос о наличии или отсутствии окончания и так же правильно указать основу слова.
Если слово неизменяемое, то окончания у него НЕТ, а основой является всё слово целиком.
Если слово изменяется по падежам или лицам, числам, родам, то у него есть окончание, которое может быть как выраженным, так и нулевым, а основой является часть слова без окончания.
Памятка из Интернета Вам в помощь:
Потому, что окончания имеют только изменяемые слова. Когда выделишь окончание, можно выделять основу. Основа слова – это всё слово, кроме окончания.
Слова состоят из морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний. Этот урок посвящен окончаниям, а также основе слова. Мы узнаем, как научиться находить эти части слова, какими они бывают и — самое главное — зачем они нужны.
Как найти окончание?
Что такое окончание? Как ни странно, нельзя сказать, что это просто последние несколько букв в слове. Да и как определить, какие именно буквы считать окончанием?
Чтобы грамотно выделить окончание, нужно изменить форму слова, и тогда оно даст о себе знать.
Например: большой — большая — большие.
Мы меняем род и число прилагательного и замечаем, что изменяются последние две буквы: ой — ая — ие. Это и будет окончанием.
Зададим себе вопрос: у всех ли слов есть окончания? Есть ли окончание у союза но? А у слова сегодня?
Конечно же, нет. Окончание, будучи формообразующей морфемой, присуще только изменяемым словам. Тогда как у предлогов, союзов, наречий и любых других неизменяемых слов окончаний просто не может быть.
О чем говорит окончание?
Что можно узнать о слове по окончанию? Какую информацию оно дает?
Обратите внимание, как от времени глаголов зависит информация, о которой нам может сообщить окончание. Сравним:
Смотрю — смотришь — смотрим — смотрят и т.д.
В настоящем времени меняется лицо и число.
А теперь попробуем изменить формы этого же глагола в прошедшем времени:
Смотрел — смотрела — смотрело — смотрели.
Здесь меняется только род и число.
Таким образом, в настоящем и будущем времени нельзя определить род отдельно взятого глагола, а в прошедшем — лицо. И это видно именно благодаря окончаниям.
Окончание и связь между словами
У окончания в русском языке есть еще одна важная роль: оно помогает формировать связи между словами в словосочетаниях и предложениях.
Посмотрим на словосочетание в зимнем лесу.
Мы знаем, что слово лес — мужского рода, и в данном примере оно стоит в форме предложного падежа единственного числа. Взглянув на прилагательное, мы увидим ту же самую форму.
В существительном эта форма выражена с помощью окончания у, а в прилагательном — с помощью окончания ем. Окончания разные, но с точки зрения русского языка выражают одну и ту же форму.
Именно это соответствие форм позволяет нам увидеть связь между двумя словами.
Теперь мы можем сформулировать точное определение окончания:
Окончание — это морфема (т.е. часть слова), которая образует формы слова и помогает устанавливать связи между словами.
Нулевое окончание
Вернемся к слову лес. Можно ли сказать, что у него нет окончания?
Разумеется, нет: как мы уже заметили раньше, окончаний нет только у изменяемых слов вроде наречий и предлогов. Тогда где же окончание у существительного лес?
Попробуем изменить его форму: леса — лесу — лесом — лесами — лесах… С изменением числа и падежа окончания будто бы вдруг откуда-то появляются: а — у — ом — ами — ах и т.д. Как же быть с начальной формой?
Окончание называется нулевым, когда оно не выражено звуками и буквами.
Запомните: ни в коем случае нельзя считать, что в этих словах отсутствует окончание! Ведь стоит поставить любое из этих слов в другую форму, и оно сразу заявит о себе: по ночам, плащи, в городе, сказала.
Перечислим основные случаи, когда встречается нулевое окончание:
- в существительных 1 и 2 склонения в форме множественного числа родительного падежа: (много стран□);
- в существительных 2 склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежей (дом□);
- в существительных 3 склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежей (рожь□);
- в глаголах прошедшего времени в форме единственного числа мужского рода (сказал□).
Основа слова
Теперь, когда мы полностью разобрались с тем, что из себя представляет окончание, дать определение основе слова будет проще простого.
Возьмем для примера прилагательное стеклянный. Отсечем от него окончание и получим стеклянн. Заметьте, что эта часть слова останется неизменной, как бы мы ни изменяли данное прилагательное: стеклянные, стеклянная, стеклянных…
Зато во всех этих случаях именно эта часть сохраняет главный смысл слова — мы понимаем, что речь идет о каком-то предмете из стекла.
Основа — это часть слова без окончания, в которой заключено основное лексическое значение слова.
Довольно часто основа и корень слова совпадают, например: дом, береза, пишу. Так происходит, когда в слове нет никаких других морфем, кроме корня и окончания.
Но если в слове есть приставки и суффиксы, то они, конечно же, входят в основу: домик, подберезовик, напишу.
Что бы выделить в слове окончание и основу, необходимо сначала определить .
, а затем изменяемые слова нужно .
. Вставьте подходящие слова, пожалуйста!
Чтобы выделить в слове окончание и основу, необходимо сначала определить часть речи, а затем изменяемые слова нужно просклонять или проспрягать.
Морфемный разбор слова – звёздный, игрушка, самолёт, играть, турфирма?
Морфемный разбор слова – звёздный, игрушка, самолёт, играть, турфирма.
Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении.
Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение.
Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
Указать основу слова.
Выделить корень слова ; подобрать однокоренные слова.
Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть) ; подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.
Д. , но с другим корнем.
В слове бабушкином нужно выделить окончание и основу слова?
В слове бабушкином нужно выделить окончание и основу слова.
Выделить основу и окончание в слове – сталь?
Выделить основу и окончание в слове – сталь.
Выделить основу и окончание в слов приветливые?
Выделить основу и окончание в слов приветливые.
Нужно подобрать однокоренные слова к слову ЛИСТ и выделить в этих слова основу и окончание?
Нужно подобрать однокоренные слова к слову ЛИСТ и выделить в этих слова основу и окончание.
1) изменяемая часть слова это – – – – – – – – – 2)чтобы найти в слове основу нужно – – – – – – – – – – – – – – 3)в основу слова входят – – – – – – – – – – – 4)окончание не входит в основу слова потому?
1) изменяемая часть слова это – – – – – – – – – 2)чтобы найти в слове основу нужно – – – – – – – – – – – – – – 3)в основу слова входят – – – – – – – – – – – 4)окончание не входит в основу слова потому что – – – – – – – – – – – – – -.
Прочитай определение основы слова?
Прочитай определение основы слова.
Почему при выделении основы и окончании важно сначала установить изменяется слово или нет.
Как выделить основу : 1.
Определите, изменяется ли слово(по падежам / числам).
2. Та часть, которая изменяется, есть окончание.
3. Часть слова без окончания – основа.
Выделить основу и окончание в слове облакам?
Выделить основу и окончание в слове облакам.
Как найти в слове окончание и основу?
Как найти в слове окончание и основу?
Почему важно сначала определить , изменяется ли слово?
Вставив недостоющие слова, сделайте вывод о порядке действий при выделении окончания и основы слова?
Вставив недостоющие слова, сделайте вывод о порядке действий при выделении окончания и основы слова.
Чтобы выделить в слове окончание и основу, необходимо сначало определить .
, а затем изменяемые слова нужно .
Сегодня за окном жаркая погода. Хоть через неделю уже октябрь люди до сих пор ездят на море, хотя некоторые все же предпочитают ездить в леса, горы или просто сидеть дома. За окном уже падают листья. Птицы ещё не собираются улетать так как я думаю..
Крапивница / подумала серая звёздочка то очень мерзкая крапивница подумала / серая звёздочка то очень мерзкая.
Когда мы говорим , слова произносятся по другом ( не как пишем) , при знаках припинания выдерживаем паузу ( при запятых и точках ) , говорить внятно , понятно .
Может. Лисьего. Ли́сьего лисьего — слово из 3 слогов : лись – е – го. Ударение падает на 1 – й слог. Транскрипция слова : [л’ис’й’ива] л — [л’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий и — [и] — гласный, ударный с — [с’] — согласный..
Уму разуму учит – учить, как следует поступать, жить. Впиться – крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что – н.
Уму разуму учит – поучает чему либо . Как правильно что то делать.
Я считаю что такого, как я никогда не было, нет и не будет. Я – чудо! Я полон сил и здоровья, я люблю жизнь и она отвечает мне тем же. Я интересный, доброжелательный, спокойный и уравновешенный человек. У меня красивая улыбка и доброе сердце. Я ..
Офтальмоскоп, глаукома, катаракта, близорукость, косоглазие, конъюктивит, роковица, радужка, хрусталик, сетчатка, веки, зрительный нерв, глаз, зрачок, слепота.
Вот таблитца она всегда будет помогать.
Слово хлеб употреблено переносном значении. ПРИМЕРЫ : кисть груша тарелка лист.
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
Читайте также:
- Что такое аквариум кратко
- Чем занять детей в детском саду 5 6
- Язык блок схема план урока
- Можно ли было избежать холодной войны кратко
- Главные педагогические идеи школы в россии
Основа слова
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 216.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 216.
Каждое слово в русском языке можно разобрать на части: какие-то слова состоят из корня и окончания, в каких-то есть приставка или суффикс, а также то и другое. И у каждого слова есть основа, которая является одной из главных его частей. Учащимся 3 класса важно понять, что такое основа слова, как ее найти и какое значение она имеет для словообразовательного процесса, а поскольку выделение этой части слова может вызвать затруднения, тема должна быть изучена внимательно.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Основа слова: что это такое и какие особенности она имеет
Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.
Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.
Часто у учеников вызывает затруднение выделение основы в словах на -ий, таких как лисий. Суффикс ий ошибочно принимается за окончание и выносится за пределы основы. Чтобы проверить вызывающее сомнение слово, нужно его просклонять: окончание изменится, суффикс останется в составе слова.
Производные и непроизводные основы
Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.
Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.
Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.
Что входит в состав основы |
Примеры |
Суффикс – один или несколько |
Мужественный, мужественность |
Приставка |
Правнук, замуж |
Сочетание приставок и суффиксов |
Возмужалый, по-мужски |
Приставка, суффикс и постфикс |
Задохнуться |
Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнулся, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.
Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.
Что мы узнали?
Такое понятие, как основа слова, не настолько простое, как принято считать. Так, чтобы ее выделить, нужно найти окончание: та часть слова, которая будет ему предшествовать, и является основой. В то же время есть ряд слов, основа которых является прерывистой, то есть ее часть располагается за окончанием, а не перед ним. Узнав, что такое основа слова в русском языке, ученики также узнают, что она может быть непроизводной и производной. В первом случае речь идет об основе, которая не образована ни от какого другого слова, во втором – о непроизводной основе со словообразующими элементами. Непроизводная основа в такой ситуации называется производящей и в большинстве случаев начинает цепочку однокоренных слов. Существует правило, согласно которому у каждой производной основы есть производящая.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Иван Левченко
9/10
-
Надежда Чекашева
10/10
Оценка статьи
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 216.
А какая ваша оценка?
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!