Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.
Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.
В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».
-
При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.
Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:
-
Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.
-
Именование темы.
Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.
-
Повествование.
Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.
-
Описание.
Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.
-
Доказательство.
Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.
-
Опровержение.
Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.
-
Воззвание.
Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.
-
Заключение.
Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.
Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:
Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.
-
Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.
-
Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.
Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:
-
События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
-
Обратная или инверсионная.
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
-
Параллельная.
В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.
-
Полифоническая.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
-
Кольцевая композиция.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
-
Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.
-
Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.
-
Умолчание.
Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.
-
Концентрическая.
Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
-
Ретроспективная.
Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.
-
Рамочная.
Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу
Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля. -
Свободная.
Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.
Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:
-
Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.
-
Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.
-
Развитие сюжета. Череда событий.
-
Кульминация. Пиковый момент произведения.
-
Развязка. То, чем завершается кульминация.
-
Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.
Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:
-
Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.
-
Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.
К образным элементам относят:
-
Персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора.
-
Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения.
Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.
- Описание сцен из прошлого.
- Сказки, байки, притчи, стихотворения.
- Сны.
Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:
-
Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.
-
Ретроспекция.
«Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.
-
Мотив.
Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
-
Разрыв.
Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.
-
Экспозиция.
Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
-
Монтаж.
Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.
-
Противопоставление.
Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.
Особенности сюжетной композиции
Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.
- Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
- Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.
Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.
-
Интересно, что попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гете, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.
Особенности композиции сказки
Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.
Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:
-
Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», — типичные примеры присказок.
-
Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.
-
Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.
-
Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.
-
Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.
-
Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».
Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-Царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.
Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.
Каким бы ни был выбранный автором вид композиции, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — ведь если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.
Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.
А иногда бывает так, что творческий процесс сам создает композиционную форму, буквально «в прямом эфире» работы над книгой. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Дизайн • 31 марта 2023 • 5 мин чтения
Ритм, баланс и контрформа — разбираем композицию по косточкам
Расскажем, какие приёмы сделают иллюстрацию привлекательной, и покажем их на примерах известных картин и digital-работ.
- Что такое композиция
- Особенности зрительного восприятия
- Правила композиции
- Типы композиционных структур
- Как практиковаться в композиции
- Совет эксперта
Что такое композиция
Композиция — это образная структура изображения или рисунка. Суть композиции заключается в том, чтобы гармонично расположить элементы в иллюстрации и добавить акценты, например, по форме и цвету. Таким образом художник или дизайнер воздействует на зрителя — направляет его взгляд в нужном направлении, передаёт смысл и эмоцию произведения.
Чтобы подчеркнуть главный объект, создать движение или добавить глубину в изображение, художники используют различные композиционные техники. Например, в иллюстрации горного пейзажа можно разделить холст на три части: разместить горы в верхней трети, леса и озеро в средней, а небо — в нижней трети изображения. Это создаст баланс и гармонию в изображении и передаст настроение местности.
Девушка в полосатом платье на картине Ренуара — ярко выраженный центр. Другие люди — более «тихие» элементы. Они подчёркивают главного персонажа и помогают балансировать изображение. Источник: cuadrostock
Гармоничные иллюстрации помогают привлечь внимание людей к бренду или продукту. Передают информацию, которую сложно объяснить словами, и создают стиль, опираясь на ценности компании. Научиться создавать такие иллюстрации можно самостоятельно — изучать картины художников, работы иллюстраторов и делать по ним наброски. Минус такого подхода в том, что новичок не всегда видит ошибки, а рядом нет более опытного художника, который подскажет, что в иллюстрации получилось хорошо, а что нужно поправить.
На курсе «Коммерческий иллюстратор» начинающим художникам и дизайнерам помогают опытные наставники и ревьюеры. Рассказывают, как устроены иллюстраторские проекты в реальной жизни, дают подробную обратную связь по каждой работе студента. Так получается отработать навыки и понять, как их применить в будущих проектах.
Научитесь решать задачи бизнеса с помощью иллюстраций
Рисуйте для IT-продуктов, медиа, рекламы, сайтов, приложений и брендов. Поможем освоить навыки за 4 месяца, собрать портфолио и найти работу.
Особенности зрительного восприятия
Разберём подробнее, как мозг человека анализирует окружающий мир и как эти механизмы связаны с композицией.
Выделение акцентов
Мозг обрабатывает огромное количество информации и фильтрует её, чтобы сосредоточиться на значимых деталях. Для этого он выделяет акценты или пятна. Они необязательно должны быть большими — глаз может зацепиться за форму или цвет. Например, яркий красный может указывать на опасность или вызывать страсть, а необычная форма приглашает изучить объект.
В композиции акценты называются визуальными доминантами. Часто их строят на основе контраста по цвету, тону, форме, размеру, фактуре — всего, что может выделить объект на общем фоне.
На картине Гюстава Курбе «Веяльщицы» платье девушки — визуальная доминанта, которую художник выделил цветом. Источник: greatartists
Распознавание других людей
Если на картинке изображён человек, то первой точкой притяжения будет его лицо. Люди сразу считывают себе подобных — в первобытные времена это помогало узнавать сородичей и чужаков. Поэтому в рекламе часто используют фотографии или иллюстрации с людьми — через этот древний паттерн проще получается привлечь внимание.
На картине Джузеппе Арчимбольдо человек не настоящий — художник так расположил фрукты и овощи. Тем не менее мозг первым делом распознает мужчину, который поднёс к лицу ветку винограда. Источник: livejournal
Поиск гармонии и смысла
Для мозга увидеть красоту — значит решить задачу. Эволюционно он привык искать целое и собирать его из разных фрагментов — пятен, точек и других элементов, которые используют для маскировки животные. Когда пазл сложился и получилось распознать условную добычу, срабатывает система вознаграждения и мозг получает удовольствие. На этом процессе основано приятное чувство, которое испытывает человек, разглядывая картины импрессионистов или кадры известных фотографов.
Как мозг анализирует картину Дега «Голубые танцовщицы». Находит ритм в повторяющихся пятнах голубого, которые выделяются на фоне оранжевого. Замечает, что девушки расположились так, словно образуют круг — приятную для глаза форму. Источник: art music
Британский нейробиолог Семир Зеки выяснил, какие участки мозга отвечают за восприятие красивого и эстетичного. Участники его эксперимента смотрели на полотна известных художников — да Винчи, Боттичелли, Моне, Сезанна. Магнитно-резонансная томография показала всплеск дофамина в орбитофронтальной коре испытуемых — она отвечает за удовольствие и желание.
В поддержку эксперимента Семира Зеки можно привести пример и творчества африканских племён. У них не было возможности ходить по музеям и получить такой богатый визуальный опыт, как у жителей больших городов. Тем не менее элементы в этих орнаментах расположены гармонично, и для жителя Парижа или Лондона это тоже будет красиво. Получается, что чувство прекрасного у человека отчасти врождённое.
Племена Конго не видели картин Микеланджело, но создают гармоничные паттерны. Их вдохновение — природа, в которой много эстетически приятных форм и структур. Источник: ethnoboho
Правила композиции
В композиции есть несколько базовых принципов. Их используют художники, иллюстраторы, фотографы и кинооператоры.
Доминанта в иллюстрации — это элемент, который привлекает внимание зрителя и определяет главный объект или центральную идею работы. Без доминанты иллюстрация может выглядеть скучно и непонятно — так зритель быстро потеряет интерес.
Чтобы выделить доминанту, нужно определить основную тему работы, а затем разместить объекты в иллюстрации таким образом, чтобы они привлекали внимание к центру или к главному объекту. Сам объект можно выделить цветом или формой.
В этой иллюстрации ⅔ пространства занимает тёмное изображение, в его середине находится главный объект. Остальные ⅓ занимают дополнительные изображения. Сначала рассматриваем тёмное пятно и главный объект, затем — светлую часть. Автор: Kasia Bojanowska
Располагать объекты по третям
Этот принцип — родственник другого известного правила в композиции, золотого сечения. Отличаются они соотношением частей изображения. По золотому сечению картинку делят на две части в пропорции 2:3 или 1:1,618. В случае третей кадр разбивают на три равные части — вертикально и горизонтально. Важные элементы размещают либо вдоль этих линий, либо на пересечении девяти прямоугольников. Так получится сбалансировать композицию и управлять вниманием зрителя. Правило третей проще освоить, чем золотое сечение, поэтому оно больше подходит для новичков.
Картина Айвазовского написана как по учебнику для художников. Фигуры людей расположены на пересечении нижних третей, а луна — на пересечении верхних. От фигуры к луне прослеживается восходящая диагональ. Источник: ayvazovskiy
Гармония в сложной картине Матисса — в расположении фигур и формах. Основная часть с окном и стулом расположена в левой трети, а часть с фигурой — в правой. Фрукты в центре объединяют левую и правую части. С точки зрения форм — это противостояние прямоугольника и плавных узоров. Источник: artchive
Ритм — это повторение определённых элементов или форм. Как и в музыке, он делает композицию интереснее. В иллюстрации ритм объединяет основные элементы и ведёт зрителя.
Виды иллюстраций, где нет доминанты, но есть чёткий ритм — это паттерны. Глазу они тоже приятны, потому что элементы в паттернах строятся по правилам композиции. Например, в мандале могут чередоваться кружочки, большие и маленькие лепестки, тёмные и светлые элементы, много маленьких точек и сплошные линии.
Паттерны часто используют в дизайне упаковки. Задача такой иллюстрации — привлечь внимание ритмом и сочетанием цветов. Автор: Ceren Burku Turkan
Чередовать количество и размеры
Китайское правило гармонии звучит так: чтобы уравновесить объекты, нужно чередовать чётное количество предметов и нечётное или крупные объекты с мелкими. Необязательно всегда следовать этому правилу, но если регулярно замечать его в иллюстрациях, то оно отложится в голове как полезный паттерн.
В этих иллюстрациях ритм задают люди. Автор чередует одного и двух персонажей. Так иллюстрация сразу смотрится интереснее. Если бы в каждой рамке было по одному персонажу, картинка была бы скучной. Авторы: Michael Driver, Eunho Lee
В этом пейзаже размер компенсируется количеством. Два маленьких дерева слева уравновешивают одно большое справа, а два человечка в маленькой лодке – одного в большой. Автор: danny
В современной digital-иллюстрации тоже соблюдают основные правила композиции. Но изображениям для приложений, сайтов и мерча часто не нужен фон, на котором художники обычно помещают дополнительные детали для баланса. Иллюстрация должна хорошо выглядеть как сама по себе, так и в макете — взаимодействовать с текстом, кнопками и прочими элементами дизайна. Поэтому здесь особую роль играет контрформа — пространство вокруг изображения. Оно так же важно, как, например, паузы в музыке. Если не учитывать контрформу в интерфейсе и перегружать его иллюстрациями, пользователю сложно будет фокусироваться на контенте.
Главное правило работы с контрформой — воспринимать её как элемент композиции, а не пустоту. Если белый цвет смущает, можно временно покрасить негативное пространство в серый. Дальше — работать с пропорциями и смотреть, как на этом условном фоне смотрится основная иллюстрация. Лайфхак: она должна «весить» больше контрформы.
Добавляем картинку в приложение, и появляется гармония: границы экрана обрамляют изображение, как рама — картину. Люди занимают примерно половину экрана и оставляют пространство для взгляда, который пользователь в итоге переводит на текст. Автор: Ana Maria Gil
Для нестандартных задач — забыть о классических правилах
Формат современных иллюстраций часто ограничен макетом — классическим 2:3 и 16:9 или нестандартным. Например, иллюстрация может понадобиться для этикетки или длинного баннера — узкого вертикального или горизонтального макета. Для такого формата сложно использовать универсальные правила композиции. Выход — отталкиваться от задачи иллюстрации и подключать насмотренность.
Для этой иллюстрации большинство классических правил не работает. Привлекательной её делает ритм — чередование изгибов «рук» и ярких цветов. Автор: Антон Березин
Типы композиционных структур
Композиционные структуры бывают статичные и динамичные. Одни дают ощущение покоя и умиротворённости, другие наоборот показывают движение и развитие истории.
Добавлять в иллюстрацию статику и динамику можно, меняя угол, под которым зритель смотрит на объект. Больше вертикалей и горизонталей — больше статики в композиции.
Симметрия создаёт статику. Это важно, когда нужно сделать эффект замедленности. Приём используют не только в иллюстрации, но и в кино. Автор иллюстрации: Ioana Harasim. Кадры из фильмов «Убийство в восточном экспрессе», «Мои черничные ночи». Источник: Кинопоиск
В динамичных композициях недостаточно распределить все элементы по правилам. Здесь задача сложнее, чем в фотографии, где главное — поймать момент — или в кино, где покажут следующий кадр. Важно в одном изображении рассказать историю и намекнуть, как она может развиться. Для этого нужно добавить акценты, которые помогут зрителю понять смысл. Иногда такой акцент — это не конкретный предмет или цвет, а поза героев или направление их взгляда.
Акцент на этой иллюстрации — это взгляд персонажей. Если левую треть обрезать, то композиция потеряет гармонию — зрители не смогут проследовать за взглядом героев. Автор: tubik.arts
Диагональ даёт динамику и помогает показать развитие истории. Здесь видно, что девушка вот-вот сделает ещё один гребок. Автор: Itsakat Studio
В кадре из «Красавицы и чудовища» восходящая диагональ из нижнего левого угла создаёт чувство полёта и лёгкости. Продолжает диагональ взгляд персонажей. Таким образом, все части картинки остаются в фокусе. Источник: Кинопоиск
Мама с детьми и дома находятся в одной части картинки, но правая не кажется пустой, потому что есть акцентный листочек и белые линии, которые показывают движение ветра. Зритель смотрит вверх — за взглядом персонажей. Автор: Анастасия Забабашкина
Если отрезать чёрное дерево слева, то картинка получится менее выразительная. А пока можно представить, что один человек кольнул, второй отпрянул, поэтому ему нужно пространство, чтобы отступить. Автор: Nick Matej
Как практиковаться в композиции
Как и в любом творческом деле, важно много смотреть и анализировать, а затем объединять это с теорией. Мозг складывает в копилку всё, что видит, а когда нужно решить задачу — выдаёт подходящий для неё паттерн. Разберём несколько вариантов практики.
Можно смотреть подборки с разными иллюстрациями и отвечать на такие вопросы:
● Как это сделано?
● Почему привлекает внимание?
● Какие эмоции это вызывает?
● Какая задача была у иллюстрации?
● Почему взгляд падает сюда?
● Как подчёркнут сюжет?
Задача этой практики — разобраться, что вызывает в работах интерес, а что отталкивает, какие схемы использовал автор. Необязательно ограничиваться только картинами — подойдут и фотографии с пояснением правил композиции. Например, как в этом видео с советами от фотографа Стива Маккари.
Закрепить визуальный анализ можно с помощью композиционного конспекта — упрощённой версии иллюстрации. Задача такого наброска — передать только основные формы, тона и акценты. Так получается отвлечься от смыслов и отдельных объектов и переключить внимание на композиционную структуру.
Сделать конспект можно вручную — с помощью цветной бумаги или вырезок из газет. Плюс такого подхода — в том, что он подключает мелкую моторику, которая связана с запоминанием. Если нет времени на бумагу и клей, то можно использовать онлайн-инструменты, например Figma. Положить картинку на нижний слой и обрисовать простыми геометрическими формами или силуэтами.
Картина Валентина Серова «Похищение Европы» и её композиционный конспект. Белые акценты и тёмные штрихи создают ритм, который делает картину немного похожей на паттерн. Источник картины: Музеи мира
В начале — чёрно‑белый формат
Научиться чувствовать композицию по форме и ритму важно — так получится разобраться, как взаимодействуют объекты и как подобрать для них визуальный вес. Цвет может отвлечь, поэтому вначале лучше работать с чёрно-белой гаммой и подбирать правильные тона. Если фигура светлая, делать её светло-серой, а тёмную — почти чёрной. Тональность может сильно влиять на вес объекта. Например, маленький, но тёмный может притягивать взгляд намного сильнее, чем большой, но светлый.
Цвет — такой же мощный способ передать доминанту, как и форма, но для него не работают правила, которые используют в работе с чистой формой. Поэтому цвет нужно добавлять постепенно и смотреть, как меняется восприятие, какие появляются акценты.
Начинающему иллюстратору порой сложно работать с цветом — яркие краски отвлекают и мешают оценить тональность объектов. Чтобы проверить, правильно ли получилось подобрать тон для цветов, изображение можно перевести обратно в чёрно-белый профиль. Если соседние объекты будут окрашены в близкие оттенки серого, то какие-то цвета лучше затемнить или осветлить.
После цвета и формы можно перейти к более сложным задачам. Например, добавлять плановость — располагать объекты ближе и дальше.
Совет эксперта
Алевтина Гринмирис
Часто определить визуальную доминанту мешает смысловое содержание иллюстрации. Есть небольшой лайфхак, который поможет обмануть мозг, — прищуриться. Так получится увидеть только формы и цветовые пятна. Другой вариант этого приёма — размыть изображение в любом графическом редакторе.
Ревьюер на курсах «Графический дизайн», «Коммуникационный дизайн», графический дизайнер
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Что такое коммуникационный дизайн и зачем он нужен
Не плагиат, а вдохновение: зачем нужны референсы в дизайне
#статьи
- 30 авг 2022
-
0
Правила композиции: большой разбор
Знакомим с главными приёмами композиции в дизайне и показываем, как они работают в айдентике и рекламе.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Искусствовед, куратор и исследователь в области современного искусства и новых медиа.
На первом месте в дизайне стоит идея. Однако настолько же важно и первое впечатление. Даже самая хорошая идея может быть загублена неудачным дизайном. И даже простое высказывание может надолго остаться в памяти.
За первое впечатление отвечает композиция. Именно благодаря ей мы находим что-то «красивым» или можем сказать: «Мне почему-то не нравится». Она направляет взгляд, задаёт ритм, делает изображение гармоничным или, наоборот, отталкивающим. Рассказываем в статье, как при помощи композиции сформировать первое впечатление и сделать свой дизайн удобным.
Вы узнаете:
- что объединяет элементы;
- где находится центр композиции;
- что отвечает за динамику;
- какие бывают виды баланса;
- что задаёт ритм;
- как работает цвет.
Если говорить максимально просто, композиция — это расположение и соотношение элементов, которое заставляет их работать вместе и влияет на восприятие зрителя.
Если смотреть глубже, композиция — это связь между элементами на плоскости или в пространстве согласно определённому правилу или структуре. Именно это соотношение, а не сами элементы, становится первым, что мы замечаем. В зависимости от того, как организованы части изображения, будет сформировано первое впечатление — правила композиции работают на подсознательном уровне.
В начале XX века немецкие психологи Макс Вертгеймер и Курт Коффка провели исследования восприятия человеком окружающего мира. Они выявили ряд законов, которые учитывают естественное стремление человека найти порядок в беспорядке. Их эксперименты показали, что когда мозг обрабатывает полученные образы, он воспринимает ряд разрозненных элементов как единое целое. То есть подсознательно зритель пытается группировать похожие элементы, распознавать закономерности и таким образом упрощать сложные образы.
Изображение: McDonald’s / GrabFood
Уже более ста лет эти принципы остаются неизменными и активно используются в графическом дизайне. Предметы объединяет:
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
В качестве примера можно привести вёрстку поисковой страницы Google.
Позже немецкий философ и теоретик Рудольф Арнхейм, опираясь на достижения гештальт-психологов, приложил эти принципы для анализа произведений искусства. По его мнению, каждое изображение имеет конкретные точки притяжения.
Если в композиции нет акцентов, которые сразу захватывают внимание, то взгляд всегда будет останавливаться в центре и на четырёх углах прямоугольной плоскости. Именно в этих местах лучше размещать главные смысловые элементы.
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Другая модель, которая лежит в основе современного информационного дизайна, получила название диаграммы Гутенберга. В этой схеме глаз обычно движется от левого верхнего угла к правому нижнему, проходя через центр, оптическую значимость которого обозначил и Арнхейм.
Левый верхний угол — первичная зрительная область: именно сюда естественным образом сначала направлен взгляд. В результате выработанной привычки читать книгу слева направо и сверху вниз мы подсознательно начинаем именно отсюда. Чаще всего здесь размещают логотип и наиболее важную информацию.
Правая верхняя часть — область с высоким потенциалом, она попадает в поле зрения следующей. Поэтому её используют для размещения вспомогательных сообщений, часто сюда помещают контактную информацию или строку поиска.
Левый нижний угол — слабое место, которому зритель уделяет меньше всего внимания. Он считается самым незаметным местом на странице, и на его просмотр тратят меньше всего времени. Если содержимое этого угла будет недостаточно ярким или весомым, его могут просто проглядеть.
Правый нижний угол — заключительная область. Здесь взгляд останавливается. Эту область часто используют для CTA — призыва к действию, например, для размещения кнопки чата с оператором или регистрации на сайте.
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Пример диаграммы Гутенберга в действии — оформление главной страницы социальной сети «ВКонтакте».
Знание принципов Рудольфа Анхейма и диаграммы Гутенберга может помочь не только привлечь внимание к элементу, но и «спрятать» его.
Правило третей редко используется в информационном дизайне — обычно его применяют в плакатной графике, фотографии, рекламе.
Активные точки находятся на пересечении линий, которые делят пространство прямоугольного листа на девять равных частей, или самих линиях. Например, такую сетку можно встретить в камере нашего телефона.
Скриншот: Skillbox Media
Человеческий глаз естественным образом останавливается в этих точках, а возникающая асимметрия — ни одна из точек не совпадает с центром, ведь композиция разделена на трети — создаёт достаточное напряжение, чтобы придать работе динамики.
Скриншот: сайт Flecto / Skillbox Media
Более подробно о принципах зрительного восприятия и том, как их используют в дизайне, мы рассказываем в этой статье.
Одна из задач, которая стоит перед дизайнером, — не только расположить, но и выделить графически элементы с основной смысловой нагрузкой. Участки, которые привлекают внимание зрителя в первую очередь, называются фокальными точками.
Геометрический центр композиции — самая простая из них, поскольку находится в центре рабочей плоскости. Например, в прямоугольнике и квадрате геометрический центр располагается на пересечении двух диагоналей. Любой объект, помещённый в эту точку, будет привлекать внимание.
Композиционный центр — не всегда совпадает с геометрическим. Его образуют при помощи контраста, цвета, размера или формы объектов. В отличие от геометрического центра, композиционных центров может быть даже несколько. Именно они становятся ключевыми для композиции: вокруг них располагают все второстепенные объекты.
Изображение: LaDorna / Corina Bacanu / Behance
Расположение фокальных точек во многом зависит и от того, какая фигура лежит в основе композиции или рабочего пространства.
В прямоугольнике и квадрате привлекают внимание объекты, расположенные:
- на центральной оси и горизонтали, пересекающей её в оптическом центре;
Изображение: Nike / дизайн компании Wieden Kennedy
- на диагоналях и особенно в месте их пересечения;
Изображение: Nike
- на границах овала или круга, вписанных в прямоугольник рабочего пространства.
Изображение: Nike / дизайн компании Wieden Kennedy
В треугольнике фокальные точки находятся в зоне пересечения высот, биссектрис или медиан.
Изображение: ldambies / Shutterstock
В круге фокальные точки расположены:
- в центре и чуть выше геометрического центра;
- на сторонах пятиугольника, вписанного в этот круг.
Изображение: Wikimedia Commons
Линии — ещё один из важнейших элементов композиции. Они могут разделять или объединять элементы, направлять взгляд, создавать ощущение движения или покоя, формировать эмоции зрителя.
Горизонтальная линия находится в состоянии покоя и равновесия, что создаёт ощущение устойчивости и комфорта.
Изображение: Audi / Norbert Schoerner / Kiosk Productions
Вертикальная линия вызывает чувства роста, мощи и стабильности, потому что противостоит силе тяжести. Часто на общее впечатление влияет «вес» объектов, расположенных на такой вертикали, — наиболее устойчиво выглядят решения, в которых самые объёмные элементы располагаются внизу, а лёгкие — сверху.
Изображение: Audi / MullenLowe China
Диагональные линии создают ощущение движения и могут быть использованы для того, чтобы вести взгляд зрителя по направлению к акцентам. В композиции выделяют две диагонали:
- Нисходящая диагональ — идёт от левого верхнего угла к правому нижнему, даёт ощущение ускорения, динамики. Ещё её называют динамической диагональю.
Изображение: Decathlon / VMLY& R
- Восходящая диагональ — идёт от левого нижнего угла к правому верхнему и создаёт в композиции ощущение замедления или прикладываемых усилий. Её называют статической диагональю.
Изображение: Decathlon / VMLY& R
Движение взгляда слева направо всегда происходит быстрее, чем справа налево. Это необходимо учитывать при построении сюжета. На примере выше тревожное ощущение вызывает нисходящая диагональ: люди бегут медленно, и их вот-вот накроет волна. Но также тревога может быть связана и с нисходящей диагональю — например, альпинист, взбирающийся на склон, на нисходящей диагонали будет выглядеть неустойчиво, он может упасть. Тот же сюжет с восходящей диагональю покажет героя целеустремлённым.
Ощущение гармонии в композиции может быть весьма субъективно. При этом есть некоторые правила баланса, которые работают для всех примерно одинаково.
Баланс в композиции заключается в расположении элементов таким образом, чтобы они были стабильны и устойчивы или, наоборот, обладали динамикой за счёт неуравновешенности. Значимость элемента могут формировать его размер, контраст, насыщенность и форма.
При симметричном балансе одна сторона изображения — зеркально отражённая копия другой. Получается, что на двух сторонах изображения по обе стороны от оси, проходящей через центр, находятся равные по значимости элементы.
Симметрия легко считывается, она понятна и вызывает чувство устойчивости. Однако часто подобные композиции слишком статичны и потому могут казаться скучными. Это происходит из-за того, что изображение предсказуемо — ведь обе его половины практически идентичны.
Изображение: Wikimedia Commons
Асимметричный баланс — следствие неравнозначности каждой из сторон композиции. Так, например, доминирующий элемент может быть только на одной стороне, а уравновешивать его будут пара или несколько менее значительных объектов на другой.
Асимметрия идеально подходит для минималистского дизайна. Она помогает создать динамику при минимуме деталей, поскольку во время движения глаз получает каждый раз новую информацию — переходит от более крупных элементов к более мелким или от тёмных оттенков к более светлым.
Изображение: Wikimedia Commons
Асимметрия всегда выглядит интереснее, поскольку в неё заложено больше визуального разнообразия. Однако она требует более серьёзной работы, ведь достичь баланса между отдельными элементами сложнее.
Радиальный баланс — это симметрия в нескольких направлениях. Элементы располагаются вокруг центральной точки композиции, как спицы велосипедного колеса. Часто радиально сбалансированные конструкции заключены в круг, но дизайнеры экспериментируют и с другими формами — квадратами, треугольниками, восьмиугольниками, звёздами. В такой композиции центральная точка становится главным местом притяжения.
Изображение: Wikimedia Commons
Мозаичный баланс можно определить как организованный хаос. В композиции отсутствуют чёткие смысловые центры, а элементы имеют одинаковый по значимости «вес». Отсутствие иерархии должно приводить к, казалось бы, визуальному шуму, но равновесие сохраняется благодаря отсутствию чёткого фокуса внимания из-за равнозначности элементов.
Изображение: Wikimedia Commons
Сбалансированный дизайн всегда выглядит гармоничнее, потому что информация в нём организована, что помогает избегать напряжения из-за визуального хаоса.
Соотношение объектов, которое имеет наиболее приятные для восприятия пропорции формы или структуры, получило название золотого сечения.
Оно определяет отношение большей части к меньшей так же, как и большей к целому. Из-за этого его удобно применять для подбора размеров элементов. Древние греки вывели универсальное число этой пропорции — 1,68. Увеличивая элементы относительно друг друга согласно этому соотношению, можно получать гармоничные структуры.
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Также для создания гармоничных композиций используется золотая спираль, организованная по принципу золотого сечения — на её линии располагают ключевые элементы.
Изображение: Oleh Svetiukha / Shutterstock
Более подробно о золотом сечении и золотой спирали мы рассказываем в этой статье.
Важное значение имеют не только сами элементы, но и то пространство, которое их разделяет. Позитивным пространством называют те места, которые занимают сами элементы. Негативным — то пространство, которое находится между ними.
Негативное пространство имеет большое значение при группировке элементов, отделении главного от второстепенного. Оно же делает дизайн воздушным. Также с помощью незаполненных областей можно создавать оптические иллюзии, например добавлять скрытые элементы.
Изображение: Wikimedia Commons
Читайте подробно о применении негативного пространства в этом материале.
Ритм в композиции создаёт упорядоченное движение. Ритмические узоры строятся из похожих элементов и интервалов между ними.
Существует три основных типа ритма:
- Регулярный ритм: интервалы между элементами предсказуемы или сами элементы схожи по размеру и длине. Регулярный ритм статичен, но делает дизайн живым за счёт контраста.
Изображение: Wikimedia Commons
- Плавный ритм: повторяющиеся элементы следуют изгибам и волнистым линиям. Каждый из них при этом уникален, хоть и похож на предыдущий. В природе подобный ритм встречается в окрасе животных — тигров или зебр, он образуется на годовых кольцах деревьев или отпечатке пальца. Такое ритмическое построение создаёт ощущение плавного движения, встречаемого в природе.
Изображение: Zebra Technologies
- Прогрессирующий ритм возникает, когда формы или фигуры при каждом своём повторении последовательно меняют форму, размер, также он может быть задан изменяющимися интервалами между элементами. Это создаёт иллюзию движения.
Изображение: Wikimedia Commons
Вариации в структуре всегда заставляют её выглядеть интереснее. Ритм предсказуем, а неожиданное отличие элемента выпадает из структуры и на мгновение приостанавливает движение взгляда.
Изображение: Wikimedia Commons
Читайте про процесс создания логотипа Центра Помпиду и других мировых музеев в нашей статье.
Неоднократные исследования показали, что цвет играет одну из ключевых ролей для привлечения внимания и при принятии решения, насколько нравится продукт, при знакомстве с ним.
Наиболее гармонично сочетание цветов работает по правилу 60–30–10: 60% составляет основной цвет, 30% — поддерживающий, а 10% — яркий акцент.
Большую роль в исследовании цвета внёс Иоханнес Иттен, предложив модель цветового круга. Согласно ей, все цвета (тона) можно разделить на три категории: комплементарные, аналоговые и триадические.
В этой статье мы подробно рассказываем об устройстве цветового круга и работе с ним.
Изображение: Skillbox Media
Дополнительные цвета — это противоположности на цветовом круге, например красный и зелёный.
Использование комплементарной цветовой схемы в композиции создаёт резкий контраст между элементами и отделяет их друг от друга. Изображение получается более ярким, но нарочито чрезмерное использование такой схемы может вызвать отторжение.
Изображение: Wikimedia Commons
Аналоговые цвета на цветовом круге находятся рядом друг с другом — например, красный, оранжевый и жёлтый. Изображение близких оттенков делает дизайн более гармоничным, предсказуемым, понятным.
Изображение: BP
Триадические цвета равномерно распределены по цветовому кругу и, как правило, собранные вместе работают ярко и динамично.
Использование триадической цветовой схемы создаёт визуальный контраст, но не делает образ кричащим.
Изображение: Wikimedia Commons
Читайте статьи о значении цвета для брендов:
- Розовый: Baskin Robbins, T-Mobile, Vanish
- Коричневый: Nescafe, UPS, Louis Vuitton
- Зелёный: Starbucks, Sprite, BP
- Белый: Apple, Wikipedia, Michelin
- Синий: IBM, Gillette, Kenzo
- Красный: Coca-Cola, Ferrari, Louboutin
Кроме оттенка, каждый цвет обладает ещё четырьмя основными характеристиками: насыщенностью, тоном, яркостью и температурой.
Определяет, насколько цвет интенсивен. Насыщенные цвета придают композиции яркий и чистый вид, тем самым делая её более динамичной. Однако чрезмерное использование насыщенных цветов может сбить с толку — каждый яркий цвет будет конкурировать с другим за внимание.
Фото: Chris Tovo / Dimitri Kalagas / Behance
Яркость влияет на то, насколько оттенок светлый или тёмный. Она используется для направления взгляда зрителя и создания акцента в композиции: светлый цвет будет более заметен на тёмном фоне, и наоборот.
Изображение: San Markos
Все цвета условно разделяют на две группы: тёплые — красный, жёлтый и оранжевый напоминают о солнце или огне — и холодные — сюда входят синий, зелёный, фиолетовый и лиловый.
Тёплые цвета всегда кажутся расположенными ближе, в то время как холодные уходят на задний план. Это свойство в композиции можно эффективно использовать для направления взгляда зрителя.
Изображение: Liqui Moly / Jirka Väätäinen / Behance
Научитесь: Профессия Графический дизайнер
Узнать больше
Художественный текст строится по определенному плану, соответствующему задумке автора. И его сложно представить без композиции. Что же такое композиция? Это структура произведения, совокупность составных частей. Представьте, если бы не было композиции, какая бы белиберда была бы у нас! Повествование, лишенное тема-тема-рематической связи, состоящее из хаотических частей, никак не связанных между собой, было бы невозможно понимать и воспринимать. Но человек придумал, как структурировать свои мысли. Результатом его трудов стали различные типы композиции в литературе. Посмотрим, какие есть и как их отличить друг от друга? Приятного просвещения!
Содержание:
- 1 Из чего состоит композиция?
- 2 Линейная
- 3 Обратная
- 4 Свободная
- 5 Параллельная
- 6 Рамочная
- 7 Полифоническая
- 8 Кольцевая
- 9 Зеркальная
- 10 Умолчание
- 11 Ретроспективная
- 12 Концентрическая
Из чего состоит композиция?
В художественной литературе построение произведения, расположение его частей, эпизодов происходит в определенной последовательности. Сюжетная композиция выстраивается из…
- экспозиции — времени, места и быта героя перед началом действия, описания его жизни;
- завязки события, которое послужило началом возникновения конфликта, определяющего все последующее развитие действия;
- кульминации — вершины всей истории, момента предельного обострения конфликта. После кульминации действие идет на спад, приближая нас к развязке;
- развязки — заключительного эпизода в развитии действия, разрешения конфликта или возможного пути его разрешения (есть трагические или благополучные развязки);
- эпилога — рассказа о том, что было после истории, о дальнейшей жизни персонажей.
А теперь разберём виды композиции в литературе.
Линейная
Линейная композиция отражает естественную последовательность событий. Примеры: И. Гончаров “Обломов”, И. Тургенев “Отцы и дети”. Если бы Вы начали описывать свою жизни, начав с детства, то тоже прибегли бы к самой простой структуре изложения — по порядку, чтобы не запутаться.
В данном случае структура зависит от хронологии событий и привязана ко времени. Если речь идет о становлении героя, писатель последовательно описывает детство, отрочество, юность, а уж потом переходит к сути дела. В современной литературе ее используют уже не так часто, ведь подобная простота изложения приелась читателю и встречалась ему уже сотни раз.
Обратная
Обратная композиция всегда начинается с конца. Вначале мы видим финальные сцены, а дальнейшие эпизоды помогают нам понять, как это вышло, к чему идет и что будет дальше. Такие сюжетные линии используются в детективных историях, где сначала, например, происходит преступление, а потом идет расследование. Вместе с автором мы узнаем, кем был убитый, кто его окружал, каковы мотивы расправы. Для этого мы совершаем экскурс в прошлое. Вспомним детективные сюжеты произведений Конан Дойла “Собака Баскервилей”, “Пестрая лента” и др.
Обратная композиция сегодня необычайно популярна не только в литературе, но и в фильмах, где подобная ретроспектива раскрывает все возможности монтажа и актерской игры. Популярная фантастика тоже эксплуатирует эту структуру за счет путешествий во времени и других фантастических элементов.
Свободная
Свободная композиция — это структура, состоящая из смешанных действий, когда автор использует несколько типов композиции. Все это делается для того, чтобы сделать произведение еще более увлекательным и захватывающим. Для нее характерно нарушение причинно-следственных и пространственных связей между событиями. Эпизоды связывает не логика, а эмоция или ассоциация.
Примерами богата модернистская литература. К примеру, «Шум и ярость» Фолкнера и «Осень патриарха» Маркеса. Далеко не каждый читатель может воспринимать такие произведения, они довольно сложны и запутанны.
Параллельная
Параллельная композиция — это структура, в которой несколько сюжетных линий, развивающихся параллельно — независимо друг от друга. В произведении несколько главных персонажей. У каждого свой жизненный путь, своя история, но в произведении судьбы этих героев тесно могут переплетаться. Например, как в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», «Хождении по мукам» А.Н. Толстого или «Саге о Форсайтах» Джона Голсуорси.
Данный тип композиции используется в монументальных произведениях для того, чтобы показать, как различные слои общества и социальные группы воспринимают и переживают глобальные события и перемены.
Рамочная
Рамочная композиция — это структура текста, при которой основную часть сюжета представляет собой рассказ или иная вставка от одного из героев, а все остальное, менее важное в идейном смысле, находится за рамками: в самом начале и в самом конце. У таких произведений два начала и два финала. Первым начинает повествование автор, сохранивший речь своего героя для потомков и рассказавший о встрече с «инсайдером», он же завершает текст, делая свои выводы и описывая свои эмоции. Также он может рассказать о дальнейшей судьбе героя. А второе начало и второй финал образуются в истории самого героя, который излагает «всю суть» произведения. Ее еще называют «рассказ в рассказе».
Например, такая композиция характерна для жанра воспоминаний. Тут можно упомянуть такие произведения, как «Старуха Изергиль» М. Горького, «Судьба человека» М.А. Шолохова, «После бала» Л. Н. Толстого.
Полифоническая
Термин “полифония” использовался изначально в музыке и означает «несколько голосов». Если в одном произведении сочетаются несколько самостоятельных линий, мы говорим о полифонии. Но такой термин применим и к литературе.
В полифонической композиции голоса персонажей звучат наравне с голосом автора. Они как будто сами формируют свои судьбы и буквально вмешиваются в ход повествования, споря с автором. Ф. М. Достоевский первым ввел этот термин в литературу. Например, его психологический роман «Братья Карамазовы» отличается многоголосием: основные герои оспаривают взгляды автора и полемизируют друг с другом. Например, антирелигиозные монологи Ивана оспаривают религиозные воззрения автора, Алеши и старца Зосимы. Но и между ними нет согласия, у каждого свой вектор мысли.
Полифонию мы наблюдаем в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Автор знаком с героем, они виделись в столице, он часто напоминает об этом и вносит свои лирические отступления, где говорит о том, что не имеет прямого отношения к сюжету. Интересно, что Пушкин тоже часто выражает несогласие с Евгением:
Так точно думал мой Евгений.
Он в первой юности своей.
Был жертвой бурных заблуждений.
И необузданных страстей.
Кольцевая
Кольцевая композиция — структура текста, при которой наблюдается повторение начала в конце текста. Ее часто используют в стихах, чтобы подчеркнуть однообразие жизни, главную мысль текста или повторение важной закономерности. К примеру, ее использовали А. Блок в стихотворении «В ресторане» и М. Лермонтов в стихотворении «Бородино».
Также примером может послужить сказка Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”, где старуха вернулась к разбитому корыту из-за своей алчности. А прозаический пример — пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор», где чиновники ждут приезда проверяющего и в начале, и в конце.
Зеркальная
Зеркальная композиция — структура текста, подразумевающая повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу. Многие исследователи сходятся на том, что элементы зеркальной композиции имеются в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: в начале героиня пишет любовное письмо жениху, а в финале Евгений повторяет ее поступок по отношению к ней. Послания очень похожи. Та же ситуация в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». В первых главах Сен-Пре пишет Юлии роковое признание, а в последних она делает это, уже будучи замужней женщиной.
Например, элементы зеркальной композиции встречаются в пьесе М. Горького «На дне» (притча Луки о праведной земле и сцена самоубийства Актера).
Умолчание
Умолчание — это композиционный прием, подразумевающий наличие события, которое случилось раньше остальных, но мы, читатели, узнаем о нем в конце. Примером могут послужить детективные истории бельгийского писателя Жоржа Сименона.
В русской литературе умолчания тоже использовались. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» мы лишь в финале узнаем, кто убил Федора Карамазова. Благодаря этому сохранялась интрига.
А в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» читатель долго ломает голову над тем, кто же такая госпожа Лебядкина и что произошло со Ставрогиным за границей.
Ретроспективная
Ретроспективная композиция — структура текста, при которой автор делает отступление в прошлое по ходу развития действия. Художественное время идет вспять, как будто мы движемся в прошлое. Такое определение чаще всего дается в учебниках:
Вид композиции, основанный на перенесении завязки в середину повествования, когда читателю уже известна кульминация, а иногда и развязка конфликта.
Примером может служить роман Патрика Зюскинда “Парфюмер”. В русской литературе тоже есть свои примеры ретроспекции в композиции: «Легкое дыхание» И. Бунина и «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого.
Концентрическая
Концентрическая композиция — сюжетная спираль, демонстрирующая, что причины каждого из последующих событий находятся в прошлом героя. Можем вспомнить роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” или роман Фицджеральда “Ночь нежна”.
К примеру, Лермонтов намеренно меняет порядок глав в тексте, чтобы сначала рассказать о настоящем героя, а затем углубиться в его прошлое, где мы находим разгадку его эгоистичного поведения:
Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. … Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял…
Благодаря концентрической композиции мы узнаем много нового и о Родионе, совершившем убийство в романе «Преступление и наказание». Сначала мы шокированы его теорией, но потом автор рассказывает нам о доброте, сострадании и семейных обстоятельствах Родиона, которые меняют наше преставление о нем.
Автор: Екатерина Грушевская
Наталья Вадимовна Гурева
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Композиция художественного произведения – это взаимная соотнесенность и расположение изображаемого и художественно-речевых средств.
Элементы композиции текста
Определение 2
Художественный текст – это коммуникативное, семантическое и структурное единство, что проявляется в его композиции.
Композиция произведения – это построение произведения, определяющее его единство, целостность и завершенность. Она обусловлена жанром, авторскими интенциями и содержанием произведения. Композиция произведения – это система соединения всех его элементов. Она имеет самостоятельную содержательность, раскрывающуюся во время филологического анализа текста.
Объектом филологического анализа текста могут быть разные аспекты композиции:
- внешняя композиция текста – архитектоника,
- система образов произведения,
- смена в структуре текста точек зрения,
- композиция деталей,
- соотнесенность с другими компонентами текста.
Архитектоника текста – это его деление на определенные части (главы, строфы, абзацы и т. д.), их взаимосвязь и последовательность.
Проблем точки зрения является центральной проблемой композиции. Рассмотрение разных точек зрения, существующих в структуре текста, в соотношении с архитектоникой позволяет выявить динамику развития художественного содержания.
Анализ композиции деталей позволяет раскрыть способы углубления изображаемого.
Архитектоника произведения
Прежде всего, при анализе композиции текста следует разграничивать архитектонику текста и внутреннюю композицию. Внутренняя композиция определяется системой образов, своеобразием сюжета и особенностями конфликта, внешняя – деление текста на дискретные единицы. Следовательно, композиция – это проявление значимой прерывистости и непрерывности.
«Внешняя и внутренняя композиция литературного произведения» 👇
Границы композиционной единицы (разделы, главы, части, явления в драме и т. д.) четко определены автором. Это организует восприятие читателя, направляет его. Архитектоника текста – это способ «порционирования» смысла. Автор с помощью композиционных единиц читателю указывает на деление или объединение элементов текста (значит, и его содержания). Не менее значимым является и отсутствие деления текста либо его развернутых фрагментов. Так, немаркированность композиционных единиц подчеркивает недискретность организации повествования, целостность пространственного континуума, недифференцированность картины мира героя или повествователя. Например, это особенно ярко проявляется в жанре «поток сознания».
Композиционные единицы характеризуются приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение самых важных смыслов текста, а также активизируют внимание его адресата. Такими приемами являются:
- повторы языковых единиц;
- различные графические выделения;
- сильные позиции текста, связанные с установлением иерархии смыслов, с акцентированием внимания на самом важном.
К сильным позициям относят: заглавия, эпиграфы, части, главы, главки. Автор с их помощью подчеркивает элементы структуры, имеющие важное значение для понимания произведения, одновременно определяет ключевые «смысловые вехи» какой-либо композиционной части или текста в целом.
Таким образом, элементы архитектоники текста являются единицами текстовой структуры.
Различают два вида членения художественного текста: контекстно-вариативное и объемно-прагматическое.
Объемно-прагматическое учитывает объем произведения и особенности читательского восприятия. В этом случае основными единицами являются: книга, часть, том, глава, главка, явление, абзац, отбивка.
Объемно-прагматическое деление взаимодействует с контекстно-вариативным. В результате контекстно-вариативного членения выделяются контексты, организованные речью повествователя (авторской речью) и контексты, в которых содержится «чужую речь»; а также повествование, описание и рассуждение. Такие композиционные формы выделяются с учетом субъекта речи.
Объемно-прагматическое деление может выполнять и другие функции, например: передавать особенности течения времени, подчеркивать динамику повествования, выделять изображаемую реалию, выражать эмоциональную напряженность и т. д.
В особенностях внешней композиции текста проявляется один из ее важнейших признаков– связность. Отрезки текста, выделенные в результате членения, соотносятся, «сцепляются» друг с другом на основе общих элементов. Существуют два вида связности: когерентность и когезия.
Когезия – локальная связность – это связность линейного типа, которая выражается формально, языковыми средствами. Когезия основывается на лексических повторах, местоименной субституции, соотнесенности грамматических форм, наличии союзов и т. д.
Когерентность – глобальная связность – это связность нелинейного типа, которая объединяет элементы разных уровней текста (эпиграф, заглавие и основной текст и т. д.). Одними из важнейших средств создания когерентности являются повторы и параллелизм.
Внутренняя композиция текста
В отличие от внешней композиции, внутренняя не выделяется графически. Понятие внутренней композиции связано с определением сложных, неоднозначных связей, с помощью которых соединяются отдельные группы, системы образов литературного произведения.
Внутренняя композиция – это организация всех частей литературного произведения в целостное единство, которое подчиняется решению его основных проблем. В таком случае организующим центром внутренней композиции является точка зрения автора, выраженная в каждой детали, компоненте произведения.
Важнейшим композиционным средством произведения является сюжет.
Определение 3
Сюжет – это развивающаяся в художественной реальности произведения последовательность действий или событий, в которых раскрываются характеры персонажей, их взаимоотношения.
Другими словами, сюжет – это цепь событий, изображенная в произведении. Это жизнь персонажей в пространственно-временных изменениях, в сменяющихся обстоятельствах и положениях.
Выделяют следующие элементы сюжета:
- экспозиция – описание обстановки действия, взаимоотношений героев до начала конфликта;
- завязка – случай, эпизод, с которого начинается развитие конфликта;
- кульминация – момент наивысшего напряжения;
- развязка – разрешение конфликта.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме