Остаточный срок годности или срок службы устанавливают при закупке по 44-ФЗ отдельных категорий товаров, имеющих определённый срок использования. Это период, в течение которого товар сохраняет свои изначальные потребительские свойства.
К таким товарам относятся:
- продукты питания;
- лекарства;
- медицинские изделия.
Заказчику следует понимать, когда именно указывать остаточный срок, а поставщику, в свою очередь, поставлять товары, соответствующие данным требованиям.
Не применяется остаточный срок годности при закупках оборудования. Для товаров такой категории применяют термины «гарантийный срок», «предоставление гарантии поставщика» и т.д.
Как правильно указывать остаточный срок годности товара
Остаточный срок годности следует указывать одним из двух способов:
- как конкретный период времени, в формате — день, месяц, год;
- как конкретную дату истечения срока годности.
Срок годности подразумевает либо дату, по достижении которой продукт будет нельзя употреблять либо период времени, на протяжении которого товар можно использовать.
Важно! Указывать остаточный срок годности как процент от общего срока годности — не правильно (Письмо Минэкономразвития от 04.09.2015). Так поставщики могут оказаться в неравных условиях, поскольку остаточный срок годности товаров с более длительным сроком годности также окажется длиннее.
Мнения о недопустимости исчисления остаточного срока годности в процентах придерживаются и в ФАС. В ведовстве указывают, что выражение остаточного срока годности в процентах влечет:
- установление неравных условий для производителей;
- ограничение конкуренции;
- сокращение количества участников закупок.
Максимальный остаточный срок годности не может превышать 12 месяцев. Именно на этот срок заказчику выдаются денежные средства. Более длительный срок годности привлечет внимание надзорных органов.
Как определить период, в течение которого можно использовать объект закупки
Заказчик должен правильно определить период, в течение которого объект госзакупки можно использовать. Нужно заложить время, которое уйдёт на закупку, время на поставку товара, объём товара и время планируемого использования. Весь этот период товар должен быть пригоден для использования, либо его нужно успеть израсходовать до окончания срока годности. Вот типичные примеры.
1. Продукты питания
Если вы планируете закупить скоропортящиеся продукты питания по 44-ФЗ, важно правильно указать остаточный срок годности на момент поставки. Например, он может соответствовать семи суткам или другому подходящему для конкретного продукта периоду.
Истечение срока годности пищевых продуктов разъясняется в п.1 ст.16 Закона № 29-ФЗ:
- ухудшение качества продукта, его вкуса и полезных свойств;
- вредные химические реакции в продукте питания;
- продукт становится опасным для здоровья человека;
- товар становится непригодным к употреблению.
Производители продуктов питания для продуктов разрабатывают техническую документацию, которая находится под контролем СанПина. Чтобы увеличить срок годности, следует подготовить обоснование и предоставить его в СЭС.
2. Лекарственные препараты
Срок годности на аналогичные препараты у разных производителей может отличаться. Информацию о сроке можно найти в инструкции, разработанной в процессе обязательной регистрации лекарственного препарата.
Если продукт обладает длительным сроком годности
Остаточный срок годности в заявке и документации к продуктам с длительным сроком годности можно указать следующим образом: «Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 3 месяцев на момент поставки», что подразумевает, что заказчик сможет использовать товар на протяжении трёх месяцев с момента поставки, даже если срок договора истекает раньше.
Остаточный срок годности
Это период времени, в течение которого товар сохраняет свои потребительские свойства.
Если объектом закупки являются товары, имеющие такое ограничение, то заказчик должен указать остаточный срок годности в закупочной документации. После получения товара от поставщика заказчик может его использовать в течение указанного периода.
Остаточный срок годности прописывают при закупке продуктов питания, медикаментов, медицинских изделий и т.д. Его нельзя применять при проведении закупок оборудования. Заказчикам стоит очень внимательно относиться к указанию остаточного срока годности в документации, так как ошибки могут привести к срыву закупочной процедуры или расторжению госконтракта.
Как правильно указывать остаточный срок годности?
Остаточный срок годности товара можно указать следующими способами:
- Конкретный период времени, на протяжении которого можно использовать товар (например, 7 дней или 1 год)
- Конкретная дата истечения срока годности (например, до 31.12.2021 года)
Частая ошибка заказчиков — указывать остаточный срок годности товара, равный сроку годности от производителя. Например, производитель определил срок годности товара 3 года, и заказчик установил этот же период. Но ни один поставщик не сможет выполнить это условие, соответственно, не будет подано ни одной заявки. Если всё же заявки поступят и контракт будет заключен, то его придется расторгнуть из-за несовпадения сроков годности.
Вторая по популярности ошибка заказчика — это остаточный срок годности продолжительностью более года. Максимально возможный остаточный срок годности составляет 12 месяцев, так как финансирование заказчика планируется на год. Более длительный период установить можно, но только с обоснованием такой необходимости. Согласно письму ФАС №ИА/71717/17 от 18 октября 2017, «Заказчик должен устанавливать ОСГ на срок закупки, но имеет право требовать увеличенный ОСГ для создания резерва. Если увеличение существенное (например, ОСГ 18 месяцев при закупке на 1 год), то заказчику придется обосновать потребность в таком большом остаточном сроке годности».
Как правильно рассчитать остаточный срок годности товара?
Для корректного расчета заказчику необходимо:
- Определить период, в течение которого закупаемый товар может быть использован
- Установить такой остаточный срок годности, на протяжении которого товар будет пригоден к использованию после поставки
Рассмотрим пример.
ГБУЗ «Детский санаторий» закупает молоко. Срок для подачи заявок составляет 7 дней. Поставка данного товара займет 3 недели. Весь объем закупаемого молока санаторий использует за 4 месяца. То есть после поставки остаточный срок годности молока должен быть не менее 4 месяцев. Суммируя эти сроки, получаем минимальный срок годности товара – 5 месяцев. Заказчик может прописать в документации: «Остаточный срок годности товара не менее 5 месяцев» или «Остаточный срок годности товара на момент поставки не менее 4 месяцев».
Особенности расчета ОСГ при закупке лекарств
При закупке медикаментов очень важно правильно указывать остаточный срок годности. Все лекарства проходят обязательную регистрацию, и для каждого препарата разрабатывают инструкцию. Именно в ней содержится информация о сроке годности. Заказчики проводят закупки лекарств не по конкретным торговым наименованиям, а по международному непатентованному наименованию (МНН), по необходимой дозировке и лекарственной форме. Поэтому важно помнить, что взаимозаменяемые лекарственные препараты разных производителей могут иметь разные сроки годности.
В документации стоит указывать остаточный срок годности исходя из периода, в течение которого учреждение планирует использовать лекарственный препарат.
Например: «Остаточный срок годности лекарственного препарата должен составлять не менее 9 месяцев на момент поставки».
Читайте подробнее про взаимозаменяемые лекарства в других материалах Seldon.
Основные средства имеют свойства изнашиваться, теряя постепенно эксплуатационные свойства. В конце концов наступает полный износ, после которого объект списывается с учета и далее не используется. Для оценки состояния объектов необходимо проводить регулярные расчеты таких показателей, как коэффициент износа и коэффициент годности основных средств. Первый показывает степень изношенности объекта, наглядно демонстрирует, насколько ОС самортизирован. Второй дает дополнительные сведения о состоянии фондов. Данные коэффициенты можно рассчитать, для этого применяются специальные формулы. Ниже даны формулы расчета, рассмотрено вычисление коэффициента износа и годности на примере.
Все про то, кому и как в 2023 году применять ФСБУ Аренда, НМА, Капвложения, ОС, Документооборот и Запасы, расскажем на онлайн-курсе повышения квалификации.
Обучение очень удобное: понятные короткие лекции, тесты, примеры в 1С, онлайн-встречи с преподавателями, ответы на все ваши вопросы, примеры в 1С, закрытый чат. По окончании получите официальное удостоверение о повышении квалификации на 140 часов с занесением в госреестр.
Запишитесь на курс «Шесть новых ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы», пока есть места.
Предполагается, что основное средство можно эксплуатировать в течение срока полезного использования, который устанавливается на стадии принятия объекта к учету. Его длительность зависит от типа поступившего актива.
В течение всего этого срока отчисляется амортизация в расходы, уменьшающая первоначальную стоимость объекта. Благодаря амортизационным отчислениям происходит возврат вложений в основное средство. Данный показатель в суммарном значении за весь период использования ОС в любой момент позволяет установить остаточный стоимостный показатель по каждому объекту основных средств.
Также начисленная амортизация позволяет рассчитать коэффициент износа, определить степень возвращенных за ОС средств в общей стоимости актива.
Как рассчитать коэффициент износа основных средств — формула расчета
Данный коэффициент можно определить для каждого отдельно объекта ОС или в целом по всему парку основных фондов. Он может показывать, насколько самортизирован конкретный актив, также позволяет установить, какую часть составляет изношенные объекты по отношению к общему объему основных средств.
Формула расчета:
Коэффициент износа ОС = А /ПС * 100%,
А — амортизация, накопленная на момент расчета. Показатель берется из кредита счета 02;
ПС — первоначальная стоимость ОС. Если была проведена переоценка, модернизация, реконструкция, изменившие начальный стоимостный показатель, то нужно брать стоимость с учетом данных изменений. То есть этот тот показатель, которые отражен по дебету счета 01.
Исходя из формулы видно, чем выше коэффициент износа, тем более изношено оборудование, чем больше амортизационные отчисления, тем более изношено основное средство.
Коэффициент возможно рассчитывать для определения износа физического, морального состояния объектов.
Зачем он нужен: показатель позволяет оценить состояние основных фондов, распланировать дальнейшие действия по улучшению и обновлению оборудования, принять решение о целесообразности замены основных средств на новые. То есть величина коэффициента износа дает возможность рационально провести анализ активов предприятия с целью разработки дальнейшей стратегии развития.
Пример расчета коэффициента износа
Исходные данные примера:
В компании имеется 10 автомобилей на балансе, каждый объект учтен по дебету счета 01 по первоначальной стоимости, общее значение которой составляет 4600000 (по 460000 каждый). В отношении одного автомобиля проведено улучшение, проведена замена кузова на более удобный и функциональный, это изменение привело к увеличению начальной стоимости автомобиля до 630000 (на 170000). В итоге общая стоимость основных средств оказалась равной 4770000.
Накопленная амортизация по кредиту счета 02 на дату проведения расчета коэффициента составляет 1630000.
Расчет:
Требуется рассчитать коэффициент износа автомобилей. Для этого проводим расчет по формуле:
КИ = 1630000/4770000 *100% = 34%
Выводы:
Какой вывод может сделать бухгалтер после проведения такого расчета?
Степень изношенность автопарка компании составляет 34%, то есть грубо говоря основные средства на треть самортизированы. Насколько такой показатель устраивает компанию, решать только ей. Нормативных значений законодательством не установлено. Никаких рекомендаций не дается относительно того, при какой величине коэффициента износа нужно проводить замену оборудования. Каждое предприятие определяет для себя норму самостоятельно в зависимости от типа оборудования, основных средств, своих финансовых возможностей.
Иногда лучше не дожидаться полного износа ОС, когда эксплуатационные свойства будут полностью утеряны. Порой, гораздо выгоднее обновить оборудование для получения максимальной эффективности работы, а старый объекта списать в расходы. Целесообразность этих действий оценивается в ходе проведения экономических расчетов.
Компании нужно выработать для себя приемлемые нормы коэффициента износа, закрепить результаты в учетной политике.
На практике обычно границей, после которой следуют мероприятия по обновлению парка основных средств, является коэффициент износа в 50%. Считается, что при коэффициенте свыше 50% оборудование сильно изношено и не дает должного экономического эффекта от его использования.
Полученная в примере величина в 34% показывает, что автомобили изношены не настолько сильно, чтобы их менять. В целом, показатель находится в пределах нормы.
Обратите внимание: такой расчет не дает точного представления о состоянии отдельных объектов. Возможно в некоторых ситуациях провести более детальный анализ каждого отдельного основного средства на предмет степени его изношенности. Только комплексный анализ позволит принять рациональное решение.
Формула для расчета коэффициента годности ОС
Дополнительную информацию о состоянии основных фондов даст коэффициент годности, который показывает, какую часть составляет остаточная стоимости в общей начальной стоимости основных средств.
Формула для расчета:
Коэффициент годности = ОС / ПС * 100%,
ОС — остаточный показатель стоимости, определяется как разность первоначальной и накопленных амортизационных отчислений;
ПС — начальный показатель стоимости, по которой объекты числятся на балансе.
Пример расчета коэффициента годности
Исходные данные для примера:
Возьмем тот же пример с автомобилями, по которому следующие исходные данные:
-
4770000 — начальная стоимость автомобилей с учетом улучшений;
-
1630000 — накопленные отчисления на амортизацию.
Расчет:
Рассчитаем коэффициент годности.
Для использования формулы нужно знать стоимость в остаточном значении, для этого проводим такие вычисления:
ОС = 4770000 — 1630000 = 3140000.
Коэффициент годности = 3140000 / 4770000 * 100% = 66%
Выводы:
Насколько устроит такое значение компанию? Опять же норм не установлено, каждое предприятие решает вопрос самостоятельно. Обычно считается, что при коэффициенте годности более 50% основные средства можно использовать далее, при снижении его ниже данной границы разумно провести анализ фондов.
Итоговое решение о целесообразности изменений принимает на основе обоих коэффициентов — годности и износа. Разумно провести не только общие вычисления по всему фонду основных средств, но и по каждому отдельному активу.
Еще один пример расчета коэффициентов
В компании имеются компьютеры, которые числятся на балансе как основные средства, и мебель.
Показатели по данным активам:
Компьютеры |
Мебель |
Всего |
|
Первоначальная стоимость, руб. |
1300000 |
2400000 |
3700000 |
Накопленная амортизация, руб. |
350000 |
1400000 |
1750000 |
Остаточная стоимость |
950000 |
1000000 |
1950000 |
Коэффициент износа,% |
27 |
58 |
47 |
Коэффициент годности,% |
73 |
42 |
53 |
Выводы:
Из данной таблицы видно, что при проведении расчета коэффициента износа и годности в целом по основному фонду компании получаются результаты 47% и 53% соответственно. Если принять, что норма это 50%, то компания может сделать вывод о том, что пока изменения не требуются, состояние удовлетворительное.
Однако при детальном рассмотрении основных средств по их типу показывает другую картину. Если основные средства предприятия представлены компьютерами и мебелью, то с учетом исходных показателей видно, что по компьютерной технике коэффициент износа и годности составляют соответственно 27% и 73%, а по мебели 58% и 42%.
Детальный анализ помог выявить слабую составляющую, в отношении которых требуется срочная замена. Следующим этапом компания может более детально рассмотреть имеющуюся мебель, установить коэффициенты по отдельным ее составляющим и выявить слабое звено, подлежащее обновлению.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
ПИСЬМО
от 30 октября 2020 г. N 4/1855
Административный департамент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках установленной компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Федеральной антимонопольной службы, и сообщает, что согласно пункту 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, в связи с чем не вправе давать правовую оценку действиям участников контрактной системы в сфере закупок.
По вопросу установления остаточного срока годности Административный департамент считает возможным отметить следующее.
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности, устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” сроки годности на продовольственные товары устанавливает их изготовитель.
При осуществлении закупок пищевых продуктов заказчик вправе установить в документации о закупке требования об остаточном сроке годности продуктов питания. При этом остаточный срок годности продуктов питания должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого они сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению. Данная позиция подтверждается письмами Минэкономразвития России от 20.04.2017 N ОГ-Д28-4653, от 09.06.2016 N ОГ-Д28-7243.
Учитывая изложенное, в Типовом контракте на поставку продуктов питания, утвержденном приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 (далее – Типовой контракт) установлены условия соответствия товара по качеству, гарантийному сроку, обеспечению гарантийных обязательств и сроку годности товара.
В соответствии с пунктом 6.4 Типового контракта остаточный срок годности товара устанавливается заказчиком в Спецификации (Приложение N 1 к Типовому контракту).
Согласно сноске 133 к Приложению N 1 к Типовому контракту в столбце 5 Спецификации заказчик указывает остаточный срок годности, определяемый календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно статьям 472 – 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок годности товара определяет срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности (остаточный срок годности). Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (т.е. период, в течение которого изготовитель обеспечивает потребителю возможность использования товара по назначению и несет ответственность за его существенные недостатки).
Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают срок годности товаров и остаточный срок годности товара на основании данных производителей товаров, а также исходя из своих потребностей и планируемого периода потребления таких товаров, и формируют описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Необходимо отметить, что с учетом части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик не вправе установить в документации о закупке обязательное требование об указании в составе заявок на участие в закупке показателей и (или) значений гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества (в том числе срока годности, остаточного срока годности товара), гарантийного обслуживания товара. Участник закупки, подавая заявку, соглашается на указанные условия.
По вопросу изменения условий Типового контракта Административный департамент считает возможным отметить следующее.
Согласно части 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 “О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения” (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ.
При этом пунктом 7 Правил предусмотрено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предполагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Согласно пункту 12 Правил изменения в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов вносятся посредством принятия нормативного правового акта в порядке, установленном для разработки, утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с пунктом 2 – 11 Правил.
Таким образом, заказчик самостоятельно не вправе вносить изменения в утвержденный типовой контракт, за исключением случая изменения переменной части типового контракта.
Вышеуказанная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2020 N 24-05-06/65908.
Обращаю внимание на то, что письма Минсельхоза России и его структурных подразделений по вопросам применения нормативных правовых актов не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Дополнительно информирую о том, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, является Минфин России.
Директор
И.А.ТАРАСОВА
Техническое задание представляет собой документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки. В нем определяются условия и порядок ее проведения, а также условия поставки товара, выполнения работ или оказания услуг и их приемка. Заказчик разрабатывает отдельное техническое задание под каждую конкретную закупку
Можно ли обойтись без технического задания?
Теоретически — да. Это не противоречит закону о госзакупках, если в проекте контракта, извещении и закупочной документации отражена подробная информация об объекте закупки. Но на практике все же лучше составлять подробное техническое задание, чтобы не возникало спорных моментов при чтении закупочной документации поставщиком.
Что нужно учитывать при составлении технического задания?
Важно учитывать, что описание объекта закупки заказчика должно носить объективный характер. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Техническое задание не должно предусматривать для поставщика больше рисков и обременений, чем для заказчика.
Техническое задание составляет работник контрактной службы или контрактный управляющий совместно с юристом, специалистом заинтересованного структурного подразделения. Руководитель заказчика его подписывает. Заказчик включает составленное техническое задание в состав закупочной документации, а участник закупки — изучает и придерживается требований ТЗ при составлении своей заявки.
Проводит ли участник закупки экспертизу технического задания?
Заказчик разместил техническое задание на официальном сайте в составе закупочной документации. Может ли участник закупки проводить экспертизу этого задания?
Да, участник закупок имеет право на проведение экспертизы, так как каких-либо законодательных ограничений здесь нет.
С момента размещения на официальном сайте вся информация о закупке становится доступной неограниченному кругу лиц. Если участнику закупки для формирования своего предложения нужно проанализировать техническое задание, проверить обоснованность установленных требований, он может сделать это как самостоятельно, так и обратившись в экспертную организацию.
Порядок и критерии проверки технического задания законом о госзакупках не установлены, поэтому участник закупки может разработать их самостоятельно или принять порядок, который предлагает экспертная организация. А уже дальше решать, стоит ли ему участвовать в данной закупке, сможет ли он поставить товар (выполнить работу или оказать услугу), соответствующий этому техническому заданию. Участник закупки может обжаловать положения документации.
Срок годности в процентах — возможно ли?
Может ли заказчик установить в техническом задании требование к остаточному сроку годности товара, выраженное в процентах?
Позиции контролирующих и судебных органов по данному вопросу расходятся. В ряде случаев арбитражные суды считают, что такие действия заказчика неправомерны. Они ссылаются на то, что это может привести к ограничению конкуренции.
При описании объекта закупки заказчик может указать в документации, в частности, требования к гарантийному сроку (ч. 4 ст. 33 44-ФЗ). Но в описание объекта закупки нельзя включать требования к товарам и информации, которые влекут ограничение количества участников закупки. Исключение составляют случаи, когда нет другого способа более точно и четко описать объект закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).
ФАС России в разъяснениях придерживается мнения, согласно которому установление требования к остаточному сроку годности в процентах неправомерно (Письмо от 26.08.2014 № АК/34487/14).
Но бывают случаи, когда ФАС считает, что заказчик может указывать срок годности в процентах. Требование к остаточному сроку годности может быть обусловлено нуждами потребителей товара. Например, лекарственный препарат может быть востребован не только в течение всего периода, в который осуществляются закупки, но и после его окончания.
Обучение для поставщиков по 44-ФЗ
Повышение квалификации онлайн, 128 ак.часов, Удостоверение
Посмотреть программу
Ранее при рассмотрении аналогичных споров, еще в период действия 94-ФЗ, ФАС России и арбитражные суды признавали такое требование правомерным (Решения ФАС России от 13.10.2011 по делу № К-2255/11, от 13.10.2011 по делу № К-2254/11, Постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2012 по делу № А08-10203/2011).
Но все-таки лучше определить остаточный срок годности периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо конкретной датой, до которой товар должен сохранять свою пригодность. Это позволит избежать обвинений в ограничении конкуренции и снизит вероятность возникновения претензий со стороны контролирующих органов.
Детализация не бывает излишней?
Заказчик при описании объекта закупки в техническом задании на поставку товара установил конкретные требования к товару, его размерам, упаковке и отгрузке. Прав ли заказчик?
Как и в предыдущей ситуации, заказчик может устанавливать детализированные и конкретизированные требования к объекту закупки, если это не влечет ограничения конкуренции участников торгов. Согласно ст. 17 135-ФЗ при проведении государственных тендеров нужно учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, если они могут привести к ограничению конкуренции. В общем случае считается, что если под описание подходят хотя бы два товара разных производителей или поставщиков, то описание корректно и не содержит признаков ограничения конкуренции. А вот если вся совокупность деталей описания может быть применима лишь к одному вполне конкретному товару, то имеет место недобросовестная конкуренция и признаки нарушения закона.
Наличие ГОСТов при отсутствии технических характеристик
Заказчик при описании объекта закупки в техническом задании сослался на нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы) и не указал при этом конкретные технические характеристики и показатели качества ТРУ. Вправе ли заказчик устанавливать требования к ТРУ таким способом?
Ссылки на ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы в конкурсной документации фактически не устанавливают показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, что является нарушением ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.
В данном случае заказчик не должен устанавливать требования в техническом задании таким способом. Заказчик вправе сослаться на ГОСТы и СНиПы, только если нормативно-технические документы содержат все необходимые требования к ТРУ и показатели их качества.
Законодательство о госзакупках не предусматривает запрета на установление требований о соответствии ТРУ определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся все необходимые требования к ним и показатели качественных и технических характеристик. Позиции контролирующих и судебных органов по данному вопросу отличаются.
Бывают случаи, когда ФАС признает указания на ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы неправомерными. Арбитражные суды, как правило, признают такие указания правомерными, только если нормативно-технические документы содержат все необходимые показатели качества, а также требования к товарам, работам, услугам в виде измеряемых величин.