Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.
Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.
Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.
Особенности словообразования
- Для проведения словообразовательного разбора, слово необходимо поставить в начальную форму.
- Чтобы найти слово, от которого образовано данное, нужно определить лексическое значение производного слово через однокоренное. Нужно ответить на вопрос:
Что данное слово обозначает? (Что это? Кто это? Какое оно?)
Ответ обязательно должен содержать однокоренное слово. Например, найдем производящие слова для слов лесник, пригород, упростить:
Лесник – это кто?~ Это тот, кто работает в лесу.
Лесник ←лес
Слово лесник образовано от слова лес.
Пригород – это что?~ Это местность возле города.
Пригород ← город
Слово пригород образовано от слова город.
Упростить – что значит?~ Значит, сделать простым.
Упростить ← простой
Слово упростить образовано от слова простой.
- В образовании слова одновременно участвуют только разные морфемы. От двух одинаковых морфем слово не может быть образовано (от двух приставок, от двух суффиксов).
- Если при образовании слова изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс (либо один, либо в сочетании с другой морфемой). При этом суффикс может быть нулевым. Например:
грушевый ←груша
Прилагательное грушевый образовано от существительного груша при помощи суффикса –ев-.
повысить ←высокий
Глагол повысить образован от прилагательного высокий при помощи приставки по— и суффикса –и-.
- Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образованы от существительных мужского пола. Например:
учительница ← учитель
Слово учительница образовано от слова учитель.
- Существительные, обозначающие качество, признак образованы, как правило, от прилагательных. Например:
доброта ← добрый
Слово доброта образовано от слова добрый.
смелость ← смелый
Слово смелость образовано от слова смелый.
- Существительные со значением действия, как правило, образуются от глаголов. Например:
ожидание ← ожидать
Слово ожидание образовано от слова ожидать.
- Глаголы с суффиксами –ва-, -ива-, -ыва— чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов. Суффикс –ва— ударный, —ива-, -ыва— – безударные.
зашивать ← зашить
Глагол зашивать образован от глагола зашить
замариновывать ← замариновать
Глагол замариновывать образован от глагола замариновать.
- Наречия на –о, -е образуются от прилагательных. Например:
Горячо ← горячий
Наречие горячо образовано от прилагательного горячий.
Алгоритм проведения словообразовательного
- Поставить слово в начальную форму.
- Найти производящее слово.
- Определить, с помощью каких морфем данное слово образовано.
- Определить способ образования слова.
Робеет. Начальная форма – робеть. Что это значит?~ Значит, быть робким. Глагол робеть образован от прилагательного робкий при помощи суффикса –е— суффиксальным способом.
Робеет – робеть.
Робеть ← робкий (суффиксальный сп.)
Повторим
Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.
Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.
Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.
Особенности словообразования
- Для проведения словообразовательного разбора, слово необходимо поставить в начальную форму.
- Чтобы найти слово, от которого образовано данное, нужно определить лексическое значение производного слово через однокоренное.
- В образовании слова одновременно участвуют только разные морфемы.
- Если при образовании слова изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс . Суффикс может быть нулевым.
- Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образованы от существительных мужского пола.
- Существительные, обозначающие качество, признак образованы, как правило, от прилагательных.
- Существительные со значением действия, как правило, образуются от глаголов.
- Глаголы с суффиксами –ва-, -ива-, -ыва— чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов. Суффикс –ва— ударный, —ива-, -ыва— – безударные.
- Наречия на –о, -е образуются от прилагательных.
Алгоритм проведения словообразовательного разбора.
- Поставить слово в начальную форму.
- Найти производящее слово.
- Определить, с помощью каких морфем данное слово образовано.
- Определить способ образования слова.
Словообразовательный разбор слова — это анализ, каким способом, с помощью какой морфемы оно образовано от однокоренного слова.
Выясним, как правильно выполнить словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора.
Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
- небо — корень/окончание;
- земля — корень/окончание;
- рука — корень/окончание;
- голова — корень/окончание.
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
- приставки
- суффикса
- приставки и суффикса;
- постфикса
и т. д.
Понаблюдаем:
земля → земляной → землянка
влага → влажный → увлажнить
близкий → приблизить → приблизиться
Определение
Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
- петь → запеть (начать петь);
- красный → красноватый (слегка красный).
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
Определение
Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вина → виновный → виновность
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
- вина → виновный;
- виновный → виновность.
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
текст → подтекст |
2. Суффиксальный |
белый → белизна |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдный |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдых |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудь |
6. Сложение: 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасный |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) – загорающие (прич.) люди; |
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
- ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
- мир — примирение (мир → примирить → примирение);
- холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монетка — корень/суффикс/окончание
монеткой — корень/суффикс/окончание
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали2 артисты цирка.
- Приехали — н. ф. приехать;
- приехать — основа приеха-.
- ехать → приехать ;
- ехать — производящая основа еха-.
- при- + ехать = приехать;
- приставочный способ образования.
Пример 2
На земляничной2 полянке полно душистых ягод.
- земляничной — н. ф. земляничный;
- земляничный — основа земляничн-
- земляника → земляничный;
- земляника — основа земляник-;
- земляника + -н- = земляничный;
- суффиксальный способ образования.
Пример 3
Хочется удесятерить2 свои силы.
- Удесятерить;
- удесятерить — основа удесятери-;
- десять → десятеро → удесятерить;
- десятеро — основа десятер-;
- у— десятер-и-ть;
- приставочно-суффиксальный способ образования.
Видео «Словообразовательный разбор слова (5 класс)»
Словообразование
Наряду с разбором слова по составу (морфемным разбором) существует словообразовательный разбор — выяснение, от чего и с помощью чего образовано слово. Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.
Способы образования слов
Существует несколько способов образования слов:
- приставочный: удача → неудача, бабушка → прабабушка;
- суффиксальный: земля → земляк, быстрый → быстро;
- приставочно-суффиксальный: закон → узаконить;
- бессуффиксный: повторить → повторить;
- сложением двух слов: нефть + провод → нефтепровод.
Новые слова образуются помимо указанных способов также засчёт перехода одной части речи в другую. В школьной программе такой вариант рассматривается, но не разбирается подробно. Приведём один пример, по которому станет ясен принцип: ехали шагом (слово шагом является наречием, хотя по написанию совпадает с существительным шаг в творительном падеже).
Сравнение разборов
Слово, от которого образуются новые слова, называется исходным. При словообразовательном разборе выявляют приставки и суффиксы, которые были присоединены к исходному слову в процессе образования слова. Не стоит такой разбор путать с разбором слова по составу. Наш сайт не содержит словообразовательный словарь, однако покажем разницу между словообразовательным и морфемным разбором.
Словообразовательный разбор слова:
учительство ← учитель
по-весеннему ← весеннему
Разбор слова по составу:
учительство
по–весеннему
11 класса МКОУ
“СОШ №1” с.п. Шалушка Чегемского района КБР).
Возможные трудности
При
выборе производящего слова
(при
имеющемся производном)
При
определении способа словообразования
Причины
Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки
П
Что
нужно знать?
- В
словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
производящим является существительное мужского пола, производным
-существительное женского рода:
писатель → писательница
шахматист → шахматистка
- В
парах: глагол – существительное, обозначающее отвлеченное действие,
прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
производящим является глагол или прилагательное, а существительное
производным:
лечить → лечение
молодой→ молодость
- Большинство
возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать→ защищаться
умыть→ умыться
- При
словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым
суффиксом несовершенного вида:
писать→ записать→записывать
читать→прочитать→прочитывать
- Наречия
с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорошо
грустный→грустно
- Приставочный
способ
– присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
Таким способом образуются имена существительные, прилагательные,
местоимения, глаголы, наречия:
дедушка→ прадедушка
вкус→ привкус
- Суффиксальный
способ
– присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом
образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые
производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
слову.
дом → домишко
лифт→ лифтёр
В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.
- Приставочно-суффиксальный способ
– одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
слова. Наиболее часто образуются таким образом
имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:
пограничник
разболеться
снова
- Бессуффиксный
способ
– присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим
способом образуются следующие группы слов:
существительные
от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:
рассказать→рассказ
выходить→выход
существительные
от прилагательных путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:
сухой→сушь
гнилой→гниль
- Сложение
– способ,
при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).
Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).
Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.
Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.
- Переход
– это
способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный ученик – дежурный
по подъезду),
из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),
из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).
- Сращение
–
это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
слияния, сращения слов в одно слово:
сей час→ сейчас; сего дня→
сегодня.
Советы
Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.
Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:
-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);
-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.
Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).
Например:
близорукость/
ср.:близорук(ий);
лесной,
здоровенный.
Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:
-выбери
слова с приставкой и суффиксом;
-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если
«нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
n определить
какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).
n найти
производящее слово: истолковать значение производного ( это
можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого
оно образовано) или подобрать слово, родственное производному (оно
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).
n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.
n определить
способ образования исследуемого слова.
n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»
n слово
образовано приставочно-суффиксальным способом.
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу “Русский язык: понимаю – пишу – проверяю”.
Урок 10. Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования
В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано слово, надо:
1) увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;
2) определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.
Возьмём существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось значение предмета как результата этого действия. Следовательно, существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от глагола носить.
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.
1. Морфологический способ:
1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история – предыстория (то, что было “до” истории), делать – сделать;
2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый – красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить – мочёный (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили – он стал мочёный);
3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус – безвкусица (то, что лишено вкуса);
4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) – образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть – свист, бороться – борьба (результат получился из процесса), белый – белизна (существительное имеет признак цвета);
5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;
6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег – белоснежный; ферма для птиц – птицеферма;
7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета – стенгазета, Московский государственный университет – МГУ;
8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.
2. Неморфологический способ – образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) – среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) – ампер (единица измерения силы тока).
2) при помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. – Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая. – Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное – красивая новенькая, предлог – у новенькой.
Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение – предлог в течение; деепричастие благодаря – предлог благодаря и т. п.
Задания.
1. Определите способ словообразования слов объективность, лисонька, подоконник, направо. Определите, новые слова или формы слов рисующий, проехала, красивее, переходя.
2. Исправьте ошибки, допущенные в словообразовании выделенных слов. Проверяйте себя по орфографическому словарю.
1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Старик Дубровский не мог вынести измываний соседа.
4) Развитие движения разночинцев показано в романе “Отцы и дети” с большой шириной и глубиной.
5) Ехай скорей с горы!
6) Сегодня солнце так и жгёт.
7) Вы не хочете отдохнуть после обеда?
3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:
1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка
6) соломенный
7) самолёт
8) прочитанный
Ответ: 2, 5.