Лермонтов написал произведение «Герой нашего времени» в 1839 году. Повесть относится к социально-психологическому жанру, состоит из пяти эпизодов. Каждая часть – отдельный рассказ, сюжетное формирование отсутствует. Автор использует фабулу для построения романа. Это помогает ему максимально точно отобразить психологические особенности основного персонажа – Печорина. Читая пьесу, можно провести максимально полный анализ его личности.
Фаталист верит, что все ситуации в жизни человека предопределены свыше. Для него единственно правильным пониманием событий является фатум, рок, судьба. Проблема фатализма в романе «Герой нашего времени» – ключевой аспект повествования. Писатель раскрывает главные вопросы существования людей на земле. Печорин не относится к фаталистам. Он уверен, человек самостоятельно строит свою жизнь, от его поступков зависит будущее.
Почему фаталист – последняя глава романа
Характерная особенность произведения «Герой нашего времени» – отсутствие хронологического порядка в расположении глав. Несмотря на это, писателю удается четко передать суть романа. Образ Печорина в главе фаталист кардинально меняется. Глава стала последней частью повествования по двум причинам:
- Своеобразное композиционное кольцо предполагает завершение действа. Лермонтов переносит героев в ту же крепость, где началась первая глава, на Кавказ;
- Главный герой повести постоянно озадачен поиском сущности жизни, размышляет о цели бытия. В последнем эпизоде Вулич утверждает, что события предрешены. Его мнение подтверждается смертью офицера. Он не покончил жизнь самоубийством, не стрелял в себя. Персонажа убивает пьяный казак, которого он встречает совершенно случайно, направляясь к дому. Эта случайность преподносит урок Печорину, заставляя усомниться в отсутствии рока. Герой уверен, что люди могут изменить свою судьбу наперекор воле Бога.
Фатализм Печорина раскрывается в одном поступке, однако глобально его мнение не меняется.
Является ли Печорин фаталистом – разбор последней главы
Роковые события еще в античный период вызывали интерес писателей. Многие произведения о фатальном исходе человеческой жизни затрагивали деятели литературы. Образ Печорина в фаталисте проявляется в следующей ситуации:
- Персонаж обезоруживает казака, убившего офицера, самостоятельно, не боясь смерти. Это стало первым действием героя, принесшим пользу обществу;
- Изначально Григорий безответственно относится к чужим жизням, после принимает удар на себя. В этом эпизоде он уверен – свою судьбу не обманешь. Если придется погибнуть сегодня, этого не избежать. Здесь ярко выражается фаталистический настрой персонажа;
- В других главах произведения Печорин утверждает, что сам является хозяином своей судьбы. Высшая власть не может управлять его действиями;
- Не один эпизод указывает на противоречивость взглядов главного действующего лица. Возможно, в душе он верит в предопределенность бытия. Герой отрицает этот факт, чтобы жить ярко, уверенно, смело.
Однозначного ответа на вопрос фатализма Григория нет. Мнения критиков на эту тему расходятся. Стремление к самореализации, основанное на отрицании, является одним из объяснений противоречивости суждений Печорина.
Характер Печорина в главе фаталист – основные черты
Тест ЕГЭ включает вопросы касательно характера главного героя повести. Автор изображает его как сильную духом личность. Главное задание персонажа – достигнуть поставленных целей. В пяти разделах романа отмечается – Григорий вмешивается в жизнь окружающих, приносит беды, несчастья.
В последней главе писатель демонстрирует другие качества Печорина. Поймав убийцу офицера, он сделал доброе дело. Основные черты характера героя в части «Фаталист»:
- Храбрость;
- Отвага;
- Смелость;
- Героизм.
Автор не разъясняет причины, заставившей героя пойти на риск. Он хотел принести пользу людям или проверить предопределенность собственной судьбы.
______________________________________
Смотри также: Отрицательные черты Печорина: почему он – противоречивая натура
Сделался ли Печорин фаталистом?
Фатальный исход жизни – не новая тема литературы. Начиная с античных времен, человек пытается разобраться в сути роковых событий и в способностях человека руководить свой судьбой. Сделался ли Печорин фаталистом? Это вопрос, на который можно найти ответ в последней части произведения Лермонтова «Герой нашего времени».
Отношение к смерти
Печорин считает, что сам управляет событиями жизни, нет высшей власти, которая руководила бы его желаниями. Он заметил на лице офицера Вулича «печать смерти» и сказал ему об этом. Вулич чувствует все вокруг себя по-иному. Он уверен, что жизнь определена кем-то, самостоятельно выбрать день гибели невозможно. Офицер пытается доказать это нелепым поступком. Он снимает со стены понравившийся пистолет и приставляет его ко лбу. Окружающие не хотят участвовать в самоубийстве, но на пари соглашается Печорин. Происходит осечка, Вулич стреляет еще раз, чтобы доказать, что ружье заряжено, и все с содроганием слушают звук выстрела.
Печорин удивлен результатом, он четко видел смерть на лице человека. Что это? Ошибка или неправильное внутреннее ощущение? Григорий впадает в раздумья о судьбе. Мысли переносят мужчину к далекому прошлому, когда люди смотрели на небо и думали, что кто-то следит за ними сверху и дергает за веревочки, как кукловод, направляя человека по нужному пути. Человек не верит в счастье, знает, что оно невозможно, сомневается и приходит к заблуждениям. Печорин признается: он пытался быть мечтателем, но устал и «истощил жар души». То, что произошло в этот вечер, сильно огорчило. Печать смерти прошла мимо, почему? Вопрос мучает Печорина, но темная ночь отвлекает, заставляя внимательно смотреть под ноги.
Вулич и судьба
Офицер проверил судьбу, попытавшись выстрелить себе в лоб. Осечка доказывала, что он не может сам руководить смертью. Кто-то свыше избирает день гибели человека, сам он не вправе решать, когда умирать. Вулич пытается доказать сослуживцам свою идею рока. Офицеры не могут понять причину осечки. Сухой порох, неисправность оружия?
Но в голове все равно стоит суть пари: судьбой нельзя управлять.
Вулич, выигравший спор, возвращается домой. Он встречает пьяного казака, изрубившего свинью. Вулич мог остаться в стороне от прохожего, но он вдруг решается спросить, кого тот ищет. Казак отвечает: «Тебя!». Пьяный разрубает Вулича. Офицер перед смертью произносит роковую фразу: «Он прав!». Печорин был прав, когда увидел на лице смерть. Близкая кончина меняла внешность, подбиралась к человеку, но не торопилась, давая возможность дожить до точной даты. Стал ли знак предвестником беды или это только хорошо развитые инстинкты Григория?
Смысл сюжета
Читатель попадает в сложную ситуацию. Автор позволяет ему рассуждать и искать свое решение поставленной проблемы. Судьба есть или нет? Что значит, подчиниться року? Печорин не фаталист. Он уверен, что лучше не знать о близкой смерти, тогда смелость, уверенность будут всегда рядом, жизнь наполнится яркими ощущениями. Человек может испытывать судьбу, но делать это нужно аккуратно, «лезть на рожон» не стоит. Судьба может изменить свою линию и привести к гибели гораздо раньше срока.
Печорин – удивительный характер, его черты находят в людях прошлого и в современниках. Написать сочинение «Является ли Печорин фаталистом?» можно только после изучения сути понятий рок, фатум, судьба. Материал поможет разобраться
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Дарина Закирзянова
8/16
-
Ольга Иванова
14/16
-
Vyacheslav Tkachev
16/16
-
Марьям Хасанова
9/16
-
Роман Савченко
16/16
-
Владислав Исаев
16/16
-
Игнатий Загородников
14/16
-
Наталья Садовская
11/16
-
Sacred Air
14/16
-
Людмила Федорова
16/16
Схватка с пьяным казаком, это первый поступок Печорина, имеющий смысл. Обезоружить убийцу – совсем не то, что вмешаться в жизнь контрабандистов, увлечь Мери, похитить Бэлу и даже убить на дуэли Грушницкого. Здесь впервые была реальная цель: бросаясь в хату, Печорин помогал другим людям. Но думал он при этом вовсе не об этих людях, а о себе и о своем единоборстве с судьбой.
«После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» – спрашивает он себя. Так что же, значит, он действительно уверовал в судьбу, которая сохранила ему жизнь? Зачем тогда было ставить у хаты трех казаков и просить есаула отвлечь убийцу разговором? Уж доверился бы судьбе, как бы она распорядилась.
В том-то и дело, что Печорин не отдается судьбе, а вступает с ней в борьбу. «Я люблю сомневаться во всем: Это расположение ума не мешает решительности характера – напротив; что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»
Печорин верит в судьбу – и сомневается в этой вере; убедившись на примере Вулича, что предопределение существует, он все-таки стремится проверить это еще раз на себе; он, может быть, и фаталист, но странный фаталист, который не смиряется с предопределением, а идет наперекор ему; он хочет сам распоряжаться своей жизнью, хочет действовать.
Сделался ли Печорин фаталистом? Примеры сочинений
Короткий ответ:
Печорин вообще к другим людям относился с пренебрежением, он ценил лишь свои желания. Интересы чужих людей для него абсолютно ничего не значили. Наверное, только один человек вызывал у Печорина хоть какие-то чувства, это конечно же Вера. До остальных ему и дела никакого не было.
Я бы назвала Печорина беспринципным человеком, у которого нет таких качеств, как совесть и порядочность.
После гибели Вулича, Печорин не стал фаталистом, хотя предпосылки и были.
Печорин продолжает свято верить в то, что человек сам кузнец своей судьбы, только человек может влиять на свою судьбу. А фатализм это явно не про Печорина, не такой он человек.
Пример сочинения 1
Фаталист – человек, который верит в судьбу и в её предназначения. Он считает, что все происходящее с ним уже предначертано “свыше” и он не в силах что-либо изменить.
Фаталистом в главе “Фаталист”, конечно, является Вулич. Он заявил об этом в споре о том, вправе ли человек сам распоряжаться своей жизнью, или же он не в силах делать это. Вулич добровольно согласился на пари с Печориным, где главная цена – жизнь первого.
Он выстрелил себе в висок заряженным пистолетом, который дал осечку. Оставшись в живых, Вулич доказал, что человеческая душа предначертана “свыше”. Но Печорин не унимался. Он пророчит скорую смерть Вуличу, потому что видит это в его глазах. По дороге домой Печорин даже замечает некий знак судьбы – разрубленную пополам свинью. Печорин не успел рассмотреть её, как ему сообщают, что Вулич убит пьяным казаком, который, кстати, и разрубил эту свинью. Таким образом предсказание Печорина сбылось. Он, решив испытать судьбу так же, как Вулич, бесстрашно вломился в избу к казаку, для того чтобы усмирить его и помочь офицерам наказать казака за убийство.
Наверное, залогом такой храбрости явилось чувство, что он не должен умереть сегодня. Впрочем, в главе “Тамань” Печорин сказал, что умрёт где-нибудь в дороге, что, собственно, случилось позже.
Я считаю, что, кроме Вулича, фаталистом можно назвать и Печорина. Хотя он не даёт точного ответа:”Я люблю сомневаться во всем”. Печорина, как правило, никогда не подводит предчувствие. Не влияя на события, он заранее знает их исход. Возможно, Печорин не причисляет себя к фаталистам, потому что считает, что только он один может быть хозяином собственной жизни.
Он боится, что что-то будет происходить не по его воле, ведь таким людям важно всем распоряжаться, но Печорин – неоднозначная и противоречивая личность, поэтому мы не можем знать точно…
К фаталистам мы можем причислить и есаула:”Своей судьбы не минуешь”, и Максима Максимыча: “Так у него на роду написано”.
Таким образом, в главе “Фаталист” таковыми являются многие, хоть и открыто об этом говорил один Вулич.
Пример сочинения 2
Вся сознательная жизнь Лермонтова прошла в период, наступивший после восстания декабристов. Только с учетом той действительности и тенденций той эпохи можно правильно оценить и понять творчество Михаила Юрьевича. Интеллигенция того времени задавалась вопросом о том, чем же были эти события для страны – следствие деятельности отдельных личностей или неизбежность?
Будучи боевым офицером, Лермонтов не раз видел смерть товарищей и понимал старых воинов, говоривших о «печати смерти», появлявшейся на лице обреченного за несколько часов. Такую вот печать замечает Печорин на лице Вулича, держащего пистолет. «Вы нынче умрете!» – говорит он поручику. Пари окончилось осечкой, Печорин замечает Вуличу, что тот сегодня удачлив в игре. В душе же Григория Александровича мучают сомнения, не ошибся ли он, увидев роковую печать на лице противника.
Возвращаясь домой, Печорин уже почти смеется над собственными мыслями о фатуме, но утром он узнает, что Вулич мертв. Поручик сам остановил на улице своего убийцу, пьяного казака, разрубившего его шашкой. Умирая от ранения, Вулич произносит фразу, обращенную к Печорину: «Он прав!».
Сам Печорин решает испытать судьбу, ворвавшись в дом, где заперся убийца Вулича. Пьяный казак не желает покоряться собственному жребию, и Печорин выступает в роли того, кто исполнит небесное предзнаменование. Пуля, выпущенная казаком, лишь срывает с Григория эполет. Все же, именно в этот момент, когда, казалось бы, доказано существование фатума, Печорина одолевают сомнения. Печорин как обычно двойственен, говоря, что он действует смелее и решительнее, когда знает, что его ожидает.
Словами своего героя говорит Лермонтов, что всякая душа испытывает наслаждение, вступая в борьбу с людьми или с судьбою. Фатализм для Лермонтова ни в коей мере не исключал активного вмешательства в события. По душе Михаилу Юрьевичу была свобода действий и вторжение в ход событий, казалось бы, заранее предопределенных.
Пример сочинения 3
«Герой нашего времени» – роман одного героя. Образ Печорина собирателен, как говорит сам Лермонтов, он состоит из «пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Следует обратить внимание на композицию романа. Он состоит из пяти самостоятельных частей, объединенных главным героем, которые автор предлагает нам изучить не в хронологическом порядке, а в том, который лучше раскрывает характер Печорина.
С этой точки зрения особый интерес представляет для нас последняя глава «Фаталист», которая как бы является финалом, последним штрихом в портрете Григория Александровича.
В предыдущих главах автор рисует нам человека с незаурядным аналитическим умом, знающего все свои недостатки и слабости, показывает противоречивую личность. Он разочаровался в жизни, его судьба полна трагизма, он делает несчастными других людей, «часто без злобы, всегда без сожаления…» Печорин так и не сумел разгадать своего предназначения, не смог потратить силы «души необъятной» так, как следовало, не нашел цели в жизни.
В последней главе Печорин приезжает на левый фланг, в казачью станицу. Там он проводит время за игрой в карты с офицерами. Как-то раз разговор зашел о том, что «судьба человека написана на небесах». Офицер Вулич решительно выступает против этой точки зрения и заключает с Печориным пари. Он стреляет себе в висок из пистолета, но выстрел оказывается холостым. Следующий – настоящим. Казалось бы, спор решен, но Печорин, наблюдая за Вуличем, видит на его лице «печать смерти», говорит ему об этом, но Вулич не верит ему. Григорий Александрович все равно убежден, что офицер погибнет сегодня. Так и происходит: его случайно убивает казак.
Тема предопределенности проходит через весь роман. Печорин остается противоречивым и в этом вопросе. С одной стороны, он замечает «печать смерти» на лице Вулича, то есть верит предопределению, но с другой – высмеивает людей, которые считают, что звезды принимают участие в их жизни. Он рассуждает о том, что людям всегда было удобнее верить, что светила принимают участие в их жизни, пытается разобраться в своих ощущениях, прийти к единому мнению: «Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы; не знаю наверное, верю ли я теперь предопределению или нет, но в этот вечер я ему твердо верил: доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею».
Противоречивы и мнения офицеров по поводу судьбы. Кто-то спрашивает, зачем человеку разум и воля, если все уже решено, а кто-то восклицает, что своей судьбы не минуешь.
Но самым главным является последний эпизод в повести, когда вся станица собирается у избы Ефимыча (казака, который убил Вулича). Из всех выделяется лицо его матери, полное отчаяния. По мнению Печорина, взгляд Ефимыча не выражает решимости, но никто так и не отважился взломать дверь избы. Старый есаул предлагает застрелить преступника через щель, на глазах у матери, не дав ему возможности покаяться. Тогда Печорин совершает безрассудный и вместе с тем благородный поступок: он пробирается в избу и захватывает казака живым, спасая его от неминуемой гибели. Он как бы проверяет судьбу, зная, что если ему суждено погибнуть, то ничто его не спасет. Но Печорин остается жив.
Как мы узнали еще в начале дневника, он умер по дороге в Персию. Но в наших глазах он выглядит уже совсем другим к концу повествования. Он становится героем. Не одним из целого поколения, взятым в качестве примера набора пороков, а выдающейся личностью, со своими достоинствами и недостатками; противоречивым, уставшим человеком, который, несмотря на все трудности и беды, коих на его недолгом жизненном пути встретилось множество, продолжает верить в то, что получит избавление, в то, что его жизнь наладится, в то, что он найдет цель и достигнет ее. Он смело отдает себе отчет во всех своих поступках и мыслях, намерениях и желаниях.
Обезоруживая убийцу, Печорин совершает, наверное, первый поступок, имеющий смысл. Он фаталист, но не считает, что «своей судьбы не минуешь». Сначала он безнравственно рискует чужой жизнью, потом ставит под удар свою. В этом очередное противоречие. В этом – весь Печорин, герой нашего времени.
Пример сочинения 4
Роман Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским произведением. Вопрос о свободе воли, предопределении, о роли судьбы в жизни человека так или иначе рассматривается во всех частях романа.Однако развернутый ответ на него читатель получает лишь в заключительной части – философской повести “Фаталист “, которая играет роль своеобразного эпилога.
Фаталист – это человек, верующий в предопределенность всех событий жизни, в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.В духе своего времени, подвергающего пересмотру основные вопросы человеческого существования, Григорий Александрович Печорин пытается решить для себя: предопределено ли высшей волей назначение человека или же он сам определяет законы жизни и следует им?
По мере развития событий в повести Печорин получает троекратное подтверждение того, что “судьба человека написана на небесах”. Офицер Вулич, c которым герой заключает рискованное пари, не смог застрелиться, хотя пистолет был заряжен. Но затем Вулич все-таки погибает от руки буйного пьяного казака, и Печорин не видит в этом ничего удивительного поскольку еще во время спора заметил “печать смерти” на его лице.Решая сам испытать судьбу, он пытается разоружить убийцу Вулича: “У меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу”.Из смертельного поединка с врагом он вышел победителем и стал сомневаться в существовании предопределения.
Печорин считал, что остался жив по своей собственной воле, а не по воле рока.От гибели героя спасли хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость, но он по привычке продолжает сомневаться во всем и опасается сказать прямо, существует предопределение или нет. Каков же ответ “героя времени”, а вместе с ним и самого писателя, на этот сложнейший вопрос? Вывод Печорина звучит так: “Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед,когда не знаю, что меня ожидает”.
Таким образом, несостоявшийся фаталист обернулся своей противоположностью. Если он готов признать, что предопределение существует,то отнюдь не в ущерб активности поведения человека: быть просто игрушкой в руках судьбы, по мнению Печорина, унизительно. Из всех событий Печорин делает свои далеко идущие выводы: при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, обязательно нужно действовать, проявляя волю и решительность.
Михаил Юрьевич Лермонтов дает именно такое толкование проблемы, однозначно не отвечая на философский вопрос предопределения. Показав, что герой, высказывающий мысли о возможности существования предписанного рока, во всех ситуациях предпочитает действовать как человек,наделенный властью, писатель показывает путь решения проблемы судьбы.
Количество просмотров: 3575
Опубликовано: 21.02.2022
Вернуться назад →
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Сделался ли Печорин фаталистом?
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» пропитаны авторскими рассуждениями об умных и энергичных людях, которые не смогли применить свои недюжинные способности, и «увяли без борьбы» еще в самом начале жизни. Именно в таком ключе писатель рассказывает о главном герое – Григории Печорине.
Его характер был сформирован под действием той общественной среды, в которой персонаж находился. Повестью «Фаталист» роман был завершен. В ней говорится о критическом мышлении человека и проявлении воли при борьбе человека с порочностью окружающего его социума. Фаталист – человек, который безоговорочно верит в неизменность предначертанной судьбы. Он безоговорочно убежден, что все в мире управляется только лишь неизвестной и неизбежной силой – роком, и как-то бороться с ним не имеет никакого смыла.
Мнение Печорина было неизменно — судьба предопределена — «доказательство было разительно: Вулича не стало, «уж так у него на роду было написано». Главный герой, следуя примеру приятеля, решает бросить судьбе вызов. И смертельный поединок заканчивается успешно: Григорий выходит победителем и начинает сомневаться в существовании рока. Печорин был твердо убежден в том, что жив исключительно по своей воле, а не по предопределению судьбы. От нелепой смерти героя спас лишь холодный ум, храбрость и строгий расчет. Но привычка – вещь упрямая, и его начинают посещать мысли о предопределенности рока. Печорин делает далеко идущие умозаключения: несмотря на обстоятельства нельзя сидеть на месте, нужно действовать прямо сейчас, проявлять волю и решительность.
Волевая натура Григория Александровича толкает его на действия, но с точки зрения нравственности он к этому еще не готов. Необходим другой склад характера, ведь борьба против вековых устоев общества не так проста, как кажется на первый взгляд. Печорин все же предпринимает слабые попытки, но он не перспективны.
Герой осознает бессмысленность поступков, но расценивает их «со строгостью судьи и гражданина». Его выводы не утешительны: «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни».
В лермонтовские времена обладание «благородными стремлениями» уже значило служение обществу. Поэтому Печорин так сильно корит самого себя: его презрение направлено на современников – их существование мелочно. Но и Григорий не соответствует высокой общественной цели, а лишь подвержен «приманкам страстей».
Характер основного героя вырисован так, что положительные стороны Печорина раскроются лишь при преодолении ограничивающих обстоятельств извне и борьбе с ними. Ведь человек может изменить практически все, но только при наличии желания.
Отношение к смерти
Печорин считает, что сам управляет событиями жизни, нет высшей власти, которая руководила бы его желаниями. Он заметил на лице офицера Вулича «печать смерти» и сказал ему об этом. Вулич чувствует все вокруг себя по-иному. Он уверен, что жизнь определена кем-то, самостоятельно выбрать день гибели невозможно. Офицер пытается доказать это нелепым поступком. Он снимает со стены понравившийся пистолет и приставляет его ко лбу. Окружающие не хотят участвовать в самоубийстве, но на пари соглашается Печорин. Происходит осечка, Вулич стреляет еще раз, чтобы доказать, что ружье заряжено, и все с содроганием слушают звук выстрела.
Печорин удивлен результатом, он четко видел смерть на лице человека. Что это? Ошибка или неправильное внутреннее ощущение? Григорий впадает в раздумья о судьбе. Мысли переносят мужчину к далекому прошлому, когда люди смотрели на небо и думали, что кто-то следит за ними сверху и дергает за веревочки, как кукловод, направляя человека по нужному пути. Человек не верит в счастье, знает, что оно невозможно, сомневается и приходит к заблуждениям. Печорин признается: он пытался быть мечтателем, но устал и «истощил жар души». То, что произошло в этот вечер, сильно огорчило. Печать смерти прошла мимо, почему? Вопрос мучает Печорина, но темная ночь отвлекает, заставляя внимательно смотреть под ноги.
Вопросы и задания к главе
1. Зачем Лермонтов указывает, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича, видел в его лице «печать смерти»? Ищет ли Вулич смерти? А Печорин? Почему? 2. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Почему, убедившись, что предопределение существует, Печорин все же хочет испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака? 3. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему? 4. К кому из героев относится название главы? Какой смысл при этом выявляется? 5. Отличаются ли фатализм Вулича и фатализм Печорина? 6. Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение. 7. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он и начинается, и заканчивается в крепости N?
Дополнительные вопросы
1. Сопоставь Вулича с пушкинскими героями Сильвио («Выстрел») и Германном («Пиковая дама»). 2. Сопоставь язык и стиль начала повести «Фаталист» с первыми абзацами «Пиковой дамы» Пушкина.
Фаталист – это человек, верящий в судьбу. В то, что будущее предопределено свыше, и повлиять на него невозможно. Слово это происходит от латинского fátalis (определенный судьбой), fatum (судьба, рок). Фаталисты считают, что жизненный путь человека, ключевые повороты его судьбы можно предсказать, но нельзя изменить.
С точки зрения фаталиста человек, как поезд, двигается по определенному судьбой маршруту от станции к станции, не зная, что будет дальше, и не имея возможности свернуть с маршрута. А расписание заранее составлено высшими силами и соблюдается неукоснительно. А люди – лишь своего рода винтики в огромном механизме, каждый из них имеет свою функцию, и выйти за пределы очерченного судьбой предназначения невозможно.
Вулич и судьба
Офицер проверил судьбу, попытавшись выстрелить себе в лоб. Осечка доказывала, что он не может сам руководить смертью. Кто-то свыше избирает день гибели человека, сам он не вправе решать, когда умирать. Вулич пытается доказать сослуживцам свою идею рока. Офицеры не могут понять причину осечки. Сухой порох, неисправность оружия?
Но в голове все равно стоит суть пари: судьбой нельзя управлять.
Вулич, выигравший спор, возвращается домой. Он встречает пьяного казака, изрубившего свинью. Вулич мог остаться в стороне от прохожего, но он вдруг решается спросить, кого тот ищет. Казак отвечает: «Тебя!». Пьяный разрубает Вулича. Офицер перед смертью произносит роковую фразу: «Он прав!». Печорин был прав, когда увидел на лице смерть. Близкая кончина меняла внешность, подбиралась к человеку, но не торопилась, давая возможность дожить до точной даты. Стал ли знак предвестником беды или это только хорошо развитые инстинкты Григория?
Является ли Печорин фаталистом?
(по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Примечание:
необходимо показать реалистический подход Лермонтова к решению вопроса о предопределенности, выявить противоречивость натуры Печорина, не отвечающего однозначно на вопрос, что же все-таки является решающим в жизни человека: роковая предначертанность жизненного пути или активное противостояние самого человека предлагаемым судьбой обстоятельствам?
Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим , но и нравственно-философским произведением. Вопрос о свободе воли,предопределении, о роли судьбы в жизни человека так или иначе рассматривается во всех частях романа.Однако развернутый ответ на него читатель получает лишь в заключительной части — философской повести «Фаталист «, которая играет роль своеобразного эпилога.
Фаталист — это человек, верующий в предопределенность всех событий жизни, в неотвратимость судьбы,в то, что всё в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.В духе своего времени, подвергающего пересмотру основные вопросы человеческого существования, Григорий Александрович Печорин пытается решить для себя: предопределено ли высшей волей назначение человека или же он сам определяет законы жизни и следует им?По мере развития событий в повести Печорин получает троекратное подтверждение того, что «судьба человека написана на небесах». Офицер Вулич, c которым герой заключает рискованное пари, не смог застрелиться, хотя пистолет был заряжен.Но затем Вулич все-таки погибает от руки буйного пьяного казака, и Печорин не видит в этом ничего удивительного поскольку еще во время спора заметил «печать смерти» на его лице.Решая сам испытать судьбу, он пытается разоружить убийцу Вулича: «У меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу».Из смертельного поединка с врагом он вышел победителем и стал сомневаться в существовании предопределения.Печорин считал, что остался жив по своей собственной воле, а не по воле рока.От гибели героя спасли хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость, но он по привычке продолжает сомневаться во всем и опасается сказать прямо, существует предопределение или нет. Каков же ответ «героя времени», а вместе с ним и самого писателя, на этот сложнейший вопрос? Вывод Печорина звучит так: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед,когда не знаю, что меня ожидает».Таким образом, несостоявшийся фаталист обернулся своей противоположностью.Если он готов признать, что предопределение существует,то отнюдь не в ущерб активности поведения человека: быть просто игрушкой в руках судьбы, по мнению Печорина,унизительно.Из всех событий Печорин делает свои далеко идущие выводы: при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, обязательно нужно действовать, проявляя волю и решительность.
Михаил Юрьевич Лермонтов дает именно такое толкование проблемы, однозначно не отвечая на философский вопрос предопределения.Показав, что герой, высказывающий мысли о возможности существования предписанного рока, во всех ситуациях предпочитает действовать как человек,наделенный властью, писатель показывает путь решения проблемы судьбы.
Задание
В чём трагичность судьбы Печорина?
(По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю.Лермонтовым в 1840 году. Данное произведение является первым психологическим романом в русской литературе. Главная цель автора — разносторонне, детально показать неординарный характер главного героя — Григория Александровича Печорина. Сам Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Стремясь показать характер типичного представителя своего времени, Лермонтов нарисовал портрет достаточно противоречивой натуры с трагической судьбой.
Я считаю, что трагичность судьбы Печорина заключается в его сложном характере. Психологический портрет главного героя открывает читателю двойственность его натуры. Равнодушие, некая внутренняя «раздвоенность», холодность, расточительность, эгоизм, склонность к самоанализу — всё это было свойственно не только самому Печорину, но и типичным представителям ряда «лишних людей». Для Печорина характерны скука и тоска от бессмысленно сменяющих друг друга дней, от череды заранее предсказуемых событий. Он страдает от одиночества, не находит гармонии ни в любви, ни в дружбе. Главный герой не способен любить людей, более того, он приносит людям одни несчастья. Сам Печорин говорит: «Во мне два человека», — именно так он объясняет двойственность своего поведения. Так, например, из рассказа Максима Максимыча мы узнаем, что в непогожий день Печорин мог выезжать на охоту, в одиночку ходить на кабана, проявляя всю свою храбрость, а в самый обычный день мог быть самым настоящим трусом: «Ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет». Герой очень противоречив, быстро остывает ко всему, не может найти свое место в жизни: он долго добивался расположения Бэлы, но когда девушка полюбила его, охладел; ему скучно и в бою, и в обществе близких ему людей. Сам Печорин не понимает, зачем он живет, поэтому предпочитает умереть во время путешествий. Герою самому горько оттого, что он приносит людям несчастья (смерть Бэлы и Грушницкого, душевные раны Веры и княжны Мери, обида холодностью и равнодушием Максима Максимыча). Трагичность судьбы Печорина заключается в том, что он не может найти место в жизни, не понимает, зачем он существует, если от него всем вокруг плохо: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Жизнь героя день ото дня становится пустее. Так он и умирает, как и хотел, во время путешествий.
Таким образом, можно сделать вывод, что трагизм судьбы Печорина связан с его характером, анализом каждого поступка всех окружающих людей и самого себя. Бремя познания и сомнения приводят человека к утрате простоты, естественности. Герой мечется, не зная, что ему выбрать, как ему жить. Жизнь скучна и неинтересна, и даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
Смысл сюжета
Читатель попадает в сложную ситуацию. Автор позволяет ему рассуждать и искать свое решение поставленной проблемы. Судьба есть или нет? Что значит, подчиниться року? Печорин не фаталист. Он уверен, что лучше не знать о близкой смерти, тогда смелость, уверенность будут всегда рядом, жизнь наполнится яркими ощущениями. Человек может испытывать судьбу, но делать это нужно аккуратно, «лезть на рожон» не стоит. Судьба может изменить свою линию и привести к гибели гораздо раньше срока.
Печорин – удивительный характер, его черты находят в людях прошлого и в современниках. Написать сочинение «Является ли Печорин фаталистом?» можно только после изучения сути понятий рок, фатум, судьба. Материал поможет разобраться
Признаки фаталиста
Фаталистическое мировоззрение, естественно, накладывает свой отпечаток и на характер человека:
- Фаталист убежден в том, что «чего быть, того не миновать», и это накладывает на его мировоззрение определенный отпечаток:
- Такие люди не ждут от будущего ничего хорошего. Поэтому слово «фаталист» иногда используется как к «пессимисту», убежденному в том, что дальше будет только хуже;
- Отрицая свободу воли, фаталист не верит в человека и его возможности;
- Зато и об ответственности за поступки с человека снимается – ведь, если все его действия предопределены свыше, то человек лишь инструмент в руках судьбы и не может отвечать за свои действия;
- Вера в гороскопы, хиромантию, предсказания и пророчества, попытки тем или иным способом «заглянуть в будущее» – также черта фаталистического мировоззрения.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
- для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
- для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
- для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
Фатализм в античности и современности
В мировоззрении древних греков понятие судьбы и неотвратимого рока играли основополагающую роль. Сюжет множества античных трагедий строится вокруг того, что герой пытается «обмануть судьбу» – и терпит неудачу.
Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» родители героя после пророчества о том, что их ребенок собственноручно лишит жизни отца и женится на собственной матери, решают убить младенца. Но исполнитель приказа, пожалев малыша, тайно передает его на воспитание в другую семью. Повзрослев, Эдип узнает о предсказании. Считая своих приемных родителей родными, он уходит из дома, чтобы не стать орудием злого рока. Однако в пути он случайно встречает и убивает родного отца – а спустя некоторое время женится на его вдове. Таким образом, совершая действия, нацеленные на то, чтобы избежать предначертанной им судьбы, герои, сами того не зная, приближают себя к трагическому финалу. Вывод – не пытайся обмануть судьбу, рок не обманешь, а чему суждено случиться – то случится помимо твоей воли.
Однако со временем фатализм перестал иметь настолько тотальные формы. В современной культуре (несмотря на то, что понятие «судьбы» играет серьезную роль в ряде мировых религий) свободе воли человека отводится гораздо большая роль. Поэтому мотив «спора с судьбой» становится довольно популярным. Например, в популярном романе Сергея Лукьяненко «Дневной дозор» фигурирует Мел судьбы, при помощи которого герои могут переписать (и переписывают) свои или чужие судьбы.