Как найти ответы на задачи по логике

Логика – это основа рационального мышления и фундамент для развития интеллекта ребенка. Решение различных логических задач дает возможность детям научиться анализировать ситуацию, находить взаимосвязи, отличать главное и второстепенное, формировать стратегию, применять в нужном месте свои знания и навыки.

Эти умения пригодятся не только в учебе, но и в реальной жизни. Рассуждая логически, ребенок может грамотно выразить свое мнение, подойти к решению той или иной задачи более осознанно, дать обоснование всевозможным явлениям, быстро сориентироваться в ситуации.

Поэтому решение логических задач должно быть неотъемлемой частью детского развития и образования. А для того, чтобы щелкать их как орешки, нужно понимать, какими приемами и методами пользоваться при решении.

Самое главное в решении логических задач

Почти у любой задачи есть несколько вариантов решения. Чтобы легко справляться даже с самыми непростыми заданиями, надо знать, какой способ будет наиболее подходящим в той или иной ситуации.

Понимание разных методов позволяет находить оптимальный вариант решения, что особенно важно в условиях ограниченного времени.

Все задачи на развитие логики можно разделить на группы:

  • Математические ребусы;
  • Задачи на истинность утверждений;
  • Задачи на перемещение, взвешивание или переливание;
  • Задачи, которые решаются с конца;
  • Работа с множествами;
  • Задачи на сопоставление «Кто есть кто?»

Выбор способа решения зависит от того, к какой группе относится задание.

Известные техники решения логических задач

  1. Табличный метод (таблицы соответствий, истинности, совмещенные, кубические):
    таблицы создают наглядность, прозрачность рассуждений, помогают сделать верные выводы.
  2. Применение законов из алгебры логики: вводятся обозначения для простых высказываний и преобразовываются в некую формулу.
  3. Метод рассуждений: подходит для решения простых задач с небольшим количеством объектов. Последовательное рассуждение над каждым условием задачи приводит к правильному выводу.
  4. Черчение блок-схем: способ, подходящий для решения задач на переливание, взвешивание. Рисуется схема, на которой отмечают последовательность действий и результат, полученный при их выполнении.
  5. Графический метод: подходит для решения задач на объединение или пересечение множеств. Самый популярный графический метод называется «Круги Эйлера». Нарисованная геометрическая схема наглядно показывает отношение между множествами.
  6. Метод «математический бильярд»: используется для решения задач на переливание жидкостей. Вычерчивается траектория движения бильярдного шара, который отталкивается от бортов стола в форме параллелограмма.

Рассмотрим подробно самые распространенные способы, которые могут использовать в решении логических задач ученики начальных классов:

Табличный метод

Условия задачи и результаты записываем в специальную таблицу. На пересечении строк и столбцов ставим «+», если утверждения не противоречат друг другу и «-», если они расходятся.

Задача:

У Сони, Маши, Антона, Кости и Юры есть домашние животные. У каждого из ребят живет или собака, или кошка, или попугай. Вот только девочки собак не держат, а у мальчиков нет попугаев. У Сони и Маши разные питомцы, а вот у Маши с Антоном – одинаковые. У Сони нет кошки. У Кости с Юрой живут одинаковые животные, а у Антона с Костей – разные. Какие животные живут у каждого?

Решение:

Чертим таблицу, где названия столбцов – имена ребят, а названия строк – животные. Ставим в каждой ячейке знаки «+» или «-», опираясь на условия задачи:

1. Девочки собак не держат (ставим «-» на пересечении этих ячеек).
2. У мальчиков нет попугаев (в этих ячейках тоже ставим «-»).
3. У Сони нет кошки (ставим «-»).
4. Значит, у Сони есть попугай (ставим «+»).
5. У Сони и Маши разные питомцы. Получается, у Маши нет попугая (ставим «-»), зато есть кошка (ставим «+»).
6. У Маши с Антоном одинаковые животные. Значит, у Антона тоже живет кошка (ставим «+») и нет собаки (ставим «-»).
7. У Антона с Костей разные питомцы, выходит, что у Кости нет кошки (ставим «-»), зато есть собака (ставим «+»).
8. У Кости с Юрой одинаковые животные, значит у Юры тоже собака (ставим «+»), а не кошка (ставим «-»).

табличный метод решения логических задач

Так мы узнали, какие питомцы живут у каждого из ребят (ячейки со знаком «+»).

Ответ: У Сони попугай, у Маши и Антона кошки, у Кости и Юры собаки.

Круги Эйлера

Чтобы было легче разобраться в условиях задачи и найти решение, чертим круги, каждый из которых – отдельное множество.

Задача:

Всему классу задали на лето читать книжки. В списке литературы были такие произведения, как «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Белый клык» Джека Лондона. Известно, что 15 человек из класса прочитали «Робинзон Крузо», а остальные 11 – «Белый клык». Но среди них были 6 ребят, которые прочитали обе книги. Сколько человек прочитало только «Белый клык»?

Решение:

Чертим два круга, каждый из которых – множество детей, прочитавших определенную книгу, а пересечение кругов – дети, прочитавшие обе книги.

круги эйлера

1. 15 – 6 = 9 – дети, которые прочитали только «Робинзон Крузо».
2. 11 – 6 = 5 – дети, которые читали лишь «Белый клык».

Ответ: 5 человек.

Метод рассуждений

Поочередно рассматриваем каждое из условий задачи и делаем логические выводы.

Задача:
На столе стоят вазы: голубая, зеленая, розовая и оранжевая. Третьей в ряду стоит та ваза, название цвета которой содержит больше всего букв. А зеленая стоит между оранжевой и розовой. Какая ваза стоит последней?

Решение:

1. Больше всего букв в слове «оранжевая», значит она третья по счету.
2. Если зеленая ваза стоит между оранжевой и розовой, значит, она будет второй в ряду, так как если ее поставить четвертой, то не останется места для розовой.
3. Соответственно, розовая будет стоять первой.
4. Остается голубая, она будет четвертой, то есть последней.

решение логических задач путем рассуждения

Ответ: голубая ваза.

Метод рассуждений «с конца»

Начинаем раскручивать клубок с конца, а затем сопоставляем результат с условиями задачи.

Задача:

Маме, папе и сыну вместе 125 лет. Когда родился сын, маме был 21 год. А папа старше мамы на 2 года. Сколько лет сейчас каждому из них?

решение задачи с конца

Решение:

1. 21+2= 23 — было папе ( значит вместе родителям было 44 года)
2. (125 — 44) : 3 = 27 — возраст сына
3. 27 + 21 = 48 — возраст мамы
4. 48 + 2 = 50 — возраст папы

Ответ: 27, 48 и 50 лет.


Мы рассмотрели самые популярные и доступные методы, с помощью которых можно легко справиться с заданием. Главное – подобрать подходящий способ решения, который быстро приведет к правильному результату.

Для этого необходимо регулярно практиковаться и развивать свои способности. Отточить навыки решения подобных логических задач и многих других вы можете с помощью образовательной онлайн-платформы «Умназия».

Попробуйте решить вместе с ребенком задачу из раздела «логика» и переходите к регулярным занятиям на тренажере

Поробуйте решить задачу Умназии прямо сейчас!

Попробовать

Математика

Умназисты соревновались в поедании пирожков. Соревнование длилось ровно 45 минут. За это время все соревнующиеся в сумме съели 179 пирожков.

Посмотри на информацию о соревнующихся на рисунке. Можешь ли ты сказать, кто из умназистов занял почётное третье место?

Выбери ответ:

Третье место заняла Ума Коала.

Третье место занял Мышлен.

Третье место занял Грамотигр.

Третье место занял Ква-Квариус.

Третье место заняла Сообразебра.

ответить

Логика решения:

Мы знаем, что Мышлен ел по 1 пирожку в минуту, значит за 45 минут соревнования он съел 45 пирожков (1 х 45 = 45).

Если Мышлен съел на 10 пирожков больше, чем Сообразебра, то Сообразебра съела 35 пирожков (45 – 10 = 35).

Если Ума-Коала съела на 5 пирожков меньше, чем Сообразебра, то Ума-Коала съела 30 пирожков (35 – 5 = 30).

Чтобы выяснить, сколько съели Грамотигр и Ква-Квариус, сложим все пирожки, которые съели Мышлен, Ума-Коала и Сообразебра. Получается 45 + 35 + 30 = 110 пирожков.

От общего количества съеденных пирожков вычтем съеденное тремя умназистами: 179 – 110 = 69. Значит, Ква-Квариус и Грамотигр вместе съели 69 пирожков.

Из условия мы знаем, что Грамотигр съел пирожков в 2 раза больше, чем Ква-Квариус.

Допустим, Ква-Квариус съел 23 пирожка, тогда Грамотигр съел в два раза больше, то есть 23 х 2 = 46 пирожков.

Теперь снова сложим их пирожки, чтобы проверить себя: 23 + 46 = 69. Сходится.

Значит, Грамотигр (46 пирожков) занял первое место, Мышлен (45 пирожков) – второе, а Сообразебра (35 пирожков) – третье.

Если вам понравилось, было весело интересно и полезно, то ждем вас на нашей онлайн платформе!
Умназия сегодня — это:

1. Онлайн тренажер развития навыков мышления — логики, внимания, эрудиции.
2. Программа «Культурный код» по развитию кругозора. Для самых любознательных и тех, кого кажется уже ничем не удивить!
3. Курсы развития памяти. Хотите чтобы Ваш ребенок без труда учил стихи, запоминал иностранные слова и всегда помнил про день рождения бабушки? На курсах покажем и расскажем как же этого достичь.
4. Пять ступеней финансовой грамотности. Увлекательная история героя, которая полностью зависит от действий ребенка и не имеет определенного результата. Сможет ли он пройти все финансовые ловушки и освоить пятую ступень?

Ждем вас, будет весело и интересно!

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Математика и логика для детей 7-13 лет

Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате

узнать подробнее


Читайте также:

  • 15 сложных загадок на логику
  • Загадки на логику с подвохом
  • Логические загадки для детей
  • Смешные логические загадки
  • Загадки Эйнштейна на логику

Товарищи, приветствуем!

Решение логических задач

Нам регулярно поступают вопросы, касающиеся поисков ответов к заданиям, приведённым в замечательном учебнике В.М. Богуславского «Упражнения по Логике» (ПРИОБРЕСТИ)

Для удобства решения задач вы можете использовать электронную версию книги (СКАЧАТЬ).

К большому сожалению, подробного пособия или готовых ответов к этому учебнику нам найти не удалось.

Однако мы предлагаем всем, кому интересны логические задачи, присоединиться к чату

«Решение упражнений по логике», чтобы принять участие в обсуждениях, дискуссиях, потренировать логическое мышление. Итогом такой совместной работы мы видим создание сборника верных ответов, который будет важным пособием для читателей книги «Упражнения по Логике».

Наши ресурсы:
|

Сайт | ВКонтакте | Telegram |

#сталинскийбукварь
#задачи по логике
#логика
#логическое мышление
#советские учебники

Как решать логические и математические задачи

Решение задач на логику — отличная гимнастика для ума детей и взрослых на каждый день.
На ЛогикЛайк более 3500 заданий с ответами и пояснениями, полноценный учебный комплекс для развития логики и способностей к математике.

Решаем логические задачи

Чтобы научиться решать типовые логические задачи, простые и нестандартные математические задачи, важно знать основные приемы и методы их решения. Ведь решить одну и ту же задачу и прийти к правильному ответу во многих случаях можно разными способами.

Знание и понимание различных методов решения поможет определить, какой способ подойдет лучше в каждом конкретном случае, чтобы выбрать наиболее быстрый и простой путь получения ответа.

К «классическим» логическим задачам относятся текстовые задачи, цель решения которых состоит в распознавании объектов или расположении их в определенном порядке в соответствии с заданными условиями.

Более сложными и увлекательными типами заданий являются задачи, в которых отдельные утверждения являются истинными, а другие ложными. Задачи на перемещение, перекладывание, взвешивание, переливание — самые яркие примеры широкого ряда нестандартных задач на логику.

Основные методы решения логических задач

  • метод рассуждений;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем;
  • средствами алгебры логики (алгебры высказываний);
  • графический (в том числе, «дерево логических условий», метод кругов Эйлера);
  • метод математического бильярда.

Давайте рассмотрим подробнее с примерами три популярных способа решения логических задач, которые мы рекомендуем использовать в начальной школе (детям 6-12 лет):

  • метод последовательных рассуждений;
  • разновидность метода рассуждений — «с конца»;
  • табличный способ.

Метод последовательных рассуждений

Самый простой способ решения несложных задач заключается в последовательных рассуждениях с использованием всех известных условий. Выводы из утверждений, являющихся условиями задачи, постепенно приводят к ответу на поставленный вопрос.

Пример:

На столе лежат Голубой, Зеленый, Коричневый и Оранжевый карандаши.

Третьим лежит карандаш, в имени которого больше всего букв. Голубой карандаш лежит между Коричневым и Оранжевым.

Разложи карандаши в описанном порядке.

карандаши

Решение:

Рассуждаем. Последовательно используем условия задачи для формулирования выводов о позиции, на которой должен лежать каждый следующий карандаш.

  • Больше всего букв в слове «коричневый», значит, он лежит третьим.
  • Известно, что голубой карандаш лежит между коричневым и оранжевым. Справа от коричневого есть только одна позиция, значит, расположить голубой между коричневым и другим карандашом возможно только слева от коричневого.
  • Следующий вывод на основе предыдущего: голубой карандаш лежит на второй позиции, а оранжевый — на первой.
  • Для зеленого карандаша осталась последняя позиция — он лежит четвертым.

Метод «с конца»

Такой способ решения является разновидностью метода рассуждений и отлично подходит для задач, в которых нам известен результат совершения определенных действий, а вопрос состоит в восстановлении первоначальной картины.

Пример:

Бабушка испекла для троих внуков рогалики и оставила их на столе. Коля забежал перекусить первым. Сосчитал все рогалики, взял свою долю и убежал.
Аня зашла в дом позже. Она не знала, что Коля уже взял рогалики, сосчитала их и, разделив на троих, взяла свою долю.
Третьим пришел Гена, который тоже разделил остаток выпечки на троих и взял свою долю.
На столе осталось 8 рогаликов.

Сколько рогаликов из восьми оставшихся должен съесть каждый, чтобы в результате все съели поровну?

Решение:

Начинаем рассуждение «с конца».
Гена оставил для Ани и Коли 8 рогаликов (каждому по 4). Получается, и сам он съел 4 рогалика: 8 + 4 = 12.
Аня оставила для братьев 12 рогаликов (каждому по 6). Значит, и сама она съела 6 штук: 12 + 6 = 18.
Коля оставил ребятам 18 рогаликов. Значит, сам съел 9: 18 + 9 = 27.

Бабушка положила на стол 27 рогаликов, рассчитывая, что каждому достанется по 9 штук. Поскольку Коля уже съел свою долю, Аня должна съесть 3, а Гена — 5 рогаликов.

Решение логических задач с помощью таблиц истинности

Суть метода состоит в фиксации условий задачи и полученных результатов рассуждений в специально составленных под задачу таблицах. В зависимости от того, является высказывание истинным или ложным, соответствующие ячейки таблицы заполняются знаками «+» и «-» либо «1» и «0».

Пример:

Три спортсмена (красный, синий и зеленый) играли в баскетбол.
Когда мяч оказался в корзине, красный воскликнул: «Мяч забросил синий».
Синий возразил: «Мяч забросил зеленый».
Зеленый сказал: «Я не забрасывал».

Кто забросил мяч, если только один из троих сказал неправду?

Решение:

Сначала таблицу составляют: слева записывают все утверждения, которые содержатся в условии, а сверху — возможные варианты ответа.

Затем таблицу последовательно заполняют: верные утверждения отмечают знаком «+», а ложные утверждения — знаком «-«.

таблица истинности

Рассмотрим первый вариант ответа («мяч забросил красный«), проанализируем утверждения, записанные слева, и заполним первый столбик.
Исходя из нашего предположения («мяч забросил красный«), утверждение «мяч забросил синий» — ложь. Ставим в ячейке «-«.
Утверждение «мяч забросил зеленый» также ложь. Заполняем ячейку знаком «-«.
Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – истина. Ставим в ячейке «+».

Рассмотрим второй вариант ответа (предположим, что мяч забросил зеленый) и заполним второй столбик.
Утверждение «мяч забросил Синий» — ложь. Ставим в ячейке «-«.
Утверждение «мяч забросил зеленый« — истина. Заполняем ячейку знаком «+».
Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – ложь. Ставим в ячейке «-«.

И, наконец, третий вариант: предположим, что «мяч забросил синий«.
Тогда утверждение «мяч забросил синий« — истина. Ставим в ячейке «+».
Утверждение «мяч забросил зеленый» — ложь. Заполняем ячейку знаком «-«. Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – истина. Ставим в ячейке «+».

Так как по условию лишь один из троих ребят сказал неправду, в заполненной таблице выбираем такой вариант ответа, где будет только одно ложное утверждение (в столбце один знак «-«). Подходит третий столбец.

Значит, правильный ответ – мяч забросил синий.

Метод блок-схем

Метод блок-схем считается оптимальным вариантом для решения задач на взвешивание и на переливание жидкостей. Альтернативный способ решения этого типа задач — метод перебора вариантов — не всегда является оптимальным, да и назвать его системным довольно сложно.

Порядок решения задач по методу блок-схем выглядит следующим образом:

  • графически (блок-схемой) описываем последовательность выполнения операций;
  • определяем порядок их выполнения;
  • в таблице фиксируем текущие состояния.

Подробнее об этом и других способах решения логических задач с примерами и описанием хода решения мы рассказываем в полном Курсе ЛогикЛайк по развитию логического мышления.

Отгадывайте самые интересные загадки на логику, собранные специально для постоянных читателей нашего блога и учеников LogicLike, решайте логические задачи онлайн вместе с тысячами детей и взрослых!

Решение задач по логике

Вариант I

1.
К какому виду относится следующее
понятие?

Безвластное
государство

Ответ

А) По объему:
(логически) пустое.

Б) По содержанию:
отрицательное.

В) По характеру
элементов объема: несобирательное,
конкретное.

2. Преобразуйте
следующее сложное суждение с внешним
отрицанием в эквивалентное ему суждение
без внешнего отрицания:

Неверно, что если
не знаешь ответ, то есть смысл задавать
вопрос.

Ответ

Символически:
(pq)
Df
(p&q)
Df
p&q
(не знаешь ответ и нет смысла задавать
вопрос).

3. Определите
правильность следующего силлогизма:

Все газы (М) –
твердые тела (Р). М+аР

Ксенон
(S) – газ (M).
S+aM

Ксенон
– твердое тело.S+aP

I-ая фигура, модус
ААА.

Силлогизм правильный.

Вариант II

1. Проверьте
правильность деления понятия, в случае
неправильности попробуйте

произвести деление
правильно:

ИМУЩЕСТВО:
ПРИОБРЕТЕННОЕ, ПОЛУЧЕННОЕ ПО НАСЛЕДСТВУ,
ПЕРЕДАННОЕ ВО ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ,
ПОДАРЕННОЕ, УКРАДЕННОЕ.

Ответ

Деление неправильное,
так как деление ведется как минимум по
трем основаниям (отсюда и нарушение
других правил, как, например, включение
одних членов деления в другие).

«Исправить» его
можно, например, сначала осуществив
дихотомию по основанию «приобретение/отчуждение»,
а затем каждое полученное понятие
разделить по основанию «основание
приобретения/отчуждения»:

А) (Приобретенное)
имущество: полученное по наследству,
украденное.

Б) (Отчужденное)
имущество: переданное во временное
пользование, подаренное.

2. Преобразуйте следующее сложное суждение с внешним отрицанием в эквивалентное ему суждение без внешнего отрицания:

НЕВЕРНО, ЧТО
РЕВОЛЮЦИЯ МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОМ
СЛУЧАЕ, ЕСЛИ В СТРАНЕ СЛОЖИЛАСЬ
РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ.

Ответ

Символически:
(pq)
Df
pq
(либо может начаться революция, либо в
стране сложилась революционная ситуация).

3. Проверьте по
логическому квадрату наличие отношения
следования:

Из истинности
высказывания «Не все книги интересны»
следует ложность высказывания «Ни одна
книга не интересна».

Ответ

Не все книги
интересны: SaP
Df
SoP
(по квадрату в силу контрадикторности
SaP
и SoP).

Ни одна книга не
интересна: SeP.

Из SoP
логически не следует SeP,
поэтому при истинности SoP может быть
ложно SeP.

Вариант III

1.
К какому виду относится следующее
понятие?

Общенародное
государство

Ответ

А) По объему:
(фактически) пустое.

Б) По содержанию:
положительное.

В) По характеру
элементов объема: несобирательное,
конкретное.

2. Преобразуйте
отрицание следующего суждения с
отношениями в суждение без

внешнего отрицания:

НЕВЕРНО, ЧТО
КАКОЙ-НИБУДЬ РОССИЙСКИЙ ГОРОД БОЛЬШЕ
МОСКВЫ.

Ответ

Символически: SiP
Df
SeP
(по квадрату в силу контрадикторности
SiP
и SeP;
ни один российский город не больше
Москвы)

3. Проверьте,
имеет ли место отно
шение
логического следования между указанными
посылками
и
заключением:

Цезарь был в Германии
или в России; он не был в России; значит,
Цезарь был в Германии.

Ответ

Символически: pq,
q
=
p

p

q

pq

q

И

И

И

Л

И

Л

И

И

Л

И

И

Л

Л

Л

Л

И

В совместной таблице
таблице истинности для посылок и
заключения нет строки, где посылки
истинны, а заключение – ложно, поэтому
отношение логического следования есть.

Вариант IV

Соседние файлы в предмете Логика

  • #
  • #
  • #
  • #

Логика изучает абстрактное мышление как средство постижения мира, исследует формы и законы, по которым мир отражается в процессе мышления. Логика является философской дисциплиной и связана с теорией познания. Логика является философской дисциплиной и связана с теорией познания, поскольку процесс восприятия мира полностью изучается философией, а логика изучает лишь один из аспектов когнитивного мышления.

Логика происходит от греческого слова “логос”, что означает “мысль”, “слово”, “причина” или “закономерность”. Это слово используется, во-первых, для обозначения набора правил, которым должен следовать процесс мышления, и, во-вторых, для обозначения науки о правилах рассуждения и формах, в которых они осуществляются. Изучение мышления. Но мышление изучается не только логикой, но и различными другими науками, такими как психология, кибернетика, педагогика и т.д., каждая из которых изучает тот или иной аспект мышления.

Законы логики объективны и действуют независимо от воли или желания человека. Они имеют универсальный характер, заключающийся в том, что во все исторические периоды люди мыслят по одним и тем же законам. Законы, изучаемые в формальной логике, – это закон тождества, закон непротиворечия, закон достаточного основания и закон исключенной трети.

Если у вас нет времени на выполнение заданий по логике, вы всегда можете попросить меня, пришлите задания мне в Решение задач по логикеwhatsapp, и я вам помогу онлайн или в срок от 1 до 3 дней.

Решение задач по логике

Решение задач по логикеОтветы на вопросы по заказу заданий по логике:

Решение задач по логике

Решение задач по логикеСколько стоит помощь?

  • Цена зависит от объёма, сложности и срочности. Присылайте любые задания по любым предметам – я изучу и оценю.

Решение задач по логикеКакой срок выполнения?

  • Мне и моей команде под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный заказ. Стандартный срок выполнения – от 1 до 3 дней. Мы всегда стараемся выполнять любые работы и задания раньше срока.

Решение задач по логикеЕсли требуется доработка, это бесплатно?

  • Доработка бесплатна. Срок выполнения от 1 до 2 дней.

Решение задач по логикеМогу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

  • Оценка стоимости бесплатна.

Решение задач по логикеКаким способом можно оплатить?

  • Можно оплатить любым способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, google pay, apple pay, qiwi и т.д.

Решение задач по логикеКакие у вас гарантии?

  • Если работу не зачли, и мы не смогли её исправить – верну полную стоимость заказа.

Решение задач по логикеВ какое время я вам могу написать и прислать задание на выполнение?

  • Присылайте в любое время! Я стараюсь быть всегда онлайн.

Решение задач по логике

Решение задач по логикеНиже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет разобраться в предмете “Логика“, если у вас есть желание и много свободного времени!

Решение задач по логике

Содержание:

  1. Ответы на вопросы по заказу заданий по логике:
  2. Логические операции над высказываниями
  3. Конъюнкция (логическое умножение)
  4. Дизъюнкция (логическое сложение)
  5. Импликация
  6. Эквиваленция
  7. Задача 1
  8. Решение:
  9. Задача 2
  10. Решение:
  11. Задача 3
  12. Решение:
  13. Задача 4
  14. Решение:
  15. Задача 5
  16. Решение:
  17. Задача 6
  18. Решение:
  19. Задача 7
  20. Решение:
  21. Задача 8
  22. Решение:
  23. Задача 9
  24. Решение:
  25. Задача 10
  26. Решение:

Основным (неопределяемым) понятием математической логики является понятие «простого высказывания». Под высказыванием обычно понимают всякое повествовательное предложение, утверждающее что-либо о чем-либо, и при этом мы можем сказать, истинно оно или ложно в данных условиях места и времени. Логическими значениями высказываний являются «истина» и «ложь».

Приведем примеры высказываний.

  • 1) Новгород стоит на Волхове.
  • 2) Париж – столица Англии.
  • 3) Карась не рыба.
  • 4) Число 6 делится на 2 и на 3.
  • 5) Если юноша окончил среднюю школу, то он получает аттестат зрелости.

Высказывания 1), 4), 5) истинны, а высказывания 2) и 3) ложны. Очевидно, предложение «Да здравствуют наши спортсмены!» не является высказыванием. Высказывание, представляющее собой одно утверждение, принято называть простым или элементарным. Примерами элементарных высказываний могут служить высказывания 1) и 2).

Высказывания, которые получаются из элементарных с помощью грамматических связок «не», «и», «или», «если …, то…», «тогда и только тогда», принято называть сложными или составными. Так, высказывание 3) получается из простого высказывания «Карась – рыба» с помощью отрицания «не», высказывание 4) образовано из элементарных высказываний «Число 6 делится на 2», «Число 6 делится на 3», соединенных союзом «и». Высказывание 5) получается из простых высказываний «Юноша окончил среднюю школу», «Юноша получает аттестат зрелости» с помощью грамматической связки «если …, то …». Аналогично сложные высказывания могут быть получены из простых высказываний с помощью грамматических связок «или», «тогда и только тогда». В алгебре логики все высказывания рассматриваются только с точки зрения их логического значения, а от их житейского содержания отвлекаются. Считается, что каждое высказывание либо истинно, либо ложно и ни одно высказывание не может быть одновременно истинным и ложным.

В дальнейшем будем элементарные высказывания обозначать малыми буквами латинского алфавита: Решение задач по логике истинное значение высказывания — буквой Решение задач по логике или цифрой 1, а ложное значение – буквой Решение задач по логике или цифрой 0. Если высказывание а истинно, то будем писать Решение задач по логике а если Решение задач по логике ложно, то Решение задач по логике

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Логические операции над высказываниями

1. Отрицание. Отрицанием высказывания Решение задач по логике называется новое высказывание, которое является истинным, если высказывание Решение задач по логике ложно, и ложным, если высказывание Решение задач по логике истинно. Отрицание высказывания Решение задач по логике обозначается Решение задач по логике и читается «не Решение задач по логике» или «неверно, что Решение задач по логике». Логические значения высказывания Решение задач по логике можно описать с помощью таблицы

Решение задач по логике

Таблицы такого вида принято называть таблицами истинности. Пусть Решение задач по логике высказывание. Так как Решение задач по логике также является высказыванием, то можно образовать отрицание высказывания Решение задач по логике, то есть высказывание Решение задач по логике которое называется двойным отрицанием высказывания Решение задач по логике. Ясно, что логические значения высказываний Решение задач по логике и Решение задач по логике совпадают. Например, для высказывания «Река Волхов вытекает из озера Ильмень» отрицанием будет высказывание «Неверно, что река Волхов вытекает из озера Ильмень» или «Река Волхов не вытекает из озера Ильмень», а двойным отрицанием будет высказывание «Неверно, что река Волхов не вытекает из озера Ильмень»

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Конъюнкция (логическое умножение)

Конъюнкцией двух высказываний Решение задач по логике называется новое высказывание, которое считается истинным, если оба высказывания Решение задач по логике истинны, и ложным, если хотя бы одно из них ложно. Конъюнкция высказываний Решение задач по логике обозначается символом Решение задач по логике или Решение задач по логике читается Решение задач по логике Высказывания Решение задач по логике называются членами конъюнкции. Логические значения конъюнкции описываются следующей таблицей истинности:

Решение задач по логике

Например, для высказываний «6 делится на 2», «6 делится на 3» их конъюнкцией будет высказывание «6 делится на 2 и 6 делится на 3», которое, очевидно, истинно.

Из определения операции конъюнкции видно, что союз «и» в алгебре логики употребляется в том же смысле, что и в повседневной речи. Но в обычной речи не принято соединять союзом «и» два высказывания далеких друг от друга по содержанию, а в алгебре логики рассматривается конъюнкция двух любых высказываний. Из определения операции конъюнкции и отрицания ясно, что высказывание Решение задач по логике всегда ложно.

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Дизъюнкция (логическое сложение)

Дизъюнкцией двух высказываний Решение задач по логике называется новое высказывание, которое считается истинным, если хотя бы одно из высказываний Решение задач по логике истинно, и ложным, если они оба ложны. Дизъюнкция высказываний Решение задач по логике обозначается символом Решение задач по логике читается Решение задач по логике Высказывания Решение задач по логике называются членами дизъюнкции. Логические значения дизъюнкции описываются следующей таблицей истинности:

Решение задач по логике

Например, высказывание «В треугольнике Решение задач по логике угол Решение задач по логике или угол Решение задач по логике острый» истинно, так как обязательно истинно хотя бы одно из высказываний: «В треугольнике Решение задач по логике угол Решение задач по логике острый», «В треугольнике Решение задач по логике угол Решение задач по логике острый». В повседневной речи союз «или» употребляется в различном смысле: исключающем и не исключающем. В алгебре логики союз «или» всегда употребляется в не исключающем смысле. Из определения операции дизъюнкции и отрицания ясно, что высказывание Решение задач по логике всегда истинно.

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Импликация

Импликацией двух высказываний Решение задач по логике называется новое высказывание, которое считается ложным, если Решение задач по логике истинно, а Решение задач по логике – ложно, и истинным во всех остальных случаях. Импликация высказываний Решение задач по логике обозначается символом Решение задач по логике читается «если Решение задач по логике то Решение задач по логике» или «из Решение задач по логике следует Решение задач по логике». Высказывание Решение задач по логике называют условием или посылкой, высказывание Решение задач по логике – следствием или заключением, высказывание Решение задач по логике – следованием или импликацией.

Логические значения операции импликации описываются следующей таблицей истинности:

Решение задач по логике

Например, высказывание «Если число 12 делится на 6, то оно делится на 3», очевидно, истинно, так как здесь истинна посылка «Число 12 делится на 6» и истинно заключение «Число 12 делится на 3». Употребление слов «если то …» в алгебре логики отличается от употребления их в обыденной речи, где мы, как правило, считаем, что, если высказывание Решение задач по логике ложно, то высказывание «Если Решение задач по логике, то Решение задач по логике» вообще не имеет смысла. Кроме того, строя предложение вида «если Решение задач по логике, то Решение задач по логике» в обыденной речи, мы всегда подразумеваем, что предложение Решение задач по логике вытекает из предложения Решение задач по логике. Употребление слов «если …, то …» в математической логике не требует этого, поскольку в ней смысл высказываний не рассматривается. Импликация играет важную роль в математических доказательствах, так как многие теоремы формулируются в условной форме «Если Решение задач по логике, то Решение задач по логике». Если при этом известно, что Решение задач по логике истинно и доказана истинность импликации Решение задач по логике то мы вправе сделать вывод об истинности заключения Решение задач по логике.

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Эквиваленция

Эквиваленцей (или эквивалентностью) двух высказываний Решение задач по логике называется новое высказывание, которое считается истинным, когда оба высказывания Решение задач по логике либо одновременно истинны, либо одновременно ложны, и ложным во всех остальных случаях. Эквиваленция высказываний Решение задач по логике обозначается символом Решение задач по логике, читается «для того, чтобы Решение задач по логике, необходимо и достаточно, чтобы Решение задач по логике» или «Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике». Высказывания Решение задач по логике называются членами эквиваленции.

Задача 1

Существуют ли три таких высказывания Решение задач по логике чтобы одновременно выполнялись для них следующие условия: Решение задач по логике

  • Решение:

Из первого условия, по определению дизъюнкции, следует, что Решение задач по логике и Решение задач по логике т.е. Решение задач по логике Тогда второе данное условие, по определению импликации, влечет Решение задач по логике Отсюда Решение задач по логике Следовательно, Решение задач по логике что противоречит третьему данному условию. Значит, трех высказываний Решение задач по логике удовлетворяющих данным условиям, не существует.

Задача 2

Следующие составные высказывания расчлените на простые и запишите символически, введя буквенные обозначения для простых их составляющих: а) Если число делится на 2 и не делится на 3, то оно не делится на 6. б) Произведение трех чисел равно нулю тогда и только тогда, когда одно из них равно нулю. в) Если производная функции в точке равна нулю и вторая производная этой функции в той же точке отрицательна, то данная точка есть точка локального максимума функции. г) Если прямая параллельна каждой из двух пересекающихся плоскостей, то она параллельна и линии их пересечения. д) Если прямая Решение задач по логике перпендикулярна двум прямым Решение задач по логике и Решение задач по логике лежащим в плоскости Решение задач по логике (утверждение Решение задач по логике), и прямые Решение задач по логике и Решение задач по логике не параллельны Решение задач по логике (утверждение Решение задач по логике), то прямая Решение задач по логике перпендикулярна всякой прямой Решение задач по логике лежащей в плоскости Решение задач по логике (утверждение Решение задач по логике). е) Если прямая Решение задач по логике перпендикулярна двум прямым Решение задач по логике и Решение задач по логике лежащим в плоскости Решение задач по логике (утверждение Решение задач по логике), и неперпендикулярна некоторой прямой Решение задач по логике лежащей в этой же плоскости (утверждение Решение задач по логике), то прямые Решение задач по логике и Решение задач по логике параллельны (Решение задач по логике — утверждение Решение задач по логике). ж) Если две прямые Решение задач по логике и Решение задач по логике лежащие в плоскости Решение задач по логике, непараллельны Решение задач по логике (утверждение Решение задач по логике) и прямая Решение задач по логике неперпендикулярна некоторой прямой Решение задач по логике лежащей в плоскости Решение задач по логике (утверждение Решение задач по логике), то Решение задач по логике неперпендикулярна одной из прямых Решение задач по логике или Решение задач по логике (утверждение Решение задач по логике). з) Если какие-либо два из трех векторов Решение задач по логике коллинеарны, то их смешанное произведение равно нулю Решение задач по логике и) Логарифм некоторого положительного числа будет положительным, если основание логарифма и логарифмируемое число будут больше 1 или если основание логарифма и логарифмируемое число будут заключены между 0 и 1. к) Если в параллелограмме не все углы прямые или не все стороны равны между собой, то этот параллелограмм не прямоугольник или не ромб. л) Если в треугольнике любая его медиана не является высотой и биссектрисой, то этот треугольник не равнобедренный и не равносторонний.

  • Решение:

Выделим и следующим образом обозначим простейшие составляющие высказывания: А: «В треугольнике некоторая его медиана является высотой»; В: «В треугольнике некоторая его медиана является биссектрисой»; С: «Этот треугольник равнобедренный»; D: «Этот треугольник равносторонний». Тогда данное высказывание символически записывается так: Решение задач по логике Решение задач по логике будут формулами. Далее, формулами будут выражения Решение задач по логике Наконец выражение Решение задач по логике представляющее собой данную последовательность, также является формулой.

Задача 3

В следующей последовательности символов всевозможными способами расставьте скобки так, чтобы получилась формула: Решение задач по логике

  • Решение:

л) Вот эти формулы (внешние скобки опущены):

Решение задач по логике

Задача 4

Составьте таблицы истинности для следующих формул и укажите, какие из формул являются выполнимыми, какие — опровержимыми, какие — тождественно истинными (тавтологиями), какие — тождественно ложными (противоречиями): Решение задач по логике

  • Решение:

Пользуясь определениями логических связок (операций над высказываниями), составим таблицу истинности данной формулы (логические значения этой формулы записаны в последнем столбце таблицы, где сама формула обозначена Решение задач по логике

Решение задач по логике

Из построенной таблицы истинности видно, что данная формула выполнима, так как если, например, вместо пропозициональной переменной Решение задач по логике вставить в формулу ложное высказывание, а вместо Решение задач по логике — истинное, то вся формула превратится в истинное высказывание. Но эта формула является также и опровержимой, поскольку если, например, вместо пропозициональной переменной Решение задач по логике вставить в формулу истинное высказывание, а вместо переменной Решение задач по логике — ложное, то вся формула превратится в ложное высказывание. Следовательно, формула не является ни тавтологией, ни тождественно ложной формулой.

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

  • Решение задач

Задача 5

Докажите, что следующие формулы выполнимы, не составляя для них таблиц истинности, а указав какие-нибудь значения входящих в них пропозициональных переменных, при которых эти формулы обращаются в истинные высказывания: Решение задач по логике

  • Решение:

л) Заключение второй импликации есть, очевидно, тождественно ложная формула. Поэтому если посылка Решение задач по логике второй импликации превратится при некоторой подстановке в ложное высказывание, то эта импликация станет истинным высказыванием и, следовательно, вся данная импликация превратится в истинное высказывание независимо от того, в какое высказывание обратится посылка Решение задач по логике всей данной импликации.

Посылка Решение задач по логике второй импликации обращается в ложное высказывание, когда вместо переменных Решение задач по логике и Решение задач по логике подставляются ложные высказывания.

Итак, данная формула выполнима, поскольку она обращается в истинное высказывание, если вместо Решение задач по логике и Решение задач по логике подставить ложные высказывания, а вместо Решение задач по логике — произвольное высказывание (его истинностное значение в данном случае не повлияет на истинностное значение всего высказывания).

Задача 6

Выясните, справедливы ли следующие утверждения (если утверждение несправедливо, то постарайтесь определить, обе его части «тогда» и «только тогда» не выполняются или только одна): а) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике б) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике в) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике г) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике д) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике е) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике ж) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике з) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике и) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике к) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике л) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике м) Решение задач по логике тогда и только тогда, когда Решение задач по логике

  • Решение:

л) Данное утверждение в полном объеме несправедливо: неверна его часть «тогда» (необходимость). Для подтверждения этого нужно указать такие конкретные формулы Решение задач по логике и Решение задач по логике чтобы по меньшей мере одна из них не была тавтологией, а формула Решение задач по логике тавтологией была бы. Вот пример таких формул: Решение задач по логике Ни одна из них не является тавтологией, но формула Решение задач по логике — тавтология. Еще пример: Решение задач по логике Проверьте, что этот пример действительно опровергает необходимость данного утверждения. Приведите самостоятельно аналогичный пример. Рассмотрим теперь часть «только тогда» (достаточность) данного утверждения. Оказывается, она верна. В самом деле, предположим, что Решение задач по логике и Решение задач по логике Это означает, что для любых высказываний Решение задач по логике высказывания Решение задач по логике будут истинными. Следовательно, для любых высказываний Решение задач по логике истинным будет и высказывание Решение задач по логике А это означает, что формула Решение задач по логике является тавтологией, т.е. Решение задач по логике м) Покажем, что данное утверждение справедливо. Необходимость. Пусть Решение задач по логике Следовательно, формула Решение задач по логике тождественно ложна. Но тогда, ввиду определения дизъюнкции, тождественно ложны обе формулы Решение задач по логике и Решение задач по логике А раз так, то отрицание каждой из этих формул Решение задач по логике будет всегда принимать лишь истинные значения, т. е. Решение задач по логике Докажите достаточность самостоятельно: убедитесь, что каждый логический шаг, сделанный при доказательстве необходимости, может быть проделан в обратном направлении.

Задача 7

Докажите, что справедливы следующие логические следования, руководствуясь определением этого понятия: Решение задач по логике Выясните, будут ли верны обратные следования, т.е. будет ли формула, стоящая слева, логическим следствием формулы, стоящей справа.

  • Решение:

л) (Изучите сначала ход решения задачи 1.35, м.) Составим таблицу истинности для формул Решение задач по логике и Решение задач по логике участвующих в отношении следования:

Решение задач по логике

Последовательный просмотр по строкам столбцов (Решение задач по логике) и (Решение задач по логике) показывает, что как только в какой-либо строке столбца (Решение задач по логике) появляется 1, так сейчас же в этой строке и в столбце (Решение задач по логике) обнаруживается 1. Значит, требуемое логическое следование действительно выполняется (алгоритм см. в Учебнике, с. 55). Обратное же следование неверно, поскольку, например, в первой же строке (т.е. при Решение задач по логике) формула Решение задач по логике принимает значение 1 (столбец (Решение задач по логике)), а формула Решение задач по логике тем не менее принимает значение 0 (столбец (Решение задач по логике)).

Задача 8

Следующие формулы преобразуйте равносильным образом так, чтобы отрицание было отнесено только к пропозициональным переменным и не стояло перед скобками: Решение задач по логике

  • Решение:

л) Проделаем требуемые равносильные преобразования: Решение задач по логике

Задача 9

Каждую из формул предыдущей задачи преобразуйте равносильным образом так, чтобы она содержала только логические связки Решение задач по логике

  • Решение:

л) Воспользуемся результатом равносильных преобразований данной формулы, выполненных в предыдущей задаче, и продолжим преобразования для решения данной задачи: Решение задач по логике

Задача 10

Для каждой из следующих систем высказываний найдите логически эквивалентную ей, но более простую систему высказываний, если известно, что в данной системе по меньшей мере одно высказывание истинно: Решение задач по логике

  • Решение:

л) По меньшей мере одно из высказываний данной совокупности будет истинным тогда и только тогда, когда истинна дизъюнкция всех этих высказываний. Поэтому, составив дизъюнкцию из данных высказываний и приведя ее с помощью равносильных преобразований к дизъюнкции более простого вида, можно получить более простую систему высказываний, эквивалентную данной. В нашем случае имеем следующую дизъюнкцию, которую затем упрощаем: Решение задач по логике Следовательно, по меньшей мере одно высказывание из данной системы будет истинным тогда и только тогда, когда будет истинным одно из высказываний Решение задач по логике или Решение задач по логике Поэтому данная система трех высказываний логически эквивалентна более простой системе из двух высказываний Решение задач по логике

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Добавить комментарий