Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.
Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.
Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.
Светотень в рисунке.
Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.
При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:
- На поверхности каждого освещенного предмета есть:
- свет с бликом
- полутон
- тень
- рефлекс (участки, освещенные отраженным светом)
И этот предмет отбрасывает падающую тень.
- Границы между этими участками ( светом и тенью и.т.д.) проходят по поверхности предмета, а значит, должны соответствовать ее форме. Например, на шаре граница между светом и собственной тенью не может иметь углов, а на боковой поверхности Цилиндра- не может быть дугообразной. Если предмет сложной формы, границы меняют направление вместе с изменением формы поверхности. Рисуя шар, обратите внимание, что границы на нем — эллипсы или линии.
- Свет находится на поверхности предмета обращенной к источнику света, собственная и падающая тень находятся с противоположной стороны.
- Рефлекс всегда темнее полутона.
- Выявляя светотень мы пользуемся штрихом по форме, то есть штрихи должны повторять форму поверхности, например, на шаре они дугообразные, а на кубе — прямые.
- Тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
- Падающая тень по очертаниям напоминает предмет. Но ее границы менее четкие.
- Детали тщательно прорабатываются либо на светах, либо в тенях.Чаще на светах. Если мы выявляем фактуру и детали в светах, нормально и правильно, что тени сливаются и деталей в них не видно
- Мы не изображаем предметы в вакууме, пространство вокруг предмета так же заполнено другими поверхностями, имеющими тон и освещенными тем же источником света. Даже если фон в постановке белый, мы не воспринимаем и не изображаем его как белый. Исключение — некоторые типы набросков и зарисовок.
Давайте отработаем эти правила на практике.
Упражнение 1.
Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.
Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:
- Прямые солнечные лучи.
- Рассеянный свет (когда не четко видны границы между светом и тенью)
- Тусклый свет, полумрак.
- Направленный свет лампы. Поэкспериментируйте с направлением света и расстоянием до натуры. Попробуйте снять против света, с источником света совсем близко к натуре и т. д.
Отберите три самые выразительные фотографии.
Упражнение 2.
Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.
Упражнение 3.
Тональный рисунок коробки с натуры.
- Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
- Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.
- Строим на просвет
- Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
- Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
- Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
- Разбираем по тону тени
- Разбираем света. Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.
Упражнение 4.
Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.
Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
Упражнение 6.
Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.
Дополнительное упражнение 1.
Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.
Дополнительное упражнение 2.
Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.
Основы построения падающих теней в перспективе.
Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.
Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.
Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.
Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.
Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.
На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.
Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).
Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.
Построение тени от естественного источника света.
Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.
Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.
Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.
Построение тени от искусственного источника света.
При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.
Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.
Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.
Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.
На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.
-
маркировка
-
тюбики
-
рефлексы
-
эффекты
-
светотень
-
цвет тени
-
тень
-
приемы
-
техники
-
кисти
-
тон
-
бумага
-
темы
-
акварель
-
референсы
-
акварельная бумага
-
цвет
-
перспектива
-
watercolor
-
краски
-
построение
-
городской пейзаж
-
линейная перспектива
-
воздушная перспектива
Рефлексы, светотень и цвет тени. Как разобраться?
Мои дорогие, сегодня в рубрике #невредные советы мы обсудим такие важные понятиях как свет, тень и рефлексы.
В предыдущий четверг мы с Вами проанализировали тон и тоновые отношения в работе,а сегодня поговорим об отдельном объекте и объединим эти знания для работы с цветом в пейзаже.
Итак, самый простой объект для разбора светотени- это шар(на фото посередине слева), на нем сразу же видно направление света, блик, светлые участки, собственную тень(тень на объекте), падающую тень(тень от объекта от самого шара) и рефлекс.
И если со светом более-менее понятно, он находится со стороны источника света,
а тень-в противоположной ему части объекта.
То вот последнему-рефлексу обычно уделяют не так много внимания, а зря! Он как раз основополагающий в нашей теме и очень влияет на тень. Но обо всем попорядку. Для начала остановимся поподробнее на понятии.
Рефлекс – это отраженный свет от соседних предметов и появляется он в собственной тени предмета(это важно!) В живописи рефлексы будут цветными, отражающими цвет предметов вокруг, а в графике-это соответственно светлый отблеск в собственной тени.
Происходит он из-за того, что соседний предмет также освещён светом и отбрасывает,отражает свой свет на “соседей “.
Как я упоминала выше,
- самый активный рефлекс находится в теневой части, там он ещё и светлый по тону,
- чуть менее активные и совпадающие по тону с объектом находятся в полутеневых областях.
На фото два шарика в окружении яркого фона
Ошибкой будет создавать яркие рефлексы на всей поверхности, (левый шарик) ведь их активность будет зависеть как раз от области,в которой они находятся.
Естественный вариант-это правый шарик, там самые светлые,практически не ощутимые рефлексы на светлых областях. Почему? Потому что объект в них активно освещён и цвет его получается как бы “засвеченным”, поэтому яркие рефлексы там невозможны(как на шарике слева).
В полутеневых областях рефлексы насыщенные и самый очевидный с отблеском в собственной тени-теневой области. И , если в графике самым главным будет как раз рефлекс в собственной тени, то ,когда мы рисуем в цвете, нам нужны будут все рефлексы и в полутеневых областях именно они влияют на цвет тени, будем рассматривать дальше подробнее.
А теперь перейдём к различным факторам, которые влияют на светотень и рефлекс.
- Безусловно, интенсивность как света, так блика и рефлекса будет зависеть от материала предмета. Чем более глянцевая поверхность(металл, стекло, гладкая кожура фруктов, атласные ткани и др.), тем более контрастными по тону будут эти участки и,соответственно, чем более спокойный материал (хлопок и др. мягкие ткани, дерево, камень и т.д) тем спокойнее.
Это важно учитывать при рисовании, тут поможет та самая “насмотренность” и наблюдательность, которая нарабатывается на практике и Вы видите как работает фактура. Эти моменты запоминаются и использовать, контролировать их в рисунке становится легче.
Но есть и небольшие правила, которые помогают разобраться.
В графике преобладает светотень и тоновые контрасты, так как это единственное выразительное средство.
Я изобразила драпировки с шариком в карандаше (на фото внизу) где слева мягкая ткань(хлопок, лён), а справа атлас. Они различаются как формой, так и контрастами. Чем более глянцевая поверхность, тем больше тоновый контраст и участки света и тени чаще сменяют друг друга.
В живописи же есть цвет и тут влияние цветовых рефлексов является не менее значимым. Над графическими рисунками я изобразила цветные, безусловно при более контрастных цветах эффект, о котором я буду говорить, был бы более заметным, но он есть. На рисунке слева в цвете также мягкая ткань и мягкие еле ощутимые рефлексы , а на рисунке справа рефлексы более активные, так как глянцевая ткань отражает и свет и цвет. То есть зритель может понять что за материал вы хотели изобразить, благодаря рефлексам и светотени
- Второй момент влияющий на светотень и рефлексы-это ,безусловно, освещенность. Мы немного коснулись этого момента в Теме 12 на примере гордского пейзажа. Чем больше освещенность(солнечный день) тем больше тоновых контрастов и, соответственно рефлексов, так как они получаются благодаря свету. В сумраке тоновые контрасты исчезают, все становится более сглаженным и рефлексы практически пропадают, так как им неоткуда появится. Вы же помните, что рефлекс-это отблеск,отсвет цвета, но нет света-нет рефлекса.
А теперь перейдём глубже к рефлексам и их влиянию.
Как мы с Вами уже разобрали, активный рефлекс находится в тени, поэтому ,
по сути, цвет тени-это цвет объекта плотный по тону+ рефлекс от соседних обьектов, который зависит от материала и освещённости.(что мы рассмотрели выше) И вот тут мы подошли к самому интересному.
Как выбирать цвет тени?
Разберём пример из книги “Цвет и Свет” джеймса Гарни, он мне очень нравится( на фото ниже).
Здесь вы видите ясную погоду, небо окрашено в голубой цвет, соответственно оно отбрасывает “рефлекс” на здания и иные объекты и тени получаются более синие. Но цвет тени не сто -процентно синий, так как сам объект имеет свой цвет и тень-это цвет объекта+рефлекс.
Такую ситуацию , но в чистом виде мы видим снежной зимой в ясную погоду, когда “мороз и солнце,день чудесный”
Тут тень будет ярко голубой и синей, а почему? Вы ,уверена, уже поняли ;)Потому что снег-белый, и именно рефлекс от неба даёт основной цвет тени. В случае городского пейзажа, менее ясной погоды, тени приобретают более спокойный сиренево-синие оттенки( про идеальную пару желтый/охра и синий/сине-сиреневый для городского пейзажа мы говорили в Теме 11).
А, если будете рисовать природный пейзаж в ясную погоду, то какой основной цвет у теней?
Правильно: зеленый приглушенный(как цвет объекта)+ синий (рефлекс от неба) в итоге бирюзово-синие тени, а если много земли, то возможно добавить и коричневатую гамму.
Ну а вдруг погода не ясная? То также зелёный приглушенный(как цвет объекта)+ фиолетовый и так далее.
А теперь давайте снова вернёмся на картинку из книги “Цвет и свет”. Если собственные тени верхних объектов( то, что выше, ближе к небу) и падающие тени всех объектов используют рефлекс неба, то собственные тени в объектах ближе к земле и обращённых к земле(например, нижняя часть фронтона крыши) имеют в своём составе рыже- коричневый “рефлекс” от земли.
Так происходит, в основном, только в освещённый день, когда солнце сильно освещает землю и она отражает свой цвет на соседние объекты. Это добавляет живописности.
Но, в отличие от неба, чьё влияние активно, потому что это БОЛЬШОЙ и ЯРКИЙ объект, остальные рефлексы отражаются и влияют только на тени близлежащих объектов. То есть от размера объекта также зависит его “отсвет”-“рефлекс”. Думаю, что тут понятно, ведь на яблоке, лежащем на траве есть рефлекс от неба, на траве рядом с яблоком также есть рефлекс от неба и от яблока, а вот на небе уже нет рефлекса от яблока или травы, так как размеры объектов и ,соответственно, их влияние не сопоставимо. Кажется банально и понятно? Но нет, часто вижу ошибки, когда, имея знания о рефлексах, рисуют их на всём вокруг , в не зависимости от дальности объекта, поверхности и размера.
Ещё один момент, о котором нельзя не упомянуть- это управление цветом тени для создания атмосферы и температуры на картине. В целом, Вы можете создавать тень любого цвета, но, если говорить о реализме, то тут вышеперечисленные моменты с цветом будут очень важны, но даже и при этом можно “поиграть”. На картине с лодкой( на фото внизу) я умышленно сделала тени разных цветов. В жизни они все были синеватые из-за ясного неба и просачивались везде. Но, мне хотелось создать контраст температур:”жару на пляже” и “прохладу” на горе под сенью деревьев. Для этого я нарисовала тени рядом с лодкой охра(цвет объекта)+синий(рефлекс неба), а на горе охра(цвет объекта)+ фиолетовый – более холодный цвет, который и создал мне тот самый “эффект прохлады”.
Итак, резюмирую:
- цвет тени это две составляющих :цвет самого обьекта+рефлексы от соседних объектов.
- Интенсивность влияния рефлексов на цвет тени зависит от размера объекта,который его отбрасывает, чем больше объект (например,небо) тем влияние шире и сильнее, чем меньше( небольшие предметы такие, как цветы, яблоки) тем меньше, влияние только вокруг и непосредственно рядом с ними.
- яркость самого рефлекса на предмете зависит от его собственной фактуры: чем более глянцевая поверхность( металл, стекло), тем больше влияния цвета и тона, чем более спокойная фактура( ткани, земля, растительность), тем меньше цветность тени и рефлексов.
- яркость рефлексов также зависит от освещённости, чем она выше, тем ярче и очевиднее рефлексы.
- именно за счёт рефлексов и светотени создаётся фактура предмета и природные условия. Например, если прошёл дождь и светит солнце , а листва влажная, то рефлексы от неба и соседних объектов, контраст светотени будет ярче, потому что фактура предмета стала глянцевая. И только за счёт цвета, который вы создаёте краской и отблесков , который создаёте контрастами, вы и передаете это ощущение “дождя”.
- Подбирая цвет тени можно влиять на ощущение тепла, погоду на картине. Если в реальности не очень ясный день, но вы нарисуете яркие сине-сиреневые падающие тени, то это добавит тепла и ощущения “солнца” в работу
В заключение, хочу сказать, что все эти знания, это не алфавит, который нужно заучивать, многое из этого познаётся только на практике, благодаря тому что вы смотрите вокруг себя и анализируйте цвета.
Но, безусловно, понимание некоторых правил, которые я тут описала и,которые есть в массе источников, помогают Вам чётко понимать как менять свою работу! Создавать именно Вашу задумку! Влиять на погоду!
На цвет и свет, ведь нереально встретить “идеальный” пейзаж, найти “идеальный” референс…да даже, если возможно, то зачем?
Художник-это тот, кто может передать не просто реальность, а ту,которая будет интересной, нести смысл и наполненность. А для этого он должен уметь менять то, что необходимо на своё усмотрение. Именно поэтому мы учимся, не просто смотреть, а “видеть” Мир и его свет и цвет!
Желаю Вам больших творческих успехов!
-
Назад -
Вперед
Светотень: ключ к пониманию объема
Светотень — это ключ к пониманию объема и созданию реалистичных объектов. И в этом кратком уроке рассмотрим как моделируется светотень на простых и сложных объектах.
У нас всегда есть источник света и направление его лучей. При этом освещение предметов может быть концентрированным либо рассеянным.
Прямой свет солнца или лампы дает концентрированное освещение. А свет, проходящий через среду, рассеивающую его лучи (например, солнечный свет через облака), создает рассеянное освещение.
Светотень — это наблюдаемое на поверхности объекта распределение света, создающее шкалу яркостей. Важное средство изображения объёма предметов и их положения в пространстве.
Элементы светотени:
Далее пройдемся вкратце по всем элементам, которые составляют в своей совокупности светотень. Для удобства я приготовила изображения, иллюстрирующие каждый такой элемент.
- Блик
Блик — самое яркое место на объекте, располагается там, где лучи света падают перпендикулярно к поверхности и отражаются. Интенсивность яркости зависит от материала объекта. - Зона света
Это зона, находящаяся вокруг блика и принимающая большую часть освещения. - Полутень
Это промежуточное состояние между светом и тенью.
На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной.
На предметах с четкими прямоугольными формами эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами.
Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона. - Собственная тень
Самое темная часть объекта, куда не попадает свет. - Рефлекс
Отраженный свет в теневой части предмета.
Отражается свет от всего, что окружает предмет. Рефлекс светлее тени и темнее света.
На краю формы всегда будет такая зона.
Рефлекс есть и на стороне объекта, повернутой к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. - Падающая тень
Это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает (плоскость стола).
Тень неоднородна и внутри имеет множество градаций. Чем ближе к объекту, тем она темнее, чем дальше – тем светлее. Самое темное место будет местом касания объекта и поверхности, на которую отбрасывается тень.
Границы тени немного затемненные. Каким-бы жестким не было освещение из-за наличия атмосферы границы тени будут мягкими, растушеванными. Только в вакууме (например, космосе) границы будут резким контуром.
Изучив светотень на простых формах можно переходить к более сложным.
В рисунке головы или тела человека надо научиться различать светотень на всем объекте в целом и на каждом отдельном его участке (например на носу, губах, подбородке и т.д.)
Похожие материалы:
Вот ещё одна простенькая и интересная статья про построение в перспективе. С построением различных предметов и форм в разных перспективах мы разобрали, теперь давайте посмотрим, как правильно построить падающую тень от этих объектах.
Ознакомьтесь с этими статьями:
Перспектива. Линейная одноточечная, на примере квадрата. Рисую и рассказываю.
Перспектива. Линейная двухчастная, на примере параллелепипеда. Рисую и рассказываю.
Что не получилось в линейной трехточечной перспективе.
За пример я взял дом построенный в двухточечной перспективе. Можете называть его гаражом или ещё как-нибудь, без разницы. Вот простой нарратив, “Дом в перспективе”, как построить наш дом.
Вот наш дом, а может быть гараж. Не важно. Для начало нам надо найти точку на линии горизонта, из которой идет свет. В нашем случае это будет солнце, которое мы схематично изображаем на рисунке. Проводим перпендикуляр к линии горизонта, и в месте их пересечении отмечаем точку, которую искали.
Построим линии схода для определения нашей тени. Они пройдут через три видных нам нижних угла дома. Через сам дом проводить линии я не стал, чтобы сохранить целостность нашей постройки.
Осталось провести ещё одну, важную, линию от макушки нашей крыши. Чтобы её провести, опускаем перпендикуляр до основания дома и отмечаем точку, через которую пройдет последняя линии схода.
Для построения перпендикуляров использую треугольник. Знаю, что надо строить от руки, об этом мне писали в комментариях. Прекрасно понимаю и согласен с вами, но стою по линейки только для статей.
Так как наш источник света, солнце, предположим, что сейчас день и солнце находиться высоко. Весь свет от небесного светила падает на землю под прямыми лучами. Соответственно, начинаем проводить параллельные линии, которые показывают направления света, по выпирающим углам дома.
Для удобства и понимания я выделил разными цветами ребра дома, линии схода от горизонта и параллельные линии света, которые в пересечении нам дают точки обозначения нашей падающей тени.
Нам остается соединить эти точки и наша правильно построенная падающая тень готова. Осталось стереть все ненужные вспомогательные линии и немного нанести то на грани нашего дома. Соответственно закрасить и саму падающую тень.
Всем спасибо за внимание. Ставьте лайки, делитесь статьей в соцсетях и подписывайтесь на канал, РИСУЮ ДОМА. Впереди много интересного.
Ещё на моем канале:
Когда надоело рисовать, расслабься и сделай это… Часть 2.
Когда надоело рисовать, расслабься и сделай это… Часть 1.
Изменения лица при наклоне головы.
Умение правильно строить и изображать падающую или отброшенную тень крайне важно, поскольку позволяет создавать максимально реалистичные художественные работы. Изображается она по правилам двухточечной перспективы. Выполняется это довольно просто и быстро. Поэтому такие учебные задания будут по плечу даже начинающим художникам.
Рисуем Свет
Работа над абсолютно любым изображением требует от художника обязательного присутствия в нём источника света, поскольку только благодаря свету человеческий глаз способен различать предметы и пространство вокруг себя. Рисуя те или иные предметы, необходимо сразу представлять, где именно по отношению к ним находится источник света.
Рисуем Тень
Освещённые с одной стороны, все предметы отбрасывают тени с другой.
Тени от предметов бывают 2 видов. Собственная тень – это тень от предмета на собственной поверхности. Отброшенная тень – это тень от предмета на плоскости, возникающая из-за того, что свет не может пройти сквозь данный предмет.
Тень собственная указывает на форму предмета, а падающая – на форму предмета и одновременно на направление света.
Падающая тень рисуем карандашом
Рисование с натуры позволяет художнику видеть форму падающих теней от предметов. Рисование же воображаемых предметов требует знания законов перспективы, которые помогают строить тени.
Изображение теней правильной формы очень важно, поскольку от них зависит восприятие формы предметов, представленных на картине. Поэтому тем, кто только постигает азы в рисовании, рекомендуется выполнить несколько учебных рисунков, с целью получить и закрепить навыки построения теней.
Тень от прямоугольного объекта
Рисунок прямоугольного объекта с падающей от него тенью является самым простым.
Расположите лист бумаги горизонтально. Изобразите примерно в середине листа линию горизонта.
Чуть ниже нарисуйте объёмный прямоугольник.
Слева вверху, на небольшом отдалении от линии горизонта поставьте точку – условный источник света. Опустите от него перпендикуляр на линию горизонта. На пересечении с ней будет точка затухания тени.
Затем проведите 3 прямых линии подлиннее, идущие от источника света через 3 ближайшие к вам вершины прямоугольника.
После этого аналогичным образом проведите линии через точку затухания тени и 3 нижние вершины фигуры.
Все линии пересекутся между собой на плоскости перед прямоугольником.
Соедините точки пересечения линий и получите форму падающей тени от прямоугольника.
Теперь можете заполнить её цветом.
Тень от сферы
Падающая тень от сферического объекта изображается аналогичным образом, но с некоторыми отличительными нюансами.
Возьмите лист бумаги, нарисуйте на нём линию горизонта.
Чуть ниже изобразите сферу.
Над линией горизонта разместите источник света, под ним, на линии горизонта – точку затухания тени.
Для простоты построения тени впишите сферу в условный квадрат.
Проведите 2 прямых линии от источника света через 2 верхних вершины квадрата.
Затем проведите 2 прямых линии от точки затухания тени через 2 нижних вершины квадрата.
Все линии должны пересечься между собой. Соедините точки их пересечения и получите остроугольную тень от прямоугольника.
Для того чтобы получить овальную тень от сферы, проведите дополнительные линии от источника света через середины боковых и верхней стороны квадрата. Они пересекут схематичную тень. Это будут точки соприкосновения овальной тени с границами теней остроугольной.
Прорисуйте криволинейную форму тени, падающей от сферы. Сотрите все вспомогательные линии, которые использовали для построения. Поработайте цветом.