Как найти падеж несклоняемых существительных

Как определить падеж у несклоняемых существительных?

А как мы определяем падеж у склоняемых существительных?
Мы читаем предложение и проверяем, является ли существительное частью словосочетания.

Например:

Наташа живёт в Москве.
(В этом предложении два существительных: Наташа и Москве.
Первое – подлежащее. Оно не входит в словосочетания. Подлежащее отвечает на вопросы: кто? что? и стоит в форме И.п. 
Второе существительное входит в словосочетание живёт в Москве. Это зависимое слово: его падежная форма зависит от глагола. Живёт (в ком? в чём?) в Москве – П.п.)

Падеж у несклоняемых существительных определяется так же, по той же схеме.

Гну стоит на берегу. (Кто? что?) – И.п.
Мы подошли к клетке гну в зоопарке. (Клетке кого? чего?) – Р.п.
Я дала гну морковку. (Дала кому? чему?) – Д.п.
Я люблю гну. (Люблю кого? что?) – В.п.
Мы любовались гну. (Любовались кем? чем?) – Т.п.
Это примеры о гну. (Примеры о ком? о чём?) – П.п.

Смотрите также

  • Глава 7. Морфология. Имя существительное

Как определить падеж несклоняемых существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение — это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

Падеж и склонение

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён): имена — имён, знамени — знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин, -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин: горожанин — горожане .

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя.

Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

склонение существительных 1

склонение существительных 2

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл. ж. р. аббревиатуры, армии, м. р. мужчины, юноши
2-е скл. м. р. малыши, отцы ср.р. поля, стекла
3-е скл. ж. р. степи, дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега, века, города, штемпеля, якоря.

3. Различаются по значению существительные:

4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний:

Склонение имен существительных во множественном числе. Таблица

Конспект урока «Падеж и склонение имен существительных». Следующая тема:

Падежи основных частей речи

Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.

Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?

Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.

Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).

Падежи существительных, падежные предлоги

Именительный

Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.

Как видим, многие слова в этом падеже равны своему корню. Другие падежи уже произведены от именительного (мир – мир-а, макет – к макет-у, сестра – сестр-у, телефон – в телефон-е) . Поэтому он первый среди равных.

Родительный

Родительный – это «падеж родства». Он связан с вопросами Кого? Чего? и часто применяется в тех случаях, когда нужно указать на родителя: сын (кого?) олигарха ; создателя: тезисы (кого?) президента ; владельца: сады (кого?) Демидова . Впрочем, «родство» часто понимается шире (лист берёзы) , а иногда и вовсе не прослеживается (увеличение пенсии) .

Родительный падеж может обходиться без предлогов, но частые его спутники – предлоги у, от, до, без, около, возле, для, из, кроме .

Дательный

Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).

Вот предлоги дательного падежа, которые помогают его узнать: к, благодаря, согласно, вопреки .

Винительный

Винительный падеж ни в чём не виноват. Да, название ему дано от слова «вина», но в древнерусском языке это слово также имело значение «причины»: осудить преступника, любить жизнь, читать книгу . Да, вот такие разные причины, вызывающие то или иное действие. Однако правильнее сейчас говорить, что винительный падеж указывает на объект, на который направлено действие и отвечает на вопросы Кого? Что?.

С винительным падежом могут употребляться предлоги в, на, за, про, через, под . Но доверять им при определении падежа не стоит, потому что эти предлоги употребляются и с другими падежными формами.

Творительный

Творительный – это падеж-работяга, потому что основное его значение – значение орудия, которым выполняется действие (кем? чем?): вязать крючком, грести лопатой, махнуть рукой . Но немало и других значений. Например, место действия: «Я лечу над Россией, словно в сказочном сне…» (О. Левицкий). Часто встречается творительный падеж со значением сравнения: «На щёчке родинка, полумесяцем бровь…» (М. Турсун-Заде).

Творительный падеж нередко употребляется с предлогами с, над, меж, за, перед, вместе с, в связи с .

Предложный

Предложный падеж – самый «наипредложнейший», потому что употребляется он не иначе как с предлогами о, в, на, по, при .

Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?

Таблица падежей русского языка

Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.

Название Слово-помощник Вопросы Примеры
Именительный Имеется Кто? Что? Блогер. Огород
Родительный Нет Кого? Чего? Блогера. Огорода
Дательный Дать Кому? Чему? Блогеру. Огороду
Винительный Винить Кого? Что? Блогера. Огород
Творительный Стать Кем? Чем? Блогером. Огородом
Предложный Говорить О ком? О чём? О блогере. Об огороде

И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:

Падежи основных частей речиНесклоняемые существительные

Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.

И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:

  • появилось (что?) метро (Им.п.);
  • встретиться (у чего?) у метро (Р.п.);
  • удивляться (чему?) метро (Д.п.);
  • спуститься (во что?) в метро (В.п.);
  • гордиться (чем?) метро (Т.п.);
  • добраться (на чём?) на метро (П.п.).

Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:

  1. Нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -у, -э, -и, -е, -ю и ударным –а: авокадо, авеню, пюре, Баку, Миссисипи, Дюма;
  2. Заимствованные собственные и нарицательные имена существительные с согласным на конце, указывающие на лиц женского пола: мисс, Винокур;
  3. Украинские фамилии, оканчивающиеся на –о, -их/-ых: Борисенко, Лемешко, Белых;
  4. Большинство сложносокращённых слов и аббревиатур: замдиректора, СМИ, ООН (но: вуз – вуза, завхоз – завхозу).

Разница между родительным и винительным падежами

При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:

В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.

Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:

В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).

Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

Название Существительное помощник Вопросы Пример
Именительный есть — Сайт, Игра Какой? Какая? Популярный, Познавательная
Родительный нет — Сайта, Игры Какого? Какой? Популярного, Познавательной
Дательный дать — Сайту, Игре Какому? Какой? Популярному, Познавательной
Винительный вижу — Сайт, Игру Какой? Какую? Популярный, Познавательную
Творительный доволен — Сайтом, Игрой Каким? Какой? Популярным, Познавательной
Предложный думаю — о Сайте, об Игре О каком? О какой? О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

  • цвет хаки – цвета хаки,
  • язык хинди – на языке хинди,
  • юбка макси – с юбкой макси,
  • стиль ампир – в стиле ампир и др.

Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках: добра молодца – к добру молодцу . К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм: рад, горазд, намерен, должен, готов и др.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?

Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:

  • Солнце закрыли тучи.
  • Солнце выглянуло из-за туч.

Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.

В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:

Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).

Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:

«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).

Изучение падежей вместе с детьми

Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.

Простое объяснение падежей

Если бы не было падежей, мы говорили бы примерно так: Я живу с дедушка в деревня . Вроде бы смысл есть, но связи между словами нет. Изменим падежи существительных: Я живу с дедушкой в деревне . Образно говоря, падежи – это такие грамматические мостики для связи слов в предложении. В русском языке шесть разновидностей таких мостиков, шесть падежей.

Учимся определять падежи

Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:

Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)

Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).

Определяя падеж, действуйте по алгоритму:

  1. Нахожу слово, от которого зависит существительное.
  2. Задаю от него подходящие вопросы (два!)
  3. Ура, я знаю падеж!

В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.

Почему детям сложно определить падеж?

Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:

  1. плохо знают падежи и вопросы;
  2. задают вопросы к существительному просто так, не учитывая, что оно связано в предложении с определённым словом;
  3. не могут найти или находят неверно слово, от которого зависит данное существительное;
  4. путают падежи с одинаковыми вопросами (Р. – В., И. – В.);
  5. не учитывают синтаксическую роль существительного.

Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

[spoiler title=”источники:”]

https://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/morphologiya/padeghi-osnovnyh-chastey-rechi.html

[/spoiler]

Несклоняемые существительные не имеют падежных окончаний и всегда остаются в том же виде, независимо от падежа. Они не изменяются и не имеют окончаний, поэтому у них нет конкретного падежа.

К несклоняемым существительным относятся, например, названия научных дисциплин, многие иностранные слова, географические названия, названия растений и животных, материалы, аббревиатуры и т.д.

Для определения синтаксической роли несклоняемых существительных в предложении необходимо опираться на контекст, смысловую связь с другими словами и учесть логику предложения. Например:

“Мне нравится изучать историю” – слово “история” здесь не изменяется, но по контексту понятно, что оно стоит в именительном падеже, как подлежащее.

“Я купил килограмм фундука” – слово “фундук” не изменяется, но по смысловой связи и контексту понятно, что оно стоит в родительном падеже, как определение к слову “килограмм”.

Таким образом, при определении синтаксической роли несклоняемых существительных необходимо учитывать контекст и смысловую связь со словами в предложении.

Скачать материал

Урок русского языка и литературы3 КЛАСС

Скачать материал

  • Сейчас обучается 126 человек из 49 регионов

  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок русского языка и литературы3 КЛАСС

    1 слайд

    Урок русского языка и литературы
    3 КЛАСС

  • Дополните определения:
Имя существительное – это _______________ часть речи,...

    2 слайд

    Дополните определения:
    Имя существительное – это _______________ часть речи, которая отвечает на вопросы _____, _____ и обозначает _________.
    2. На вопрос кто? отвечают ______________ имена существительные,
    на вопрос что? отвечают ________________ имена существительные.
    3.Имена существительные бывают _________ рода, ________ рода и ________ рода.
    4. Имена существительные бывают _____________ и пишутся с _________ буквы и бывают _______________ и пишутся со _________ буквы.
    5. Имена существительные изменяются по _______ и по _______ .
    6. Изменение существительных по падежам называется __________.
    самостоятельная
    что?
    кто?
    предмет
    одушевлённые
    неодушевлённые
    женского
    мужского
    среднего
    собственными
    нарицательными
    заглавной
    строчной
    числам
    падежам
    склонением

  • Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», позн...

    3 слайд

    Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами.

  • Просклоняйте существительное море. Выделите окончания.

    4 слайд

    Просклоняйте существительное море. Выделите окончания.

  • Надел я новое пальто.
Пошёл гулять, потом в кино.
В кафе я выпил кофе,
Съел ж...

    5 слайд

    Надел я новое пальто.
    Пошёл гулять, потом в кино.
    В кафе я выпил кофе,
    Съел жареный картофель
    И рыбное филе. И закусил желе.
    На первый взгляд кажется, что все выделенные имена существительные стоят в именительном падеже. Почему? Потому что все они среднего рода и оканчиваются на -о или -е. С другой стороны, существительные кино и кафе употреблены с предлогом в, а значит это не именительный падеж.
    Но теперь я дам вам задание потруднее. Прочитайте вот это стихотворение:
    Определите, в каких падежах находятся выделенные имена существительные.

  • Давайте попробуем просклонять эти слова.Что вы заметили, ребята? Да, они не с...

    6 слайд

    Давайте попробуем просклонять эти слова.
    Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. 

  • Тема урока

Изменение имён существительных по падежам.
Несклоняемые имена сущ...

    7 слайд

    Тема урока

    Изменение имён существительных по падежам.
    Несклоняемые имена существительные.

  • Сегодня на уроке мы узнаем:
Какие имена существительные называются несклоняем...

    8 слайд

    Сегодня на уроке мы узнаем:
    Какие имена существительные называются несклоняемыми.
    Научимся:
    Определять падеж и род несклоняемых имён
    существительных.
    2. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные в устной и письменной речи.

  • Имена существительные, которые при склонении не изменяют свою форму, назы...

    9 слайд

    Имена существительные, которые при склонении не изменяют свою форму, называются НЕСКЛОНЯЕМЫМИ.
    У несклоняемых существительных нет окончаний!
    Несклоняемые имена существительные не изменяются по числам.
    Запомните!

  • Вы спросите: 
«Так может быть у этих слов вообще нельзя определять падеж?»Мож...

    10 слайд

    Вы спросите:
    «Так может быть у этих слов вообще нельзя определять падеж?»
    Можно и нужно.

    Определить падеж несклоняемого имени существительного нам помогут падежные вопросы.

      В некоторых случаях помогут предлоги ну и, конечно, безотказная мама с косой.

  • Надел я новое пальто.
Пошёл гулять, потом в кино.
В кафе я выпил кофе,
Съел ж...

    11 слайд

    Надел я новое пальто.
    Пошёл гулять, потом в кино.
    В кафе я выпил кофе,
    Съел жареный картофель
    И рыбное филе. И закусил желе.
    Надел что? пальто. Опасный вопрос что? Быстренько берём в помощницу косу́. Надел что? косу. Окончание -у. Это винительный падеж. Значит здесь слово пальто стоит в винительном падеже.
    Пошёл куда? в кино. Вопрос не падежный. Задаём падежный вопрос во что? Он с предлогом, значит и здесь винительный падеж.
    Выпил что? кофе. Опять прибегаем к помощи косы. Выпил что? косу. Окончание -у – винительный падеж.
    Выпил где? в кафе. Заменяем смысловой вопрос где? на падежный в чём? В кафе – предложный падеж.
    Попробуем определить падежи выделенных в стихотворении слов.
    Съел что? филе. Опять вопрос что? Съел (кого? что?) филе. Это винительный падеж.
    Закусил чем? желе. Творительный падеж.

  • Запомните!
   Чтобы определить падеж несклоняемого имени существительного, ну...

    12 слайд

    Запомните!
    Чтобы определить падеж несклоняемого имени существительного, нужно:
    определить в предложении или словосочетании слово, к которому существительное относится.
    Поставить от этого слова к несклоняемому существительному падежный вопрос.

    В определении падежа имени существительного
    помогут предлоги и имена существительные женского
    рода с окончанием -а (например: мама, коса).

  • Определите падеж существительного КЕНГУРУ в предложениях.
  
    Кенгуру живё...

    13 слайд

    Определите падеж существительного КЕНГУРУ в предложениях.

    Кенгуру живёт в зоопарке. Я принесла еду для кенгуру. Я дала кенгуру яблоко. Я люблю кенгуру. Мы любовались кенгуру. Это рассказ о кенгуру.
    (кто?) Кенгуру (И.п.) живёт в зоопарке.
    Я принесла еду (для кого?) для кенгуру (Р.п.)
    Я дала (кому?) кенгуру (Д.п.) яблоко.
    Я люблю (кого?) кенгуру (В.п.).
    Мы любовались (кем?) кенгуру (Т.п.).
    Это рассказ (о ком?) о кенгуру (П.п.).

  • Несклоняемые имена существительные  иноязычного происхождения, то есть приход...

    14 слайд

    Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения, то есть приходят к нам из других языков
    без пальто, по шоссе, в пенсне, на такси, в меню

  • Неодушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся, в о...

    15 слайд

    Неодушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся, в основном, к среднему роду:
    осеннее пальто, сладкое какао, уютное кафе
    К несклоняемым существительным относятся:
    Одушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола:
    милая леди, пожилая мадам, незнакомая мисс
    Одушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных:
    военный атташе, известный конферансье, австралийский кенгуру, забавный шимпанзе
    Чтобы точно определить род несклоняемого существительного, следует обратиться
    к толковому словарю.

  • Запомните!
Имена собственные тоже не всегда склоняютсяНекоторые географически...

    16 слайд

    Запомните!
    Имена собственные тоже не всегда склоняются
    Некоторые географические названия,  иностранные имена и фамилии с основой на гласный являются несклоняемыми именами существительными, например:
    Токио, Колорадо, Осло, Баку, Сочи, Хельсинки, Миссисипи, Миссури;
    Франсуа, Гюго, Гёте, Золя, Дюма и другие.

  • Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотрет...

    17 слайд

    Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
    И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
    Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашны…
    А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
    Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
    И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
    Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
    Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
    Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
    В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
    Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: 

  • Употребление каких слов показалось странным?     Кенгуру, кино, пальто, кафе,...

    18 слайд

    Употребление каких слов показалось странным? 
    Кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду.

  • Метро - метрополитен - это любая внеуличная 
городская пассажирская транспорт...

    19 слайд

    Метро – метрополитен – это любая внеуличная
    городская пассажирская транспортная система
    с курсирующими по ней маршрутными поездами;

    какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове;

    кашне – шейный мужской шарф;

    пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки,
    за переносицу.

  • Колибри, кенгуру, шоссе,Фламинго, пони, шимпанзе,Какао, кофе, домино,Алоэ,...

    20 слайд

    Колибри, кенгуру, шоссе,
    Фламинго, пони, шимпанзе,
    Какао, кофе, домино,
    Алоэ, радио, кино,
    Такси, метро, купе, пальто,
    Кашне, кафе, трюмо, манто,
    И какаду, драже, пари,
    И интервью, рагу, жюри,
    И пианино, и фойе,
    Пюре, бюро и ателье –
    Ты все слова запоминай,
    Но никогда их не склоняй!
    Запомнить несклоняемые существительные и правильно употреблять из в речи вам поможет стихотворение:

  • Сегодня на уроке мы узнали:
Какие имена существительные называются несклоняем...

    21 слайд

    Сегодня на уроке мы узнали:
    Какие имена существительные называются несклоняемыми.
    Научились:
    Определять падеж и род несклоняемых имён
    существительных.
    2. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные в устной и письменной речи.

  • Мне было интересно, со всеми заданиями справился, чувствовал себя уверенно....

    22 слайд

    Мне было интересно, со всеми заданиями справился, чувствовал себя уверенно.

    Мне было интересно, но испытывал некоторые затруднения при выполнении заданий, чувствовал себя недостаточно уверенно.

    Мне было интересно, но было трудно работать, с заданиями не справился, чувствовал себя неуверенно.
    СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

  • Благодарю за сотрудничество!

    23 слайд

    Благодарю за сотрудничество!

  • В презентации использованы материалы с сайтов: http://educatieonline.md/https...

    24 слайд

    В презентации использованы материалы с сайтов:
    http://educatieonline.md/
    https://popugai.info/vidy/kakadu/
    https://www.mir-shapok.ru/muzhskoy-sharf-9254h.html
    https://ru.depositphotos.com/stock-photos/html
    https://www.maam.ru/kartinki/profesi-i-trud/transport/metro-kartinka-dlja-detei.html
    https://ped-kopilka.ru/shkolnikam/raskaz-pro-kenguru-dlja-1-klasa.html
    http://pensne.net/pensne.htm

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 261 896 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский родной язык. Просвещение», Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И

    «Русский родной язык. Просвещение», Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И

    Тема

    § 13. Все ли имена существительные “умеют” изменяться по числам?

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский родной язык. Просвещение», Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И

  • 10.04.2021
  • 93
  • 0
  • 10.04.2021
  • 107
  • 1

«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

«Русский язык», Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Актуализация опорных знаний.  

Практический: записывать стихотворение и работать у доски

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы; слово учителя.

Практический: игра;

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

≈ 4

≈ 6

10

Орфографическая минутка.

-Откройте тетради, запищите сегодняшнее число, классная работа. Запишите в тетрадь: Медь откликается звоном.

Дерево – шумом зелёным.

Корочка хлеба – хрустом.

Дождик – летом грустным.

Буря – рёвом и воем,

Время – башенным боем. (О. Дриз)

Сделайте звуко- буквенный разбор слова медь. (один человек работает на оценку с обратной стороны доски).

– Давайте проверим. Кто желает оценить? Исправьте ошибки у себя в тетрадях.

– Давайте вспомним, какие постоянные признаки имеют имена существительные. (Одушевленные и неодушевленные, род, собственные или нарицательные). Разберите как часть речи слово звоном. Один человек с обратной стороны. Проверяем. Как изменяются имена сущ- е? (по числам и родам). Звоном – (чем?), сущ., н.ф. – звон, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в ед.ч., в Т.п., второст. член.

Кто оценит работу? Проверьте у себя в тетрадях правильность выполнения задания?

 – Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.

– Как определить падеж имени существительного? (6, Надо поставить вопрос к существительному. По вопросу и предлогу определить падеж.)

– Поставьте цели сегодняшнего урока. (вспомнить постоянные и непостоянные признаки имён существительных, научиться различать падежи.)

Внимание на экран. Выполняем письменно в тетради. Пишем только пропущенные слова.

Вставить пропущенные (недостающие слова).

1. Имя существительное – это _____________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает _________________.

2. На вопрос кто? отвечают___________ имена существительные, на вопрос что? отвечают __________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают _____рода,

 _________ рода и_______ рода.

4. Имена существительные бывают _________ и пишутся с _______ буквы и бывают _______ и пишутся со _______ буквы.

5. Имена существительные изменяются по _____________по ___________.

– Откройте учебник на с. 13, прочитайте рубрику «узелки на память». Сравните с нашими ответами. Скажите, все ли признаки сущ. мы с вами назвали? Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке?   Внимание на экран:

Просклонять записанные имена существительные.

1 вариант                                       2 вариант

И.П. кто? что? кафе, метро    И.П. кто? что? шоссе, радио

Р.П. кого? чего? __________Р.П. кого? чего? __________

Д.П. кому? чему? ____________Д.П. кому? чему? ____________

В.П. кого? что? ___________        В.П. кого? что? ____________

Т.П. кем?, чем? ____________Т.П. кем?, чем? ____________

П.П. о ком? о чём? _________П.П. о ком? о чём? ____________

– Проверим, что у вас получилось (высказывания учеников).

– По падежам изменяли, а слова свою форму не изменили. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова? Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?

Упражнение «Лишнее словосочетание».

– Прочитайте словосочетания. Определите падеж существительных. Найдите лишнее словосочетание.

Живет под корягой, ударяет хвостом, думает над задачей, идет по шоссе.

– Какое словосочетание лишнее и почему? (Словосочетание «идет по шоссе» лишнее, потому что существительное стоит в дательном падеже, а все остальные существительные – в творительном.)

– Просклоняйте слово шоссе.

– Что заметили при склонении?

– Сможем ли мы сейчас ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

– Как называются такие существительные? Прочитайте тему сегодняшнего урока.

 К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечной гласной:  -О, – Е, -И, -У, -Ю. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Давайте познакомимся с ними поближе. Сейчас я прочитаю рифмовку, а вы читаете про себя и старайтесь запомнить как можно больше слов. Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе,

Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

Ещё раз читаем все вместе хором и запоминаем. (затем, слайд выключаю и играем в игру кто больше слов назовет).

Игра «Кто больше» (всего 31 слово)

– Значение всех ли слов вам понятно? Значение каких слов вам не известно?

Кашне – шейный платок или шарф.

Манто – широкое дамское платье.

Фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

– Составьте предложения, используя данные слова? Давайте послушаем какие предложения у вас получились.

Списать стихотворение с доски в тетрадь.

Работать у доски.

Оценивать работу у доски.

Выполнять задания учителя.

Отвечать на вопросы.

 Строить речевые высказывания.

Формулировать цели урока. Строить речевые высказывания. Самостоятельно выполнять упражнение.

Выполнять упражнения.

Формулировать цели урока.  

Строить речевые высказывания.

Работать с упражнениями.

Находить лишнее.

Склонять слово.

Читать стихотворение, запоминать слова.  

Называть слова.

Строить речевые высказывания.

Составлять предложения.

Называть предложения.

П: строят речевое высказывание

К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • П: выполнять работу самостоятельно.

П: извлекают необходимую информацию из правила; осуществляют по учебнику  поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

Р: постановка учебной задачи  

П: строят рассуждение

Р: осмысляют уч. материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: строят рассуждение

Р: осмысляют уч. материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

К: умение слушать и слышать.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Добавить комментарий