Как найти падеж по порядку

Научила ребенка определять падежи: теперь нет проблем на уроках русского языка

Детям сложно дается определение падежа у имен существительных. Понимание приходит не сразу. Поэтому после изучения этой темы в школе, у дочки остались вопросы. Мне потребовалось полчаса, чтобы моя дочка разобралась, как определять падеж у имен существительных .

Сейчас я опишу сложные моменты при определении падежей. А в конце статьи будет небольшой план, как объяснить падежи ребенку.

Итак, если вы заметили, что ваш ребенок не понимает, как определить падеж, то обратите внимание на следующие моменты:

  1. Знает ли ваш ребенок названия падежей и вопросы к ним.
  2. Умеет ли ребенок задавать к слову вопрос.

Например, предложение Я расскажу маме о котенке. Нужно определить падеж существительного «маме».

  • Ищем слово, от которого задаем вопрос. Это будет слово «расскажу». Расскажу кому? маме.
  • Вспоминаем, что вопрос кому? – это дательный падеж.

Падеж имен существительных – это формы одного и того же слова, которые выражают связь существительного с другими словами в предложении.

Запомнить порядок и названия падежей помогут стихи. С детства многие знают эти строки: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.

В Интернете нашла много вариантов «запоминалок»:

Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.

Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.

Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.

Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.

А мы с дочкой сочинили такую «запоминалку»: Имя Рождает, Дает и Винит, Творит, Предлагает.

Распечатайте ребенку такую табличку.

Падеж. Вспомогательные слова (или слова-помощники). Вопросы.
Падеж. Вспомогательные слова (или слова-помощники). Вопросы.

Потренируйтесь вместе с ребенком определять падеж, используя вопросы и слова-помощники. Очень помогают тексты-истории, в которых одно и тоже слово употребляются в разных падежах.

Котенок сидел на лавочке. (Кто? Котенок – именительный)

Я тихонечко подошла и потрогала котенка. (вижу кого? котенка – винительный)

Потом я дала котенку сосиску. (дать кому? Котенку – дательный)

И пошла домой, чтобы рассказать дочке о котенке (думать о ком? о котенке – предложный)

Дочка вышла на улицу и закричала, что нет котенка. (нет кого? котенка – родительный)

А потом он нашелся в кустах, и теперь дочка гордится своим котенком (горжусь кем? котенком – творительный)

Небольшие “секретики” запоминания у какого падежа какой вопрос.

  • Именительный падеж.
    Запоминается легко, обычно, – кто? что?
  • Родительный падеж
    Родить кого-то – кого? чего?
  • Дательный падеж
    Дать – кому? чему?
  • Винительный падеж
    Винить – кого? что?
  • Творительный падеж
    Творить – кем? чем?
  • Предложный падеж
    Предлагаю подумать – о ком? о чем?

Как различать именительный и винительный падежи на примере существительного “сухарик” в предложении – Котенок грызет сухарик

  • Определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
    Сухарик – неодушевленное
  • Задайте вопрос. Вопросы лучше задавать в паре: кто? что? или кого? что?
    Грызет кого? что? (нельзя задать кто? что?) сухарик.
  • Используйте слова-помощники. Именительный – вспомогательное слово – есть, Винительный – вижу.
    Вижу что? сухарик.
  • Существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим, а в винительном – дополнением.
    Котенок грызет сухарик. Здесь существительное “сухарик” в винительном падеже, потому что “сухарик” в предложении является дополнением.
    Сухарик лежит в тарелке у котенка. Здесь существительное “сухарик” в именительном падеже, потому что “сухарик” в предложении является подлежащим.
  • У винительного падежа может быть предлог, а у именительного не бывает предлогов.
    В данном случает нам этот способ не поможет.
  • Замена одушевленного неодушевленным и наоборот.
    Котенок грызет мышку.
    Грызет кого? мышку

Делаем вывод: существительное “сухарик” стоит в винительном падеже.

Как различить родительный и винительный падежи на примере существительного “котенка” в предложении – Мышка убежала от котенка.

  • Определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
    Котенок – одушевленное
  • Задайте вопрос. Вопросы лучше задавать в паре: кого? чего? или кого? что?
    Убежала от кого? чего? (нельзя задать кого? что?) от котенка.
  • Используйте слова-помощники. Родительный – нет, Винительный – вижу.
  • Предлоги родительного падежа – от, до, из, без, у, для, около, с
    предлоги винительного падежа – в, на, за, через, про

Делаем вывод: существительное “котенка” стоит в родительном падеже.

Как объяснить ребенку про падежи:

  1. Научите задавать ребенка вопрос к существительному и находить слово, от которого задается вопрос.
  2. Убедитесь, что ребенок знает названия падежей.
  3. Проверьте, что ребенок выучил вопросы падежей.
  4. Напомните ему о вспомогательных словах (словах-помощниках)
  5. Потренируйтесь определять падеж на рассказе о котенке (опубликован в начале статьи).
  6. Просклоняйте вместе несколько имен существительных – одушевленных и неодушевленных.
Так склоняют существительные школьники в своих тетрадях.
Так склоняют существительные школьники в своих тетрадях.

Затем возьмите любую книгу, откройте ее на любой странице, находите существительные и вместе с ребенком определяйте падеж.

Если Вам этот план не помог, то возможно, вы сами забыли, как определять падежи. Или у ребенка есть пробел в знаниях.

Всегда можно обратиться за помощью к учителю.

Ставьте “лайк”, если статья оказалась полезной для вас.

Что такое падеж? Таблица падежей

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная кате­го­рия име­ни, выра­жа­ю­щая его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам, обо­зна­ча­ю­щим пред­мет, при­знак или дей­ствие в предложении.

Узнаем, что такое падеж в рус­ском язы­ке, какие суще­ству­ют паде­жи, на какие вопро­сы отве­ча­ют, как опре­де­лить падеж существительного.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го языка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии падежа:

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж, Википедия:

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Таблица падежей с вопросами

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние падежа:

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопросы:

  • кто? — бабушк а , мастер , отец ;
  • что? — тишин а , дом , счасть е , радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части сказуемого.

Мой брат учит­ся в шестом классе.

Вася — мой млад­ший брат .

Родительный падеж

  • нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
  • нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, например:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Например:

  • гулять у реки;
  • вымок­нуть из-за дождя;
  • вый­ти без зонтика;
  • бежать от калитки;
  • достать до полки;
  • сде­лать ради детей.
  • Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
  • дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Подойти к матери;
  • посту­пить соглас­но правилам;
  • идти навстре­чу ветру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
  • вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пламя;
  • пере­сту­пить через ступеньку;
  • вый­ти, несмот­ряна ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект действия:

  • поло­жить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

  • Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
  • любу­юсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • при­е­хать с другом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вокзалом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с распоряжением;
  • я вме­сте с братом;
  • в свя­зи с непогодой;
  • прой­ти меж­ду рядами.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с предлогами:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

  • остать­ся при школе;
  • бегать в парке;
  • висеть на стене;
  • пове­дать о путешествии;
  • ска­кать на лошади.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Склонение имен существительных

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие действия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся иссле­ду­е­мое существительное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

Например, по вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го «бабуш­ка».

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, например:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стен е — д. п.;
  • висит на (чём?) стен е — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошад и — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

Что такое падежи существительных — правила, как определить

Падежи русского языка относятся к грамматическим словоизменительным категориям, которые свойственны именным и местоименным частям речи. В предложении они указывают на отношение к другим словам и обозначают действие, предмет или признак. Изменение лексем по падежам называется склонением.

Слова современного русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые. В группу изменяемых лексем входят существительные, числительные, местоимения, и прилагательные. Употребляя эти единицы языка в определённой форме, можно связать их в законченную мысль, высказывание.

Например, берёза, красивая, дорога, я, белоствольная.

Я шёл по дороге и увидел вдалеке красивую белоствольную берёзу.

Первая строка – это перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая – законченное предложение, которое получилось с помощью изменения лексем по падежам.

На какие вопросы отвечают падежи и их окончания

Ниже представлена таблица падежей с вопросами и соответствующими окончаниями:

Падеж Вопросы Окончания имён существительных
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Именительный кто? что? девочка, книга -а, -я дорога, деревня нулевое окончание; стол, герой нулевое окончание; роскошь
Родительный кого? чего? девочки, книги -ы, -и дороги, деревни -а, -я стола, героя роскоши
Дательный кому? чему? девочке, книге дороге, деревне -у, -ю столу, герою роскоши
Винительный кого? что? девочку, книгу -у, -ю дорогу, деревню нулевое окончание
-я, -о (е)
стол, героя нулевое окончание роскошь
Творительный кем? чем? девочкой, книгой -ой, -ей дорогой, деревней -ом, -ем столом, героем роскошью
Предложный о ком? о чём? (о) девочке, (о) книге о дороге, о деревне о столе, о герое о роскоши

Как видно из таблицы, в современной грамматической традиции русского языка 6 падежей, каждый из которых имеет свои вопросы. При склонении меняется не вся лексема, а только окончание. Выбор окончания зависит от того, к какому склонению относится слово и в каком числе оно употребляется.

Также следует запомнить, что первый вопрос задаётся к одушевлённым существительным («кто?», «кого?», «кому?», «кем?», «о ком?»), а второй – к неодушевлённым («что?», «чего?», «чему?», «чем?», «о чём?»).

Кроме того, есть специальные вспомогательные слова, которые помогают правильно задать падежный вопрос: есть, нет, рад, вижу, любуюсь, думаю (о).

Предлоги падежей

При склонении за именами существительными закреплены определённые предлоги, которые уточняют значение слова. Однако лексемы этой самостоятельной части речи могут употребляться и без них.

Падеж Предлог Вопросы Пример
Именительный кто? что? страна, земля
Родительный вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до кого? чего? для страны, от земли
Дательный вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно кому? чему? по стране, по земле
Винительный спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь кого? что? за страну, про землю
Творительный в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с кем? чем? с страной, над землёй
Предложный о, при, по, об, в, на о ком? о чём? о стране, о земле

Именительный падеж

Именительный падеж (прямой) является начальной формой имён существительных, который всегда используется без предлогов. Он называет, именует субъект или объект и отвечает на вопросы:

  • есть «кто?» – дедушка, повар, медведь, тётя, сова, лось;
  • есть «что?» – поверхность, стол, дневник, здоровье, стакан, озеро.

В синтаксической конструкции выражается независимое, самостоятельное положение существительного. В предложении оно выступает в функции подлежащего или именной части сказуемого:

  • Моя сестра ходит на волейбольную секцию и бальные танцы.
  • Таня – моя лучшая подруга .

Все остальные падежи – косвенные.

Родительный падеж

Один из косвенных падежей, который выражает определительное значение (сочетаясь с другими существительными). Обозначает принадлежность другому лицу или предмету и отвечает на вопросы:

  • нет «кого?»: брата, волка, Вани, племянника, родственника, петуха;
  • нет «чего?»: стула, картошки, пирога, счастья, кастрюли, оправдания.

В предложении обычно выполняет функцию обстоятельства, дополнения или несогласованного определения.

Чтобы указать на причину, место, цель или обозначить время, отсутствие предмета, используются такие производные и непроизводные предлоги: вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до и т.д. Примеры:

  • стоять у озера;
  • приехать в течение минуты;
  • расстроиться из-за ерунды;
  • ходить около часа;
  • рассказать без стеснения;
  • убегать от собаки;
  • сделать ради семьи;
  • переживать из-за пустяка;
  • дотянуться до стола.

Дательный падеж

Главная функция дательного падежа – это обозначить адресата. Ведь если нужно дать кому-либо, например, тетрадь, то обязательно будет и адресат действия, т.е. человек, который получит предмет. Отвечает на вопросы:

  • рад «кому?»: Коле, маме, дяде, учителю, следователю, спортсмену;
  • рад «чему?»: беззаботности, комнате, сапогу, холодильнику, телефону, уроку.

Сочетается со служебными частями речи, чтобы обозначить предмет, к которому направлено действие и место, где оно происходит: вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно. Примеры:

  • прикоснусь к лицу;
  • вопреки обстоятельствам;
  • благодаря жене;
  • согласно правилу;
  • едем к морю;
  • гулять по лесу;
  • кататься по парку;
  • наперекор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж имени существительного синтаксически зависит от слов этой же части речи или глагола. Его главная функция – обозначить объект, на который направлено действие или обстоятельства такого действия. В предложении обычно выступает дополнением или обстоятельством. Слова-помощники – «вижу», «знаю», «виню». Можно задать два вопроса:

  • вижу «кого?»: банкира, студента, Елену, пехотинца, коллегу, балерину;
  • вижу «что?»: лес, жестокость, счастье, пылесос, поле, нору, пещеру.

Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (неодушевленные имена существительные) и родительного падежа (одушевленные существительные).

В значении уступки, объекта, места и времени используются предлоги: спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь. Примеры:

  • приехать спустя месяц;
  • сделать несмотря на погоду;
  • наступить на пакет;
  • пронести сквозь года;
  • приклеить в тетрадь;
  • переступить через порог.

Творительный падеж

Характеризует объект или субъект и выражает обстоятельственное или определительное значение. Чтобы образовать формы творительного падежа, можно воспользоваться словами-помощниками – «любуюсь», «интересуюсь», «горжусь». Можно задать отличительные вопросы:

  • любуюсь «кем?»: Ириной, водителем, сыном, знакомым, собакой, попугаем;
  • любуюсь «чем?»: портфелем, картиной, успехом, счастьем, медалью, ручкой.

Употребляется в сочетании со служебными частями речи, чтобы указать на место и причину: в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с. Например:

  • смеяться над одноклассником;
  • сидеть под диваном;
  • Олег вместе с другом;
  • выбирать между добром и злом;
  • сидеть за столом;
  • остановиться перед прохожим;
  • в связи с необходимостью.

Предложный падеж

Выражает обстоятельственное и объектное значение. Это единственный падеж, который всегда имеет при себе предлог. Вспомогательное слово – «думаю о». Отвечает на два вопроса:

  • думаю «о ком?»: о сестре, о Михаиле, о помощнике, о товарище, о кошке, о парне;
  • думаю «о чём?»: о благополучии, о деньгах, о конкурсе, о лесе, о море, о еде.

Сочетается с предлогами о, при, по, об, в, на, которые указывают на объект действия или место:

  • быть при должности;
  • стоять на ступеньках;
  • узнать об отпуске;
  • отдыхать в парке;
  • рассказать о прекрасном;
  • прыгать на батуте.

Не всем понятно, какой падеж отвечает на вопрос «где?». Так, существительное относится к предложному падежу, если употребляется с предлогами «в», «на», чтобы обозначить место действия. К нему можно задать вопрос «где?»:

  • едет («где?») в метро – п. п.

Однако существительное с этими же предлогами будет считаться винительным падежом, если оно обозначает место направления действия. К нему можно задать вопрос «куда?»:

  • поехала («куда?») в магазин – в. п.

Как определить падеж имен существительных

Существует порядок действий, с помощью которого можно правильно определить падеж существительного в контексте:

  1. Установить, к какому слову относится анализируемое существительное.
  2. Задать от этого слова вопрос к существительному.
  3. Посмотреть на падежный вопрос и окончание.
Примеры
Маша будет помнить глаза матери всю жизнь. глаза («кого?») матери – р. п.
Я не хочу обижать одноклассницу. обижать («кого?») одноклассницу – в. п.

В некоторых случаях различать падежные значения удаётся с помощью предлогов:

  • коса у («кого?») девушки (р. п.);
  • прикоснуться к («чему?») лицу (в. п.);
  • висеть на («чём?») верёвке (п. п.) и т.д.

Как выучить падежи

Школьникам бывает нелегко запомнить название падежей, их вопросы и окончания. Тем не менее, нужно понимать, что все правила, касающиеся этой темы, следует выучить наизусть как таблицу умножения. Чтобы этот процесс был увлекательным и продуктивным, можно обратиться к стихотворной форме, чувственному и образному восприятию ребёнка.

Стишок

Запомнить последовательность падежей будет легче, если знать одну из двух забавных фраз:

Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Иван рубил дрова, Варвара топила печь.

Начальная буква каждого слова соответствует определённому падежу. Эти строчки надолго останутся в памяти, при этом на их заучивание уйдёт не более 10 минут.

Чувственное восприятие

Известно, что восприятие информации человеком происходит по разным каналам. Это зависит от индивидуальных особенностей восприятия и переработки учебного или какого-либо другого материала.

Так, визуалам лучше изучать информацию, которая она изображена в виде картинки, таблицы или схемы, т.е. у них хорошо развито зрительное восприятие.

Визуал для изучения падежей

В свою очередь аудиалу удобнее воспринимать информацию на слух. Таким людям нужно попросить кого-либо прочитать правила столько раз, сколько потребуется. Или же читать вслух самому.

Кинестетики запомнят материал быстрее, если они будут переписывать.

Беспроигрышный вариант – задействовать все чувства. При изучении темы о падежах не стоит ограничиваться только прочтением статьи. Необходимо повторить наиболее важные моменты вслух, после чего записать их от руки. В качестве шпаргалки могут выступать таблицы и схемы. Всё это обеспечит максимальный результат.

Образное и ассоциативное мышление

Человек может воспринимать информацию через образы и ассоциации. Именно поэтому можно связать названия падежей с какими-либо узнаваемыми предметами, действиями, событиями или образами. Этот способ лучше всего подойдёт творческим людям, обладающим живым воображением. Картинка, созданная в голове, надолго останется в памяти. Например:

  • Именительный – имя;
  • Родительный – рождение;
  • Дательный – делиться;
  • Винительный – винить;
  • Творительный – творить;
  • Предложный – предлоги.

Итак, без знания системы падежей в современном русском языке не обойтись. Нужно знать, что такое прямой падеж и что подразумевается под косвенными. Также следует запомнить вспомогательные слова. Умение правильно склонять существительные, числительные, местоимения и прилагательные – это одно из важных условий для грамотного письма и устного общения.

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html

https://russkijyazyk.ru/padezhy

[/spoiler]

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся  не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Padezhi2Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?

Padezhi1

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5.      Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание:  мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.

6.       Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

 Падеж

  Предлоги

 Именительный

 —

 Родительный

 без, у, от, до, с, из, возле

 Дательный

 к, по

 Винительный

 на, за, под, через, в, про,

 Творительный

 над, за, под, с, перед, между

 Предложный

 в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без для  родительного падежа (без задоринки) по, к для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Падеж

Вспомогательные слова

Падежные вопросы Смысловые вопросы
Именительный есть

Кто? лиса    

Что? земля

Кто?

Что?

Родительный нет

Кого? лисы

Чего? земли

Где? Откуда?

Чья? Чьи? Чье?

Дательный дать

Кому?  лисе

Чему?  земле

Где? Как?
Винительный вижу

Кого?   лису

Что?    землю

Где? Куда?
Творительный доволен

Кем?   лисой

Чем?   землей

Где? Как?
Предложный думаю

О ком? о лисе

О чем? о земле

Где?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.). 

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п.написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п.написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п.плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п.находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п.спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п.спрятал (где?, за что?) за комод 

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п.взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п.стоял (где?, на чем?) на постаменте

Советуем посмотреть:

Родительный падеж множественного числа

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 78,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 51,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 64,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 42,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 77,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 88,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 161,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 172,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 134,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 141,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 55,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 104,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 59,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 71,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 56,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 8,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 23,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 147,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 110,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 531,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 562,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 573,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 585,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 18,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 26,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 80,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 485,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 266,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 327,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Перед учениками начальной школы частенько встает проблема: как выучить падежи, как научиться определять падеж, как запомнить падежные вопросы или поставить нужное падежное окончание? В школе частенько преподают лишь сухую теорию, удержать в голове которую бывает ой как непросто. И здесь приходит на помощь младшему школьнику волшебная палочка: стишки-запоминалки. В этой статье мы приведем самые яркие и интересные, которые легко запомнить. Тогда определить падеж для Вашего ребенка не составит труда!

Содержание

  • 1 Последовательность падежей
  • 2 Падежные вопросы
  • 3 Как научиться определять падеж?
  • 4 Ставим правильные падежные окончания. Склонения имен существительных

Последовательность падежей

Вопрос номер один: как запомнить последовательность и названия падежей? Не поверите, здесь нет ничего сложного. Желательно, конечно, для начала рассказать про каждый падеж, откуда взялось его название.

  • Именительный падеж – называет предметы, поэтому отвечает на вопросы кто? что? Проверочное слово – есть.
  • Родительный падеж показывает принадлежность, часть целого. Например, сын отца, дочь родителей, котенок кошки, ножка стула, поэтому называется родительным и отвечает на вопросы кого? чего? Проверочное слово – нет.
  • Дательный падеж, конечно, самый щедрый, он кому-то что-то все время дает, поэтому так называется и отвечает на вопросы кому? чему? Проверочное слово – дать.
  • Винительный падеж любит кого-то или что-то винить во всех своих бедах, поэтому отвечает на вопросы кого? что? Проверочное слово – виню, вижу.
  • Творительный – самый творческий падеж. Для этого ему нужны помощники – с кем творить и чем творить. Соответственно, падежные вопросы его кем? чем? Проверочные слова – творю, горжусь, предлог с.
  • Предложный вопрос – единственный падеж, имеющий предлоги в своих вопросах. Отсюда его название. А вот вопросы можно запомнить, если рассказать, что он любит мечтать о чём-то или ком-то. Вопросы: о ком? о чём? в ком? в чём? Проверочные слова – говорю о, мечтаю о, живу в.

Если один раз объяснить ребенку характеры падежей, вспомнить их названия будет гораздо легче. Для запоминания же их порядка есть такие запоминалки:

  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
  • Имя Родители Дали бобру, не Винить, а Творить Предложили добро.

Падежные вопросы

Для быстрого запоминания падежных вопросов и вспомогательных слов тоже есть стишки-запоминалки. С ними определить падеж любого существительного не составит труда. Например:

Есть у меня монета,

Нет у меня билета.

Дам я монету кассиру,

Кассир мне протянет билет.

Сяду в автобус с билетом

И буду мечтать я о лете.

Этот стишок мы придумали с учениками. В нем есть вспомогательные слова для падежей и существительные, поставленные в соответствующий падеж.

Еще стих-запоминалка про кота:

Стих про кота на запомнинание падежей

В этом стихотворении нет вопросов, но есть слово «кот», поставленное в разные падежи в правильной последовательности. Если выучить с ребенком стих, можно вместо «кота» подставлять нужное слово.

Как научиться определять падеж?

Здесь мы приведем пошаговый алгоритм, как определить падеж существительного.

  1. Для начала нужно научиться задавать вопросы. Главное – понять от какого слова какому. Например: Кот сидит на дереве. Сидит (на чём?) на дереве.  Потренируйтесь с ребенком задавать правильные вопросы от нужного слова. Чаще всего это будет глагол: не приблизится (к кому?) к коту. Но не всегда: ручка (чего?) двери, нет (чего?) воды.
  2. Вспоминаем второй вопрос. То есть, если было кому? Второй вопрос – чему? Если было на чём? Второй – на ком?  Кого? – здесь второй вопрос может быть что? или чего?                                                                                                                       

    Обязательно, подставьте оба вопроса в предложение, чтобы определить, какой падеж. Нет (кого? чего?)  кота – Родительный падеж. Вижу (кого? что? кота) – Винительный падеж. Та же путаница может быть с Именительным и Винительным падежом. Есть (кто? что?) яблоко. Вижу (кого? что?) яблоко.

  3. Научившись задавать вопросы, думаем, какому падежу они принадлежат. Вспоминаем вспомогательные слова: кому? чему? что делать – дать. Кто? что? что делаетесть. кого? чего? – нет, кого? что? что делаю – виню  и т.д.
  4. У вопросов предложного падежа могут быть другие предлоги, помним об этом. Понимаем, что на ком? на чём? = в ком? в чём? = о ком? о чём?

Ставим правильные падежные окончания. Склонения имен существительных

Не поверите, и здесь нет ничего сложного! Не нужно мучать ребенка, заставляя заучивать таблицу с гласными падежных окончаний. Достаточно объяснить ему, что такое склонение, какие бывают типы склонения, и дать запомнить три контрольных слова, по одному из каждого типа.

Склонения имен существительных русского языка приведены в этой таблице:

склонения имен существительных

А теперь дело за малым. Запоминаем слова: рука (1 склонение), стол (2 склонение) и тень (3 склонение). Например, так:

Рука на стол отбрасывает тень.

Теперь, когда мы не можем определить правильное падежное окончание, определяем склонение трудного слова, подставляем одно из этих трех, в зависимости от склонения (рука, стол или тень) и –  вуаля – мы знаем окончание!

Например: Я пишу в тетрад… Что там Е или И в конце? Думаем так: тетрадь – существительное женского рода, заканчивается на мягкий согласный, значит, это третье склонение. Подставляем слово «тень». «В тени» –  там явно слышится буква И. Следовательно, пишем букву И.

Как видите, падежи и склонения – это не так уж сложно. Желаем успехов в учебе!

Добавить комментарий