Как найти памятник крылову

В Летнем саду Санкт-Петербурга находится необычный памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Писатель изображен в длиннополом сюртуке, сидящим в непринужденной позе, с открытой книгой в руках. Взгляд его задумчив, лицо выглядит очень сосредоточенным. Он как будто бы глубоко погрузился в собственные размышления. На лицевой стороне пьедестала — лаконичная надпись:

Крылову. 1855

Внешний облик скульптурной композиции

Памятник Крылову отлит из бронзы, высота его основания – 3,5 метров, самой статуи — 3 метра.

Гранитный постамент покрыт бронзовыми рельефами в виде фигур животных. Это герои 36 наиболее известных произведений И. А. Крылова

Несмотря на то, что монумент имеет некую тяжеловесность и отличается от остальных скульптур Летнего сада, выполненных из белого мрамора, он достаточно органично вписывается в общую композицию места.

Горельеф

Что же можно увидеть при ближайшем рассмотрении композиции?

Вот, например, осел, козел, медведь и маленькая обезьянка взяли в лапы музыкальные инструменты. Над ними свисают гроздья винограда, на который смотрит, задрав хитрющую мордочку, лиса

Раскидистые ветви дуба, чьи корни подрывает своим рылом свинья, заняли большую часть одной из сторон горельефа. Это лишь несколько героев знакомых всем сюжетов басен «Квартет», «Лисица и виноград», «Свинья под дубом».

Здесь также изображены персонажи следующих произведений:

  • «Лев на ловле»
  • «Лягушка и Вол»
  • «Белка»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Лев и Барс»
  • «Волк и Журавль»
  • «Демьянова уха»
  • «Слон на воеводстве»
  • «Петух и жемчужное зерно»
  • «Вороненок»
  • «Мартышка и очки»
  • «Кукушка и Петух»
  • «Фортуна и Нищий»

Следует отметить, что все герои представлены весьма реалистично и совершенно лишены сатирических черт, присущих им в баснях.

Местонахождение памятника 

Споры о том, где будет установлена композиция в память о великом писателе, велись долгое время и занимали весь литературно-художественный мир Петербурга. Предлагались самые разные места: набережная реки Невы, сквер около Государственной публичной — ныне – Российской национальной — библиотеки, в которой многие годы работал Иван Андреевич, Васильевский остров, а также  Александро-Невская Лавра, где находится могила писателя.

Однако барон Клодт настоял на том, чтобы памятник воздвигли в Летнем саду, и именно его мнение стало решающим

Почему Летний сад?

Летний сад заложили в 1704 году недалеко от летней резиденции Петра I, который не жалел никаких денег на его устройство. Со всей России и даже из Европы привозили туда деревья, цветы и мраморные статуи. Царь Петр всячески пытался приобщить своих гостей к европейской культуре. С этой целью был создан лабиринт Эзоповых басен, где среди пышной зелени и фонтанов возвышалась статуя античного баснописца в окружении героев его произведений.

К сожалению, большинство прекрасных скульптур Летнего сада впоследствии были уничтожены наводнениями 1777 и 1824 годов.

С целью возобновления традиции просвещения будущих поколений было вполне логичным установить там же памятник автору современных басен

Кроме того, легенда гласит, что писатель очень любил проводить в этом месте свое свободное время

Строили всем миром

Памятник Крылову И. А. в Петербурге был отлит и установлен в 1855 году. На строительство памятника было собрано по различным источникам от 13 до 30 тысяч рублей от частных лиц. Сбор денег объявила газета «Петербургские ведомости» после смерти писателя.

Талантливый скульптор

В конкурсе на участие в строительстве памятника соревновались лучшие мастера того времени, но победу одержал талантливейший скульптор-анималист барон Петр Карлович Клодт, известный также своей композицией «Конь с водничим» на Аничковом мосту. К тому времени он был знаменит не только в России, но и за границей, и вряд ли кто-нибудь смог бы превзойти его в искусстве изображения лошадей.

П. К. Клодт представил комиссии Академии художеств эскиз памятника, выполненный его другом, художником-реалистом Александром Алексеевичем Агиным.

Проект был окончательно утвержден 26 ноября 1849 года

Звери-натурщики

Скульптурная композиция, посвященная великому поэту, создавалась довольно долго – более 5 лет, ведь это была очень трудоемкая работа. Всех зверей П. К. Клодт лепил с натуры.

Для создания горельефа постамента использовались настоящие животные, многие из которых жили в мастерской ваятеля.

У скульптора постоянно содержались: ручные волк и лиса, медведь из Новгородской губернии, журавль, осел, ранее живший на даче в Павловске, макака, подаренная художником-маринистом А. П. Боголюбовым и другие. В уходе за животными принимали участие дети барона Клодта и его главный помощник – формовщик Арсений.

Однако не все звери и птицы, необходимые для памятника, жили в мастерской скульптора. Некоторых ему приносили на время, например, козла, орла, свинью, лягушек. Натурщик-слон нашелся в царском слоновнике, где скульптору позволили работать.

Для иллюстрации басни «Лев и Барс» понадобились экземпляры этих двух хищников. Они нашлись на Мойке, куда их привез для демонстрации приезжий немец Зам. Когда работа была окончена, животных из мастерской скульптора переселили в его зверинец.

Второй памятник литератору

Композиция в Летнем саду — это второй памятник деятелю культуры в России, после памятника поэту и прозаику Н. М. Карамзину. Раньше подобные сооружения устанавливались только в честь царей или очень знатных особ.

И. А. Крылов уже при жизни стал необычайно популярен, любовь к нему была поистине всенародной. Прекрасный поэт и публицист создал более 200 басен, каждая из которых несет в себе бесценную, глубокую мораль, актуальную и на сегодняшний день.

Где находится памятник Крылову

Адрес

Центральный район, набережная Лебяжьей канавки, Летний сад

Метро

Ближайшие станции метро находятся примерно в 25 минутах пешей прогулки от Летнего сада:

  • Чернышевская
  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться

В непосредственной близости от Летнего сада находятся остановки наземного транспорта.

Остановка «Летний сад:

  • автобусы №№ 2М, 46, 49
  • маршрутные такси К-76, К-212

Остановка «Суворовская площадь»:

  • трамвай №3

Памятник Крылову можно найти на территории Летнего сада в 2-х минутах ходьбы от Дворцовой набережной.

Посмотреть осенние фотографии памятника в Летнем саду в погожий зимний денёк, как вам такое? 🍁🌞❄️ Сегодня это памятник поэту и баснописцу Ивану Андреевичу Крылову в Санкт-Петербурге.

В 1845 году, почти сразу после того, как Крылова не стало, был объявлен сбор средств на создание и установку памятника поэту. Активное поступление пожертвований от всех желающих в очередной раз подтвердило «народность» баснописца.

Победителем конкурса проектов и соответственно автором памятника стал

Петр Клодт, скульптор-анималист, известный многим в первую очередь по скульптурам коней, в частности на Аничковом мосту в Петербурге.

Именно Клодту принадлежала идея установки памятника Крылову здесь, в Летнем саду, где Крылов в свое время неоднократно бывал, гулял, думал о новых произведениях. Монумент действительно выглядит в этом месте максимально органично.

Открыли памятник в 1855 году, примерно через 10 лет после этого появилось ограждение, которое и по сей день защищает постамент от вандалов. Да, это тот самый случай, когда постамент привлекает чуть ли не больше внимания, чем сам памятник. Оно и понятно: здесь много узнаваемых сцен из басен Крылова (считается, что отражены герои как минимум из тридцати шести), но что еще важнее: все животные лепились с натуры. Даже медведь. Даже лев. А на меньше Клодт был не согласен 🦁

Возле памятника почти всегда есть люди: прогуливаются петербуржцы, заходят туристы, отмечаются экскурсионные группы для школьников — но, надеемся, их не постигнет участь, воспетая Петром Шумахером, поэтом-сатириком XIX века, у которого есть такие строки о памятнике:

Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как ре́звятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые зверята,
Какие, выросши, вы будете скоты!»

1866

О портретном сходстве Крылова с памятником (или его отсутствии) можете судить сами:

Интересно, что во всех наиболее известных памятниках Крылову его изображают вместе с героями басен, а не одного, как чаще бывает с монументами литераторам, даже если имена их героев стали нарицательными и известны буквально каждому. Так, например, аллея героев басен у Патриарших прудов в Москве ведет к памятнику Крылову, а в Твери слева и справа от бронзового поэта можно увидеть горельефы со всеми участниками «Квартета», «Свинью под дубом», «Волка и ягненка» и других.

Как найти памятник Крылову в Санкт-Петербурге: отправляйтесь в Летний сад (это около 20 минут пешком от станции метро Горьковская по мосту или примерно столько же от станции метро Гостиный двор). В Летнем саду на перекрестке Главной и Шкиперской аллеи (вот вам и адрес для ориентира!) располагается Гербовый фонтан, от которого вы непременно увидите Крылова. Памятник на карте.

Напоследок предлагаю насладиться баснями Крылова в исполнении прославленных актеров, например, «Ворона и лисица»: читает Анатолий Папанов. Послушайте:

Читать басни Крылова можно здесь.

Хотите узнать больше о памятниках и городских скульптурах? Подписывайтесь на этот блог, предлагайте темы постов, поддерживайте автора. И главное: не забывайте разглядывать памятники!

На чтение 3 мин Просмотров 3.3к. Опубликовано 20.04.2020

В 1855 год, знаменит тем, что был установлен памятник Крылову в Санкт-Петербурге. Находится он в Летнем саду, рядом с основной аллеей. Статуя сделана из бронзы и является одной из первых, которую установили в Питере.

Содержание

  1. Как появился памятник?
  2. Создание шедевра
  3. Где находится памятник Крылову?

Как появился памятник?

В 1848 году было собрано около 30 тысяч рублей, что на то время было очень крупной суммой. В Академии художеств объявили конкурс, в нем приняли участие десятки скульпторов, чтобы создать памятник Крылову в Санкт-Петербурге (фото ниже).

Памятник в Питере

Среди многочисленных участников одержал победу барон Клодт. Предварительные наброски скульптора были посвящены басням и песням автора.

Вскоре был создан и установлен памятник, который можно увидеть сегодня. Он изображает знаменитого баснописца на высоком гранитном пьедестале, где изображены герои его знаменитых произведений.

Памятник Крылову в Петербурге в высоту всего 3 метра, но работа по его созданию была долгой и трудной. Клодт всегда был за реализм, поэтому все животные на монументе изображены такими, как они есть в реальной жизни.

Найти экскурсии в Петербурге >>

Создание шедевра

Памятник Крылову в Санкт-Петербурге создавался 4 года. В мастерских содержались животные, которые служили «моделями», для изображения их на монументе.

Памятник в парке

Там был и ручной волк и медведица с медвежонком, журавль, осел, лисица и многие другие. Когда работа по созданию памятника закончилась, животные были переселены в специальный зверинец.

За всю свою жизнь И. А. Крылов написал 300 басен. На пьедестале его монумента представлены отрывки из 36 самых знаменитых его произведений.

Познавательное видео о памятнике И.А. Крылову

Где находится памятник Крылову?

Место для установки выбиралось долго. Сначала его хотели поставить рядом с могилой знаменитого баснописца, потом в сквере библиотеки, где он проработал более 30 лет, рассматривалась и набережная Невы.

Если вы не знаете где памятник Крылову, то отправляйтесь в Летний сад. Именно на этом месте и настоял скульптор. Почему же именно здесь?

Когда-то в Летнем саду было огромное количество различных удивительных памятников и скульптур. При Петре I там находился зеленый лабиринт, а рядом с ним статуя Эзопа (знаменитый баснописец времен античности), но к сожаление это великое искусство кануло в лета.

Памятник в парке

Осталось только название реки Фонтанки, полученное в честь большого количество фонтанов расположенных у лабиринта. Но потом 77-го года внес поправки в историю уничтожив все.

Поэтому не удивительно, что спустя более 50 лет, было принято установить памятник Крылову в Санкт-Петербурге именно в этом знаменитом месте.

Через 20 лет монумент был огражден изгородью, для защиты от вандалов, а в 60-е годы проведена капитальная реставрация.

Во Вторую мировую «Крылова» закрыли досками и бревнами для защиты, но осколки от снарядов все равно не смогли его уберечь и повредили памятник. В 45-ом памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга был восстановлен, и вы можете видеть его таким и по сей день.


Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:


  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 2 150 times, 1 visits today)

«Мартышка и очки», «Квартет», «Стрекоза и муравей» – эти и многие другие басни знакомы нам с детства, но что мы знаем об их создателе? Памятник Ивану Крылову в Санкт-Петербурге – то немногое, что позволяет нам ближе познакомиться с личностью гениального человека.

Иван Андреевич Крылов

Талант Ивана Андреевича масштабен, а его вклад в культурную «копилку» России бесценен. Он был публицистом, поэтом, издателем, но бессмертную славу приобрел благодаря своим басням.

Крылов написал 236 басен, часть сюжетов которых оригинальна, а часть берет истоки из произведений Лафонтена (а тот, в свою очередь, черпал вдохновение из творчества Эзопа, Федра и Бабрия). Некоторые выражения баснописца популярны и сегодня, а мораль его басен находит отражение во многих современных жизненных ситуациях, вызывая легкую улыбку, а порой и горечь от собственной либо чужой глупости.

Памятник Крылову в Петербурге: история создания

Монумент возведен в 1855 году вблизи Летнего сада. Это вторая по счету скульптура в стране, созданная в честь отечественного деятеля культуры (первая посвящена поэту и прозаику Н. Карамзину). Сбор денег, объявленный газетой «Петербургские ведомости», начался практически сразу после смерти баснописца – в 1844 году. Когда сумма приблизилась к отметке в 30 тыс. рублей, был открыт конкурс на лучший эскиз. Выиграл его скульптор П.К. Клодт.

Памятник И.А. Крылову в СПб

Памятник И.А. Крылову

В 1852 году началось изготовление мемориала. Барон фон Клодт участвовал в отливке памятника и выказал истинное мастерство в бронзолитейном деле.

Памятник Ивану Крылову в Санкт Петербурге выполнен из бронзы и отражает сидящего баснописца с открытой книгой в руках. Он наряжен в повседневные одежды, поза говорит о полном углублении в чтение. Более подробно осмотреть детали можно на фото памятника Крылову в Санкт-Петербурге.

Статуя имеет высоту в 3 метра. Небольшой пьедестал окружен бронзовыми фигурками животных – известных и легко узнаваемых персонажей басен.

Как добраться к памятнику Крылову в Петербурге в Летнем саду?

Конечно, вы можете увидеть памятник Крылову в Петербурге на фото, но куда увлекательнее взглянуть на него в реальности. Монумент выполнен с большим мастерством и являет собой уникальное произведение искусства.

Постамент памятника И.А. Крылову в СПб

Постамент памятника И.А. Крылову

Чтобы увидеть памятник Крылову в летнем саду Санкт-Петербурга, необходимо выйти, например, на станции метро «Гостиный двор», а далее по Садовой улице направиться в сторону Невы. Пройдя через реку Мойку, сверните направо, и вскоре попадете в Летний сад.

Отзывы

Отзывы к данной экскурсии пока отсутствуют. Если вы счастливчик, который уже побывал — поделитесь!

У этого термина существуют и другие значения, см. Памятник Крылову.

Памятник
Памятник Крылову
Памятник И. А. Крылову в Летнем саду, фото 2012 года
Памятник И. А. Крылову в Летнем саду, фото 2012 года
59°56′47″ с. ш. 30°20′08″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Coat of Arms of Saint Petersburg (2003).svg Санкт-Петербург Летний сад
Автор проекта П.К. фон Клодт
Строительство 1848—1855 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781610417890036 (ЕГРОКН). Объект № 7810549060 (БД Викигида)
Высота 3 м
постамент — 3,5 м
Материал скульптура, рельефы, текстовая доска — бронза; постамент и основание — гранит; решётка — чугун
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Па́мятник Крыло́ву был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам[1] и первым, установленным в Петербурге[2].

Памятник был воздвигнут по инициативе и ходатайству известного в будущем реформатора, генерала Ростовцова, друга последних лет Крылова и его душеприказчика, который трогательно ухаживал за поэтом во время его предсмертного недуга и на руках которого тот скончался.[3] В 1848 году была объявлена подписка, проводившаяся с высочайшего соизволения по всей России. В ходе её было собрано более 30 тысяч рублей. Одновременно Академией художеств был объявлен конкурс, в котором приняли участие ведущие скульпторы того времени.

В конкурсе одержал победу проект известного скульптора барона фон Клодта.
Первоначальный эскиз[4] был выполнен в монументальных традициях античности: могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью.
И на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду.

Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями людей и животных — персонажей басен Крылова.

Отзывы и оценки[править | править код]

Иван Андреевич Крылов изображён сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь. Как пишется в «Путеводителе по С.-Петербургу», фигура Крылова «жизненна и правдива». Именно такое впечатление от скульптуры передаёт поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»[5]:

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

И в самом деле, правдивость памятника не только в его фигуре, но даже и в выборе места установки. Летний сад Крылов любил и частенько там прогуливался (или сиживал на скамейке, отдыхая от трудов). Пётр Андреевич Вяземский в своих записных книжках оставил бесценное, хотя и несколько фривольное свидетельство от самого баснописца: «…эта глупость напоминает мне анекдот Крылова, им самим мне рассказанный. Он гулял, или, вернее, сидел на лавочке в Летнем саду. Вдруг… его <по большой нужде>. Он в карман, а бумаги нет. Есть где укрыться, а нет, чем… <подтереться>. На его счастье, видит он в аллее приближающегося к нему графа Хвостова. Крылов к нему кидается: „Здравствуйте, граф. Нет ли у вас чего новенького?“ — „Есть: вот сейчас прислали мне из типографии вновь отпечатанное моё стихотворение“, — и даёт ему листок. „Не скупитесь, граф, и дайте мне 2-3 экземпляра“. Обрадованный такой неожиданной жадностью, Хвостов исполняет его просьбу, и Крылов со своею добычею спешит за своим делом».[6]

С другой стороны, памятник баснописцу стал естественным продолжением того, первого Летнего сада, который был устроен и обустроен ещё Петром I. Там будущее место Крылова естественным образом занимал другой знаменитый баснописец: Эзоп (автор, многократно переводимый и пересказываемый Крыловым на русский язык), статуя которого была установлена при входе в сад фонтанов, а каждая скульптурная басня (отдельный фонтан) сопровождалась письменным разъяснением.

Памятник Ивану Крылову в Летнем саду. Гравюра кон.XIX в.

На четырёх куртинах со шпалерами устроены были фонтаны, представлявшие какую-нибудь эзопову басню и стоявшие в небольшом бассейне, обложенном мхом и окаймленном раковинами, которые доставлены были из озера Ильменя. Все изображенные там животные сделаны были по большей части в натуральную величину из свинца и позолочены: из каждого фонтана по его положению била вода. Таких фонтанов сделано было более 60, при входе же поставлена свинцовая вызолоченная статуя горбатого Эзопа в натуральную величину.[7]

Как это обычно и бывает, в первые годы после установки клодтовский памятник Крылову вызывал не только добродушно-сентиментальные, но и язвительно-саркастические реакции современников. Например, известный поэт-сатирик Пётр Шумахер откликнулся на открытие памятника весьма ехидной эпиграммой, со временем вошедшей в городские поговорки и отмеченной в мемуарах петербургских старожилов:[8]

…В саду же стоит памятник Крылову, и вокруг него всегда резвятся дети. На них, однако, довольно пессимистически глядел поэт Шумахер, посвятивший памятнику следующие стихи:

Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как ре́звятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые зверята,
Какие ж, выросши, вы будете скоты!..[9]

Монументальная решетка сада, составлявшая, по рассказам, предмет удивления иностранцев, ещё не была испорчена безвкусной, совсем в другом стиле часовней с горделивой надписью: „Не прикасайся к помазаннику моему“, так жестоко опровергнутой дальнейшими событиями, подобно находящейся над фронтоном дворца императора Павла I надписи: „Дому твоему подобает святыня господня в долготу дней“. В духов день Летний сад представлял своеобразное зрелище. Согласно укоренившемуся обычаю представители среднего торгового сословия приходили сюда всей семьей с нарядно одетыми взрослыми дочерьми и гуляли по средней аллее, а на боковых дорожках прогуливались молодые франты, жаждавшие „цепей Гименея“ и нередко сопряжённого с этим денежного приданого.

А.Ф. Кони, «Воспоминания старожила»

Об этом злом и остроумном четверостишии Петра Шумахера не без удовольствия вспоминает в своих мемуарах известнейший российский юрист и судья Анатолий Фёдорович Кони, который, однако, имел к этим стихам некоторое отношение, не вполне нейтральное.[10] Дело в том, что Шумахер, немало претерпевший от российской Фемиды и цензуры, имел все основания не жаловать её служителей, считая их людьми продажными и желающими угодить исключительно власти. Вот отчего поговаривали, что отдельным объектом этой эпиграммы можно было считать не только маленьких детей (которые здесь имеются в виду), а вполне конкретных „милых ребят“ — студентов Императорского училища правоведения, располагавшегося здесь неподалёку, в доме № 6 по набережной Фонтанки (буквально в 120 метрах от памятника), которые в 1860-е годы облюбовали себе подле памятника место отдыха. Этих студентов из-за щегольской расцветки мундиров, напоминавшей оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки в Петербурге прозвали также „чижиками-пыжиками“.

Очень пристрастно, критически и даже возмущённо (хотя и не публично) откликнулся на открытие памятника Тарас Шевченко. Ему недоставало в памятнике возвышенности и романтизма:

«…По дороге зашли в Пассаж, полюбовались шляющимися красавицами и алеутскими болванчиками и прошли в Летний сад. Монумент Крылова, прославленный «Пчелой» и прочими газетами, ничем не лучше алеутских болванчиков. Бессовестные газетчики! Жалкий барон Клодт! Вместо величественного старца он посадил лакея в нанковом сюртуке с азбучкой и указкою в руках. Барон без умысла достиг цели, вылепивши эту жалкую статую и барельефы именно для детей, но никак не для взрослых. Бедный барон! Оскорбил ты великого поэта, и тоже без умысла…»[11].

Тарас Шевченко Дневник. (Запись от 30 апреля 1858 года)

Персонажи басен Крылова на переднем горельефе пьедестала

И тем не менее, несмотря на разноголосицу мнений и критических голосов, памятник «жалкого Клодта» очень скоро стал одной из запоминающихся (и даже знаковых) достопримечательностей Петербурга как в жизни, так и в литературе. Желая доказать свою «образованность и культурный уровень», именно к этому скульптурному шедевру (как к высшему арбитру) демонстративно обращается гротескный полковник из романа Достоевского «Бесы»: «…Поверьте же, сударыня, без обиды себе, что я не до такой степени уже необразован и развращён, чтобы не понимать, что Россия обладает великим баснописцем Крыловым, которому министром просвещения воздвигнут памятник в Летнем саду, для игры в детском возрасте»…[12]

Благодаря близкому соседству «поляны» с крыловским памятником и аллей античных статуй произошло совмещение пространства эллинизма (как детства или колыбели современной цивилизации) — с новым временем и детьми, полюбившими играть возле памятника. Не в последнюю очередь и сам Крылов воспринимался как детский писатель, автор нравоучительных (античных) басен, многие из которых дети читали дома или учили в гимназиях и (позднее) школах. Летний сад в Крыловым взял на себя некую роль «прохладной детской» Петербурга-Ленинграда, где гулял, играл, формировался и взрослел будущий человек, а сам памятник олицетворял собою колыбель начальных (античных) знаний о мире и нравственных представлений.

Когда же Летний сад увидел снова,
Я оценил свободу летних дней.
С презрением, не говоря ни слова,
Со злобою смотрел я на детей,
Играющих у дедушки-Крылова,
И, всем чужой, один в толпе людей,
Старался няню, гордый и пугливый,
Я увести к аллее молчаливой.[13]:548

конец 1890-х

Семантика Летнего сада существенно изменилась и расширилась в поэзии XX века, в первую очередь, в творчестве поэтов-символистов. Пожалуй, наибольший вклад в этот образ внёс Дмитрий Мережковский, в том числе, и в своих прозаических произведениях.[13]:44 «Дедушка Крылов» в его стихотворениях неизменно выступает в качестве особенного места для детских развлечений в Летнем саду: «Мечтают дети, скоро ль побегут / Играть в серсо вкруг дедушки Крылова…» [13]:286 Впрочем, в более поздней автобиографической поэме «Старинные октавы» благостные мотивы детства вытесняются жёсткими романтическими клише, в двух словах описывающими состояние одинокого героя-ребенка, который внутренне противопоставляет презренным играм в «духоте и плену» сада — раздолье «в елагинских полях».

Уже в XX веке, спустя два десятка лет после отъезда из России, Зинаида Гиппиус в автобиографической книге «Он и мы» вспоминала о своей столичной жизни, начиная с первых лет детства: «…конечно, я не помнила Петербурга. В первый раз мы жили там, когда мне было всего четыре года, мне помнятся только кареты, в которых мы ездили, да памятник Крылову в Летнем саду, куда меня водила няня Даша и где играло много детей»…[14] А спустя ещё три десятка лет Виктор Некрасов в своём романе «Взгляд и нечто» словно бы подвёл черту, проведя параллели между несколькими парижскими монументами в том же стиле, близком к позднему рококо — с редкостным обилием мелко сработанных деталей и персонажей; такие скульптуры хочется рассматривать очень долго, почти бесконечно, теряя минуты и часы жизни (типичного зеваки) на созерцание и наблюдение: «чуть дальше, на маленькой живописной площади Сен-Жорж у памятника Гаварни (какой милый, чудный памятничек с персонажами из его книг ― ну что за прелесть памятники с персонажами ― Крылов в Летнем саду с мартышками и мишками, Дюма-пэр на Мальзерб ― там такой лихой д’Артаньян, и так хочется на его фоне сняться)»…[15]

Примечания[править | править код]

  1. После памятников Ломоносову в Архангельске и Державину в Казани.
  2. История Летнего сада Архивная копия от 2 августа 2009 на Wayback Machine на сайте Русского музея
  3. Яков Ростовцов, письмо к Жуковскому. — СПб.: «Русский Архив» за 1875 г., книга III, стр.370
  4. Этот эскиз хранится в архивах Государственного Русского музея
  5. Путеводитель по С.-Петербургу СП «ИКАР», 1991 г. — Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1, стр. 76
  6. П. А. Вяземский. «Старая записная книжка». Составление, статья и комментарий Л. Я. Гинзбург. — Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1927 г.
  7. А. В. Карлсон. «Летний Сад при Петре I». — Петроград, 1923 г. — стр.25-26
  8. А. Ф. Кони, «Воспоминания старожила» (Мемуары). — Петроград, 1921 год.
  9. Полное собрание сочинений И.А.Крылова. (ред., вступ. ст. и прим. В.В.Каллаша). Том 1-4.. — Санкт-Петербург: Просвещение, 1904. — Т. 4. — С. 68.
  10. А. Ф. Кони, „Воспоминания старожила“ (мемуары). — Петроград, 1921 г.
  11. Шевченко Т. Г. Полное собрание сочинений в 12 томах. — Киев: Наукова думка, 2003.
  12. Ф. М. Достоевский. «Бесы». — М.: Эксмо, 2016 г.
  13. 1 2 3 Мережковский Д. С. Стихотворения и поэмы. (Новая Библиотека поэта). —
    СПб.: 2000 г.
  14. З. Н. Гиппиус. Мемуары. — М.: Издательство «Захаров», 2001 г.
  15. Виктор Некрасов. «Записки зеваки». ― М.: Вагриус, 2004 г.

Литература[править | править код]

  • Путеводитель по С.-Петербургу СП «ИКАР», 1991 Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1

Добавить комментарий