Прошлый выпуск был посвящён рассмотрению таких музыкальных понятий как лад и тональность. Сегодня мы продолжим изучение этой большой темы и будем поговорить о том, что такое параллельные тональности, но сначала очень кратко повторим предыдущий материал.
Основы лада и тональности в музыке
Лад – это особо отобранная группа (гамма) звуков, в которой есть основные – устойчивые ступени и есть неустойчивые, которые подчиняются устойчивым. Ещё лад обладает характером, поэтому есть разновидности ладов – например, мажор и минор.
Тональность – это высотное положение лада, ведь мажорную или минорную гамму можно построить, спеть или сыграть абсолютно от любого звука. Этот звук будет называться тоникой, и он является самым главным звуком тональности, самой устойчивой и, соответственно, первой ступенью лада.
Тональности имеют названия, по которым мы понимаем, какой лад и на какой высоте расположен. Примеры названий тональностей: ДО-МАЖОР, РЕ-МАЖОР, МИ-МАЖОР или ДО-МИНОР, РЕ-МИНОР, МИ-МИНОР. То есть название тональности несёт информацию о двух важных вещах – во-первых, о том, какая у тональности тоника (или главный звук), и, во-вторых, какое у тональности ладовое наклонение (какой характер – мажорная она или минорная).
Наконец, тональности различаются между собой ещё и знаками альтерации, то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ЗДЕСЬ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).
Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).
А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.
Параллельные тональности
Что означают слова «параллельный» или «параллельность»? Вот есть такие хорошо знакомые вам выражения, как «параллельные прямые» или «параллельный мир». Параллельный – это такой, который существует одновременно с чем-то и похож на это что-то. А еще слово «параллельный» очень похоже на слово «пара», то есть параллельными друг другу всегда являются два предмета, две вещи или ещё какая-то пара.
Параллельные прямые – это две прямые, которые находятся в одной и той же плоскости, похожи друг на друга как две капли воды и не пересекаются (они родственны, но не пересекаются – ну не драматизм ли?). Помните, в геометрии параллельные прямые обозначают двумя штрихами ( // вот так), в музыке тоже такое обозначение будет приемлемым.
Так, вот параллельные тональности – это две похожие друг на друга тональности. Между ними довольно много общего, но есть и существенные различия. Что общего? Общие у них абсолютно все звуки. Раз звуки все совпадают, значит, одинаковыми должны быть и все знаки – диезы и бемоли. Так и есть: у параллельных тональностей одинаковые знаки.
Например, возьмём две тональности ДО МАЖОР и ЛЯ МИНОР – и там, и там нет знаков, все звуки совпадают, значит, эти тональности параллельные.
Ещё пример. Тональность МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР с тремя бемолями (си, ми, ля) и тональность ДО МИНОР тоже с такими же тремя бемолями. Снова мы видим параллельные тональности.
Что же тогда различного между этими тональностями? А вы сами внимательно посмотрите на названия (ДО МАЖОР // ЛЯ МИНОР). Что думаете? Видите, ведь одна тональность мажорная, а вторая минорная. В примере со второй парой (МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // ДО МИНОР) тоже самое: одна мажорная, другая минорная. Это значит, что параллельные тональности имеют противоположное ладовое наклонение, противоположный лад. Одна тональность всегда будет мажорной, а вторая – минорной. Вот так: противоположности притягиваются!
А что еще различного? Гамма ДО МАЖОР начинается с ноты ДО, то есть нота ДО в ней является тоникой. Гамма ЛЯ МИНОР начинается, как вы понимаете, с ноты ЛЯ, которая является тоникой в этой тональности. То есть что же получается? Звуки в этих тональностях абсолютно одинаковые, но разные в них верховные главнокомандующие, разные тоники. Вот вам второе отличие.
Давайте сделаем маленькие выводы. Итак, параллельные тональности – это такие две тональности, у которых совпадают звуки гаммы, совпадают знаки (диезы или бемоли), но различаются тоники и противоположен лад (одна мажорная, другая – минорная).
Ещё примеры параллельных тональностей:
- РЕ МАЖОР // СИ МИНОР (и там, и там два диеза – фа и до);
- ЛЯ МАЖОР // ФА-ДИЕЗ МИНОР (по три диеза в каждой из тональностей);
- ФА МАЖОР // РЕ МИНОР (один общий бемоль – си-бемоль);
- СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // СОЛЬ МИНОР (два бемоля и там, и здесь – си и ми).
Как найти параллельную тональность?
Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.
Вот представьте: ДО МАЖОР и ЛЯ-МИНОР – это параллельные тональности. А теперь скажите: на какой ступени ДО МАЖОРА находится «вход в параллельный мир»? Или, иначе говоря, какая ступень ДО МАЖОРА является тоникой параллельного минора?
Теперь поступим «шиворот-навыворот». Как из мрачного ЛЯ МИНОРА выбраться в параллельный солнечный и радостный ДО МАЖОР? Где находится «портал» для перехода в параллельный мир на этот раз? Иначе говоря, какая ступень минора является тоникой параллельного мажора?
Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.
Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.
Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.
Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.
Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.
Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!
Вот только что мы выявили такие параллельности: СОЛЬ МАЖОР // МИ МИНОР и ФА МИНОР // ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. А теперь посмотрим, какое расстояние между тониками параллельных тональностей. Расстояние в музыке измеряется интервалами и если вы хорошо разобрались в теме «Количественная и качественная величина интервалов», то легко сообразите, что интересующий нас интервал – это малая терция.
Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.
Получается следующее ПРАВИЛО (упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.
Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
Задание: найти параллельные тональности для ДО-ДИЕЗ МИНОРА, СИ-БЕМОЛЬ МИНОРА, СИ МАЖОРА, ФА-ДИЕЗ МАЖОРА.
Решение: нужно строить малые терции. Итак, малая терция от ДО-ДИЕЗА вверх – ДО-ДИЕЗ и МИ, значит, МИ МАЖОР и будет параллельной тональностью. От СИ-БЕМОЛЯ тоже строит малую терцию вверх, потому что мы ищем параллельный мажор, получаем – РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.
Чтобы найти параллельный минор, терции откладываем вниз. Так, малая терция от СИ даёт нам СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР, параллельный СИ МАЖОРУ. От ФА-ДИЕЗА малая терция вниз даёт звук РЕ-ДИЕЗ и, соответственно, строй РЕ-ДИЕЗ МИНОР.
Ответы: ДО-ДИЕЗ МИНОР // МИ МАЖОР; СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР; СИ МАЖОР // СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР; ФА-ДИЕЗ МАЖОР // РЕ-ДИЕЗ МИНОР.
А много ли вообще пар таких тональностей?
Всего в музыке применяется три десятка тональностей, половина из них (15) мажорные, а вторая половина (еще 15) – минорные, и, знаете, ни одна тональность не одинока, у всякой есть пара. То есть получается, что всего есть 15 пар тональностей, у которых одинаковые знаки. Согласитесь, 15 пар запомнить проще, чем 30 отдельных гамм?
Дальше – ещё круче! Из 15 пар семь пар диезных (от 1 до 7 диезов), семь пар бемольных (от 1 до 7 бемолей), одна пара как «белая ворона» без знаков. Кажется, вы без труда можете сами назвать эти две чистенькие тональности без знаков. Не ДО МАЖОР ли это с ЛЯ МИНОРОМ?
То есть вам теперь нужно запомнить уже не 30 страшных тональностей с загадочными знаками, и даже не 15 чуть менее пугающих пар, а всего лишь волшебный код «1+7+7». Все эти тональности мы сейчас поместим в таблицу для наглядности. В этой таблице тональностей сразу станет видно, кто кому параллелен, сколько у кого знаков и каких.
Таблица параллельных тональностей с их знаками
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ |
ИХ ЗНАКИ |
||
МАЖОР |
МИНОР | СКОЛЬКО ЗНАКОВ |
КАКИЕ ЗНАКИ |
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ (1//1) |
|||
До мажор | ля минор | нет знаков | нет знаков |
ТОНАЛЬНОСТИ С ДИЕЗАМИ (7//7) |
|||
Соль мажор | ми минор | 1 диез | фа |
Ре мажор | си минор | 2 диеза | фа до |
Ля мажор | фа-диез минор | 3 диеза | фа до соль |
Ми мажор | до-диез минор | 4 диеза | фа до соль ре |
Си мажор | соль-диез минор | 5 диезов | фа до соль ре ля |
Фа-диез мажор | ре-диез минор | 6 диезов | фа до соль ре ля ми |
До-диез мажор | ля-диез минор | 7 диезов | фа до соль ре ля ми си |
ТОНАЛЬНОСТИ С БЕМОЛЯМИ (7//7) |
|||
Фа мажор | ре минор | 1 бемоль | си |
Си-бемоль мажор | соль минор | 2 бемоля | си ми |
Ми-бемоль мажор | до минор | 3 бемоля | си ми ля |
Ля-бемоль мажор | фа минор | 4 бемоля | си ми ля ре |
Ре-бемоль мажор | си-бемоль минор | 5 бемолей | си ми ля ре соль |
Соль-бемоль мажор | ми-бемоль минор | 6 бемолей | си ми ля ре соль до |
До-бемоль мажор | ля-бемоль минор | 7 бемолей | си ми ля ре соль до фа |
Эту же табличку вы можете скачать в более удобном для пользования виде как шпаргалку в формате pdf для распечатывания – СКАЧАТЬ
На этом пока всё. В следующих выпусках вы узнаете, что такое одноимённые тональности, а также о том, как быстро и навсегда запомнить знаки в тональностях, и о том, какой есть метод скорейшего определения знаков, если вы их забыли.
Ну а теперь предлагаем вам посмотреть рисованный анимационный фильм с удивительной музыкой Моцарта. Как-то раз Моцарт выглянул в окно и увидел, что по улице проходит военный полк. Самый настоящий военный полк в блестящем обмундировании, с флейтами и турецкими барабанами. Красота и величие этого зрелища так потрясли Моцарта, что он в тот же день сочинил свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты №11) — произведение, известное во всём мире.
В. А. Моцарт «Турецкий марш»
Содержание статьи
- 1
- 2 Параллельные тональности. Общая информация
- 3 Параллельные тональности таблица
- 4 Какие тональности считаются параллельными
- 5 Три вида параллельных тональностей
- 6 В чем отличие параллельных тональностей
- 7 Как найти параллельную тональность
- 8 Использование параллельных тональностей
Параллельные тональности. Общая информация
Знание параллельных тональностей – необходимая для любого музыканта вещь. С их помощью вы сможете не только выстраивать интересные композиции, но и качественно импровизировать, увлекая слушателя своими сольными партиями. В данной статье мы подробно расскажем, что такое параллельные тональности, как их найти и использовать в своей музыке.
Параллельные тональности таблица
Ниже представлена таблица со всеми тональностями и гаммами, которые строятся внутри них.
Мажорная тональность |
Параллельный минор |
Мажорная гамма |
Минорная гамма |
C |
A |
C D E F G (A) B | A B (C) D E F G |
C# |
A# |
С# D# F F# G# (A#) C | A# C (C#) D# F F# G# |
D |
B |
D E F# G A (B) C# | B C# (D) E F# G A |
E♭ |
C |
E♭ F G A♭ B♭ (C) D | C D (E♭) F G A♭ B♭ |
E |
C# |
E F# G# A B (C#) D# | C# D# (E) F# G# A B |
F |
D |
F G A B♭ C (D) E | D E (F) G A B♭ C |
F# |
D# |
F# G# A# B C# (D#) F | D# F (F#) G# A# B C# |
G |
E |
G A B C D (E) F# | E F# (G) A B C D |
A♭ |
F |
A♭ B♭ C D♭ E♭ (F) G | F G (A♭) B♭ C D♭ E♭ |
A |
F# |
A B C# D E (F#) G# | F# G# (A) B C# D E |
B♭ |
G |
B♭ C D E♭ F (G) A | G A (B♭) C D E♭ F |
B |
G# |
B C# D# E F# (G#) A# | G# A# (B) C# D# E F# |
Какие тональности считаются параллельными
Параллельные тональности – это ключи, которые имеют внутри себя одинаковые ноты, но только расположенные в разном порядке. То есть, по факту, выучив одну мажорную тональность, вы легко сможете импровизировать в параллельном ей миноре. Самый простой пример здесь – это гамма До-мажор и Ля-минор, ноты, в которых одни и те же, но разная тоника.
Не стоит путать параллельные тональности и родственные. Второй тип определяется трезвучиями, которые можно построить на ступенях гаммы отдельного ключа. Каждая тональность имеет шесть родственных, и только одну параллельную.
Три вида параллельных тональностей
Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:
— Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.
— Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.
— Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.
В чем отличие параллельных тональностей
Отличий не так много. Как мы уже знаем, в параллельных тональностях совпадают ноты. Разница только в двух вещах:
— У параллельных тональностей разные тоники, от которых выстраивается гамма.
— Разные наклонения. Мажорные ключи звучат открыто и торжественно. Их минорные близнецы – печально и грустно.
Как найти параллельную тональность
Прежде всего, давайте вспомним, из чего состоит гамма. Каждая нота внутри нее – это ступень, которая обозначается своим номером по возрастанию. Если вы знаете ее номер, то легко сможете определить тонику, от которой начинается нужный ключ.
— Чтобы найти параллельную тональность минора, вам нужно взять третью ступень минорной гаммы и от нее сыграть все следующие ноты. Например, в Ля-миноре следующие звуки: A B C D E F G. Третья ступень – До, то есть, C. Все оставшиеся ноты и составляют мажорную гамму.
— Параллельная тональность мажора ищется точно так же, разница только в том, что нам нужна шестая ступень. Аналогично предыдущему примеру: в до-мажоре следующие ноты – C D E F G A B. Шестая ступень A – и это и есть тоника нужного нам минора.
Использование параллельных тональностей
- Теоретическое использование – запоминание нот. Гораздо проще запомнить только мажорную гамму и то, какому ключу она параллельна, чем отдельно учить каждую тональность.
- Переход композиции в другое настроение. Из-за того, что ноты внутри параллельных ключей одинаковы, вы можете без проблем поменять тональность, и настроение песни. Конечно, модуляция в этом плане более эффективна, однако вы можете экспериментировать с этим, создавая более интересное музыкальное полотно.
Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077
Существует достаточно много тональностей. Все они непременно относятся к одному из наклонений — мажорному или минорному. Многие из них содержат диезы и бемоли в количестве от 1 до 7, а в некоторых таковых не имеется. Но также среди многообразия тональностей имеются параллельные между собой.
Содержание
- Основы лада и тональности в музыке
- Параллельные тональности
- В чем отличие параллельных тональностей
- Как найти параллельную тональность
- Использование параллельных тональностей
- Таблица параллельных тональностей с их знаками
Основы лада и тональности в музыке
Понятие лада в музыке представляет собой совокупность звуков, которые делятся на основные (устойчивые) и неустойчивые, требующие разрешения. Также второе значение лада — определение характера музыкальной композиции, выражаемое принадлежностью к одному из двух наклонений — мажор или минор.
Тональность в свою очередь указывает на высоту лада и определяется по тонике — первой ноте гаммы, которая в совокупности с наклонением определяется название, состоящее из двух слов: тоника плюс название лада.
От любой ноты можно построить тональность любого наклонения. При этом из названия будет понятно, какая нота является тоникой и какое настроение у тональности.
Существенным отличием тональностей друг от друга является наличие или отсутствие знаков альтерации — диезов и бемолей. Их использование необходимо для того, чтобы соблюдать все интервалы между ступенями, так как любая гамма строится по определенному принципу, требующему соблюдения интервалов между нотами.
Параллельные тональности
Чтобы понимать, что же такое параллельные тональности, необходимо запомнить следующее: гаммы у данных тональностей содержат одинаковые звуки и ноты, но они расположены в ином порядке. При этом всегда мажору будет параллелен минор и наоборот.
Все параллельные тональности делятся на 3 категории:
• не имеющие знаков альтерации. Таких тональностей всего 2. И это До мажор и Ля минор.
• содержащие в себе один и более диезов. Такими тональностями являются Соль мажор и Ми минор, Ми мажор и До-диез минор, Си мажор и Соль-диез минор и другие.
• Имеющие в составе только бемоли. Например, Ми-бемоль мажор и До минор или Ре минор и Фа мажор и другие.
В чем отличие параллельных тональностей
Некоторые новички не всегда понимают, что такое параллельные тональности и зачастую путают их с не менее похожими одноименными или родственными.
Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо обратиться к урокам сольфеджио, на которых подробно и с примерами разбираются не только эти понятия в целом, но и обучаются строению, транспонированию и музицированию с использованием знаний о различных видах тональностей.
Если разобраться подробнее в понятии родственных тональностей, то стоит упомянуть, что у одной тональности их может быть шесть, и они определяются ступенями гаммы, на которых можно построить трезвучия. А под одноименными в сольфеджио понимают тональности разного наклонения, но начинающиеся с одной тоники — фа мажор и фа минор, ля минор и ля мажор.
Никакого отношения к параллельным эти разновидности не имеют, и никак с ними не связаны.
Параллельная тональность может быть только одна. И всегда она будет иметь отличную тонику, одинаковое количество диезов и бемолей внутри гаммы, а ноты при этом будут одинаковые у двух разных гамм.
Также всегда мажорной тональности будет иметься параллельный минор.
Как найти параллельную тональность
Знание параллельных тональностей помогает музыканту лучше понимать теорию музыки, а также развивает творческие способности к импровизации и музицированию.
Для того чтобы понимать, как же найти параллельную той или иной тональности, нужно знать ступени гаммы, их порядковый номер, а также правильно определить тонику ключа.
На примере гаммы Си минор можно рассмотреть принцип поиска параллельного ему мажора.
Для начала находим третью ступень. Ей является нота Ре. Это значит, что если все звуки, входящие в гамму Си минор расположить в последовательности от ноты Ре, получится гамма Ре мажор, которая является параллельной Си минор.
Принцип построения тональностей, параллельных друг другу от минора к мажору и наоборот всегда одинаков. Для нахождения параллельного мажора всегда тоникой будет 3 ступень минорной гаммы.При этом если строить параллельную тональность от минора к мажору, то тоника будет находиться на 6 ступени.
Например, в ля-бемоль мажор шестой ступенью является нота фа, а значит от нее будет строиться параллель, и получится фа минор параллелен ля-бемоль мажор.
Зная этот принцип, можно построить для любой тональности параллельную ей.
Для начинающих или тех, кто пока не понимает принцип поиска, можно воспользоваться специальной таблицей, в которой подробно указывается вся необходимая информация.
Использование параллельных тональностей
Знание параллельных тональностей помогает запоминать ноты, которые входят в тот или иной ключ. Для этого достаточно выучить например только ноты мажорной или только минорной гаммы, а далее свободно строить параллельные тональности. Это в любом случае получится быстрее, чем запоминать каждую по отдельности.
Также знание параллельных тональностей помогает выстроить настроение композиции так, чтобы было легко и гармонично переходить от мажора к минору, не теряя при этом гармоничности звучания.
Таблица параллельных тональностей с их знаками
Если не получается запомнить один вид тональностей и уже строить по ним параллельные, всегда можно воспользоваться таблицей, в которой указаны не только какие тональности параллельны каким, но и содержание бемолей и диезов в них.
Параллельные тональности | Знаки альтерации | ||
Мажор | Минор | Количество знаков | Знаки |
Тональности без знаков | |||
До мажор | Ля минор | — | — |
Тональности с диезами | |||
Соль мажор | Ми минор | 1 | Фа |
Ре мажор | Си минор | 2 | Фа, до |
Ля мажор | Фа-диез минор | 3 | Фа, до, соль |
Ми мажор | До-диез минор | 4 | Фа, до, соль, ре |
Си мажор | Соль-диез минор | 5 | Фа, до, соль, ре, ля |
Фа-диез мажор | Ре-диез минор | 6 | Фа, до, соль, ре, ля, ми |
До-диез мажор | Ля-диез минор | 7 | Фа, до, соль, ре, ля, ми, си |
Тональности с бемолями | |||
Фа мажор | Ре минор | 1 | Си |
Си-бемоль мажор | Соль минор | 2 | Си, ми |
Ми-бемоль мажор | До минор | 3 | Си, ми, ля |
Ля-бемоль мажор | Фа минор | 4 | Си, ми, ля, ре |
Ре-бемоль мажор | Си-бемоль минор | 5 | Си, ми, ля, ре, соль |
Соль-бемоль мажор | Ми-бемоль минор | 6 | Си, ми, ля, ре, соль, до |
До-бемоль мажор | Ля-бемоль минор | 7 | Си, ми, ля, ре, соль, до, фа |
Содержание
- Минорные гаммы
- Существует три вида минора:
- Примеры мажорных тональностей
- Энгармонически равные тональности
- Одноименные тональности
- А много ли вообще пар таких тональностей?
- Параллельные тональности
- В чем отличие параллельных тональностей
- Какие тональности считаются параллельными
- Энгармонизм тональностей
- Квинтовый круг тональностей
- Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
- Как найти параллельную тональность?
- Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
- Три вида параллельных тональностей
- Сколько тональностей всего
- Таблица параллельных тональностей с их знаками
- Для чего нужны тональности
Минорные гаммы
Сразу скажу: мелкие гаммы не меньше (и не менее важны) крупных. Просто ему дали такое несправедливое имя.
Как и мажорные гаммы, минорные гаммы состоят из восьми нот, первая и последняя из которых имеют одно и то же имя. Но порядок интервалов в них разный. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме выглядит следующим образом:
Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон
Напоминаю, что в мажоре это: Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Полутон
Это может показаться комбинацией основных интервалов звукоряда, но на самом деле тона и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ понять эту звуковую разницу — сыграть и услышать одну за другой мажорную и минорную гаммы.
Как вы могли заметить, основное различие между мажорной и минорной ладами заключается в третьей степени, называемой третьим тоном: в минорном он понижен, образуя интервал минорной трети (mZ) с тоникой).
Другое отличие состоит в том, что в мажорной гамме состав интервалов всегда постоянен, в то время как в минорной гамме на более высоких ступенях он может изменяться, что создает три различных типа минорных. Может быть, именно из этой многогранности минорной тональности получаются блестящие произведения?
Вы спросите, что это за разные виды?
Существует три вида минора:
- естественный
- гармонический
- мелодичный.
Каждому типу минора свойственна своя композиция интервалов. Вплоть до пятой стадии они одинаковы во всех трех, а варианты возникают на шестой и седьмой.
Натуральный минор — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон
Гармонический минор отличается от натурального усиленной седьмой ступенью: поднятый на полтона приближается к тонике. Таким образом, интервал между шестой и седьмой ступенями становится шире — теперь он составляет полтора тона (называемый вторым расширенным — ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, некую «восточную» гамму звук.
В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Полутон — Полутон
Другой тип минор — мелодический минор, также известный как джаз минор (встречается в большинстве джазовых произведений). Конечно, задолго до появления джазовой музыки такие композиторы, как Бах и Моцарт, использовали этот тип минорной тональности в качестве основы своих произведений.
И в джазе, и в классической музыке (а также в других стилях) мелодический минор отличается наличием двух повышенных ступеней: шестой и седьмой. Следовательно, порядок интервалов в мелодическом миноре становится следующим:
Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Тон — Полутон.
Мне нравится называть эту гамму непостоянной, поскольку она не позволяет решить, должна ли она звучать мажор или минор. Посмотрите еще раз на порядок интервалов в нем. Обратите внимание, что первые четыре интервала в нем такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной гамме.
Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых символов в той или иной минорной тональности.
Примеры мажорных тональностей
До-диез мажор — 7 диез Cis-dur
Фа-диез мажор — 6-диез Fis-dur
Си мажор — 5-диез H-dur
Ре-бемоль мажор — 5-бемоль Des-dur
Соль-бемоль мажор — 6-бемоль Ges-dur
До-бемоль мажор — 7-бемоль Ces-dur
Энгармонически равные тональности
Знание ангармонизма клавиш будет полезно на практике, например, при игре гамм на инструменте: если вы можете сыграть мажорную гамму ре-бемоль, у вас не будет проблем с игрой мажорной гаммы C #. На бумаге они разные, но на инструменте они абсолютно идентичны по шкалам звука. Ангармонически равные ключи увеличивают количество ключей до 30, поскольку существует 6 пар ангармонически равных ключей:
- си-минор — аис-минор
- H-dur — Ces-dur
- es-moll — дис-минор
- Fis-dur — Ges-dur
- gis-moll — Come-moll
- Des-dur — Сис-мажор
Одноименные тональности
Это ключи с одинаковым корневым именем, но другим способом. Понятно, что знаки в таком не могут быть одинаковыми, если играть мажор и минор в одной тональности. Но есть закономерность в разнице в количестве знаков.
Их разница всегда равна «3». Например, у ми-мажора четыре диеза, поэтому у ми-минор будет один (4–3 = 1). Всегда нужно мыслить логически: складывать знаки или, наоборот, вычитать. Есть две пары клавиш, в которых есть переход от острого к плоскому:
Соль мажор — соль минор;
Ре мажор — Ре минор.
Знание параллельных ключей и т.п поможет правильно определить ключевые признаки. Знание параллельных ключей и т.п поможет правильно определить ключевые признаки.
А много ли вообще пар таких тональностей?
Всего в музыке используется три десятка ключей, половина из которых (15) — основные, а вторая половина (плюс 15) — второстепенные, и, знаете ли, не один ключ не один, у каждого есть пара. То есть получается всего 15 пар оттенков, имеющих одинаковые знаки. Хорошо, 15 пар запомнить легче, чем 30 отдельных шкал?
Плюс — еще красивее! Из 15 пар семь пар колючек (от 1 до 7), семь пар плоских (от 1 до 7 плоских), одна пара «белая ворона» без знаков. Кажется, вы легко можете сами назвать эти две чистые немаркированные клавиши. Разве это не МАЖОР с НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?
То есть теперь нужно запомнить не 30 страшных оттенков с загадочными знаками и даже не 15 чуть менее страшных пар, а только магический код «1 + 7 + 7». Теперь для наглядности перенесем все эти оттенки в таблицу. В этой таблице оттенков сразу будет понятно, кто кому параллелен, сколько знаков и каких.
Параллельные тональности
Так родилась концепция параллельных ключей.
Старшие и второстепенные ключи с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае до мажор и ля минор) называются параллельными.
Они всегда отделены друг от друга второстепенной третью: минорная всегда будет построена на шестой ступени мажорной гаммы.
Тона параллельных клавиш разные, состав интервалов тоже разный, но соотношение между белыми и черными клавишами всегда одинаковое. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство жестких математических законов и, поняв их, можно легко и свободно двигаться.
Разобраться во взаимосвязи параллельных тональностей не так уж и сложно: сыграйте гамму до мажор, затем сыграйте ту же гамму, но не с первого шага, а с шестого, и остановитесь на шестом выше — вы играли только гамма «натуральный минор» в тональности ля минор.
Вот список параллельных клавиш с их латинскими обозначениями и количеством символов клавиш.
- До мажор / ля минор — до мажор / ля минор
- Соль мажор / ми минор — соль мажор / ми минор (1-диез)
- Ре мажор / си минор — ре мажор / ми минор (2 диеза)
- Ля мажор / фа-диез минор — ля мажор / фа: минор (3-диез)
- Ми мажор / до-диез минор — ми мажор / цис минор (4-диез)
- Си мажор / соль-диез минор — си мажор / гис минор (5-диез)
- Фа-диез мажор / Ре-диез минор — Fis-dur / dis-moll (6-диез)
- Фа мажор ре минор — F-dur / D-moIl (1-бемоль)
- Си-бемоль мажор / соль минор — си мажор / соль минор (2-бемоль)
- Ми-бемоль мажор / до минор — ми мажор / до минор (3-бемоль)
- Ля-бемоль мажор / фа минор — ля мажор / фа минор (4-бемоль)
- Ре-бемоль мажор / си-бемоль минор — ре мажор / си минор (5-бемоль)
- Соль-бемоль мажор / ми-бемоль минор — Ges-dur / es-moll (6-бемоль)
Что ж, теперь у вас есть представление о несовершеннолетнем, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начинать надо, конечно, с лестницы. Ниже представлена таблица всех существующих параллельных мажорных и минорных гамм со всеми аппликатурами (номерами пальцев). Учись, не торопись.
В чем отличие параллельных тональностей
Отличий не так много. Как мы уже знаем, ноты соответствуют параллельным клавишам. Единственная разница в двух вещах:
— Параллельные ключи имеют разную тонику, из которой строится гамма.
— Разные настроения. Основные клавиши звучат открыто и торжественно. Их младшие близнецы грустны и грустны.
Какие тональности считаются параллельными
Параллельные ключи — это ключи, в которых есть одинаковые ноты, но расположенные только в другом порядке. То есть, фактически, освоив мажорную тональность, вы можете легко импровизировать в минорной тональности, параллельной ей. Самый простой пример — это гамма до мажор и минор, ноты, имеющие один и тот же корень, но разные.
Не путайте параллельные ключи со связанными. Второй тип определяется триадами, которые могут быть построены на шагах одной тональности. У каждого ключа есть шесть братьев и сестер и только одна параллель.
Энгармонизм тональностей
Клавиши могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но они также могут быть ангармонически одинаковыми. Посмотрим, что это значит.
Ангармонический звук — это один и тот же звук с разными названиями и написанием нот. Например, нота ми-бемоль звучит как нота-ре-диез. Эти записи написаны на разных линейках, с разными случайностями. Но на самом деле за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.
Энгармонически равные ключи — это ключи, которые звучат одинаково, но написаны в разных нотах в примечаниях и имеют разные знаки происшествия. Например, тональность ми-бемоль минор энгармонически равна тональности ре-диез минор. Тональность ля мажор-диез ангармонически равна тональности си-бемоль мажор.
Квинтовый круг тональностей
Отдельно говорим о так называемом «Четвертом — пятом круге оттенка» или только о пятом круге.
Все ключи делятся на мажор и минор, которые, в свою очередь, делятся на диезы и бемоли.
То есть формируется 4 группы оттенков:
- большой острый;
- капитальная квартира;
- острый минор;
- второстепенная квартира.
Для мажорных нот обратный отсчет начинается с до мажор, не имеющего знаков, а для минорных, соответственно, с ля минор. Направление движения можно сохранить следующим образом:
- сильный признак увеличения, затем перемещаем клавиатуру;
- плоско-убывающий знак — перемещаем клавиатуру.
Итак, пятый круг или четверть пятого круга (помните, что четвертый вращается в пятый) — это диаграмма, на которой показаны все существующие ключи, и вы можете видеть, что и знаки, и ключи расположены в квинтах: диезы на , плоский вниз от до мажор — ля минор, в котором 0 знаков.
Рассмотрим этот круг сверху, где нет знаков — это тональности до мажор и его параллель — ля минор (запомните это!).
Диапазон острых клавиш варьируется от фа-диеза в H.5 (чистые квинты — от 1/2 тона) до:
Fa-Do-Sol-Re-La-Mi-Si — Сетевой приказ ключу (они показаны красным слева).
И, если вы читаете задом наперед:
Si-Mi-La-Re-Sol-Do-Fa — порядок плоских клавиш (слева синим).
легко запомнить: диез — нота увеличивается, а острые клавиши располагаются — по мере повышения температуры.
Также плоский — нижняя нота и плоский — вниз.
Также присмотритесь к оттенкам с цифрами 0 и 7 с обеих сторон — это:
До мажор — Ля минор = 0 символов
До-диез мажор — диез минор = 7 диез
До-бемоль мажор — Ля-бемоль минор = 7-бемоль
Конечно, можно двигаться пятыми, каждый раз ставя знак, но это не очень удобно. Существует более простой способ, при котором тоники, например, основные диезные клавиши (C, G, D, A, Mi, C, F #, C #) можно установить за секунды. Этот порядок будет представлять собой обычное расположение клавиш, сначала с четным числом символов, затем с нечетным числом: для получения дополнительной информации см. Здесь: клавиши основной шкалы и здесь: тональность естественной минорной шкалы
Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
Задача: найти параллельные ключи для DO-DIEZ MINORA, SI-BEMOL MINORA, SI MAJORA, FADIEZ MAJORA.
Решение: необходимо создавать небольшие третьи стороны. Следовательно, младшая треть от DO-DIEZ вверх — DO-DIEZ и MI, что означает, что MI MAJOR будет параллельным ключом. С C-BEMOLE мы также наращиваем второстепенную треть, потому что ищем большую параллель, мы получаем — RE-BEMOLE MAJEURE.
Чтобы найти небольшую параллель, положите трети вниз. Таким образом, малая треть SI дает нам SOL-DIEZ MINOR, параллельную SI MAJOR. От FA-DIEZA второстепенная треть вниз дает звук RE-DIEZ и, следовательно, настройку RE-DIEZ MINOR.
Ответы: DO-DIEZ MINOR // MI MAJOR; SI-BEMOLES MINOR // RE-BEMOLES MAJOR; SI MAJOR // SOL-DIEZ MINOR; FA-DIEZ MAJOR // RE-DIEZ MINOR.
Как найти параллельную тональность?
Если вы хотите узнать, как определить параллельный ключ, давайте эмпирически выясним ответ на этот вопрос. А потом мы сформулируем с вами правило.
Представьте: DO MAJEURE и A MINOR — параллельные ключи. А теперь скажите мне: на каком уровне ПРЕЖДЕ ЧЕМ «вход в параллельный мир»? Или, другими словами, какая степень C MAJOR является корнем параллельного минора?
Теперь займемся «вверх ногами». Как выйти из мрачного LA MINOR в солнечную и радостную параллель DO MAJEURE? Где на этот раз «портал» для перехода в параллельный мир? Другими словами, какая степень минорной тональности является корнем большой параллели?
Ответ прост. В первом случае: тоника параллельного минора — шестая ступень. Во втором случае: тонику большой параллели можно считать третьей степенью. Кстати, совсем не обязательно долго добираться до шестого класса мажора (т.е считая шесть ступеней от первого), достаточно спуститься на три ступени вниз от тонизирующего, и мы перейдем к этой шестой ступени в так же.
Теперь сформулируем ПРАВИЛО (но еще не окончательное). Следовательно, чтобы найти корень параллельного минорного тона, достаточно спуститься на три ступени вниз от первого исходного мажорного тональности. С другой стороны, чтобы найти корень большой параллели, вам нужно подняться на три ступени вверх.
Проверьте это правило на других примерах. Не забывайте, что у них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступенькам, мы должны произносить эти знаки, то есть учитывать их.
Например, мы находим параллельный минор для тональности G MAJOR. Этот ключ содержит диез (фа-диез), что означает, что параллельно будет диез. Спускаемся на три ступеньки от СОЛИ: СОЛЬ, ФАДЬЕЗ, МИ. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! MI — это как раз то, что нам нужно; это шестой шаг и это выход на малую параллель! Это означает, что ключ, параллельный GAL MAJOR, будет E MINOR.
Другой пример. Находим параллельный ключ для FA-MINOR. Этот ключ имеет четыре квартиры (да, E, A и D-бемоль). Поднимаемся на три ступеньки, чтобы открыть дверь на большую параллель. Гуляем: FA, SALT, LA-BEMOLE. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! A-BEMOLES — вот желаемый звук, вот заветный ключ! LA BEMOLE MAJEURE — это ключ, параллельный F MINOR.
Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!
Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.
Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.
Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.
Три вида параллельных тональностей
Есть три типа параллельных ключей. Они различаются тем, какие случайности с ключами:
— Ключи без признаков переделки. Другими словами, это клавиши, состоящие только из целых нот или белых клавиш пианино. Сюда входит ровно одна пара: C maj и A min.
— Ключи с острым. Сюда входят семь пар с острыми ладами. Это ключи: G maj — E min; Ре мажор — си минор; Мажор — F # мин; Ми мажор — C # мин .; Си мажор — Соль # мин; F # мажор — D # мин .; C # mag — A # мин.
— Ключи с плоской. Сюда также входят семь пар, но теперь у них есть бемоли с ключами. Список этих ключей следующий: F maj — D min; Си мажор — соль мин; Ми мажор — до мин .; Ля мажор ♭ — F мин; Соль мажор — ми мин; C ♭ major — ля мажор
Сколько тональностей всего
Итак, мы обнаружили, что у каждого ключа есть сестра, параллельный ключ. Также клавиши могут заменять друг друга ангармоническим способом. А теперь давайте узнаем, сколько всего оттенков.
Если вы посчитаете все черные и белые клавиши в октаве, вы получите 12 (7 белых клавиш и 5 черных клавиш). Из каждого из них мы можем построить шкалу, соответственно у нас получается 12 оттенков. Но нельзя забывать об одноименном оттенке. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности: 12 мажорных и 12 минорных.
Теоретически можно получить 30 оттенков:
2 — нет признаков переделки
14 диезов (7 мажорных и 7 минорных)
14 квартир (7 основных и 7 второстепенных)
Теоретически существуют ключи с более чем 6 случайностями, но на практике они не используются. Их логично заменить на энгармонично ровные оттенки. Например: в до-диез мажор 7 символов, а в ре-бемоль ангармонически равных — 5. Поэтому клавиши с большим количеством символов заменяются на ангармонически равные, а фактически используются 24 клавиши.
В таблице ниже вы найдете названия всех 30 клавиш, их буквенные обозначения и количество модифицирующих символов для каждой.
Таблица параллельных тональностей с их знаками
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНЫ | ИХ ЗНАКИ | ||
БОЛЬШЕ | НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ | СКОЛЬКО ПЕРСОНАЖЕЙ | КАКИЕ ЗНАКИ |
ТОНА БЕЗ ЗНАКОВ (1 // 1) | |||
До мажор | незначительный | нет знака | нет знака |
ТОНЫ С DIEZ (7 // 7) | |||
Соль мажор | ми минор | 1 диез | ж |
Ре мажор | да второстепенный | 2 острых | делать |
Важно | фа-диез минор | 3 диез | идет к солнцу |
Ми мажор | до-диез минор | 4 острых предмета | это только король |
Да майор | соль-диез минор | 5 диез | просто иди туда |
Фа-диез мажор | ре-диез минор | 6 диез | fa do sol re la mi |
До-диез мажор | незначительный острый | 7 диез | fa do sol re la mi si |
ТОНА С КОЛЕСАМИ (7 // 7) | |||
Фа мажор | ре минор | 1 квартира | да |
Си-бемоль мажор | соль минор | 2 тарелки | да меня |
Ми-бемоль мажор | до минор | 3 тарелки | да я там |
Бемоль мажор | фа минор | 4 тарелки | да король |
Ре-бемоль мажор | си-бемоль минор | 5 квартир | да, ми ла ре соль |
Соль-бемоль мажор | ми-бемоль минор | 6 квартир | да, ми ла ре соль делать |
До-бемоль мажор | в бемоль минор | 7 квартир | да ми ла ре соль делать назад |
Вы можете скачать тот же номерной знак в более удобном виде, например, шпаргалку в формате pdf для печати — СКАЧАТЬ
на этом пока все. В следующих частях вы узнаете, что такое одноименные ключи, как быстро и навсегда запомнить знаки в ключах и каков метод как можно скорее идентифицировать знаки, если вы их забыли.
Что ж, а теперь приглашаем вас на просмотр анимационного фильма, написанного под удивительную музыку Моцарта. Однажды Моцарт выглянул в окно и увидел идущий по улице военный полк. Настоящий военный полк в блестящей форме, с турецкими флейтами и барабанами. Красота и величие этого спектакля настолько потрясли Моцарта, что в тот же день он написал свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты № 11) — всемирно известную оперу.
Для чего нужны тональности
Мы узнали, что такое оттенки. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как ими пользоваться.
Раньше оттенки имели гораздо более глубокое значение, чем сейчас. Так, в музыке И.С. Баха ключи символизировали различные сюжеты Евангелия. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха можно прочитать у В.Б. Носина.
В музыке романтической эпохи композиторы также наделили тональность особым смыслом. Например, ми-бемоль мажор использовалось, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор использовался для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.
В 20 веке композиторы Новой Венской школы (Шенберг, Берг, Веберн) решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и расширили музыкальную структуру, в связи с чем появилась атональная музыка. Тем из вас, кто особенно любопытен, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шенберга — с ним связано начало атональности.
Сегодня семантика тональности потеряла смысл, но практическая составляющая осталась. Давайте подробнее разберемся, зачем нужны ключи и как ими пользоваться.
Первое и понятное значение тональности — настроение. Как вы помните, тональность бывает мажорной или минорной, от которой зависит настроение музыки. Бывают и случаи, когда минорная пьеса звучит бодро и живо, а мажорная, наоборот, погружается в задумчивое состояние, восстанавливая воспоминания и легкую меланхолию. Скорее, эти нюансы могут быть достигнуты с помощью сюжета, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. С другой стороны, тональность сразу дает понять, какое настроение приносит музыка.
Второе значение оттенков связано с комфортом. Музыканты, которые аккомпанируют певцам, часто сталкиваются с ситуацией, когда певец «не в голосе» и просит сыграть на полторы ниже исходной, чтобы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может переложить музыкальное произведение из одной тональности в другую, транспонировать на лету и сыграть одно и то же произведение в разных тональностях.
Источники
- https://ProPianino.ru/minor-urok-8
- https://FB.ru/article/398022/tonalnost-opredelenie-parallelnyie-odnoimennyie-i-engarmonicheski-ravnyie-tonalnosti
- https://musicnotes.info/tonalnost-v-muzyke
- https://muz-teoretik.ru/parallelnye-tonalnosti/
- https://pereborom.ru/parallelnye-tonalnosti/
- http://earsfingers.ru/chto-takoe-tonalnosti-i-kak-ix-ispolzovat/
Каждый музыкант знает об этом всё и даже немножечко больше. А вот новичкам разобраться в музыкальной теории бывает сложно. Мы постараемся вам помочь.
Определение
Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональности с одинаковыми знаками альтерации при ключе.
Почему полезно знать о параллельных тональностях и уметь их находить?
Во-первых, это базовые понятия музыки, без которых сложно представить себе практику игры на любом музыкальном инструменте. Во-вторых, эти знания существенно облегчают запоминание различных тональностей и помогают быстрее в них ориентироваться. Если вы знаете ключевые знаки какой-либо мажорной тональности, то вы автоматически знаете и ключевые знаки параллельного ей минора.
Основные правила
- Параллельными могут быть только две какие-либо тональности относительно друг друга — не 3, не 4 и не 5… только две и только по отношению друг к другу.
- Из пары параллельных тональностей одна всегда мажорная, а другая минорная. То есть не бывает двух «параллельных мажоров» или двух «параллельных миноров».
- У каждой тональности есть только одна, параллельная ей. Эти пары постоянны и не изменяются ни при каких условиях.
- Расстояние между тониками (первыми звуками) параллельных тональностей всегда составляет малую терцию, то есть 1,5 тона (= 3 полутона).
- Мажор всегда сверху, а минор — снизу. Чтобы найти параллельный для мажора минор, надо отсчитать от тоники этого мажора малую терцию вниз, а чтобы найти параллельный для минора мажор — от тоники этого минора малую терцию вверх.
- Параллельными являются натуральные виды мажора и минора, все остальные разновидности — условно-параллельны.
- У параллельных тональностей всегда одинаковые ключевые знаки. Если вы знаете, что в до-мажоре ключевых знаков нет, то можете даже не раздумывать — в параллельном ему ля-миноре их тоже не будет.
Что делает тональности «параллельными»?
Параллельные мажор и минор (в их натуральном виде) состоят из одних и тех же основных звуков — и в этом вся суть их параллельности.
Здесь у многих возникает вопрос: как могут две разные тональности «состоять из одних и тех же звуков»?
Всё очень просто: звуки одни и те же, а вот их последовательность — разная. Давайте объясним на простом примере.
Пример: до-мажор и ля-минор
Тональность до-мажор начинается от звука «до» и не имеет знаков альтерации при ключе. Следовательно, звукоряд натурального до-мажора: до – ре – ми – фа – соль – ля – си.
Параллельная ей тональность ля-минор начинается от звука «ля» и её звукоряд (в натуральном миноре): ля – си – до – ре – ми – фа – соль.
Если присмотреться, то мы увидим, что сам по себе набор звуков в обеих этих тональностях совершенно одинаковый, различается только порядок их расположения и чередования.
То же самое происходит в каждой паре параллельных тональностей. Давайте для примера рассмотрим тональности со знаками при ключе.
Пример: фа-мажор и ре-минор
Возьмём натуральные фа-мажор и ре-минор. Принцип тот же, что и в предыдущем примере, только появляется знак при ключе (си-бемоль) и меняются тоники.
Для тех, кто не знает, поясним: появление знака альтерации при ключе автоматически изменяет высоту указанного звука. В нашем примере в фа-мажоре и натуральном ре-миноре вместо звука «си» мы по умолчанию будем играть «си-бемоль»
Список параллельных тональностей
Далее представлены параллельные тональности — отдельно бемольные и диезные, с указанием знаков альтерации при ключе в порядке их появления.
Параллельные тональности без знаков альтерации при ключе
Бемольные тональности
Диезные тональности
Надеемся, наши «картинки» помогут начинающим музыкантам лучше разобраться в теории и стать настоящими виртуозами! Удачи 🙂
© Музыкальные картинки