Как найти параллельную тональность соль мажор

Прошлый выпуск был посвящён рассмотрению таких музыкальных понятий как лад и тональность. Сегодня мы продолжим изучение этой большой темы и будем поговорить о том, что такое параллельные тональности, но сначала очень кратко повторим предыдущий материал.

Основы лада и тональности в музыке

Лад – это особо отобранная группа (гамма) звуков, в которой есть основные – устойчивые ступени и есть неустойчивые, которые подчиняются устойчивым. Ещё лад обладает характером, поэтому есть разновидности ладов – например, мажор и минор.

Тональность – это высотное положение лада, ведь мажорную или минорную гамму можно построить, спеть или сыграть абсолютно от любого звука. Этот звук будет называться тоникой, и он является самым главным звуком тональности, самой устойчивой и, соответственно, первой ступенью лада.

Тональности имеют названия, по которым мы понимаем, какой лад и на какой высоте расположен. Примеры названий тональностей: ДО-МАЖОР, РЕ-МАЖОР, МИ-МАЖОР или ДО-МИНОР, РЕ-МИНОР, МИ-МИНОР. То есть название тональности несёт информацию о двух важных вещах – во-первых, о том, какая у тональности тоника (или главный звук), и, во-вторых, какое у тональности ладовое наклонение (какой характер – мажорная она или минорная).

тональность = тоника + лад

Наконец, тональности различаются между собой ещё и знаками альтерации, то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ЗДЕСЬ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).

Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).

знаки в тональностях

А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.

Параллельные тональности

Что означают слова «параллельный» или «параллельность»? Вот есть такие хорошо знакомые вам выражения, как «параллельные прямые» или «параллельный мир». Параллельный – это такой, который существует одновременно с чем-то и похож на это что-то. А еще слово «параллельный» очень похоже на слово «пара», то есть параллельными друг другу всегда являются два предмета, две вещи или ещё какая-то пара.

Параллельные прямые – это две прямые, которые находятся в одной и той же плоскости, похожи друг на друга как две капли воды и не пересекаются (они родственны, но не пересекаются – ну не драматизм ли?). Помните, в геометрии параллельные прямые обозначают двумя штрихами ( // вот так), в музыке тоже такое обозначение будет приемлемым.

параллельные тональности и параллельные линии

Так, вот параллельные тональности – это две похожие друг на друга тональности. Между ними довольно много общего, но есть и существенные различия. Что общего? Общие у них абсолютно все звуки. Раз звуки все совпадают, значит, одинаковыми должны быть и все знаки – диезы и бемоли. Так и есть: у параллельных тональностей одинаковые знаки.

Например, возьмём две тональности ДО МАЖОР и ЛЯ МИНОР – и там, и там нет знаков, все звуки совпадают, значит, эти тональности параллельные.

сравнение тональностей до мажор и ля минор

Ещё пример. Тональность МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР с тремя бемолями (си, ми, ля) и тональность ДО МИНОР тоже с такими же тремя бемолями. Снова мы видим параллельные тональности.

Что же тогда различного между этими тональностями? А вы сами внимательно посмотрите на названия (ДО МАЖОР // ЛЯ МИНОР). Что думаете? Видите, ведь одна тональность мажорная, а вторая минорная. В примере со второй парой (МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // ДО МИНОР) тоже самое: одна мажорная, другая минорная. Это значит, что параллельные тональности имеют противоположное ладовое наклонение, противоположный лад. Одна тональность всегда будет мажорной, а вторая – минорной. Вот так: противоположности притягиваются!

А что еще различного? Гамма ДО МАЖОР начинается с ноты ДО, то есть нота ДО в ней является тоникой. Гамма ЛЯ МИНОР начинается, как вы понимаете, с ноты ЛЯ, которая является тоникой в этой тональности. То есть что же получается? Звуки в этих тональностях абсолютно одинаковые, но разные в них верховные главнокомандующие, разные тоники. Вот вам второе отличие.

Давайте сделаем маленькие выводы. Итак, параллельные тональности – это такие две тональности, у которых совпадают звуки гаммы, совпадают знаки (диезы или бемоли), но различаются тоники и противоположен лад (одна мажорная, другая – минорная).

определение параллельных тональностей

Ещё примеры параллельных тональностей:

  • РЕ МАЖОР // СИ МИНОР (и там, и там два диеза – фа и до);
  • ЛЯ МАЖОР // ФА-ДИЕЗ МИНОР (по три диеза в каждой из тональностей);
  • ФА МАЖОР // РЕ МИНОР (один общий бемоль – си-бемоль);
  • СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // СОЛЬ МИНОР (два бемоля и там, и здесь – си и ми).

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.

Вот представьте: ДО МАЖОР и ЛЯ-МИНОР – это параллельные тональности. А теперь скажите: на какой ступени ДО МАЖОРА находится «вход в параллельный мир»? Или, иначе говоря, какая ступень ДО МАЖОРА является тоникой параллельного минора?

вход в параллельный мир

Теперь поступим «шиворот-навыворот». Как из мрачного ЛЯ МИНОРА выбраться в параллельный солнечный и радостный ДО МАЖОР? Где находится «портал» для перехода в параллельный мир на этот раз? Иначе говоря, какая ступень минора является тоникой параллельного мажора?

вход в параллельный мир

Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.

как попасть в шестую ступень

Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.

Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.

Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.

ми минор параллелен соль мажору

Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.

ля-бемоль мажор параллелен фа минору

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!

Вот только что мы выявили такие параллельности: СОЛЬ МАЖОР // МИ МИНОР и ФА МИНОР // ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. А теперь посмотрим, какое расстояние между тониками параллельных тональностей. Расстояние в музыке измеряется интервалами и если вы хорошо разобрались в теме «Количественная и качественная величина интервалов», то легко сообразите, что интересующий нас интервал – это малая терция.

между тониками параллельных тональностей интервал малая терция

Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.

Получается следующее ПРАВИЛО (упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задание: найти параллельные тональности для ДО-ДИЕЗ МИНОРА, СИ-БЕМОЛЬ МИНОРА, СИ МАЖОРА, ФА-ДИЕЗ МАЖОРА.

Решение: нужно строить малые терции. Итак, малая терция от ДО-ДИЕЗА вверх – ДО-ДИЕЗ и МИ, значит, МИ МАЖОР и будет параллельной тональностью. От СИ-БЕМОЛЯ тоже строит малую терцию вверх, потому что мы ищем параллельный мажор, получаем – РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.

Чтобы найти параллельный минор, терции откладываем вниз. Так, малая терция от СИ даёт нам СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР, параллельный СИ МАЖОРУ. От ФА-ДИЕЗА малая терция вниз даёт звук РЕ-ДИЕЗ и, соответственно, строй РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

построение малых терций

Ответы: ДО-ДИЕЗ МИНОР // МИ МАЖОР; СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР; СИ МАЖОР // СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР; ФА-ДИЕЗ МАЖОР // РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке применяется три десятка тональностей, половина из них (15) мажорные, а вторая половина (еще 15) – минорные, и, знаете, ни одна тональность не одинока, у всякой есть пара. То есть получается, что всего есть 15 пар тональностей, у которых одинаковые знаки. Согласитесь, 15 пар запомнить проще, чем 30 отдельных гамм?

Дальше – ещё круче! Из 15 пар семь пар диезных (от 1 до 7 диезов), семь пар бемольных (от 1 до 7 бемолей), одна пара как «белая ворона» без знаков. Кажется, вы без труда можете сами назвать эти две чистенькие тональности без знаков. Не ДО МАЖОР ли это с ЛЯ МИНОРОМ?

группировка тональностей

То есть вам теперь нужно запомнить уже не 30 страшных тональностей с загадочными знаками, и даже не 15 чуть менее пугающих пар, а всего лишь волшебный код «1+7+7». Все эти тональности мы сейчас поместим в таблицу для наглядности. В этой таблице тональностей сразу станет видно, кто кому параллелен, сколько у кого знаков и каких.

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

ИХ ЗНАКИ

МАЖОР

МИНОР СКОЛЬКО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ (1//1)

До мажор ля минор нет знаков нет знаков

ТОНАЛЬНОСТИ С ДИЕЗАМИ (7//7)

Соль мажор ми минор 1 диез фа
Ре мажор си минор 2 диеза фа до
Ля мажор фа-диез минор 3 диеза фа до соль
Ми мажор до-диез минор 4 диеза фа до соль ре
Си мажор соль-диез минор 5 диезов фа до соль ре ля
Фа-диез мажор ре-диез минор 6 диезов фа до соль ре ля ми
До-диез мажор ля-диез минор 7 диезов фа до соль ре ля ми си

ТОНАЛЬНОСТИ С БЕМОЛЯМИ (7//7)

Фа мажор ре минор 1 бемоль си
Си-бемоль мажор соль минор 2 бемоля си ми
Ми-бемоль мажор до минор 3 бемоля си ми ля
Ля-бемоль мажор фа минор 4 бемоля си ми ля ре
Ре-бемоль мажор си-бемоль минор 5 бемолей си ми ля ре соль
Соль-бемоль мажор ми-бемоль минор 6 бемолей си ми ля ре соль до
До-бемоль мажор ля-бемоль минор 7 бемолей си ми ля ре соль до фа

Эту же табличку вы можете скачать в более удобном для пользования виде как шпаргалку в формате pdf для распечатывания – СКАЧАТЬ

На этом пока всё. В следующих выпусках вы узнаете, что такое одноимённые тональности, а также о том, как быстро и навсегда запомнить знаки в тональностях, и о том, какой есть метод скорейшего определения знаков, если вы их забыли.


Ну а теперь предлагаем вам посмотреть рисованный анимационный фильм с удивительной музыкой Моцарта. Как-то раз Моцарт выглянул в окно и увидел, что по улице проходит военный полк. Самый настоящий военный полк в блестящем обмундировании, с флейтами и турецкими барабанами. Красота и величие этого зрелища так потрясли Моцарта, что он в тот же день сочинил свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты №11) — произведение, известное во всём мире.

В. А. Моцарт «Турецкий марш»

Существует достаточно много тональностей. Все они непременно относятся к одному из наклонений — мажорному или минорному. Многие из них содержат диезы и бемоли в количестве от 1 до 7, а в некоторых таковых не имеется. Но также среди многообразия тональностей имеются параллельные между собой.

Содержание

  1. Основы лада и тональности в музыке
  2. Параллельные тональности
  3. В чем отличие параллельных тональностей
  4. Как найти параллельную тональность
  5. Использование параллельных тональностей
  6. Таблица параллельных тональностей с их знаками

Основы лада и тональности в музыке

Понятие лада в музыке представляет собой совокупность звуков, которые делятся на основные (устойчивые) и неустойчивые, требующие разрешения. Также второе значение лада — определение характера музыкальной композиции, выражаемое принадлежностью к одному из двух наклонений — мажор или минор.

Тональность в свою очередь указывает на высоту лада и определяется по тонике — первой ноте гаммы, которая в совокупности с наклонением определяется название, состоящее из двух слов: тоника плюс название лада.

От любой ноты можно построить тональность любого наклонения. При этом из названия будет понятно, какая нота является тоникой и какое настроение у тональности.

Существенным отличием тональностей друг от друга является наличие или отсутствие знаков альтерации — диезов и бемолей. Их использование необходимо для того, чтобы соблюдать все интервалы между ступенями, так как любая гамма строится по определенному принципу, требующему соблюдения интервалов между нотами.

Параллельные тональности

Чтобы понимать, что же такое параллельные тональности, необходимо запомнить следующее: гаммы у данных тональностей содержат одинаковые звуки и ноты, но они расположены в ином порядке. При этом всегда мажору будет параллелен минор и наоборот.

Все параллельные тональности делятся на 3 категории:

• не имеющие знаков альтерации. Таких тональностей всего 2. И это До мажор и Ля минор.
• содержащие в себе один и более диезов. Такими тональностями являются Соль мажор и Ми минор, Ми мажор и До-диез минор, Си мажор и Соль-диез минор и другие.
• Имеющие в составе только бемоли. Например, Ми-бемоль мажор и До минор или Ре минор и Фа мажор и другие.

параллельные тональности

В чем отличие параллельных тональностей

Некоторые новички не всегда понимают, что такое параллельные тональности и зачастую путают их с не менее похожими одноименными или родственными.

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо обратиться к урокам сольфеджио, на которых подробно и с примерами разбираются не только эти понятия в целом, но и обучаются строению, транспонированию и музицированию с использованием знаний о различных видах тональностей.

Если разобраться подробнее в понятии родственных тональностей, то стоит упомянуть, что у одной тональности их может быть шесть, и они определяются ступенями гаммы, на которых можно построить трезвучия. А под одноименными в сольфеджио понимают тональности разного наклонения, но начинающиеся с одной тоники — фа мажор и фа минор, ля минор и ля мажор.
Никакого отношения к параллельным эти разновидности не имеют, и никак с ними не связаны.

Параллельная тональность может быть только одна. И всегда она будет иметь отличную тонику, одинаковое количество диезов и бемолей внутри гаммы, а ноты при этом будут одинаковые у двух разных гамм.

Также всегда мажорной тональности будет иметься параллельный минор.

Как найти параллельную тональность

Знание параллельных тональностей помогает музыканту лучше понимать теорию музыки, а также развивает творческие способности к импровизации и музицированию.

Для того чтобы понимать, как же найти параллельную той или иной тональности, нужно знать ступени гаммы, их порядковый номер, а также правильно определить тонику ключа.

до мажор параллельный мир

На примере гаммы Си минор можно рассмотреть принцип поиска параллельного ему мажора.

Для начала находим третью ступень. Ей является нота Ре. Это значит, что если все звуки, входящие в гамму Си минор расположить в последовательности от ноты Ре, получится гамма Ре мажор, которая является параллельной Си минор.

Принцип построения тональностей, параллельных друг другу от минора к мажору и наоборот всегда одинаков. Для нахождения параллельного мажора всегда тоникой будет 3 ступень минорной гаммы.При этом если строить параллельную тональность от минора к мажору, то тоника будет находиться на 6 ступени.

Например, в ля-бемоль мажор шестой ступенью является нота фа, а значит от нее будет строиться параллель, и получится фа минор параллелен ля-бемоль мажор.

Зная этот принцип, можно построить для любой тональности параллельную ей.
Для начинающих или тех, кто пока не понимает принцип поиска, можно воспользоваться специальной таблицей, в которой подробно указывается вся необходимая информация.

Использование параллельных тональностей

Знание параллельных тональностей помогает запоминать ноты, которые входят в тот или иной ключ. Для этого достаточно выучить например только ноты мажорной или только минорной гаммы, а далее свободно строить параллельные тональности. Это в любом случае получится быстрее, чем запоминать каждую по отдельности.
Также знание параллельных тональностей помогает выстроить настроение композиции так, чтобы было легко и гармонично переходить от мажора к минору, не теряя при этом гармоничности звучания.

гитарист

Таблица параллельных тональностей с их знаками

Если не получается запомнить один вид тональностей и уже строить по ним параллельные, всегда можно воспользоваться таблицей, в которой указаны не только какие тональности параллельны каким, но и содержание бемолей и диезов в них.

Параллельные тональности Знаки альтерации
Мажор Минор Количество знаков Знаки
Тональности без знаков
До мажор Ля минор
Тональности с диезами
Соль мажор Ми минор 1 Фа
Ре мажор Си минор 2 Фа, до
Ля мажор Фа-диез минор 3 Фа, до, соль
Ми мажор До-диез минор 4 Фа, до, соль, ре
Си мажор Соль-диез минор 5 Фа, до, соль, ре, ля
Фа-диез мажор Ре-диез минор 6 Фа, до, соль, ре, ля, ми
До-диез мажор Ля-диез минор 7 Фа, до, соль, ре, ля, ми, си
Тональности с бемолями
Фа мажор Ре минор 1 Си
Си-бемоль мажор Соль минор 2 Си, ми
Ми-бемоль мажор До минор 3 Си, ми, ля
Ля-бемоль мажор Фа минор 4 Си, ми, ля, ре
Ре-бемоль мажор Си-бемоль минор 5 Си, ми, ля, ре, соль
Соль-бемоль мажор Ми-бемоль минор 6 Си, ми, ля, ре, соль, до
До-бемоль мажор Ля-бемоль минор 7 Си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Каждый музыкант знает об этом всё и даже немножечко больше. А вот новичкам разобраться в музыкальной теории бывает сложно. Мы постараемся вам помочь.

Определение

Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональности с одинаковыми знаками альтерации при ключе.

например, тональности до-мажор и ля-минор параллельны друг другу, обе не имеют никаких ключевых знаков (диезов или бемолей) © иллюстрация канала «Музыкальные картинки»
например, тональности до-мажор и ля-минор параллельны друг другу, обе не имеют никаких ключевых знаков (диезов или бемолей) © иллюстрация канала «Музыкальные картинки»

Почему полезно знать о параллельных тональностях и уметь их находить?

Во-первых, это базовые понятия музыки, без которых сложно представить себе практику игры на любом музыкальном инструменте. Во-вторых, эти знания существенно облегчают запоминание различных тональностей и помогают быстрее в них ориентироваться. Если вы знаете ключевые знаки какой-либо мажорной тональности, то вы автоматически знаете и ключевые знаки параллельного ей минора.

Основные правила

  • Параллельными могут быть только две какие-либо тональности относительно друг друга — не 3, не 4 и не 5… только две и только по отношению друг к другу.
  • Из пары параллельных тональностей одна всегда мажорная, а другая минорная. То есть не бывает двух «параллельных мажоров» или двух «параллельных миноров».
  • У каждой тональности есть только одна, параллельная ей. Эти пары постоянны и не изменяются ни при каких условиях.
  • Расстояние между тониками (первыми звуками) параллельных тональностей всегда составляет малую терцию, то есть 1,5 тона (= 3 полутона).
  • Мажор всегда сверху, а минор — снизу. Чтобы найти параллельный для мажора минор, надо отсчитать от тоники этого мажора малую терцию вниз, а чтобы найти параллельный для минора мажор — от тоники этого минора малую терцию вверх.
  • Параллельными являются натуральные виды мажора и минора, все остальные разновидности — условно-параллельны.
  • У параллельных тональностей всегда одинаковые ключевые знаки. Если вы знаете, что в до-мажоре ключевых знаков нет, то можете даже не раздумывать — в параллельном ему ля-миноре их тоже не будет.

Что делает тональности «параллельными»?

Параллельные мажор и минор (в их натуральном виде) состоят из одних и тех же основных звуков — и в этом вся суть их параллельности.

Здесь у многих возникает вопрос: как могут две разные тональности «состоять из одних и тех же звуков»?

Всё очень просто: звуки одни и те же, а вот их последовательность — разная. Давайте объясним на простом примере.

Пример: до-мажор и ля-минор

Тональность до-мажор начинается от звука «до» и не имеет знаков альтерации при ключе. Следовательно, звукоряд натурального до-мажора: до – ре – ми – фа – соль – ля – си.

Параллельная ей тональность ля-минор начинается от звука «ля» и её звукоряд (в натуральном миноре): ля – си – до – ре – ми – фа – соль.

Если присмотреться, то мы увидим, что сам по себе набор звуков в обеих этих тональностях совершенно одинаковый, различается только порядок их расположения и чередования.

© иллюстрация канала «Музыкальные картинки» • звукоряд параллельных мажора и минора состоит из одних и тех же звуков в разной последовательности, на иллюстрации до-мажор и ля-минор
© иллюстрация канала «Музыкальные картинки» • звукоряд параллельных мажора и минора состоит из одних и тех же звуков в разной последовательности, на иллюстрации до-мажор и ля-минор

То же самое происходит в каждой паре параллельных тональностей. Давайте для примера рассмотрим тональности со знаками при ключе.

Пример: фа-мажор и ре-минор

Возьмём натуральные фа-мажор и ре-минор. Принцип тот же, что и в предыдущем примере, только появляется знак при ключе (си-бемоль) и меняются тоники.

Для тех, кто не знает, поясним: появление знака альтерации при ключе автоматически изменяет высоту указанного звука. В нашем примере в фа-мажоре и натуральном ре-миноре вместо звука «си» мы по умолчанию будем играть «си-бемоль»

© иллюстрация канала «Музыкальные картинки» • звукоряд фа-мажора и натурального ре-минора — как видно из рисунка, эти тональности имеют при ключе одинаковый знак альтерации и состоят из одного и того же набора звуков
© иллюстрация канала «Музыкальные картинки» • звукоряд фа-мажора и натурального ре-минора — как видно из рисунка, эти тональности имеют при ключе одинаковый знак альтерации и состоят из одного и того же набора звуков

Список параллельных тональностей

Далее представлены параллельные тональности — отдельно бемольные и диезные, с указанием знаков альтерации при ключе в порядке их появления.

Параллельные тональности без знаков альтерации при ключе

© иллюстрация канала «Музыкальные картинки»
© иллюстрация канала «Музыкальные картинки»

Бемольные тональности

Диезные тональности

Надеемся, наши «картинки» помогут начинающим музыкантам лучше разобраться в теории и стать настоящими виртуозами! Удачи 🙂

© Музыкальные картинки

Параллельные тональности — парные тональности натурального мажора и минора, имеющие идентичные ключевые знаки. Тоника параллельного минора расположена на полтора тона (на малую терцию) ниже тоники мажора. Полный перечень используемых в музыке тональностей:

  • До-бемоль мажор — ля-бемоль минор (7 знаков бемолей).
  • Соль-бемоль мажор — ми-бемоль минор (6 знаков бемолей).
  • Ре-бемоль мажор — си-бемоль минор (5 знаков бемолей).
  • Ля-бемоль мажор — фа минор (4 знака бемоля).
  • Ми-бемоль мажор — до минор (3 знака бемоля).
  • Си-бемоль мажор — соль минор (2 знака бемоля).
  • Фа мажор — ре минор (1 знак бемоль).
  • До мажор — ля минор (нет знаков).
  • Соль мажор — ми минор (1 знак диез).
  • Ре мажор — си минор (2 знака диеза).
  • Ля мажор — фа-диез минор (3 знака диеза).
  • Ми мажор — до-диез минор (4 знака диеза).
  • Си мажор — соль-диез минор (5 знаков диезов).
  • Фа-диез мажор — ре-диез минор (6 знаков диезов).
  • До-диез мажор — ля-диез минор (7 знаков диезов).
Квинтовый круг

Bemol-7-.svg Bemol-6-.svg Bemol-5-.svg Bemol-4-.svg Bemol-3-.svg Bemol-2-.svg Bemol-1-.svg No dies-bebol.svg Dies-1-.svg Dies-2-.svg Dies-3-.svg Dies-4-.svg Dies-5-.svg Dies-6-.svg Dies-7-.svg
Ces Ges Des As Es B F C G D A E H Fis Cis
as es b f c g d a e h fis cis gis dis ais

Существуют также малоупотребляемые пары:

  • До-диез мажор — ля-диез минор (семь диезов, соответствует Ре-бемоль мажору и си-бемоль минору)
  • До-бемоль мажор — ля-бемоль минор (семь бемолей, соответствует Си мажору и соль-диез минору)

А также теоретические тональности, использующие дубль-диезы и дубль-бемоли в ключевых знаках и в названиях тональностей. Также параллельные тональности в квинта есть и в гамме тонической.

Литература[править | править код]

  • Параллельные тональности // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 177—178. — 976 с.

Перейти к шаблону «Внешние ссылки»  Перейти к элементу Викиданных

  Словари и энциклопедии

  • Большая российская (старая версия)

что такое тональность

Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.

Слово «тональность» вы наверняка уже слышали, правда? На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Ну, кто-то, может быть, слышал это слово от водителей авто, которые тональностью называют звук работающего двигателя. Скажем, набираем мы скорость, и сразу чувствуем, что шум двигателя становится более пронзительным – изменяет свою тональность. Наконец, назову то, с чем уж точно каждый из вас сталкивался – это разговор на повышенных тонах (человек просто стал орать поменял «тональность» своей речи и эффект сразу все почувствовали).

Теперь вернёмся с вами к нашему определению. Итак, тональностью мы называем высотное положение музыкального лада. О том, что такое лады и об их устройстве, подробно написано в статье «Что такое лад». Напомню, что самые распространённые в музыке лады – это мажор и минор, состоят они из семи ступеней, главной из которых является первая (так называемая тоника).

Тоника и лад – два важнейших измерения тональности

О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.

тональность равно тоника плюс лад

Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

Ключевые знаки в тональностях

Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.

Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.

ключевые знаки в одноименных тональностях

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.

Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Подробнее об этом в статье «Как запомнить ключевые знаки». Прочитаете её и узнаете, например, о том, что диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и ещё о том, что этот самый порядок-то помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…

Параллельные и одноимённые тональности

Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.

Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.

Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.

Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.

Как найти параллельную тональность?

Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.

Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор). Что такое терция, как её строить и все остальные вопросы, связанные с интервалами, разбираются в статье «Музыкальные интервалы».

Подведём итог

В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.

В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух. Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.

Желаю успехов в дальнейшем изучении музыки. Оставляйте свои вопросы в комментариях. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео из фильма «Переписывая Бетховена» с гениальной музыкой 9-й симфонии композитора, тональность которой, кстати, уже знакомый вам ре минор.

«Переписывая Бетховена» – Симфония №9 (потрясающая музыка)

Добавить комментарий