Прошлый выпуск был посвящён рассмотрению таких музыкальных понятий как лад и тональность. Сегодня мы продолжим изучение этой большой темы и будем поговорить о том, что такое параллельные тональности, но сначала очень кратко повторим предыдущий материал.
Основы лада и тональности в музыке
Лад – это особо отобранная группа (гамма) звуков, в которой есть основные – устойчивые ступени и есть неустойчивые, которые подчиняются устойчивым. Ещё лад обладает характером, поэтому есть разновидности ладов – например, мажор и минор.
Тональность – это высотное положение лада, ведь мажорную или минорную гамму можно построить, спеть или сыграть абсолютно от любого звука. Этот звук будет называться тоникой, и он является самым главным звуком тональности, самой устойчивой и, соответственно, первой ступенью лада.
Тональности имеют названия, по которым мы понимаем, какой лад и на какой высоте расположен. Примеры названий тональностей: ДО-МАЖОР, РЕ-МАЖОР, МИ-МАЖОР или ДО-МИНОР, РЕ-МИНОР, МИ-МИНОР. То есть название тональности несёт информацию о двух важных вещах – во-первых, о том, какая у тональности тоника (или главный звук), и, во-вторых, какое у тональности ладовое наклонение (какой характер – мажорная она или минорная).
Наконец, тональности различаются между собой ещё и знаками альтерации, то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ЗДЕСЬ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).
Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).
А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.
Параллельные тональности
Что означают слова «параллельный» или «параллельность»? Вот есть такие хорошо знакомые вам выражения, как «параллельные прямые» или «параллельный мир». Параллельный – это такой, который существует одновременно с чем-то и похож на это что-то. А еще слово «параллельный» очень похоже на слово «пара», то есть параллельными друг другу всегда являются два предмета, две вещи или ещё какая-то пара.
Параллельные прямые – это две прямые, которые находятся в одной и той же плоскости, похожи друг на друга как две капли воды и не пересекаются (они родственны, но не пересекаются – ну не драматизм ли?). Помните, в геометрии параллельные прямые обозначают двумя штрихами ( // вот так), в музыке тоже такое обозначение будет приемлемым.
Так, вот параллельные тональности – это две похожие друг на друга тональности. Между ними довольно много общего, но есть и существенные различия. Что общего? Общие у них абсолютно все звуки. Раз звуки все совпадают, значит, одинаковыми должны быть и все знаки – диезы и бемоли. Так и есть: у параллельных тональностей одинаковые знаки.
Например, возьмём две тональности ДО МАЖОР и ЛЯ МИНОР – и там, и там нет знаков, все звуки совпадают, значит, эти тональности параллельные.
Ещё пример. Тональность МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР с тремя бемолями (си, ми, ля) и тональность ДО МИНОР тоже с такими же тремя бемолями. Снова мы видим параллельные тональности.
Что же тогда различного между этими тональностями? А вы сами внимательно посмотрите на названия (ДО МАЖОР // ЛЯ МИНОР). Что думаете? Видите, ведь одна тональность мажорная, а вторая минорная. В примере со второй парой (МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // ДО МИНОР) тоже самое: одна мажорная, другая минорная. Это значит, что параллельные тональности имеют противоположное ладовое наклонение, противоположный лад. Одна тональность всегда будет мажорной, а вторая – минорной. Вот так: противоположности притягиваются!
А что еще различного? Гамма ДО МАЖОР начинается с ноты ДО, то есть нота ДО в ней является тоникой. Гамма ЛЯ МИНОР начинается, как вы понимаете, с ноты ЛЯ, которая является тоникой в этой тональности. То есть что же получается? Звуки в этих тональностях абсолютно одинаковые, но разные в них верховные главнокомандующие, разные тоники. Вот вам второе отличие.
Давайте сделаем маленькие выводы. Итак, параллельные тональности – это такие две тональности, у которых совпадают звуки гаммы, совпадают знаки (диезы или бемоли), но различаются тоники и противоположен лад (одна мажорная, другая – минорная).
Ещё примеры параллельных тональностей:
- РЕ МАЖОР // СИ МИНОР (и там, и там два диеза – фа и до);
- ЛЯ МАЖОР // ФА-ДИЕЗ МИНОР (по три диеза в каждой из тональностей);
- ФА МАЖОР // РЕ МИНОР (один общий бемоль – си-бемоль);
- СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // СОЛЬ МИНОР (два бемоля и там, и здесь – си и ми).
Как найти параллельную тональность?
Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.
Вот представьте: ДО МАЖОР и ЛЯ-МИНОР – это параллельные тональности. А теперь скажите: на какой ступени ДО МАЖОРА находится «вход в параллельный мир»? Или, иначе говоря, какая ступень ДО МАЖОРА является тоникой параллельного минора?
Теперь поступим «шиворот-навыворот». Как из мрачного ЛЯ МИНОРА выбраться в параллельный солнечный и радостный ДО МАЖОР? Где находится «портал» для перехода в параллельный мир на этот раз? Иначе говоря, какая ступень минора является тоникой параллельного мажора?
Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.
Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.
Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.
Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.
Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.
Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!
Вот только что мы выявили такие параллельности: СОЛЬ МАЖОР // МИ МИНОР и ФА МИНОР // ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. А теперь посмотрим, какое расстояние между тониками параллельных тональностей. Расстояние в музыке измеряется интервалами и если вы хорошо разобрались в теме «Количественная и качественная величина интервалов», то легко сообразите, что интересующий нас интервал – это малая терция.
Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.
Получается следующее ПРАВИЛО (упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.
Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
Задание: найти параллельные тональности для ДО-ДИЕЗ МИНОРА, СИ-БЕМОЛЬ МИНОРА, СИ МАЖОРА, ФА-ДИЕЗ МАЖОРА.
Решение: нужно строить малые терции. Итак, малая терция от ДО-ДИЕЗА вверх – ДО-ДИЕЗ и МИ, значит, МИ МАЖОР и будет параллельной тональностью. От СИ-БЕМОЛЯ тоже строит малую терцию вверх, потому что мы ищем параллельный мажор, получаем – РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.
Чтобы найти параллельный минор, терции откладываем вниз. Так, малая терция от СИ даёт нам СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР, параллельный СИ МАЖОРУ. От ФА-ДИЕЗА малая терция вниз даёт звук РЕ-ДИЕЗ и, соответственно, строй РЕ-ДИЕЗ МИНОР.
Ответы: ДО-ДИЕЗ МИНОР // МИ МАЖОР; СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР; СИ МАЖОР // СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР; ФА-ДИЕЗ МАЖОР // РЕ-ДИЕЗ МИНОР.
А много ли вообще пар таких тональностей?
Всего в музыке применяется три десятка тональностей, половина из них (15) мажорные, а вторая половина (еще 15) – минорные, и, знаете, ни одна тональность не одинока, у всякой есть пара. То есть получается, что всего есть 15 пар тональностей, у которых одинаковые знаки. Согласитесь, 15 пар запомнить проще, чем 30 отдельных гамм?
Дальше – ещё круче! Из 15 пар семь пар диезных (от 1 до 7 диезов), семь пар бемольных (от 1 до 7 бемолей), одна пара как «белая ворона» без знаков. Кажется, вы без труда можете сами назвать эти две чистенькие тональности без знаков. Не ДО МАЖОР ли это с ЛЯ МИНОРОМ?
То есть вам теперь нужно запомнить уже не 30 страшных тональностей с загадочными знаками, и даже не 15 чуть менее пугающих пар, а всего лишь волшебный код «1+7+7». Все эти тональности мы сейчас поместим в таблицу для наглядности. В этой таблице тональностей сразу станет видно, кто кому параллелен, сколько у кого знаков и каких.
Таблица параллельных тональностей с их знаками
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ |
ИХ ЗНАКИ |
||
МАЖОР |
МИНОР | СКОЛЬКО ЗНАКОВ |
КАКИЕ ЗНАКИ |
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ (1//1) |
|||
До мажор | ля минор | нет знаков | нет знаков |
ТОНАЛЬНОСТИ С ДИЕЗАМИ (7//7) |
|||
Соль мажор | ми минор | 1 диез | фа |
Ре мажор | си минор | 2 диеза | фа до |
Ля мажор | фа-диез минор | 3 диеза | фа до соль |
Ми мажор | до-диез минор | 4 диеза | фа до соль ре |
Си мажор | соль-диез минор | 5 диезов | фа до соль ре ля |
Фа-диез мажор | ре-диез минор | 6 диезов | фа до соль ре ля ми |
До-диез мажор | ля-диез минор | 7 диезов | фа до соль ре ля ми си |
ТОНАЛЬНОСТИ С БЕМОЛЯМИ (7//7) |
|||
Фа мажор | ре минор | 1 бемоль | си |
Си-бемоль мажор | соль минор | 2 бемоля | си ми |
Ми-бемоль мажор | до минор | 3 бемоля | си ми ля |
Ля-бемоль мажор | фа минор | 4 бемоля | си ми ля ре |
Ре-бемоль мажор | си-бемоль минор | 5 бемолей | си ми ля ре соль |
Соль-бемоль мажор | ми-бемоль минор | 6 бемолей | си ми ля ре соль до |
До-бемоль мажор | ля-бемоль минор | 7 бемолей | си ми ля ре соль до фа |
Эту же табличку вы можете скачать в более удобном для пользования виде как шпаргалку в формате pdf для распечатывания – СКАЧАТЬ
На этом пока всё. В следующих выпусках вы узнаете, что такое одноимённые тональности, а также о том, как быстро и навсегда запомнить знаки в тональностях, и о том, какой есть метод скорейшего определения знаков, если вы их забыли.
Ну а теперь предлагаем вам посмотреть рисованный анимационный фильм с удивительной музыкой Моцарта. Как-то раз Моцарт выглянул в окно и увидел, что по улице проходит военный полк. Самый настоящий военный полк в блестящем обмундировании, с флейтами и турецкими барабанами. Красота и величие этого зрелища так потрясли Моцарта, что он в тот же день сочинил свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты №11) — произведение, известное во всём мире.
В. А. Моцарт «Турецкий марш»
Каждый музыкант знает об этом всё и даже немножечко больше. А вот новичкам разобраться в музыкальной теории бывает сложно. Мы постараемся вам помочь.
Определение
Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональности с одинаковыми знаками альтерации при ключе.
Почему полезно знать о параллельных тональностях и уметь их находить?
Во-первых, это базовые понятия музыки, без которых сложно представить себе практику игры на любом музыкальном инструменте. Во-вторых, эти знания существенно облегчают запоминание различных тональностей и помогают быстрее в них ориентироваться. Если вы знаете ключевые знаки какой-либо мажорной тональности, то вы автоматически знаете и ключевые знаки параллельного ей минора.
Основные правила
- Параллельными могут быть только две какие-либо тональности относительно друг друга — не 3, не 4 и не 5… только две и только по отношению друг к другу.
- Из пары параллельных тональностей одна всегда мажорная, а другая минорная. То есть не бывает двух «параллельных мажоров» или двух «параллельных миноров».
- У каждой тональности есть только одна, параллельная ей. Эти пары постоянны и не изменяются ни при каких условиях.
- Расстояние между тониками (первыми звуками) параллельных тональностей всегда составляет малую терцию, то есть 1,5 тона (= 3 полутона).
- Мажор всегда сверху, а минор — снизу. Чтобы найти параллельный для мажора минор, надо отсчитать от тоники этого мажора малую терцию вниз, а чтобы найти параллельный для минора мажор — от тоники этого минора малую терцию вверх.
- Параллельными являются натуральные виды мажора и минора, все остальные разновидности — условно-параллельны.
- У параллельных тональностей всегда одинаковые ключевые знаки. Если вы знаете, что в до-мажоре ключевых знаков нет, то можете даже не раздумывать — в параллельном ему ля-миноре их тоже не будет.
Что делает тональности «параллельными»?
Параллельные мажор и минор (в их натуральном виде) состоят из одних и тех же основных звуков — и в этом вся суть их параллельности.
Здесь у многих возникает вопрос: как могут две разные тональности «состоять из одних и тех же звуков»?
Всё очень просто: звуки одни и те же, а вот их последовательность — разная. Давайте объясним на простом примере.
Пример: до-мажор и ля-минор
Тональность до-мажор начинается от звука «до» и не имеет знаков альтерации при ключе. Следовательно, звукоряд натурального до-мажора: до – ре – ми – фа – соль – ля – си.
Параллельная ей тональность ля-минор начинается от звука «ля» и её звукоряд (в натуральном миноре): ля – си – до – ре – ми – фа – соль.
Если присмотреться, то мы увидим, что сам по себе набор звуков в обеих этих тональностях совершенно одинаковый, различается только порядок их расположения и чередования.
То же самое происходит в каждой паре параллельных тональностей. Давайте для примера рассмотрим тональности со знаками при ключе.
Пример: фа-мажор и ре-минор
Возьмём натуральные фа-мажор и ре-минор. Принцип тот же, что и в предыдущем примере, только появляется знак при ключе (си-бемоль) и меняются тоники.
Для тех, кто не знает, поясним: появление знака альтерации при ключе автоматически изменяет высоту указанного звука. В нашем примере в фа-мажоре и натуральном ре-миноре вместо звука «си» мы по умолчанию будем играть «си-бемоль»
Список параллельных тональностей
Далее представлены параллельные тональности — отдельно бемольные и диезные, с указанием знаков альтерации при ключе в порядке их появления.
Параллельные тональности без знаков альтерации при ключе
Бемольные тональности
Диезные тональности
Надеемся, наши «картинки» помогут начинающим музыкантам лучше разобраться в теории и стать настоящими виртуозами! Удачи 🙂
© Музыкальные картинки
Существует достаточно много тональностей. Все они непременно относятся к одному из наклонений — мажорному или минорному. Многие из них содержат диезы и бемоли в количестве от 1 до 7, а в некоторых таковых не имеется. Но также среди многообразия тональностей имеются параллельные между собой.
Содержание
- Основы лада и тональности в музыке
- Параллельные тональности
- В чем отличие параллельных тональностей
- Как найти параллельную тональность
- Использование параллельных тональностей
- Таблица параллельных тональностей с их знаками
Основы лада и тональности в музыке
Понятие лада в музыке представляет собой совокупность звуков, которые делятся на основные (устойчивые) и неустойчивые, требующие разрешения. Также второе значение лада — определение характера музыкальной композиции, выражаемое принадлежностью к одному из двух наклонений — мажор или минор.
Тональность в свою очередь указывает на высоту лада и определяется по тонике — первой ноте гаммы, которая в совокупности с наклонением определяется название, состоящее из двух слов: тоника плюс название лада.
От любой ноты можно построить тональность любого наклонения. При этом из названия будет понятно, какая нота является тоникой и какое настроение у тональности.
Существенным отличием тональностей друг от друга является наличие или отсутствие знаков альтерации — диезов и бемолей. Их использование необходимо для того, чтобы соблюдать все интервалы между ступенями, так как любая гамма строится по определенному принципу, требующему соблюдения интервалов между нотами.
Параллельные тональности
Чтобы понимать, что же такое параллельные тональности, необходимо запомнить следующее: гаммы у данных тональностей содержат одинаковые звуки и ноты, но они расположены в ином порядке. При этом всегда мажору будет параллелен минор и наоборот.
Все параллельные тональности делятся на 3 категории:
• не имеющие знаков альтерации. Таких тональностей всего 2. И это До мажор и Ля минор.
• содержащие в себе один и более диезов. Такими тональностями являются Соль мажор и Ми минор, Ми мажор и До-диез минор, Си мажор и Соль-диез минор и другие.
• Имеющие в составе только бемоли. Например, Ми-бемоль мажор и До минор или Ре минор и Фа мажор и другие.
В чем отличие параллельных тональностей
Некоторые новички не всегда понимают, что такое параллельные тональности и зачастую путают их с не менее похожими одноименными или родственными.
Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо обратиться к урокам сольфеджио, на которых подробно и с примерами разбираются не только эти понятия в целом, но и обучаются строению, транспонированию и музицированию с использованием знаний о различных видах тональностей.
Если разобраться подробнее в понятии родственных тональностей, то стоит упомянуть, что у одной тональности их может быть шесть, и они определяются ступенями гаммы, на которых можно построить трезвучия. А под одноименными в сольфеджио понимают тональности разного наклонения, но начинающиеся с одной тоники — фа мажор и фа минор, ля минор и ля мажор.
Никакого отношения к параллельным эти разновидности не имеют, и никак с ними не связаны.
Параллельная тональность может быть только одна. И всегда она будет иметь отличную тонику, одинаковое количество диезов и бемолей внутри гаммы, а ноты при этом будут одинаковые у двух разных гамм.
Также всегда мажорной тональности будет иметься параллельный минор.
Как найти параллельную тональность
Знание параллельных тональностей помогает музыканту лучше понимать теорию музыки, а также развивает творческие способности к импровизации и музицированию.
Для того чтобы понимать, как же найти параллельную той или иной тональности, нужно знать ступени гаммы, их порядковый номер, а также правильно определить тонику ключа.
На примере гаммы Си минор можно рассмотреть принцип поиска параллельного ему мажора.
Для начала находим третью ступень. Ей является нота Ре. Это значит, что если все звуки, входящие в гамму Си минор расположить в последовательности от ноты Ре, получится гамма Ре мажор, которая является параллельной Си минор.
Принцип построения тональностей, параллельных друг другу от минора к мажору и наоборот всегда одинаков. Для нахождения параллельного мажора всегда тоникой будет 3 ступень минорной гаммы.При этом если строить параллельную тональность от минора к мажору, то тоника будет находиться на 6 ступени.
Например, в ля-бемоль мажор шестой ступенью является нота фа, а значит от нее будет строиться параллель, и получится фа минор параллелен ля-бемоль мажор.
Зная этот принцип, можно построить для любой тональности параллельную ей.
Для начинающих или тех, кто пока не понимает принцип поиска, можно воспользоваться специальной таблицей, в которой подробно указывается вся необходимая информация.
Использование параллельных тональностей
Знание параллельных тональностей помогает запоминать ноты, которые входят в тот или иной ключ. Для этого достаточно выучить например только ноты мажорной или только минорной гаммы, а далее свободно строить параллельные тональности. Это в любом случае получится быстрее, чем запоминать каждую по отдельности.
Также знание параллельных тональностей помогает выстроить настроение композиции так, чтобы было легко и гармонично переходить от мажора к минору, не теряя при этом гармоничности звучания.
Таблица параллельных тональностей с их знаками
Если не получается запомнить один вид тональностей и уже строить по ним параллельные, всегда можно воспользоваться таблицей, в которой указаны не только какие тональности параллельны каким, но и содержание бемолей и диезов в них.
Параллельные тональности | Знаки альтерации | ||
Мажор | Минор | Количество знаков | Знаки |
Тональности без знаков | |||
До мажор | Ля минор | — | — |
Тональности с диезами | |||
Соль мажор | Ми минор | 1 | Фа |
Ре мажор | Си минор | 2 | Фа, до |
Ля мажор | Фа-диез минор | 3 | Фа, до, соль |
Ми мажор | До-диез минор | 4 | Фа, до, соль, ре |
Си мажор | Соль-диез минор | 5 | Фа, до, соль, ре, ля |
Фа-диез мажор | Ре-диез минор | 6 | Фа, до, соль, ре, ля, ми |
До-диез мажор | Ля-диез минор | 7 | Фа, до, соль, ре, ля, ми, си |
Тональности с бемолями | |||
Фа мажор | Ре минор | 1 | Си |
Си-бемоль мажор | Соль минор | 2 | Си, ми |
Ми-бемоль мажор | До минор | 3 | Си, ми, ля |
Ля-бемоль мажор | Фа минор | 4 | Си, ми, ля, ре |
Ре-бемоль мажор | Си-бемоль минор | 5 | Си, ми, ля, ре, соль |
Соль-бемоль мажор | Ми-бемоль минор | 6 | Си, ми, ля, ре, соль, до |
До-бемоль мажор | Ля-бемоль минор | 7 | Си, ми, ля, ре, соль, до, фа |
Содержание статьи
- 1
- 2 Параллельные тональности. Общая информация
- 3 Параллельные тональности таблица
- 4 Какие тональности считаются параллельными
- 5 Три вида параллельных тональностей
- 6 В чем отличие параллельных тональностей
- 7 Как найти параллельную тональность
- 8 Использование параллельных тональностей
Параллельные тональности. Общая информация
Знание параллельных тональностей – необходимая для любого музыканта вещь. С их помощью вы сможете не только выстраивать интересные композиции, но и качественно импровизировать, увлекая слушателя своими сольными партиями. В данной статье мы подробно расскажем, что такое параллельные тональности, как их найти и использовать в своей музыке.
Параллельные тональности таблица
Ниже представлена таблица со всеми тональностями и гаммами, которые строятся внутри них.
Мажорная тональность |
Параллельный минор |
Мажорная гамма |
Минорная гамма |
C |
A |
C D E F G (A) B | A B (C) D E F G |
C# |
A# |
С# D# F F# G# (A#) C | A# C (C#) D# F F# G# |
D |
B |
D E F# G A (B) C# | B C# (D) E F# G A |
E♭ |
C |
E♭ F G A♭ B♭ (C) D | C D (E♭) F G A♭ B♭ |
E |
C# |
E F# G# A B (C#) D# | C# D# (E) F# G# A B |
F |
D |
F G A B♭ C (D) E | D E (F) G A B♭ C |
F# |
D# |
F# G# A# B C# (D#) F | D# F (F#) G# A# B C# |
G |
E |
G A B C D (E) F# | E F# (G) A B C D |
A♭ |
F |
A♭ B♭ C D♭ E♭ (F) G | F G (A♭) B♭ C D♭ E♭ |
A |
F# |
A B C# D E (F#) G# | F# G# (A) B C# D E |
B♭ |
G |
B♭ C D E♭ F (G) A | G A (B♭) C D E♭ F |
B |
G# |
B C# D# E F# (G#) A# | G# A# (B) C# D# E F# |
Какие тональности считаются параллельными
Параллельные тональности – это ключи, которые имеют внутри себя одинаковые ноты, но только расположенные в разном порядке. То есть, по факту, выучив одну мажорную тональность, вы легко сможете импровизировать в параллельном ей миноре. Самый простой пример здесь – это гамма До-мажор и Ля-минор, ноты, в которых одни и те же, но разная тоника.
Не стоит путать параллельные тональности и родственные. Второй тип определяется трезвучиями, которые можно построить на ступенях гаммы отдельного ключа. Каждая тональность имеет шесть родственных, и только одну параллельную.
Три вида параллельных тональностей
Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:
— Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.
— Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.
— Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.
В чем отличие параллельных тональностей
Отличий не так много. Как мы уже знаем, в параллельных тональностях совпадают ноты. Разница только в двух вещах:
— У параллельных тональностей разные тоники, от которых выстраивается гамма.
— Разные наклонения. Мажорные ключи звучат открыто и торжественно. Их минорные близнецы – печально и грустно.
Как найти параллельную тональность
Прежде всего, давайте вспомним, из чего состоит гамма. Каждая нота внутри нее – это ступень, которая обозначается своим номером по возрастанию. Если вы знаете ее номер, то легко сможете определить тонику, от которой начинается нужный ключ.
— Чтобы найти параллельную тональность минора, вам нужно взять третью ступень минорной гаммы и от нее сыграть все следующие ноты. Например, в Ля-миноре следующие звуки: A B C D E F G. Третья ступень – До, то есть, C. Все оставшиеся ноты и составляют мажорную гамму.
— Параллельная тональность мажора ищется точно так же, разница только в том, что нам нужна шестая ступень. Аналогично предыдущему примеру: в до-мажоре следующие ноты – C D E F G A B. Шестая ступень A – и это и есть тоника нужного нам минора.
Использование параллельных тональностей
- Теоретическое использование – запоминание нот. Гораздо проще запомнить только мажорную гамму и то, какому ключу она параллельна, чем отдельно учить каждую тональность.
- Переход композиции в другое настроение. Из-за того, что ноты внутри параллельных ключей одинаковы, вы можете без проблем поменять тональность, и настроение песни. Конечно, модуляция в этом плане более эффективна, однако вы можете экспериментировать с этим, создавая более интересное музыкальное полотно.
Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077
Что такое мажор и минор?
Мажор и минор – это наиболее часто используемые в европейской музыке музыкальные лады. Из этой статьи вы узнаете как строятся мажор и минор и о значении понятия лада.
Мажор и минор
Возможно из музыкальной школы вы смутно помните, что есть весёлый лад – мажор, а есть грустный – минор. На уровне эмоций в этом несомненно есть смысл. Мажорный имеет светлую краску, а минорный лад звучит темнее. Мажор и минор.
Для маленького ребёнка этого объяснения вполне достаточно. Но мы с вами пойдем чуть глубже и разберемся с теоретической стороной вопроса. Научимся играть и различать на слух мажорные и минорные аккорды и гаммы.
Что делает трезвучие мажорным или минорным?
Различие между мажорным и минорным трезвучием заключено в третьей ступени лада. Без этой ступени мы просто не поймём в каком ладу находимся.
Мажорный аккорд содержит ī, īī, v, ступени лада. (Для удобства ступени в музыке обозначаются римскими цифрами). В минорном аккорде третья ступень понижена на полтона.
Эта формула применима к абсолютно любой тональности. Просто всегда держите в уме, что в мажоре – мажорная терция, а в миноре ее никогда не бывает. Пониженная третья ступень это как раз то, что придает минору “грустный” оттенок. А мажорная третья ступень создаёт ощущение света в мажоре.
(Вспоминать о правиле терции вам придется только на первых порах. Потом руки автоматически находят мажорные и минорные аккорды в любых тональностях).
Как построить мажорные, минорные аккорды и гаммы?
Давайте пройдемся по каждой из семи ступеней гаммы мажора:
Первая ступень это стартовая точка, база лада. Она даёт название тональности, в которой мы находимся.
Вторая ступень находится на тон выше первой (тон – это два полутона).
Третья ступень ещё на тон выше,
Между третьей и четвертой ступенью расстояние – полутон.
Дальше, между четвертой и пятой – тон. К шестой ступени – тон, между шестой и седьмой ступенью – тоже тон.
Для удобства визуализации используем гитарные обозначения звуков. Например, гамма ля мажор будет выглядеть так:
A—B—C#—D—E—F#—G#-A (ля, си, до диез, ре, ми, фа диез, соль диез, ля).
Чтобы превратить эту мажорную гамму в минорную, мы опускаем на полтона третью ступень (ту самую, которая регулирует мажорность и минорность в трезвучиях), а также понижаем шестую и седьмую ступени и получаем следующий звукоряд: A—B—C—D—E—F—G–A
(Кстати, для тех кто не знает гитарных обозначений, вот вам отличный момент разобраться. “A” – это ля, а дальше все звуки идут по гамме, в соответствии с порядком английского алфавита. Всё очень просто. мажор и минор).
Параллельный мажор и минор
Звучит замысловато, но на деле проще простого. Параллельный минор это минор, которые делит все свои звуки с параллельным ему мажором. Просто посмотрите (сыграйте на инструменте):
Это звукоряд до мажора:
C–D–E–F–G–A–B–C
А это звукоряд ля минора:
A–B–C–D–E–F–G–A
И там и там – одни и те же звуки, отличается лишь стартовая точка – первая ступень. От нее всё и зависит. Если начали с Ля – ля минор, если с До – до мажор. А звуки совершенно те же.
Чтобы найти параллельный минор, отсчитываем от первой ступени мажора вниз малую терцию. Полученный звук – это первая ступень параллельного минора.
Мажорный и параллельный ему минор всегда идут как бы в паре. Поскольку все звуки у них общие, то и количество знаков при ключе у них всегда будет одно и тоже. Это очень удобно.
Например, мы знаем, что в Ля мажоре при ключе 3 диеза. Сколько же знаков в параллельном фа# миноре? Ровно столько же, 3 диеза. Правило работает для всех тональностей. Всего мы можем получить 12 мажорных тональностей и 12 параллельных им минорных.
Разновидности мажора и минора
То, о чём мы говорили до этого момента принято называть натуральным мажором и минором. 90 процентов всей популярной музыки написано с использованием этих ладов. Лад – это палитра звуков из которых создаётся музыкальное произведение.
Иногда, чтобы разнообразить звучание, музыканты расширяют свою палитру и добавляют в привычный нам мажор или минор дополнительные краски. Какие-то ступени натурального мажора или минора изменяются и начинает звучать совсем другая музыка.
И мажор и минор бывают гармоническими. В миноре гармоническая краска появляется за счёт повышения седьмой ступени. В мажоре за счёт понижения шестой. (Когда мы говорим о повышении или понижении, мы всегда имеем ввиду расстояние в полтона).
Попробуйте сыграть эти гаммы. Первая часть в обоих случаях остаётся неизменной, мы идём по натуральному звукоряду. Но ближе к концу возникает неожиданный, немного “восточный” интервал.
У минора есть ещё один вариант – мелодический. При движении вверх шестая и седьмая ступени повышаются, при движении вниз повышение “отменяется”.
Гармонический мажор:
Гармонический минор:
Мелодический минор:
Обратное движение:
Кстати, в музыке великое множество разнообразных ладов. Многие из них очень редко используются, другие же используются только в джазе или только в народной музыке. Для освоения базового курса сольфеджио тех ладов, которые мы разобрали сегодня вполне достаточно.
Что такое мажор?
Мажор – это один из ладов, наиболее часто используемые в европейской музыке.
Что такое минор?
Минор – это лад, который является одним из наиболее используемых в европейской музыке.
Музыкальные диктанты Содержание Онлайн курсы по сольфеджио: сольфеджио для поступающих сольфеджио с нуля экспресс лекции пробный вступительный экзамен Что такое музыкальный диктант? Музыкальный диктант — это базовое упражнение для развития нашего музыкального слуха. Как любое базовое упражнение, оно задействует сразу несколько наших музыкальных «мышц». Кроме тренировки слуха, мы развиваем нашу способность воспринимать и записывать ритм,
Прочитать
Сольфеджио Содержание статьи «Сольфеджио» Онлайн курсы по сольфеджио: сольфеджио для поступающих сольфеджио с нуля экспресс лекции пробный вступительный экзамен В первоначальном значении сольфеджио – это пение по нотам (в самом слове угадываются названия двух нот). Сейчас эта дисциплина включает в себя ещё несколько практик. На каждом уроке мы пишем диктант. Мы слушаем одну и ту
Прочитать
Правила приема во Владимирский областной музыкальный колледж имени А.П. Бородина Авторский онлайн курс от Яны Ли по сольфеджио для поступающих во Владимирский областной музыкальный колледж. Подготовим к сольфеджио с любого уровня на необходимый балл для поступления в музыкальный колледж Онлайн курс по сольфеджио для поступающих Содержание статьи «Правила приема во Владимирский областной музыкальный колледж »
Прочитать