Парцелляция в русском языке — это такое синтаксическое построение текста, в котором используется намеренное членение связной мысли на составляющие её части с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния субъекта, изображения внутренней речи и пр.
В литературе существует множество художественных средств создания образности и выразительности речи. В первую очередь, к ним относятся тропы и стилистические фигуры:
- оксюморон
- эпифора
- анафора
- градация
- инверсия
- сравнение
- риторический вопрос
Кроме этого богатого арсенала художественных средств, писатели в своем творчестве активно пользуются парцелляцией. Узнаем, что такое парцелляция в русском языке.
Парцелляция — синтаксический прием речи
Этот термин имеет французское происхождение. В переводе с французского языка слово parcella буквально значит «частица».
Как известно, текст состоит из минимальных единиц — предложений. В русском языке синтаксический прием парцелляции нарушает целостность текста, а точнее предложения. Плавно текущая мысль неожиданно прерывается и превращается в короткие отрывочные кусочки фраз, каждая из которых оформлена завершающим пунктуационным знаком, чаще точкой:
…Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.
В. Инбер
Парцелляция представляет собой интонационное членение предложения на составляющие его смысловые отрезки, обозначенные пунктуационно с помощью завершающих знаков препинания:
- точки
- восклицательного знака
- вопросительного знака
- многоточия.
-Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! — не понимая, сказал Никитин (Ю. Бондарев).
Строение парцелляции
При парцелляции фраза, в которой содержится главная мысль, является основной (базовой). Интонационно и пунктуационно отчлененная часть фразы называется парцеллятом. Каждый парцеллят графически обозначается как самостоятельное предложение, которое чаще всего является неполным и грамматически и синтаксически зависит от предыдущего контекста.
Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает (С. Есенин).
Такое намеренное деление фразы на несколько пунктуационно самостоятельных частей позволяет выделить в сообщении дополнительные смысловые центры и привлечь к ним внимание читателя.
Цель применения парцелляции в литературе
Как образное изобразительное средство русского языка, парцелляция применяется автором с целью:
- акцентирования внимания читателя на главном в изображаемом;
- выделения некоторых деталей картины;
- эмоционального усиления воздействия текста на читателя;
- создания эффекта неожиданности;
- изображения длительности действия во времени;
- усиления контраста изображаемых явлений.
Примеры парцелляции в художественной литературе
А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
А. С. Грибоедов
Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А. Солженицын).
Я тоже привстал и посмотрел в темноту за окном. Шёл неслышный снег. Первый снег этой осенью (Ю. Казаков).
Но всё бросаю, всё…Сейчас будем пить чай…С конфетами! (А. Приставкин).
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Б. Пастернак
Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
Е. Винокуров
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
О. Мандельштам
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 35
Что такое парцелляция — функции и примеры
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых сложных разделов лингвистики, оперирующий множеством языковых конструкций.
Парцелляция – одна из таких языковых фигур. Наиболее ярко она отражена в художественной литературе.
О том, что такое парцелляция, как она оформляется в тексте, а также о её функциях поговорим в этой статье. А также рассмотрим примеры использования в реальных художественных текстах русских и зарубежных писателей.
Парцелляция — это…
Слово парцелляция было заимствовано из французского языка, в котором лексема «parcella» дословно переводится как «частица». Если копнуть глубже, увидим латинский генезис (это что?): particula также в буквальном значении понимается как частица.
Термин имеет несколько трактовок из разных сфер человеческого знания. Однако в русском языке ключевым стало языковедческое понятие. В современной лингвистике:
Парцелляция – это синтаксическая конструкция, в которой представлено разделение целостного текста на отдельные фрагменты, обособленные с помощью пунктуации и интонации (что это?).
Как правило, на письме автор использует точки или запятые там, где в нейтральных условиях их не ставят.
Несмотря на романское происхождение термина, во всем европейском мире он, как правило, не используется в таком значении. Для обозначения той же дефиниции (это что?), к примеру, швейцарец Шарль Балли применял понятие дислокация.
Парцелляция же как слово используется в другом трактовании, более близком к оригиналу. Так,
Parcellation – это разделение большого, целого на более мелкие части. Например, при членении большой территории на некрупные личные наделы.
Таким образом, в русский язык это слово вошло преимущественно в одном значении – как филологический термин. В то время как в европейских языках понятие носит более общий характер.
Функции парцелляции
Профессор-лингвист А.П.Сковородников отмечает, что парцелляция в литературе – это фигура, которая выполняет 4 основные функции:
Изобразительная
Автор старается конкретизировать, более точно описать то, что он изображает.
В рамках этой функции парцелляция может решать такие задачи:
- Создавать эффект замедления происходящего, такой себе литературный slow-mo.
- Подчеркивать некоторые детали на общем фоне, выделять их.
- Выделять самое важное для создания портрета, пейзажа, делать акцент.
- Создавать в повествовании (что это?) нарочитую, но неожиданную паузу. Это играет в пользу интриги, ожидания последующего действия.
- Упрочнять эффект продления действия.
- Увеличивать описательный контраст.
Характерологическая
Писатель применяет парцелляцию для демонстрации манеры речи своего персонажа, для имитации разговорной речи.
Здесь ставятся такие задачи:
- Создать контекст несобственно прямой речи.
- Показать внутренний монолог (это как?) с целью лучшей демонстрации переживаний, состояния, личности героя.
- Выразить присоединительную связь, которая характерна для устной речи.
- Внести разговорную, более вольную интонацию.
Эмоционально-выделительная
С помощью парцелляции автор выделяет в тексте эмоцию, состояние героя либо его эмоциальную оценку происходящего.
Задачи две:
- Сделать высказывание более эмоциональным.
- Показать оценочность, даже есть прямой эмоции в тексте нет.
Экспрессивно-грамматическая
Актуализируется в случае, когда нужно выразить нетипичные синтаксические отношения.
Примеры парцелляции
У русских классиков:
- «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет». Василий Шукшин.
- «Во всем мне хочется дойти. До самой сути. В работе, в поисках пути. В сердечной смуте». Борис Пастернак.
- «Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа». Александр Солженицын.
Часто этот прием используют современные авторы. Например, Евгений Гришковец:
«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».
Для русского языка такой «рваный» вариант более характерен, ведь у нас нет ограничения в порядке слов.
Однако применяют прием и в зарубежной литературе:
- «Все лето вы можете слышать его. Во дворе. В саду. В лесу». Трумен Капоте.
- «Я предупреждаю тебя сейчас. В последний раз». Джером Сэлинджер.
Итак, мы изучили, что такое парцелляция, рассмотрели примеры. Не лишним будет прочувствовать конструкцию в устном выражении.
К примеру, в этом видео Анатолий Белый читает стихи Пастернака так, что этот прием ярко демонстрируется:
Несмотря на тенденцию к сокращению времени на произношение слов, даже в повседневном общении мы стараемся делать более-менее развёрнутые высказывания. Редко можно услышать что-то подобное:
«Я проснулся. Почистил зубы. Заварил кофе. Пошёл. На работу».
Чаще мы связываем такие отрывистые предложения воедино:
«Я проснулся и почистил зубы, потом заварил кофе и пошёл на работу».
Две этих длинных фразы звучат мягче и благозвучнее, однако это не значит, что первый вариант недопустим. Более того, такие краткие резкие предложения, следующие друг за другом, широко применяются в литературе. Этот приём называется парцелляция. Рассмотрим подробнее, что это такое и для чего применяется.
Термин «парцелляция» восходит к латинскому слову «particula», что означает «частица». Под ним в литературоведении понимают стилистический приём членения одной синтаксической конструкции на несколько отдельных отрезков. Каждая единица оформляется как самостоятельное предложение и в речи выражается соответственно с помощью пауз.
В структуре парцеллированной конструкции исследователи выделяют такие компоненты, как базовая часть (основа) и парцеллят. К последнему относят образованные в результате деления сложного предложения элементы. Их может быть несколько, и они грамматически и по смыслу связаны с основной частью, хотя и имеют свои особенности.
Российский лингвист А. П. Сковородников, исследуя это явление, выделял следующие функции:
- Изобразительная. Она применяется для создания эффекта замедления действия, акцентирования внимания на отдельных деталях, усиления контраста между ними, создания пауз и выделения важных образов.
- Эмоционально-выразительная. С её помощью передаются оттенки переживаний лирических героев.
- Характерологическая. Эта функция реализуется при имитации внутреннего монолога персонажа, подражании отрывистой разговорной речи, изображении неуверенного поведения героя и т. д.
- Экспрессивно-грамматическая, выражающаяся в изменении синтаксических отношений между составными частями предложения.
Парцелляция на письме может оформляться с помощью точек, запятых, тире и других знаков препинания.
Думается, что чаще парцелляцию можно встретить в прозаическом произведении. Структура такого текста больше располагает для формирования парцеллированных конструкций, поскольку не ограничена продолжительностью стиха или размером. Привёдем несколько примеров.
– Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек.
«Ноль-ноль целых», В. М. Шукшин.
В этом отрывке с помощью парцелляции выражается решительность персонажа.
Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.
«Генерал Малафейкин», В. М. Шукшин.
«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».
«Рубашка», Е. В. Гришковец.
Здесь посредством парцелляции проиллюстрировано трепетное отношение лирического героя к любимой вещи. То же самое можно сказать и о следующем отрывке.
Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.
«Лолита», В. В. Набоков.
Пожалуй, самым известным примером парцелляции в поэзии является стихотворение А. А. Блока:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.Умрёшь – начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Здесь благодаря этому приёму внимание читателя по очереди выхватывает из общей картины отдельные образы. Кроме того, с помощью парцелляции создаётся впечатление замедления времени.
Вот ещё несколько примеров употребления парцелляции в стихотворной речи:
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.«Во всём мне хочется дойти…», Б. Л. Пастернак.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», О. Э. Мандельштам.
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!
Все отвергал: законы! совесть! веру!«Горе от ума», А. С. Грибоедов.
Здесь парцелляция призвана передать нервное напряжение, возбуждённое состояние персонажа.
Как видим, парцелляция – многофункциональный приём, который помогает не только усиливать эмоциональность и выразительность речи, но и придавать характерам персонажей особые черты, перемещать внимание читателя к важным образам, замедлять или, наоборот, ускорять, ход времени в произведении.
Я уже как-то писала о средствах передачи эмоций в тексте. Эта тема мне кажется увлекательной и полезной, особенно для начинающих авторов, поэтому я решила её продолжить. Сегодня хочу остановиться на одном интересном и не очень известном стилистическом приёме. Это парцелляция — способ построения предложения, точнее, даже организации текста.
Что такое парцелляция
Представьте, что человек вам рассказывает о чём-то… Не торопится. Часто останавливается. Задумывается. А может, эмоциональное состояние у него такое. Грустное. Тоскливое даже. И не идут слова. Совсем. Никак. Словно по капле из себя выдавливает.
Вот это и есть парцелляция, я её сейчас вам продемонстрировала. Это стилистическая конструкция или стилистическая фигура, которая выражается в расчленении единого тела предложения на отдельные части. Между этими частями ставится знак конца предложения, чаще всего точка, но может быть и знак вопроса, восклицательный, многоточие и иногда даже тире, хоть оно не является знаком конца предложения (это для любителей докапываться до мелочей).
Структура парцелляции
Особенность такой конструкции в том, что отдельные части не считаются самостоятельными и не воспринимаются по отдельности, хоть и формально являются самостоятельными предложениями. Но за исключением одной из частей.
Слово «парцелляция» в основе имеет французское «parcellе» – частица. Но части этой конструкции неравнозначны. Одна из них главная или базовая, она содержит основную мысль предложения, и нередко в большей степени похожа на полноценное предложение.
«Сейчас я пойду пить чай. С конфетами. И с печеньками. И с коньяком. И можно даже без чая».
Основная часть или база здесь: «Сейчас я пойду пить чай», а остальные части – связанные с ней парцелляты. Теоретически их может быть сколько угодно. Но на деле их количество определяется целями автора и ритмом самого текста. Вот еще один пример: «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет». (В. Шукшин).
Парцелляция встречается не только в прозе, но и в стихах.
«…Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведём
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою».
(Вера Инбер)
Для чего нужна парцелляция
Если коротко – для выразительности. А выражать этот стилистический приём может разное.
Парцелляция привлекает внимание, заставляет глаз, а вместе с ним и сознание, плавно скользящее по тексту, споткнуться, остановиться, испытать некоторое недоумение. И человек серьезнее, вдумчивее вчитывается в строки.
Парцелляция – это одно из немногих выразительных средств, способное передать интонацию в письменной речи. Делается это за счет особого ритма. Может возникнуть впечатление, что человек словно смакует действие или событие, каждый его момент, каждую деталь, как в примере с чаем. Или это может быть и другая интонация. Например: «Как мне надоели тролли! Тролли. Мне. Надоели! Уйду от вас. Совсем». Чувствуете настроение?
Ещё одна функция этого приёма – передача ощущения времени. В парцелляции его течение как бы замедляется, оно разрывается на отдельные промежутки. Поэтому такую стилистическую конструкцию часто используют в описании драки, когда за небольшой отрезок времени происходит сразу несколько событий, и герою просто некогда «растекаться мыслью». «Удар. Блок. Сколько продержусь? Ухожу в сторону. Чёрт, не удалось увернуться! Кровь течёт по лицу. Наплевать. Не смертельно. Ещё удар. Вот он и открылся! Попал! Клинок ударил в незащищенное горло. Снова кровь на лице. Уже чужая. Неужели всё?»
Нередко используется парцелляция в диалогах, когда нужно передать особенности речи или эмоционального состояния персонажа. Например, так может говорить задыхающийся от волнения или быстрого бега человек.
Парцелляция – стилистическая фигура, специальный приём. Однако бывает, что точка в середине предложения появляется случайно. Не дожал автор shift, и вместо запятой выскочила точка. А при проверке это ускользнуло от внимания. Тогда это никакая не парцелляция, а опечатка, и её нужно исправлять.
На этом, уважаемые мои читатели, я заканчиваю. Всем удачи, вдохновения и добра. А кого интересует статья о других средства передачи эмоций в тексте, то можете её прочитать здесь.
Что такое парцелляция в русском языке
Парцелляция (от итал. parcella — частица, от лат. particula) – стилистическая фигура. В литературный язык художественный прием пришел из разговорной речи.
Парцелляция – способ речевого представления предложения несколькими самостоятельными синтаксическими единицами.
Если кратко, это намеренное разделение предложения на несколько смысловых частей:
«А я осталась в пустом доме. Одна».
При правильном построении предложения мы бы сказали:
«Я одна осталась в пустом доме».
В устной речи парцелляция осуществляется посредством интонации. В письменной — выделяется знаками препинания.
В разговоре мы, не задумываясь, используем парцелляцию:
«Приду поздно. Часиков в десять»;
«Купи хлеб. И тортик не забудь».
Строение парцелляции
Это присоединительная синтаксическая конструкция. Присоединяться может как отдельное слово, словосочетание, так и предложение.
Основная мысль выражена в базовой части предложения – теме. Парцелляты – выделенные смысловые отрезки предложения. Они акцентируют внимание на еще не известной информации, т. е. тесно связаны с понятием ремы (тема – данное; рема – новое в предложении).
Выделяться в смысловые отрезки могут разные члены предложения:
Подлежащее и сказуемое:
-
«У меня тут и садик, и огород. И гараж» (П. Нилин).
-
«Ждать! Это было не в его правилах» (В. Катаев).
Определения:
«Мне очень не хватает Гайдара. Большого, доброго, талантливого человека» (К. Г. Паустовский).
Дополнения:
«Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе» (В. Конецкий).
Обстоятельства:
«Пистолет лежал в траве. Рядом с пустыми бутылками» (С. Довлатов).
Парцеллированной может быть придаточная часть предложения:
«Доберетесь до сторожки лесника быстро. Если пойдете через болото напрямик».
Отделять парцелляты от основной части предложения могут разные знаки препинания:
Точка:
«Во всем должны быть смысл, логика. Чувство меры, наконец».
Запятая:
«Это мне показалось странным, и недаром».
Точка с запятой:
«Иду к дому; к самому теплому в моей жизни месту».
Вопросительный или восклицательный знаки:
«Ты что? В своем уме? Отвечай!».
Тире:
«Сложно объяснить, как появляются привычки – и неожиданные притом».
Многоточие:
«Оказывается, я был не одинок… Любили и других» (Ю. Котлярский).
Части предложения, которые несут особую смысловую нагрузку, могут быть выделены новой строкой:
«Мы жили рядом и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (А. Солженицын);
Бывают однотипными и многотипными:
Чаще обособлены параллельные конструкции однотипные:
«Язык меняется. Освежается. Обогащается».
В таком случае часто используется градация – усиление признака по нарастающему или нисходящему значению:
«Кругом счастливые лица, все улыбаются. Слышен смех. Какие-то слова. Где-то хохочут».
и могут быть разнотипными:
«К нам приехали гости. Надолго. С детьми и собакой. Повидаться и подготовиться к учебному году».
Зачем применяется парцелляция
Синтаксический прием письменного языка для выражения экспрессии имеет большое значение в художественной литературе и публицистике.
Парцелляция – одно из средств выразительности. Как троп, широко применяется в литературной речи.
Выполняет такие стилистические задачи:
-
Характерологическая функция: для передачи внутреннего состояния героя (характеристика героя).
-
Экспрессивная функция: придает эмоциональность и выразительность.
-
Выделительная функция: выделяет, усиливает в предложении главное, замедляет нашу речь.
Примеры парцелляции в художественной литературе
В истории литературы находим парцеллированные конструкции достаточно часто.
У А. С.Грибоедова в «Горе от ума» читаем:
«Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!».
У А. С. Пушкина в «Медном всаднике»:
«Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! Все гибнет! Кров и пища!
Где будет взять?».
Особую популярность приобретает этот стилистический прием в Серебряном веке.
Марина Цветаева писала:
«Не люблю, когда слова – льются. Рвутся – да».
В современной литературе и публицистике это распространенное средство выразительности:
«У нас на корабле был Коля И. Кореец. Фамилия И. Он был тихий, маленький, забитый и грязный. По-русски говорил плохо…. И узбекам он был не свой, и русским — не земляк. Бедолага» (Е. Гришковец).
Расчлененные предложения широко используются в стихотворной речи. Например:
«Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю.
Ни к кораблю» (М. Цветаева).
Парцелляты позволяют кратко, но емко и эмоционально выражать поэтическую мысль.
Современное состояние теории парцелляции
Теория присоединительных конструкций появилась в истории в начале прошлого столетия, а закончила свое формирование к 50-м годам.
Теория несет свои функции:
-
исследование присоединительных конструкций как феномена синтаксиса;
-
исследование функций расчлененных конструкций и их классификации;
-
исследование роли парцеллятов в тексте как средства выразительности языка.