Как найти пару к взаимно обратным числам

Дадим определение и приведем примеры взаимно обратных чисел. Рассмотрим, как находить число, обратное натуральному числу и обратное обыкновенной дроби. Помимо этого, запишем и докажем неравенство, отражающее свойство суммы взаимно обратных чисел.

Взаимно обратные числа. Определение

Определение. Взаимно обратные числа

Взаимно обратные числа – такие числа, произведение которых дает единицу.

Если a·b=1, то можно сказать, что число a обратно числу b, так же как и число b обратно числу a.

Самый простой пример взаимно обратных чисел – две единицы. Действительно, 1·1=1, поэтому a=1 и b=1 – взаимно обратные числа. Другой пример – числа 3 и 13, -23 и -32,  613 и 136, log317 и log173. Произведение любой пары указанных выше чисел равно единице. Если это условие не выполняется, как например у чисел 2 и 23, то числа не являются взаимно обратными.

Определение взаимно обратных чисел справедливо для любый чисел – натуральных, целых, действительных и комплексных.

Как найти число, обратное данному

Рассмотрим общий случай. Если исходное число равно a, то обратное ему число запишется в виде 1a, или a-1. Действительно, a·1a=a·a-1=1.

Для натуральных чисел и обыкновенных дробей найти обратное число довольно просто. Можно сказать, даже очевидно. В случае нахождения числа, обратного иррациональному или комплексному числу, придется произвести ряд вычислений.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся на практике случаи нахождения обратного числа.

Число, обратное обыкновенной дроби

Очевидно, что число, обратное обыкновенной дроби ab – это дробь ba. Итак, чтобы найти обратное дроби число, дробь нужно просто перевернуть. То есть, поменять числитель и знаменатель местами.

Согласно этому правилу, записать обратное любой обыкновенной дроби число можно практически сразу. Так, для дроби 2857 обратным числом будет дробь 5728, а для дроби 789256 – число  256789.

Число, обратное натуральному числу

Найти число, обратное любому натуральному числу, можно так же, как и число, обратное дроби. Достаточно представить натуральное число a в виде обыкновенной дроби a1. Тогда обратным ему числом будет число 1a. Для натурального числа 3 обратным ему числом будет дробь 13, для числа 666 обратное число равно 1666, и так далее.

Отдельное внимание стоит уделить единице, так как это единственное число, обратное число для которого равно ему самому.

Других пар взаимно обратных чисел, где обе составляющие равны, не существует. 

Число, обратное смешанному числу

Смешанное число имеем вид abc. Чтобы найти обратное ему число, необходимо смешанное число представить в сиде неправильной дроби, и уже для полученной дроби подобрать обратное число.

Например, найдем обратное число для 725. Сначала представим 725 в виде неправильной дроби: 725=7·5+25=375.

Для неправильной дроби 375 обратным числом будет дробь 537.

Число, обратное десятичной дроби

Десятичная дробь также можно представить в виде обыкновенной дроби. Нахождение обратного десятичной дроби числа сводится к представлению десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и нахождению обратного числа для нее. 

Например, есть дробь 5,128. Найдем обратное ей число. Сначала переводим десятичную дробь в обыкновенную: 5,128=51281000=532250=516125=641125. Для полученной дроби обратным числом будет дробь 125641.

Рассмотрим еще один пример.

Пример. Нахождение числа, обратного десятичной дроби

Найдем обратное число для периодической десятичной дроби 2,(18). 

Переводим десятичную дробь в обыкновенную:

2,18=2+18·10-2+18·10-4+…=2+18·10-21-10-2=2+1899=2+211=2411

После перевода можем легко записать обратное число для дроби 2411. Этим числом, очевидно, будет 1124.

Для бесконечной и непериодической десятичной дроби обратное число записывается в виде дроби и единицей в числителе и самой дробью в знаменателе. Например, для бесконечной дроби 3,6025635789… обратное число будет иметь вид 13,6025635789….

Аналогично и для иррациональных чисел, отвечающим непериодическим бесконечным дробям, обратные числа записываются в виде дробных выражений.

К примеру, обратным числом для π+3380 будет 80π+33, а для числа 8+е2+е обратным числом будет дробь 18+е2+е.

Взаимно обратные числа с корнями

Если вид двух чисел отличен от a и 1a, то не всегда можно легко определить, являются ли числа взаимно обратными. Это особенно актуально для чисел, которые имеют в своей записи знак корня, так как от корня обычно принято избавляться в знаменателе. 

Обратимся к практике.

Пример. Взаимно обратные числа с корнями

Ответим на вопрос: являются ли взаимно обратными числа 4-23 и 1+32.

Чтобы узнать, являются ли числа взаимно обратными, вычислим их произведение.

4-23·1+32=4-23+23-3=1

Произведение равно единице, значит, числа взаимно обратны.

Рассмотрим еще один пример.

Пример. Взаимно обратные числа с корнями

Запишите число, обратное числу 53+1.

Сразу можно записать, что обратное число равно дроби 153+1. Однако, как мы уже говорили, принято избавляться от корня в знаменателе. Чтобы сделать это умножим числитель и знаменатель на 253-53+1. Получим:

153+1=253-53+153+1·253-53+1=253-53+1533+13=253-53+16

Взаимно обратные числа со степенями

Допустим, есть число, равное какой-то степени числа a. Другими словами, число a, возведенное в степень n. Обратным числу an будет число  a-n. Проверим это. Действительно: an·a-n=an1·1an=1.

Пример. Взаимно обратные числа со степенями

Найдем обратное число для 5-3+4.

Согласно написанному выше, искомое число равно 5–3+4=53-4

Взаимно обратные числа с логарифмами

Для логарифма числа a по основанию b обратным является число, равное логарифму числа b по основанию a. 

logab и logba – взаимно обратные числа.

Проверим это. Из свойств логарифма следует, что logab=1logba, значит logab·logba.

Пример. Взаимно обратные числа с логарифмами

Найти число, обратное log35-23.

Числом, обратным логарифму числа 3 по основанию 35-2 будет логарифм числа 35-2 по основанию 3.

Число, обратное комплексному числу

Как уже отмечалось ранее, определение взаимно обратных чисел справедливо не только для действительных чисел, но и для комплексных. 

Обычно комплексные числа представляют в алгебраическом виде z=x+iy. Числом, обратным данному, будет дробь 

1x+iy.  Для удобства можно сократить это выражение, умножив числитель и знаменатель на x-iy.

Пример. Число, обратное комплексному числу

Пусть есть комплексное число z=4+i. Найдем число, обратное ему.

Число, обратное z=4+i, будет равно 14+i.

Умножим числитель и знаменатель на 4-i и получим:

14+i=4-i4+i4-i=4-i42-i2=4-i16-(-1)=4-i17.

Помимо алгебраической формы, комплексное число может быть представлено в тригонометрической или показательной форме следующим образом:

z=r·cosφ+i·sinφ

z=r·ei·φ

Соответственно, обратное число будет иметь вид:

1rcos(-φ)+i·sin(-φ)

или

1rei(-φ)

Убедимся в этом:

r·cosφ+i·sinφ·1rcos(-φ)+i·sin(-φ)=rrcos2φ+sin2φ=1r·ei·φ·1rei·(-φ)=rre0=1

Рассмотрим примеры с представлением комплексных чисел в тригонометрической и показательной форме.

Пример. Найти число, обратное комплексному числу

Найдем число, обратное для 23cosπ6+i·sinπ6.

Учитывая, что r=23, φ=π6, запишем обратное число

32cos-π6+i·sin-π6

Пример. Найти число, обратное комплексному числу

Какое число будет обратным для 2·ei·-2π5.

Ответ: 12·ei2π5

Сумма взаимно обратных чисел. Неравенство

Существует теорема о сумме двух взаимно обратных чисел.

Сумма взаимно обратных чисел

Сумма двух положительных и взаимно обратных чисел всегда больше или равна 2.

Приведем доказательство теоремы. Как известно, для любых положительных чисел a и b среднее арифметическое больше или равно среднему геометрическому. Это можно записать в виде неравенства:

a+b2≥a·b

Если вместо числа b взять число, обратное a, неравенство примет вид:

a+1a2≥a·1aa+1a≥2

Что и требовалось доказать.

Приведем практический пример, иллюстрирующий данное свойство.

Пример. Найти сумму взаимно обратных чисел

Вычислим сумму чисел 23 и обратного ему числу.

23+32=4+96=136=216

Как и говорит теорема, полученное число больше двух.

Представим
себе такую историю…


Саша, чем ты занимаешься? – спросил у друга Паша.


Решаю анаграммы, – ответил Саша. – Смотри, как много я решил. А вот на этой
застрял… – загрустил Саша.


Давай попробуем вместе, – предложил Паша. – Здесь написано, что так называют
числа, произведение которых равно единице. Что-то не припомню я таких чисел, – задумался
Паша. – Ну, не беда. Попробуем сложить из этих букв слова. Смотри: из букв
первого слова можно составить слово «взаимно».


Точно! – обрадовался Саша. – А из последнего – слово «числа».


Осталось расшифровать второе слово, – продолжил Паша.


Я попробую, – загорелся Саша. – Батон… Бетон… Набор… Тенор… – стал перечислять он.
– Но что-то всё не то получается!


Мне кажется, я понял, – сказал Паша. – Это слово «обратные».


Точно! – обрадовался Саша. – Тогда получается, что здесь зашифрована фраза «взаимно
обратные числа»
? – удивился он. – Что это за числа такие?


В условии у тебя написано, что так называют числа, произведение которых равно
единице, – сказал Паша.


И какие же это числа надо так умножить, чтобы получить единицу? – недоумевал
Саша.


Не знаю, – задумался Паша, – но точно знаю, кто нам сможет объяснить.


Ребята, прежде чем я расскажу вам о взаимно обратных числах, давайте немного
разомнёмся и выполним устные задания, – предложил Мудряш.


Давайте сверимся! – сказал Мудряш. — Посмотрите, что у вас должно было
получиться!


Ну а теперь вернёмся к вашему вопросу, – начал Мудряш. – Давайте рассмотрим
дробь .
Если её «перевернуть», то есть поменять местами числитель и знаменатель, то
получим дробь .
Полученную дробь называют обратной к дроби .
Понятно, что если из данных двух дробей первая обратна ко второй, то вторая
обратна к первой. То есть и дробь  обратна
к дроби .
Поэтому про такие дроби можно говорить, что это дроби, обратные друг к
другу
.


Может, вы сможете привести примеры обратных друг к другу дробей? – спросил у
ребят Мудряш.


Дроби  и
,
 и
,
– начал Саша.


Дроби  и
,
 и
,
– продолжил Паша.


Молодцы! – похвалил ребят Мудряш. – А теперь давайте попробуем перемножить наши
обратные друг к другу дроби и посмотрим, что же получится.


 умножим
на ,
– начал Паша. – Запишем произведение числителей и знаменателей этих дробей.
Сократим числитель и знаменатель на 3, затем на 5. Получим дробь ,
или 1.


Перейдём к следующей паре дробей  и
,
– продолжил Саша. – Запишем произведение числителей и знаменателей этих дробей.
Сократим сначала на 4, потом – на 7. Тоже получим дробь ,
или 1.


Найдём произведение дробей  и
,
– сказал Паша. – Запишем произведение числителей и знаменателей. Сократим
числитель и знаменатель на 10, затем на 11. Снова получим дробь ,
или 1.


Перейдём к следующему произведению  и
,
– сказал Саша. — Запишем произведение числителей и знаменателей этих дробей.
Сократим сначала на 4, потом на 5. И опять получим дробь ,
или 1.


Осталось вычислить произведение дробей  и
,
– сказал Паша. –  —
это же просто 100. Значит, умножим дробь  на
100. Затем сократим. И снова получим дробь ,
или 1.


Всё правильно посчитали, – сказал Мудряш. – Какой вывод можно сделать?


Произведение дробей, обратных друг к другу, равно единице, – сказали
мальчишки.


Молодцы! – похвалил ребят Мудряш. – Запомните! Два числа,
произведение которых равно единице, называют
взаимно обратными.


Получается, что обратные друг к другу дроби являются взаимно обратными числами?
– решили уточнить мальчишки.


Верно, – ответил Мудряш. – Числа  и
 –
взаимно обратные, так как их произведение равно 1.  и
 —
тоже взаимно обратные числа.  и
 –
взаимно обратные числа.  и
 –
взаимно обратные числа.  и
 –
взаимно обратные числа.


А теперь проверьте, будут ли взаимно обратными числами следующие пары чисел, –
предложил Мудряш.


 и
 –
взаимно обратные числа, – начал Паша. – Если мы запишем данные десятичные дроби
в виде обыкновенных, то убедимся, что их произведение .


Следующая пара чисел —  и
,
– продолжил Саша, – тоже взаимно обратные числа. Второе число смешанное, если
его записать в виде неправильной дроби, то увидим, что произведение .


 и
 –
взаимно обратные числа, – сказал Паша. – Десятичную дробь  представим
в виде обыкновенной дроби .
Можем сократить числитель и знаменатель дробной части на 2. Получим смешанное
число .
Затем запишем это число в виде неправильной дроби .
Найдём произведение дробей. Видим: произведение этих чисел также равно 1.


Всё верно! – согласился Мудряш. – Запомните! Числом, обратным
единице, является само число один. А вот для числа ноль обратного числа не
существует.
Обратным числу  является
число .
Действительно, ведь .


А какое число будет обратно натуральному числу, например 5? – спросили ребята.


Поскольку любое натуральное число эн можно представить в виде дроби ,
то можно сделать следующий вывод. Если  –
натуральное число, то обратным ему является число .


Это значит, что числу 5 обратным будет число ?
– уточнили мальчишки.


Правильно! – согласился Мудряш. – А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы
всё поняли, и решим несколько заданий.

Задание
первое:
найдите число, обратное к числу: а) ;     
б) ;      
в) ;       
г) .

Решение: запишем
число 0,5 в виде обыкновенной дроби .
Сократим числитель и знаменатель этой дроби на 5. Получим дробь .
Тогда искомое число ,
или просто 2.

1,7
равна смешанному числу .
В свою очередь, смешанное число  равна
неправильной дроби .
Тогда искомое число — .

Следующее
число — .
Искомым будет число .

И
последнее число — .
Запишем его в виде неправильной дроби .
Тогда обратным числу  является
число .

Следующее
задание:
будут ли взаимно обратными числа: а)  и
;     
б)  и
;      
в)  и
;       
г)  и
?

Решение: чтобы
ответить на вопрос, будут ли числа являться взаимно обратными, нужно убедиться,
что их произведение равно 1. Первая пара чисел 0,4 и 2,5. Найдём их произведение.
Оно равно 1. Следовательно, числа 0,4 и 2,5 – взаимно обратные.

Следующая
пара чисел — 0,2 и 2. Сразу видим, что эти числа не будут являться взаимно обратными,
так как их произведение не равно 1.

Перейдём
к следующей паре чисел. Смешанное число  запишем
в виде неправильной дроби .
Десятичную дробь 0,9 представим в виде обыкновенной дроби .
Найдём произведение дробей. Получим дробь .
Видим: произведение не равно 1, значит, числа  и
0,9 не являются взаимно обратными числами.

И
рассмотрим последнюю пару чисел. Десятичную дробь 1,234 запишем смешанным
числом .
Можем сократить дробную часть на 2. Получим смешанное число .
Затем представим это число в виде неправильной дроби .
Найдём произведение дробей  и
.
Видим: произведение этих дробей равно 1, следовательно, числа 1,234 и  являются
взаимно обратными числами.

Определение

Обратными (или взаимно-обратными) называют пару чисел, которые при перемножении дают 1. В самом общем виде обратными являются числа:

Как найти обратное число?

Для нахождения обратного числа, нужно единицу поделить на это число. В случае обыкновенной дроби просто поменять числитель и знаменатель местами.

Обратное число обыкновенной дроби

Когда ищем обратное число для обыкновенной дроби, то делить ее на 1 не очень удобно, так как запись получается громоздкой. В этом случае гораздо проще поступать иначе: дробь просто переворачиваем, меняя местами числитель и знаменатель. Если дана правильная дробь, то после переворачивания получается дробь неправильная, то есть такая, из которой можно выделить целую часть. Делать это или нет, решать нужно в каждом конкретном случае особо. Так, если с полученной перевернутой дробью далее придется совершать какие-то действия (к примеру, умножение или деление), то выделять целую часть не стоит. Если же полученная дробь – это конечный результат, то, возможно, выделение целой части и желательно.

Обратное число десятичной дроби

Если требуется найти обратное число к десятичной дроби, то следует воспользоваться первым правилом (деление 1 на число). В этой ситуации можно действовать одним из двух способов. Первый – просто разделить 1 на это число в столбик. Второй – сформировать дробь из 1 в числителе и десятичной дроби в знаменателе, а затем домножить числитель и знаменатель на 10, 100 или другое число, состоящее из 1 и такого количества нулей, которое необходимо, чтобы избавиться от десятичной запятой в знаменателе. В результате будет получена обыкновенная дробь, которая и является результатом. При необходимости ее может понадобиться сократить, выделить из нее целую часть или перевести в десятичный вид.

Как найти обратное число?

Принцип проверки основан на определении обратных чисел. То есть для того, чтобы убедиться, что числа являются обратными друг другу, нужно перемножить их. Если в результате будет получена единица, значит, числа – взаимно обратные.

Свойства обратных чисел

Свойство №1

Обратное число существует для любого числа, кроме 0.

Ограничение связано с тем, что нельзя делить на 0, а при определении обратного числа для нуля его как раз придется переместить в знаменатель, то есть фактически делить на него.

Свойство №2

Сумма пары взаимно-обратных чисел всегда не меньше, чем 2. Математически это свойство можно выразить неравенством:

Свойство №3

Умножение числа на два взаимно-обратных числа равносильно умножению на единицу. Математически:

Свойство №4

Взаимно-обратными могут быть числовые выражения.

Свойство №5

Для числа, представленного в виде степени с показателем х, обратным будет число в виде степени с показателем –х. Обоснование:

 

Это свойство означает, что и для всякой степени тоже может быть подобрано обратное число.

Даниил Романович | Просмотров: 3.6k

В этом уроке мы узнаем, какие числа называются взаимно обратными, как найти число, обратное данному, а также разберем все эти случаи для смешанных чисел.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Введем определение: взаимно обратными числами называются такие два числа, произведение которых равняется единице.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

То есть, если имеются две обыкновенных дроби, каждую из которых нельзя сократить, то необходимо ответить на вопрос: являются ли они взаимно обратными? Для этого достаточно проверить два равенства:

  1. числитель первой дроби равняется знаменателю второй
  2. числитель второй дроби равняется знаменателю первой

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Можно не запоминать что с чем сравнивать. Если начнем записывать выражение для произведения, то заметим, что в случае взаимно обратных чисел числители и знаменатели сократятся, и результатом будет единица.

Перед сравнением важно, чтобы дроби уже были сокращены!

Допустим, имеются две дроби: (mathbf{frac{2}{3}}) и (mathbf{frac{6}{4}})

Если к ним просто применить признак и сравнить по отдельности числитель первой дроби с знаменателем второй и наоборот, то мы заменим, что равенства не выполняются. Но, если их перемножить, мы заметим, что произведение равняется 1, следовательно, они являются взаимно обратными. 

Итак, имеются два способа проверить, являются ли числа взаимно обратными.

  1. по определению: перемножить два числа и проверить, является ли их произведение единицей
  2. по признаку: сократить оба числа, проверить равенство числителя первой дроби и знаменателя второй, а также равенство знаменателя первой дроби и числителя второй

Пример 1

Являются ли числа (mathbf{frac{2}{5}}) и (mathbf{frac{3}{2}}) взаимно обратными?

Воспользуемся вторым способом. Как можно заметить, дроби уже сокращены.

Сравним числитель первой дроби – 2 и знаменатель второй дроби – 2. Как видим, они равны, идем дальше.

Сравниваем числитель второй дроби – 3 со знаменателем первой дроби – 5. 3 не равно 5, значит, числа (mathbf{frac{2}{5}}) и (mathbf{frac{3}{2}}) не являются взаимно обратными.

Ответ: не являются.

Пример 2 

Являются ли числа (mathbf{frac{2}{5}}) и (mathbf{frac{5}{2}})  взаимно обратными?

Воспользуемся первым способом.

Перемножим (mathbf{frac{2}{5}}) и (mathbf{frac{5}{2}}).

В процессе умножения все множители в числителе и знаменателе сократились и результатом произведения оказалась единица.

Значит (mathbf{frac{2}{5}}) и (mathbf{frac{5}{2}}) являются взаимно обратными.

Ответ: являются.

Рассмотрим еще один момент.

Допустим, нас просят проверить, являются ли взаимно обратными два числа, одно из которых является обыкновенной дробью, а второе натуральным числом.

В таком случае нам достаточно представить натуральное число в виде дроби, у которой числитель будет равняться данному натуральному числу, а знаменатель единице.

Дальше можно действовать одним из двух разобранных способов.

Пример 3

Являются ли числа (mathbf{frac{2}{126}}) и 63 взаимно обратными?

Представим 63 как обыкновенную дробь.

Получится (mathbf{frac{63}{1}})

Далее воспользуемся вторым способом.

Сократим первую дробь (mathbf{frac{2}{126}=frac{2cdot1}{2cdot63}=frac{1}{63}})

Теперь сравним числитель первой дроби со знаменателем второй: единица равна единице.

Сравним знаменатель первой дроби с числителем второй: 63 равно 63

Делаем вывод, что числа (mathbf{frac{2}{126}}) и 63 являются взаимно обратными.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Сначала посмотрим на вопрос со строгой математической точки зрения, а потом сформулируем простое бытовое правило.

Задание:

Дано число а, найдите число, обратное ему.

Решение:

Необходимо найти такое число b, чтобы произведение а и равнялось единице.

Значит нам нужно решить уравнение:

(mathbf{acdot b=1})

В нем известно число a, а неизвестным будет b

Как мы знаем, в таких случаях (mathbf{b=1div a})

Необходимо единицу поделить на число a.

Соответственно, если число а – натуральное, то ответом будет дробь, в которой знаменатель равняется данному числу, а числитель- единица.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Пример:

Найдите число, обратное 5:

(mathbf{5cdot b=1})

(mathbf{b=1div5})

(mathbf{b=frac{1}{5}})

Ответ: число, обратное 5-ти- (mathbf{frac{1}{5}}).

В случае же когда а – дробь, необходимо будет единцу поделить на эту дробь. В результате получится дробь, в которой в числителе будет стоять знаменатель исходной дроби, и наоборот, в знаменателе результата будет стоять числитель исходной дроби.

Пример:

Найдите число, обратное (mathbf{frac{4}{7}}):

(mathbf{frac{4}{7}cdot b=1})

(mathbf{b=1divfrac{4}{7}})

(mathbf{b=frac{7}{4}})

Ну, и для красоты ответа выделим целую часть.

(mathbf{b=1frac{3}{4}})

Ответ: число, обратно (mathbf{frac{4}{7}})- это (mathbf{1frac{3}{4}}).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Как проверить, являются ли два числа взаимно обратными, если одно из них смешанное?

Все довольно просто: достаточно перевести смешанное число в формат неправильной дроби и воспользоваться методами, рассмотренными ранее.

Задание:

Взаимно обратны ли числа (mathbf{2frac{2}{3}}) и (mathbf{frac{3}{8}})?

Решение:

Для начала переведем смешанное число в вид неправильной дроби.

(mathbf{2frac{2}{3}=frac{2cdot3+2}{3}=frac{8}{3}})

Дальше выбираем один из алгоритмов проверки взаимной обратности.

Сделаем по первому способу: проверим, равняется ли произведение двух дробей единице.

(mathbf{frac{8}{3}cdotfrac{3}{8}=frac{8cdot3}{3cdot8}=1})

Произведение дробей равняется единице, значит, числа являются взаимно обратными.

Ответ: да, являются.

Заметьте, мы не случайно сказали: «…одно из них смешанное…».

Представим, что у нас имеются два смешанных числа.

У первого есть целая часть, больше или равная единице, и дробная часть, которая может быть сколь угодно малой, но будет больше нуля. Значит, первое число строго больше единицы.

Эти же рассуждения аналогичны и для второго смешанного числа. Значит, и второе число строго больше единицы.

Первое число у нас было больше единицы, значит, после умножения на второе оно не уменьшилось и единицей стать не могло.

Вывод: если мы имеем два смешанных числа, то они никак не могут быть взаимно обратными.

Кстати, аналогичное верно и для правильных дробей: если две дроби меньше единицы, то они тоже не могут быть взаимно обратными числами.

Нахождение обратного числа по данному полностью аналогично этому же процессу для обыкновенных дробей после того момента, как мы преобразуем смешанное число в неправильную дробь. 

Задание:

Найдите число взаимно обратное (mathbf{1frac{2}{5}}):

Решение:

Преобразуем смешанное число в неправильную дробь.

(mathbf{1frac{2}{5}=frac{1cdot5+2}{5}=frac{7}{5}})

В данном случе получилась дробь, значит, обратным к ней числом также будет дробь.

В числителе будет стоять знаменатель дроби, полученной из смешанного числа, а в знаменателе, соответственно, числитель.

Значит, обратным числом будет (mathbf{frac{5}{7}}).

Ответ: число, взаимно обратное к (mathbf{1frac{2}{5}})- это (mathbf{frac{5}{7}}).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Расскажем пару интересных фактов про взаимно обратные числа.

Во-первых, существует число, которое взаимно обратно самому себе.

Для того чтобы вывести это, нужна хоть и не сложная математика, но еще не пройденная.

А пока что мы можем просто проверить.

И в самом деле, (mathbf{1cdot1=1})

Еще одним интересным фактом является то, что сумма любых двух взаимно обратных чисел всегда не меньше 2-х.

Опять же, доказательство уходит в чуть более сложную математику, но всегда можно поэкспериментировать и понять, что это действительно похоже на правду.

Урок математики в 6-м классе по теме “Взаимно обратные
числа”

Цель:

1.   
Ввести понятие взаимно обратных чисел.

2.   
Научиться определять пары взаимно обратных чисел.

3.   
Повторить умножение и сокращение дробей.

4.   
Развивать логическое мышление учащихся.

Тип урока: изучение и первичное
закрепление новых знаний.

Оборудование:

·        
медиапроектор, экран;

·        
сигнальные карточки;

·        
тетради, учебник;

·        
чертежные принадлежности;

Индивидуальное задание: сообщение
о единице.

Ход урока

1. Организационный момент. (3
минуты)

Здравствуйте, ребята, садитесь! Начнем наш урок! Сегодня от вас
потребуется внимание, сосредоточенность и, конечно, дисциплина.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Алексея Николаевича
Крылова – советского кораблестроителя и академика наук.

А на помощь ко мне спешат веселые человечки: Карандаш и
Самоделкин. Они то мне и помогут провести этот урок.

Первое задание от карандаша – разгадать анаграммы.

– Давайте вместе вспомним, что такое анаграмма?

Молодцы! Тема сегодняшнего урока: «Взаимно обратные числа».

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему
урока.

– Ребята, скажите, пожалуйста, чему вы должны сегодня научиться
на уроке?

(Дети называют цель урока.)

Цель нашего урока:

·        
Узнать, какие числа называются взаимно обратными.

·        
Научиться находить пары взаимно обратных чисел.

·        
Повторить правило умножения и сокращения дробей.

·        
Развивать логическое мышление учащихся.

2. Работаем устно. (3
минуты)

Повторим правило умножения дробей.

Задание от Самоделкина (дети читают примеры и выполняют умножение):

– Каким правилом мы пользовались?

Карандаш приготовил задание посложнее:

– Чему равно такое произведение?

Ребята, мы повторили действия умножения и сокращения дробей, без
которых не обойтись при изучении новой темы.

3. Объяснение нового материала [ 4], [ 1], [ 2]. (15
минут)

1. Возьмем дробь 8/17, поставим вместо числителя – знаменатель и
наоборот. Получится дробь 17/8.

Пишем: дробь 17/8 называется обратной к дроби 8/17.

Внимание! Обратной к дроби а/в называется дробь в/а.

– Ребята, как же все-таки получить из данной дроби обратную к
ней?(Дети отвечают.)

2. Задание от Самоделкина:

– Назовите дробь, обратную данной. (Дети
называют.)

Про такие дроби говорят, что они обратные друг к другу!

– Что же тогда можно сказать про дроби 8/17 и 17/8?

Ответ: обратные друг к другу (записываем).

3. Что получится, если перемножить две дроби, обратные друг к
другу?

(Работа со слайдами.

Ребята! Посмотрите и скажите, чему не могут быть равны m и n?

Еще раз повторяю, что произведение любых, обратных друг к другу
дробей равно 1

4. Получается, что единица – волшебное число!

– А что мы знаем о единице?

Интересные суждения о мире чисел дошли до нас через века от
пифагорейской школы, о которых нам расскажет Копанева Надя (небольшое
сообщение).

5. Мы остановились на том, что произведение любых обратных друг
к другу чисел равно 1.

– Как же называются такие числа? (Определение.)

Давайте проверим, являются ли взаимно обратными числами дроби:
1,25 и 0,8.

Можно проверить и другим способом, являются ли числа взаимно
обратными (2 способ).

Давайте, ребята, сделаем вывод:

– Как проверить являются ли числа взаимно обратными? (Дети
отвечают.)

6. Теперь рассмотрим несколько примеров на нахождение взаимно
обратных чисел (рассматриваем два примера).

4. Закрепление. (10
минут)

1. Работа с сигнальными карточками. У вас на столе лежат
сигнальные карточки.

Красная – нет.

Зеленая – да.

(Последний пример 0,2 и 5.)

Молодцы! Умеете определять пары взаимно обратных чисел.

2. Внимание на экран! – работаем устно. – Найдите неизвестное
число (решаем уравнения, последнее 1/3 х =1).

Внимание вопрос: Когда же два числа в произведении дают 1? (Дети
отвечают.)

5. Физкультурная минутка. (2
минуты)

А сейчас отвлекитесь от экрана – немного отдохнем!

1.   
Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза.
Проделайте это 4 раза.

2.   
Голову держим прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз,
посмотрели влево, посмотрели вправо (4 раза).

3.   
Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок
уперся в грудь (2 раза).

5. Продолжаем закрепление нового материала [ 3], [ 4]. (5
минут)

Отдохнули, а теперь закрепление нового материала.

1) Открываем Р.Т. стр 51 №1 коментирование с места. (Слайд
17
)

– Что мы делали, чтобы записать обратные данным числа?

2) Р.Т. стр.50 №2коментируем 1,2,3,4,5, а остальные у доски.

– Что мы делали, чтобы найти обратные числа смешанному числу и
десятичной дроби?

3) Р.Т. стр. 50 №3 – коментирование с места.

4) Р.Т. стр.49 №1.

– Как проверить, является ли пара чисел взаимнообратной?
Сколькими способами? Какой легче?

5) В учебнике № 580 а, б, д, е – устно, в, г – у доски.

6. Логическое задание [ 3]. (1
минута)

Внимание на экран – перед вами группа детей с воспитателем.
Помогите воспитателю определить, у кого из мальчиков рогатка. Если … (читаю
со слайда задание). (
Слайд
18
)

– Ребята, а как вы определили, что это Петя? (Дети
объясняют.)

7. Задание на повторение [ 3]. (3
минуты)

Давайте, ребята, повторим, какие фигуры называются пирамидами. (Слайд
19
)

Мы с вами склеивали модели пирамиды – треугольной и
четырехугольной и вот перед вами в Р.Т. стр.48 №9 две недостроенные пирамиды-
наша задача их достроить и провести видимые и невидимые линии.

Первый шаг – обозначим все вершины пирамиды.

– Какие вершины нам надо соединить, чтобы получилась пирамида?

(Строим.)

8. Итог урока, домашнее задание. (3
минуты)

Наш урок подходит к концу. Скажите, ребята, что нового мы
сегодня на уроке узнали?

1.   
Как получить обратные друг к другу числа?

2.   
Какие числа называются взаимно обратными?

3.   
Как найти обратное число к смешанному числу, к десятичной дроби?

– Выполнили ли мы цель урока?

Откроем дневники, запишем домашнее задание: №591(а),592(а,в), 595(а),
п.16.

А теперь, я прошу разгадать вас этот ребус.

Спасибо за урок! (Слайд
20
)

Литература:

1.   
Математика 5-6: учебник-собеседник. Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О.
Коряков, М.В. Волков, – М.: Просвещение, 1989.

2.   
Математика 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина,
В.И. Жохова. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2006.

3.   
Математика 6 класс: Рабочая тетрадь. В.Н. Рудницкая. – М.:
Мнемозина, 2005.

4.   
Математика: Учебник 6 класс. Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.
Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 1997.

5.   
Путешествие Карандаша и Самоделкина. Ю. Дружков. – М.: Стрекоза
пресс, 2003.

Добавить комментарий