Как найти пары форм слов

Найдите пару – форму слова : 1) красива – краса 2) красный – красные 3) дом – домище.

На этой странице находится вопрос Найдите пару – форму слова : 1) красива – краса 2) красный – красные 3) дом – домище?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 5 – 9 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Выясним, как отличить однокоренные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от форм одного и того же слова.

Однокоренные слова

В русском языке существуют ряды слов, которые роднит главная морфема — корень.

Вспомним, что такое корень слова.

Определение

Корень — это главная значимая морфема слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Следовательно, однокоренными являются слова с одним и тем же смысловым корнем.

Пример

скорый — скорость, ускорение, скоростной, ускорить, скоро, наскоро, поскорее, вскоре

Их объединяет корень скор-, который содержит общее для всех родственных слов значение «быстрое передвижение«.

Как видим, в ряду однокоренных слов могут быть лексемы, принадлежащие к разным частям речи:

  • скорость, ускорение — существительные;
  • скорый, скоростной — прилагательные;
  • ускорить — глагол;
  • скоро, наскоро, поскорее, вскоре — наречия.

Формы слова

Следует отличать родственные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от грамматических форм одного и того же слова.

Так, у качественного прилагательного «скорый» образуем формы степеней сравнения:

скорый — скорее, более/менее скорый, скорейший, скорее всех, самый скорый

Эти грамматические формы не являются однокоренными словами к ряду родственных слов с корнем скор- (скорость, скоро, скоростной и т.д.), а представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного «скорый».

Как отличить родственные слова от форм слова?

В таблице ниже можно увидеть, в чем заключаются отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова:

Как отличить однокоренные слова от формы одного и того же слова

К существительному «гора» подберем родственные слова:

горный, гористый, гористость, пригорок, горняк, горняцкий

Слово «гора» может менять свою форму, изменяясь по падежам и числам:

  • склон горы
  • направлюсь к горе
  • вижу гору
  • любуюсь горой
  • думаю о горе
  • высокие горы.

Это все грамматические формы одного и того же существительного «гора», у которых меняется только окончание. Их нельзя включать в ряд родственных слов с корнем гор-.

У прилагательных тоже имеются свои грамматические формы, которые не следует вносить в перечень родственных слов. Рассмотрим это на примере слова «яркий»:

Родственные слова с корнем ярк- Формы прилагательного «яркий»
яркий яркая, яркое, яркие
яркость он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
ярко ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У глаголов различаются родственные слова и их формы.

Родственные слова Формы глагола “решить”
решить решу, решишь, решит
решиться решим, решите, решат
решать решивший, решившая, решившее, решившие
Решенный, решенная, решенное, решенные
решаться решив
решение
решительный

Изучением форм слов занимается морфология.

Определение

Морфология — раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.

Изучение частей речи предполагает знакомство с формами существительных, прилагательных, глаголов и особых глагольных форм (причастия и деепричастия), местоимений, числительных и наречий.

Видеоурок «Однокоренные слова и формы слова»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 74

План урока:

Родственные слова

Синонимы и их отличие от родственных слов

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова

Определение корня в слове, его обозначение

Подбор однокоренных слов

Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова

Родственные слова

Прочитай текст. Представь героя, которого описывает автор. Какое слово из скобок ты выберешь для него? Объясни, почему.

1gghfgh

Верно, так как цыпленок только недавно вылупился из яйца, он еще совсем маленький, а значит, к его описанию больше подойдут слова: комочек, ножках, голоском.

Еще раз посмотри на пары слов, которые даны в скобках. О таких словах говорят, что они – родственные. Как думаешь, что это может означать?

Действительно, они похожи друг с другом по значению. Например, ножки – это маленькие ноги и т.д.

Давай порассуждаем: можно ли назвать слова сахар и конфета родственными, ведь они похожи – оба имеют сладкий вкус?

Проверь свою догадку, для этого прочитай важную информацию.

2gdfg

Получается, что сахар и конфета – это не родственные слова, потому что у них нет общей части слова. А вот соль и солить – родственные, потому что имеют общую часть «сол»,а солить – значит «посыпать солью».

Давай потренируемся. Найди среди слов родственные и объясни, как ты это сделал.

Рыбак, грибной, рыба, гриб, рыбка, грибочки, рыбалка, грибок, рыбочка, грибник.

Проверь себя:

3try
Источник

4gdfg

Каждая группа слов имеет общую часть, а объяснить значения каждого из слов можно с помощью родственного (гриб, рыба).

Синонимы и их отличие от родственных слов

Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать про выделенные слова?

5yuii

Все верно, каждая пара слов имеет одинаковое или очень схожее значение:

Иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно – печалится.

Можешь ли ты сказать, что это – родственные слова? Почему?

Правильно, это не родственные слова, потому что они не имеют общей части слов, хоть и похожи по значению.

6jjkhk

Они помогают точно выражать свои мысли и не повторяться, делают речь более красивой.

Один и тот же предмет можно назвать сразу несколькими синонимами. Например:

7hgh

Прочитай слова. Найди среди них пары слов-синонимов. Что они обозначают?

Снег, летчик, скоро, снеговик, клейкий, верный, снежок, быстро, пилот, правильный, Снегурочка, липкий.

Проверь себя.

Летчик – пилот (тот, кто управляет самолетом)

Липкий – клейкий (тот, который все склеивает)

Быстро – скоро (за очень маленький промежуток времени)

Правильный – верный (тот, который соответствует нормам и правилам)

Какие слова остались не распределены? Что ты можешь про них сказать?

Снег, снеговик, снежок, Снегурочка – это однокоренные слова. Все они имеют общую часть снег и их значение связано со снегом.

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова

Посмотри внимательно на рисунок дерева и слова, которые написаны на ветках и корне. Догадайся, почему они так записаны?

8hgfgh

Правильно, все это родственные слова, их общая часть: сад. Именно поэтому она находится на корне дерева – остальные слова словно выросли из этого слова.

Что еще необычного можно здесь заметить?

Верно, одинаковая часть в каждом из слов обозначена дугой.

9hf

В любом слове должен быть корень, давай проверим, что произойдет, если он исчезнет:

10gdfg

Теперь мы убедились в том, что без корня слова не может существовать, и значение всех однокоренных слов без него не определить.

Посмотри на домики и прочитай слова-«родственники», которые хотят в них заселиться. Все ли слова можно заселить? Почему?

11vfdg

Если ты внимательно выполнял задание, то заметил, что слова «нежный» и «морской» нельзя заселить в дома, потому что они не однокоренные. Морской не имеет ничего общего с морозом также, как и нежный с корнем снеж.

Определение корня в слове, его обозначение

А теперь вспомни все, что узнал сегодня, и попробуй найти корни в словах:

солонка, сахарница.

Расскажи, как ты рассуждал.

Если затрудняешься, прочитай памятку «Как найти корень слова»:

12ghjkj

Выбери, какие из родственных слов подойдут к твоим словам «солонка» и «сахарница».

13hfgjh

А теперь проверь, как правильно должно быть выполнено задание.

Солонка – соль, солить, соленый.

Сахарница – сахар, сахарить, сахарный.

Ты хорошо справился с заданием!

14hhjghj

Подбор однокоренных слов

Важно не только уметь выделять корень в словах, но и подбирать родственные слова, придумывать их к другому слову.

Прежде чем ты начнешь тренироваться, обрати внимание на важную мысль:

15hjgj

Посмотри на группы слов. Есть ли среди них родственные? По вопросу подбери еще одно. Есть ли где-то лишние слова?

16gfdg

Проверь себя:

17jhj

Молодец!

А теперь посмотри на картинку с опавшими листьями. Помоги им вернуться на свое дерево, подобрав подходящий корень слова.

18jhjkj

Вот какие группы слов должны были получиться:

Лес – лесок, лесочек, лесной

Ход – поход, ходить, ходячий, выход

Стар – старый, старик, старушка

Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова

Посмотри на два столбика слов. Можно ли оба из них назвать однокоренными словами?

19khl

Однокоренные слова находятся только во втором столбике.

Чтобы убедиться в этом, объясни значение каждого из слов.

А что можно сказать про значения слов в первом столбике?

Верно, это все одно и то же слово: цветок. Но употребляется оно в разных формах.

Еще раз посмотри на рисунок:

20iuyiui

Чтобы отличить однокоренные слова от формы слова, нужно помнить, что формы слова различаются лишь окончанием, а однокоренные слова – еще и своим значением.

Сегодня на уроке ты хорошо поработал и узнал много нового. Все эти знания понадобятся тебе и дальше. Это значит, что нужно хорошо понять и запомнить весь материал.

Содержание

  1. Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова
  2. Как отличить родственные слова от форм слова
  3. Чем отличаются формы одного и того же слова от одно коренных слов?
  4. Ответ или решение 2
  5. Формы слова
  6. Однокоренные слова
  7. Различение разных форм одного слова и однокоренных слов
  8. Ход урока.
  9. Форма слова
  10. Что такое форма слова?
  11. Две разновидности форм слова
  12. Что мы узнали?
  13. Основные разновидности
  14. Особенности формирования
  15. Однокоренные слова
  16. Методы образования
  17. Определение словоформы

Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова

Выясним, как отли­чить одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же сло­ва.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют ряды слов, кото­рые род­нит глав­ная мор­фе­ма — корень.

Вспомним, что такое корень сло­ва.

Корень — это глав­ная зна­чи­мая мор­фе­ма сло­ва, в кото­рой заклю­че­но общее зна­че­ние всех одно­ко­рен­ных слов.

Следовательно, одно­ко­рен­ны­ми явля­ют­ся сло­ва с одним и тем же смыс­ло­вым кор­нем, напри­мер:

ско­рый — ско­рость, уско­ре­ние, ско­рост­ной, уско­рить, ско­ро, наско­ро, поско­рее, вско­ре.

Их объ­еди­ня­ет корень скор-, кото­рый содер­жит общее для всех род­ствен­ных слов зна­че­ние «быст­рое пере­дви­же­ние«.

Как видим, в ряду одно­ко­рен­ных слов могут быть лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи:

Как отличить родственные слова от форм слова

Следует отли­чать род­ствен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от грам­ма­ти­че­ских форм одно­го и того же сло­ва.

Так, у каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» обра­зу­ем фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния:

ско­рый — ско­рее, более/менее ско­рый, ско­рей­ший, ско­рее всех, самый ско­рый.

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми к ряду род­ствен­ных слов с кор­нем скор- (ско­рость, ско­ро, ско­рост­ной и т.д.), а пред­став­ля­ют собой фор­мо­из­ме­не­ние одно­го и того же при­ла­га­тель­но­го «ско­рый».

В таб­ли­це ниже мож­но уви­деть, в чем заклю­ча­ют­ся отли­чия одно­ко­рен­ных слов от форм одно­го и того же сло­ва:

К суще­стви­тель­но­му «гора» под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва:

гор­ный, гори­стый, гори­стость, при­го­рок, гор­няк, гор­няц­кий.

Слово «гора» может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и чис­лам:

Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора», у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор-.

У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои грам­ма­ти­че­ские фор­мы, кото­рые не сле­ду­ет вно­сить в пере­чень род­ствен­ных слов. Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий»:

Родственные сло­ва с кор­нем ярк- Формы при­ла­га­тель­но­го «яркий»
яркий яркая, яркое, яркие
яркость он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
ярко ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У гла­го­лов раз­ли­ча­ют­ся род­ствен­ные сло­ва и их фор­мы.

Родственные сло­ва Формы гла­го­ла ‘решить’
решить решу, решишь, решит
решить­ся решим, реши­те, решат
решать решив­ший, решив­шая, решив­шее, решив­шие
Решенный, решен­ная, решен­ное, решен­ные
решать­ся решив
реше­ние
реши­тель­ный

Изучением форм слов зани­ма­ет­ся мор­фо­ло­гия.

Морфология — раз­дел нау­ки о язы­ке, в кото­ром изу­ча­ют­ся части речи.

Изучение частей речи пред­по­ла­га­ет зна­ком­ство с фор­ма­ми суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и осо­бых гла­голь­ных форм (при­ча­стия и дее­при­ча­стия), место­име­ний, чис­ли­тель­ных и наре­чий.

Источник

Чем отличаются формы одного и того же слова от одно коренных слов?

Ответ или решение 2

Общим элементом для однокоренных слов и форм одного слова становится корень. Например: мороз, морозный, морозильная, морозить, морозно — однокоренные слова; мороз, морозу, о морозе, морозы, морозами — формы одного и того же слова. Объединяет все эти слова корень мороз- в значении «холод». Но между ними есть различия.

Формы слова

Формы слова — это варианты одного слова. При образовании форм не изменяется лексическое значение слова и часть речи. Но они отличаются грамматическим значением, которое заключено в окончании, например:

Меняется форма, но морфемный состав слова остаётся прежним.

Однокоренные слова

Однокоренные слова — это слова с одним и тем же смысловым корнем, но имеющие разные лексические значения. При образовании однокоренных слов с использованием различных приставок, суффиксов и постфиксов от одного и того же корня можно получить целые гнёзда слов. Например, лёд (замёрзшая вода), ледокол (судно для прохождения льдов), ледовый (происходящий на льду), леденеть (превращаться в лёд) — слова с одним и тем же корнем лед-, но с разным лексическим значением. Эти слова и будут однокоренными, имеющими один корень-предок. В ряду однокоренных чаще встречаются слова разных частей речи, но могут принадлежать и к одной.

Источник

Различение разных форм одного слова и однокоренных слов

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: « Различение разных форм одного слова и однокоренных слов».

Цель:

Оборудование: таблицы, схемы, информационные средства.

Технологии используемые на уроке: Проблемное обучение, дифференцированное обучение, поисковый метод, информационные технологии.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной, чтобы вы открыли новое знание.

2..Языковая разминка.

Групповая работа.

— Работать будем в группах:
— Начнём урок с разминки. Каждой группе своё задание.

1 группа: разбор по членам и частям речи предложения.( на доске)

Мы шли по лесной тропинке.

2 группа: списать без ошибок предложение, в котором Буратино допустил ошибки. (Задание на индивидуальных карточках).

Душистый запах цветов наполнял воздух. (При записи на доске умышленно сделать 3 ошибки, дети должны найти эти ошибки).

3 группа: разбор по членам предложения и частям речи предложения.(На доске запись: Пословица- мудрость народа.

4 группа: работает по слайду №1.(см. приложение). Поставить знаки препинания и разобрать предложение по члена и частям речи.

Белый медведь-крупный хищник Арктики.

Проверка работ.

Проверка по выбору учителя. Учитель может проверить выполненную работу всех групп, а может и по выбору.
Проверка работы 4 ой группы
После проверки сообщение. слайд №2 (см. приложение).

3. Постановка проблемы.

1группа слов: грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.
2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.
3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.

Создание проблемной ситуации.

— Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.

4. Решение проблемы. Исследование.

— Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:

— Одинаковый ли смысл предложений? (разный).
— Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?
— Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).
— Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).
— Значит, слова Света и Свету –это одно и то же слово или разные?
(одно и то же).
— Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие слова называют формами слова.

( на доске появляется схема)

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
( из истории возникновения устойчивых оборотов)

— Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания). Слайд №.5 (см. приложение).
— Выделим их.
— Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.
— Выделим основы.
— Что видите? (о основа одинаковая – голов)
— Какую особенность формы слова отметим в таблице?
(в таблицу добавляется):

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы

— У каждого на столе карточка со словами:
Лес, лесник, лесная, лесок.
— Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.
После выполнения слайд №6.(см. приложение):
— Какие это слова? (однокоренные)
-Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).
— Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с рисом).
-Чтобы в корне было заключено основное значение слов.
(появляется схема слайд №7.(см. приложение):

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов

— Какие выделили основы? (разные)
(в таблицу добавить )

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы

— Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)
(добавить в таблицу)

однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы
разное лексическое значение

— Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые основы

-Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
— Посмотрим на группы слов.

Вывод: не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился.

5. Закрепление.

Игра: «Не ошибись» слайд №8.(см. приложение).
— Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.
Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.

— Поиграем в игру: «Найди свою пару». слайд №9.(см. приложение). Соедините стрелками формы слова. (Работа в паре, 1 группа помогает 2-ой, проверка своих работ по слайдам).

— Задание: «поле свободы».
На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый.
-Запишите одно слово. По углам класса помещены карточки со словами. Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.

1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень
2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.
3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.
4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.

Проверка. слайд №10.(см. приложение).

Игра: «лото».
На карточках даны слова: мороз,морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное
— Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки. слайд №11.(см. приложение).

6. Итог урока.

— Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листе: «Сегодня на уроке я…..».
— Кто поделится своими размышлениями?

Источник

Форма слова

Всего получено оценок: 586.

Всего получено оценок: 586.

Для того чтобы слова в предложении согласовывались друг с другом, устная или письменная речь была понятной и осмысленной, одно и то же слово принимает разные формы. Ученики 2 класса должны понимать, что такое формы слова, чем они отличаются, и какие разновидности имеют. Это поможет им не только грамотно говорить и писать самим, но и понимать других людей.

Что такое форма слова?

Форма слова в русском языке – это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями. Например, у существительного это число и падеж, у глагола – время, число и лицо и так далее.

Чаще всего слово меняет свою форму с помощью окончания. Допустим, если взять существительное дом и добавить к нему

В русском языке есть слова, которые не меняют свою форму – они так и называются неизменяемыми. Это все служебные части речи и междометия, а также некоторые слова, которые относятся к самостоятельным частям речи – в основном это наречия, но в данную категорию могут также входить прилагательные, существительные и местоимения.

У каждого изменяемого слова есть его начальная форма, с которой эти изменения и начинаются. Так, для имени существительного, которое рассматривалось выше, это будет форма единственного числа именительного падежа, для прилагательного к этим двум параметрам прибавляется еще и мужской род. Начальная форма слова фиксируется в словаре, с помощью которого ее легко найти и проверить.

Рассмотрим разные примеры:

Две разновидности форм слова

Слова в русском языке в основном изменяются с помощью окончаний, что позволяет говорить о том, что в основном под формами слова подразумевается их морфологическая разновидность. Но бывают ситуации, когда слово приобретает другую форму благодаря прибавлению других слов – так получаются синтаксические формы слова. Так, если нужно употребить глагол в форме будущего времени, то к его начальной форме добавляют еще один глагол – буду: гулять + буду = буду гулять.

Вне зависимости от того, каким способом образована форма слова – морфологическим или синтаксическим – оно сохраняет свое лексическое значение. То есть слова мама, маме, с мамой означают одно и то же. Если изменяется значение – речь идет уже о совсем другом слове.

Что мы узнали?

Что формы слова – это одно и то же слово, только в разных грамматических вариантах.У каждого слова есть начальная форма. При изменении слова по формам его лексическое значение остается прежним. Изменяться оно может с помощью окончания – это морфологический способ, основной для русского языка. Но существует и еще один, синтаксический, когда к начальной форме слова добавляются определенные слова и меняют ее. Но таких случаев достаточно мало. Существуют также неизменяемые слова, то есть не меняющие свою форму.

Источник

Основные разновидности

Разные словоформы отличаются по своим морфемам — наименьшим единицам языка, имеющим значение. Из морфем складываются слова, служащие для описания объектов. Каждая единица обладает собственным значением. Но она не выполняет коммуникативные функции, в отличие от полноценного слова.

В современном русском языке выделяются следующие морфемы:

Морфемы обладают множеством особенностей, они неспособны распадаться на более мелкие частицы слова и обладают собственным звуковым сопровождением, меняющимся в зависимости от смысла.

Все словоформы делятся на следующие разновидности:

Особенности формирования

Образование форм слова происходит в большинстве случаев при помощи окончаний и формообразовательных суффиксов. Каждая словоформа располагает собственными морфологическими признаками и грамматическими значениями (для существительного — число и падеж, для глагола — число, время и лицо). Пример: кот — котов, думать — думает. Словообразование может проводиться посредством присоединения дополнительных слов. Для образования конструкции будущего времени потребуется добавить «буду», «будет», «будешь». Пример: будет играть, будешь смотреть.

В русском языке есть слова, которые не обладают способностью изменять свою форму. Они называются не изменяемыми. В данную категорию входят все наречия и деепричастия, некоторые прилагательные и местоимения, а также служебные части речи (предлоги, союзы и частицы) и междометия. Образец: холодно (наречие), играя (деепричастие), над (предлог), и (союз), же (частица), бордо (прилагательное, обозначающее цвет), где (местоимение), ах (междометие).

Слова, способные образовывать новые словоформы, называются изменяемыми. У каждой части речи существует только одна начальная форма:

Исключением выступает местоимение. Эта часть речи обладает несколькими начальными формами в зависимости от разряда. Они делятся на 3 основные группы:

Однокоренные слова

Формы слов постоянно путают с однокоренными словами. Главное отличие этих морфологических единиц заключается в лексическом значении образуемого. Если словоформа сохраняет свой смысл, то однокоренное выражает совершенно иное лексическое значение, также последние могут относиться к различным частям речи. Они образуются при помощи присоединения приставок и словообразовательных суффиксов.

Сравнение словоформ и однокоренных слов:

Словоформы Однокоренные слова
Родной Родина
Родная Породниться
Родные Родовой
Родное Родственные

Методы образования

Для создания новых словоформ применяют такие методы как склонение, спряжение, образование множественного числа, изменение временных форм и степеней сравнения. Склонение слов — способность имён существительных изменяться по родам и падежам. Для существительных в единственном числе существует отдельная классификация по склонениям:

Для каждого склонения существуют отдельные правила образования словоформ, различающиеся по методике постановки падежных окончаний. Существует огромное количество существительных, совмещающих в себе признаки разных склонений. К этой категории относятся существительные, оканчивающиеся на «-мя» и «путь». При их изменении по падежам образуется суффикс «-ен»: время — времени, бремя — бремени.

Спряжением называется изменение числа, времени, лица и рода глагола. Всего выделяют 2 вида спряжения:

Существует множество исключений из правил. Так, глаголы «брить», «стелить», «зиждиться» относятся к первому спряжению, но оканчиваются на «-ить». Глаголы «гнать», «держать», «дышать», «обидеть», «видеть», «слышать», «ненавидеть», «смотреть», «вертеть», «зависеть», «терпеть» относятся ко 2 спряжению.

Глаголы также могут изменять свою временную форму. Они могут быть употреблены в формах прошедшего, настоящего и будущего времени: старался (прошедшее время), старается (настоящее время) и будет стараться (будущее время).

Степени сравнения являются особой формой словоформ для прилагательных. Выделяют сравнительную и превосходную степень сравнения. Сравнительная степень олицетворяет признак, проявляющийся либо в большей, либо в меньшей мере. Образец: хороший — лучше, плохой — хуже. Превосходная степень сравнения указывает на свойство предмета в высшем его проявлении. Пример: сильнейший, умнейший.

Определение словоформы

Для правильного определения словоформы был создан следующий алгоритм действий:

Существует правило формы одного и того же слова. Оно гласит, что словоформа может изменяться только в пределах одной части речи.

Источник

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С. 

Канакина, Щёголева. Проверочные по русскому 3 класс


Состав слова
Формы слова.
Окончание

1. Прочитай. Впиши пропущенные слова, выбрав их из слов для справок.

Окончание — это изменяемая часть слова. Окончание образует форму слова. Слова для справок: изменяемая, неизменяемая, новые слова, форму слова.

2. Прочитай скороговорки. Найди в каждой скороговорке формы одного и того же слова. Выдели в этих словах корень и окончание.

Канакина, Щёголева. Проверочные работы 3 класс, с. 26 - 2

3. Прочитай. Вставь пропущенные в словах буквы. Отметь , какие пары слов являются формами одного и того же слова.

√ сорока – сороки                  пирог – пирожок
   молоко – молочко        облако – облака
√ берёза – берёзы                  трактор – тракторист

4. Прочитай. Отметь , как найти в слове окончание.

   подобрать однокоренные слова
√ изменить форму слова

5. Прочитай. Запиши предложение, употребляя в нём имена существительные, имя прилагательное и глагол в форме множественного числа. Выдели в словах окончания.

По мор[ям] плыв[ут] больш[ие] корабл[и].

6. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы. Запиши к каждому слову проверочное, изменяя форму данного слова.

земля — зéмли              флаг — флаги
письмо — пи́сьма           морж — моржи
грачи — грач               глаз— глаза

•  Обозначь в словах нулевое окончание знаком .

7. Прочитай. Подчеркни неизменяемые слова, в которых нет окончания. В изменяемых словах выдели корень и окончание.

Канакина, Щёголева. Проверочные 3 класс, с 27 - 7

•  Составь и запиши предложение с любым неизменяемым словом.

Оля надела осеннее пальто.

8. Прочитай. Запиши предложение, изменяя, где нужно форму слов из скобок. Выдели в словах окончания.

Ребят[а] ехал[и] на такси по шоссе к аэровокзал[у].

9. Прочитай. Подбери и запиши заглавие к тексту.

Осиновые листочки

Есть такая поговорка: «Дрожит как осиновый лист». Поглядишь — и впрямь дрожат осиновые листочки. Только не от страха, как трещит сорока. Всё проще: у осиновых листьев совсем тоненькие черешки — вот листья и дрожат-шевелятся от малейшего ветерка.

(Г. Юрмин, А. Дитрих)

•  Найди формы одного и того же слова. Выдели в них окончание. 

Осинов[ый] — осинов[ые], (у) осинов[ых];

дрож[ит] — дрож[ат];

листь[ев] — листь[я].

•  Найди однокоренное слово к слову лист. Выдели в нём корень. 

Лист/очки, листь/я.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Добавить комментарий