Достаточно обширным и глубоко разработанным жанром поэзии является пейзажная лирика. Многими русскими и зарубежными поэтами уделялось много внимания теме природы. Поэтическая муза некоторых мастеров пера была полностью посвящена описанию родных мест, восхищению красотой окружающего мира. Ведь как много восхитительных уголков в разных странах! В нашей статье мы более подробно поговорим о стихотворениях пейзажной лирики, кто их писал. Такая тема заслуживает вашего внимания.
Особенности пейзажной лирики
Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика – это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика – это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.
Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!
Пейзажная лирика – это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.
Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.
Традиционные мотивы
Основной мотив пейзажной лирики – описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна – с утром, рождением и молодостью; лето – с днем, юностью; осень – с вечером, зрелостью, старостью; зима – с ночью и смертью.
Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.
Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.
Русские поэты пейзажной лирики
19 век – золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.
Настоящие “певцы природы” – Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах “крестьянский певец” – Сергей Есенин.
Анализ некоторых стихотворений
Жизнеутверждающим настроением наполнена лирика Аполлона Николаевича Майкова. Он не просто воспроизводил в своих стихах русскую жизнь, а соединял ее с идиллическими представлениями о мире. Короткую летнюю сценку одного дня показал поэт в стихотворении “Летний дождь”. Оно очень нравится детям.
Золото, золото падает с неба!» –
Дети кричат и бегут за дождем…
– Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Стихотворение характеризуется цельностью и гармоничностью. Читателю представлена обычная сельская сцена во время дождя. Даже сам автор становится частью природы, пытается раскрыть ее секреты.
Поэтический дар поэта Ивана Сурикова пропитан истинной народностью, национальными чертами. Его стихи глубоко поэтические. Зимний пейзаж читатель видит в стихотворении “Зима”. С самого детства многим знакомы следующие его строки:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Удивительная картина зимнего дня создана с помощью эпитетов, сравнений. Сначала читатель узнает, как падает снег, потом наслаждается наступившей тишиной. Глаголами поэт передает движения, существительными и прилагательными – состояние покоя. Однородные члены предложения помогают быстро сменить картину: сначала все было черным-черно, а потом пошел снег.
Кратко еще охарактеризуем стихотворение Алексея Плещеева “Сельская песня”. В нем мы видим традиционную весеннюю тему с прилетом ласточек и наступлением теплых деньков.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Поэт показывает, что весну “принесла” из далеких краев на своих крыльях ласточка. Звучит стихотворение очень живописно и музыкально. Не зря Чайковский на его основе написал музыку. Стихотворные строчки звучат энергично, с радостным настроением.
Пейзажная лирика Пушкина
В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении “Зимнее утро”. Оно пронизано приподнятым настроением:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение “Зимний вечер”.
Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение “Птичка”, лету – “Туча”. Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда “лес роняет багряный свой убор…”
Описания природы у Тютчева и Фета
Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: “Еще весны душистой нега…”, “Весенние мысли”, “Весенний дождь”.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых медом тянет
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:
- “Первый лист”.
- “Весенняя гроза”.
- “Весна”.
- “Неохотно и несмело…”.
- “В небе тают облака”.
- “Как весел грохот летних бурь…”.
- “Есть в осени первоначальной…”.
Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов
Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.
Природа в стихах зарубежных поэтов
Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: “Нежданная весна”, “На озере”, “Фиалка”, “Сверху сумерки нисходят”. Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:
- Роберт Луис Стивенсон “Дождь”.
- Джордж Арнольд “Сентябрь”.
- Джон Китс “Осень”.
- Ральф Уолдо Эмерсон “Снежная буря”.
- Роберт Фрост “Березы”.
Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.
- Главная страница
- Новости
- Дуэли
- Голосования
- Помощь сайту
- Редколлегия
- О сайте
- Помощь
- Контакты
- Регистрация
- Вход
Информация |
Пейзажная лирикаПейзажная лирика – это описание того, что человек видит вокруг себя. Бездонное небо, шепот ветра, тихий шелест листы или умиротворение падающего снега – все это нашло отражение в стихах великих поэтов. Довольно часто природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустью и переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души, сквозь призму которой читать переживает различные жизненные ситуации. Пейзаж в стихах всегда прекрасен, ведь ритм и рифма позволяют с глубочайшей точностью воссоздать не только картины, но и звуки окружающего нас мира. Природа не отделима от человека, ведь она создала его. Человеку же дано слово, чтобы описать всю ее красоту. Стихотворения на тему природы дошли до нас с самых древних времен. Неслучайно многие авторы выбрали пейзажную лирику в качестве своей основной темы, ведь природа содержит в себе всю гамму переполняющих человека эмоций. На нашем сайте вы найдете прекрасные стихи на тему пейзажа и природы. |
Анонсы стихотворений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Поиск по параметрам | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||
|
Книга автора
Достаточно обширным и глубоко разработанным жанром поэзии является пейзажная лирика. Многими русскими и зарубежными поэтами уделялось много внимания теме природы. Поэтическая муза некоторых мастеров пера была полностью посвящена описанию родных мест, восхищению красотой окружающего мира. Ведь как много восхитительных уголков в разных странах! В нашей статье мы более подробно поговорим о стихотворениях пейзажной лирики, кто их писал. Такая тема заслуживает вашего внимания.
Особенности пейзажной лирики
Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.
Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!
Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.
Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – семь мужиков-правдоискателей, поспоривших о счастливцах на Руси, которых не сыскать среди крестьян, но спорщики предполагают, что «живется весело, вольготно» помещикам, чиновникам, священникам, купцам, вельможным людям и царю.
Чтобы найти ответ на этот вопрос, они отправляются на поиски «счастливцев», решив не возвращаться домой, «покуда делу спорному решения не найдут». Эти семеро мужиков представляют собой единое целое, поэтому отдельно о каждом почти ничего не говорится. О Романе ничего не сказано, Демьян слыл «грамотным»,умея читать по слогам, Луку считали упрямым, речистым и глупым, братья Губины – любители выпить, занимались лошадьми, Пахом – догадливый старик, пчеловод; крепкий мужик Пров был угрюмым, суровым. Эти мужички представляют собирательный образ русского крестьянина у Некрасова, в котором без идеализации переданы темнота, забитость и бедность всего русского народа. Да и названия населенных мест говорит об убогом положении крестьян по всей России: губерния Подтянутая, уезд Терпигорев, волость Пустопорожняя, деревни Заплатово, Разутово, Дырявино, Неурожайка, Неелово, и многие другие.
Путешествуя, мужички встречают массу людей, рассказывающих свои истории в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». В этих рассказах откровенно и без прикрас представлена крестьянская жизнь. Почти за каждой фразой возникает характер, сюжет или личная драма. Наиболее яркими образами стали такие, как Яким Нагой или Ермил Гирин.
Особое место занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной, которая поведала о своей судьбе семерым странникам в главе «Крестьянка». Много испытаний и горя выпало на долю этой красивой тридцативосьмилетней женщины, которую окрестили счастливицей и прозвали губернаторшей. Выросшая в хорошей, работящей, непьющей семье, она рано была отдана замуж, попав с «девичьей холи» в кромешный ад мужниной семьи, где она стала «последней рабой», на которую взвалили самую тяжелую работу. Когда погиб ее первенец Демушка, которого по недосмотру столетнего деда Савелия загрызли свиньи, чуть не тронулась рассудком. Но вырастила пятерых сыновей. Страдала от суеверной родни, оттого, что вопреки приметам младенца кормила грудью в пост, в Рождество надела чистую рубашку, за что ее обвинили в неурожае и чуть не забили насмерть. За сынишку Федота, пастушка, не отнявшего у волчицы овцу, приняла наказание. В голодный год мужа забрали в рекруты, и она с ребятишками вынуждена была просить подаяние. Решившись на отчаянный шаг, пошла хлопотать за мужа к губернатору. Лишь благодаря заступничеству и жалости губернаторши, ей удалось вернуть мужа в семью и избежать горькой участи.
Некрасовым создан глубоко одухотворенный образ русской крестьянки с несломленным, гордым характером, но безмерно терпеливой, готовой на самопожертвование.
Из рассказа Матрены Тимофеевны ходоки узнали о судьбе деда Савелия, который жил уединенно, проводя время в молитвах. Огромный, сгорбленный, с седой гривой Савелий прозван клейменным и каторжным. Он отбыл 20 лет в каторге за то, что управляющего немца Фогеля, сделавшего существование крестьян невыносимым, закопал заживо с девятью подельниками. Этот каторжанин назван святорусским богатырем за недюжинную силу духа, он представлен в поэме Некрасова народным заступником, хотя «клейменый, да не раб». Но протест Савелия – это бунт, ведь «у мужиков на супостатов есть топоры», которые, лишь благодаря долготерпению, «молчат до поры». Даже вернувшись с каторги, Савелий не утратил величия своего духа, презирая покорность и раболепство крестьян перед господами.
В поэме появляется еще один образ народного заступника– молодого Гриши Добросклонова, сына сельского дьячка, который обладает даром повести за собой людей. Он рано определил для себя цель – учиться и служить для счастья «убогого и темного родного уголка» ради спасения страждущих и терпящих лишения и притеснения.
Сатирически переданы в поэме образы помещиков, о которых узнаем из рассказов крестьян. Привыкший властвовать в своей усадьбе, где все ему «покорствовали» и не смели противоречить, а он мог казнить и миловать, ведь законом было его желание, крепостник Оболт-Оболдуев своим кулаком вершил правосудие. Князь Утятин, прозванный «последышем», всю жизнь «чудил, дурил». Не смирившийся с отменой крепостного права, тронувшись умом, он отдает бестолковые распоряжения своим крестьянам: сторожем ставит глухонемого дурачка, пастуху велит запрещать мычать коровам и пр. Крестьяне по договору с родственниками барина притворяются крепостными и терпят его выходки, но остаются обманутыми, не получив награды.
Традиционные мотивы
Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.
Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.
Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зеленый Шум. История создания – Некрасов написал это стихотворение в 1863 году и в том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”.
Тема стихотворения – семейная измена и прощение под влиянием положительных чувств, связанных с весенним обновлением природы.
Композиция – произведение делится на четыре части, темы которых чередуются: первая и третья рассказывают о приходе весны, вторая и четвертая – историю крестьянина. Части перебиваются рефреном.
Жанр – ролевая лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями и отсутствием рифмовки.
Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая“, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.
Олицетворение – “ветер играючи расходится”.
Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.
Русские поэты пейзажной лирики
19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.
Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.
Пейзажная лирика Пушкина
В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».
Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор…»
Описания природы у Тютчева и Фета
Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: «Еще весны душистой нега…», «Весенние мысли», «Весенний дождь».
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых медом тянет
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:
- «Первый лист».
- «Весенняя гроза».
- «Весна».
- «Неохотно и несмело…».
- «В небе тают облака».
- «Как весел грохот летних бурь…».
- «Есть в осени первоначальной…».
Средства выразительности
Это произведение действительно богато разнообразными тропами, которые Некрасов также использует для того, чтобы показать народные мотивы:
- Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая”, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.
- Олицетворение – “ветер играючи расходится”.
- Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.
В то же время средства выразительности очень простые – да и откуда в полукрестьянской песне взяться сложным образам и фигурам речи?
Особую роль в произведении играет рефрен. Он отделяет его части одну от другой.
Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов
Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.
Особенности языка повествования и речи героев, фольклорные мотивы в поэме
Изображая народную жизнь, Некрасов использует живую, яркую и образную речь. В поэме используются элементы фольклора: сказки, легенды, загадки, причитания, приметы и пословицы. В повествовании задан песенный ритм и включены как народные, так и авторские песни. Например, песня «Барщинная» из главы «Горькое время – горькие песни» является переработанной фольклорной, а песня Гриши Добросклонова «В минуту унынья, о родина-мать» создана Некрасовым как образец гражданской лирики. Песни помогают передать тяжесть положения крестьян и развернуто показать картины их быта через праздники, свадьбы, крестины, жатву, похороны и пр. Названия песен говорят сами за себя: «Веселая», «Голодная», «Соленая», «Солдатская» и др.
Глеб Успенский назвал «Кому на Руси жить хорошо» поэмой о «народе и для народа». Эпическое[8] повествование с использованием фольклорных жанров придает поэме неповторимый народный колорит.
Природа в стихах зарубежных поэтов
Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:
- Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
- Джордж Арнольд «Сентябрь».
- Джон Китс «Осень».
- Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
- Роберт Фрост «Березы».
Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.
Обновлено: 18.05.2023
2. Особенности. Одной из главных особенностей пейзажной лирики является особое отношение к природе, вплоть до ее обожествления. Простое описание пейзажа уподобляется фотографии. Задача настоящего поэта состоит в том, чтобы вложить душу в окружающую природу. Только это поможет вызвать у читателя ответное чувство, заставит его на себе ощутить впечатления автора.
В пейзажной лирике очень распространенным литературным приемом является олицетворение. Природные явления, растения, птицы и животные наделяются человеческими чертами, а их поведение сравнивается с деятельностью человека. Многие поэты достигли большого мастерства в использовании этого приема.
Более того, сравнение природных явлений с чувствами и переживаниями человека привело к возникновению особого жанра – философской пейзажной лирики. Природа может не только служить объектом восторженного созерцания, но и способна по-своему объяснить поведение человека.
Стихотворения, написанные целиком в этом жанре, становятся блестящими лирическими произведениями, нацеливающими душу читателя на постижение красоты. В первозданной и чистой природе нет места для человеческой грубости и насилия. Поэтому чаще всего пейзажная лирика противопоставляется цивилизации и прогрессу. Только природа остается хранителем высшей тайны бытия, которые человечество давно утратило. Чтобы заново постигнуть эту тайну, нужно научиться жить в полной гармонии с природой..
3. Основные мотивы. Традиционным мотивом пейзажной лирики является описание отдельных времен года, чаще всего, весны. Мотив пробуждения природы от зимней спячки символизирует расцвет и начало новой жизни. В целом, каждое время года имеет свой ассоциативный ряд: весна (утро, рождение и молодость), лето (день, юность), осень (вечер, зрелость и старость), зима (ночь и смерть). В такой общепринятой поэтической схеме нередки исключения.
Например, А. С. Пушкин предпочитал осень. А русская зима и связанные с ней праздники и развлечения пользуются огромной любовью в народе. Радостные зимние мотивы очень часто встречаются в пейзажной лирике.
С пейзажной лирикой тесно связан мотив любви к Родине. Еще в древнерусских былинах и сказаниях описаниям природы уделялось большое место. В течение многих веков формировались природные символы, олицетворяющие собой Россию: бескрайние леса и поля, снега и морозы, береза, медведь. Многие отечественные поэты, описывая свою любовь к Родине, используют традиционный русский пейзаж.
Очень часто с пейзажной лирикой тесно связаны любовные мотивы. Романтический герой от переизбытка чувств доверяет свою тайну природе. Влюбленные скрываются от равнодушного общества в укромных природных уголках. Один из распространенных любовных символов – соловей.
4. Стихи и поэты. Настоящими “певцами природы” в русской поэзии заслуженно считаются Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, для которых было характерно настоящее обожествление природы. Перу первого принадлежат такие известные произведения, как “Весенняя гроза”, “Зима недаром злится. “, “Декабрьское утро”.
Многие стихотворения Фета о природе стали хрестоматийными: “Шепот. Робкое дыханье. “, “Я пришел к тебе с приветом”, “Весенний дождь”. Большой вклад в пейзажную лирику внес А. С. Пушкин: “Осень”, “Зимнее утро”, “В поле чистом серебрится. “. Он стал основоположником традиции восхищения осенью. М. Ю. Лермонтов использовал описание природы обычно для объяснения собственных романтических чувств и переживаний: “Тучи”, “Гроза”, “Весна”.
Особое место занимает “крестьянский певец” С. А. Есенин. В ранний период творчества поэт писал удивительно чистые и искренние стихи о природе: “Береза”, “С добрым утром!”. Позднее его пейзажная лирика стала неразрывно связана с темой любви к Родине (крестьянской России): “Гой ты, Русь, моя родная. “, “Низкий дом с голубыми ставнями. “.
5. Итоги. Русская поэзия может гордится своими достижениями в жанре пейзажной лирики. Начиная с Тютчева и Пушкина, русские поэты создали настоящие шедевры этого жанра, сформировали основные особенности и мотивы пейзажной лирики. После революции 1917 г. утвердился технократический взгляд на природу, единственным противником которого оставался С. Есенин. Современные поэты также уделяют пейзажной лирике недостаточно внимания, что еще больше повышает ценность произведений XIX – начала XX вв.
Достаточно обширным и глубоко разработанным жанром поэзии является пейзажная лирика. Многими русскими и зарубежными поэтами уделялось много внимания теме природы. Поэтическая муза некоторых мастеров пера была полностью посвящена описанию родных мест, восхищению красотой окружающего мира. Ведь как много восхитительных уголков в разных странах! В нашей статье мы более подробно поговорим о стихотворениях пейзажной лирики, кто их писал. Такая тема заслуживает вашего внимания.
Особенности пейзажной лирики
Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика – это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика – это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.
Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!
Пейзажная лирика – это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.
Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.
Традиционные мотивы
Основной мотив пейзажной лирики – описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна – с утром, рождением и молодостью; лето – с днем, юностью; осень – с вечером, зрелостью, старостью; зима – с ночью и смертью.
Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.
Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.
Русские поэты пейзажной лирики
19 век – золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.
Настоящие “певцы природы” – Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах “крестьянский певец” – Сергей Есенин.
Анализ некоторых стихотворений
Жизнеутверждающим настроением наполнена лирика Аполлона Николаевича Майкова. Он не просто воспроизводил в своих стихах русскую жизнь, а соединял ее с идиллическими представлениями о мире. Короткую летнюю сценку одного дня показал поэт в стихотворении “Летний дождь”. Оно очень нравится детям.
Стихотворение характеризуется цельностью и гармоничностью. Читателю представлена обычная сельская сцена во время дождя. Даже сам автор становится частью природы, пытается раскрыть ее секреты.
Поэтический дар поэта Ивана Сурикова пропитан истинной народностью, национальными чертами. Его стихи глубоко поэтические. Зимний пейзаж читатель видит в стихотворении “Зима”. С самого детства многим знакомы следующие его строки:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Удивительная картина зимнего дня создана с помощью эпитетов, сравнений. Сначала читатель узнает, как падает снег, потом наслаждается наступившей тишиной. Глаголами поэт передает движения, существительными и прилагательными – состояние покоя. Однородные члены предложения помогают быстро сменить картину: сначала все было черным-черно, а потом пошел снег.
Кратко еще охарактеризуем стихотворение Алексея Плещеева “Сельская песня”. В нем мы видим традиционную весеннюю тему с прилетом ласточек и наступлением теплых деньков.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Поэт показывает, что весну “принесла” из далеких краев на своих крыльях ласточка. Звучит стихотворение очень живописно и музыкально. Не зря Чайковский на его основе написал музыку. Стихотворные строчки звучат энергично, с радостным настроением.
Пейзажная лирика Пушкина
В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении “Зимнее утро”. Оно пронизано приподнятым настроением:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение “Зимний вечер”.
Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение “Птичка”, лету – “Туча”. Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда “лес роняет багряный свой убор. “
Описания природы у Тютчева и Фета
Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: “Еще весны душистой нега. “, “Весенние мысли”, “Весенний дождь”.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых медом тянет
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:
- “Первый лист”.
- “Весенняя гроза”.
- “Весна”.
- “Неохотно и несмело. “.
- “В небе тают облака”.
- “Как весел грохот летних бурь. “.
- “Есть в осени первоначальной. “.
Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов
Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.
Природа в стихах зарубежных поэтов
Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: “Нежданная весна”, “На озере”, “Фиалка”, “Сверху сумерки нисходят”. Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:
- Роберт Луис Стивенсон “Дождь”.
- Джордж Арнольд “Сентябрь”.
- Джон Китс “Осень”.
- Ральф Уолдо Эмерсон “Снежная буря”.
- Роберт Фрост “Березы”.
Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.
Пейзажная лирика (пейзаж — описание природы) — стихотворения о переживаниях, вызванных картинами природы.
Пейзажная лирика – это описание того, что человек видит вокруг себя. Бездонное небо, шепот ветра, тихий шелест листы или умиротворение падающего снега – все это нашло отражение в стихах великих поэтов.
Довольно часто природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустью и переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души, сквозь призму которой читать переживает различные жизненные ситуации. Пейзаж в стихах всегда прекрасен, ведь ритм и рифма позволяют с глубочайшей точностью воссоздать не только картины, но и звуки окружающего нас мира.
Природа не отделима от человека, ведь она создала его. Человеку же дано слово, чтобы описать всю ее красоту. Стихотворения на тему природы дошли до нас с самых древних времен. Неслучайно многие авторы выбрали пейзажную лирику в качестве своей основной темы, ведь природа содержит в себе всю гамму переполняющих человека эмоций.
Пейзажная лирика – это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика – это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.
Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!
Пейзажная лирика – это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.
Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. – n
Поэзия, изображающая картины природы, называется пейзажной и имеет различное художественное значение в зависимости от направления (литературного течения) и стиля автора.
Впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в XVIII веке в эпоху сентиментализма. Лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному миру. Причем картины природы были идиллическими и подавались в элегических тонах воспоминаний о прошлом.
В противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиков предстает бушующей, могучей и мрачной. Пейзажная лирика романтизма служит средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности. Картины природы соответствует лирическому герою того времени: меланхолично-мечтательному или, наоборот, мятущемуся и бунтующему.
Характер пейзажной лирики изменился в XIX веке (в России, начиная с А. С. Пушкина) , когда на смену клише и стереотипам, характерным для пейзажной лирики того или иного направления, пришло индивидуально-авторское видение природы.
Формы присутствия пейзажей в лирике разнообразны: от мифологического воплощения сил природы до олицетворений или отождествлений их с человеком.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.. .
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?. .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!. .
ф. Тютчев
Пейзажная лирика — это словесное искусство. Поэт изображает виды природы, делает их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за характерности
№1
Ты летишь, летишь дорога,
Бесконечность в горизонт.
По земле судьбы протока,
Навещает небо зонд.
Почерк вечера закатом,
Неуклюжим станет свет.
Крепким ночь из тьмы захватом,
Черный в проблесках сюжет.
Пласт Луна тихонько срежет,
Желтым взглядом. Закуток.
Мгла в щетине и без боя,
Быстро сдаст свой островок.
Вернемся к определениям. Чем пейзажная лирика отличается от городской?
Наконец, пришла весна,
Улыбнитесь, люди!
Рифма стонет: “не до сна”.
Значит, так и будет!
(из пакета конкурсных стихов жанра пейзажная лирика)
А вот примеры стихов хорошей пейзажной лирики из того же пакета конкурсных стихов:
№3
Непостоянство – марта амплуа.
Изменчив он, как девушка – кокетка:
То тёплый ветерок ласкает ветки,
То, в одночасье – снег на тротуар,
То солнце, как сойдя с ума, печёт,
Сугробы тают, на глазах сжимаясь,
И, кажется, не март – преддверье мая,
То каждый тёплый час – наперечёт.
И настроение – подстать весне.
То, разомлев от солнца на скамейке,
Любуюсь я подснежников семейкой,
То, вдруг, я – как сомнамбула, во сне,
Где никаких просветов, перспективы –
Ни в небе, ни на сердце, ни в душе.
Смотрю в окно на третьем этаже.
Печали не найдя альтернативы.
Сечёт уныло дождик по стеклу.
Что март преподнесёт нам поутру.
№4
Мне календарь напомнит, что – весна,
Под переливы тающего снега.
Как хороши весенние тона
В кровосмешенье мартовского неба…
Природа, скинь скорей рубаху сна!
А ты, прелестный крохотный подснежник,
Взгляд устреми в высокую безбрежность!
Не замечай, прошу, что я – одна…
Закатный луч, то ль пьян, а то ль тверёз,
Приотодвинь полоску голубого,
На раструбах пестреющих берёз
Расписываясь розовым с лиловым!
. отметится весна упадком сил,
Приблизятся апрельские календы…
А роща всё пылает алой лентой,
Как будто кто костёр не загасил…
На мой взгляд, пейзажная лирика – это один из самых трудных жанров поэзии. Их нужно писать либо гениально, либо не браться вовсе. Это только кажется, что здесь достаточно просто подобрать красивые слова. Увы, все гениальные строки о красоте божьего мира уже были сказаны другими, очень трудно внести что-то новое, особенно, если мы решим ограничиться только пейзажем, не внесем в него немного своей души и своих мыслей…. Очень рискованный жанр!
Другая разновидность лирики – ГОРОДСКАЯ ЛИРИКА, очень близко примыкает к пейзажной. Здесь личное переживание автора идет уже не через восприятие им естественной среды обитания человека, а через среду рукотворную, искусственную, в пространстве и времени города или жилого поселка, или в интерьере помещения. И это тоже не просто. Пространство и время в художественном произведении не может быть описано полностью соответствующим реальности. Более того, оно и не должно быть представлено в стихах фотографически. В лирическом тексте ведущим содержанием является эмоциональный настрой автора. В этом смысле пространство лирического текста – окружающая обстановка, где разворачивается сюжет стихотворения – это только способ передать субъективное ощущение и мысли автора.
Рев от движенья машин… преступленья на улицах…
Вечный кошмар ребятишек в пространстве двора –
Грязные монстры, что ездят, смердят и паркуются,
Там, где представить немыслимо было вчера…
Жизнь мегаполиса. Мы – наслаждения пленники,
К пошлости просто привыкнуть и мерзость принять.
Жертвы услуг и прогресса… сил темных подельники,
Смолоду страстью отравлены – все потреблять!
Ждет мегаполис добычу… приманки разбросаны…
…Ангел-Хранитель, страдая, нас мучит вопросами…
(автор СТИХИ.РУ)
№6
Весны всевластье. Новый макияж
на старой плоти петербургских зданий.
Газон раскис и изменил пейзаж.
Все меньше мест удобных для свиданий.
Толпа на Невском – точек мельтешение.
В бистро уютном – кофе ароматный.
Весенний взлом сердец, преображенье,
и в полдень грохот пушек многократный.
Стриптиз скульптур. В просушке Летний сад.
Река крушит наросты льдин разбитых.
Подняться в небо, развестись хотят
мосты Невы. Львы скалятся сердито.
И украшенье северной столицы –
сгоревшие на ярком солнце лица.
(автор СТИХИ.РУ)
Пейзажная лирика это описание пейзажа, а не передача настроения с помощью описания пейзажа.
Пример № 3, это скорее какие-то любовные переживания мучают героя, чем март волнует солнцем и теплом.
Весну используют для передачи влюблённости, осень разлуки и т.д.
Не согласен с Вами категорически.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также:
- Почему гагарин герой кратко
- Проект умная среда в детском саду
- Школа 37 педагогический состав ульяновск
- Что такое кровать кратко
- Как помочь ребенку справиться со стрессом в детском саду
Май
И май блестит лучами солнца,
И радость прячется в траве.
Не бойся друг, она найдётся,
Ищи, она не вдалеке…
19.05.2023
Лентой алой украшала…
Лентой алой украшала
Стан свой майская заря,
Жемчуг белый примеряла,
Над деревьями паря…
Лепестков нежнейший иней
Рассыпала по траве
И плыла над речкой синей,
И в невинном озорстве
Под свирели танцевала
И кружила над водой…
Алой лентой украшала
Стан великолепный свой…
19.05.2023
Закат
Я выйду на закате к морю,
Корзину маков соберу.
И буду долго я смотреть на небо.
Как солнце тает в море глубине.
Закат прекрасный, теплый, летний,
Окутал нежностью меня.
И морской бриз меня баюкал,
Мелодии любви неся.
Иду вдоль берега морского,
Волна ласкает ножки мне,
И чувствую я силу моря,
И поцелуи ветра в тишине.
Смотрю на небо, сердце тает,
Разлита нежность в облаках,
И в воздухе любовь витает,
Как в моих розовых мечтах.
Я растворилась в море, в небе.
Я растворилась в тишине,
И заиграла в сердце моем арфа,
И оказалась я в волшебно сне.
19.05.2023
Благодарю тебя Земля
БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ!
За лес, за горы и поля.
За море, реки, родники,
За все, что даришь людям ТЫ.
МНЕ ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, что мы порою,
Не слышим, голосов земли.
И мы ведем себя беспечно,
И рушим, все что даришь ты.
ПРОСТИ Родная за пожары,
Что травим воздух мы себе,
Что поворачиваем реки,
И кучи мусора везде.
Прости Родная, нас от Сердца,
Мы осознали все грехи,
И ЛЮБИМ мы тебя безмерно,
И помогать готовы Мы.
Готовы мы трудиться много,
На благо Матушки Земли,
И возродим мы непременно,
ИСТОЧНИК СИЛЫ И ЛЮБВИ !
19.05.2023
Пришла весна.
Пришла весна. Разнообразие цветов,
Природы светозарно обновленье.
Божественна краса российских городов,
Весны кудесницы прикосновенье.
Бесшумный мир. Дневная тишь. Великий пост.
Космические дали золотые.
Расписанный России живописно холст,
Мороз. Небес просторы голубые.
Величественный в красоте Христоса храм,
Столичных улиц. праздно украшенье.
Малиновый звон колокольный по утрам,
Людей восторженное восхищенье.
19.05.2023
Тишина перед рассветом…
Тишина перед рассветом…
Лето магию несёт —
Сумрак растворяет светом…
И алеет горизонт!..
Златолицая Венера
Ярко шествует с востока!..
Но растает, словно пена,
С первыми лучами Солнца…
Нежно распустились маки,
Словно зарево в полях!..
Прогуляться так приятно
В освежающих цветах!..
Ночь тиха и нелюдима…
Но в тоскующей Душе
Есть потребность в этой
Чистой, первозданной Красоте!..
08.07.22
19.05.2023
Природы русской пробужденье.
Природы русской пробужденье,
Божественное вдохновенье.
Поры весенней красота.
Картина пишется с листа.
Весенний дождик Божьи слёзы,
Красою ангельской берёзы.
Украшенье серебром.
Алмазным на листве клеймом.
18.05.2023
Кудрявый лес зелёный.
Кудрявый лес зелёный,
В нём аромат смолы.
Душою я влюблённый,
В могучие стволы.
Сияет солнце ярко,
Струною свет луча.
Весной бывает жарко,
Поющий звон ключа.
Плывя, несутся тучи,
Глас дивный соловья.
Российский лес могучий,
Напьюсь я из ручья.
Уткнулись в небо стрелы,
Красы лесной парад.
Деревья видом стелы,
И каждое солдат.
18.05.2023
Обманут, вряд ли, журавли
Клин журавлиный улетает,
Пора покинуть край родной.
Их путь далёкий, ожидает,
Они вернутся лишь весной.
Согреть их осень не сумела,
Трава промокла от дождей.
Листва с деревьев облетела,
И ночь темней и холодней.
Они с собой тепло забрали,
На крыльях в небо унесли.
Его вернуть нам обещали,
Обманут, вряд ли, журавли.
Пора прощанья наступает,
Махну я странникам рукой.
Клин журавлиный улетает,
Вдали оставив край родной…
18.05.2023
Утреннее…
Слегка припудрены туманом,
Встречают дальние поля
Звучанье нежного сопрано,
И желтоокая заря
Одна являет небу танец –
Там нет и тени облаков…
Отполирован неба глянец,
И в белой россыпи цветов
Своё находит отраженье,
И ароматный шлейф плывёт,
И утреннее пробужденье
Нас на свершения зовёт…
18.05.2023
Деревьев кроны вижу за окном
Продлиться долго обещает ночь,
Сияют звёзды, тишина настала.
Заботы тают, исчезают прочь,
Покоем ночь меня околдовала.
Деревьев кроны вижу за окном,
Играет ветер с жёлтою листвою.
Их оборвёт, но не сейчас, потом,
Что листья жаль я этого не скрою.
Дождь прекратился, видимо устал,
Земля сполна наполнилась водою.
Куда-то вместе с тучами пропал,
Что ждать ещё, осеннею порою?
Сорвались листья, улетают прочь,
Оставить кроны им пора настала.
Вновь будет дождик, обещает ночь,
Мерцают звёзды и прохладней стало…
18.05.2023
Запугал уже злодей
Снег дороги заметает,
Не оставит и следа.
До весны он не растает,
Не исчезнет никуда.
В нём, по пояс утопая,
И почти уже без сил.
Всё иду, вперёд шагая,
Путь далёкий утомил.
Холод слёзы вызывает,
Обжигает до костей.
Заморозить угрожает,
Запугал уже злодей.
Хорошо не заблудился,
До околицы добрёл.
Вскоре в доме очутился,
И огонь в печи развёл…
18.05.2023
Майский вечерок.
Как прекрасен майский,
Дивный вечерок…
С набежавших тучек –
Падает снежок.
И поверх зелёной,
Нежной бахромы,
Снова в белых шапках
Вешние холмы.
Треплет ветер колкий
Полы у пальто,
Мёрзнет восемнадцатое
Майское число.
Заклубился в трубах
Серенький дымок…
Как прекрасен майский,
Дивный вечерок…
18.05.2023
Наступление весны.
Наступление весны,
Ожила природа.
Яркий свет златой луны,
Дивная погода.
Зелень кучерявых грив,
Радует листвою.
Под берёзкой первый гриб,
С чудной головою.
Русские в красе поля,
Благость аромата.
Увлажнённая земля,
В небесах блеск злата.
Оживлённый песней лес,
Щебетаньем птичьим.
Голубая высь небес,
Радует величьем.
18.05.2023
Зажурчали вновь в России.
Зажурчали вновь в России,
Песни звонкие ручьи.
Страстно с чувством эйфории,
Прославляют Русь грачи.
Колоколен дивны звоны,
Синева манит небес.
Хоровые перезвоны,
Родина страна чудес.
Снег несётся с гор рекою,
Тает хладная броня.
Смотрит зимушка с тоскою,
Жить осталось ей три дня.
Вкруг природы обновленье,
Торжество красы весны.
Гамма радужна цветенья,
Волшебством людские сны.
18.05.2023
Конь
Далеко в степи
Мчится красный конь,
И пылает он,
Как в ночи огонь.
Но известно мне
Что не красный он
И что чуда нет
Это просто сон.
18.05.2023
Мои братья
По синему небу плывут облака
Мои разлетевшие братья
И многое видят они свысока
В свои погружая объятия
Вы были с водою в журчащем ручье
Вы пенили шумное море
Луну отражали в ночной тишине
На океанском просторе
Ведь вы покрывали вершины в горах
Своим пуховым одеялом
На севере крайнем трещали во льдах
За ледяным перевалом
С гуляющим ветром возноситесь вы
К высотам земного мечтанья
Под вами и горы и даже орлы
Свои коротают стенанья
Вы вольные странники чистых свобод
Своими златыми главами
Земной бережливо ласкаете свод
Гуляя с младыми ветрами
Люблю ваши пышной гривы чесать
Своим устремляющим взором
И в травы зелёные слёзы ронять
Под безграничным простором
Со светом лазурным играете вы
Меняя чудесные формы
И убегаете вдаль синевы
Где льются волшебные горны
Плывёте с любовью над снами земли
Вокруг созерцая страданья
Мрачнеете грустно в слепящей дали
Проникнув сочувствием знанья
В сердце готовы отдать из груди
На благо нуждающих взоров
Дорога прямая у вас впереди
Вы всё отдаёте без споров
Прольётесь на землю слезами дождя
Со всхлипами звонкого грома
Себя вы приносите в жертву сойдя
С обители пышного дома
Вы снова замчите иссохший ручей
Засыпете каплями море
Вольётесь со влагой в долины полей
Иссякните в пышном напоре
Теперь вы бежите по стеблю травы
И лист наполняется вами
И капли стекают с моей головы
И льются по телу ручьями
В луже напьётся уставшая птица
Зверь к водопою прильнёт
По жилам иссохшим бежа заструиться
Небесный клубящийся свод
В лёгкою кровью по венам играя
Опять побуждаете нас
Обнять всю планету от края до края
И братьями плыть между вас.
18.05.2023
Весны полёт.
Весны полёт. На небе туча
Гремит оттаявшим крылом.
Луч солнечный в окно стучится,
Златым играющим перстом.
Грохочет высь. Скорбит природа,
Грустинка светлая легка.
Поющих тучек хороводы,
Рыдают сладко облака.
Лампады звёзды, словно слёзы,
Играя, падая, поют.
Оркестром звучным мая грозы,
Капелью барабанной бьют.
Звучащий благовест весенний,
И песня утром петуха.
Усталый трепет полутеней,
Задумчивость небес тиха.
Природы ропот исступлённый,
Открыто в комнате окно.
В наряде праздничном балконы,
Картины дивной полотно.
Сверкают молнии дугою,
Сиянье в небе дождевом.
Бьют оземь огненной стрелою.
Вдали притих поющий гром.
Весна глядит на мир спокойно,
Не веселясь и не грустя.
Пора хвалы вполне достойна,
Возрадовалась как дитя.
18.05.2023
Музыка весны.
Волшебная звучит симфония весны,
Цветёт благоухающей красою сад.
Задумчивость весенняя златой луны,
Невест и женихов торжественный парад.
Начало утра в удивительных тонах,
Ряды, одетые цветами яблонь груш,
Музыкальны звуки, рождённые в цветах.
Жужжит как духовой оркестр первый хрущ.
Звучат повсюду скрипачей мелодии,
Безудержно пронзают синеву небес.
Природой русской созданы рапсодии,
Весной Россия благодатный мир чудес.
18.05.2023
Нежность первых трав…
Как много нежности в весеннем разнотравье!
В травинке каждой собрана любовь
Что выжила и холода презрела
Воскресла и благоухает вновь…
Парит, летит над лугом свежий запах
Проснувшейся от зимних грез травы
Как много нежности в этих весенних травах
Они надеждой на любовь полны…
Их собирать не нужно… возрожденье!
Застывшая, озябшая душа
Объятья раскрывает, птичье пенье
Несется, звуками и радостью шурша…
И в каждой трели, в каждом переливе
Надежда… воедино все слилось…
Как будто мир решил делиться силой
Как будто счастье с неба пролилось
Не каплями! А мощным водопадом
В котором звуки, краски, аромат
Их разделять не хочется! Не надо!
Как фимиам над миром воспарят…
По травам нежным босиком пройдите!
Услышите, что шепчут вам луга…
И эту нежность вы душой примите!
От первых трав весны… не цветника…
18.05.2023