Электрическая сеть (электропроводка) современных автомобилей является однопроводной, вторым проводником служит «масса» — кузов машины и двигатель. В ходе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с некоторыми неисправностями проводки (например, короткое замыкание или обрыв). Далее рассмотрим инструкцию, как их найти самому.
Все электрические цепи (кроме силовых цепей стартера и генератора) защищены плавкими предохранителями. А цепи питания мощных потребителей электроэнергии (фары, стеклоподъемники, обогревы зеркал или сидений и т.д.) коммутируются через реле. Поэтому начинать поиск неисправности электропроводки стоит в такой последовательности:
1) если не работает осветительный прибор (например, фара или плафон освещения), то сначала проверяем не перегорела ли лампа;
2) проверить исправность предохранителя;
3) проверить исправность реле;
4) проверить надежность контактов в разъемах цепи (они могут окисляться, в этом случае их нужно зачистить).
Также рекомендуется проверить все точки крепления «массы».
Для поиска короткого замыкания или обрыва проводки можно использовать прибор «мультиметр».
Если нужно определить только наличие или отсутствие напряжения на участке цепи, то можно использовать специальный световой индикатор 12 В. Также подойдет контрольная лампа, которую можно сделать своими руками. Для этого к автомобильной лампе (не более 4 Вт) следует припаять два провода длиной не менее 50 см.
Как найти обрыв проводки в автомобиле.
При обрыве электрическая цепь размыкается. Часто причиной отсутствия напряжения является плохой контакт в разъеме цепи. Корпус колодки скрывает окислившиеся контакты, поэтому поиск неисправности может занимать длительное время. Обрыв может обнаружиться при покачивании колодок или проводов.
Чтобы найти обрыв в проверке нужно выставить мультиметр в режиме омметра или прозвонки. Выводы прибора подсоединяем к концам проверяемой цепи:
1) Если обрыва нет — мультиметр подаст звуковой сигнал (в режиме прозвонки) или сопротивление будет минимальным (в режиме омметра).
2) Если в проводке обрыв — звукового сигнала не будет (в режиме прозвонки), а сопротивление будет очень большим (в режиме омметра).
Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля.
Короткое замыкание — это недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в колодке, либо повреждение изоляции проводов. Если после замены неисправного предохранителя он снова перегорает, вероятно, в электропроводке есть короткое замыкание.
Чтобы найти короткое замыкание следует отсоединить проверяемый участок электропроводки от остальной проводки автомобиля. Мультиметр устанавливаем в режим прозвонки. Один щуп прибора подсоединяем к участку цепи, а другой — к кузову («массе»).
1) Если короткого замыкания на участке цепи нет — прибор не будет подавать звуковых сигналов.
2) Если есть короткое замыкание — мультиметр подаст звуковой сигнал (цепь окажется замкнутой).
Осматриваем весь участок цепи на наличие повреждений.
Технологическая инструкция АВТОВАЗа 🙂
Ниже представлены общие методы проверки целостности электрических цепей, проверки на наличие замыканий с использованием омметра и вольтметра.
Проверка целостности электрической цепи.
Потеря целостности электрической цепи может быть вызвана следующими причинами:
1) отсоединение колодки жгута;
2) слабое соединение колодки жгута;
3) загрязнение, окисление, коррозия контактов;
4) деформация контактов;
5) повреждение провода.
Проверку целостности цепи выполнять в следующей последовательности:
1) Отключить клемму провода “массы” от аккумуляторной батареи.
2) Визуально проверить, что колодки жгута подключены с обеих сторон электрической цепи, замки фиксаторов защелкнуты.
3) Разъединить колодки, проверить визуально контакты на наличие грязи, коррозии, деформации.
4) Подергивая за провода рядом с колодкой, убедиться, что провод и клемма крепко обжаты, что клемма зафиксирована внутри колодки.
5) С помощью щупа заданного диаметра и длины, соответствующего размеру контакта в ответной колодке, убедиться, что клеммы жгутовых колодок обеспечивают надежное соединение (клеммы не утоплены в колодке, щуп плотно входит в клемму).
6) С помощью омметра измерить сопротивление цепи между колодками. Сопротивление исправной цепи должно быть менее 1 Ом. Чтобы избежать повреждения клемм, для измерений допускается использовать щупы заданного диаметра, соответствующие размеру контактов в ответных колодках.
Проверка замыкания цепи на “массу”
Проверку выполнять в следующей последовательности:
1) Разъединить колодки с обеих сторон электрической цепи.
2) Пробник, одним концом соединенный с “+” аккумуляторной батареи, подключить к клемме проверяемой цепи. Если пробник светится, значит, проверяемая цепь замкнута на “массу”.
Чтобы избежать повреждения клеммы, пробник должен подключаться с помощью щупа заданного диаметра, соответствующего размеру контакта в ответной колодке.
Проверка замыкания цепи на бортовую сеть
Проверку выполнять в следующей последовательности:
1) Отсоединить колодку с одной стороны электрической цепи.
2) Пробник, одним концом соединенный с “массой”, подключить к клемме проверяемой цепи.
Если пробник светится, значит, проверяемая цепь замкнута на бортовую сеть.
3) Присоединить отсоединенную колодку.
4) Отсоединить колодку с другой стороны электрической цепи. Выполнить проверку 2.
Чтобы избежать повреждения клеммы, пробник должен подключаться с помощью щупа заданного диаметра, соответствующего размеру контакта в ответной колодке.
Измерение напряжения на контактах жгута проводов.
Проверку выполнять в следующей последовательности:
1) Отсоединить колодку с одной стороны электрической цепи.
2) Плюсовой шнур вольтметра подключить к клемме проверяемой цепи, минусовой к “массе” автомобиля. 3) Фиксировать значение напряжения.
4) Чтобы избежать повреждения клеммы, плюсовой шнур вольтметра должен иметь щуп заданного диаметра, соответствующий размеру контакта в ответной колодке.
Напомню, выполнять диагностику проводки удобней тогда, когда под рукой есть схемы электрооборудования автомобиля 🙂
На чтение 5 мин Просмотров 1.1к.
Обновлено 01.08.2021
Содержание
- Причины обрыва проводки
- Способы поиска обрыва провода
- Первый способ
- Второй способ
- Третий вариант
- Видео:Как найти скрытый обрыв провода в автомобиле .Полезный совет от АВТО электрика.
- Заключение
Электрическая проводка современного автомобиля – сложная система, от которой зависит нормальная работа его оборудования. При ее неисправности могут не работать важные узлы и агрегаты, а в некоторых случаях автомобиль попросту не заведется.
Причины обрыва проводки
Одна из распространенных поломок – обрыв в электропроводке машины, когда через провод не проходит электрический ток из-за перелома или окисления его контактов. Внешне это проявляется в периодическом или полном отказе приборов или оборудования, подключенных от данного провода. Иногда работа системы восстанавливается при шевелении участка проводки, где произошло нарушение целостности контакта. Выделяют несколько причин, в результате которых происходит обрыв в проводе авто:
- механический разрыв провода или места его крепления под нагрузкой, в результате вибрации или перетирания о твердые элементы;
- окисление и коррозионные процессы;
- некачественный материал проводника;
- искрение при плохом контакте;
- короткое замыкание при повреждении проводки, попадании влаги или в силу других причин.
Иногда случается так, что при постоянных вибрациях, сопровождающих работу двигателя, изоляция проводов перетирается даже об защитную гофру. Чтобы устранить неисправность, необходимо уметь точно определить, какой из проводов оборван и где это произошло, поскольку в электрической системе автомобиля их много.
Способы поиска обрыва провода
Проверку провода на обрыв производят тремя способами. Два первых из них требуют специальной аппаратуры, а третий доступен любому автолюбителю. Рассмотрим каждый из них. Это позволит быстро диагностировать неисправность и заменить поврежденный провод, восстановив нормальную работу запитанного от него оборудования.
Первый способ
Чтобы проверить обрыв цепи этим способом, потребуется кабель-трекер. Устройство имеет две основные части: генератор с контактными проводами и приемник электромагнитного сигнала. Работает прибор так:
- красный провод от генератора подключается к проводу, который будет тестироваться;
- черный провод от генератора нужно подключить к массе автомобиля, например, блоку двигателя или неокрашенной части кузова;
- генератор включается, на приемнике настраивается чувствительность, которую указывает интенсивность звукового сигнала, генерируемого электромагнитным излучением генератора;
- датчик приемника проводится вдоль провода или жгута, спрятанного в кембрик или гофру;
- в месте, где сигнал начинает затихать или пропадает, провод оборван.
Применяя этот способ, прибор последовательно подключается к проводам в жгуте и путем последовательного подключения каждого из них к кабель-трекеру. Это быстрый способ, позволяющий проверить обрыв проводки, не привлекая другого оборудования.
Второй способ
Следующий метод определения обрыва пробки похож на предыдущий, но он усовершенствован за счет применения другого генератора электромагнитного сигнала. Его можно собрать только самостоятельно, для чего требуются определенные знания и навыки, существуют старые советские модели подобных генераторов, отличающиеся повышенной надежностью.
Зажим красного провода так же подключается к тестируемому проводу проводки, а черный на массу автомобиля. В качестве приемника используют бесконтактный индикатор напряжения. Но проблема в том, что данная пара устройств не всегда объективно указывает на обрыв проводки. Поэтому в качестве приемника лучше использовать более чувствительный приемник от стандартного китайского кабель-трекера.
При работе с данным устройством последовательность действий точно такая же. Зачем использовать приемник, изготовленный из старых советских радиодеталей? Объяснение очень простое – он генерирует более мощный и чистый сигнал, обеспечивающий быстрый и точный поиск обрыва проводки. Поэтому такое сочетание предпочтительно, чем использование стандартных кабель-трекеров.
Важный момент. Подключение красного провода нужно проводить со стороны потребителя – прибора, который питается от бортовой сети. При проведении проверки аккумулятор должен быть отключен, чтобы не создавать лишних помех при работе.
Третий вариант
Этот способ применяют при полном отсутствии специализированного оборудования, в том числе, кабель-трекера и даже обычного мультиметра. В этом случае из двух проводников и контрольной лампы, а также тонкой и острой иглы делается самодельное устройство.
Проверяемый провод или группу проводов отсоединяем от контактов с обеих сторон, чтобы исключить их из бортовой сети. Это позволяет на момент проверки не отключать аккумуляторную батарею.
Минус подключается к контакту проверяемого провода, затем берется контрольная лампа и через дополнительный проводник присоединяется к плюсовой клемме аккумулятора. При замыкании цепи на провод, контрольная лампа загорится.
Берется игла, которой через некоторое расстояние прокалывается изоляция тестируемого провода и к ней присоединяется свободная клемма контрольной лампы, если она загорается, значит, место обрыва еще не найдено.
Когда провод собран в жгут или пучок проводов защищен гофрой, следующий прокол целесообразно делать в доступном месте, где провод выходит наружу или удобно вскрывать изоляцию. Если контрольная лампа не загорается, на промежутке между двумя соседними проколами есть обрыв. При выявлении участка, где есть подозрение на обрыв, вскрывается изоляция, участок провода обследуется, производится его сращивание или замена.
Важный момент. Места проколов нужно изолировать, чтобы защитить токопроводящие жилы от негативных внешних воздействий. Если этого не сделать, может произойти замыкание проводки, которая выйдет их строя, кроме того, часто страдает подключенное к ней оборудование.
Видео:Как найти скрытый обрыв провода в автомобиле .Полезный совет от АВТО электрика.
Заключение
Обрыв провода электрической системы автомобиля – неприятная, но легко устранимая поломка. Его нахождение не требует глубоких технических знаний, но желательно иметь специальное оборудование, которое покажет, в каком месте оборвался провод. Это позволит ускорить и сократить объем работ по замене проводки электрической системы автомобиля.
Если у владельца есть желание полностью заменить испортившийся провод, то для диагностики достаточно обычного мультиметра. Он покажет, в каком из проводов нарушен контакт, а это значит, что он и подлежит замене. Часто случается, что окисленные жилы проводов просто ухудшают проводимость, при этом оборудование, которое они питают, работает плохо, а мультиметр показывает, что контакт не пропал, в этом случае потребуется дополнительная диагностика.
Но проблема состоит в том, что далеко не всякий провод можно легко заменить, поэтому есть смысл выявить место обрыва, аккуратно соединить провод, спаяв контакт, и изолировать это место. Это поможет быстро и, главное, надолго решить проблему, не снимая дополнительные панели и оборудование.
Кабель трекер
Приехала на ремонт Газель Некст с неисправными задними габаритами. Разобрал задние фонари, проверил лампы, была сгоревшая только одна лампочка из трёх в одном блоке. Передние габариты исправно работали. Указатели поворотов, стоп-сигналы работали и задний ход работают. Значит отсутствуют “плюсы” на задние габариты. По схеме правые и левые габариты с разных предохранителей. Разъёмы на фонарях в нормальном состоянии. Остаётся вскрывать гофру с проводами в раме и идти от фонарей к кабине. Вскрыл первый метр гофры, из которого высыпалось куча песка, на этом участке уже находится несколько скруток изолированных в термоусадку. Вся гофра до кабины в следах ремонта, без кабель трекера не обойтись.
Подключил передатчик к проводам
Передатчик подключил к проводам массы и габаритов, переключив переключатель в положение “TONE“. Можно было сразу подключить кабель трекер к заднему фонарю, предварительно выкрутив лампочки. Кончиком приёмника ведём по проводам в сторону кабины и как только доходим до места стихания звука, начинаем там вскрывать гофру. Далее уже исследуем приёмником отдельные проводки и определяем искомый. В моём случае цвета проводов не совпадали, так как жгут был не раз ремонтирован. Каждый ремонт добавляет ещё скрутку, если не менять длинный участок провода.
Место обрыва в жгуте проводов в раме Газели
Скрутки с ответвлениями на боковые габаритные огни
Была простая скрутка без пайки
Ещё место повреждения
Зелёная скрутка
Благодаря прибору удалось быстро найти повреждённые места и свет снова заработал.
Этот кабель трекер изначально придуман для связистов, так как в нём есть телефонный провод с разъёмом. Для автоэлектрики лучше убрать этот провод. Заглянув во внутрь передатчика увидел как эти проводки почти замыкаются с друг другом.
Жилы проводов находятся в миллиметре друг от друга
Плата передатчика
С другой стороны платы передатчика есть скрытый переключатель, который меняет тональность сигнала.
Скрытый переключатель в кабель трекере
У передатчика есть второй режим работы “CONT” для прозвонки цепи между чёрным и красным крокодилами. Светодиод будет обычно светится даже при сопротивлении более 5 кОм, далее будет потихоньку гаснуть и при 100 кОм практически не заметно, но светится.
Переменное сопротивление выставлено на 5 кОм
Видеоролик на тему статьи.
- 1. Распространенные неисправности электрооборудования машины
- 2. Как проверить проводку
- 2.1. Используем мультиметр
- 2.2. Проверяем напряжение
- 2.3. Ищем короткое замыкание
- 2.4. Проверяем качество заземления
- 2.5. Проверяем целостность цепи
- 3. Ремонт электропроводки автомобиля
- 4. Замена проводки авто
Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования. Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля. Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».
Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей — обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.
Распространенные неисправности электрооборудования машины
К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства — система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника — климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.
К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:
- Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
- Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
- Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
- Деформации электропроводки – окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
- Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).
Как проверить проводку
Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.
Используем мультиметр
Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.
Проверяем напряжение
Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:
- Установить мультиметр в режим вольтметра.
- Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
- Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.
Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.
Ищем короткое замыкание
После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.
Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2‐х компонентов:
- Потребителя — электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
- Проводки — обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.
Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.
Проверяем качество заземления
В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.
Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:
- Отключение АКБ.
- Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
- Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.
Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления — зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.
Проверяем целостность цепи
Соединение проводов в электрической цепи автомобилей — одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.
Ремонт электропроводки автомобиля
Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой — учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.
Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.
Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из‐за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов. Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.
Замена проводки авто
При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.
Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени. И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание. При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика‐профессионала.
Количество электроники в современных автомобилях из года в год растет, а это означает, что провода в них находятся, практически, повсюду. Для того чтобы они не мешали эксплуатации и стильному интерьеру автомобиля, их связывают и укладывают в специальные каналы вдоль боков, потолка и пола автомобиля, а сверху закрывают отделочными панелями, ковровым покрытием и обивкой.
Эти жгуты проводов проходят через узкие каналы, и часто подвергаются вибрации и механическим нагрузкам, что может вывести один или несколько из них из строя. Когда это происходит, все оборудование, которое питается от поврежденного провода, перестает работать. Чтобы справиться с проблемой автолюбитель должен знать, как прозвонить проводку в машине мультиметром, для быстрого и эффективного восстановления ее работоспособности.
Причины возникновения сбоев в работе проводки автомобиля
Электрическая система автомобиля имеет основные цепи зарядки для запуска и зарядки аккумуляторной батареи, а также дополнительные: электрическое освещение, электродвигатели, датчики, магнитные замки, стереосистема и компьютер. Все цепи размыкаются и замыкаются переключателями или реле (дистанционными переключателями, управляемыми электромагнитами).
Ток в цепи течет по одному кабелю батареи через компонент, находящийся под напряжением, и попадает в батарею через металлический корпус автомобиля. Корпус подключается к клемме заземления АКБ толстым кабелем.
В отрицательной (-) системе заземления ток течет от положительной (+) клеммы к работающему компоненту. Компонент заземления кузова автомобиля, подключается к отрицательной (-) клемме аккумуляторной батареи.
На практике встречается довольно много вероятных причин выхода из строя автомобильной проводки. Вот самые частые причины выхода из них:
- Процесс старения, который приводит к хрупкости, растрескиванию и вероятному выходу из строя изоляционных материалов. При этом обнажаются провода в автомобиле, и создается риск возникновения короткого замыкания, который может привести к пожару в машине.
- Установлен провод, который не подходит по мощности и условиям эксплуатации в автомобиле, недостаточно механически устойчив к износу или истиранию, либо химически неустойчив к условиям окружающей среды.
- Механическая поломка из-за ударного воздействия или вибрации.
- Проникновение влаги в изоляцию вызывает серьезные проблемы, включая короткое замыкание и коррозию медных проводов.
- Перегрев электрических кабелей приводит к ухудшению качества изоляционного материала внешней оболочки, а также к преждевременному выходу из строя кабелей.
- Электрическая перегрузка.
- Повреждения грызунами.
Как подготовится к тестированию автомобильных проводов
Пред тем как проверить проводку в автомобиле мультиметром, понадобится приготовить обычный цифровой бытовой мультиметр, измерительные щупы, длинную проволоку и зажимы «крокодилы». Также нужно будет иметь руководство по ремонту автомобиля и схему электропроводки.
Наличие электрической схемы цепи значительно упростит диагностику, поможет идентифицировать нагрузки, провода, переключателей и управляющих устройств в цепи. Благодаря чему, пользователь сможет понять, как ток должен течь в цепи, как она защищена, а также, в каком обычно замкнутом или разомкнутом состоянии она находится. Если схемы нет, ее можно купить или скачать из Интернета для конкретной марки автомобиля.
Важно! При изучении схемы потребуется обратить особое внимание на разъемы, соединения, переключатели и компоненты в цепи, где имеется возможный обрыв. Чтобы избежать путаницы, идентифицируют провода по цвету и клеммам, переключателям или нагрузке, к которым они подключены. Тщательно отсоединяют разъемы, чтобы не повредить их. По возможности отсоединяют разъемы датчиков с задней стороны или со стороны проводов.
Проверка реле и предохранителей
Согласно Руководству по ремонту авто устанавливают, какой предохранитель или реле связаны с неработающим оборудованием. Если неработающих компонентов несколько, по схеме подключения определяют общие точки в цепи. Это существенно сузит области поиска неисправности.
Последовательность проверки:
- Выключают двигатель.
- Открывают крышку отсека предохранителей, который обычно находится под рулем или под капотом автомобиля, и обозначен небольшим электрическим знаком.
- На крышке блока предохранителей имеется руководство, позволяющее определить функцию каждого и найти его.
- Используя маленькие плоскогубцы, поставляемые с блоком, освобождают проверяемый предохранитель без усилий.
- Если при внешнем осмотре замечено черное пятно на цифрах или разорванная нить, то предохранитель перегорел и его необходимо заменить.
Для более точной проверки используют мультиметр в режиме прозвонки. Если предохранитель не звонится, то неисправен. Заменяют сгоревший предохранитель на новый с аналогичными характеристиками.
Визуальный осмотр проводки
Перед тем как прозвонить провода мультиметром в автомобиле, выполняют визуальный осмотр проводки. Для того чтобы найти поврежденный провод, открывают неработающее оборудование автомобиля и находят питающие провода. Во многих случаях для этого потребуется снятие внутренних отделочных панелей. Если провода заключены в гибкую пластиковую трубку, то осторожно снимают ее, чтобы можно было их осмотреть. Если будет определен провод с нарушением изоляции — его нужно будет заменить.
Проверка мультиметром провода на обрыв
Проверка на целостность проводов автомашины должна выполняться с соблюдением правил электробезопасности. В противном случае, исполнитель может получит травму электротоком. Он также должен понимать основы функционирования электрооборудования, для того чтобы правильно выполнить проверку.
Важно! Если автолюбитель испытывает сомнения в своих возможностях работать безопасно в электросетях, то лучше воспользоваться услугами электрика.
Поэтому, чтобы этот тест был успешным, потребуется мультиметр, гаечный ключ, а также фонарик. Перед выполнением теста убеждаются, что отключен источник питания провода.
Настройка мультиметра
Перед тем как найти короткое замыкание в проводке автомобиля, правильно настраивают мультиметр. Он должен быть включен на диапазон измерения в омах. Максимальный предел этого измерения мультиметра — это разомкнутый контур (OL), поскольку при разрыве прибор определяет сопротивление воздушной прослойки между двумя выводами. В некоторых моделях может потребоваться, чтобы пользователь нажимал кнопку непрерывности.
Измерения сопротивления выполняется специальными проводами-щупами: черный вставляется в разъем COM, а красный в разъем АV. Перед началом работ убеждаются, что щупы правильно установлены и закреплены.
Тестирование на обрыв
Если на предохранителе нет напряжения, а сам предохранитель исправен, то потребуется проверить участок цепи между соединением держателя предохранителя и аккумулятором. Например, в этой части цепи может быть плохое соединение с АКБ.
При проверке электрических или электронных компонентов в автомобиле используют цифровой мультиметр с сопротивлением 10 МОм, чтобы предотвратить повреждение автомобильного компьютера и других электрических устройств.
Проверка цепи на обрыв:
- Выбирают схему, которую нужно протестировать.
- Поворачивают ключ зажигания в положение «Вкл.», и запускают двигатель на холостом ходу.
- Подключают отрицательный черный вывод измерителя к «земле», а положительный красный к положительной стороне нагрузки тестируемой цепи.
- Если на шкале мультимера появляется 0 В, перемещают красный провод измерителя к выходной стороне устройства управления–переключателя или реле. Если теперь на экране появится 10.5 В, то существует разрыв между нагрузкой и управляющим устройством. Если выше 10.5 В, то перемещают красный провод измерителя к заземленной стороне нагрузки.
- Если мультиметр показывает от 1 В и выше, но меньше напряжения батареи — существует слишком большое сопротивление на стороне заземления цепи. Это может быть корродированным или неплотным соединением, или поврежденным проводом, препятствующим нормальному прохождению тока.
- Если мультиметр показывает напряжение аккумулятора, то это означает, что на стороне заземления цепи есть обрыв.
Внимание! Для того чтобы это исправить, убеждаются, что линия заземления исправна и не подвержена коррозии. При необходимости устанавливают перемычку для создания надежного хорошего заземления, чтобы определить работоспособность цепи при целостной заземляющей линии.
Изоляция проблемной цепи
Для того чтобы проверить целостность участка цепи, который вызывает сомнение в работоспособности, нужно изолировать этот участок от остальной цепи. Отключают эту часть цепи, отсоединив разъем, переключатель или нагрузку с каждого конца секции, которую нужно протестировать.
Устанавливают измеритель на непрерывность или на самое низкое значение по шкале Ом. Подключают один из выводов цифрового мультиметра к одному концу изолированной цепи, а другой вывод — к другому концу. Если на дисплее отображается «OL» — бесконечное сопротивление, то в этой части цепи имеется разрыв.
Дальше потребуется переместить один из выводов ближе к другому, и вновь проверить сопротивление цепи или прозвонить мультиметром. Сокращают цепь постепенно до тех пор, пока мультиметр не издаст звуковой сигнал.
Важно! Разрыв будет расположен между этой точкой и предыдущей точкой, которую проверили. Если цифровой мультиметр издает звуковой сигнал или на дисплее отображается 0.3 Ом, или аналогичное небольшое значение сопротивления, то значит в цепи нет обрыва.
Тем не менее, если в результате измерения будет получено более высокое сопротивление, то это указывает на слабое или корродированное соединение, клемму или провод. При необходимости проверяют падение напряжения в этой части цепи, чтобы определить причину сбоя.
Проверка цепи свечей зажигания
Кабели свечей зажигания часто выходят из строя, что объясняется экстремальными условиями эксплуатации: перепады температур, вибрация, высокие электрические нагрузки и наличие химических веществ: масла, смазки и охлаждающей жидкости.
Предварительно проверяют провода свечей зажигания на предмет визуальных повреждений: оплавленная или растресканная изоляция.
Если видимых повреждений на проводах нет, то выполняют тест на сопротивление цифровым мультиметром по шкале Ω. Удерживают щупы измерителя на каждом конце кабеля и считывают общее сопротивление на шкале.
Как найти КЗ в проводке автомобиля мультиметром
В автомобильной проводке существует 2 вида короткого замыкания: на питание и на землю. При КЗ на «массу» ток проходит от электроцепи к кузову. В этой ситуации провода, контактируя с кузовом или мотором, греются и теряют защитные характеристики изоляции. Также выходят из строя предохранители, приборы освещения и датчики.
КЗ на питание возникает в жгуте с чрезмерным числом проводов, размещенных близко друг с другом. Протертые или оборванные провода соединяются между собой, образуя аварийную цепь, и включают оборудование, которое в данный момент не нужно. Например, при включении фар, раздается звуковой сигнал. Найти КЗ в отдельной цепи довольно сложно. Для того чтобы упростить диагностику в современных авто применяют схемы электропроводки (EWD) с цветовой кодировкой.
Для проверки КЗ рекомендуется принять меры безопасности, работы проводить в защитных очках. Далее находим автомобильный аккумулятор, отсоединяя положительный кабель от АКБ и размещая таким образом, чтобы его конец не касался оборудования или кабелей.
Определяют неработающее устройство, отсоединяют его питающие провода, предварительно установив их полярность и располагают так, чтобы они ни к чему не прикасались.
Плюсовой провод к блоку предохранителей отключают от панели так, чтобы его конец был свободным. Отрицательный провод от полосы заземления также отсоединяют аналогичным образом. К положительному и отрицательному проводу подключают соответственно щупы омметра, и контролируют показания цифрового мультиметра или аналогового по стрелке. Если первоначально стрелка откинется в сторону, а потом вернется в первоначальное положение, то КЗ в цепи нет. Если стрелка отклонится и останется на месте — в цепи КЗ.
Очевидно, что обычным мультиметром довольно сложно обнаружит этот тип неисправности. Для этого лучше использовать специальный тестер-контроллер CMS для жгута проводов, который позволяет определить, находится ли провод под напряжением, благодаря встроенному датчику.
Диапазон измерения от 0 до 60 В постоянного тока, также может измерять переменный ток. Для этого пользователю не потребуется повреждать оболочку провода, чтобы добраться до проводящего металла. Детектор позволяет быстро обнаружить провод с плохим контактом или плохой проводимостью из-за нарушений изоляции, или других сбоев в целостности конструкции.
Чтение результатов выполнятся на ЖК-экране, а измерительный датчик может проникнуть даже в самые труднодоступные места, поэтому не потребуется делать разборку автомобиля.
Современные автомобили имеют более 1500 проводов различного назначения. Они работают в сложных условиях: при высокой температуре, повышенной вибрации и химически активной среде. Поэтому не удивительно, что какие-то провода часто обрываются или утрачивают целостность изоляционного покрова. В этом случае водителю нужно будет самостоятельно определить место КЗ в цепи с применением мультиметра.