План урока:
Иррациональные уравнения
Простейшие иррациональные уравнения
Уравнения с двумя квадратными корнями
Введение новых переменных
Замена иррационального уравнения системой
Уравнения с «вложенными» радикалами
Иррациональные неравенства
Иррациональные уравнения
Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.
Приведем примеры иррациональных ур-ний:
Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести
Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.
Простейшие иррациональные уравнения
Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:
где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.
Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:
Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии
n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.
Ответ: корней нет.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:
x– 5 = 62
х = 36 + 5
х = 41
Ответ: 41.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:
х – 5 = (– 6)3
х = – 216 + 5
х = – 211
Ответ: – 211.
Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).
Пример. Найдите решение ур-ния
Решение. Возведем обе части в пятую степень:
х2 – 14х = 25
х2 – 14х – 32 = 0
Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:
D = b2– 4ac = (– 14)2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324
х1 = (14 – 18)/2 = – 2
х2 = (14 + 18)/2 = 16
Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.
Ответ: (– 2); 16.
Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Возводим обе части во вторую степень:
х – 2 = (х – 4)2
х – 2 = х2 – 8х + 16
х2 – 9х + 18 = 0
D = b2– 4ac = (– 9)2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9
х1 = (9 – 3)/2 = 3
х2 = (9 + 3)/2 = 6
Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):
при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1
при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2
Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.
Ответ: 6.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:
3х2 + 6х – 25 = (1 – х)3
3х2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х2 – х3
х3 + 9х – 26 = 0
Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:
23 + 9•2 – 26 = 0
8 + 18 – 26 = 0
0 = 0
Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х3 + 9х – 26 является монотонной.
Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:
при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1
Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:
Ответ: 2.
Уравнения с двумя квадратными корнями
Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Перенесем вправо один из корней:
Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:
Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:
Поделим на 4:
Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:
(2х – 4)2 = 13 – 3х
4х2 – 16х + 16 = 13 – 3х
4х2 – 13х + 3 = 0
D = b2– 4ac = (– 13)2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121
х1 = (13 – 11)/8 = 0,25
х2 = (13 + 11)/8 = 3
Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:
Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3
На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.
Ответ: 3
Введение новых переменных
Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние
Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.
Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:
х1/2 – 10х1/4 + 9 = 0
Теперь введем переменную t = x1/4. Тогда х1/2 = (х1/4)2 = t2. Исходное ур-ние примет вид
t2– 10t + 9 = 0
Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:
D = b2– 4ac = (– 10)2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64
t1 = (10 – 8)/2 = 1
t2 = (10 + 8)/2 = 9
Получили два значения t. Произведем обратную замену:
х1/4 = 1 или х1/4 = 9
Возведем оба ур-ния в четвертую степень:
(х1/4)4 = 14 или (х1/4)4 = 34
х = 1 или х = 6561
Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:
В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.
Пример. Решите ур-ние
х1/3 + 5х1/6 – 24 = 0
Решение. Произведем замену t = x1/6, тогда х1/3 = (х1/6)2 = t2. Исходное ур-ние примет вид:
t2 + 5t – 24 = 0
Его корни вычислим через дискриминант:
D = b2– 4ac = 52 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121
t1 = (– 5 – 11)/2 = – 8
t2 = (– 5 + 11)/2 = 3
Далее проводим обратную заменуx1/6 = t:
х1/6 = – 8 или х1/6 = 3
Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 36 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.
Ответ: 729.
Замена иррационального уравнения системой
Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:
Исходное ур-ние примет вид
u + v = 5 (3)
Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:
х + 6 = u3 (4)
11 – х = v2 (5)
Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:
Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:
(х + 6) + (11 – х) = u3 + v2
17 = u3 + v2 (6)
из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:
17 = u3 + v2 (6)
17 = u3 + (5 – u)2
17 = u3 + u2– 10u + 25
u3 + u2 – 10u + 8 = 0
Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа
u1 = 1; u2 = 2; u3 = – 4
подставим полученные значения в (4):
x + 6 = u3 (5)
x + 6 = 13 или х + 6 = 23 или х + 6 = (– 4)3
x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64
х = – 5 или х = 2 или х = – 70
Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим
Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:
Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:
Итак, все три числа прошли проверку.
Ответ: (– 5); 2; (– 70).
Уравнения с «вложенными» радикалами
Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:
При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:
Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:
Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:
Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:
Возводим в квадрат и получаем:
х2 + 40 = (х + 4)2
х2 + 40 = х2 + 8х + 16
8х = 24
х = 3
И снова нелишней будет проверка полученного корня:
Корень подошел.
Ответ: 0; 3.
Иррациональные неравенства
По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:
Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.
Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида
Может быть справедливым только тогда, когда
То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во
при четном n можно заменить системой нер-в
Пример. При каких значениях x справедливо нер-во
Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:
х – 2 < 9
х < 11
Однако подкоренное выражение должно быть неотрицательным, то есть
х – 2 ⩾ 0
x⩾2
Итак, мы получили, что 2 ⩽ х < 11. Напомним, что традиционно решения нер-в записывают с помощью промежутков. Поэтому двойное нер-во 2 ⩽ х < 11 мы заменим на равносильную ему запись х∈[2; 11).
Ответ: х∈[2; 11).
Пример. Решите нер-во
Решение. Возведем нер-во в четвертую степень:
6 – 2х ⩾ 24
6 – 2х ⩾ 16 (1)
– 2х ⩾ 10
х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)
Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во
6 – 2х ⩾ 0 (2)
чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.
Ответ: х∈(– ∞; – 5)
Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.
Пример. Найдите решение нер-ва
Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:
х2 – 7x< 23
x2– 7x– 8 < 0
Получили неравенство второй степени, такие мы уже решать умеем. Напомним, что сначала надо решить ур-ние
x2– 7x– 8 = 0
D = b2– 4ac = (– 7)2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81
х1 = (7 – 9)/2 = – 1
х2 = (7 + 9)/2 = 8
Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x2– 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:
Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.
Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.
Ответ: (– 1; 8).
Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид
Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.
Пример. Решите нер-во
Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):
7 – х3< (1 – х)3
7 – х3< 1 – 3x + 3x2– х3
3х2 – 3х – 6 > 0
x2– х – 2 > 0
И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:
x2– х – 2 = 0
D = b2– 4ac = (– 1)2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9
х1 = (1 – 3)/2 = – 1
х2 = (1 + 3)/2 = 2
Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.
Ответ: (– ∞; – 1)⋃(2; + ∞).
Если в нер-ве
стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:
f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);
g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).
Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.
Пример. Решите нер-во
Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим
2х – 5 <(4 – х)2
2х – 5 < 16 – 8х + х2
х2 – 10х + 21 > 0(1)
Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:
2х – 5 ⩽ 0
2x⩽5
x⩽ 2,5
Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:
4 – х ⩾ 0
х ⩽ 4
Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):
Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:
Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:
Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:
Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:
Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).
Ответ: [2,5; 3).
Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не «<», то есть оно имеет вид
Его тоже можно решить аналитически, однако мы для простоты рассмотрим только графическое решение.
Пример. Найдите решение нер-ва
Решение. Построим графики обеих частей:
Видно, что в какой-то точке графики пересекаются, после чего график корня будет лежать выше прямой у = 2 – х. Осталось найти точное значение точки, для чего можно составить ур-ние:
Корни квадратного ур-ния найдем через дискриминант:
Мы убедились, что иррациональные ур-ния и нер-ва являются довольно сложными. Для разных задач приходится использовать разные, не всегда стандартные методы решений. Зачем же их вообще надо решать? Оказывается, они часто возникают при геометрических расчетах. В частности, уравнение, описывающее зависимость расстояния между двумя точками от их координат, является иррациональным. Поэтому при решении многих физических задач, связанных с движением объектов в пространстве, возникает необходимость решать иррациональные ур-ния.
Также важно напомнить, что для поступления в ВУЗ по окончании 11 класса школьники сдают ЕГЭ. В задачах 13 и 15 очень попадаются именно иррациональные ур-ния и нер-ва. Поэтому, если вы желаете в будущем получить высшее образование по экономической (менеджер, аналитик, брокер, банкир), технической (инженер, программист) и тем более физико-математической специальности, то начинайте тренироваться уже сейчас!
Уравнения, в которых неизвестное участвует под знаком корня называется иррациональным.
Содержание:
Рассмотрим методы решения некоторых видов иррациональных уравнений.
Рассмотрим простое иррациональное уравнение вида:
Пусть выражения f(х), g(x) принимают неотрицательные значения. Возводя обе части уравнения в квадрат, получим равносильное уравнение.
Так как
Значит, решение уравнения (1) осуществляется по правилу:
Аналогично уравнение вида равносильно системе
Пример:
Решите уравнение
Решение:
Возводя обе части уравнения в квадрат, получим равносильное уравнение или . Отсюда получим корни Так как х>2, то х=3 – решение данного уравнение.
Уравнения вида
Для того чтобы произведение двух выражений обращалось в нуль, необходимо и достаточно равенство нулю, хотя бы одного из сомножителей.
Значит, для того чтобы должно выполняться равенство или совокупность равенств
Этот факт мы кратко будем записывать так:
Пример:
Решите уравнение
Решение:
Ответ:
Пример:
Решите уравнение
Решение:
Данное уравнение приводится к виду Так как система не имеет решении, то достаточно рассмотреть уравнение Возведем обе части этого уравнения в квадрат, получим равносильное ему уравнение
Ответ:
Уравнение вида
При решении таких уравнений сначала следует учесть четность-нечетность числа n, а затем привести его к равносильному уравнению.
Пусть n нечётно:
Например, уравнение равносильно уравнению
Пример:
Решите уравнение
Решение:
Ответ:
Пусть n четно, то есть n=2к. В этом случае данное уравнение равносильно каждой из систем:
На практике из данных систем выбирается то, которое легче решается.
Пример:
Решите уравнение
Решение:
Ответ:
IV Замена переменных.
Пример:
Решите уравнение
Решение:
Выполним замену
Найдем теперь корни данного уравнения.
Ответ: х=2 и х=1,2.
Пример:
Решите уравнение
Решение:
Выполним замену Тогда
Найдем теперь корни данного уравнения
Ответ: х=4 и х=1.
Системы иррациональных уравнений
Решение систем, состоящих из иррациональных уравнений, опирается на известные нам методы сложения, подстановки и т.д. При этом следует учитывать области существования участвующих иррациональных выражений.
Пример:
Решите систему уравнений
Решение:
Данная система имеет решения
Пример:
Решите систему уравнений
Решение:
Обозначим Воспользовавшись формулой сокращенного умножения, получим систему:
Эта система имеет решения Отсюда получим решения (1; 8) и (8; 1) исходной системы.
Пример:
Найдите точку С(х; 0), равноудаленную от точек А(3; 4) и В(-2; 5) плоскости.
Решение:
Из соотношения АС=ВС и формулы расстояния между двумя точками плоскости получим иррациональное уравнение
Делая равносильные преобразования, получим уравнение, откуда -10х=4. Последнее уравнение имеет корень х=-0,4. Значит, С(-0,4; 0) – искомая точка.
Пример:
Найдите точку на прямой у=3х, равноудаленную от точек А(-1;2) и В(3;—4) плоскости.
Решение:
По условию, ордината и абсцисса искомой точки удовлетворяет соотношению у=3х, поэтому она имеет координаты С(х;3х). Из соотношения АС=ВС и формулы расстояния между двумя точками плоскости получим иррациональное уравнение Делая равносильные преобразования, получим уравнение, откуда -28х=20. Последнее уравнение имеет корень
Значит, С(—5/7; -15/7) – искомая точка. Ответ: С(-5/7; -15/7).
Что называется иррациональным уравнением
Уравнение, содержащее переменную под знаком радикала (или в дробной степени) называется иррациональным уравнением.
Примеры:
При решении рациональных уравнений, как правило, применяют возведение в степень. При этом необходимо учитывать следующее:
- решение рационального уравнения ищут на множестве действительных чисел;
- для радикала четной степени берутся арифметические корни, для радикала нечетной степени – действительные значения;
- при возведении обеих частей уравнения в нечетную степень получается равносильное уравнение;
- При возведении в четную степень множество допустимых значений переменной нового уравнения может расширяться. Возможно, что некоторые корни нового уравнения могут не удовлетворять иррациональному уравнению. Поэтому при возведении в четную степень надо проверять, удовлетворяют ли полученные значения переменных заданному иррациональному уравнению.
Пример:
Решите уравнение
Решение:
Оставим выражение содержащее радикал в
одной стороне уравнения возведем обе части
уравнения в квадрат, упростим и решим.
Проверка:
При получаем
При получаем
не удовлетворяет уравнению.
Ответ: {4}
Отметим, что решить уравнение можно, приведя его к равносильной системе
Определение иррационального уравнения
В этой лекции мы будем рассматривать уравнения, содержащие переменную (неизвестное) под знаком корня (радикала). Такие уравнения называют иррациональными.
Напомним на примерах два из возможных подходов к решению иррациональных уравнений.
Вычисление иррациональных уравнений
Первый подход состоит в замене исходного уравнения равносильным ему уравнением (системой или совокупностью уравнений и неравенств). Поскольку все равносильные уравнения имеют одни и те же решения, то при этом подходе проверка полученных значений переменной по условию исходного уравнения не является необходимой частью решения.
Например, при решении иррациональных уравнений часто пользуются следующими утверждениями о равносильности:
(вместо неравенства ).
Второй подход состоит в замене исходного уравнения его следствием. Поскольку решений в уравнении-следствии (системе или совокупности) может быть больше, чем в исходном уравнении, то необходимой частью процесса решения является проверка полученных значений переменной по условию исходного уравнения.
Переход к следствию из данного уравнения при оформлении записи решения можно обозначать символом
Примеры с решением
Пример №1
Решить уравнение:
Пример №2
Способ 1 (сохранение равносильности).
Ответ:
Для уравнения а) покажем решение способом 2 (использование уравнения-следствия):
Проверка: при х = -2 получим т. е. — неверное числовое равенство, значит, число -2 не является корнем уравнения а);
— верное числовое равенство, значит, число 3 — корень уравнения а);
Пример №3
Решить уравнение
Решение:
Способ 1 (сохранение равносильности).
при любых допустимых значениях х обе части уравнения неотрицательны, поэтому, возведя их в квадрат, получим равносильное уравнение
Ответ: 2.
Способ 2 (использование уравнения-следствия).
Проверка: х=2 удовлетворяет исходному уравнению, а х=5 не удовлетворяет (убедитесь в этом).
Пример №4
Решить уравнение
Решение:
Способ 1 (сохранение равносильности).
Решив это уравнение и систему, получим
Ответ: -1; 2; 5.
Способ 2 (использование уравнения-следствия).
Проверка по условию исходного уравнения показывает, что 0 не является его корнем, так как при х = 0 выражение равно и не имеет смысла. А числа -1; 2; 5 — являются корнями заданного в условии уравнения.
Пример №5
Решить уравнение с неизвестным х:
Решение:
Имеем (объясните почему):
Ответ: при любом значении имеем
Пример №6
Решить уравнение относительно х.
Решение:
Очевидно, что х = 0 — корень уравнения при любом значении а. При х>0 уравнение равносильно уравнению Если то это уравнение решений не имеет, а если а > 0, то
Ответ:
Решение иррациональных уравнений с использованием свойств функций
Уточним определение уравнения с одной переменной, данное в предыдущих классах.
Пусть — функции от переменной — множество всех значений переменной х, при которых определены обе эти функции. Равенство
называется уравнением с переменной х, а множество D — областью определения этого уравнения (или областью допустимых значений переменной).
Переменную в уравнении называют также неизвестным. Корнем или решением уравнения называется такое число — верное числовое равенство.
Теорема:
Уравнение
где — возрастающая и — убывающая функции, определенные на одном и том же множестве, имеет не более одного корня, т. е. либо вообще не имеет корней, либо имеет единственный корень.
(Действительно, на рисунке 20, а, б видно, что графики возрастающей функции и убывающей функции пересекаются на области определения не более чем в одной точке.)
▲ Доказательство. Пусть — корень уравнения (1), т. е.— верное числовое равенство.
Еслито по определению возрастающей и убывающей функций имеем
Следовательно,
Значит, никакое число корнем уравнения (1) не является. Аналогично доказывается, что и никакое число не является корнем уравнения (1).
Замечание. Эта теорема справедлива и тогда, когда одна функция возрастающая (убывающая), а другая постоянная.
Приведем несколько примеров, где при решении иррациональных уравнений используются свойства возрастания и убывания функций.
Пример №7
Решить уравнение
Решение:
Способ 1.
Подбором находим, что является корнем данного уравнения. Действительно, — верное числовое равенство.
Так как функция возрастающая, а функция убывающая, то согласно теореме — единственный корень данного уравнения.
Ответ: 1.
Способ 2.
Возможно и другое решение:
Так как функция возрастающая, то (см. замечание) уравнение имеет не более одного решения. Подбором находим корень
Пример №8
Решить уравнение
Решение:
Подбором находим, что число 2 — корень данного уравнения, поскольку т. е. 1 = 1 — верное числовое равенство. Других корней уравнение не имеет, так как функция является убывающей, а функция — возрастающей.
Ответ: 2.
▲ Иногда при решении иррациональных (и других) уравнений бывает полезно предварительно найти область определения уравнения.
Пример №9
Решить уравнение:
Решение:
а) Значение не принадлежит области определения уравнения (2), поскольку при этом значении выражение не имеет смысла. Поэтому и уравнение (2) равносильно уравнению
Решим это уравнение, переходя к уравнению-следствию:
Проверка показывает, что корнем уравнения (4) (а значит, и уравнения (2)) является значение
б) Очевидно, что значение обращает уравнение (3) в верное числовое равенство и принадлежит области определения уравнения (3) — множеству Значит, — корень уравнения (3).
При уравнение (3) равносильно уравнению
Решая это уравнение, получаем:
Ответ:
Решение уравнения (3) с помощью знаков равносильности можно записать так:
Пример №10
Решить уравнение:
Решение:
а) Поскольку функция определена для значений удовлетворяющих неравенству а функция определена для значений удовлетворяющих неравенству то область определения данного уравнения совпадает со множеством решений системы неравенств
Решая эту систему, получаем равносильную ей систему:
откуда имеем
На рисунке 21 видно, что решением этой системы является только значение х = 4. Значит, область определения уравнения состоит из единственного числа 4, т. е.
Осталось проверить, является ли число 4 корнем данного уравнения. Подставив в исходное уравнение, получим
т. е. 1 = 12 — неверное числовое равенство, значит, 4 не является корнем данного уравнения.
б) Решение этого примера аналогично решению примера а). Выполните его самостоятельно.
Ответ:
Пример №11
Решить уравнение
Решение:
Область определения данного уравнения совпадает со множеством решений системы неравенств:
Поскольку система не имеет решений, то область определения не содержит ни одного числа. Значит, данное уравнение не имеет корней.
Ответ: нет корней.
Иногда при решении уравнений бывает полезно обратить внимание на наибольшее или наименьшее значения входящих в них функций.
Пример №12
Решить уравнение
Решение:
Область определения уравнения совпадает со множеством решений неравенства
Очевидно, что функция имеет наибольшее значение при х = 0. Таким образом, при любых значениях верно неравенство поэтому данное уравнение решений не имеет.
Ответ: нет решений. ▲
Напомним:
Уравнения, содержащие переменную под знаком корня, называются иррациональными.
При решении иррациональных уравнений не всегда удается от данного уравнения перейти к равносильному ему уравнению.
Например, решим уравнение
Первый способ.
Возведем обе части уравнения в квадрат, получим уравнение Оно имеет корни Очевидно, что число 2 не является корнем данного уравнения, так как а число — корень данного уравнения, так как равенство является верным.
Посторонний корень уравнения (число 2) появился оттого, что уравнение равносильно совокупности уравнений которая может иметь больше решений, чем данное уравнение Поэтому после возведения обеих частей уравнения в четную степень без дополнительных условий следует выполнять проверку полученных корней.
Второй способ.
Уравнение равносильно системе Действительно, обе части уравнения неотрициональны, поэтому при возведении в квадрат получим:
Третий способ.
Запишем уравнение в виде Рассмотрим функцию Эта функция возрастает на области определения, значит, данное уравнение не может иметь больше одного корня. Анализируя условие, заметим, что корень должен быть отрицательным и не превосходить по модулю число 2. Корнем данного уравнения является число -1.
Рассмотрим некоторые виды иррациональных уравнений и методы их решения.
Уравнение вида=2n√f(x), где n∈N
Уравнение вида
Если если то корней нет.
Пример №13
Решите уравнение:
Решение:
то уравнение не имеет корней.
Ответ а) 81; б) нет корней; в) -4; 4.
- Заказать решение задач по высшей математике
Уравнение вида 2n+1√f(x)=a, где n∈N
Уравнение вида
Уравнение равносильно уравнению
Пример №14
Решите уравнение:
Решение:
Ответ а) 125; б) -1.
Уравнение вида m√f(x)=g(x), m∈N, m>1
Уравнение вида
Пусть — четное число.
Рассмотрим способы решения уравнения вида
Первый способ.
Данное уравнение равносильно системе
Пример №15
Решите уравнение
Решение:
Ответ: 1
Второй способ.
Уравнение данного вида можно решить, возведя обе части уравнения в степень с последующей проверкой корней.
Пример №16
Решите уравнение
Решение:
Проверка: при равенство неверное; при равенство верное. Ответ: 4.
Если — нечетное число, то уравнение вида равносильно уравнению
Пример №17
Решите уравнение
Решение:
Ответ: 1.
Уравнение вида m√f(x)=m√g(x), m∈N, m>1
Уравнение вида
Пусть — четное число.
Рассмотрим способы решения уравнения вида
Первый способ.
Данное уравнение равносильно одной из систем
Пример №18
Решите уравнение
Решение:
Ответ: 1
Второй способ.
Уравнение этого вида можно решить, возведя обе части уравнения в степень с последующей проверкой корней.
Пример №19
Решите уравнение
Решение:
Проверка: при выражения в левой и правой частях равенства не имеют смысла, т. е. исходное уравнение не имеет корней.
Ответ: нет корней.
Если — нечетное число, то уравнение вида равносильно уравнению
Пример №20
Решите уравнение
Решение:
Ответ: -1; 1.
Уравнение вида √f(x)±√g(x)=a
Уравнение вида
Первый способ.
Уравнение вида можно решить, возведя обе части уравнения в квадрат дважды с последующей проверкой найденных корней.
Пример №21
Решите уравнение
Решение:
Перенесем одно из слагаемых в правую часть, для того чтобы сократить преобразования.
Проверка: Значит, значение является корнем уравнения.
Ответ: 7.
Второй способ.
Некоторые уравнения этого вида можно решить, используя свойства функций.
Пример №22
Решите уравнение
Решение:
Функция возрастает на всей области определения, поэтому, если данное уравнение имеет корень, то только один.
При данное уравнение обращается в верное числовое равенство: Значит, число 4 является единственным корнем данного уравнения.
Ответ: 4.
Метод замены переменной
Пример №23
Решите уравнение
Решение:
Пусть тогда и уравнение принимает вид Второе уравнение совокупности не имеет корней.
Тогда
Ответ: 624.
Пример №24
Решите уравнение
Решение:
Пусть тогда и уравнение принимает вид Так как т.е.
Ответ: -7; 2.
Примеры заданий и их решения
Пример №25
Решите уравнение:
Решение:
Ответ. 65.
так как то уравнение не имеет корней.
Ответ: нет корней.
Ответ:
Пример №26
Решите уравнение:
Решение:
Ответ: -5; 5.
Ответ:
Ответ. -2; 2.
Пример №27
Решите уравнение:
Решение:
Ответ: 3.
б) Возведем обе части уравнения в квадрат и получим:
Проверка: при получим: — верное равенство, значит, — корень данного уравнения. При имеем: — неверное равенство, значит, не является корнем данного уравнения.
Ответ: -1.
Ответ: 0,5.
Пример №28
Решите уравнение:
Решение:
Ответ: -4.
б) Возведем обе части уравнения в квадрат и получим:
Проверка: при получим: — верно, значит, — корень данного уравнения. При выражение не имеет смысла, т. е. не является корнем данного уравнения.
Ответ: 1.
Ответ: -1
Пример №29
Решите уравнение:
Решение:
а) Запишем уравнение в виде и возведем обе части полученного уравнения в квадрат: С помощью проверки убедимся, что является корнем исходного уравнения.
Ответ: 9.
б) Функция возрастает на всей области определения, поэтому если данное уравнение имеет корень, то только один.
При данное уравнение обращается в верное числовое равенство: Значит, число является единственным корнем данного уравнения.
Ответ:
Пример №30
Решите уравнение
Решение:
Пусть тогда и исходное уравнение принимает вид
Второе уравнение совокупности не имеет корней. Тогда
Ответ.
При решении иррациональных уравнений используют прием возведения левой и правой частей уравнения в одну степень.
Теорема 9.
Возведение левой и правой частей уравнения в нечетную натуральную степень дает уравнение, равносильное данному, а возведение в четную степень — уравнение, являющееся следствием данного уравнения.
Доказательство:
Пусть — корень уравнения . Тогда истинно числовое равенство . Возведя его в степень , по соответствующему свойству числовых равенств получим равенство , которое также истинно. А это означает, что число — корень уравнения .
Поскольку каждый корень уравнения является корнем уравнения , то из уравнения следует уравнение .
Пусть — нечетное натуральное число и — корень уравнения . Тогда истинно числовое равенство . Извлекая из обеих его частей корень степени , по соответствующему свойству числовых равенств получим числовое равенство , которое истинно. Значит, число — корень уравнения .
Поскольку при нечетном натуральном из уравнения следует уравнение и из уравнения следует уравнение , то эти уравнения равносильны.
Пример №31
Решим уравнение
Данное уравнение равносильно уравнению . Возведем обе его части в квадрат и приведем подобные:
Полученное квадратное уравнение имеет корнями числа -3 и 4. Сделаем проверку. Подставив числа -3 и 4 в данное уравнение, получим числовые равенства
из которых истинно только первое равенство.
Ответ. -3.
Этот пример иллюстрирует ту часть теоремы 9, в которой утверждается, что возведение в четную степень обеих частей уравнения дает уравнение, которое является следствием данного уравнения. Появление постороннего корня 4 связано с тем, что возведением в квадрат к уравнению приводит не только данное уравнение, но и уравнение , которое и имеет корнем число 4.
Вообще, при решении уравнений нужно быть внимательным к выполняемым преобразованиям. Полученные в результате решения числа включаются в ответ только в случае, когда все преобразования были преобразованиями равносильности.
Пример №32
Решим уравнение , используя только преобразования равносильности:
Некоторые иррациональные уравнения могут быть решены приемом введения вспомогательных переменных.
Пример №33
Решим уравнение .
Обратим внимание на то, что данное уравнение равносильно уравнению , в котором выражение повторяется. Это наводит на мысль, что его или выражение, его содержащее, целесообразно рассматривать в качестве новой переменной. Обозначим через , например, выражение , т. е.
Тогда .
Это позволяет данное уравнение заменить уравнением . Решим его:
Вернемся к исходной переменной:
Полученное уравнение имеет корнями числа -1 и 4. Они и являются корнями исходного уравнения.
Ответ. -1; 4.
Иногда бывает удобно ввести две вспомогательные переменные.
Пример:
Решим уравнение .
Обозначим и первый и второй радикалы соответственно:
Тогда данное уравнение запишется как
Из системы (1) получим еще одно уравнение, связывающее переменные и :
Таким образом, для нахождения значений переменных и получилась система , которая решается так:
Теперь, чтобы найти значения исходной переменной, достаточно решить любое из уравнений системы (1).
Для , а затем для получим соответственно:
Анализ выполненных преобразований показывает, что все они являются преобразованиями равносильности. Поэтому оба полученных значения переменной являются корнями данного уравнения.
Ответ. 1; 20.
Пример №34
Решим систему уравнений
Обозначим и соответственно сумму и произведение радикалов и :
Выразим через и . Получим:
С учетом этого исходная система запишется так:
Поскольку , то первое уравнение системы приводится к уравнению , решив которое, получим = 1.
Учитывая, что, из системы (2) находим, что .
Ответ. (1; 1).
Иногда при решении системы бывает полезна тригонометрическая подстановка.
Пример №35
Решим систему уравнений .
Обратим внимание на то, что модули переменных и не превышают 1. Поэтому можно ввести вспомогательные переменные и :
Выразим через них исходную систему и найдем ее решения:
При переходе (1) мы покомпонентно второе уравнение разделили на первое, при переходе (2) учли то, что поскольку , то уравнение имеет корнем число , но , поэтому первое уравнение записывается в виде .
Вернувшись к исходным переменным, получим, что и .
Ответ. .
- Иррациональные неравенства
- Производная в математике
- Как найти производную функции
- Асимптоты графика функции
- Формулы двойного аргумента
- Формулы преобразования суммы и разности синусов (косинусов) в произведение
- Корень n-й степени из числа и его свойства
- Свойства и график функции y=ⁿ√x (n>1, n∈N)
Иррациональное уравнение — это уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня или возведённое в степень, которую нельзя свести к целому числу. Простейшим примером иррационального уравнения является уравнение или . Иногда корни могут обозначать в виде рациональных степеней неизвестной, то есть вместо пишут .
Примеры и классификация[править | править код]
Короче сформулировать правило отнесения уравнений к той или иной категории можно так:
Образцами более сложных иррациональных уравнений могут послужить такие примеры:
- ,
- ,
Связь с алгебраическими уравнениями[править | править код]
Всякое иррациональное уравнение с помощью элементарных алгебраических операций (умножение, деление, возведение в целую степень обеих частей уравнения) может быть сведено к рациональному алгебраическому уравнению. Например, уравнение возведением во вторую степень можно преобразовать к виду , что уже не иррациональное уравнение, но алгебраическое.
При этом следует иметь в виду, что полученное рациональное алгебраическое уравнение может оказаться неэквивалентным исходному иррациональному уравнению, а именно может содержать «лишние» корни, которые не будут корнями исходного иррационального уравнения. Поэтому, найдя корни полученного рационального алгебраического уравнения, необходимо проверить, а будут ли все корни рационального уравнения корнями иррационального уравнения.
Подходы к решению[править | править код]
В общем случае трудно указать какой-либо универсальный метод решения любого иррационального уравнения, так как желательно, чтобы в результате преобразований исходного иррационального уравнения получилось не просто какое-то рациональное алгебраическое уравнение, среди корней которого будут и корни данного иррационального уравнения, а рациональное алгебраическое уравнение образованное из многочленов как можно меньшей степени. Желание получить рациональное алгебраическое уравнение, образованное из многочленов как можно меньшей степени, вполне естественно, так как нахождение всех корней рационального алгебраического уравнения само по себе может оказаться довольно трудной задачей, решить которую полностью мы можем лишь в весьма ограниченном числе случаев.
Однако при решении самых разных уравнений применяются, в сущности, всего четыре метода[1]: разложение на множители; замена переменной; переход от равенства функций к равенству аргументов; функционально-графический.
1. Метод перехода.[править | править код]
Суть метода: переход от равенства, связывающего функции, к равенству, связывающему аргументы.
Способы реализации:
2. Метод введения новой переменной[править | править код]
Суть метода: выделение в исходном уравнении повторяющегося выражения с переменной и решение более простого уравнения относительно введённой «новой» переменной.
Способы реализации:
3. Метод разложения на множители[править | править код]
Суть метода: воспользоваться тем, что произведение множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один множитель равен нулю, а другие при этом имеют смысл.
Способ реализации:
- Использование различных приёмов разложения на множители и равносильных преобразований иррациональных выражений.
4. Функционально-графический метод[править | править код]
Суть метода: использование свойств входящих в уравнение функций.
Способы реализации:
- Использование области определения функций.
- Использование области определения и области значений функций.
- Использование монотонности функций.
Возведение в степень[править | править код]
Если обе части иррационального уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень и освободиться от радикалов, то получится уравнение, равносильное исходному уравнению.
При возведении уравнения в чётную степень получают уравнение, являющееся следствием исходного. Поэтому возможно появление посторонних решений уравнения. Причина приобретения корней состоит в том, что при возведении в четную степень чисел, равных по абсолютной величине, но разных по знаку, получается один и тот же результат.
Заметим, что потеря корней при возведении уравнения в четную степень невозможна, но могут появиться посторонние корни. Рассмотрим пример:
Решим уравнение
Возведём обе части уравнения во вторую степень
так как мы возводим в чётную степень, то возможно появление посторонних корней, ибо самим процессом возведения мы расширяем область допустимых значений (ОДЗ) для подкоренных выражений.
Так, когда был приравнен к заведомо положительному числу (так как в силу определения арифметического корня), переменная не могла принимать значения, которые бы обратили в отрицательные числа, значит или .
Другими словами в месте с постановкой задачи нам дали ещё и ограничения на значения переменной (ОДЗ) в виде . Но, после возведения обеих частей в квадрат, мы получаем уравнение
,
уже в котором область допустимых значений (ОДЗ) переменой совершенна другая (теперь может принимать совершенно любые значения, то есть ОДЗ расширилось относительно первоначального уравнения).
Очевидно, что вероятность появления посторонних корней резко выросла просто по факту того, что теперь корнем может стать гораздо больше чисел, а не только те, что .
Продолжая решать и упрощать мы получим квадратное уравнение:
, корнями которого являются
и
Следует заметить, что и точно являются корнями уравнения , но ещё не известно являются ли они корнями первоначального уравнения.
Так мы знаем, что корни первоначального уравнения не могут быть меньше 2, а меж тем корень меньше двух, значит он не может быть корнем первоначального уравнения.
Ответ:
Замена системой условий[править | править код]
Использование свойств корней[править | править код]
Введение новых переменных[править | править код]
Введение вспомогательной переменной в ряде случаев приводит к упрощению уравнения. Чаще всего в качестве новой переменной используют входящий в уравнение корень (радикал). При этом уравнение становится рациональным относительно новой переменной.
Пример 1[2]: Решить уравнение
Сделаем замену , ясно что при этом мы наложили ограничения на новую переменную в виде , так как арифметический корень не может быть отрицательным числом.
После возведения во вторую степень мы избавимся от знака корня и получим выражение . Далее, после подстановки в исходное уравнение, мы получим такое уравнение:
,
корни которого и . Но не может быть отрицательным числом ввиду того как мы определили через нашу подстановку, поэтому корнем будем считать лишь . Далее, решая уравнение , мы получаем корни и .
Ответ:
Пример 2[3]: Решить уравнение
Сделаем две замены: и , после их возведения в третью степень получим и . Далее, решив каждое новое уравнение относительно
и , и после уравнивания этих уравнений, мы получаем уравнение , но ввиду того, как мы вводили и , мы так же имеем уравнение , значит у нас появилась система из уравнений:
Решив систему, мы получаем значения и , это значит нам надо решить ещё два уравнения:
и , решения которых и .
Ответ:
Использование области определения[править | править код]
Использование области значений[править | править код]
Тождественное преобразования[править | править код]
Использование производной[править | править код]
Использование мажоранты[править | править код]
Термин «мажоранта» происходит от французского слова «majorante», от «majorer» — объявлять большим.
Мажорантой данной функции на заданном промежутке называется такое число A, что либо для всех x из данного промежутка, либо для всех x из данного промежутка. Основная идея метода состоит в использовании следующих теорем для решения иррациональных уравнений:
Теорема № 1.
Пусть и — некоторые функции, определённые на множестве . Пусть ограничена на этом множестве числом А сверху, а ограничена на этом множестве тем же числом А, но снизу.
Тогда уравнение равносильно системе:
Теорема № 2.
Пусть и — некоторые функции, определённые на множестве . Пусть и ограничены на этом множестве снизу (сверху) числами А и В соответственно. Тогда уравнение равносильно системе уравнений:
Теорема № 3.
Пусть и — некоторые неотрицательные функции, определённые на множестве . Пусть ограничена сверху (или снизу) числами А и В соответственно. Тогда уравнение равносильно системе уравнений (при условии, что и ):
В этом утверждении особенно важно условие неотрицательности функций и , а также условие положительности А и В.
Пример:
Решить уравнение
Введём более короткие обозначения: и .
Значения больше или равны 1, так как подкоренное выражение очевидно . Причём , только если . Аналогично, значения не меньше 5. Значит можно записать . Следовательно, используя Теорему № 2:
или
Возведя оба уравнения в квадрат, получим
, упрощая далее
Единственное решение этой системы
Ответ:
Графический подход[править | править код]
В некоторых случаях построение графика функции позволяет оценить возможные пути решения уравнения, количество корней или их приблизительное значение.
Примечания[править | править код]
- ↑ Фирстова Н. И. Иррациональные уравнения: основные методы и приёмы решения // Математика в школе : статья в журнале – научная статья / Н. И. Фирстова. — М., 2020. — № 2. — С. 62-68. — ISSN 0130-9358.
- ↑ Акаткина Елена Михайловна. Методы решения иррациональных уравнений. Открытый урок.рф.
- ↑ Ерёменко Елена Васильевна. Иррациональные уравнения. Открытый урок.рф. Дата обращения: 24 октября 2020. Архивировано 21 сентября 2020 года.
Ссылки[править | править код]
- [Иррациональные уравнения. Примеры с решениями]
Если в уравнении переменная содержится под знаком квадратного корня, то уравнение называют иррациональным.
Рассмотрим простейшее иррациональное уравнение
2x+1=3
.
Это равенство, по определению квадратного корня, означает, что
2x+12=32
. По факту мы преобразовали заданное иррациональное уравнение к рациональному уравнению (2x + 1 = 9) путём возведения в квадрат обеих частей иррационального уравнения.
Обрати внимание!
Метод возведения в квадрат обеих частей уравнения является основным методом решения иррациональных уравнений.
Очевидно, что другим способом мы не уйдём от иррациональности.
Решаем линейное уравнение (2x + 1 = 9), (x = 4). Найденное значение (x = 4) является корнем и линейного уравнения (2х + 1 = 9), и заданного иррационального уравнения.
Чисто технически, метод возведения в квадрат является простым, однако имеет недостаток.
Рассмотрим решение уравнения
4x−25=3x−19
.
Возведём левую и правую части уравнения в квадрат:
4x−252=3x−192;4x−25=3x−19.
Перенесём слагаемые с (x) в левую часть: (4x – 3x = -19 +25); (x = 6).
Число (6) является решением уравнения (4x – 3x = -19 +25), но если подставим его вместо (x) в уравнение
4x−25=3x−19
, то получим
−1=−1
.
Имеем и в правой, и в левой частях равенства выражения, которые не имеют смысла. Получается, что числовое равенство не выполняется.
В таких случаях считают: (x = 6) — посторонний корень для заданного иррационального уравнения. Получается, что заданное иррациональное уравнение решений не имеет.
Посторонний корень — знакомый для тебя термин, посторонние корни «всплывают» при проверке, мы их встречали при решении рациональных уравнений.
Обязательным этапом при решении иррациональных уравнений является проверка. Именно проверка помогает распознать существующие посторонние корни и исключить их.
Обрати внимание!
Иррациональное уравнение решаем с помощью метода возведения обеих его частей в квадрат; полученное рациональное уравнение решаем и выполняем проверку; при необходимости исключаем существующие посторонние корни.
Используя этот вывод, рассмотрим пример.
Пример:
Реши уравнение
5x−26=x−4
.
Левую и правую части уравнения
5x−26=x−4
возводим в квадрат:
5x−262=x−42
.
Раскрываем скобки и переносим все члены уравнения в левую часть:
5x−26=x2−8x+16;−x2+13x−42=0;x2−13x+42=0;x1=6;x2=7.
Проверка. Заменяем (x = 6) в уравнении
5x−26=x−4
, приходим к равенству
4=2
— верно. Заменяем (x = 7) в уравнении
5x−26=x−4
, приходим к равенству
9=3
— верно. Значит, уравнение
5x−26=x−4
имеет два корня.
Ты уже имеешь небольшой опыт в решении линейных, квадратных, рациональных, иррациональных уравнений. Тебе знакомо, что при решении уравнений производят различные виды преобразований, допустим следующие: перенос из одной части уравнения в другую с противоположным знаком членов уравнения; умножение или деление обеих частей уравнения на одинаковое не равное нулю число; «избавляются» от знаменателя, заменяя уравнение
pxqx=0
уравнением (р(x)=0); обе части уравнения возводят в квадрат.
Преобразования бывают равносильными и неравносильными.
Равносильными называются уравнения, множества решений которых совпадают. Уравнения, не имеющие решений, также равносильны.
Решая уравнения, стремятся заменить исходное уравнение на более простое, равносильное ему, т. е. выполнить равносильное преобразование уравнения.
Виды равносильных преобразований уравнения:
1. Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую с противоположными знаками.
К примеру, преобразование уравнения (2x + 5 = 7x – 8) к виду (2x – 7x = – 8 – 5) есть равносильное преобразование уравнения. Это значит, что уравнения (2x + 5 = 7x -8) и (2x – 7x = -8 – 5) являются равносильными.
2. Умножение или деление обеих частей уравнения на одинаковое не равное нулю число.
К примеру, преобразование уравнения
0,5×2−0,3x=2
к виду
5×2−3x=20
(обе части уравнения умножили почленно на (10)) есть равносильное преобразование уравнения.
Неравносильными преобразованиями уравнения являются следующие преобразования:
1. освобождение от знаменателей, содержащих переменные.
Например, уравнение
x2x−3=4x−3
заменить уравнением
x2=9
не является равносильным преобразование уравнения. Уравнение
x2=9
имеет два корня: (3) и (- 3) — а в заданном уравнении значение (x = 3) обращает знаменатель в нуль. Поэтому, (x = 3) является посторонним корнем.
2. Возведение обеих частей уравнения в квадрат.
Обрати внимание!
Если в процессе решения уравнения применялось одно из указанных неравносильных преобразований, тогда необходимо выполнить проверку, т. к. среди решений могут быть посторонние корни.
Что такое иррациональные уравнения?
Не секрет же, что большинство чисел можно представить в виде обыкновенной дроби с натуральными числами в числителе и знаменателе?
Например, число 7 – это (frac{21}{3})
Иррациональные числа не такие. Их невозможно представить в виде дроби. Они странные.
Гиппас создал античным математикам множество проблем: их теории о том, что все в мире соизмеримо целым числам, рушились одна за другой. И они боялись.
Но мы будем смелыми 🙂
Сначала разберемся, что такое рациональные уравнения, а потом научимся находить решение иррациональных уравнений.
Итак, что из себя представляют рациональные уравнения, а что – иррациональные:
- ( 3cdot (x+1)=x) – как думаешь, какое это? Тут сложение, умножение, нет корней, и степеней никаких – рациональное!
- ( 3cdot (x+1)=sqrt{x}) – вот тебе и корень из переменной, значит уравнение НЕ рациональное (или иррациональное);
- ( 3cdot (x+1)=frac{1}{x}) – а это – рациональное;
- ( 3cdot (x+1)={{x}^{2}}) – тут вот степень, но она с целым показателем степени (( 2)– целое число) – значит, это тоже рациональное уравнение;
- ( 3cdot (x+1)={{x}^{-1}}) – даже уравнение с отрицательным показателем степени тоже является рациональным, ведь, по сути, ( {{x}^{-1}}) – это ( frac{1}{x});
- ( 3cdot (x+1)={{x}^{0}}) – тоже рациональное, т.к. ( {{x}^{0}}=1);
- ( 3cdot (x+1)={{x}^{frac{1}{2}}}) – а с ним поосторожнее, степень-то дробная, а по свойству корней ( {{x}^{frac{1}{2}}}=sqrt{x}), как ты помнишь, корня в рациональных уравнениях не бывает.
Надеюсь, теперь ты сможешь различить, к какому виду относится то или иное уравнение.
Дадим oпределение:
Иррациональными уравнениями называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или знаком возведения в дробную степень.
А вот как это выглядит: ( sqrt{x}); ( {{x}^{frac{1}{3}}}).
Но только отличать рациональное от иррационального недостаточно, тебе же решать их надо! Вся сложность в корнях, так?
Так избавься от них, вот и все дела!
Если еще не догадался, как, то я подскажу: просто возведи в нужную степень обе части уравнения, а потом решай его как простое рациональное уравнение.
Но проверяй все корни! Позже ты поймешь, почему делать это необходимо.
Как рациональные уравнения решать помнишь? Если забыл, то советую почитать «Рациональные уравнения».
Если читать лень, напомню вкратце. Для верного решения рациональных уравнений, ты должен придерживаться следующего алгоритма:
Пример №3
( sqrt{12-x}=x)
После возведения обеих частей в квадрат имеем:
( 12-x={{x}^{2}}), упрощаем и решаем квадратное уравнение по теореме Виета
( {{x}^{2}}+{x}-12=0)
( left[ begin{array}{l}{{x}_{1}}=3\{{x}_{2}}=-4end{array} right.)
У нас два корня, пробуем их подставить в исходное для проверки.
Подставляем ( 3), ( sqrt{9}=3), ( 3=3) – подходит.
Подставим ( -4), получим ( sqrt{16}=-4)…
Но ведь ( 4ne -4)! Что же получается, ( -4) – посторонний корень.
Заговор какой-то!
Думаю, интрига затянулась, настало время объяснить, почему получаются какие-то посторонние корни.
Опять объяснять буду на примере:
( -2ne 2), но если мы возведем в квадрат обе части, ( {{(-2)}^{2}}={{(2)}^{2}}), ( 4=4).
Ну как тебе фокус? 🙂
То же самое получается и в нашем примере с иррациональным уравнением, в результате преобразования мы можем найти все корни, но могут примешаться и посторонние.
Их надо отфильтровать проверкой, проверив, будет ли соблюдаться равенство исходного уравнения при их подстановке.
А если взять не вторую, а третью степень:
( {{(-2)}^{3}}ne {{(2)}^{3}})
( -8ne 8)
Пример №4 (метод уединения радикала)
( sqrt{2x+1}+sqrt{x}=1)
В этом примере есть два подкоренных выражения и число ( 1).
Чтобы избавиться от корня, нужно обе части возвести в квадрат, но, прежде чем сделать это, перенесем ( sqrt{x}) в правую часть.
( sqrt{2x+1}=1-sqrt{x})
«Зачем?» – спросишь ты.
Дело в том, что, если возводить в квадрат в таком виде, упрощать придется дольше, не веришь – попробуй сам, а я, пожалуй, избавлю себя от расписывания этого 🙂
Теперь возводим в квадрат обе части и упрощаем.
( sqrt{2x+1}=1-sqrt{x})
( 2x+1=1-2sqrt{x}+x)
( x=-2sqrt{x})
Понял, в чем сложность?
Этот метод решения математики называют «метод уединения радикала».
Радикал (выражение с корнем) надо уединить в одной стороне уравнения. Но уединять и возводить в степень придется не один раз.
Чтобы избавиться от корней и получить нормальное (рациональное 🙂 ) уравнение, придется выполнять множество замысловатых махинаций, которые заключаются в уединении и возведении в степень.
С другой стороны, можно заметить, что на определенной стадии решения становится без дальнейших упрощений понятно, что в уравнении, например, нет решений.
Например…
Корни степени больше 2
Ты спросишь: а что всё про квадратные корни? Как же быть с остальными степенями?
Спрошу в ответ: а чем они отличаются?
Отличие, на самом деле, есть. Но важна не конкретная степень корня, а четность этой степени.
Корни четной степени
Корни ( displaystyle 2), ( displaystyle 4), ( displaystyle 6), и т.д. степеней очень похожи друг на друга, и принцип решения уравнений с ними абсолютно одинаковый. Дело в том, что корень четной степени можно всегда привести к квадратному (вспоминаем тему «Корень и его свойства»!):
( displaystyle sqrt[4]{x}=sqrt{sqrt{x}};text{ }sqrt[6]{x}=sqrt{sqrt[3]{x}};text{ }sqrt[2k]{x}=sqrt{sqrt[k]{x}})
Например:
( displaystyle sqrt[4]{A}=Btext{ }Leftrightarrow text{ }left{ begin{array}{l}A={{B}^{4}}\Bge 0end{array} right.)
Корни нечетной степени
С нечетными степенями (( displaystyle 3), ( displaystyle 5), …) все намного проще!
Дело в том, что корень нечетной степени можно извлекать из любого числа! (И снова, если ты этого не знал, вспомни тему «Корень и его свойства»!)
Что это значит?
Теперь никаких дополнительных условий, никаких ограничений – просто возводим все в нужную степень и решаем:
( displaystyle begin{array}{l}sqrt[3]{A}=Btext{ }Leftrightarrow text{ }A={{B}^{3}}\sqrt[5]{A}=Btext{ }Leftrightarrow text{ }A={{B}^{5}}end{array})
Примеры:
- ( displaystyle sqrt[5]{2-x}=-2)
- ( displaystyle sqrt[4]{3+2{x}-{{x}^{2}}+{{x}^{4}}}=x)
- ( displaystyle sqrt[3]{{{x}^{3}}+3x+5}=x)
- ( displaystyle sqrt[3]{6+{{x}^{2}}-{{x}^{3}}}=1-x)
Ответы: