Как найти перуанские рисунки на карте

Линии на плато Наска в Перу

Гигантские наземные рисунки перуанского плато Наска, заслуженно считаются одной из самых таинственных достопримечательностей не только Южной Америки, но и всей планеты.

Загадочными линиями, складывающимися в причудливые фигуры, покрыто около 500 квадратных метров территории плато. Линии, образующие рисунки Наски, нанесены на поверхность земли своеобразным способом — выемкой грунта, в результате чего образовались траншеи до 1,5 метров шириной и до 30-50 сантиметров глубиной.

Линии образуют огромное количество геоглифов — геометрических и фигурных узоров: свыше 10 000 полос, более 700 геометрических фигур (в основном трапеции, треугольники и спирали), около 30-ти изображений птиц, зверей, насекомых и цветов.

Рисунки Наски в Перу впечатляют своими размерами. Так, например, фигуры паука и колибри имеют длину около 50 метров, рисунок кондора простирается на 120 метров, изображение пеликана — почти на 290 метров. Поражает, что при таких гигантских размерах контуры фигур непрерывны и удивительно точны. Почти идеально ровные полосы пересекают русла высохших рек, взбираются на высокие холмы и спускаются с них, но при этом не отклоняются от необходимого направления. Современная наука не в состоянии объяснить подобный феномен.

Впервые эти удивительные древние фигуры были обнаружены летчиками лишь в 30-х годах прошлого века.

Это объясняется тем, что с земли практически невозможно распознать фигуры, раскинувшиеся на десятки и сотни метров в длину.

Несмотря на десятилетия исследований, так и остается загадкой, каким образом, кто и с какой целью выполнил эти рисунки. Предположительный «возраст» изображений — от пятнадцати до двадцати столетий.

Сегодня известно около 30 рисунков, около 13 тысяч линий и полос, около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Большинство исследователей приписывают авторство рисунков представителям цивилизации Наска, которые населяли плато до появления Инков. Уровень развития цивилизации Наска недостаточно изучен, поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что ее представители владели технологиями, позволяющими создавать подобные рисунки.

Существует немало версий, объясняющих назначение геоглифов Наски. Самая распространенная из них — астрономическая. Ее сторонники считают линии Наски своеобразным астрономическим календарем. Популярна и ритуальная версия, согласно которой, гигантские рисунки предназначены для общения с небесным Божеством.

Многократные повторения одних и тех же линий и фигур, а также выявленные математические закономерности в их пропорциях и взаимно-расположении, дают право предположить, что рисунки Наски представляют собой некий зашифрованный текст. Согласно наиболее фантастическим гипотезам, фигуры на плато выполняют функцию ориентиров для приземления инопланетных кораблей.

К сожалению, целенаправленное и регулярное изучение геоглифов Наски в наше время не проводится. Многовековые загадки знаменитых перуанских рисунков все еще ждут своих исследователей.


Геоглифы Наска и Пальпа с коптера. Перу 2014 hd

Рисунки Наска со спутника

Плато Наска на карте мира


Nazca, Перу

С высоты птичьего полета знакомые всем здания, районы городов, реки, острова и другие объекты часто выглядят в ином свете. Этому посвящена коллекция «Интересные места Гугла», элементы которой мы находим, разглядывая картографический сервис в режиме спутника.

У нас уже было две латиноамериканских страны – Эквадор и Белиз. Сегодня захватим Перу и Чили.

Содержание

  • → Перу
    • Рисунки Наска
    • Линии Пальпа
    • Рисунки Такна
  • → Чили
    • Надпись Кока-Кола бутылок
    • Улыбка острова Стокс
    • Звезда Давида
    • Рисунки Чиза
    • Рисунки Пинтадос

Перу

Рисунки Наска

В 1939 году при полете над пустыней Наска американский археолог Пол Косок обратил внимание на интересные линии, составляющие гигантские рисунки. Еще более занимательно было то, что эти изображения видны только с высоты, а с поверхности земли являются не более, чем обычными углублениями.

Открытие Пола так заинтересовало географов, что сразу же после окончания Второй мировой войны они взялись за активное исследование рисунков, получивших название «Рисунки Наска». За десятилетия изображения на земле обросли домыслами и легендами. Например, одни ученые даже выдвигали гипотезу, что линии являются знаками для посадки инопланетных кораблей.

Рисунки Наска Большинство рисунков на одной картинке

Читайте также: Прозрачные туристические капсулы Skylodge на скалах долины Урубамба (Перу)

Однако немецкий археолог Мария Райхе, посвятившая исследованию рисунков Наска свою жизнь, обосновала, что их сделали люди. В качестве доказательства Райхе представила найденные ей небольшие эскизы рисунков Наска. Кроме этого ученые обнаружили также остатки вбитых в землю деревянных клиньев, служивших координатными точками при создании русунков.

Рисунки Наска Рисунки Наска

Одна из самых невероятных гипотез, выдвинутых учеными, приписывает рисункам Наска инопланетное происхождение. Наверное, это от бессилия разгадать загадку 🙂

Рисунки Наска Аэрофотосъемка одного из рисунков Наска

Линии Пальпа

Линии Пальпа расположены в Перу в 20 километрах северней рисунков Наска. Исследования показали, что линии сделаны в первом тысячелетии до нашей эры цивилизацией паракас, предшествовавшей инкам.

Линии Пальпа занимают площадь около 145 квадратных километров. С земли они фактически не видны, так как представляют собой незначительные углубления, в некоторых местах выложенные камнями.

Линии Пальпа в Перу Цивилизации Паракас удалось создать изображения, размеры которых измеряются сотнями метров

Племена паракас оставили мало свидетельств о своей культуре, так как не имели письменности. Однако достоверно известно, что они умели бальзамировать усопших и имели точный календарь. Некоторые ученые считают, что Линии Пальпа – это попытки составить карту звездного неба.

Линии Пальпа в Перу С земли Линии Пальпа очень слабо просматриваются. Истиный смысл линий Пальпа до сих пор не разгадан.

Рисунки Такна

Город Такна, расположенный на юге Перу, знаменит самым длинным в мире рисунком. Изображение тянется вдоль всего города на 10 километров и состоит из десятков логотипов и надписей.

Современные рисунки в Перу Современные рисунки стали главной достопримечательностью города Такна

В Такна есть много других интересных мест. Например, пещеры, в которых обнаружены останки древнего человека, или собор эпохи Ренессанс. Но современные рисунки Такна затмевают древние достопримечательности прежде всего своей масштабностью. А во-вторых, среди них очень много логотипов футбольных клубов Перу, что делает рисунки еще и культовым местом для фанатов.

Рисунки Такна, Перу Под некоторыми рисунками виднеются остатки более ранних произведений

Рисунки Такна, Перу Холст длиной 10 километров запросто может претендовать на звание самого длинного в мире

Чили

Надпись Кока-Кола бутылок

Самый большой логотип компании Кока-Кола находится на севере Чили, в окрестностях города Арика. Размеры композиции составляют 100 на 40 метров.

Логотип Кока-Кола создан в 1992 году, его открытие было приурочено к столетнему юбилею компании. На строительство логотипа понадобилось 70 000 бутылок из-под напитка Кока-Кола, которые несколько десятков человек в течение месяца закрепляли на склоне горы.

Логотип компании Кока-Кола в Чили Логотип Кока-Кола сооружен в честь столетнего юбилея компании

Логотип компании Кока-Кола в Чили На создание логотипа 100 х 40 метров понадобилось 70 000 бутылок

Улыбка острова Стокс

Затерянный среди себе подобных в плохо освоенных прибрежных водах юга Чили, остров Стокс добродушно улыбается. Ничем не примечательный необитаемый остров показывает миру свой неудержимый оптимизм и веру в будущее!

Остров Стокс входит в национальный парк Исла Магдалена. Люди в этих краях появляются крайне редко – до ближайшего города Пуэрто Монт 300 километров. Зато остров может любоваться ежегодными миграциями китов и другой живности.

Остров Стокс в Чили Улыбающаяся физиономия острова Стокс являет миру неискоренимый оптимизм

Звезда Давида

Множество объектов в форме правильных окружностей находится в горах на севере Чили, в провинции Антофагаста. Это не рисунки древних цивилизаций (как например рисунки Наска в Перу), а мишени для боевых самолетов с расположенной неподалеку военной базы.

Во времена диктатуры Пиначета военная база Серро-Морена была местом, где пытали и расстреливали противников режима. Поэтому у местных жителей с этим местом главным образом негативные ассоциации.

Окружности на севере Чили В непосредственной близости от Звезды Давида очень много мишеней

Мишени в горах Чили Летчики военной базы Серро-Морена не только стреляли по таким мишеням, но и по живым невооруженным людям

Рисунки Чиза

Огромные геоглифы на севере Чили по своей структуре очень похожи на рисунки Наска. Основное отличие между этими двумя интересными местами в том, что рисунки Чиза расположены на склоне горы и поэтому прекрасно видны даже с земли, в то время как рисунки Наска можно наблюдать только с воздуха.

Рисунки Чиза находятся в пустыне Атакама, в 80 километрах от города Арика. Высота изображения около 800 метров. Предположительно, рисунки Чиза созданы в период между X и XIV веком нашей эры.

Рисунки Чиза в Чили Рисунки Чиза хорошо видны с шоссе

Рисунки Чиза в Чили Рисунки Чиза, запечатленные спутником Гугл

Рисунки Пинтадос

Анды в северной части Чили очень богаты на гигантские каракули. Здесь на обширной территории находится около четырех сотен рисунков Пинтадос. Формы изображений очень простые и в них нетрудно угадать птиц, рыб, животных, людей и геометрические фигуры.

Рисунки Пинтадос, Чили Россыпь геометрических фигур на рисунках Пинтадос

Рисунки Пинтадос в Чили Рисунки Пинтадос выполнены простым выкапыванием углублений в грунте

фото автора

Более 20 лет увлекаюсь походами и сплавами: Россия, Кипр, Индия, Тянь-Шань. Мои Instagram | Facebook

Страны мираПеруКартаГеоглифы НаскиКарта

Геоглифы Наски на карте

Информация про Геоглифы Наски:

Геоглифы Наски не имеют аналогов нигде в мире. мы так и не знаем ответа на вопрос: кому и зачем…

Перейти к описанию

Координаты геоглифов Наски

Широта: -14.7024963, Долгота: -75.1229488

Места рядом:

Карта Пума Пунку

Карта Паракаса

Карта Мачу-Пикчу

Карта тропы инков

Карта каньона Колка

Карта Ольянтайтамбо

Карта Писака

Карта Национального парка Ману

Карта озера Титикака

Карта Уаскарана

Интерактивная карта геоглифов Наски на русском языке поможет узнать расположение достопримечательности и спланировать маршрут путешествия к ней. Вы также можете посмотреть на Геоглифы Наски со спутника.

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Линии и геоглифы в районах Наска и Пампас-де-Хумана[* 1]
исп. Líneas y geoglifos de Nazca y de Pampas de Jumana[* 2]
Nazca colibri.jpg
Страна  Перу
Тип Культурный
Критерии i, iii, iv
Ссылка 700
Регион[* 3] Латинская Америка и Карибы
Включение 1994 год (18-я сессия)
  1. Название в официальном рус. списке
  2. Название в официальном англ. списке
  3. Регион по классификации ЮНЕСКО
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Гео́глифы На́ски (исп. Líneas de Nazca) — группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу.
На плато, протянувшемся более чем на 50 километров с севера на юг и на 5–7 километров с запада на восток, сегодня известно около 143 рисунков (птицы, обезьяна, паук, цветы и др.); также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Благодаря полупустынному климату они сохранились с глубокой древности. Поскольку изображения достигают нескольких сотен метров в длину и с земли их распознать затруднительно, то официально были обнаружены лишь в современное время, при полётах над плато в первой половине XX века. В 1994 году внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на свою величину, фигуры плато Наска неразличимы невооружённым глазом с борта МКС[1].

История[править | править код]

В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о геоглифах Наски[2]:

По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идёт прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь.

Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолёте американский археолог Пол Косок[en]. Огромный вклад в исследование загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.

Американцами при помощи аэрофотосъёмки были сделаны достаточно точные карты-схемы той части плато Наска, где изображены известные фигуры животных, однако подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района, до сих пор[каких?] не существует[3].

Описание[править | править код]

Изображение птицы, условно называемое «кондор», в долине Наска

Изображение дрозда-отшельника (ранее называлось «колибри»)[4] имеет длину 50 метров, паук имеет размер 46 метров, фигура, условно называемая «кондор», простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. На плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, — так называемый «астронавт», высотой 30 метров (на плато Пальпа находится около десятка изображений человеческих существ).
Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией.
Идеально ровные линии и полосы уходят за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы и при этом не отклоняясь от своего направления (хотя современные геодезические методы не позволяют провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1 градуса)[3].
Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются горбы-полугоры[прояснить]. Но чем выше поднимаешься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Сами линии, полосы и рисунки нанесены на поверхность путём выемки грунта, в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40—50 сантиметров глубиной (средняя глубина 25—30 сантиметров), по сути это неглубокие траншеи.
При этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Мелкий гравий внутри линий не отличается по цвету от остальной поверхности[уточнить]. Однако сами линии прекрасно видны с высоты и хорошо выделяются на фоне общего пейзажа[3].

При наличии десятков тысяч геоглифов и, несмотря на то, что поверхность пампасов [уточнить] такова, что единожды проехавший по ней автомобиль оставляет следы колёс, на плато Наска практически отсутствуют следы троп. То есть люди (многочисленные рабочие), выполнявшие данные земляные работы по изготовлению полос в несколько метров шириной и в сотни метров длиной, не оставили следов своих ног, натоптанных троп. Тропинки если и можно найти, то только на склонах холмов, где бывали раньше, до организации заповедника, местные крестьяне, на самом плато их нет[3].

Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.

Исследования[править | править код]

Пересечение холма линиями Наска

Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации Наска, населявшей плато до II века н. э.

Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждала, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах (в качестве доказательства Мария Райхе показывала небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе). Кроме того, на концах рисунков были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I вв. до н. э. — к этому же периоду относятся и остатки поселений культуры Наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.

Фактура линий в долине Наска

Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними (и в этом есть некая странность — ведь когда одна «траншея» пересекает другую, понятно, что она уничтожает границы предыдущей, в Наске же этого не происходит)[3][прояснить].

Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.

Некоторые учёные, которые не поддерживают эту версию, объединяют эти два этапа и высказывают предположение, что культура Наска владела техникой художественного самовыражения как в геометрической, так и в фигуративной форме, однако эти не имевшие письменности племена исчезли с перуанской исторической сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.

Постоянные и целенаправленные исследования в Наске и Пальпе сейчас не ведутся. Ответственность за изучение и охрану комплекса Наски в настоящее время возложена на Национальный институт культуры Перу[en], но у него нет достаточных средств на проведение масштабных полевых исследований.

В декабре 2022 года появилось сообщение о том, что были обнаружены сразу 168 новых геоглифов, после чего общее число открытых геоглифов достигло 358 штук[5].

Назначение (версии)[править | править код]

Представляется вполне вероятным, что представители культуры Наска могли быть астрономами-наблюдателями, — по крайней мере, по мнению доктора Филлиса Питлуги (астронома чикагского планетария). После интенсивного изучения взаимного расположения звёзд в Наска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звёздного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые, как стрела, линии характеризуют изменение склонения трёх звёзд в Поясе Ориона.

Мария Райхе, посвятившая изучению линий Наска почти половину века, также предполагала, что весь макрокомплекс плато Наска был ориентирован на решение разнообразных астрономических (линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарём) или, возможно, астрологических задач.

Но крупный британский специалист по археоастрономии Джеральд Хокинс, проведя в 1970-е годы несколько полевых исследований на плато и использовав современные способы измерений и компьютерного моделирования, пришёл к выводу, что только 20 процентов всех линий Наски может быть однозначно соотнесено с какими-либо небесными ориентирами. При том, что линии и полосы на плато идут во всевозможных направлениях, такое астрономическое объяснение не может быть признано определяющим и удовлетворительным.

Поскольку все чертежи состоят из определённого набора базовых элементов и существуют сочетания линий, которые воспроизводятся в очень близкой геометрии, но очень разного размера, то Мария Райхе по этому поводу писала: «Геометрические фигуры производят впечатление зашифрованного текста, в котором одни и те же слова иногда обозначены огромными буквами и иногда малюсенькими значками».

В массовой литературе и уфологии популярны объяснения, что полосы в пустыне Наска предназначены для ориентирования и посадки инопланетных космических кораблей (ведь до начала XX века человечество было неспособно к полётам)[6]. Свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлёта или посадок летательных аппаратов, нет.

Галерея[править | править код]

  • Собака

    Собака

  • Дрозд-отшельник (ранее назывался «колибри»)

    Дрозд-отшельник (ранее назывался «колибри»)

  • Кит

    Кит

  • Паук

    Паук

  • Птица, условно называемая «кондор»

    Птица, условно называемая «кондор»

  • «Астронавт»

    «Астронавт»

  • Дерево и руки

    Дерево и руки

  • Обезьяна

    Обезьяна

  • Линии, напоминающие взлетно-посадочную полосу

    Линии, напоминающие взлетно-посадочную полосу

Существующие аналоги[править | править код]

Видимо, ближайшим аналогом, на удалении порядка 30 км от Наска, является малоизвестное плато Пальпа. Оно немного меньшего размера, но имеет существенно иной рельеф. Большинство геоглифов находится на плоских вершинах как бы искусственно срезанных холмов (при этом окружающие холмы совершенно не тронуты).

Возле города Писко (Перу) находится так называемый «Андский канделябр», созданный по аналогичной технологии.

Ещё менее известны и очень похожи геоглифы Северной Америки близ города Блайт (США).

В 2007 году специалисты НАСА обнаружили древние узоры в степях Казахстана. Они сфотографировали из космоса гигантские геометрические узоры площадью в несколько футбольных полей. По оценке учёных их возраст может превышать 8 тысяч лет[7].

Влияние человека[править | править код]

  • Захоронение в пампе мусора жителями города Наска негативно сказывается на состоянии знаменитых линий. Мэр города написал заявление, в котором протестовал против недостатка финансирования города. По указу президента Альберто Фухимори город получал деньги для превращения ирригационных каналов в место паломничества туристов. К сожалению, это заключалось в переносе и реконструкции точек доступа к каналам в места, которые, по их мнению, больше для этого подходили. Президент Алехандро Толедо прекратил это финансирование.
  • Поверхность пампы такова, что единожды проехавший по ней автомобиль оставляет следы колёс. Именно поэтому территория Наски тщательно охраняется, а за порчу рисунков, даже неумышленную, грозит тюремное заключение сроком до 5 лет и штраф в несколько сотен тысяч долларов[3].
  • Грунт под линиями уплотнён, что является следствием прохождения по линиям большого числа наших современников в ритуальных целях[8].
  • 8 декабря 2014 года несколько активистов организации Greenpeace разместили на плато рядом с изображением колибри фразу из огромных тканевых букв: «Time for change! The future is renewable. Greenpeace». По утверждению правительства Перу, геоглиф этими действиями оказался испорчен с сомнительной возможностью реставрации. Гринпис уже принесла извинения за действия своих активистов, но правительство не приняло их. Проводится расследование.
  • В конце января 2018 года на территорию с геоглифами заехал грузовик из соседнего карьера. Его колёса оставили глубокие отпечатки на участке 50×100 метров, что повредило части трёх геоглифов. Действия задержанного водителя грузовика были признаны судом непредумышленными, он был признан невиновным[9].

См. также[править | править код]

  • Гигант из пустыни Атакама
  • Наска (культура)
  • Плита Наска

Примечания[править | править код]

  1. Сергей Рязанский. Земля из космоса (выдержки из книги «Удивительная Земля») // Наука и жизнь. — 2019. — № 4. — С. 3. Архивировано 4 февраля 2022 года.
  2. Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу = Parte Primera de la Crónica del Perú / пер. А. Скромницкого. — Киев, 2008.
  3. 1 2 3 4 5 6 Жуков, 2004
  4. Раскрыта тайна линий в пустыне Наска. Lenta.ru (20 июня 2019). Дата обращения: 21 августа 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
  5. 168 новых геоглифов Наска обнаружены в песках пустыни Перу. planet-today.ru. Дата обращения: 15 декабря 2022. Архивировано 15 декабря 2022 года.
  6. Shah, Tahir. Trail of Feathers: In Search of the Birdmen of Peru. — New York: Arcade Publishing, 2002. — P. 60. — 273 p. — ISBN 1-55970-613-9.
  7. Специалисты NASA обнаружили древние узоры в степях Казахстана. Дата обращения: 3 ноября 2015. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  8. Discovery: Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Изображения в пустыне Наска (англ. Discovery: Solving History with Olly Steeds. Images in the Nazca desert), 2010 г.
  9. Баринова, Анастасия. По геоглифам Наски проехал грузовик. National Geographic Россия. «Ясно Паблишинг» (2 февраля 2018). Дата обращения: 21 августа 2020. Архивировано 7 ноября 2018 года.

Литература[править | править код]

  • Жуков, Андрей. Тайная геометрия // Итоги : журнал. — 2004. — № 35.
  • Фигуры пустыни Наска как археоастрономический феномен // Латинская Америка. — 1997. — № 7. — С. 64—72.
  • Aveni, Anthony F. Between the Lines : The Mystery of the Giant Ground Drawings of Ancient Nasca. — University of Texas Press, 2000. — ISBN 0-292-70496-8.
  • The Archaeology and Pottery of Nazca, Peru: Alfred L. Kroeber’s 1926 Expedition / Field Museum of Natural History. — Rowman Altamira, 1998. — ISBN 0-7619-8964-1.

Ссылки[править | править код]

  • Рисунки Наска: земные проекции звёздных тотемов?
  • Линии Наска: мистические картины Архивная копия от 18 января 2012 на Wayback Machine (англ.)
  • Рисунки пустыни Наска (недоступная ссылка)
  • Разгадана тайна линий Наска // Лента.ру, 15 апреля 2016
  • На плато Наска обнаружено огромное изображение котика // Вести — Наука, 19 октября 2020
  • Пономарёв Александр. Кто и когда нарисовал гигантские фигуры в пустыне Наска? Популярная механика (8 января 2022). Дата обращения: 4 февраля 2022.
  • Сысоев Сергей. Что скрывают загадочные геоглифы плато Наска. Популярная механика (26 ноября 2020). Дата обращения: 4 февраля 2022.

Это является одной из самых больших загадок археологии, истории, антропологии и многих других смежных наук. Речь пойдёт о таинственных рисунках плато Наска. Эти рисунки были обнаружены случайно, благодаря авиации, поскольку их можно видеть только с самолёта или с большой возвышенности. Первым увидел гигантские геометрические фигуры с самолёта в 1920 году американский исследователь Поль Косок. Учёный с изумлением всматривался в этот невероятный калейдоскоп трапеций, треугольников и спиралей, усеявших плоскогорье на огромной территории. Кроме того, там были изображения свыше 100 известных растений и животных, а также россыпь непонятных, не связанных друг с другом прямых линий.

Эти линии особенно поразили учёного. Они рассекали пустыню по всем направлениям без всякого видимого порядка, были абсолютно прямыми и убегали за горизонт, совершенно игнорируя неровности местности – через возвышенности и долины.

Песчаная равнина Наска длиной 60 км находится в 400 км к югу от перуанской столицы Лима, между городами Наска и Пальпа. В этих местах земля годами не видит влаги. Капли редкого дождя, падая на раскалённую каменистую поверхность, тут же испаряются. Это безжизненное пространство является идеальным местом для устройства захоронений с обеспечением нетленности. Позже, изучая все рисунки на месте, Поль Косок увидел, что технология их исполнения удивительно проста. Нужно было лишь сдвинуть камни и дёрн под ними, обнажив мягкую землю, и уложить их в ряд. Конечно, на это уходили многие годы. Но зато созданные с большой тщательностью изображения могли сохраняться в этом безводном засушливом месте тысячелетиями!

Темы рисунков, как уже говорилось, можно подразделить на две категории: это фигуры и линии, причём последние либо парные, как трамвайные пути, либо образуют геометрические формы. И поскольку во многих местах линии прочерчены поверх рисунков, очевидно, что вначале были выполнены именно рисунки. Линии же очень прямые, и остаётся загадкой, как удалось рисовальщикам так точно придерживаться замысла и достичь эффекта ровных линий на таких больших расстояниях.

С момента открытия загадочных рисунков учёным не дают покоя вопросы об их создателях и предназначении. Выдвигаемые теории разнообразны и фантастичны – от космических пришельцев до системы контроля земной популяции. Каждый новый энтузиаст разгадки тайны Наска придерживается какой-то одной теории: астрономической, геометрической, агрокультурной или оросительной, утилитарно-географической (дороги) и творческой (искусство и религия). Выдвигаются и другие гипотезы, но пока ни одна из них не имеет существенного преимущества. Даже в определении возраста рисунков пустыни исследователи не могут прийти к единому мнению: одни считают, что они создавались примерно в 200 году до н. э., по мнению других – в 1700 г. до н. э.

Давайте рассмотрим поподробнее некоторые теории относительно рисунков Наска.

Самая первая – астрономическая, она пришла в голову первооткрывателю рисунков Полю Косоку. 21 июня 1939 года учёный сделал первый шаг на пути к разгадке «тайны Наска». На закате дня он увидел, как солнце садилось точно на пересечении одной из прямых линий с горизонтом. Наблюдения в последующие дни убедили Косока в правильности его догадки: он нашел линию зимнего (в южном полушарии зима соответствует нашему лету) солнцестояния. Кроме того, Косок обратил внимание, что рисунки и линии указывают на нахождение определённых космических тел (звёзд и созвездий) в небе в астрономически значимые дни (полнолуний и т.п.).

Но для подкрепления гипотезы необходимо было отождествить все фигуры пустыни Наска с небесными явлениями. Эта сложнейшая задача требовала больших усилий, времени и полной самоотдачи. Полю Косоку повезло. Он обрёл такого помощника в лице скромной переводчицы с испанского, сопровождавшей его в поездках по странам Южной Америки, немки по происхождению Марии Райхе. Именно ей вручил учёный судьбу своего необычайного открытия и никогда впоследствии не раскаивался в этом. Семь лет ушло на составление первых приблизительных карт и топологических планов плоскогорья.

Лишь в 1947 году при содействии министерства авиации Перу Мария смогла воспользоваться вертолётом. Первый раз летела, свесившись за борт: её привязали верёвками, а фотоаппарат она держала в руках. Потом знакомый инженер сконструировал ей специальную подвеску – стало относительно безопасно. Она работала одна, и потому дело шло медленно. Первую подробную схему изображений в пустыне Наска Мария закончила лишь в 1956 году.

«Для древних народов положения Солнца и Луны служили календарём, – говорила Мария Райхе. – По нему определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно, и сроки посева и сбора урожая. Именно поэтому мы нашли так много линий. О точном значении изображений животных трудно говорить. Знаю только, что некоторые из них обозначают целые созвездия. Больше всего мне хочется проникнуть в образ мышления древних, оставивших нам столь необычные письмена. И ещё крайне важно понять, как люди, не умевшие летать над пампой, (местное название пустыни), могли спроектировать и перенести на её поверхность во много раз увеличенную картину звёздного неба?..»

Гипотезу астрономического календаря десятки лет разделяло большинство ученых во всём мире, пока её проверкой не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс, автор монографии «Разгадка тайны Стоунхенджа». С помощью ЭВМ Хокинс блестяще доказал, что знаменитый Стоунхендж – загадочное сооружение на равнине Солсбери – ни что иное, как астрономическая обсерватория. Применив ту же методику с поправкой на широту плато Наска, Хокинс убедился, что лишь неполных 20% линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что касается звёзд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел. «Компьютер вдребезги разбил теорию звёздно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря». Однако исследования Хокинса дали и положительный результат, так как именно он первым отметил странную особенность рисунков Наска: все они были выполнены одной линией без разрыва, которая нигде не пересекается.

Следующая версия загадочных рисунков Наска – инопланетная, она сейчас самая распространённая. А впервые выдвинута она была Эрихом фон Деникеном (он так же занимался исследованиями английского Стоунхенджа). Он уверен, что эти рисунки служили взлётно-посадочными полосами для межпланетных кораблей пришельцев. Его уверенность в космическом предназначении знаков основана на том, что рисунки имеют правильные формы, а линии идеально прямы, и обнаружить их можно только с воздуха.

Почему эти рисунки находятся в таких местах, где их с земли никто не может рассмотреть? Или они были предназначены напрямую неведомым нам богам?

Те, кто смотрел обошедший весь мир документальный фильм «Воспоминания о будущем», помнят посадку спортивного самолёта на одну из этих полос. Но коль скоро они видны только с самолёта, возникает естественный вопрос: «Неужели древние обитатели Кордильер – инки – умели летать?». Здесь уместно вспомнить древнее предание инков, в котором говорится о «золотом корабле», прибывшем с далёких звезд: «Им командовала женщина по имени Орьяна. Ей суждено было стать праматерью земной расы. Орьяна родила семьдесят земных детей, а затем вернулась к звёздам».

В этом предании сообщается об умении «сынов солнца», инков, «летать над землёй на золотых кораблях». Возможно, есть какая-то связь между этими преданиями и сообщениями английского антропологического журнала «Мэн», в котором, в частности, говорится: «Анализ мышечных тканей сохранившихся мумий инков показал, что по составу крови они резко отличаются от местного населения. У них была обнаружена группа крови редчайшей комбинации. В наше время такой состав крови известен лишь у двух-трёх человек во всём мире».

Развивая далее открытие Дж. Хокинса, первым обнаружившим непрерывность линий рисунков, учёные обратили внимание на странные дополнительные линии. Будучи абсолютно чуждыми основному изображению, они были, однако, соединены с началом и окончанием контура (канавки), как бы подключая рисунок к некоей мегасистеме Наска. Напрашивается вывод, что рисунки напоминают электрические схемы, выполненные одним проводником, который не может ни пересекаться (короткое замыкание), ни прерываться (разрыв цепи).

Обратив внимание на линии подключения, учёные ясно увидели параллельное и последовательное подключение рисунков и предположили, что линии-канавки плато Наска, по-видимому, были заполнены в древности неким люминофором. Это вещество способно было светиться под воздействием электрического тока наподобие надписей и рисунков нынешней газосветной рекламы. Таким образом, в подтверждение инопланетной теории, «взлётно-посадочные полосы» выполняли свою работу, а светящиеся рисунки, видимые с воздуха за десятки километров, – свою».

Ещё одна из версий, имеющая инопланетную основу. Ключом к разгадке тайны пустыни Наска может служить огромный рисунок, нанесённый на 400-метровый склон горы полуострова Паракас (Перу). Рисунок известен, как «Канделябр Паракаса», или «Андский канделябр». Его «ветки указывают в направлении пустыни Наска. Как и у фигур пустыни Наска, линии этого изображения представляют собой выемки, достигающие коренной породы – красного порфира. Возраст «Канделябра» насчитывает не менее двух тысячелетий, а история возникновения – и вовсе тайна за семью печатями. По смелой гипотезе некоторых российских исследователей, «Канделябр Паракаса» является ни чем иным, как «паспортом Земли». В этом рисунке заключены вся информация о нашей планете. Левая часть рисунка обозначает собой фауну, правая – флору. А рисунок целиком представляет собой лицо человека. Вблизи же вершины горы есть отметка, напоминающая по форме гвоздь. Это – шкала, показывающая «уровень современного развития цивилизации» (всего их шесть). Если «Канделябр» умозрительно повернуть на 180°, то получится распятие. Это своеобразный символ – предупреждение о том, что наша планета может погибнуть от неразумной деятельности человека.

Далее авторы этой идеи пытаются объяснить, что данную информацию нам доставила некая сверхцивилизация из созвездия Льва. Ссылаясь на большое количество скульптурных изображений льва на Земле и во всех земных религиях в частности, авторы доказывают, что современная земная цивилизация является делом рук пришельцев из созвездия Льва.

К космическим гипотезам можно добавить и весёлую мысль о том, что возможно звёздные туристы просто таким образом оставили след своего посещения Земли, наподобие «Здесь был Вася». Следует заметить, что подобные трактовки рисунков Наска рождаются во всех концах нашей планеты ежедневно, если не ежеминутно. Но даже самые безумные из них не следует отвергать, не рассмотрев детально.

Хочется рассказать ещё об одной версии, появившейся сравнительно недавно – это искусственная система подземных водных каналов, расположенных в недрах горного плато. В городе Наска с населением 10 тысяч человек протекает одноимённая река. По своему составу и «благоуханию» она не уступает канализационным каналам крупных городов, но в то же время жители Наска не испытывают недостатка в свежей и чистой воде. Её берут из системы колодцев, которые располагаются точно по линиям загадочных рисунков. И вот, что особенно поразительно – два из этих подземных каналов проходят прямо под руслом реки Наска. А общая система оросительных каналов Наска просто не может не вызывать восхищения – настолько она является совершенной и продуктивной. Надо отметить, что источником процветания народа, населявшего Наска, было именно сельское хозяйство, поэтому эта версия имеет под собой реальную основу. Но кто, когда и как мог построить такие каналы?

Любопытно, что рисунки были обнаружены с самолёта, который совершал полёты над плато именно в поисках водных источников. И только спустя некоторое время нашли и колодцы с водой. Таким образом, пилот со своей задачей справился блестяще, хотя и предложил историкам одну из труднейших головоломок ХХ века – рисунки Наска.

А теперь еще одна возможность посмотреть на рисунки с высоты.

Рисунки в долине Пальпа, Южная Америка, Перу - AirPano.ru • 360 Градусов Аэрофотопанорамы • 3D Виртуальные Туры Вокруг Света
Нажимаем на картинку и рассматриваем рисунки с высоты

Плато Наска, или как его называют в Перу, Пампа Наска – это пустынное плато, изрезанное многочисленными руслами давно высохших рек. Расположено оно в 450 км к югу от столицы Перу г. Лимы. Общая территория, покрытая рисунками, протянулась более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток. Загадочные линии покрывают поверхность пустыни площадью примерно в 500 кв. км. Такие изображения, сделанные на поверхности земли, учёные называют геоглифами. Главная загадка Наски – это сами линии и полосы, которых здесь насчитывается около 13 000! Помимо этого на плато известно также около 700 геометрических фигур, прежде всего, треугольников и трапеций и около 100 спиралей.

А вот хорошо известных рисунков животных, птиц, рыб и насекомых здесь совсем немного – чуть более тридцати. Все эти изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд, достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т.е. и рисунки, и линии, и полосы – суть просто канавки в песочно-галечном грунте. Их глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае – даже 200 м. А длина некоторых линий достигает 8-10 км!

Сегодня существует более тридцати гипотез, пытающихся объяснить происхождение этих геоглифов, но ни одна из них не может дать вразумительного ответа на два главных вопроса: как и для чего была расчерчена эта гигантская «чертёжная доска».

Современные геодезические методы не позволяют провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они ни были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, попросту игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов, и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ.

Более того, плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков.

Широкой публике эти геоглифы на плато Пальпа стали известны после публикаций Эриха фон Дэникена только в начале 90-х годов прошлого века. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии. Полосы могут раздваиваться, менять своё направление под прямым углом, переходить в треугольники. В Пальпе была обнаружена полоса шириной в 200 м. По сообщениям некоторых исследователей, здесь есть линии гораздо более протяжённые, чем в Наске. Размер самой длинной из них якобы достигает 23 км! Логика древних создателей этого комплекса изображений остаётся по-прежнему недоступной современным учёным.

При всём обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня учёные ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объём работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью.

Изучение грандиозного комплекса изображений Наски-Пальпы осложняется ещё и тем, что до сих пор не существует подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района. Американцами при помощи аэрофотосъёмки были сделаны достаточно подробные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных. Но подробных планов всего комплекса Наски, а тем более, плато Пальпы до сегодняшнего дня нет. Пилоты туристических самолётов рассказывают, что практически каждый год обнаруживают на плато новые, ранее неизвестные геоглифы. Но пилоты – не исследователи и не занимаются фиксацией вновь обнаруженных изображений. Этим занимаются учёные небольших археологических миссий из других стран, которые за последние годы активизировали свою работу. И тут же появились интереснейшие результаты…

Это отличает рисунки Пальпа от изображений Наски, где фигуры животных, как правило, располагаются п оодиночке, в обрамлении линий, полос или геометрических фигур…

Полуостров Паракас известен также, благодаря огромному геоглифу, расположенному на покатом склоне песчаной дюны, смотрящей в открытый океан. Это так называемый «канделябр» или «трезубец», довольно сложная геометрическая фигура высотой в 120 м. Её видно с океана на расстоянии более 10 км. Поэтому исследователи почти единодушно полагают, что это, своего рода, маяк-указатель для древних мореплавателей.

До недавнего времени считалось, что этот геоглиф уникален для полуострова Паракас. Однако открытия этого года опровергли данное мнение. Опять-таки, благодаря космической фотосъёмке в песчаных дюнах полуострова были обнаружены новые геоглифы. Это оказались не широкие полосы и не геометрические фигуры, хорошо известные в Наске. Вновь открытые геоглифы Паракаса представляют из себя сложную комбинацию из узких не очень длинных линий и множества округлых ям, расположенных в определённой последовательности. Их предназначение непонятно, учёные пока не выдвинули по этому поводу каких-либо гипотез.

Здесь же, недалеко от долины Писко, на плато Кахамаркилья была найдена странная «полоса», шириной, примерно в 20 метров и длиной в полтора километра. Эта полоса состоит из почти 7000 округлых ямок, выбитых в скальной породе. Их рукотворное происхождение не вызывает сомнений, но местные жители даже не знали о существовании этой полосы, пока она не была сфотографирована со спутника.

Этот район продолжает преподносить загадки для всё новых поколений исследователей. Но уникальность рисунков района Наска-Пальпа-Паракас по-прежнему не находит внятного объяснения…

Добавить комментарий