Как найти первое неполное делимое 3 класс

В самом начале обучения навыку деления чисел дети часто допускают ошибки. Одними из самых распространенных, помимо ошибок непосредственно в совершении промежуточных вычислений, являются появление «лишних» цифр и потеря нулей в частном. Их возникновение зачастую связано с такими причинами:

  • отсутствие у ученика навыка определять количество цифр в частном до начала деления;
  • непонимание или ошибочное восприятие способа формирования неполных делимых при вычислении промежуточных результатов.

Этой статьей я хочу помочь школьникам восполнить пробелы в вышеупомянутых базовых знаниях, чтобы в дальнейшем они смогли избегать ошибок при совершении действия деления в столбик.

Как найти первое неполное делимое?

Рассмотрим подробно по шагам на таком примере ({color{Red} 75184div 12}).

1. Смотрим, сколько разрядов в делимом и какая цифра стоит на позиции самого старшего разряда этого числа.

У нас пятизначное число, а значит, самый старший разряд – это десятки тысяч. Там стоит цифра 7.

1.1. Проверяем, можно ли это количество единиц этого разряда разделить на делитель так, чтобы получилось натуральное число?

В нашем примере делитель 12, а в 7 не содержится ни одного числа 12, поэтому в частном на месте разряда десятков тысяч должен быть нуль. Но так как в начале числа мы нуль не пишем, значит просто переходим к следующему действию.

1.2. Если разделить нельзя, смотрим на количество единиц следующего разряда и проверяем, можем ли мы их разделить на делитель?

В числе 75184 всего 75 единиц разряда тысяч. 75 тысяч можно разделить на 12 – получится 6 полных тысяч, и 3 тысячи неразделенные.

2. Если можно разделить количество единиц разряда на делитель, то это количество единиц и будет первым неполным делимым.

В нашем примере это 75 тысяч.

Каждая оставшаяся цифра делимого будет участвовать в формировании остальных неполных частных, о чем подробно рассказано в уроке Деление натуральных чисел.

Как найти количество цифр в частном?

Так как первое неполное делимое в данном примере – это 75 тысяч, то есть, мы делим единицы тысяч, тогда самый старший разряд частного также будет тысячи. Значит, помимо цифры самого большого разряда, будут ещё три цифры: в сотнях, десятках и простых единицах.

Итак, чтобы узнать количество цифр в частном, нужно:
1. Найти первое неполное делимое.
2. Посчитать, сколько в делимом остальных цифр.
3. Прибавить к этому количеству единицу (цифра частного, полученная после деления первого неполного делимого).
4. Результат и будет количеством цифр в частном.

Проверим это на нашем примере ({color{Red} 75184div 12}) .

Первое неполное делимое – 75 тысяч. Оставшихся цифр в делимом три. ({color{Red} 3+1=4}) , значит, в частном будет четырехзначное число.

Поделим, и убедимся:

Как видите, в частном получилось четырехзначное число 6265, и остаток составил 4 единицы.

В конце хочу сказать, что определение количества цифр в частном помогают развить и укрепить очень необходимый для младших школьников навык – самоконтроль.

Вам также пригодится:

Тема деления чисел в начальной школе является одной из самых сложных. Объяснить ее доступным языком можно и дошкольнику, однако учителя в школах часто отводят на объяснение недостаточно времени.

Они говорят, что деление – это действие, обратное умножению, важно лишь хорошо знать таблицу умножения. Деление в столбик они объясняют в первый раз на одном уроке, а дальше ребенок выполняет примеры сам, понял он эту тему или не понял. Программа на месте не стоит, нужно переходить к следующей теме, а то, что непонятно, как правило, так и останется непонятным для ребенка.

Эта статья для тех, кто как раз столкнулся с этой проблемой. Среди моих учеников такие есть:

– Деление двузначного числа на двузначное я не понял, учительница не объяснила это вообще. (Или ребенок эту тему проболел, а родители не смогли донести).

– Сколько бы ни делил в столбик, всё равно есть ошибки, и ничего не понято.

– Деление с остатком – вообще темный лес.

Доступно объясняем ребенку суть деления чисел. Деление в строчку и в столбик, а также двузначное на двузначное

Объясняем суть деления на конфетах или деньгах

В любых случаях нужно объяснить ребенку для начала суть деления. Спросите его, знает ли он, что такое деление вообще? Если затрудняется с ответом, предложите ему поделить предметы: игрушки, конфеты, деньги.

– Вот есть 4 конфеты. Как сделать так, чтобы нам с тобой досталось поровну?

Ребенок с радостью отдаёт 2 конфеты и 2 остаются у него.

– Теперь разделим 9 рублей поровну между мной, тобой и бабушкой.

Ребенок может разложить монеты на столе на три кучки.

Всё, суть деления на наглядных предметах он понял. Далее надо переходить к числам. Записываем все эти примеры в числах, деньги и конфеты далеко не убираем. Пишем пример, например, 6 : 2, раскладываем при этом на столе 6 конфет, говорим, что надо разделить их между мамой и ребенком, то есть на два человека.

Мы объясняем наглядным способом, что первое число при делении показывает количество каких-то предметов, а второе число – на сколько человек мы эти предметы делим. Ответ показывает тоже предметы, но те, которые останутся у одного человека.

На этом этапе вводим понятия делимое, делитель, частное.

Делимое – число, которое делим (количество предметов в нашем случае).

Делитель – число, на которое делим (количество человек).

Частное – число, которое получается в ответе, результат деления (количество предметов у одного человека).

Таким образом показываем смысл деления наглядно, с опорой на доступные и понятные для ребенка предметы. Важно объяснить ему, что при делении всегда можно перейти на наглядные образы, если что-то не понял или забыл. Например, нужно ему поделить 21 на 3 в школе. Рядом нет игрушек и конфет, чтобы с их помощью разделить числа, но есть черновик, на котором можно нарисовать эти конфеты.

Я всегда прошу учеников рисовать в черновике кружочки, это якобы монеты. И делить их на кучки или группы, обводя некоторое количество. Получившиеся кучки – это делитель, то есть столько человек должны получить монетки.

Доступно объясняем ребенку суть деления чисел. Деление в строчку и в столбик, а также двузначное на двузначное

От конфет и денег к примерам с числами

После предметного деления переходим к делению чисел без опоры на наглядность. Но её также можно продолжить использовать на черновике, если что-то непонятно.

На этом этапе нужно хорошо знать таблицу умножения. Если есть с ней проблемы, то сначала хорошо выучить. Без этого никуда, и деление без знания таблицы умножения выполнить невозможно.

Деление – это действие, обратное умножению.

Не нужно заучивать отдельно таблицу деления. Важно только рассуждать так:

12 : 3 = ?

Какое число надо умножить на 3, чтобы получилось 12? Вспоминаем таблицу умножения. Это число 4. Значит, 12 : 3 = 4.

Деление можно всегда проверить умножением.

3 • 4 = 12

Объясняем деление с остатком

Делать это нужно с опорой на наглядность на первом этапе. Дать ребенку 4 конфеты и попросить разделить их поровну между тремя членами семьи. Одна конфета остаётся, как мы её назовём?

Это остаток, который получается тогда, когда поровну разделить нельзя.

Записываем этот пример числами. 4 : 3= 1 (ост.1). Решаем несколько примеров и закрепляем эту тему.

Основная проблема учеников – это незнание, как вычислить остаток. Я обычно предлагаю делить так:

59 : 8 = ?

59 на 8 мы поделить не можем без остатка, а какое число можем? (Вспоминаем таблицу умножения). Можем 56 : 8 = 7. Теперь вычисляем остаток. Нужно просто от 59 отнять 56. Будет 3 – это и есть остаток. Проверяем, чтобы он был меньше делителя. 3 < 8. Решение верное.

Как сделать проверку? Деление всегда можно проверить умножением, а остаток просто сложить с ответом. Например:

7 • 8 = 56

56 + 3 = 59

Или по-другому: 7 • 8 + 3 = 59.

Объясняем деление двузначного на двузначное

Эта тема вызывает больше всего проблем в начальной школе. У ребят просто вылетает из головы способ деления. А делим мы способом подбора.

Например: 39 : 13 = ?

Пробуем в частном 2. Начинать рекомендуют всегда с двойки. 13 • 2 = 26. 26 не равно 39. Значит, 2 не подходит.

Пробуем 3. 13 • 3 = 39. Значит, 3 подходит. 39 : 13 = 3

84 : 21 = ?

Начинаем с 2. 21 • 2 – будет 84? Нет. 21 • 3 – будет 84? Нет. 21 • 4 – будет 84? Да. Значит, 84 : 21 = 4.

Объясняем деление в столбик

Деление без остатка в столбик проводится строго по алгоритму, и ребенку его просто надо понять и запомнить. Другого более легкого объяснения не существует.

Доступно объясняем ребенку суть деления чисел. Деление в строчку и в столбик, а также двузначное на двузначное

На первых порах используйте точки, как показано на картинке.

1. Записываем пример в столбик. Делимое-уголок-делитель.

2. Выделяем дугой первое неполное делимое. Как его найти? Смотрим пример на картинке. 2 мы не можем разделить на 7, а вот 23 можем. 23 – первое неполное делимое.

3. Покажем точками, сколько цифр будет в частном, чтобы не ошибиться при решении. Их в данном примере будет 2.

4. Начинаем деление. Найдём цифры в каждом разряде частного. 23 делим на 7. 23 без остатка на 7 не делится, а вот 21 делится. Это будет 3, записываем три в частном. 3 умножаем на 7. Это будет 21. Записываем 21 под делимым и выполняем вычитание в столбик, чтобы узнать остаток. Остаток 2.

5. Записываем остаток под чертой и сносим 8. Бывает, что остаток равен нулю, то тогда ноль не записываем, а просто сносим следующую цифру делимого. Далее 28 делим на 7 по тому же правилу, что в пункте 4. Получаем 4, записываем её в частном. 4 • 7 = 28. Вычитаем 28 – 28 = 0. Пример решен верно.

При делении с остатком в столбик действуют те же правила. Только в самом низу получается не ноль, а какое-то другое число – это и есть остаток.

Доступно объясняем ребенку суть деления чисел. Деление в строчку и в столбик, а также двузначное на двузначное

При делении с остатком часто просят сделать проверку.

Ставьте “нравится”, если было полезно.

Что такое неполное делимое?

  1. Ларя

    20 октября, 20:01


    +6

    Объясню на примере

    например:

    125 : 2 (125 – это делимое)

    1 : 2 – не можем разделить

    12 : 2 – можем …

    12 – это и есть неполное делимое.

    125 I 2

    12 – неполное делимое

    • Комментировать
    • Жалоба
    • Ссылка
  2. артем
    28 апреля, 19:13


    +1

    Скажем надо разделить 384 на 4. Берём первую цифру – это 3, не делится на 4, но если взять первые две цифры, то 38 делится на 4. Первое неполное делимое это 38. Самое близкое число, делящееся без остатка на 4, к 38 это 36. 36:4=9

    • Комментировать
    • Жалоба
    • Ссылка

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Что такое неполное делимое? …» по предмету 📙 Математика, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Новые вопросы по математике

Здравствуйте, здравствуйте, друзья.

Сегодня мы продолжим разговор о приёмах письменного
деления на однозначное число
. На прошлом уроке мы познакомились с
простейшим делением трёхзначного числа на однозначное, при котором каждый
разряд делимого без остатка делился на делитель.

Но далеко не всегда деление может быть таким
простым. Сегодня я предлагаю вам разобрать вот эти примеры:

Давайте попробуем разделить пятьсот шестьдесят
восемь на два.

Кстати, поскольку мы делим не всё число сразу, а
как бы по частям, то каждую такую часть делимого мы можем назвать «неполное
делимое
».

Не забыли? Деление мы начинаем
не с единиц, а с наибольшего разряда.

В числе пятьсот шестьдесят восемь – это сотни. Их
пять. Пять – это первое неполное делимое. Пять на два не делится без остатка.
Но мы знаем, что два содержится в числе пять два раза. Записываем двойку в
частное, а теперь умножим её на делитель.

Полученное произведение записываем под сотнями
делимого и вычитаем из них. Разность чисел пять и четыре, один – это остаток.
Вы помните, что остаток должен быть меньше делителя? Сравниваем остаток с
делителем
. Остаток – один, меньше делителя – два.  Всё верно.

Чтобы разделить десятки, перенесём под черту шестёрку
и запишем справа от единицы. Одна сотня остатка и шесть десятков – это
шестнадцать десятков. Это второе неполное делимое.

Делим шестнадцать на два, получится восемь. Записываем
восемь в частном. Проверяем, умножая восемь на два. Шестнадцать. Записываем под
вторым неполным делимым и выполняем вычитание. Здесь вычитание без остатка, то
есть получается нуль. Но нуль мы не пишем, потому что ещё предстоит делить
единицы. Переносим вниз восемь единиц, третье неполное делимое. Делим на два –
четыре. Записали в частное. Теперь умножаем четыре на два. Восемь записываем
под третьим неполным делимым. Вычитаем. Получился нуль. Его мы
записываем, так как разделили всё число.

Ответ: двести восемьдесят четыре.

А верно ли мы выполнили деление? Проверить это
можно умножением.

Умножаем
двести восемьдесят четыре на два. Умножение
начинаем с единиц. Дважды четыре – восемь. Умножаем десятки. Восемью
четыре – шестнадцать. Шесть десятков пишем, одну сотню запоминаем. Умножаем
сотни. Дважды два – четыре, и ещё одна сотня – пять. Ответ: пятьсот шестьдесят
восемь.

Всё верно. Можно решать следующий пример.

Шестьсот семьдесят два разделить на три.

Первое неполное делимое – шесть. Делим на три, получится два. Умножаем
два на три. Это шесть. Вычитаем из шести шесть – нуль. Его мы не пишем.
Переносим вниз второе неполное делимое – семь. Оно не делится без
остатка на три, но три содержится в семи два раза. Умножаем два на три – шесть.
Вычитаем из семи.

Остаток один. Он меньше делителя.

Переносим вниз два, и третье неполное
делимое
– двенадцать. Делим его на три, получается четыре. Четырежды
три – двенадцать. Вычитаем.

Остаток – нуль. Ответ: двести двадцать четыре.

Проверяем деление умножением.

Всё верно. И этот пример решён.

А теперь давайте шестьсот двадцать пять разделим
на пять.

Первое неполное делимое шесть не делится без остатка на пять. Пять
содержится в шести один раз. Пишем единицу в частном. Умножаем один на пять,
получается пять. Вычитаем из шести пять, остаток – один. Он меньше делителя.

Переносим
вниз два десятка. Второе неполное делимое – двенадцать. Оно тоже
не делится на пять без остатка. Но пять содержится в двенадцати два раза. Пишем
два. Умножаем два на пять. Это десять. Вычитаем его из двенадцати. Остаток – два.
Он меньше делителя. Переносим вниз
единицы – пять. Третье неполное делимое – двадцать пять. Делим
его на пять, получилось пять. Умножаем на делитель. Двадцать пять. Вычитаем из
неполного делимого. Записываем нуль. Деление окончено. Ответ: сто двадцать
пять. Ну и, конечно же, деление проверим умножением. Умножаем сто двадцать пять
на пять.

Ай да Матюша! Ай да молодец! Я всё решил без
ошибок. Хотя, честно признаюсь,  бывают и у меня ошибки. Как-то однажды решал я
пример на деление, и вот что у меня получилось. Кошмар! Частное оказалось
больше делимого! А что же я сделал не так?

Попробуйте найти мою ошибку. Ну что,
поняли, где я её допустил? Посмотрите, разделив второе неполное делимое – тридцать
шесть на четыре, я  получил восемь. Восемь умножил на четыре – тридцать два.
При вычитании получился остаток четыре. Его я тоже разделил на делитель и
получил лишнюю цифру, один, в частном. Если бы я не поленился и сравнил остаток
четыре с делителем, то заметил бы, что остаток равен делителю. А это
недопустимо! Остаток не должен быть больше или равен делителю. Он
обязательно должен быть меньше делителя. Большой остаток
подсказывает, что восьми в частном маловато. Если бы я взял не восемь, а девять,
то при умножении получилось бы тридцать шесть. И весь пример выглядел бы вот
так:

И
ещё, не допустить подобных ошибок помогает предварительный подсчёт
количества цифр в частном
. Так как в делимом три разряда, и каждый из
них можно разделить на делитель, хоть и с остатком, то и в частном тоже должно
быть три цифры. Но, главное, поймите: при делении целых чисел частное
обычно бывает меньше делимого
, поэтому в частном не бывает больше цифр,
чем в делимом. Конечно, если делится нацело, без остатка.

Иногда,
правда делимое и частное равны, если делитель равен единице.

Ну
вот мы сегодня и разобрали некоторые случаи деления трёхзначных чисел на
однозначные. Постарайтесь запомнить, ребята:

*
Если неполное делимое делится с остатком, то следующую цифру из делимого
переносим вниз и записываем справа от остатка. Полученное число будет следующим
неполным делимым.

Не
забывайте каждый раз после вычитания из неполного делимого сравнить полученный
остаток с делителем. Остаток обязательно должен быть меньше делителя.

А
я прощаюсь с вами, друзья.

Деление чисел довольно непростая операция как в освоении, так и в использовании. Рекомендуем набраться терпения, чтобы осилить этот урок до конца.

Что такое деление?

Деление это действие, позволяющее что-либо разделить.

Деление состоит из трёх параметров: делимого, делителя и частного.

Делимое это то что делят;
Делитель это число, показывающее на сколько частей нужно разделить делимое.
Частное это собственно результат.

Пусть у нас имеются 4 яблока:

четыре яблока

Разделим их поровну на двоих друзей. Тогда деление покажет сколько яблок достанется каждому. Нетрудно увидеть, что каждому достанется по два яблока:

четыре яблока на двоих

Процесс деления четырех яблок на двоих друзей можно описáть следующим выражением:

четыре яблока на двоих выражение

В этом примере роль делимого играют яблоки. Роль делителя играют двое друзей, показывающих на сколько частей нужно разделить 4 яблока. Роль частного играют два яблока, показывающие сколько досталось каждому.

Говоря о делении, можно рассуждать и по-другому. Вернёмся к предыдущему выражению 4 : 2 = 2. Можно посмотреть на делитель 2 и задать вопрос «сколько двоек в четвёрке?» и ответить: «две двойки». Действительно, если сложить две двойки, то получится число 4

два плюс два равно четыре обобщение деления

В ситуации с четырьмя яблоками можно задать вопрос «сколько раз два яблока содержатся в четырёх яблоках» и ответить: «два раза».

сколько раз два яблока содержится в четырех яблоках

Чтобы научиться делить, нужно хорошо знать таблицу умножения. Почему же умножения? Ведь мы говорим о делении. Дело в том, что деление это действие, обратное умножению. Данную фразу можно понимать в прямом смысле. Например, если 2 × 5 = 10, то 10 : 5 = 2.

vzaimno-obratnye-operatsii-umnozhenie-i-delenie

Видно, что второе выражение записано в обратном порядке. Если у нас имеются два яблока и мы захотим увеличить их в пять раз, то запишем 2 × 5 = 10. Получится десять яблок. Затем, если мы захотим обратно уменьшить эти десять яблок до двух, то запишем 10 : 5 = 2

Знак деления выглядит в виде двоеточия : но также можно встретить знак двоеточия и тире ÷ 

На письме разумнее использовать двоеточие, поскольку оно выглядит аккуратнее.


Деление с остатком

Остаток — это то что осталось от действия деления неразделённым.

Например, пять разделить на два будет два и один в остатке:

5 : 2 = 2 (1 в остатке)

Можно проверить это умножением:

(2 × 2) + 1 = 5

Допустим, имеются пять яблок:

пять яблок

Разделим их поровну на двоих друзей. Но разделить поровну пять целых яблок не полýчится. Тогда данное деление покажет, что каждому достанется два яблока, а одно яблоко будет в остатке:

пять яблок деление с остатком


Деление уголком

Когда требуется разделить большое число, то прибегают к такому методу как деление уголком.

Прежде чем делить уголком, человек должен знать:

  • обычное деление маленьких чисел;
  • деление с остатком;
  • умножение в столбик;
  • вычитание в столбик.

Рассмотрим деление уголком на простом примере. Пусть требуется найти значение выражения 9 : 3. Уголком это выражение записывается  следующим образом:

delenie risunok 4

Это простой пример. Все знают, что девять разделить на три будет три. Ответ (частное) записывается под правым углом:

delenie risunok 3

Чтобы проверить есть ли остаток от деления, нужно частное умножить на делитель и полученный ответ записать под делимым. Частное в данном случае это 3, делитель тоже 3. Перемножаем эти два числа: 3 × 3 = 9. Получили 9. Записываем эту девятку под делимым:

delenie risunok 2

Теперь от делимого вычитаем девятку, которую мы под ним написали: 9 − 9 = 0. Остаток равен нулю. Проще говоря, остатка нет. На этом деление успешно завершено:

delenie risunok 1


Пример 2. Найти значение выражения 8 : 3

Восемь на три просто-так не разделится. Таблица умножения тоже не поможет. В данном случае будет присутствовать остаток от деления.

Сначала запишем данное выражение уголком:

delenie risunok 8

Теперь надо задать вопрос: «сколько троек в восьмёрке?» В восьмёрке содержится две тройки. Это можно увидеть даже воочию, если мы представим восьмёрку как восемь палочек:

8 группирока по три

В школе частное подбирается методом подбора. Все мы слышали такие фразы как «берём по одному» , «берём по два» или «берём по три». У нас сейчас как раз такой случай. Мы взяли по два, ответив что в восьмёрке две тройки. Записываем двойку в правом уголке:

delenie risunok 7

Теперь вынимаем остаток. Для этого умножаем частное на делитель (2 на 3) и записываем полученное число под делимым:

delenie risunok 56

Далее из 8 вычитаем 6. Полученное число и будет остатком:

delenie risunok 5

8 : 3 = 2 (2 в остатке)

Проверка:

(2 × 3) + 2 = 6 + 2 = 8


Деление многозначного числа на однозначное

Данная тема с первого раза может показаться непонятной. Не спешите отчаиваться и забрасывать обучение. Понимание придёт в любом случае. Если не сразу, то немного позже. Главное не сдаваться и продолжать упорно изучать.

В предыдущих примерах мы делили однозначное число на однозначное, и это не доставляло нам лишних проблем. Сейчас мы займёмся тем, что будем делить многозначное число на однозначное.

Если непонятно, что такое однозначные и многозначные числа, советуем изучить предыдущий урок, который называется умножение.

Чтобы разделить многозначное число на однозначное, нужно сначала посмотреть на первую цифру этого многозначного числа, и проверить больше ли она делителя. Если больше, то её надо разделить на делитель, а если нет, то проверить больше ли делителя первые две цифры многозначного числа. Если первые две цифры больше делителя, то надо разделить их  на делитель, а если нет, то проверить больше ли первые три цифры многозначного числа. И так до тех пор, пока не будет выполнено первое деление.

Сложно? Ни чуть, если мы разберём несколько примеров.

Пример 1. Найти значение выражения 25 : 3

25 это многозначное число, а 3 — однозначное. Применяем правило. Смóтрим на первую цифру многозначного числа. Первая цифра это 2. Два больше, чем три? Нет. Поэтому смóтрим первые две цифры многозначного числа. Первые две цифры образуют число 25. Двадцать пять больше чем три? Да. Поэтому выполняем деление числа 25 на 3. Записываем уголком данное выражение и начинаем делить:

25 на 3 шаг 1

Сколько троек в числе 25? Если с первого раза ответить сложно, можно заглянуть в таблицу умножения на три. Там необходимо отыскать произведение, которое меньше 25, но очень близко к нему или равно ему. Если найдём такое произведение, то необходимо забрать оттуда множитель, который дал такое произведение:

333

Это таблица умножения на три. В ней необходимо найти произведение, которое меньше 25, но очень близко к нему или равно ему. Очевидно, что это произведение 24, которое выделено синим. Из этого выражения необходимо забрать множитель, который дал такое произведение. Это множитель 8, который закрашен красным.

Данная восьмёрка и отвечает на вопрос сколько троек в числе 25. Записываем её в правом уголке нашего примера:

25 на 3 шаг 2

Теперь вынимаем остаток. Для этого умножаем частное на делитель (8 на 3) и полученное число записываем под делимым:

2533Теперь из делимого вычитаем число 24, получим 1. Это и будет остатком:

2534

25 : 3 = 8 (1 в остатке)

Проверка:

(8 × 3) + 1 = 24 + 1 = 25

Последний остаток всегда меньше делителя. Если последний остаток больше делителя это означает, что деление не завершено.

В приведённом примере последним остатком было число 1, а делителем число 3. Единица меньше чем три, поэтому деление завершено. Последний остаток мéньший делителя говорит о том, что он не содержит чисел равных делителю.

В нашем примере, если задать вопрос «сколько троек в единице?», то ответом будет «нисколько», потому что единица не содержит троек.


Пример 2. Разделить 326 на 4.

Смóтрим на первую цифру числа 326. Первая цифра это 3. Она больше делителя 4? Нет. Тогда проверяем две цифры делимого. Две цифры делимого образуют число 32. Больше ли оно делителя 4? Да. Значит можно выполнять деление.

Записываем уголком данное выражение:

324

Теперь задаём вопрос: «сколько четвёрок в числе 32. В числе 32 восемь четвёрок. Это можно увидеть в таблице умножения на четыре:

4

Данная восьмёрка, которая выделена красным отвечает на вопрос сколько четвёрок в числе 32. Записываем её в правом уголке нашего примера:

3248Теперь умножаем 8 на 4, получаем 32 и записываем это число под делимым. Далее вычитаем это число из 32. Получим 0. Поскольку решение ещё не завершено, ноль не записываем:

32481Первое число 32 разделили. Осталось разделить оставшуюся 6. Для этого сносим эту шестёрку:

32482

Теперь делим 6 на 4. Для этого задаём вопрос: «сколько четвёрок в шестёрке?» В шестёрке одна четвёрка, это можно увидеть воочию, если представить шестёрку как шесть палочек:

6 группировка по 4

Записываем единицу в правом уголке нашего ответа:

32483Теперь умножаем нашу единицу на делитель (1 на 4) и записываем полученное число под шестёркой:

32484

Затем из 6 вычитаем 4, получаем число 2, которое является остатком:

32485

Получили 326 : 4 = 81 (2 в остатке)

Проверка: (81 × 4) + 2 = 324 + 2 = 326

Процедура, в которой мы ищем первое число для деления, сравнивая больше ли оно делителя или меньше, называется нахождением первого неполного делимого.

Вернёмся к предыдущему примеру 326 : 4. Первое неполное делимое в данном выражении было число 32, поскольку его мы разделили в первую очередь.

А в примере 25 : 3 первое неполное делимое было 25.


Пример 3. Найти значение выражения 384 : 5

Записываем данное выражение в уголком:

3845

Сначала находим первое неполное делимое. Первая цифра меньше делителя, поэтому проверяем две цифры. Две цифры вместе образуют число 38, которое больше делителя. Это число будет первым неполным делимым. Его и будем в первую очередь делить на делитель:

38452

Сколько пятёрок в числе 38? Если сразу ответить сложно, то можно посмотреть в таблицу умножения на пять и найти произведение, которое меньше 38, но очень близко к нему или равно ему. Найдя такое произведение, нужно забрать оттуда множитель, который будет отвечать на наш вопрос:

5

Это таблица умножения на пять. Находим произведение, которое меньше 38, но очень близко к нему или равно ему. Очевидно, что это произведение 35, которое выделено синим. Из этого выражения забираем множитель, который дал такое произведение. Это множитель 7, который выделен красным.

Данная семёрка отвечает на вопрос сколько пятёрок в числе 38. Записываем эту семёрку в правом уголке нашего примера:

38453Умножаем 7 на 5, получаем 35 и записываем его под 38:

38454

Теперь из 38 вычитаем 35, получим 3:

38455

Эта тройка является остатком, которая осталась неразделённой в результате деления 38 на 5. Но видно, что ещё надо разделить и 4. Эту 4 мы снесём и разделим вместе с тройкой:

38456

Видно, что после того, как мы снесли четвёрку, она вместе с тройкой  образовала число 34. Это число 34 мы будем делить на 5. Для этого опять задаем вопрос: «сколько пятёрок в числе 34. Можно снова глянуть в таблицу умножения на пять и найти произведение, которое меньше 34, но очень близко к нему или равно ему:

52

Видно, что в таблице умножения на пять число 30 меньше нашего 34, но близко к нему. Из этого выражения забираем множитель 6, который отвечает на наш вопрос. Записываем эту шестёрку в правом уголке нашего примера:

38457

Теперь умножаем 6 на 5, получаем 30 и записываем это число под 34:

38458

Теперь из 34 вычитаем 30, получаем 4. Эта четвёрка будет остатком от деления 384 на 5

38459

384 : 5 = 76 (и 4 в остатке)

Проверка:

(76 × 5) + 4 = 380 + 4 = 384


Пример 4. Найти значение выражения 8642 : 4

Этот пример немного посложнее. Записываем уголком данное выражение:

86424

Первая цифра 8 больше делителя. Эта восьмёрка будет первым неполным делимым. Делим 8 на 4, получаем 2

864242Теперь умножаем 2 на 4, получаем 8. Записываем эту восьмёрку под первым неполным делимым:

864243

Вытаскиваем остаток: 8 − 8 = 0. Остаток от деления 8 на 4 это ноль. Ноль не записываем, поскольку решение примера не завершено.

Далее сносим цифру 6 и делим её на делитель, получаем 1

864244Умножаем 1 на 4, получаем 4. Записываем эту четвёрку под снесённой шестёркой. Затем вынимаем остаток, отняв от шести четыре:

864245

Получили остаток 2. Это остаток, который остался от деления 6 на 4.

Теперь сносим следующую цифру из делимого. Это цифра 4. Эта четвёрка вместе с предыдущим остатком 2 образует число 24. Его делим на делитель. Получим 6

864246

Умножаем 6 на 4, получаем 24. Записываем это число под 24

864247

Вытаскиваем остаток: 24 − 24 = 0. Ноль это остаток от деления 24 на 4. Ноль, как мы уже договорились, не записываем. Далее сносим последнюю цифру 2

864248

Здесь начинается самое интересное. Двойка это последняя цифра, которую мы снесли и которую надо разделить на делитель 4. Но дело в том, что двойка меньше четвёрки, а ведь делимое должно быть больше делителя. Если мы зададим вопрос «сколько четвёрок в двойке?«, то ответом будет ноль, поскольку двойка меньше четвёрки и не может содержать в себе число, бóльшее себя самогó.

Поэтому два разделить на четыре это ноль:

864249Умножаем 0 на 4, получаем 0. Пишем этот 0 под двойкой:

8642410

Теперь находим остаток: 2 − 0 = 2. Двойка это остаток от деления 8642 на 4. Таким образом, пример завершён:

8642411

8642 : 4 = 2160 (2 в остатке)

Проверка: (2160 × 4) + 2 = 8640 + 2 = 8642


Деление чисел, у которых на конце 0

Чтобы разделить число, у которого на конце ноль, нужно временно отбросить этот ноль, выполнить обычное деление, и дописать этот ноль в ответе.

Например, разделим 120 : 3

1203

Сколько троек в числе 120? Чтобы ответить на этот вопрос, временно отбрасываем ноль на конце у 120 и делим 12 на 3, получаем 4. И дописываем этот ноль в частном. В итоге получаем 40:

12032

Теперь умножаем частное на делитель (40 на 3), получаем 120. Далее находим остаток: 120 − 120 = 0. Остаток равен нулю. Пример завершён.

1204

120 : 3 = 40

Проверка 40 × 3 = 120.

Такие простые примеры не нуждаются в том, чтобы их решали уголком. Достаточно знать таблицу умножения. Далее просто дописывать нули на конце. Например:

12 : 3 = 4 (делимое без нулей на конце)

120 : 3 = 40 (здесь у делимого один ноль)

1200 : 3 = 400 (здесь у делимого два нуля)

12000 : 3 = 4000 (здесь у делимого три нуля)

В этом способе есть небольшой подвох. Если вы заметили, деля такие числа, мы ссылаемся на таблицу умножения. А представьте, что надо разделить 400 на 5.

Можно рассуждать по старому — отбросить временно все нули и разделить обычные числа. А что будет если отбросить все нули в числе 400? Мы обнаружим, что делим 4 на 5, что недопустимо. В этом случае, надо отбрасывать только один ноль, и делить 40 на 5, а не 4 на 5

4005Завершаем этот пример, как обычно умножая частное на делитель, и выводя остаток:

40052Этот способ работает только в том случае, если удаётся гладко применить таблицу умножения. В остальных случаях, придётся искать обходные пути, вычисляя уголком или собирая частное подобно детскому конструктору.

Например, найдём значение выражения 1400 : 5. Здесь отбрасывание нулей нам ничего не даст. Этот пример надо решать уголком или собрать ответ, подобно конструктору. Давайте рассмотрим второй способ.

Что такое 1400? Вспоминаем разряды чисел. 1400 это одна тысяча и четыре сотни:

1000 + 400 = 1400

Можно по-отдельности разделить 1000 на 5 и 400 на 5:

1000 : 5 = 200

400 : 5 = 80

и сложить полученные результаты:

200 + 80 = 280

Итого: 1400 : 5 = 280

Решим этот же пример уголком:

140050


Деление многозначного числа на многозначное

Здесь придётся хорошенько напрячь свой мозговой аппарат и выжать из него по максимуму, потому что разделить многозначное число на многозначное не так-то просто.

Принцип деления остаётся тем же что и раньше. Здесь так же надо находить первое неполное делимое. Здесь так же могут присутствовать остатки от деления.

Для начала введём новое понятие — круглое число. Круглым будем называть число, которое оканчивается нулём. Например, следующие числа являются круглыми:

10, 20, 30, 500, 600, 1000, 13000

Любое число можно превратить в круглое. Для этого первую цифру, образующую самый старший разряд, оставляют без изменений, а остальные цифры заменяют нулями.

Например, превратим число 19 в круглое число. Первая цифра этого числа 1 образует старший разряд (разряд десятков) — эту цифру оставляем как есть, а оставшуюся 9 заменяем на ноль. В итоге получаем 10

Превратим число 125 в круглое число. Первая цифра 1 образует старший разряд (разряд сотен) — эту цифру оставляем без изменений, а оставшиеся цифры 25 заменяем нулями. В итоге получаем 100.

Превратим число 2431 в круглое число. Первая цифра 2 образует старший разряд (разряд тысяч) — эту цифру оставляем без изменений, а остальные цифры 431 заменяем нулями. В итоге получаем 2000.

Превратим число 13735 в круглое число. Первая цифра 1 образуют старший разряд (разряд десятков тысяч) — эту цифру оставляем без изменений, а остальные цифры заменяем нулями. В итоге получаем 10000.

Внимание! В дальнейшем понятия круглого числа и перевод любого числа в круглое будут рассмотрены более подробно.

Возвращаемся к делению многозначных чисел на многозначные. Сложность деления таких чисел заключается в том, что частное надо находить методом подбора. Для этого прибегают к различным техникам, например, превращают делимое и делитель в круглые числа.

Пример 1. Найти значение выражения 88 : 12

Записываем данное выражение уголком:

8812Задаём вопрос сколько чисел 12 в числе 88? С первого раза ответить сложно. Придётся рассуждать.

Со школы мы помним, что частное подбиралось методом угадывания, говоря «берем по два» или «берем по три».

Давайте попробуем угадать частное. К сожалению, его просто так с неба взять нельзя. Это частное должно быть таким, чтобы при его умножении на делитель, получалось число которое меньше делимого, но очень близко к нему или равно ему.

Давайте предположим, что частное равно 2. Умножаем это частное на делитель 12

88122

Что это нам дало? Полученное число меньше делимого, но близко к нему? Нет. Оно конечно же меньше делимого 88, но очень далеко от него. Значит двойка как частное не подходит.

Пробуем следующее число. Допустим частное равно 5

88123

Полученное число конечно меньше, но оно не близко к делимому 88. Значит пятёрка как частное тоже не подходит.

Попробуем сразу взять по 8

88124

На этот раз полученное число превзошло делимое. А оно должно быть меньше делимого, но очень близким к нему или равным ему. Значит восьмёрка как частное тоже не подходит Попробуем тогда взять по 7

88125

Наконец-то нашли подходящее частное! Умножив частное 7 на делитель 12, мы получили 84, которое меньше делимого, но близко к нему. Теперь находим остаток от деления. Для этого из 88 вычитаем 84, получаем 4.

88126

88 : 12 = 7 (4 в остатке)

Проверка: (12 × 7) + 4 = 84 + 4 = 88

Как видно из примера, на подбор частного уходит драгоценное время. Если мы будем сидеть на контрольной или на экзамене, где каждая минута очень дорогá, этот метод нам явно не поможет.

Чтобы сэкономить время, можно делимое и делитель превратить в круглые числа, а затем осуществить деление этих круглых чисел. Делить круглые числа намного проще и удобнее.

Например, чтобы разделить 90 на 10, достаточно отбросить нули у обоих чисел и разделить 9 на 1. В итоге получим 90 : 10 = 9.

Количество отбрасываемых нулей должно быть строго одинаковым. К примеру, если мы делим 900 на 90, то отбрасываем по нулю от каждого числа, поскольку у числа 900 два нуля, а у 90 только один. Отбросив по нулю от каждого числа, мы получим выражение 90 : 9 = 10. В итоге получаем 900 : 90 = 10.

В делении круглых чисел также нет ничего сложного. Постарайтесь понять это. Если непонятно, изучите этот момент несколько раз. Это очень важно.

Ниже приведено несколько примеров, где делятся круглые числа. Отбрасываемые нули закрашены серым цветом:

800 : 10 = 80 (отбросили по нулю и разделили 80 на 1, получили 80)

800 : 80 = 10 (отбросили по нулю и разделил 80 на 8, получили 10)

900 : 10 = 90 (отбросили по нулю и разделили 90 на 1, получили 90)

400 : 50 = 8 (отбросили по нулю и разделили 40 на 5, получили 8)

320 : 80 = 4 (отбросили по нулю и разделили 32 на 8, получили 4)

Заметно, что всё в конечном итоге свóдится к таблице умножения. Именно поэтому в школе требуют знать её наизусть. Мы тоже этого требуем, хоть и не принуждаем.

Теперь давайте решим предыдущий пример 88 : 12 где мы бились, находя частное методом угадывания.

Для начала превращаем делимое и делитель в круглые числа.

Круглым числом для 88 будет число 80.

А круглым числом для 12 будет число 10.

Теперь делим полученные круглые числа:

8812280 разделить 10 будет 8. Эту восьмёрку мы пишем в частном:

88123

Теперь проверяем, верно ли подобралось частное. Для этого умножаем частное на делитель (8 на 12). Восьмёрку как частное мы уже проверяли, когда решали этот пример методом угадывания. Она нам не подошла, поскольку после её умножения на делитель, получилось число 96, которое больше делимого. Зато подошло частное 7, которое меньше восьмёрки всего-лишь на единицу.

Отсюда можно сделать вывод, что в выражении 88 : 12 частное, полученное путём превращения делимого и делителя в круглые числа, больше лишь на единицу. Наша с вами задача уменьшить это частное на единицу.

Так и сделаем — уменьшим 8 на единицу: 8 − 1 = 7. Семёрка это частное. Записываем её в правом уголке нашего примера:

88126

Как видно, этим способом мы решили этот пример намного быстрее.


Пример 2. Найти значение выражения 1296 : 144

Записываем уголком данное выражение. Сразу же находим первое неполное делимое. Его образуют все четыре цифры делимого:

1296144Это деление многозначного числа на многозначное. Давайте применим только что изученный метод. Превратим делимое и делитель в круглые числа, а затем разделим их.

Для делимого 1296 круглым числом будет 1000. А для делителя 144 круглым числом будет 100.

Делим 1000 на 100, получим 10. Проверим полученную десятку, умножив её на делитель 144

12961441

Десятка не подходит, поскольку при умножении получается число, которое больше делимого.

Попробуем взять по 9, уменьшив десятку на единицу.

12961442

Проверяем девятку. Для этого умножаем её на делитель:

12961443

Красота! Полученное число оказалось не только ближе к делимому, но и равным ему. Это значит, что деление выполнилось без остатка. Завершаем данный пример, вычитая из 1296 полученное число 1296

129614441296 : 144 = 9

Проверка: 144 × 9 = 1296


Пример 3. Попробуем решить большой и сложный пример 227 492 : 331

Записываем уголком данное выражение. Сразу же определяем первое неполное делимое. Его образуют первые четыре цифры делимого 2274. Значит сначала будем делить 2274 на 331. Их же превратим в круглые числа.

Для числа 2274 круглым числом будет 2000. А для 331 круглым числом будет 300

12961443Получили 6. Проверим верно ли подобралась эта шестёрка. Для этого, умножим её на делитель 331:

12963311Шестёрка подошла, потому что она отвечает на вопрос сколько чисел 331 в числе 2274. Если бы мы взяли по семь, то получилось бы следующее:

22743317Если бы мы взяли по 7 и проверили эту семёрку, то получили бы 2317, которое больше делимого, а это недопустимо.

Продолжаем решать наш пример. Вычитаем из 2274 число 1986, получаем 288:

12963312

288 это остаток от деления 2274 на 331. Далее, чтобы продолжить деление, нужно снести девятку:

129633123

Теперь надо разделить 2889 на 331. Превращаем их в круглые числа и делим их. Сразу же проверяем полученное таким способом частное:

12961445Умножив 6 на 331, мы снова получили 1986. Это число должно быть меньше делимого 2889, но близким к нему или равным ему. Но 1986 очень далеко от него. Значит шестёрка, как частное не подходит. Проверим тогда семёрку. Это первый случай, когда нам не помог второй способ, который экономил нам время. Дальнейшее решение придётся проводить методом угадывания частного:

12961446Проверили семёрку. Снова получили число, которое далеко от делимого 2889. Значит семёрка тоже не подходит. Проверим восьмёрку:

12961447

Восьмёрка подошла. Она отвечает на вопрос сколько чисел 331 в числе 2889. Если бы мы взяли по девять, то при умножении на делитель, получили бы число 2979, а это уже больше делимого 2889.

Теперь вынимаем остаток от деления 2889 на 331. Для этого от 2889 вычитаем 2648 и получаем 241

12961448

241 это остаток от деления 2889 на 331. Чтобы продолжить деление, нужно снести 2 из главного делимого:

12961449

Теперь делим 2412 на 331. Возьмём по 7

129614410

Теперь находим последний остаток. Для этого из 2412 вычитаем 2317, получаем 95. На этом пример завершается:

129614411

227 492 : 331 = 687 (95 в остатке)

Проверка: (331 × 687) + 95= 227 397 + 95 = 227 492

На этом данный урок можно завершить. Не расстраивайтесь, если сразу не научитесь делить числа уголком. Этот навык нарабатывается со временем в сочетании с интенсивными тренировками. Ошибки дело не страшное. Самое главное — понимать.

Отметим, что в данном уроке рассмотрено только деление с остатком. Деление без остатка мы рассмотрим в следующих уроках. Сделано это с целью не усложнять обучение. Как говорится, всему своё время.


Задания для самостоятельного решения

Задание 1. Выполните деление:

Решение:

Задание 2. Выполните деление:

Решение:

Задание 3. Выполните деление:

Решение:

Задание 4. Выполните деление:

Решение:

Задание 5. Выполните деление:

Решение:

Задание 6. Выполните деление:

Решение:

Задание 7. Выполните деление:

Решение:

Задание 8. Выполните деление:

Решение:

Задание 9. Выполните деление:

Решение:

Задание 10. Выполните деление:

Решение:

Задание 11. Выполните деление:

Решение:

Задание 12. Выполните деление:

Решение:

Задание 13. Выполните деление:

Решение:

Задание 14. Выполните деление:

Решение:

Задание 15. Выполните деление:

Решение:

Задание 16. Выполните деление:

Решение:

Задание 17. Выполните деление:

Решение:

Задание 18. Выполните деление:

Решение:

Задание 19. Выполните деление:

Решение:

Задание 20. Выполните деление:

Решение:

Задание 21. Выполните деление:

Решение:

Задание 22. Выполните деление:

Решение:

Задание 23. Выполните деление:

Решение:

Задание 24. Выполните деление:

Решение:


Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже


Добавить комментарий