Очередная серия моего долгосрочного проекта “Пещеры Придонья”. Некоторое время назад я вычитал в брошюре В.В. Степкина “Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье” о наличии в Воронежской и прилегающих к ней областях по меньшей мере 58 пещер культового назначения. И, естественно, захотел посетить их все. Отдельные из них хорошо известны не только археологам. Тоже Дивногорье, пожалуй, уже стало неким именем нарицательным для всех пещерных монастырей. Но о существовании некоторых я даже и не подозревал. Более того, сам автор описал существование нескольких пещер исключительно по архивным документам и указал, что их точное местоположение пока не установлено.
То есть из ориентиров для поиска таких пещер в брошюре было указано только название ближайшего населенного пункта. Что же… Тем интереснее побывать в такой пещере, не так ли?
02. Итак, под номером 7 в брошюре Степкина значится пещера в Костенках. Это довольно крупное село в Хохольском районе Воронежской области, известное всему миру тем, что в его окрестностях сосредоточено около 60 стоянок человека эпохи верхнего палеолита, существовавших здесь от 45 до 15 тыс. лет назад. Исследователи ищут и находят здесь аргументы в пользу признания Костенок одним из древнейших протогородов на планете. По ссылке скан статьи в National Geographic (март, 2009 г.) о Костенках, а ниже типичная сельская улица.
03. В ходе сооружения Белгородской черты, в 1642 году в селе Костенки была построена деревянная крепость и село превратилось в город Костенск. Гарнизон составили поселенные драгуны. Костенск сначала считался пригородом Воронежа, в конце 17 века около него стал складываться уезд. В 1779 году в ходе административной реформы правительства Екатерины II Костенск утратил ранг города.
04. По моим наблюдениям, вполне себе живое село. В отличие от многих.
Основные дороги чищены от снега, возле многих домов стоит сельхозтехника, а кое-где, несмотря на зиму, даже замечена живность.
05.
06. Буквально по чьим-то огородам в Костенках петляет небольшой ручей. Мой “Навител” обозначает его как река Желтушка, но и интернет по этому поводу почему то безмолвствует. Не знаю как летом, но зимой не воняет и выглядит даже антуражно.
06. Над стоянкой Костенки-11 в 1979 году было построено здание музея, которое законсервировало под своими сводами древнее палеолитическое жилище возрастом почти в 20 тыс. лет. Люди каменного века построили свой дом с использованием 570 костей мамонта, добытых в результате коллективной охоты и случайных находок больших костей на берегу Дона.
07. Музей в зимний период не работает, так как почему-то не отапливается. Обещаю вернуться сюда весной-летом и провести для вас виртуальную экскурсию. А сейчас давайте всё же вернёмся к основной теме повествования.
08. Итак, узнав о предполагаемом наличии в районе Костенок пещеры, я, самым естественным образом, принялся гуглить эту тему в интернете. Мне удалось разыскать небольшую историю о появлении в Костенках отшельника, который вырыл себе пещеру на лесном склоне неподалёку от села и своими проповедями обратил все село в раскол. После обнаружения этого факта властями, все жители Костенок якобы самосожглись в этой же пещере. У меня еще сильнее засвербело в одном месте во чтобы не стало её разыскать. И тут из закромов всемирной паутины выпадает буквально пара-тройка любительских снимков с изображением вроде бы Костенкинской пещеры. Я возликовал – значит она не засыпана и вообще реально существует! Правда, судя по найденным снимкам, пещера мало походила на культовую, а скорее напоминала каменоломню. Я изменил поисковый запрос и (о, чудо!) на сайте воронежских путешествующих джиперов нашел еще несколько фотофактов наличия в Костенках не только каменоломен, но и пещеры отшельника! Удивительным образом у меня с главным идеологом клуба Дмитрием Колесниковым нашелся общий знакомый Алексей, который рекомендовал меня ему, и мало того – выяснилось, что Дмитрий почитывает мой блог. В общем, накануне старта в Костенки в моем навигаторе появились координаты двух (!) каменоломен и пещеры отшельника-“чернеца”. Дмитрий, нижайший данкешон и нечеловеческий респект за это!
09. Следующая благодарность за приятную компанию и фоточки с моим участием Диме и Денису. Ну, и чтобы окончательно покончить со всеми реверансами, не могу не упомянуть легендарного спелестолога Юрия Долотова, который рассказал мне, что информация в статье Стёпкина устарела и пещера отшельника в Костенках буквально с прошлого года, так сказать, научно задокументирована, а так же порекомендовал обратиться непосредственно к человеку, вплотную занимавшемуся костенкинскими пещерами. Этот человек – Алексей Гунько. Я отправил ему просьбу выслать любую известную ему информацию о Костенках и он безвозмездно прислал мне свой доклад по данной теме для международной научной конференции по спелеологии и спелестологии, проходившей в 2011 году в Набережных Челнах. Так что сердечно благодарю и его. В своем фотоотчете я буду использовать некоторые данные и условные обозначения из его доклада. На этом с благодарностями заканчиваю – у нас впереди достаточно крутой подъём.
10. Зимой никаких троп не видно – пру за Денисом прямо по азимуту.
11. Дима замыкает нашу колонну. Мой недоприводный “тигр” остается ждать нас внизу.
12. Странно, внизу вчерашнего инея практически нет, а наверху холма буквально невозможно перестать щелкать затвором.
13. Внизу же остается и Костенкино.
Возвышенный массив с глубокими балками достигает тут высот более 200 метров.
14. На самой вершине натыкаемся на чьи-то следы, которые ведут в том же направлении, что и маршрут навигатора, т.е. аккурат к пещере. Становится немного неуютно. Судя по свежести следов, мы буквально наступаем кому-то на пятки.
15. Уфф, следы уходят куда-то дальше (охотники?), а перед нами первый из обнаруженных провалов. Внизу, между стволами дерева виден вход под землю. Вообще, как выяснилось, в окрестностях Костенок имеется аж 3 участка, где были зафиксированы подземные разработки мела. Нам удалось побывать пока только в двух, но для их обозначения я буду использовать нумерацию, которая была им присвоена при обследовании Алексеем Гунько. Итак, сейчас мы находимся на участке “Костенкинский – 1”.
16. Пока я и Дима фотографируем его во всей зимней красе, Денис делает небольшой бэкстейдж.
17. На поверхности данный участок представляет собой несколько провалов, в стенках которых имеются входы под землю. В прошлом это была хаотично разработанная каменоломня, состоявшая из галерей и камер с поддерживающими свод целиками. В результате естественных обрушений она оказалась разделена на 4 обособленных полости. Смотрим план-схему.
18
. Совсем рядом с первым находим провал с более удобным входом.
19. Пора в подземелья!
20. Мы в северной части самой большой полости, обозначенной на схеме “Костенкинская 1/1”.
21. По Ушакову целик – это массив, столб почвы с полезными ископаемыми, оставляемый без разработки, как опора шахтных сооружений, стволов шахт. В Костенкинских каменоломнях нет крепей, только целики.
22.
23. Костенкинская-1/1 представляет собой изогнутую галерею с рядом коротких ответвлений и 5 входами шириной от 0,7 до 3 м.
Общая длина 85 м, ширина галереи до 7,5 м, высота до 2,5 м.
24. Пол каменоломни выполнен поверхностными наносами и обломочным материалом.
25. Точная дата разработки Костенкинских каменоломен неизвестна. Большинство аборигенов склоняется к тому, что каменоломни разрабатывались в дореволюционное время и после гражданской войны, а в период ВОВ они служили убежищем для селян во время немецких обстрелов.
26. Добывавшийся здесь мел, в первую очередь, использовался в качестве извести для побелки крестьянских хат. Кроме того, цельными меловыми блоками выкладывались стены погребов, что, по мнению местного населения, способствовало лучшему сохранению продуктов.
27. Отдельные, ближайшие ко входам участки стен, покрыты зелеными водорослями.
28. В привходовой части обнаружили гнездо ласточки-отшельницы. Рядом село, а она живет в пещере.
29. Еще одна находка.
30. Пройдя Костенкинскую 1/1 насквозь в южном направлении, попадаем в очередной обширный провал.
31. Из него же переходим в Костенкинскую 1/2. Это наиболее сохранившийся участок системы длиной около 20 метров. В дальней части штрек имеет прямоугольное сечение шириной 3,5–4 м и высотой до 4,7 м (максимальная для всей каменоломни). На стенах выделяются характерные вертикальные уступы, образовавшиеся при ломке крупных блоков.
32. Зная, что летучие мыши зимуют в пещерах, я оглядывал потолок в поисках фотогеничной модели, но никого не нашел. Из-за множественных входов в системе здесь очевидно холодновато для зимовки. Только в Костенкинской 1/2 я заприметил чуть шевелящийся комочек, но не на потолке, а на полу. Очевидно бедняга замерзла (накануне как раз хорошо подморозило) и упала.
33. В привходовой части пещера тоже буйно “зацвела”.
34. О том, что существуют еще полости Костенкинская 1/3 и 1/4 я узнал только из доклада Алексея. Позволю себе дословно процитировать то, что там написано про них (только сначала еще раз посмотрите на схему):
“Костенкинская-1/3. Небольшой фрагмент, расположенный к востоку от основной части системы. Имеет один вход шириной 3 м в западном борту провальной воронки. Общая длина около 10 м. Ширина сохранившегося штрека – 2,5 м. В северной части фрагмента потолок понижается и переходит в заваленный глыбами лаз. При его расчистке можно соединить полость с Костенкинской-1/1.
Костенкинская-1/4. Крайний восточный фрагмент каменоломни. Вход находится в восточном борту провала и имеет ширину 2,5 м. По осыпному конусу можно спуститься в две округлые камеры, сформированные гравитационными процессами. Длина большой камеры – 4,5 м, ширина до 3,2 м. Длина малой камеры – 3 м, ширина – 2 м.” Можно было бы, конечно посмотреть и сделать по паре фото, но всё равно потеряли, судя по описанию, немного. Ибо маленькие. Начинаем спуск к машине.
35. Внизу нас встретил местный барбос и посмотрел грустными глазами. Мы достали термоса с чаем, стратегический запас бутербродов и честно поделили его на четверых. После обеденного перерыва нас ожидали новые подземелья.
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.
Ссылки для самостоятельного изучения:
– Пещеры Придонья
– Пещеры России по алфавиту
– Ю.А. Долотов “Спелестологическое районирование: Южнорусско-украинская провинция”
– Подборка книг и статей по спелестологии
– Добавить в друзья
После долгого отсутствия в эфире и перерыва в съемках, которому в частности способствовала слякоть на улице, я в компании приятелей вырвался в однодневный фото трип. Целью нашей небольшой экспедиции было посетить три нигде неописанные пещеры в районе села Костёнки.
43 фотографии, общий вес 6,4 мегабайт
Уж не знаю, смогли бы мы без навигатора найти все три пещеры, о двух из которых, вобще нет никаких упоминаний где-либо.
2. По дороге в Костёнки заехали в Рудкино, посмотреть на заброшеный элеватор.
3. Увидев нас, элеватор обрадовался — тоскливо ему там 🙂 Впрочем, как мы убедились потом, в гости к элеватору все же захаживают.
Подъем на элеватор затруднен, потому что отсутствует лестничный пролет на первом этаже. Мы воспользовались кустарной деревянной лесенкой. Лестничные пролеты настораживали трещинами в бетоне. И не дай бог там споткнуться — есть все шансы вылететь за борт в пустые оконные проемы. Вобще, при подъеме и при нахождении на этом сооружении, страху я натерпелся на год вперед.
Дело в том, что ваш покорный слуга несколько опасается высоты. А конкретнее — шаткой и ненадежной высоты, когда можно внезапно улететь к праотцам.
4. Мы на последнем этаже. Смотрим под ноги! Каждая дыра ведет к основанию элеватора. Брошенный камень летел вниз около трех секунд. Путем нехитрых вычислений было выяснено, что высота сооружения около 40 метров.
Никто в классики сыграть не желает? 🙂
Увеличить изображение
5. Зато из такого опасного места открывается великолепный вид на окрестности. Дестрой на ближнем плане вносит некоторое оживление в общую идилическую картину морозного утра.
Увеличить изображение
6. Рядом с пустой лифтовой шахтой обнаружилась коморка, в которой можно с относительным комфортом провести время на уютной кроватке. Защита от ветра опять же.
7. Наскальная живопись весьма оригинальна.
8. Мне кажется, что век этого элеватора будет недолгим. Панельные конструкции если и не развалятся в скором времени, то будут представлять опасность.
Увеличить изображение
9. Наконец-то под ногами земля!
10. buchkovdenis постигает устройство элеваторов времен развитого социализма.
11. Предостережение всем, кто не соблюдает технику безопасности на элеваторах.
12. Нам пора в дорогу к нашим главным целям. Окидываем взглядом окрестности и в путь.
13. Наш дальнейший путь пролегал через центр Костёнок и мимо музея, который законсервировал под своими сводами древнее палеолитическое жилище возрастом почти в 20 тысяч лет.
14.
15.
16. Музей.
Костёнки признаются богатейшим в России местом сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита — людей современного типа. Здесь на территории около 10 кв. км, открыто свыше 60 стоянок, датируемых от 45 до 15 тыс. лет назад.
17. Зимой музей закрыт.
18. По дороге к нашей первой пещере мы изрядно поблудили по проселкам, но все-таки нашли дорогу. Наша машинка была не в состоянии преодолеть эту горку, поэтому предстоял первый подъем.
19. Друзья, посоветуйте качественную трекинговую обувь на осень-зиму, с мощными грунтозацепами.
Потому что, следующее, что я куплю в свой гардероб, будует именно она, так как подниматься и спускаться по скользкой траве, присыпанной снегом — пытка и постоянный поиск равновесия, чтобы не нае… не упасть 🙂
20. На вершине холма была красота.
21.
22.
23. Немного правее центра снимка здание музея.
Увеличить изображение
24. В окрестностях первой пещеры.
Увеличить изображение
25. Это главный вход в пещеру. Назовем его так, потому что пещера имеет сквозной проход и располагает еще одним входом/выходом.
26. Главный вход в пещеру достаточно велик, но тем не менее не позволяет войти в полный рост. От входа в обе стороны расположены такие же невысокие проходы.
27. Наибольший интерес представляет правый проход, ведущий в большой зал.
28. В зал ведет наклонный пол. Во многих местах я, при своих почти 2-х метрах, мог встать в полный рост.
29. Из зала открывается вид на второй вход в пещеру.
30. В пещере имеется несколько глухих карманов, в которых я решил поэкспериментировать с фонариком.
31. У второго выхода мы обнаружили останки нижней челюсти животного.
32. Мы в предбаннике второго выхода. Рядом со вторым выходом находится небольшой вход в еще одну маленькую пещерку. По своим размерам она сильно уступает основной пещере.
После спуска с горы, мы устроили небольшой привал. Нас ждало еще одно белое пятно на карте воронежской области.
33. Вид на вход во вторую пещеру в Костенках. Об этом подземном сооружении также нет никакой информации.
Чтобы достигнуть пещеры, нужно спуститься с горы, а потом подняться на еще более крутую гору.
34. Подъем для меня оказался очень тяжелым и я пока сосредоточил внимание на окружаещем ландшафте.
Маленький пупырышек на горизонте справа — тот самый элеватор.
Увеличить изображение
35. На «крыше» второй пещеры расположилась загадочная фигура. Бросается в глаза утоптанная вокруг нее площадка.
36. Издалека элеватор напоминает одинокую многоэтажку в поле.
37. Тут и там на снегу следы зверьков.
38. Единственный вход в пещеру. Вход достаточно обширный, но своды довольно низкие. Да и сама пещера небольшая: метров десять в глубину.
39. Портал как будто сложен вручную.
40. И в первой и в этой пещере есть следы пребывания людей в виде настенных надписей, но мусора почти нет. По своему строению пещера односводчатая с двумя колоннами: в центре зала и на входе.
41. Вид наружу примерно с середины пещеры.
Увеличить изображение
42. Правая часть зала. Стены посещенных нами пещер полностью или частично покрыты плесенью.
Как я уже говорил, о посещенных нами двух пещерах в Костенках нет никакой информации: ни о их примерном возрасте, ни о предназначении. Можно конечно предположить, что они являлись местом добычи породы для строительных работ, но это только предположения.
Третья в нашем списке пещера находится в лесу на очень крутом склоне. Вход в пещеру преграждает овраг. В общем в саму пещеру я не пошел: во-первых спуск по скользкой листве и траве давался очень трудно и был риск навернуться. Во-вторых, как выяснилось, пещера очень тесная и маленькая. Без штатива там толком ничего не снять. За время нашего путешествия и лазания по горам, с непривычки, я сильно устал, поэтому к нашей третьей пещере я шел налегке.
Зато об этой пещере есть хоть какая-то информация. Правда за ее достоверность я отвечать не могу.
Впервые материал об этой пещере был опубликован в 68 номере воронежских «Губернских Ведомостей» за 1869 год. Данный материал лег в дальнейшем в основу статей А.С. Пругавина в «Русской Мысли» за январь 1885 года, и А.А. Левенстима в «Журнале Министерства Юстиции» за сентябрь 1898 года, посвященных событиям, развернувшимся вокруг этой пещеры.
Пругавин и Левенстим место расположения описываемой пещеры определяют окрестностями села Костенки «верстах в 30 от Воронежа». Сегодня это село входит в состав Хохольского района, Воронежской области.
В статье Т. Рождественского «Самосожжение раскольников хутора Кастенки» приводится наиболее краткое повествование о событиях, развернувшихся в первой четверти XIX в. вокруг пещеры. Это повествование и будет взято за основу дальнейшего изложения.
«В самых первых годах XIX столетия в окрестностях хутора Кастенки появился какой-то отшельник — «чернец». В глухом лесу поселился он и стал копать себе пещеру в высокой, заросшей лесом горе Шахан, на берегу реки Крынки. Уединенная жизнь, пещерокопательство, издавна считающееся душеполезным подвигом в глазах народа, привлекли к нему внимание населения Кастенок. Пошла молва о появившемся «Божьем человеке». Любопытные стали ходить посмотреть на отшельника, послушать его беседы. Завязалось знакомство, потекли приношения «Божьему человеку». Нашлись благочестивые люди, которые начали помогать чернецу, назвавшему себя Филатием, копать пещеру. Спустя некоторое время, откуда-то явился к горе Шахан другой чернец, и близ пещеры вскоре выстроилось несколько келий, а в самой пещере, обращенной в молельню, началось богослужение. Чернец Филатий стал частенько посещать своих почитателей и на хуторе Кастенках, вел с ними душеспасительные беседы, читал какие-то книги. Вскоре обнаружился и результат этих бесед и чтений.
Замечаем мы с матушкой, рассказывает один из уроженцев Кастенок, очевидец описываемых событий, что отец, с тех пор, как познакомился с чернецом, перестал бороду брить, а прежде он бороду бривал постоянно, франт был. Что бы это значило? Никак ума не приложим. Вот, однажды, матушка и говорит ему: «ты бы, касатик, бороду побрил! Смотри как зарос!» А он как закричал на нее: «не говори мне с этих пор о бороде! В святых книгах про это сказано, что брить бороду — значит оскорблять самую святыню, самый образ Божий. Этим можно принять печать антихристову. Я и бритвы выкинул, и самый дух дьявольского наваждения ладаном выкурил». Матушка немного помолчала, а потом и скажи: «отчего же попы то ничего не говорят об этом?» Верите ли, как он рассердился, попов начал ругать на чем свет стоит. «Они, говорит, наши губители, а ты им веришь», … «они только по новому нас морочат, а новая то вера совсем не та, что старая была: в новой одно осквернение, а в старой — спасение и живот вечный» … пойдем-ка, вот, к отцу Филатию; он научит тебя как крестится, как персты слагать во имя Св. Троицы и многому там он все знает, такой ученый, чисто-святой!»
Легко видеть уже из этого, что проповедь Филатия подвергавшая резкой критике современный ему строй церковной жизни и прославлявшая «старую» веру, была ни чем иным, как типичною проповедью раскола, и последствием ее было то, что весь хутор Кастенки перешел в раскол.
Прошло несколько лет после появления Филатия в той местности. Наступил 1812 год. Тот же рассказчик, гостивший где-то у родственников, возвращался с одним из них в Кастенки, призываемый к исполнению воинской повинности. Не доезжая верст 20 до Кастенок, он услыхал, что весь хутор выгорел. Оставшаяся в живых Анюта Виляева рассказала следующее: «Чернец вздумал делать какое-то освящение домов в хуторе. Только, однажды, он ночью приезжает с ризами и начали служение; наши хуторяне, почесть, все были. Глядим, отворяется дверь и входит заседатель, а он строгий был. Вошел, он, услышал их пение, да как крикнет на них: «Что это значит? Что это у вас за люди скрываются?» т. е. эти чернецы-то. Потом как крикнет на Филатия: «Ты что за человек? Должно быть беглец какой? Есть, говорит, документы у вас? Показывай, а то иначе свяжу, да в начальство представлю!» А Филатий был в ризах и с кадилом; видит, что дело плохо, все к двери ближе, да ближе, да в чем был так и убежал. А заседатель разгорячился и говорит: »Если вы не представите мне этих людей, то вам худо будет, а я наберу казаков из другой станицы и поеду сам, а их разыщу! «Потом, когда заседатель уехал, Филатий начал убеждать их сжечься; все согласились и сожглись, кроме вот этой Виляевой. Из наших хуторян тогда в живых осталось человек 30; иных дома не было, а иначе перешли из нашего хутора в другой; те только и остались. На другой день после того, как девка-то нам все подробно рассказала, пошел я с родичем к пещере. Приходим туда, я взглянул и, Боже мой, сердце так и замерло, так и захолонуло; ко входу подступиться нельзя: двери обгорели, а оттуда, изнутри то чем то смрадным несет! Такая вонь! На полу навалены огромные кучи земли и все черные, должно быть своды обвалились; стены черные, все-то черное! И тут я так плакал, что просто беда».
43. Портал пещеры. К слову сказать, никаких следов сожжения внутри обнаружено не было. Хотя два века прошло, поди там уцелей что-нибудь.
Добавить в друзья
Некоторое время назад я узнал о наличии в Воронежской и прилегающих к ней областях по меньшей мере 58 различных подземных церквей и монастырей. И, естественно, захотел посетить их все.
О многих из них я уже писал на своём канале, а сегодня отправимся на поиски пещеры в Костёнках. Это довольно крупное село в Хохольском районе Воронежской области, известное всему миру тем, что в его окрестностях сосредоточено около 60 стоянок человека эпохи верхнего палеолита, существовавших здесь от 45 до 15 тыс. лет назад.
Но сегодня я не об этом. Ссылка на фоторепортаж из этого музея будет ждать вас в первом комментарии, а я пока возвращаюсь к заявленной теме.
Итак, узнав о предполагаемом наличии в районе Костенок пещеры, я, самым естественным образом, принялся гуглить эту тему в интернете. Мне удалось разыскать небольшую историю о появлении в Костенках отшельника, который вырыл себе пещеру на лесном склоне неподалёку от села и своими проповедями обратил все село в раскол. После обнаружения этого факта властями, все жители Костенок якобы самосожглись в этой же пещере. У меня еще сильнее засвербело в одном месте во чтобы не стало её разыскать.
Подняв всех знакомых и не очень людей, все сетевые и литературные источники, я, наконец, стал обладателем заветной точки в навигаторе.
Оставляем мою машину у дороги и начинаем углубляться в лес. Вечернее солнышко бросает очень красивый свет, но впереди еще более километра пешего пути.
Как это водится зимой, очень быстро начали сгущаться сумерки. Да и с лесной дороги вскоре пришлось свернуть и идти напролом, что добавило острых ощущений.
Легенда, связанная с этим местом, весьма подробна описана в работе В. В. Степкина “Пещерные памятники Среднедонского региона“. Позволю, пока мы пробираемся по лесным склонам, частично процитировать её в урезанном виде.
“В самых первых годах XIX столетия в окрестностях хутора Костенки появился какой-то отшельник – “чернец”. Пошла молва о появившемся “Божьем человеке”. Любопытные стали ходить посмотреть на отшельника, послушать его беседы. Вскоре обнаружился и результат этих бесед. Проповедь Филатия подвергавшая резкой критике современный ему строй церковной жизни и прославлявшая “старую” веру, была ни чем иным, как типичною проповедью раскола, и последствием ее было то, что весь хутор Костенки перешел в раскол.”
Несколько лет Филатий проповедовал свои идеи местным жителям, абсолютно войдя к ним в доверие. Даже построенные дома стал освещать будто настоящий батюшка. В итоге, когда начальство прознало об этом и решило принять строгие меры, Филатий убедил жителей Костенок закрыться в пещере и… ну вы поняли.
Из наших хуторян тогда в живых осталось человек 30. На другой день после того, как девка-то нам все подробно рассказала, пошел я с родичем к пещере. Приходим туда, я взглянул и, Боже мой, сердце так и замерло, так и захолонуло; ко входу подступиться нельзя: двери обгорели, а оттуда, изнутри то чем то смрадным несет! На полу навалены огромные кучи земли и все черные, должно быть своды обвалились; стены черные, все-то черное! И тут я так плакал, что просто беда”.
Однако, друзья мои, побывав внутри данного скита, лично меня терзают смутные сомнения. Возможно, что речь в архивных статьях идёт всё же не об этой пещере. Во-первых, я не представляю как в ней могло уместиться несколько десятков человек.
Во-вторых, следов гари, копоти и обрушившихся сводов я тоже не обнаружил.
Тем не менее, других пещерных скитов в районе Костенок учёными не обнаружено. В заключение, в связи с тем, что внутри скита так тесно, что сфотографировать его невозможно, привожу описание из доклада спелеолога А. Гунько:
“Размер входа 1,2х1,4 м. Через 3,5 м ход приводит в округлое в плане помещение шириной 2,7 м и высотой до 1,9 м. Свод помещения поддерживает колонна. Перед поворотом имеется уступ с двумя ступенями. Вероятно, этот тупиковый участок использовался в качестве лежанки.”
В конце “лежанки” тихо спала маленькая летучая мышка. Я посмотрел на мышонка в свете мобильного телефона и понял, что впечатлений на сегодня уже достаточно. Пора домой.
#пещеры придонья #история #религия #православие
Нам очень повезло попасть на первую, мало того, пилотную экскурсию Прогулки выходного дня в музей-заповедник “Костёнки”, которую организовал и провел директор музея Виктор Ковалевский. Проходит она частично на автомобилях, частично пешком.
Солнечным субботним утром мы приехали на смотровую площадку, что у въезда в село.
Экскурсия – это не внедорожное мероприятие, поэтому мы сильно выделялись среди прочих приехавших!
Экскурсия началась от оврага, что близ смотровой площадки. Вид здесь захватывает дух!
На краю оврага мы услышали много интересной информации о геологическом сторении родного края.
А прямо через дорогу, находится инсталляция, посвященная Мостищенскому лабиринту.
Костёнки – богатое, в археологическом смысле, место. Здесь проходили, проходят и буду проходить множество раскопок. Наша группа смогла посетить действующий раскоп, посмотреть как проходят раскопки и задать несколько вопросов настоящему академику!
Кандидат историеских наук Института истории материальной культуры Российской Академии Наук Андрей Александрович Синицын за работой!
После ракопок мы отправились в музей. Собственно, здание музея постороено вокруг раскопанного жилища каменного века.
Самым заметным экспонатом музея (его видно сразу от входа) является мамонт! Конечно, он не настоящий, но, по заверениям экскурсоводов, от настоящего не отличить!
Фантазия художников позволяет нам заглянуть в каменный век.
Еженедельно в музее проходят мастер-классы.
А прямо позади музея еще один раскоп! История этих раскопок забавна: к зданию музея собрались пристроить котельную (сейчас в музее нет отопления и, поэтому, зимой музей не работает), но при подготовке строительной площадки совершили находку! Совершенно такое же жилище, как и в самом музее.
Работа идет полным ходом!
Из музея мы отправились на противоположную окраину Костёнок.
Оказывается, там есть небольшая пещера!
Это была каменоломня, где местные жители добывали мел для хозяйственных нужд.
Миновав небольшой лесок, мы добрались до окраин села Борщево. Крутой холм на переднем плане – Борщевское городище. Уникальное историческое место. Большая часть той информации, что мы изучаем в учебниках истории о славянах периода становления русского государства, их быте и соцальных отношениях, была получена при изучении этого памятника археологии.
А этот небольшой холмик – своеобразный семепйный склеп древних славян.
Их сдесь много – это древнее кладбище. Вернее, курганный могильник.
Помимо исторических красот, вокруг нас были красоты природные.
А исторические артефакты просто валяются под ногами!
В конце экскурсии – коллективное фото на память.
Но на этом мы не остановились! Мы отправились на противоположный край села Борщево. Там находится источник освященный в честь иконы “Неупиваемая чаша”.
Освежившись, мы вернулсь на смотровую площадку у села Костёнки.
Выпили чаю с тортиком в честь завершения такого интересного и насыщенного дня.
Полюбовались видами, мы отправились домой.