Как найти певчих в церковный хор

  • Моральная помощь певчему
  • |
  • Спасение через клирос
  • |
  • Регенту
  • |
  • Юмор
  • |
  • Искушения на клиросе

КАК ПОПАСТЬ В ЦЕРКОВНЫЙ ХОР И НАЧАТЬ ПЕТЬ НА КЛИРОСЕ!

Итак, вы захотели попасть в церковный хор. Если вы человек верующий, то вам вдвойне интересно пение на клиросе. В конце концов, клирос подражает ангелам, и имитирует ангельский небесный лик. Это уже само по себе достаточно привлекательно для верующего человека, а более активное участие в богослужении подсознательно (а иногда и вполне осознанно) вселяет мысль о большей собственной ценности для прихода.

Конечно, нельзя совсем исключать и такой вариант, что вы видите в этой работе возможность совместить благое с утилитарным (сиречь, деньгами). В этом нет ничего плохого. Работа на клиросе сложна и за нее вполне уместно хоть что-то, да получать. Итак, предыстория понятна. Вы хотите попасть в церковный хор.

Теперь, собственно, как это делается

1. Подходите к церковной кассе (где продаются свечи) и спрашиваете –
“как зовут настоятеля этого храма и когда он служит”? Настоятель – это собственно, начальник прихода, его “директор”, и именно он координатор всех процессов в отдельно взятой церкви. Без настоятеля ничего не делается и вам общения с ним не миновать. Узнав, когда настоятель служит, Вы просто просите его на пару слов. Обычно после службы.

2. Итак, вы подходите к настоятелю и говорите “Здравствуйте, меня зовут так-то и так-то… Я хочу петь в церковном хоре. У меня есть/нет (нужное подчеркнуть) музыкальное образование, есть/нет (нужное подчеркнуть) опыт пения на клиросе, готов/не готов (нужное подчеркнуть) работать бесплатно”.

Настоятель очень быстро взвесит ваши шансы, и если они ненулевые (если вы мужчина – шансы слегка возрастают, так как мужиков на клиросе традиционно не хватает), то он даст контакты регента – “директора” хора.

И направит вас для беседы уже с ним. Если же настоятель явно вас отшивает (видно, что приводит аргументы, по которым вы петь не можете), тогда спросите его “есть ли при церкви школа церковного пения, куда вы готовы ходить”. Если есть – спросите, как туда попасть. Если нету – вежливо попрощайтесь и извинитесь за отнятое время.

3. На этой фазе предполагается, что настоятель вас все-таки не “отшил” и направил к регенту. Расслабляться рано. Регент часто просто “за настоятеля” грамотно отшивает, вдобавок регент уже профессионал в пении (и уж точно он про себя думает именно так), поэтому к беседе добавится ваше естественное волнение (если, конечно, вы не пели до этого 15 лет по разным клиросам).

Итак, подходите к регенту и вам придется повторить уже ему все то, что вы сказали настоятелю, после чего вы можете предложить регенту прямо сейчас спеть с ним вдвоем что-нибудь простенькое (чтобы регент мог оценить приятность/скрипучесть вашего голоса).

Обычно уверенность в таких вопросах работает в плюс. Если у регента есть хоть какой-то интерес к новым певчим, он уделит вам время. Если у регента интереса нет (его все устраивает в текущем составе) – что ж, попробуйте его спросить про то, есть ли школа церковного пения в городе. Если да – попросите координаты и попрощайтесь. Если нет – просто попрощайтесь. Вы пока не можете устроиться на клирос. Собственно, это тяжелая работа и вашу потерю (ну или упущенные возможности, как уж вам больше нравится) нельзя назвать трагичной.

4. Предположим, регент все-таки согласился вас принять на испытательный срок. И назначил вам время, когда прийти уже на общую спевку (проще говоря, репетицию), в которой участвуют уже все работающие на клиросе люди. От вас теперь требуется не сжечь себе нервы и не испугать уже работающих хористов. Есть несколько советов.

  • Не используйте много церковных слов/выражений на спевке и вообще в общении. Певчие, как правило, начинают про такого человека думать так “ой, пришел мега-православный, который подослан настоятелем, чтобы шпионить за нами, он будет нам портить пение, но будет на хорошем счету у настоятеля”. Будьте сами собой, не ведите себя слишком раскованно, но и пугливой мышкой быть не надо (иначе сделают вывод, что от вас толку, как от дохлой мухи, все таки исполнение музыкальных произведений требует некоторой доли исполнительской храбрости).
  • Оденьтесь добротно и хорошо. Бедно одеваться не в плюс вам просто потому, что певчие тут же начнут думать “вы любой ценой хотите пробиться в левый хор и отнять службы у уже работающих певчих”. Вы этого пока не знаете, но у певчих все службы лимитированы и за каждую идет драка (потому что настоятель не разрешает всем выходить по желанию, есть лимит на кол-во человек на будничной “левой” службе). Покажите, что вы на все готовы на праздничных службах по выходным, но вы человек работающий и деньги у вас есть (даже если это приукрашенная реальность)
  • Настройтесь на то, что хорошее расположение вам будет первое время оказывать только регент. Певчие очень боятся разрушить хрупкий мирок, который у них складывается за время их работы – это и баланс рабочей нагрузки, и распределение авторитета в коллективе, и поэтому никто не будет “ставить на темную лошадку”. К Вам будут относиться с холодной вежливостью, а в особо запущенных случаях – с холодной НЕвежливостью )) Если хотите петь по настоящему – вам придется это все перенести.
  • Само собой, не опаздывайте. Придите пораньше, осмотритесь. Предложите взять домой ноты, чтобы их изучить (это, конечно, если вы не читаете с листа как компьютер, но такое встречается очень редко, во всяком случае в провинции). Если вы какие-то ноты домой взяли, докажите что дома их смотрели. Берите не много. Два-три произведения, но потом покажите, что стали петь их лучше (иными словами, продемонстрируйте прогресс).

В целом, на этой стадии все уже зависит от реальной пользы, которую вы можете принести. Если от вас есть толк и ваш характер не вызывает ужас вас, скорее всего, оставят. Кстати, есть такой секрет – если хотите, чтобы вас точно оставили, предложите читать на клиросе – псалтырь или часы. Начните с того, что выучите текст этих молитв назубок, чтобы в любое время дня и ночи могли отчеканить эти тексты как робот. Певчие ненавидят читать (потому что от этого портится голос), и любому чтецу обычно рады как глотку фанты в жару. И готовность “все читать” на фазе новичка очень и очень помогает смягчить стальной блеск в глазах старых и опытных певчих ))

Ну и помните. Если Господь захочет вас видеть на клиросе – вы будете на клиросе. Это проверено.

Певчий будет петь на небесном клиросе…

ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА:

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

ЛУЧШИЕ АВТОРЫ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕВЧЕГО…

Обучающие игры

СЕГОДНЯ…

Певчие – берегите вашего регента! Поверьте, это очень сложная работа. Поддерживайте, помогайте, разделяйте регентский крест. Есть закономерность – если уходит текущий регент, новый будет хуже! Берегите имеющегося.

Продавец в трапезную при Храме



от

50 000 руб.



до

55 000 руб.

Описание работодателя: В трапезную при Храме (кафе с летней верандой … открытость, поскольку это работа при Храме – знание основ православной веры … возможна на 2 точках. Храм у метро Преображенская площадь. График … :45 до 19:00. Храм у метро Шоссе Энтузиастов. …

avito.ru

23 дня назад с
avito.ru (авито)

ещё



от

50 000 руб.



до

55 000 руб.

  • Все вакансии в компании Частное лицо
  • Москва — все вакансии

Уборщик в храм



от

50 000 руб.

Храму Живоначальной Троицы в Старых Черемушках требуется на постоянную работу уборщица по храму. График … работы: 5-6 дней в неделю. Зарплата … по договоренности, в зависимости от нагрузки, около 50000 рублей. Адрес храма: г …

avito.ru

19 дней назад с
avito.ru (авито)

ещё

  • Все вакансии в компании Частное лицо
  • Москва — все вакансии

Разнорабочий на реставрацию храма



от

2 300 руб.



до

2 500 руб.

… Всему научим ! ОБЪЕКТ НАХОДИТСЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ – КОЛОМНА Есть … и Москве . Занимаемся реставрацией храмов ! Сначала присылайте резюме : … без опыта , гарантируем обучение в процессе работы , с … Условия: Проживание на объекте в бытовках! Питание за …

avito.ru

2 месяца назад с
avito.ru (авито)

ещё



от

2 300 руб.



до

2 500 руб.

  • Все вакансии в компании Частное лицо
  • Коломна — все вакансии

> Вакансии

Тема Автор Ответов Просмотров Обновление
    Важные темы
Нет новых сообщений Зафиксирована Важно: Небольшой анализ вакансий (Страниц 1 2 3 …7 )

Галант 61 180344 2.09.2021 – 10:28
Автор: Элиандр
Закрыта Зафиксирована Важно: Правила размещения объявлений

Админ 0 44163 12.07.2012 – 11:50
Автор: Админ
    Темы форума
Нет новых сообщений   Требуется тенор на постоянную работу

Храм Спасаса Нерукотворного, Павельцево, Долгопрудный
Наталья_Павельцево 0 445 15.05.2023 – 16:12
Автор: Наталья_Павельцево
Нет новых сообщений   ТАЙЛАНД. В мужской хор требуется голоса.

в мужской хор требуется голоса
vadon77ok 0 561 12.05.2023 – 13:04
Автор: vadon77ok
Нет новых сообщений   Требуется 2 сопрано/альт

Марина_Владимирова 0 580 4.05.2023 – 07:17
Автор: Марина_Владимирова
Нет новых сообщений   Требуется Регент в Западный округ Москвы ,м.Молодежная,м.Крылатское,м.Кунцево

Регент со своим хором.Начиная с осени и на постоянно.
masha19111986 4 1859 22.04.2023 – 17:57
Автор: Ирина1900
Нет новых сообщений   Храм Успения (Московская обл., Красногорский р-н, с. Петрово-Дальнее)

Требуется певчая 2/3 голос на постоянную основу
AlexandraNB 0 1153 6.04.2023 – 15:24
Автор: AlexandraNB
Нет новых сообщений   Нужны певчие на ПАСХУ. Ночь.

Храм Знамения 1 1109 3.04.2023 – 16:45
Автор: Даниэлла
Нет новых сообщений   требуется баритон

баритон на пасху.предполагается дальнейшее сотрудничество.
Tonika 0 884 3.04.2023 – 15:09
Автор: Tonika
Нет новых сообщений   Певчий любой голос

Уверенное знание службы
Daha 1 1812 24.03.2023 – 19:52
Автор: vicusa81
Нет новых сообщений   Требуется Регент

nikusha19111986 0 817 24.03.2023 – 18:05
Автор: nikusha19111986
Нет новых сообщений   Требуется Регент

Храму в ЗАО нужен регент
nikusha19111986 0 1014 20.03.2023 – 10:27
Автор: nikusha19111986
Нет новых сообщений   Требуется регент-сопрано

Орехово-Зуевский район
Ksulala 1 2008 12.03.2023 – 20:10
Автор: Ksulala
Нет новых сообщений   Тенор в квартет

LudmilaDroz 0 1279 3.03.2023 – 12:57
Автор: LudmilaDroz
Нет новых сообщений   В Истру требуется сопрано

Anuta_Vorotova 2 2278 20.02.2023 – 09:37
Автор: Anuta_Vorotova

0 Чел. просматривают этот форум (0 Гостей, 0 Скрытых пользователей)

0 Пользователей:

Отображено 15 из 3862 тем отсортировано по в за  

Новые сообщения  Открытая тема (есть новые ответы)

Нет новых сообщений  Открытая тема (нет новых ответов)

Горячая тема  Горячая тема (есть новые ответы)

Нет новых  Горячая тема (нет новых ответов)

Опрос  Опрос (есть новые голоса)

Нет новых голосов  Опрос (нет новых голосов)

Закрыта  Закрытая тема

Перемещена  Перемещённая тема

Клирик — работа на клиросе для… — ВКонтакте

5. Работа для души. Вакансии для православных | OK.RU

6. Сколько зарабатывают певчие в храме

7. Работа — Православный форум

210 комментар.

  1. stationmaster
  2. February 08, 2009
  3. 23:47
  • 2 сопрано/альт профессионал со знанием гласов, устава и проч. ищет постоянную работу в храме на праздники и будни.
  • 8-926-226-37-27 Ольга
    1. stationmaster
  • February 08, 2009
  • 23:47
  • Регент (москвичка) из священнической семьи с опытом работы (7 лет) с разными составами (женский, смешанный) ищет постоянную работу в храме на праздники и будни.
  • тел.: 8-926-226-37-27 Ольга
    1. carlton197702
  • February 28, 2009
  • 01:48
  • Альт . Знаю службу . Ищу церковь , где много работы. На будние и праздники. Надежда 8 — 952 — 240 — 86 -81
    1. friedman199211
  • March 19, 2009
  • 11:59
  • Певчая,ищет приход на будни,поёт 2 и 3 голосом,знает устав. 8-926-581-29-59
    1. 48nomograph8
  • June 07, 2009
  • 22:27
  • А тенор не нужен??… Я конечно басом могу, но всё таки…
    1. truman
  • June 12, 2009
  • 14:58
  • Альт, Сопрано 2 ищет работу на буднях, Москва, ближнее Подмосковье.
  • 89165066330
    1. athena
  • July 12, 2009
  • 18:19
  • Замечательные сопрано и альт! С августа готовы работать!в г.МОСКВА! Только что окончили Саратовскую Гос.консерваторию!кафедра дирижирование академ.хором!опыт работы в церковном хоре есть! С листа на раз!!! :) у сопрано 5-летний стаж артиста хора в профессиональном хор.коллективе. Зовите! :)
    1. bug1920
  • July 24, 2009
  • 15:18
  • Тенор, ищу хор в Москве. Предпочтительно мужской. Могу петь партии тенора 1/2, баритона. Ответственное отношение к службе.
  • Знаю гласы, читаю ноты. Опыт пения на клиросе 7 лет 8-915-394-36-10 Михаил
    1. 48nomograph8
  • August 26, 2009
  • 09:25
  • Профессиональный певчий желает попеть в храме в
  • г.Санкт-Петербург, но только до 29 августа…)))
  • Обращаться в личку и сюда
  • Благодарю за понимание…
  • 8. В церковь — на работу? | Азбука вакансий

    9. Работа для православных — православная социальная…

    10. В церковь — на работу? | Матроны.RU | Поиск

    Чтобы иметь возможность бывать в церкви не раз в неделю, а каждый день, постно питаться, беседовать с единоверцами «о духовном», некоторые новообращенные православные готовы даже оставить высокооплачиваемую работу и стать церковным певчим, чтецом, сторожем, уборщицей… Но принесет ли работа при храме пользу душе? Ведь в церкви — свои «искушения».

    Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих книг рассказывал о крестьянине, который любил приходить в храм и проводить в нем долгие часы. На расспросы, чем же он занимается все это время, крестьянин отвечал: я смотрю на Бога, Бог смотрит на меня, и нам обоим хорошо. Для людей, с детства воспитанных в вере, пребывание в храме — на церковной службе или просто для молитвы — органичная часть жизни, но, пожалуй, только новоначальные испытывают от этого восторг, граничащий с евангельским «хорошо нам зде быти».

    С момента моего воцерковления прошло больше десяти лет, но я до сих пор помню, как не хотелось уходить из храма после службы, как тянуло зайти туда всякий раз, когда оказывалась рядом. Помню зависть — в хорошем смысле, если, конечно, зависть может быть в хорошем смысле, — ко всем «труждающимся»: певчим, свечницам, просфорницам, даже к церковному сторожу. Им-то уходить не надо, они «свои» в этом дивном мире, пахнущем воском и ладаном, в самой его сердцевине. Наверняка у каждого неофита, пусть даже только в теории, возникала эта мысль: и я тоже хочу. Хочу работать для Бога — и для вот этого конкретного храма в том числе.

    Главная страница

    Смыслы

    Татьяна Ивашкова

    10.03.2012

    Смыслы

    Чтобы иметь возможность бывать в церкви не раз в неделю, а каждый день, постно питаться, беседовать с единоверцами «о духовном», некоторые новообращенные православные готовы даже оставить высокооплачиваемую работу и стать церковным певчим, чтецом, сторожем, уборщицей… Но принесет ли работа при храме пользу душе? Ведь в церкви — свои «искушения».

    Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих книг рассказывал о крестьянине, который любил приходить в храм и проводить в нем долгие часы. На расспросы, чем же он занимается все это время, крестьянин отвечал: я смотрю на Бога, Бог смотрит на меня, и нам обоим хорошо. Для людей, с детства воспитанных в вере, пребывание в храме — на церковной службе или просто для молитвы — органичная часть жизни, но, пожалуй, только новоначальные испытывают от этого восторг, граничащий с евангельским «хорошо нам зде быти».

    С момента моего воцерковления прошло больше десяти лет, но я до сих пор помню, как не хотелось уходить из храма после службы, как тянуло зайти туда всякий раз, когда оказывалась рядом. Помню зависть — в хорошем смысле, если, конечно, зависть может быть в хорошем смысле, — ко всем «труждающимся»: певчим, свечницам, просфорницам, даже к церковному сторожу. Им-то уходить не надо, они «свои» в этом дивном мире, пахнущем воском и ладаном, в самой его сердцевине. Наверняка у каждого неофита, пусть даже только в теории, возникала эта мысль: и я тоже хочу. Хочу работать для Бога — и для вот этого конкретного храма в том числе.

    Кстати, служащие в церкви стараются не называть свою работу работой. «Мы трудимся для Господа» — словно подчеркивая, что светская работа — это исключительно на благо своего кармана. Понятное дело, церковная зарплата (если она, конечно, есть) — это всего лишь скромное материальное приложение к духовной радости, но подход все равно странный. Практически любая работа делается для других людей, а все, что мы делаем для других добросовестно и с любовью, мы делаем для Господа. Так что я все-таки рискну назвать церковный труд работой. «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом» — эти слова псалма не только о духовном труде, но и о самом простом физическом.

    Как говорится, будьте осторожны в своих желаниях — они могут исполниться. Два года я преподавала в воскресной школе и семь лет пою на клиросе, так что приходскую жизнь знаю изнутри. И смело могу сказать: труд в храме, за исключением некоторых нюансов, практически ничем не отличается от любой другой работы. Более того, если брать в расчет духовную специфику этого труда, есть в нем нечто такое, что делает его не слишком полезным для незрелых и слабых душ. И это не только мое мнение. Хорошо известен тот факт, что архимандрит Иоанн (Крестьянкин) не слишком охотно благословлял своих мирских духовных чад на приходское служение.

    Как представляет себе «внутренность» церковного мира человек, который только-только к нему прикоснулся? Примерно как некий филиал Царства Божия на земле. И это не совсем иллюзия, скорее, дело в так называемой призывающей благодати, знакомой каждому новоначальному. В это удивительное время мы без какого-либо усилия замечаем все хорошее и в упор не видим негатива — душа просто отталкивает его от себя. И нет бы продлить этот период — но так хочется углубиться в церковную среду, и мы даже не даем себе труда задуматься, что ближе к храму не обязательно означает быть ближе к Богу

    Надеюсь был полезным, Сергей Маузер.

    Работа православной не бывает

    «Братья и сестры! Третий месяц читаю объявления, рассылаю резюме, хожу на собеседования — все бесполезно. Я скромная, трудолюбивая, педантичная, а главное верующая. Что мне делать? Современная офисная жизнь не совместима со спасением души».

    «Дорогие форумляне! Душа болит за детей. Семейное положение им устроила, а вот с работой беда. Куда ни придем — везде мертвящий цинизм. Даже в госучреждениях — библиотеках, школах, больницах — все злые и вечно недовольные. Как быть?»

    «Братья во Христе! Помогите трудоустроиться немолодому человеку, открыто исповедующему свою веру. Нигде больше полугода такого не терпят. Водитель со стажем».

    Это цитаты с православных форумов. Читаю и думаю: а ведь я бы таких тоже не взял. Они же мне весь рабочий процесс парализуют.

    «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» — многие «православные безработные» вооружаются первой строкой Псалтири, как футбольный болельщик фирменным шарфиком. Здесь коллега за соседним столом анекдоты пошлые травит, там начальник этнический мусульманин, сям — вообще банковская структура, они людей обманывают, а я не могу.

    С каждым увольнением «мертвящего цинизма» вокруг становится все больше, а гордынька стучится в сердце все настойчивей. В конце концов, соискатель духовно сертифицированных вакансий откликается на объявления в православных СМИ — но и тут все не слава Богу! Коллеги по работе, несмотря на свои платочки и бороды, те еще козлики в овечьих шкурах: матушка вечно ворчит и каждую копейку в чужой зарплате видит; батюшка, хоть и добрый человек, а из соцсетей не вылезает; регент хора только что из Египта вернулась, все включено; а уж на самих хористах и вовсе клейма негде ставить.

    Вот позвонил только что знакомому настоятелю, спросил о его кадровой политике, а он меня огорошил моими же собственными словами:

    — Ты знаешь, я православных христиан очень осторожно на работу беру. Иной раз пассивный атеист лучше активного верующего. Тут недавно такой барбудос попался — еле-еле расстались.

    — А что вы говорите своим духовным чадам, когда они спрашивают про трудоустройство?

    — Советую не работать в порноиндустрии, на ликеро-водочном заводе, не торговать БАДами, осторожно выбирать себе применение в банковской сфере, маркетинге, журналистике, правоохранительных органах. Но самое главное — ни в коем случае не искать «работу для православных».

    Работа благочестивой не бывает. Благочестивой бывает жизнь. И жить ею можно на любом рабочем месте, кроме заведомо мироедского. Я знаю православных тюремных надзирателей, которые сознательно пошли работать в колонию, «потому что мы там нужней». Знаю журналистов, которые даже в зоне риска профессионального выгорания остаются верующими людьми. Я знаком даже с одним маркетологом, которому вера его не только не мешает работать в этой профессии, а наоборот — помогает.

    — Христос ведь не запрещал кричать торговцам: «Спелая вишня! Спелая вишня!» — если вишня, которую они продают, действительно спелая, — считает православный маркетолог.

    — А если вишня спелая, но при этом не сладкая?

    — Я иду работать только туда, где и спелая, и сладкая. Продвигать по-настоящему качественный продукт — это профессиональное наслаждение, поверь мне.

    Да верю я, верю. Я вообще считаю, что всевозможные морально-нравственные обременения лишь ускоряют карьерный рост — если, конечно, не заниматься по отношению к сослуживцам «духовным хэррезментом». Во-первых, необходимость нести дополнительные издержки веры — это отличный повод работать лучше. Чтобы окружающие мирились с тем, что ты не совсем такой, как все —нужно стать незаменимым. Тогда и у начальника можно попросить отгул на великий праздник — не откажет. И даже с соседями по кабинету получится договориться не произносить больше трех матерных слов в минуту — поймут и простят.

    Во-вторых, это только в постсоветских фильмах авантюристы и циники добиваются всего, а люди с ориентирами — тюфяки и мямли. На самом деле, в стабильном обществе блестящую и надежную карьеру делают только те, кто имеет характер, а чтобы иметь характер, нужно иметь ценности. У человека, для которого существуют «нужно» и «нельзя», гораздо больше шансов преуспеть, нежели у готового на все хищника, вооруженного лишь собственной подлостью. Особенно если эти «можно» и «нельзя» настолько сильны, что не заметны для окружающих.

    «Православные безработные» почему-то вообще очень боятся экономики. Механизмы получения прибыли кажутся им греховными сами по себе. Это совершенно иррациональный страх, от которого давно пора избавиться. Бизнес — это всего лишь еще одна возможность действовать. Деньги — такой же язык, как тот, при помощи которого я пишу сейчас этот текст. Он тоже может разрушать, а может созидать. Перечитайте Евангелие — разве Христос боится экономики? Почти все притчи — о талантах, о виноградаре, о неверном управителе — оперируют с не самыми простыми экономическими реалиями того времени. Это как если бы сегодня Спаситель учил нас при помощи слов «дивиденды», «венчурные инвестиции», «волатильность».

    Не место марает человека, а человек место. Погубить душу в монастыре не намного сложнее, чем за прилавком ювелирного магазина. Осмысленный труд, направленный на позитивное преобразование реальности — вот и весь критерий при отборе работы для любого нормального человека. Преимущество православного христианина тут лишь в том, что он по причине недоразвитости честолюбия вроде как обязан видеть великий смысл даже в самом заурядном труде.

    Короче, как говорит современная молодежь, не выносите сами себе мозг. Процентов девяносто вакансий на рынке труда вам точно подойдут. А если вы считаете иначе — возможно, просто пора идти на исповедь.

    Взято: Клирос и духовные песнопения. Обучение пению на клиросе от Алёны Семёновой«Очень нужна помощь в создании хора.. Я не знаю с чего начать.. Мужу дали приход.. А я вообще в этом мало что смыслю. Образования музыкального нет.. Но пела в хоре при монастыре, я там жила. Но как замуж вышла, 12 лет молчала . И вот сейчас нужно, но как собрать людей?

    hor-tserkovnyih-pevchih-na-novom-i-neznakomom-prihodeЯ там совершенно никого не знаю, ни в церкви, ни в поселке этом. Что мне делать, с чего начать? Хор там состоит из 2-3 бабушек, которые ждут, что я возьму все в свои руки. Как это все делается?Поделитесь опытом, пожалуйста….»

    Конечно поделюсь, Ксения. Так как подобного рода вопрос уже кое кто из подписчиков задавал мне. Как привлечь в хор церковных певчих на новом и незнакомом приходе? Я поясню.На самом деле ничего сложного, если есть искреннее желание послужить Богу.

    Вы на новом месте. Никого не знаете и начинать что-либо всегда страшно, просто дыханье останавливается от одной этой мысли. Я с этим столкнулась, когда приехала в малознакомый мне городок Ленинск — Кузнецкий, куда направил и благословил меня после окончания НПДУ(Новокузнецкого Православного Духовного училища) Владыко Софроний.

    В Храме Новомучеников и исповедников Российских к моему приезду имелся уже небольшой клирос, которым до меня примерно около года руководила девушка, так же как и я закончившая регентское отделение того самого НПДУ, что годом позже закончила и я.

    И поэтому, изучение Осьмогласия с певчими данного прихода меня благополучно миновало. На клиросе пели матушка(супруга одного из священников) Елена(она же была псаломщицей), не зрячий певчий и адвокат по образованию Роман, юная Людмила, которая намного позже(когда подросла) поступила в вышеназванное училище и закончила его с квалификацией «Псаломщица» и было ещё несколько певчих.

    Пела в партии сопрано скрипачка Лариса(удивительной высоты и красоты голос). Си бемоль второй октавы она пела так нежно, бархатно и мягко, что я понимала и слышала именно ангелогласие в её лице и в звучании её красивейшего голоса. И с нею чуть позже мы встретились уже в Кемерово, когда я, восстановившись после декретного перерыва, заканчивала дирижерско-хоровой факультет.

    Пела в храме ещё и некая Марина, которая с успехом заняла моё место, после того как я вынуждена была всё оставить и уехать домой в Прокопьевск. Ах, чего это я? Слава Богу за всё. В общем, мне было поручено, когда я приехала на новый и незнакомый мне приход, собрать полноценный церковный хор.

    Я узнала, есть ли в городе музыкальные учреждения и на моё счастье в городе была музыкальная школа, клуб с кружками и занятиями по интересам(в том числе и музыкальными) и, пожалуй, всё. Но мне и этого хватило. Сначала я пошла в музыкальную школу и поговорила с директором.

    Рассказав о цели своего визита, я сказала, что я устроена в новый храм регентом(а в городе помимо женского монастыря на тот момент не было других православных храмов). Это был 1998 год. Директор, на удивление, пошёл мне навстречу. Был канун начала учебного года, планировалось общее собрание(педсовет) всех преподавателей и там мне было дано слово.

    Я обратилась к преподавателям школы, позвав их в свой ново-образующийся хор. Некоторые согласились и пришли. После музыкалки я пошла в клуб и там в холле на баяне залихватски играл молодой человек не старше тридцати. Не знаю почему, я так в то время ни за что и никогда бы не сделала, но к нему обратилась и, без прослушивания его музыкальных данных, позвала в свой хор. На моё счастье Евгений оказался и со слухом, и с хорошими навыками читки партии с листа.

    В итоге, у меня собралось вместе со «старичками», о которых я упоминала чуть выше, человек двенадцать. Только в баритонах у меня было четверо певчих!!! Пишу, и сама не верю тогдашнему своему счастью. Теноровую партию держали девушки, но голоса их и певческий диапазон вполне позволяли брать низкие и высокие теноровые ноты.

    Это сюда я печатала ноты до изнеможения, надоев всем домочадцам одной доброй и щедрой ныне супруги священника матушке Анастасии и об этом я уже упоминала в одном из своих постов.  Я печатала ноты именно для этого своего хора, который собрала и пела с ними чуть меньше девяти месяцев…

    Странно, но и с Олесей, которая пела в альтах, мы встретились потом в Университете Искусств в Кемерово и по доброму вспоминали моё регенство в маленьком городке под названием Ленинск — Кузнецкий. Эх, я опять отвлеклась. Надо же помочь моей коллеге Ксении и ответить на её сложный вопрос.

    В нашем случае, то есть в Ксенином, на её новом приходе есть две — три бабулечки. Ни в коем случае не сбрасывайте их со счетов, Ксения. Поговорите с ними, попробуйте собраться и что-нибудь попеть. Поспрашивайте их, поют ли они по нотам и вообще посмотрите и послушайте как и что именно они там поют?

    И если звучание терпит, то можно оставить всё как есть, просто пригласив на подмогу старшему поколению, людей помоложе и среднее поколение. Можно поискать здесь же из прихожан. Пусть батюшка на проповеди после Литургии попросит всех, у кого есть желание помогать вам на клиросе, подойти и прослушаться после службы.

    А прослушать можно вот как. Просто попросите человека, когда прослушивать будете, спеть что-нибудь. Хоть «Во поле берёзка стояла» или «Пусть бегут неуклюже». Не суть. Главное, вам нужно услышать кто и как поёт, чтобы кому то из них предложить петь на клиросе, помогая вам, а тем, кто уж совсем не может и не слышит(медведь на ухо наступил учиться читать по церковнославянски.

    Это я предложила вариант для того случая, что вы сама очень хороший ведущий голос, сможете научить( то есть за вами и вместе с вами могут спеть все приглашённые). Если такой уверенности нет, то попробуйте найти музыкально-образованных людей(человека два — три на первых порах вам хватит, а далее видно будет).

    И с этими двумя, тремя разучите на спевке основные повторяющиеся песнопения Всенощного Бдения и Литургии. Но будьте готовы к тому, что музыкальным певчим придётся давать вознаграждение в денежном эквиваленте. Это нормально, чтобы клирос пел хорошо и правильно вокально интонационно, можно на это пойти. Тем более, как говорите, у вас навыки музыкальные забыты.

    Заодно и вспомните как петь правильно по нотам с певчими — музыкантами, и клирос наладите. Так вот. Я тоже, собрав хор, начала учить неизменяемые песнопения Литургии. Спевки были по два часа два раза в неделю и через месяц хоровое звучание впервые украсило новый храм.

    По субботам на Всенощном мы пели клиросным составом: матушка Елена, юная Людмила, Роман(который был незрячим) и иногда приходила скрипачка Лариса. Мы пели простенький обиход, а на Литургии и в Двунадесятые праздники звучали красивые хоровые песнопения.

    Ксения, вам тоже можно так же сделать. Начать петь с бабушками и постепенно готовить певчих для пения Литургии, Праздников, а потом и для Всенощного бдения с пением гласовых песнопений по тексту. Потому как певчие — музыканты труднее ориентируются без нот по тексту. И распеть стихиру или тропарь, порою, проще с бабульками, чем с музыкантом — консерваторцем.

    Чтобы найти певчих с музыкальным образованием можете дать объявление в местные СМИ, повесить листок с текстом о наборе певчих на двери храма. А можете, так же как и я когда то, пойти в музыкальные учебные заведения и поискать певчих там.

    Сходите туда, второй и третий, и четвёртый раз. Кто-нибудь всё равно согласится и придёт в ваш певческий коллектив. А вы к тому времени освежите в памятигласовые песнопения, которых здесь у меня на блоге предостаточно и которые представлены в полном певческом раскладе для удобного освоения и применения на клиросе.

    Ведь вы можете со своими, вновь пришедшими и никогда не певшими на клиросе, певчими начать осваивать Осьмогласие ицерковное пениепрямо у меня на блоге. Поэтому страха вообще как такового быть не должно. Скачивайте ноты, аудио по голсам, квартеты гласов и учите, учите и учите…

    Дерзайте, Ксения, и все, кто оказался в подобной ситуации, впервые приехав на новый не знакомый приход и кому нужно начать управлять клиросом. И перед тем как управлять, его бы ещё и собрать. Бог Вам в помощь.

    Добавить комментарий