Русское силлабо-тоническое стихосложение – это строгая система, основные принципы которой были сформулированы ещё в XVIII веке. Известные поэты и исследователи литературы М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, пользуясь терминологией и теорией античной метрики, ввели в обращение такие понятия, как ямб, хорей и т. п. Так, ямбический метр, согласно предложенному ими определению, подразумевает чёткое чередование двухсложных стоп, состоящих из безударного (первый слог) и ударного (второй слог) слогов в стихе.
Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий.
Термин «пиррихий» также был заимствован из древнегреческого языка. Этим словом («pyrrichios») именовали танец с оружием, который исполняли спартанские и критские воины. Возможно, в этом понятии нашла отражение связь поэзии, музыки и танца. Пиррихий в античном стихосложении определялся как двухсложная стопа, длящаяся две моры. Морой называли промежуток времени, необходимый для декламации краткого «слабого» слога. Классики русской силлаботоники не признавали полностью безударных стоп, поэтому в этой системе пиррихий трактуется как вспомогательный элемент стихосложения.
Пиррихий – достаточно распространённое явление в русской поэзии. Мы встречаем его в произведениях самых различных авторов. Вот фрагменты различных произведений, где обнаруживается этот феномен. Для наглядности безударные стопы будем выделять курсивом.
В качестве первого примера приведём отрывок оды самого Михаила Васильевича Ломоносова:
Отметим, что поэт считал главными признаком хорошего стихотворения единообразие стоп, не нарушаемое ни спондеями, ни пиррихиями. Однако последние всё-таки обнаруживаются в его собственных строках.
В следующем стихотворении пиррихии присутствуют почти в каждой строке:
Достаточно часто можно заметить безударные стопы у А. С. Пушкина. Вот фрагмент одного из произведений великого русского поэта:
Обратим внимание, что чаще пиррихии обнаруживаются в тех случаях, когда в тексте произведения задействованы слова, состоящие из большого количества букв. Вот несколько примеров стихотворений, сложенных из таких «длинных» слов:
Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.
Чем хорей отличается от ямба? Почему «дама» поможет вам запомнить трёхсложные стихотворные размеры? Кто такие «спондей» и «пиррихий», и откуда у них «стопы»? Обо всём по порядку.
Все стихи полностью состоят из схем, поэтому с лирическими произведениями, на мой взгляд, работать намного легче.
Стихотворные размеры — штука сложная, но интересная. Поэтому давайте сначала разберёмся, какие размеры в стихосложении бывают.
Делятся они на двусложные и трёхсложные.
Обратимся к двусложным.
Ямб — двусложный стихотворный размер с ударением на второй слог.
Хорей — двусложный стихотворный размер с ударением на первый слог.
Как это выглядит на деле?
С трёхсложными примерно такая же петрушка.
Дактиль — трёхсложный стихотворный размер с ударением на первый слог.
Амфибрахий — трёхсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.
Анапест — трёхсложный стихотворный размер с ударением на третий слог.
И ещё три важных понятия в стихосложении, о которых сейчас стоит сказать.
I. Стопа — чередование безударных слогов и одного ударного. Если наглядно — вот эти галочки:
II. Пиррихий — безударная двусложная стопа, которая может встречаться только в ямбе или хорее.
III. Спондей — ударная двусложная стопа (два ударения), которая может встречаться только в ямбе или хорее.
Ой! Забыла.
«При чём тут “дама”?» — спросите вы меня.
А вот причём.
Если ударения в двусложных размерах ещё хоть как-то можно запомнить, то с трёхсложными бывают трудности.
Поэтому поиграем в ассоциации.
Первая буква «д» соответствует дактилю. Получается, что ударение в стопе падает на первый слог.
Первая буква — ударение на первый слог. Ничего сложного.
Дальше буквенное сочетание «ам» соответствуют амфибрахию. Поэтому ударение куда падает? Верно, на второй слог.
Ну, и дальше — «а». Эта буква соответствует анапесту. И ударение, разумеется, ставится на последний, третий, слог.
Ничего сложного!)
Попробуем разобрать всю эту красоту на примере отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение…». Всего четыре шага, и «золотой ключик у нас в кармане»!
Теперь наша задача — переписать первую строчку стихотворения и разделить каждое слово на слоги.
Далее — расставляем ударения.
После, для удобства, снизу ставим галочки.
И теперь просто переписываем галочки и ударения.
А потом смотрим на получившуюся схему и думаем, какой же это размер. Анапест? Вряд ли. Это точно не трёхсложных размер, потому что следующая стопа должна начинаться с того же ударения, что и первая. Хорей? Нет, в хорее ударение падает на первый слог. И именно поэтому перед нами пятистопный ямб с пиррихием.
Почему пятистопный? Потому что там десять галочек, каждые две галочки — отдельная стопа, так как ямб у нас — двусложный размер. Ну, и про пиррихий: помним, что это безударная двусложная стопа. А их там целых две!
Всё легче, чем кажется!) Да?
А теперь попробуйте определить, каким размером написано стихотворение Н. Гумилёва «Прогулка» и напишите свой ответ в комментариях)
#образование
#стихи
#размер стихотворения
#литература
Особенности определения размера стихотворения
Добавлено: 24 января 2022 в 17:06
Стихотворным размером в литературоведении называют порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Такая система необходима для создания ритма, который и отличает стихотворение от прозы. Впервые размерами русские литераторы начали пользоваться после 50-х годов XVIII века.
До этого стихи создавались по французским аналогам, которые утверждали, что главное — наличие равного числа слогов в каждой строке. Однако в случае с русским языком такая система была несовершенной: из-за лингвистических особенностей (в частности, подвижного ударения) даже рифмованные строки все равно не воспринимались как стихи.
Ситуацию удалось исправить двум талантливым литераторам XVIII века: М.В. Ломоносову и В.К, Тредиаковскому. Они изучили народные песни и на их основе создали придумали собственную систему стихосложения.
Ее особенностью стал особый ритм, создававшийся при помощи особой расстановки ударений.
Какими бывают стихотворные размеры
Другое название размеров — метры. В классической традиции использовалось пять типов метров, чьи названия появились еще в эпоху Античности:
- двустопные — ямб и хорей;
- трехстопные — анапест, дактиль и амфибрахий.
Стопа — название набора ударных и безударных слогов в строке, которая повторяется с определенной периодичностью.
Соответственно, в случае с ямбом и хореем она насчитывает два слога (ударный и безударный), а в случае с остальными метрами- три слога (ударный и два безударных). Для записи размеров литературоведы придумали профильные символы: «_» — ударный слог, «U» — безударный слог. После стопы ставится граница в виде знака «|».
Двустопные размеры
Первый из стихотворных метров — хорей. Для него актуальна схема |_U| . Соответственно, ударение падает на первый слог и последующие через один. Например: Гул затих, я вышел на подмостки (Б. Пастернак) — |_U|_U|_U|_U|_U|.
В отличие от хорея, ямб подразумевает, что ударение располагается на втором слоге, его схема выглядит как |U_|. Особенно часто таким размером пользовались классические поэты XIX века, в том числе, и Пушкин во многих своих произведениях.
Трехстопные размеры
Первый — это дактиль. В нем ударение размещается на первом слоге из трех. Схема выглядит как |_UU|. Например: Славная осень! Здоровый, ядреный… (Н. Некрасов) — |_U|_UU|_UU|_UU|.
В ситуации, когда в стопе ударение располагается на втором слоге, размер определяется как амфибрахий. Его схема выглядит как |U_U|. Последний из трехсложных размеров — это анапест. В таком случае ударение будет падать на третий в слог, как в схеме |UU_|.
Нестандартные варианты: спондей и пиррихий
Стихотворные размеры составлены по идеальной схеме. Однако в реальности поэты часто нарушают общепринятые правила. Самый известный пример подобного отклонения — первые строчки поэмы «Евгений Онегин».
Изначально метр здесь похож на ямб, однако уже в первой строке два ударных слога следуют друг за другом: Мой дядя самых честных правил, схема — |_|_U|_U|_U|_U|. Такое нарушение размера называют термином «спондей».
Есть отклонение от схемы и во второй строке: Когда не в шутку занемог, схема — |U_|U_|UU|_|. В данном случае вместо ударного слога мы наблюдаем безударный (в слове «занемог»). Такой вариант отступления от стихотворного размера называется «пиррихий».
Стоит отметить, что и спондей, и пиррихий есть почти в любом стихотворении. Однако они не мешают определить размер. Это связано с тем, что стихотворная речь очень ритмичная и человек проговаривает строки, подсознательно правильно расставляя ударения.
Помочь разобраться во всех перипетиях русского литературного языка помогут наши занятия с репетиторами в Москве.
Особенности определения размера стихотворения
Существует несколько подходов, дающих возможность понять, что за размер имеет произведение. Самый простой вариант из них — скандирование. В таком случае надо просто проговорить произведение как детскую считалку, выделяя ударные места. Например:
- мчА-тся-тУчи-вьЮ-тся-тУчи
- нЕ-ве-дИ-мко-Ю-лу-нА
(А.С. Пушкин «Бесы»)
Для большего эффекта можно притоптывать в такт или выстукивать ритм. Во время скандирования сразу станет понятно, что перед нами двустопный размер. Поскольку ударение падает на первый и последующие слоги, то это хорей.
Метод «Ваня»
Автор этого необычного подхода — А.А. Илюшин. Он долгое время изучал русское стихосложение и предложил соотнести размеры с разными вариантами имени Иван.
Ямб | Иван (ритм — «Иван-Иван») |
Хорей | Ваня (ритм — «Ваня-Ваня») |
Дактиль | Ванечка (ритм — «Ванечка-Ванечка») |
Анапест | Иоанн (ритм — «Иоанн-Иоанн») |
Амфибрахий | Ванюша (ритм — «Ванюша-Ванюша») |
Графический метод
Такой подход считается классическим и самым точным, хотя на него придется потратить достаточно много времени. Для начала возьмите стихотворение, размер которого вам надо определить (не более 6-8 строк). Классический пример:
Тучки небесные, вечные странники…
(М.Ю. Лермонтов «Тучи»)
Текст стихотворения нужно переписать на бумагу и поделить на слоги. Получится следующий вариант:
Ту|чки| не|бе|сны|е|, ве|чны|е| стра|нни|ки|,
_UU_UU_UU_UU
Сразу же становится заметно, что перед нами трехстопный метр, в котором первая стопа является ударной. Соответственно, это дактиль.
Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене:
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Задать вопрос
Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Магистр физико-математических наук. Преподавательский стаж более 13 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.
Читайте также:
Слагаемые стиха
Двусложные размеры ямб и хорей похожи на метроном. Они четко, холодно и скучновато отщелкивают ритм. И были бы эти размеры примитивны, но в том-то и дело, что в чистом виде они редко встречаются. Нужно изрядно потрудиться, чтобы найти строки, где ямб и хорей четко соблюдаются. Для того, чтобы ябм и хорей нигде не искажались и четко отстукивали, нужно подбирать слова из двух слогов. Или по крайней мере строго чередовать односложные слова с трехсложными. В общем, создание стиха превращается в ребус и кроссворд. Слова-то в нашем языке всякие встречаются, и ударение в них может стоять где угодно. И если слово их трех слогов можно втиснуть в ямб и хорей, то уж слово из четырех слогов — никак не выйдет, не уместится. И Слава Богу!
Вся красота и гибкость наших ямба и хорея именно в этих нарушениях схемы, которые сами по себе представляют художественную ценность. Вот сегодня мы и рассмотрим эти случаи нарушения ямба и хорея — спондей и пиррихий.
Если раньше, чтобы выявить размер стиха, нам приходилось его скандировать, то теперь мы рассмотрим его настоящее звучание, его реальный ритм.
Рассмотрим хорошо знакомую нам строку из Марины Цветаевой получившую бессмертие в культовом новогоднем фильме.
Если мы вспомним, что на предлоги, союзы и частицы логическое ударение у нас не падает, а на местоимения падает, но довольно редко, то перед нами хорошо узнаваемый ябм: чередование безударного и ударного слога. Только в трехсложном слове «нравится» по схеме ямба должно быть два ударения, чего в нашем языке не бывает. Вот это пиррихий — безударный слог на месте ударного по схеме двусложного размера, ямба или хорея.
Стихотворение Дмитрия Мережковского, посвященное Л.Н.В-ной, все построено на чудесных, певучих, растекающихся пиррихиях. И хорей исчезает, превращаясь в колдовское заклинание.
Читает стихотворение Валентина Мельникова.
.
Если в стихах начинающих поэтов пиррихии возникают сами собой где попало и как попало, то в стихах поэтов классиков — они часть ритма.
Что делает пиррихий со стихом? Он смягчает это чеканное двустопие, слегка его размывает, чуть удлиняя течение стиха, при это не нарушая ритм.
Прочувствуйте, когда вы читаете строки с пиррихием, вам хочется произнести эти слоги медленнее, как бы пропеть. Пиррихий придает стиху певучесть, мягкость и гибкость, он очень украшает стих.
Посмотрите, как нежно запел лукавый задорный хорей в этих строках Константина Бальмонта.
Но есть у нас и слова односложные, на которые не может не падать ударение. Что получается, если такое слово окажется на безударном по схеме месте стиха?
Вот классический пример из А.С.Пушкина.
По схеме ямба первый слог должен быть безударным, но в начале стоит односложное слово, которое без ударения не обходится. В результате возникает добавочное ударение в безударном месте схемы. А в следующей строке ударный и безударный по схеме слоги вообще поменялись местами, создав ритм барабанной дроби.
Это внесхемное ударение на безударном слоге называется спондеем.
Он делает строку жесткой, добавляет дробности.
Посмотрите, как мастерски передал В.Маяковский барабанный ритм в своих строках из стихотворения «Наш марш».
Если одними пиррихиями стихи не напишешь, хоть одно ударение да должно быть в слове, то спондеями теоретически можно. И поэты не раз брали на себя такую зубодробительную задачу. В основном эти стихи — смелые эксперименты, не более того. Только, пожалуй, Марине Цветаевой в ее стихотворении «Возвращение вождя» удалось сделать из спондеев стихотворение огромной художественной ценности.
Читает Валентина Мельникова.
На спондеях построено стихотворение Валерия Брюсова
Согласитесь, что спондеи в большом количестве довольно тяжело воспринимаются и создают определенно давящие на сознание образы. Это действительно очень мощный инструмент.
Но в руках настоящего мастера спондей становится изящным художественным приемом смещения акцента в нужную автору сторону.
Вглядитесь в прекрасно знакомые нам со школьных лет строки. Найдите здесь спондей. Да вот же он! Вслушайтесь, как легко сместился ритм и переключилось наше внимание на этого неведомого нам дядю, который заставил нас себя уважать.
Продолжение цикла: Дактиль
Продолжаем знакомиться с метрикой русского стиха. Понятие метра сильно взаимосвязано с понятием размера. Не надо путать, размер вовсе не является ритмом стиха. Но метр и размер и создают в совокупности то неповторимое звучание, мелодику и ритмику каждого отдельного стихотворения. Конечно, накоплено в этой области немало знаний. Но эти правила не должны сковывать поэтов. Если представить стихотворение в виде корабля, то метр и размер – это остов, на котором формируется весь внешний облик и суть постройки. В данной статье говориться о сути стихотворного размера, о том, что такое икты и как они помогают в определении метра и размера стиха, а также о пиррихиях и спондеях, без участия которых стихотворная речь лишилась бы своей динамики и полноты выражения чувств.
Размер
Стихотворный размер – это вовсе не количество слогов в строке. Размер – это количество – стоп в стихе (что такое стопа, см. Введение в стихосложение. Метрика). Существуют 5-, 6-, 7-стопные двусложные размеры (ямбы и хореи) и не более, чем 5-стопные трехсложники (дактили, анапесты, амфибрахии). Трёхсложники больше, чем 5-стопные, крайне редки – строка очень длинная получается – более 15 слогов. Трудно воспринимать такую строку.
Деление стиха на стопы искусственно. Мы их слышим только при скандировании, т. е. при таком мерном чтении, когда на каждый четный слог в ямбе или нечетный в хорее мы ставим сильное ударение, независимо от того, есть оно в слове или нет. Например: «Тяже́-лозво́н-кое́-скака́нье || По по́-трясе́н-ной мо́стово́й». Скандирование, скандовка – лучший способ определения размера стиха.
Теперь принято делить стихи на икты, т. е. на сильные места (сильные слоги), и слабые места (слабые слоги). Ударения стоят на сильных слогах, но не обязательно на всех; только последний икт всегда ударен. Это граница стиха, ударная константа. Слабые слоги за редкими исключениями (сверхсхемными ударениями, об этом речь дальше) безударны. Об этом следует помнить, когда речь пойдет о ритмических окончаниях стихов.
Схема обозначения с такими новшествами тоже усовершенствовалась. Например, стих «Нет, не черкешенка она» обозначали схемой –ᴗ|ᴗ–|ᴗᴗ|ᴗ– (в условленной нами манере обозначения: 10 01 00 01). Неопытному глазу трудно уловить здесь 4-стопный ямб. Но с появлением иктов в общей схеме размера слабый слог обычно обозначают ᴗ, сильный –, знаком ′ обозначают ударение: –́ на сильном слоге, ᴗ́ на слабом слоге. Общая схема 4-стопного ямба получает вид ᴗ–ᴗ–ᴗ–ᴗ–́, а конкретный стих «Нет, не черкешенка она» ᴗ́–ᴗ–́ᴗ–ᴗ–́. Здесь видна и схема размера, и реальное распределение ударений. Подобно этому примеру мы можем проскандировать любой стих и вычислить количество иктов, распределив ударения. Четкость ритмическая зависит от количества ударений в каждом стихе (т.е. стихотворной строке).
Укорачивание или удлиннение четных строк на стопу или на две, в зависимости от эмоциональной наполненности стихотворения, от замысла автора, придает динамизм стиху и потому не является ошибкой.
На самом деле полноударных стихов мало. Иначе поэзия наша была бы невыносимо монотонной. А ведь что такое стихи, как не “мысль, окрашенная чувством”. Потому интонационное разнообразие, эмоциональное движение стиха требуют от автора умения использовать такие приемы стихосложения, которые добавляют динамики. Это перрихии и спондеи. Далее речь о них.
Пиррихий
Стихов с пиррихиями больше, чем полноударных. Это объясняется тем, что в русском языке одно ударение приходится в среднем приблизительно на 3 слога. В стопе ямба и хорея два слога. Если пытаться писать сплошь полноударными ямбами или хореями, придется употреблять только короткие слова. Такая речь будет искусственной и сильно ограничит словарь поэта.
Нарушение схемы стиха мы посмотрим на примере первых четырех строк “Евгения Онегина”.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Схема стихов такова:
01 01 01 01 0
01 01 00 01
00 01 01 01 0
Только в первом стихе схема строго выдержана (полноударный 4-стопный ямб). В остальных по три ударения, одно пропущено. В случае пропуска метрического ударения появляется особая вспомогательная стопа из двух безударных слогов — пиррихий (ᴗᴗ или 00), способная замещать стопу как ямба, так и хорея.
Пиррихии, сочетаясь в различных комбинациях с ударными иктами, разнообразят ритм 2-сложников.
В 3-сложниках на 1 сильный слог приходится 2 слабых, поэтому пропуски метрических ударений (трибрахии ᴗᴗᴗ или 000) очень редки. В классической поэзии они встречались только в 1-й стопе дактиля.
Пример:
И пробужденной природы картиной – схема: 000 100 100 10
Не насладился из них ни единый – схема: 000 100 100 10
Трибрахиев в середине стиха классическая поэзия практически не знала. Даже у такого смелого новатора, как Некрасов, специалисты насчитали их всего 15.
Пример: «Имя ей Тарбагатай» схема по иктам: –́ᴗᴗ–ᴗᴗ– ́ или 100 000 1.
У современных поэтов трибрахии встречаются чаще, но все же относительно редки, и каждая такая строка — своеобразный ритмический курсив: «За стака́нчиками купоро́са» и «Расска́льзывающаяся артилле́рия» (Б. Пастернак).
Вот как это в стихотворениях выглядит:
“И невыполотые заносы
На оконный ползут парапет.
За стаканчиками купороса
Ничего не бывало и нет.”
(Пастернак, “Зима”)
“…Прислушайся к гулу раздолий неезженных,
Прислушайся к бешеной их перебежке.
Расскальзывающаяся артиллерия
Тарелями ластится к отзывам ветра.
К кому присоседиться, верстами меряя...”
(Пастернак “Дурной сон”)
Спондей
Нарушение единообразия стоп случается не только, когда одно ударение (метрическое) как бы выпадает из стиха, но и когда появляется лишнее ударение. Такое явление встречается в классической поэзии не часто, а вот в современной поэзии довольно часто (но это уже можно квалифицировать как метричскую ошибку, о таких ошибках речь пойдет в отдельной статье). А вот вполне приемлемое внеметрическое (сверхсхемное) ударение – спондей – добавляет разговорность в стихотворную речь, а также создает напряженность строки, усиливая впечатление от динамики текста. Это очень сильное явление. И его не следует считать ошибкой, как это делают некоторые.
Спондей получил свое название от аналогии с греческой стопой из двух долгих гласных (– или 11).
Пример:
Шве́д, ру́сский, ко́лет, ру́бит, ре́жет схема: 11 01 01 010
(Пушкин, “Полтава”)
Динамика боя, атаки, напряжение – выделены этой выбивающейся из общего ритма строки.
Сверхсхемное ударение, не ломая размера, создает некоторый перебой ритма, выделяя стих из ряда обычных.
Спондей чаще всего стоит в начале стиха, когда ритмическое движение только начинается, а в середине стиха — обычно после паузы или цезуры ( || ).
Пример:
Раз он спал || У невской пристани.
Дни́ лета || Клонились к осени…
Образуются сверхсхемные ударения всегда только односложными словами.
Стих «Брат упросил награду дать» возможен, но стих «Брату просил награду дать» нет, так как размер потребовал бы сдвинуть ударение: «Брату́ просил…». Отсюда и многочисленные ошибки в стихосложении у начинающих авторов.
Когда среди стоп ямба и хорея попадаются пиррихии и спондеи, а среди трехсложников – триблахии, стопы перестают быть однообразными и монотонными. Ритмичность — это повторение подобных величин.
Стопная теория Тредиаковского — Ломоносова была уточнена в XX в. трудами Андрея Белого (поэта и теоретика стиха), Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского и других. Это дало нам богатейший материал, который предстоит осваивать дальше.
Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬ