Как найти плохую свечу

Очень часто причиной неустойчивой работы двигателя автомобиля (особенно на холостых оборотах) и падения его мощности является неисправность свечи зажигания.Когда двигатель не развивает необходимую мощность или, как говорится, «троит», первое, что необходимо сделать, проверить на предмет исправности свечи зажигания и заменить вышедшую из строя свечу запасной.
Поиск неисправной свечи
На работающем двигателе снимаем с контактного наконечника свечи провод высокого напряжения, идущий от трамблера. Эти манипуляции желательно проводить, одев перчатки или обернув руку сухой тряпкой, поскольку пробой тока через изоляцию хоть и не является опасным для жизни, но все же будет довольно ощутимым и неприятно бодрящим.
Сняв провод со свечи, прислушиваемся к ритму работы двигателя. В случае падения оборотов, изменения ритмичности или остановки двигателя надеваем провод обратно на наконечник свечи и переходим к следующей. Если же его режим работы не изменился, значит свеча, с которой снят провод – нерабочая.
Проверка свечи на пробой
Проверять свечи на пробой допустимо лишь в старых моделях автомобилей, с контактной системой зажигания и минимумом электронного оборудования. Использование такого способа проверки свечей современных автомобилей, напичканных электронными мозгами, чревата выходом из строя бортовой электроники.
Выкручиваем свечу из резьбового соединения головки блока цилиндров, на ее токопроводящий колпачок надеваем провод от трамблера, а саму свечу прижимаем боковой частью к массе автомобиля. Включаем зажигание и «крутим» двигатель стартером. На исправной свече с четкой периодичностью будет отчетливо просматриваться прохождение искры между ее центральным и боковым контактом.
Такой способ не является совершенным и не лишен погрешности, поскольку в выкрученном состоянии, при атмосферном давлении, свеча может давать искру, а в реальных условиях компрессии, когда она подвергается давлению сжатых газов в камере сгорания, разряда может не быть.
Именно поэтому для проверки свечей в сервисных центрах используют специальные стенды с барокамерами и пьезоэлектрическими пробниками-пистолетами, имитирующими условия работы свечи на работающем двигателе.
Пробник для проверки свечей можно приобрести в магазинах автозапчастей или же смастерить его самому из пьезоэлектрического модуля от зажигалки. Провод, идущий от модуля, удлиняем и крепим к наконечнику выкрученной из двигателя свечи, а сам пьезоэлектрический блок прижимаем к корпусу свечи и нажимаем на кнопку на блоке. Наличие электрического разряда между электродами свечи укажет на ее исправность, отсутствие – на то, что свеча пришла в негодность.
Признаки неисправности свечи зажигания
Не спешите выбрасывать неработающую свечу зажигания, вполне возможно, что она утратила свою функциональность по причине подгорания электродов, замасливания, образования нагара или из-за неправильно выставленного зазора между электродами.
В таких случаях ее вполне реально «вернуть к жизни», выставив зазор путем подгибания бокового электрода и удалив с изолятора и электродов накопившиеся там нагар и масло. Внимательно осмотрите конус изолятора свечи. Нормальный цвет изолятора будет колебаться в диапазоне от светло-серого до светло-коричневого. Если же он излишне светлый, а то и белый, значит выставленное зажигание является слишком ранним или же свеча слишком горяча для данного типа двигателя.
Изолятор не должен содержать царапин, трещин или сколов, которые могут стать причиной усиленного нагарообразования и выхода свечи из строя. А еще на нем не должно быть локальных участков более темного цвета, нежели остальная поверхность конуса. Такие свечи лучше сразу заменить новыми.
Срок службы
Нормальный срок службы свечи зажигания обычно соответствует 25-30 тысячам километров пробега автомобиля. У автомобилей, находящихся в тяжелых условиях эксплуатации, срок службы свеч зажигания сокращается вдвое. К таким транспортным средствам, учитывая качество бензина и масел на наших АЗС в сочетании с плохими дорогами, можно отнести практически все автомобили, колесящие отечественные автомобильные просторы. Поэтому не будет ничего удивительного в том, что через 15, а то и 10 тысяч километров пробега свечи попросят о замене.

Признаки неисправных свечей зажиганияКаковы основные признаки неисправных свечей зажигания, как выглядят неисправные изделия, диагностика, последствия использования плохих свечей. Фото и видео.Каковы основные признаки неисправных свечей зажигания, как выглядят неисправные изделия, диагностика, последствия использования плохих свечей. Фото и видео.

Признаки неисправных свечей зажигания

Содержание статьи:

  • Важность качественных свечей зажигания
  • Устройство системы зажигания
  • Признаки неисправности свечей
  • Как выглядят неисправные свечи
  • Первичная диагностика свечей зажигания
  • Последствия эксплуатации дефектных свечей
  • Видео о замене свечей

Практически вся современная техника, от автомобилей до квадроциклов, имеет ДВС. Главным составным элементом двигателя, вызывающим воспламенение, выступают свечи зажигания. На входе они запитываются от высоковольтного электричества, создавая на выходе «запускающую» искру.

Важность качественных свечей зажигания

Важность качественных свечей зажигания

Полученная искра в камере сгорания «поджигает» топливо-воздушную смесь, запуская рабочий процесс, позволяющий двигателю полноценно функционировать. За счет свечей зажигания оживает силовой агрегат, без них оставаясь бесполезным куском металла.

Малейший дефект свечей способен пагубно сказаться на работоспособности двигателя, вплоть до его выхода из строя. Поэтому при подозрении даже на минимальные проблемы свечей необходимо их устранять, не дожидаясь фатальных последствий.

Исправность маленького, но важного элемента должна обязательно проверяться в момент прохождения планового техосмотра, а замена осуществляться по определенному производителем регламенту.

В момент выхода детали из строя происходит скачок нагрузки на катушку зажигания, быстро заканчиваясь ее поломкой. При этом цена свечи зажигания несоизмеримо мала по сравнению со ценником на катушку. Движение с двигателем, в котором неисправны свечи, характеризуется неустойчивостью на холостых оборотах и повышенной нервозностью водителя.

Хорошо отлаженный силовой агрегат плавно и мягко работает в режиме 1000 оборотов. Неисправные свечи провоцируют скачки показателей тахометра, одновременно двигатель может вибрировать либо издавать неприятное скрежетание. Поэтому определить причину нестабильной работы мотора, греша на систему зажигания, по силам даже человеку, далекому от автомобильного «железа».

Устройство системы зажигания

Устройство системы зажигания

За долгие годы, начиная с момента изобретения ДВС, принципиально никакие новшества в строении и функционале свечей не вводились. Главной задачей было и остается преобразование электрической энергии с созданием высоковольтной дуги, приводящей к воспламенению топливной смеси.

Камера сгорания, где происходит «оживление» двигателя, включает в себя:

  1. Керамический изолятор. Он обеспечивает устойчивое и бесперебойное формирование искры.
  2. Металлический корпус, позволяющий аккуратно установить конструкцию в двигатель.
  3. Электроды, которые подают и преобразовывают электроток в дугу.
  4. Головку контакта, имеющую резьбовое соединение.

«Сердце» системы зажигания – два электрода. Ток от генератора поступает по проводам высокого вольтажа от головки непосредственно к свечам. Технологический процесс за годы существования ДВС остается неизменным.

Признаки неисправности свечей

Признаки неисправности свечей

В случае некорректной работы свечей зажигания силовой агрегат начинает функционировать с ошибками. Он не выполняет необходимые функции, и для возобновления его работоспособности требуется срочная диагностика и помощь специалистов:

  1. Запуск двигателя сопряжен с видимыми, серьезными затруднениями. Это является безусловным сигналом владельцу проверить ошибки двигателя и заменить свечи.
  2. Характер работы двигателя меняется. Он троит, подергивается, у машины пропадает тяговитость, падает мощность.
  3. Проблемы неисправных свечей тянут за собой резкое увеличение расхода бензина. Зажигание работает не постоянно, пропуская периоды. В итоге смесь полноценно не сгорает. Анализ выхлопных газов показывает высокую долю содержания СО.
  4. Сколь бы сильно ни производилось давление на педаль газа, двигателю не удается набрать необходимые обороты, и работа идет с низкой мощностью.

Своевременно реагируя на признаки возможной неисправности свечей зажигания, можно избежать катастрофических проблем двигателя в будущем.

Определение неисправностей свечей зажигания

Проблема визуально определяется «невооруженным глазом» даже далеким от автомобиля человеком. Первым и определяющим показателем неисправности свечей выступает неравномерная работа автомобиля – он постоянно глохнет.

Неисправность не позволяет воспламениться бензиново-воздушной смеси внутри цилиндра. Вместо сгорания топливо устремляется в катализатор. Этот дефект можно учуять носом – аромат бензина весьма чувствительный.

Бензиновые моторы должны для эффективного процесса сгорания топлива поддерживать температуру внутри цилиндров порядка 400-500 градусов Цельсия. Лишь достигнув «критической» температуры, смесь без проблем воспламенится, полностью сгорая.

Высокотемпературный режим отрицательно влияет на работоспособность свечей. Все старые детали имеют наслоения в большей или меньшей степени.

Постепенно электроды обрастают отложениями и наростами, способными оказывать прямое воздействие на свечи, ухудшая качество искры. Нормальный, работоспособный электрод всегда обладает однороден, имеет равномерность цвета и формы, и никаких «артефактов» на нем присутствовать не должно.

Чистые детали без следов горения на электродах свидетельствуют об исправности свечей, мотор должен работать безукоризненно.

Симптоматика неисправности свечей зажигания

Владельцам автомобилей стоит начать беспокоиться, если проявляются определенные признаки и симптомы:

  1. Автомашина «зависает» при выжатой педали акселератора «в пол», не увеличивая и даже теряя мощность.
  2. Повышается чрезмерно расход горючего.
  3. На контрольной панели загорается пиктограмма неисправности двигателя.
  4. В холодное время года запуск двигателя сопряжен с трудностями.
  5. На холостом ходу автомобиль работает неустойчиво.
  6. Двигатель запускается через большой промежуток времени при работающем стартере либо вообще не заводится.
  7. Машина внезапно глохнет.
  8. Обнаруживаются вибрация силового агрегата, троение.

Точная диагностика проблемы предполагает необходимость выкрутить свечи. Перед тем, как это сделать, необходимо тщательно разогреть двигатель. Если ситуация позволяет, желательно проехать на автомобиле не меньше 250 км. Тогда результат визуального осмотра даст почти стопроцентную гарантию проверки.

Выкрученную свечу зажигания следует тщательно осмотреть на предмет каких-либо повреждений. Особенно важно изучить свечной кончик, контактирующий с цилиндром.

Отличная, не утратившая рабочих свойств свеча может иметь незначительный коричневатый либо серо-коричневатый окрас отложений. Свечи и электрод остаются светло-серые.

Неизменность оттенка означает, что проблема кроется в чем-то ином, ведь свечи зажигания находятся в хорошем, работоспособном состоянии.

Загрязненные и поврежденные свечи способны спровоцировать многочисленные проблемы. При проблемном запуске двигателя всегда проверку начинают с азов – проверяют работоспособность свечей. Удовлетворительный результат внешнего состояния – показатель того, насколько хорошо работает двигатель.

Такая проверка должна производиться при регулярном техобслуживании автомобиля, а такжеы спонтанно – при подозрении на неполадки мотора.

Как выглядят неисправные свечи

сажевый налет на свечах зажигания

Сажевый черный налёт

При обнаружении на заземлении, электроде, свечном корпусе сильного налета можно уверенно заявлять о том, что детали неисправны. Вина лежит на неграмотном приготовлении топливной массы. В ее составе нарушены пропорции топлива и воздуха, чрезмерная «обедненность» или «перенасыщенность».

Такие отложения могут возникать в ситуации, когда воздушный фильтр загрязнился, и ему требуется замена, присутствуют неисправности системы впрыска, «хандрят» температурные датчики, сбоит лямбда-зонд. Часто сопровождается двукратным расходом горючего и означает необходимость срочной замены свечи.

Масляные потеки

масляные потеки на свече

Поверхность покрыта масляной пленкой. Это означает, что цилиндры содержат избыточное количество смазки. Подобное происходит в момент перелива масла в двигатель. Признак указывает на старые, поврежденные от времени и в процессе эксплуатации кольца поршней и сами поршни, а также клапанные направляющие.

Для автомобилей, имеющих турбокомпрессор, наличие масляного загрязнения говорит о дефекте компрессора.

Шлаковые, блестящие отложения

шлаковые отложения на свече

Обнаружить их можно при визуальном осмотре. Имеют зеленоватый либо коричнево-желтоватый цвет, означая, что в горючем или масле активно используются присадки. Это также является свидетельством того, что двигатель эксплуатируется на чрезмерно обедненной смеси или на газу.

Шлаковые отложения из частичек горюче-смазочных материалов

Они могут образовываться из-за добавления присадок в масло. На сегодняшний день многие производители стали использовать их для «улучшения» свойств смазочной жидкости. В итоге они становятся причиной проблем с силовым агрегатом и выхода из строя всей системы зажигания.

Если отложения похожи на слой известки, это однозначно подтверждает наличие присадок. Двигатель находится в зоне риска из-за накопления шлака в поршневой системе.

Оплавленный электрод

Оплавленный электрод на свече

Если плавится центральный электрод, обугливаются края элемента заземления, страдает «тело свечи». Проблема проявляется в процессе эксплуатации – свеча перегревается из-за неисправной системы зажигания.

Наличие около электрода частиц металла и признаков оплавления подтверждает избыточный перегрев, ведущий к деформации клапанов и запеканию поршневых элементов. Такое случается, когда в камере сгорания находятся дополнительные отложения, способные самовоспламеняться. Признак указывает на плохую работу клапана либо некачественное топливо.

Повышенная изношенность электрода, непригодность заземляющего элемента

Эти факторы ведут к повреждению материала свечи. Проблема заключается в использовании «разбодяженного» бензина, содержащего множество присадок либо приобретение для автомобиля «улучшенного» за счет присадок масла. Стремительный износ может быть связан с детонациями, частым перегревом.

Поврежденный разъем

Изношенность свечи в месте возникновения искры либо в зоне контакта с высоковольтным проводом. Причинами неисправности являются старый, пришедший в негодность разъем проводов или постоянный сильный перегрев.

Разрушение керамики на изоляторе

Любое механическое даже самое незначительное повреждение керамического слоя означает испорченную деталь. Она подлежит безусловной замене.

Первичная диагностика свечей зажигания

Первичная диагностика свечей зажигания

Диагностика работы свечей требует их открутить, параллельно слушая, как звучит силовой агрегат. Ритмичность и стабильность мотора, неизменность звука – показатель того, что демонтированная свеча не пригодна к использованию, двигатель ее «не видит».

Еще один вариант проверки советует отсоединить от свечи провод, прикоснуться им к блоку цилиндров. В годной свече всегда возникает искра. Если ее нет, свеча подлежит замене.

Дефект можно «отловить» по сигналу ЭБУ. Таким образом, проблему, помимо процесса визуального осмотра, можно найти и при помощи электронного блока управления.

Последствия эксплуатации дефектных свечей

Последствия эксплуатации дефектных свечей

При использовании нерабочих свечей внутри цилиндров происходит детонирование, вырабатывающее сильную ударную волну. Она, в свою очередь, является провокатором детонации той части заряда, который не сработал, оставаясь внутри цилиндра. В результате мотор теряет мощность.

Серьезный перегрев губительно воздействует на коленчатый вал, рабочие поршни, шатуны. Выгоранию подвергаются другие детали, защитная масляное покрытие цилиндра разрушается.

Время менять свечи

Для любой машины полезно планово менять свечи при прохождении техосмотра. Производители стандартных свечей предписывают необходимую замену через 15 тыс. километров.

Однако все зависит от производителя и типа свечи. Водители со стажем рекомендуют менять их через 20-30 тыс. километров пробега. Платиновые детали служат гораздо дольше, выдерживая до 100 тыс. километров.

Важно следить за качеством топлива, чтобы на свечах не скапливался нагар, и они не выходили преждевременно из строя раньше, чем это предусмотрено регламентом.

Заключение

Неисправная свеча ведет к некорректной работе двигателя, повреждению его узлов, а в финале – к ремонту двигателя. Своевременная замена позволяет избежать больших проблем с силовым агрегатом. Профессиональная диагностика двигателя и системы зажигания доступна в большинстве сервисных центров.

Видео о замене свечей:

Свечи зажигания в двигателе внутреннего сгорания чуть ли не самый важный элемент важный элемент в его конструкции. Без них, увы, поехать никуда не получится, разве что вращением стартера на передаче удастся проехать пару метров.

Но шутки в сторону, сегодня поговорим о том, как понять, что пришла пора менять эти самые свечи зажигания. Расскажу 3 простых признака или правила (тут как хотите), которые стоит держать в голове касаемо свечей зажигания.
Немного скажу о том, что заметно сокращает срок их службы и как его можно продлить. А так же покажу что будет с вашим двигателем, если вовремя свечи не менять.

Проводить лекцию о том, какими бывают свечи зажигания, чем они друг от друга отличаются, почему на некоторых по 3-4 электрода, а на других всего по одному, я не буду. Сразу перейдем к делу.

И для начала все-таки о том, когда же их нужно менять.

Как понять, что пришла пора менять свечи. Несколько простых правил, чтобы продлить им срок службы

Визуальная проверка

Конечно, для этого необходимо будет выкрутить свечи и осмотреть их визуально. На что смотреть?

  • состояние самой свечи, наличие явных дефектов, трещин и изменение формы – не лучший сигнал. Наверняка, свечи эти давно свое отходили.
  • проверяем изолятор (белая керамическая часть свечи) – здесь не должно быть трещин, помутнений, потемнений и других дефектов
  • смотрим на электроды свечей -на них не должно быть сильного нагара и уж тем более повреждений; так же определить износ свечей можно по зазору между электродами, на инжекторных моторах свечи имеют зазор в среднем около 1-1.3 мм, на карбюраторном моторе он меньше 0,5-0,6 мм.

Свечи можно почистить от нагара и они легко прослужат еще какое-то время, однако стоит помнить, что нагар на свечах появляется не просто так, по сути свечи – зеркало всех тех процессов, которые происходят в камере сгорания и на них остаются все эти “отпечатки”.

К сожалению, этой свече чистка от нагара уже вряд ли поможет
К сожалению, этой свече чистка от нагара уже вряд ли поможет

В этот раз определять по свече качество топливной смеси или наличие сгораемого масла в камере сгорания я не буду. В интернете полно различных картинок и схем, где по цвету, типу нагара и его количеству можно определить, какие процессы происходят в камере сгорания и что не так с двигателем.

Вот яркий тому пример - свечи пробежали порядка 8 тысяч километров, виден небольшой черный нагар - ничего критичного.
Вот яркий тому пример – свечи пробежали порядка 8 тысяч километров, виден небольшой черный нагар – ничего критичного.

Нестабильная работа двигателя и его неисправности

Это не призыв срочно менять свечи при любой неисправности, это лишь очередной повод проверить их состояние.
Затрудненный запуск двигателя, троение, пропуски зажигания (в первую очередь), повышенный расход и ухудшение динамики автомобиля – все это признаки, указывающие именно на неправильную работу свечей зажигания.

Конечно, причин неисправностей в работе двигателя может быть масса, однако именно свечи воспламеняют смесь в камере сгорания, без них вы точно никуда не уедете. К тому же не забываем что они – зеркало всех процессов в двигателе, по ним при необходимости можно понять, почему они так быстро зарастают нагаром, а машина слабо разгоняется и “жрет” бензин литрами.

Свеча в черном нагаре, сигнализирующая о богатой смеси
Свеча в черном нагаре, сигнализирующая о богатой смеси

Срок службы свечей

И даже если двигатель работает вполне исправно, то проверять и менять свечи все равно надо. Как часто – зависит от материала, из которого изготовлены свечи. Например самые простые дешевые никелевые свечки имеют ресурс 30-40 тысяч километров, платиновые “ходят” до 60-80 тысяч километров, а иридиевые служат и по 120 тысяч километров.

Но не забываем, что такой пробег они выдержат в идеальных условиях на полностью исправном двигателе. Все же рекомендуется менять свечи зажигания не реже, чем раз в 40-60 тысяч километров пробега. Как всегда чаще – значит лучше.

Да, да, снова фото той самой свечи, которая “10 лет провалялась на свалке” и которую я снял со своего разрушенного мотора.

Как понять, что пришла пора менять свечи. Несколько простых правил, чтобы продлить им срок службы

Теперь о том, что же заметно сокращает их срок службы и какими способами можно его продлить.
Износ свечей ускорить довольно просто, это происходит в том случае, если вы любитель долгих прогревов, движении на малых оборотах (например, в пробках), резкий разгон и ускорение тоже не лучшим образом будут влиять на их состояние.

Заметно продлит их срок службы отказ от вышеперечисленных привычек. не забываем вовремя менять топливный и воздушный фильтры и использовать качественное топливо. Ведь именно от того, какая будет смесь в камере сгорания, будет зависеть и состояние свечей, и их ресурс.

Менять свечи все-таки необходимо вовремя, а еще лучше периодически их проверять. Как часто – решает для себя каждый автолюбитель сам, но если этого не делать, последствия могут быть самыми непредсказуемыми от банально выросшего расхода и пропавшей тяги до капитального ремонта мотора.
Детонация, калильное зажигание или разрушение свечи ни к чему хорошему точно не приведут, у меня уже есть такой опыт и повторять его вам я не советую.

Как понять, что пришла пора менять свечи. Несколько простых правил, чтобы продлить им срок службы

Хотелось бы узнать, как часто вы меняете свечи на своем автомобиле и какие по-вашему ходят дольше всего. Делитесь своим мнением в комментариях, будет интересно почитать.

Спасибо за внимание.

  • 1. Признаки неисправности
  • 2. Почему нельзя игнорировать это?
  • 3. Проверка «на звук»
  • 4. Проверка «на искру»
  • 5. Проверка с помощью мультиметра
  • 6. Визуальный осмотр — оцениваем состояние и износ

Важной составляющей системы зажигания являются свечи. От их состояния зависит качество воспламенения горючей смеси. Если хотя бы одна из свечей неисправна, это сразу будет видно по работе двигателя. Заметив неисправность, не нужно откладывать с решением проблемы. Как минимум, нужно проверить работоспособность свечи зажигания.

Признаки неисправности

Если свеча не работает, она не вырабатывает искру. Соответственно, горючая смесь не поджигается и в данном цилиндре не происходит рабочий ход. Двигатель начинает хандрить — появляется вибрация, плавают обороты.

Не всегда удается заметить неисправность на слух — искра может вырабатываться через раз. И чем больше цилиндров в двигателе, тем ровнее он будет работать с такой неисправностью.

Однако есть косвенные признаки, указывающие на проблемы со свечой:

    • Расход топлива. Чем больше уходит несгоревшей смеси из цилиндра «в трубу», тем выше расход. Разница – порядка 5-20% от нормы.
    • Запуск двигателя. Мотор трудно запускается «на холодную», «на горячую», либо в обоих случаях.
    • Подергивания на ходу. Это тот случай, когда свеча зажигания работает через раз. В один момент смесь не сгорает, что сразу заметно в езде — в машине на секунду будто пропадает газ. Сравнимо с явлением, когда в машине заканчивается топливо.
    • Динамика разгона. «Троящий» мотор быстро не поедет – это будет заметно даже на 6-ти и 8-ми цилиндровых агрегатах. На свежих автомобилях ЭБУ может переходить в аварийный режим и еще сильнее «задушить» мощность, чтобы водитель наверняка услышал неисправность.

        Почему нельзя игнорировать это?

        Начнем с катушек зажигания. Когда не вырабатывается искра, в катушке происходит скачок напряжения. Разница может оказаться настолько большой, что катушка просто сгорит. Хорошо, если это старый мотор, где на каждый цилиндр своя катушка – купил одну и поменял. Но если стоит единая кассета, как это бывает на некоторых Ситроенах и Опелях (на Саабах – вообще поголовно), ремонт будет очень дорогим.

        Идем дальше. Детонация. Несгоревший бензин скапливается в камере сгорания и в один момент начинает самовоспламеняться под критическим давлением поршня. Страдает все – поршни, кольца, стенки цилиндров, вкладыши. Если мотор поймал детонацию, ремонт неизбежен. А менять придется многое…

        Обратите внимание: если на одном из изоляторов свечи есть трещина, значит, мотор уже поймал детонацию.

        Треснутая свеча зажиганияТрещина в изоляторе свечи зажигания

        Проверка «на звук»

        Как проверить свечи зажигания своими руками, не используя никаких инструментов? Узнать это можно по звуку. Да, это не точная диагностика, но вовремя заметив первые признаки на слух, можно обойтись без дорогого ремонта. Звук дает понять, правильно ли работает двигатель в целом. Исправный мотор не должно трясти на холостых, а стрелка тахометра – не плавать. Если машина бесполезно пытается «найти» свои обороты на холостом ходу, а двигатель потряхивает, однозначно есть проблема. Со впрыском или зажиганием — разберет уже диагност. От нас нужно вовремя заметить неисправность.

        Следующий способ подойдет для тех, у кого легкий доступ к высоковольтным проводам. Как проверить? Суть диагностики проста: если данная свеча не выдает искру, значит, при отключении высоковольтного провода, идущего к нему, работа ДВС не изменится. Если мотор при изъятии провода стал работать еще хуже, значит, эта свеча работает исправно.

        Высоковольтные провода и катушки зажиганияСнятие проводов зажигания

        Важно знать! Вынимая высоковольтные провода на работающем двигателе, используйте хорошие резиновые перчатки. Напряжение в проводах достигает 25-50 тысяч (!) Вольт. Браться необходимо только за наконечник, иначе можно легко порвать провод.

        Проверка «на искру»

        Чтобы проверить искру на свече зажигания своими руками, можно использовать специальный тестер (он же пистолет). Для этого вставляем свечу и прижимаем контакт устройства. Нажимаем на «курок» и проверяем, есть ли искра.

        Автомобильный тестер для свечей зажиганияАвтомобильный тестер для проверки свечей

        Но как показал опыт, сей прибор не всегда полезен. Так как деталь проверяется не под давлением, ей проще выработать искру. И если на улице она еще может дать искру, уместив ее в рабочие условия, движок будет троить. Вывод таков: если прибор показал искру, свеча возможно исправна, если искры нет даже на улице — значит, она уже мертва.

        Как проверить свечи зажигания, если нет прибора? Узнать работоспособность можно и другим способом – выкрутить деталь и приложить на «массу». Последней может быть любая металлическая часть корпуса (например, клапанная крышка). Однако нужен помощник, который будет по команде крутить стартер.

        Проверка искры свечи зажиганияПроверка искры на массу

        Так как напряжение большое, держать свечу нужно в перчатках. Но как и в случае с тестером, результат будет неточным. Так мы можем проверить только наверняка умершую свечу зажигания.

        Проверка с помощью мультиметра

        Как проверить свечи на работоспособность более точно? Это можно сделать с помощью мультиметра. Нет, мы не будем проверять напряжение — нам нужно прозвонить текущее сопротивление. Устанавливаем регулятор на 20 кОм и устанавливаем щупы мультиметра между контактной гайкой и центральным электродом. Исправная свеча зажигания должна показать нам сопротивление от 3 до 8 кОм.

        Проверка сопротивления свечи зажиганияПроверка сопротивления свечи мультиметром

        Полезный совет: если предстоит установка новых свечей, измерьте их мультиметром аналогичным способом. Зачем нужна проверка свечей зажигания перед их установкой? Некоторые модели могут иметь «нулевое» сопротивление, что не совсем подходит для большинства двигателей. Если не проверить свечи зажигания, они могут «приговорить» центральный контроллер управления. Зная сопротивление, можно обезопасить себя от проблем с работой двигателя в дальнейшем.

        Визуальный осмотр — оцениваем состояние и износ

        Нужно внешне проверить состояние свечей зажигания, а именно изолятора и кромки электродов. Если изолятор имеет коричневый нагар, а кромка центрального или бокового электрода скруглена, такая свеча зажигания имеет большой износ. И если она еще может вырабатывать искру, ее лучше заменить — вскоре она точно выйдет из строя.

        Средний ресурс свечей зажигания (с резистором и без) составляет 20–30 тысяч километров. Иридиевые подлежат замене через 100 тысяч километров. При этом каждые 15 тысяч километров рекомендуется проверять зазор между электродом — со временем он увеличивается и требует корректировки.

        Изношенный электрод или нагар может стать причиной трудного запуска автомобиля, повышенного расхода топлива и даже детонации.

        Изношенный электрод свечи зажиганияИзнос электрода

        У нормальной свечи зажигания не должен плавиться электрод. Если это так, нужно решать проблему с топливной системой (настраивать коррекцию форсунок), регулировать клапана и угол опережения зажигания.

        Отметим, что каждый цвет нагара может сообщить о конкретной проблеме с двигателем. Давайте разберем, о чем нам может говорить нагар на свече:

        • Небольшой черный налет. Указывает на переобогащенную топливную смесь. Также налет скапливается из‐за грязного воздушного фильтра.
        • Белый. Смесь бедная – не хватает топлива. Нужно разбираться с форсунками, так как дальнейшая езда на бедной смеси запросто «приговорит» выпускные клапана.
        • Черный смолистый налет. Искра вырабатывается через раз, либо есть проблемы с компрессией.
        • Маслянистый налет вперемешку с топливом и металлической стружкой. Начал разрушаться поршень, либо «завис» один из клапанов.
        • Шлак с маслянистым блеском. В камеру сгорания попадает масло, причем настолько много, что оно не успевает сгореть и закоксовывает электрод. Не заметить эту проблему трудно — в таком случае машина просит не меньше литра масла на тысячу километров. Нужно смотреть кольца, маслосъемные колпачки и направляющие клапанов.
        • Желтый, красно‐коричневый. Результат использования сторонних присадок, залитых в топливо. Такая свеча еще может работать, но нужно перед установкой удалить налет.
        • Толстый черный нагар. В цилиндр поступает больше топлива, чем нужно.
        • Пористые отложения, имеющие неприятный запах. Это значит, что в бак был залит спиртовой бензин или топливо с содержанием свинца.
        • Черная копоть, на ощупь как замша. Неправильно подобранное калильное число — свеча не нагревается до температуры самоочищения. Также это происходит, если мотор не выходил на рабочие обороты — автомобиль часто стоял в пробках и ездил на короткие расстояния. Установка свечей с правильным калильным числом решает проблему.

        А как же выглядит нормальная свеча? Сразу отметим, что она не будет чистой, каким бы новым не был двигатель. Налет будет скапливаться всегда.

        Свечной нагарНагар на свечах после эксплуатации

        Но он будет легким, светло‐серым или светло‐коричневым. Отложений быть не должно — поверхность самоочищается во время работы.

        Как бы нам не хотелось, но нужно учиться «слушать» свой двигатель. Обнаружить троящий движок порой трудно, а на дорогих машинах и подавно – вибрации гасятся подушками двигателя, звук –шумоизоляцией, да и сама свеча может работать только через раз. Особенно наступает уверенность, когда недавно было обслуживание. Но никто не отменял брак и внезапную поломку топливной системы, что на старых авто может произойти по щелчку пальца. Вовремя заметив неисправность, можно избежать больших проблем. Как минимум – сберечь катушку зажигания, как максимум – предотвратить убийственную для мотора «детонацию». Прислушивайтесь к своему автомобилю и ремонтируйтесь у проверенных специалистов!

        Как проверить свечи зажигания

        Работа двигателя во многом зависит от состояние такого элемента, как свечи зажигания. Искра, которая образовывается на ее электродах, отвечает за воспламенение топливовоздушной смеси в камере сгорания.

        Однако со временем происходит износ конструктивных элементов свечи. Это приводит к тому, что искра на электродах не образовывается или делает это не постоянно. Как итог – не происходит воспламенение смеси, из-за чего двигатель начинает троить, плохо заводится. Соответственно, в эксплуатации автомобиля начинаются проблемы – снижается мощность и динамика силового агрегата, растет расход топлива, ускоряется износ отдельных деталей.

        В то же время не всегда речь идет о необходимости замены свечей зажигания. Вполне вероятно, что они еще рабочие, но нуждаются в проведении обслуживания. Остается разобраться только в том, как проверить свечи зажигания, что позволит установить – исправные они, или уже требуют замены.

        Когда проверять состояние свечи зажигания – признаки неисправности свечей

        Перед тем, как приступить к проверке свечей зажигания необходимо убедиться в том, что проблемы именно в них, а не в других узлах и блоках автомобиля. На наличие проблем с данными деталями могут указывать такие факторы:

        • Возникают проблемы с пуском двигателя, особенно когда он холодный.
        • Нестабильная работа силового агрегата, что явно будет проявляться на холостых оборотах.
        • Увеличивается потребление топлива.
        • Изменение цвета выхлопа, он становится сизым, что связано с попаданием не воспламенившегося топлива в выхлоп.
        • Свеча становится мокрой, на ней остается бензин и масло, однако определить это можно только выкрутив ее с головки блока цилиндров.

        Срок службы классических свечей зажигания составляет до 50 тысяч км пробега. Однако на практике срок их эксплуатации редко превышает 35 тысяч км. Во многом продолжительность жизни зависит от качества топлива и смазочных материалов.

        Иридиевые свечи могут отходить до 90 тысяч км пробега. Но их стоимость на порядок выше, и надо просчитать целесообразность их использования.

        Как проверить свечи зажигания на авто, не снимая их

        Есть простой способ как можно проверить свечи зажигания не снимая их. Для этого выполняется всего несколько простых действий. При этом никакое дополнительное оборудование не потребуется. Достаточно завести двигатель и после этого выполняем такие операции:

        • Отключаем от первой свечи высоковольтный провод (бронепровод), и слушаем как работает двигатель.
        • Если звук работы изменился, появилось троение или другие проблемы, то свеча была исправной.
        • Если ничего не изменилось, то такая свеча по умолчанию считается неисправной.

        Такие действия выполняем поочередно со всеми свечами. Это самый простой и доступный способ как проверить свечи зажигания автомобиля, но далеко не единственный.

        Как проверить наличие искры на свече зажигания

        Есть один легкий вариант как проверить снятые свечи зажигания, для которого также не потребуется никакое оборудование. Достаточно поочередно выкручивать свечи, после чего обратно подключать к ним высоковольтные провода. При этом с каждой из них выполняем такие действия:

        • Заводим автомобиль.
        • Свечу с подключенным проводом подводим к блоку цилиндров.
        • Между свечей и двигателем должна образоваться заметная яркая искра.
        • Если этого не произошло, то свеча с большой вероятностью неисправна.

        В таких случаях необходимо проверить чистоту свечи и зазор. Возможно будет достаточно провести чистку и регулировку. Если же это не помогло, то придется заменить свечу.

        Как проверить состояние свечей зажигания при визуальном осмотре

        О состоянии свечей зажигания многое может сказать даже визуальный осмотр. Черные, зачастую длинные полосы на изоляторе свидетельствуют о пробое. Механические повреждения в любом участке с большой вероятностью приведут к выходу детали из строя.

        Особое внимание следует уделить состоянию контактов. На них не должно быть явно заметного нагара какого-либо цвета. Если же нагар есть, то свеча может не давать искру. По цвету нагара в большинстве случаев можно установить и причину его образования:

        • Черный нагар свидетельствует преимущественно о плохом качестве используемого топлива. Также это может указывать на наличие проблем с маслосъемными колпачками, прогаре клапанов. В отдельных случаях черный нагар вызван чрезмерным количеством подаваемого топлива.
        • Красный, оранжевый или коричневый цвет контактов свечи зажигания и нагара свидетельствует о чрезмерном использовании присадок. Они есть в масле, а в отдельных случаях в некачественном топливе. Реже такой цвет также может указывать о проблемах с клапанами.
        • Белый цвет контактов со слабым нагаром свидетельствует о недостаточности подачи топлива. Если же нагар сильный, похожий на налет в трубах и на старых смесителях, то проблема вероятнее всего в масле. Произошел износ маслосъемных колпачков и масло попадает в камеру сгорания, где происходит его сжигание.

        После того, как удалось проверить состояние свечи зажигания, можно принимать решение о ремонте или замене. Если нагар сильный, то целесообразнее провести замену. Если небольшой – можно продлить жизнь свечи чисткой, но это временное решение.

        Как проверить свечи зажигания мультиметром

        Отличный способ как проверить свечи зажигания в домашних условиях – воспользоваться мультиметром. Обычно он есть в каждого автовладельца, на крайний случай, можно одолжить в соседа по квартире или гаражу.

        Самый простой метод как проверить исправность свечи зажигания – узнать сопротивление. Для этого необходимо выкрутить свечу и выставить тестер на замер сопротивления с показателем 20 кОм. Далее выполняем такие операции:

        • Один контакт мультиметра подводим к центральному электроду.
        • Второй к контактной гайке.
        • Показатели сопротивления в норме для большинства ДВС должны находиться в диапазоне от 5 до 15 кОм.
        • Если тестер показывает сопротивление между электродом и корпусом, то свеча вероятнее всего нерабочая.
        • Мультиметром можно обнаружить и свечи с нулевым сопротивлением. Но они используются в строго ограниченном количестве двигателей.

        Важно, что проверить свечу зажигания мультиметром на работоспособность можно только по центральному электроду. На нем стоит резистор, предотвращающий образование дуги. Именно он и создает сопротивление.

        Как проверить зазор на свечах зажигания

        Важным параметром является зазор свечи зажигания. Проблема заключается в том, что со временем контакты изнашиваются, становятся тоньше. Соответственно, расстояние между центральным электродом и боковыми увеличивается. Если оно станет чрезмерно большим, то искра не будет образовываться.

        Перед тем, как проверить зазор на свечах зажигания потребуется подготовить специальный щуп. По сути – это тонкая металлическая пластина определенной толщины. В комплекте обычно имеется несколько типоразмеров, что и позволяет проводить проверку. Достаточно знать каким должен быть параметр для свечей вашего двигателя и сопоставить его с имеющимся в реальности.

        Если расстояние между электродами окажется очень большим их можно подогнуть до нужного значения. Делать это следует аккуратно, чтобы избежать механических повреждений. Однако это является временным решением и такие свечи следует заменить в ближайшее время.

        Проверка с помощью пистолета

        Есть специальный прибор для проверки свечей зажигания, внешне похож на пистолет. Принцип проверки довольно простой – создается давление, после чего на свечу подается напряжение. Если загорается лампочка на пистолете, то она рабочая.

        Чтобы проверить исправность свечи зажигания прибором выполняем такие действия:

        • В специально подготовленный разъем вставляем свечу.
        • На другой ее край надеваем колпачок.
        • Нажимаем на курок и смотрим на лампочку индикатора.

        Однако этот метод остается не совсем корректным, поскольку, по сути, определяется только наличие искры. В то же время искра может быть слабой или образовываться не на электродах, а на корпусе. Так что лучше параллельно проверить ее и с использованием вышеописанных способов.

        Существует множество способов как проверить свечи зажигания. Некоторые из них не требуют даже снятия свечи зажигания или дополнительных приборов. Это позволяет без проблем проверить свечи зажигания в домашних условиях. В других случаях потребуется мультиметр или пистолет, снятие свечи. Самым же корректным способом будет проверка свечи на стенде, но за это придется заплатить. В некоторых случаях стоимость услуги больше, нежели новой свечи, что делает операцию со стендом бессмысленной.

        Больше полезной информации и интересных фактов читайте на Cheko2.ru!

        Источник

        Как быстро определить неисправность свечей зажигания. Известные и неизвестные способы

        Как быстро диагностировать свечи зажигания в дороге, читайте интересный текст с поясняющими фото. .

        Нередко водитель замечает, что с автомобилем, который буквально только что работал нормально, начинают происходить непонятные вещи: изменяется ровный звук мотора, ухудшается приемистость, динамика движения, ощущается какая-то вибрация.

        Скорее всего, причина подобного безобразия — перебои или полный отказ в работе одного из цилиндров по причине неработающей должным образом свечи зажигания. Опытные водители в таких случаях говорят, что двигатель «троит».

        Мало того, что такая неисправность может испортить настроение, так ещё и грозит обернуться повышенным расходом топлива, что и вовсе уж приятным не назовёшь. Как же побыстрее отыскать неработающую свечу зажигания?

        На моторах с контактной системой зажигания это можно сделать довольно просто — на работающем двигателе следует снимать высоковольтные провода с каждой свечи по очереди и прислушиваться к работе двигателя.

        При снятии провода с рабочей свечи характер работы мотора заметно изменится, если же никак не отреагирует — значит, свеча неисправна.

        Но модели с бесконтактной системой зажигания подобных экспериментов не любят и могут ответить неприятностью в виде пробитого коммутатора.

        На таких машинах в обычных условиях свечи можно проверить при помощи специального пробника с пьезоэлементом или же пробника самодельного, сделанного из пьезоэлемента обычной зажигалки и небольшого куска провода.

        Этот провод нужно добавить к короткому выводу пьезоэлемента, соединив с наконечником свечи. Само же устройство прижать металлической частью к металлической части свечи и нажать на подвижный стержень до щелчка.

        Если между электродами свечи возникнет искра — свеча в порядке. Конечно, это не те испытания, которым подвергают свечи на специальном стенде с барокамерой или при помощи специального диагностического тестера, и всё же неработающую свечу определить можно.

        Но для этого нужно иметь сам пробник и необходимо выкрутить свечи.

        Проверка свечей при помощи шила и провода Существует ещё вариант проверки на работающем двигателе при помощи шила и куска провода. В этом случае проверка похожа на описанный выше вариант с контактной системой зажигания, только высоковольтные провода со свечей снимать теперь не нужно.

        Один конец провода приспособления следует соединить с «массой» автомобиля, а второй — с шилом. Держа шило за изолированную ручку, протыкают высоковольтный провод, идущий к свече, до контакта с токопроводящей центральной жилой, выключая данный цилиндр из работы.

        Методика определения неисправности аналогична описанной выше. Хотя, надо заметить, приведенный способ не лишен недостатков: неоднократное протыкание провода вряд ли улучшит его технические характеристики, к тому же не исключается вариант, что вместо провода можно проткнуть собственный палец.

        Но есть ещё один способ быстрой проверки неработающей свечи, причём без снятия с двигателя. Для этого необходим самый обычный тестер, который, кстати, в дороге может сослужить хорошую службу и много места в багажнике не займёт.

        Итак, при неработающем двигателе нужно снять провод со свечи зажигания и измерить напряжение: «плюс» вольтметра соединить с «плюсом» аккумулятора, а «минус» — с колпачком свечи, на который одевается провод. Малейшее отклонение стрелки прибора от «нуля» означает, что свеча неисправна.

        Дело в том, что в процессе работы в изоляторе свечи образуются микротрещины, которые заполняются влагой. Эти микротрещины и являются причиной того, что разряд происходит внутри самой свечи, а не между электродами (пробой) в камере сгорания.

        Проверка прибором и показывает, есть ли утечка тока, или нет. Весьма быстро и весьма эффективно.

        И напоследок метод более хлопотный, но не менее результативный, если нет вообще никаких тестеров и пробников. На колпачок выкрученной свечи надевают снятый высоковольтный провод, а на металлическую оправу — конец обычного провода, второй конец которого соединяют с «массой».

        Если нет подходящего куска провода, свечу можно просто прижать металлической частью к «массе» и провернуть стартером коленвал. Наличие хорошей искры между электродами скажет о том, что свеча исправна.

        Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

        Источник

        Основные признаки неисправности свечей зажигания: список, причины, особенности ремонта

        Свечи зажигания – это неотъемлемая часть двигателя любого бензинового автомобиля. Именно эта деталь обеспечивает необходимую искру, которая затем поджигает смесь воздуха и горючего в камере сгорания. Как и все остальные детали двигателя, они могут выходить из строя, и если появляются хотя бы малейшие признаки неисправности свечей зажигания, их необходимо устранить.

        Если деталь вышла из строя, повышается нагрузка и на катушку зажигания, которая в результате также может сломаться. Стоимость свечи несравнима с ценой катушки. Если продолжать ездить на неисправных свечах, водитель будет наблюдать неустойчивую работу силового агрегата на холостых оборотах. Зачастую, когда все находится в исправном состоянии, работа мотора на 1000 об. плавная и мягкая. При неисправностях свечей стрелка тахометра будет скакать, а мотор вибрировать и издавать неприятные жесткие звуки.

        Каковы признаки неисправности свечей зажигания?

        Итак, при выходе свечей из строя работа мотора нарушается. Двигатель отказывается выполнять возложенные на него функции. Приведем перечень признаков, при которых необходимо срочное вмешательство специалиста.

        Если вовремя обратить внимание на эти основные признаки неисправности свечей зажигания, то ситуацию можно решить. Если не обращать внимания на эти сигналы, то итог будет плачевный.

        Последствия неисправных свечей

        В цилиндрах возникает детонация, результатом которой будет мощная ударная волна. Она может спровоцировать детонацию того заряда, что еще остался в цилиндре. После этого мотор полностью потеряет свою мощность. В процессе данного воздействия из-за серьезного перегрева страдают коленчатый вал, поршни и шатуны. Также выгорают небольшие детали и разрушается масляная пленка на цилиндре.

        Когда необходимо менять свечи

        Каждый автоприозводитель рекомендует выполнять плановую замену во время технического обслуживания. Но опытные водители не соглашаются с этими утверждениями. Большинство автолюбителей выполняют замену свечей по пробегу – каждые 20-30 тыс. км.

        Диагностика: ищем свечу с дефектом

        Проблемы можно определить визуально даже невооруженным глазом. Однако поломка очевидна, когда автомобиль работает неравномерно и глохнет. Стоит помнить, что неисправности такого рода делают невозможным процесс воспламенения топливо-воздушной свечи в цилиндре.

        В результате того, что топливо не сгорает, оно может попасть в катализатор. При этом будет ощущаться сильный запах бензина. Еще один явный признак неисправности свечи – значительное увеличение расхода горючего. Это случается из-за того, что смесь сгорает не полностью из-за пропусков зажигания.

        Для эффективного сгорания в бензиновых двигателях нужно, чтобы температура в цилиндрах достигала 400-500 градусов и более. Это возможно при помощи сжатия топливной смеси, что еще больше повышает температуру. Только так смесь легко, а главное — полностью, воспламенится и сгорит.

        Однако высокие температуры не лучшим образом сказываются на ресурсе свечей. Чаще всего на старых деталях обнаруживаются наслоения. Также на электродах можно видеть отложения, которые оказывают влияние на качество искры. Следует помнить, что на исправной свече электрод имеет однородный цвет и однородную форму, а любые отложения отсутствуют.

        Тестирование свечей зажигания

        Нормальная деталь практически не имеет выгорания на электроде. С такой свечой мотор будет работать, как часы.

        Сажевый налет

        Если на заземляющем элементе, а также электроде и корпусе свечи виден налет, то такая свеча работает неисправно. Причиной тому является неправильное приготовление смеси. К примеру, в составе может быть слишком много воздуха или, наоборот, мало. Также эти отложения могут появляться в результате загрязненных воздушных фильтров, неполадок в работе системы впрыска, выхода из строя датчиков температуры или лямбда-зонда.

        Масло на свечах

        В этом случае заземляющий элемент, корпус и электрод покрыты равномерным масляным налетом. Эти признаки неисправности свечей зажигания проявляются по причине избыточного количества масла в цилиндрах двигателя. Данное явление возникает вследствие перелива масла в мотор. Кроме того, этот признак может говорить об изношенных поршневых кольцах, самих поршнях или клапанных направляющих. На автомобилях с турбо-компрессором свечи в масле могут говорить о проблемах в работе компрессора.

        Лаковые отложения

        Если на свече наблюдаются отложения коричнево-желтого либо зеленого оттенка, то самая популярная причина – наличие присадок в бензине или в масле. Это симптомы работы двигателя на слишком обедненной топливной смеси либо на газу.

        Шлаковые отложения

        Их можно наблюдать на заземляющем элементе, а также не электродах. Это крупные отложения горючего и масла. Причиной тому может быть наличие присадок в масле, которые становятся все более популярными у производителей смазочных материалов. Это также может быть причиной неправильной работы как самого мотора, так и системы зажигания. Часто можно наблюдать такие признаки неисправности свечей зажигания ВАЗ-2110.

        Центральный электрод расплавлен

        Можно видеть расплавленный центральный электрод и оплавленный край на заземляющем элементе.

        Электрод свечи очень быстро износился

        На электродах и заземляющих элементах можно наблюдать повышенный износ, в результате которого повредился материал критически важных элементов свечи. Причина этого – некачественный бензин с большим количеством присадок. Также к этому может приводить масло с присадками. Быстрый износ свечи можно наблюдать при детонациях или перегревах.

        Свеча расплавилась

        Об этом говорят сильные отложения на заземляющем элементе и на электроде. Это случается из-за присутствия в камере продуктов сгорания различных отложений, которые могут самовоспламеняться. Также это может быть признаком неправильной работы клапана. Ну и самая популярная причина – плохое топливо.

        Изношенный разъем

        Зачастую износ свечи происходит в месте, где создается искра. Однако повреждения могут быть и с другой стороны – там, где подключается высоковольтный провод.

        Проверка свечей зажигания

        По очереди свечи откручивают специальным ключом и слушают работу мотора. Если двигатель не нарушил ритма и продолжает стабильно работать с нормальным звуком, то в данный момент вытащена неработающая свеча. Также можно отсоединить провод от свечи и прикоснуться им к блоку цилиндров. Если искры нет, тогда свечу нужно менять.

        Источник

        Добавить комментарий