Найди площади прямоугольников, разбивая фигуры на части удобным способом:
reshalka.com
ГДЗ учебник по математике 3 класс Петерсон. Часть 3. Урок 8. Номер №7
Решение а
1) 90 * 75 = 6750
(
д
м
2
)
− площадь большого прямоугольника;
2) 7 * 75 = 525
(
д
м
2
)
− площадь маленького прямоугольника;
3) 6750 + 525 = 7275
(
д
м
2
)
− площадь всего прямоугольника.
Ответ: 7275
д
м
2
Вычисления:
1)
×
75
90
6750
;
2)
×
75
7
¯
525
;
3)
+
6750
585
7275
.
Решение б
1) 80 * 37 = 2960
(
с
м
2
)
− площадь большого прямоугольника;
2) 2 * 37 = 74
(
с
м
2
)
− площадь маленького прямоугольника;
3) 2960 + 74 = 3034
(
с
м
2
)
− площадь всего прямоугольника.
Ответ: 3034
с
м
2
Вычисления:
1)
×
37
80
2960
;
2)
×
37
2
¯
74
;
3)
+
2960
74
3034
.
Две фигуры называют равными, если одну их них можно так наложить на другую,
что эти фигуры совпадут.
Площади равных фигур равны. Их периметры тоже равны.
Площадь квадрата
Запомните!
Для вычисления площади квадрата нужно умножить его длину на саму себя.
S = a · a
Пример:
SEKFM = EK · EK
SEKFM = 3 · 3 = 9 см2
Формулу площади квадрата, зная
определение степени,
можно записать следующим образом:
S = a2
Площадь прямоугольника
Запомните!
Для вычисления площади прямоугольника нужно умножить его длину на ширину.
S = a · b
Пример:
SABCD = AB · BC
SABCD = 3 · 7 = 21 см2
Запомните!
Нельзя вычислять периметр или площадь, если длина и ширина выражены в разных единицах длины.
Обязательно проверяйте, чтобы и длина, и ширина были выражены в одинаковых единицах, то есть обе в см, м и т.д.
Площадь сложных фигур
Запомните!
Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.
Задача: найти площадь огородного участка.
Так как фигура на рисунке не является ни квадратом, ни прямоугольником, рассчитать её площадь можно используя
правило выше.
Разделим фигуру на два прямоугольника, чьи площади мы можем легко рассчитать по известной формуле.
SABCE = AB · BC
SEFKL = 10 · 3 = 30 м2
SCDEF = FC · CD
SCDEF = 7 · 5 = 35 м2
Чтобы найти площадь всей фигуры, сложим площади найденных прямоугольников.
S = SABCE + SEFKL
S = 30 + 35 = 65 м2
Ответ: S = 65 м2 — площадь огородного участка.
Свойство ниже может вам пригодиться при решении задач на площадь.
Запомните!
Диагональ прямоугольника делит прямоугольник на два равных треугольника.
Площадь любого из этих треугольников равна половине площади прямоугольника.
Рассмотрим прямоугольник:
АС — диагональ прямоугольника
ABCD. Найдём площадь треугольников
ABC и
ACD
Вначале найдём площадь прямоугольника по формуле.
SABCD = AB · BC
SABCD = 5 · 4 = 20 см2
S
ABC = SABCD : 2
S
ABC = 20 : 2 = 10 см2
S
ABC =
S
ACD = 10 см2
Ваши комментарии
Важно!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи
«ВКонтакте».
Оставить комментарий:
3 декабря 2015 в 22:54
Ирина Петренко
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 1
Ирина Петренко
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 1
как написать правильно площадь треугольника?
0
Спасибо
Ответить
9 декабря 2015 в 19:41
Ответ для Ирина Петренко
Тима Клюев
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 8
Тима Клюев
Профиль
Благодарили: 0
Сообщений: 8
S(рисуешь мини треугольник) = ,,,,,
0
Спасибо
Ответить
Площадь фигуры — это аддитивная числовая характеристика фигуры, целиком принадлежащей одной плоскости. В простейшем случае, когда фигуру можно разбить на конечное множество единичных квадратов, площадь равна числу квадратов.
Содержание:
- Понятие площади
- Площади прямоугольника и прямоугольного треугольника
- Площади треугольников
- Площади четырехугольников и многоугольников
Понятие площади
Площадь — это тоже величина. Каждой плоской геометрической фигуре соответствует своя площадь. У пространственных фигур тоже есть соответствующая им площадь, называемая площадью поверхности.
Площадь фигур мы будем обозначать буквой S. Запись читается как «площадь фигуры F».
Определение. Измерить площадь фигуры — это значит сравнить ее с площадью некоторой фигуры, принятой за единицу измерения площади.
Измерить площадь фигуры в Древней Греции означало построить квадрат, площадь которого равна площади данной фигуры. С тех пор всякое вычисление площади принято называть квадратурой.
Если за единицу длины принимается 1 мм, то единицей площади является 1 (квадратный миллиметр); при единице длины 1 см единицей площади является 1 (квадратный сантиметр). Если единицей измерения длины является 1 м, ему соответствует единица площади 1 (квадратный метр).
Любую площадь S можно выразить через единицу измерения площади в виде , где k — числовой множитель, который показывает, сколько раз единичный квадрат укладывается в данной фигуре.
Пусть, например, за единицу измерения площади принят квадратный сантиметр (т. е. ). Тогда запись означает, что площадь фигуры равна , т. е. в данной фигуре квадрат со стороной 1 см укладывается 15 раз.
Можно сфорулировать свойства измерения площади.
1. Всякий многоугольник F имеет площадь . Площадь является величиной, численное значение которой неотрицательно, т. е. для любой фигуры F.
Площадь фигуры зависит только от ее размеров и формы и не зависит от места расположения фигуры в пространстве. Это формулируется так.
2. Если две фигуры равны, то равны и их площади.
Пусть дана фигура F, которая является объединением двух фигур , причем эти фигуры пересекаются не более чем по конечному числу отрезков и точек. Тогда
Есть случаи, когда фигура является объединением двух других фигур, но данное равенство не выполняется. На рисунке 2.138 изображены два треугольника Фигура R — их объединение. В этом случае (при сложении площадь ромбовидной области в центре рисунка войдет в сумму дважды).
Еще одно свойство площади формулируется следующим образом.
3. За единицу измерения площади принимают площадь квадрата, сторона которого равна единице измерения длины отрезка.
Для фигуры, разбитой на части, справедливо следующее свойство.
4. Если фигура разбита на части, то площадь фигуры равна сумме площадей частей фигуры.
Свойство измерения площади квадрата.
5. Площадь квадрата со стороной равна .
В геометрии различают фигуры равные и равновеликие.
Определение. Две фигуры называются равновеликими, если они имеют одинаковую площадь.
Площади прямоугольника и прямоугольного треугольника
Теорема 33. Площадь прямоугольника равна произведению его основания на высоту.
где — стороны прямоугольника.
Проведя диагональ АС прямоугольника ABCD (рис. 2.139), можно легко доказать, что она разбивает этот прямоугольник на два равных треугольника ABC и CDA, а тогда нетрудно доказать теорему 34.
Теорема 34. Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов (рис. 2.140):
где — катеты прямоугольного треугольника.
Площади треугольников
Теорема 35. Площадь треугольника равна половине произведения основания и высоты.
На рисунке 2.141 изображен треугольник ABC.
Есть еще одна формула для вычисления площади треугольника через его стороны. Эта формула носит имя древнегреческого математика Герона Александрийского (около I в.). Кроме этой формулы, есть еще так называемые ге-роновы треугольники — это треугольники, у которых целочисленные стороны и их площадь тоже есть целое число (примерами таких треугольников могут быть треугольники со сторонами 13, 14, 15 или 51, 52, 53).
Теорема 36 (формула Герона). Площадь треугольника равна
где — стороны треугольника, а р — его полупериметр, .
Существует формула площади треугольника, которая использует понятие синуса угла.
Теорема 37. Площадь треугольника равна половине произведения его сторон на синус угла между ними
где — стороны ААВС, а — угол между этими сторонами.
Площади четырехугольников и многоугольников
Для вывода формулы площади параллелограмма определим высоту параллелограмма.
Определение. Высотой параллелограмма называют отрезок перпендикуляра, проведенного из любой точки какой-нибудь стороны параллелограмма к прямой, содержащей противоположную сторону.
Высотой параллелограмма можно считать также и длину этого перпендикуляра. У параллелограмма две пары противоположных параллельных сторон и соответственно две высоты.
На рисунке 2.142 изображен параллелограмм ABCD, — его высоты. Заметим, что основания высот параллелограмма могут попасть и на продолжение одной из сторон (рис. 2.143).
Теорема 38. Площадь параллелограмма равна произведению его стороны и проведенной к ней высоты.
ABCD — параллелограмм, AD = ВС = , AM = CN = h (рис. 2.144).
Для вывода формулы площади еще одного четырехугольника — трапеции определяется понятие высоты трапеции.
Определение. Высотой трапеции называют отрезок перпендикуляра, проведенного из какой-либо точки основания трапеции к прямой, содержащей другое основание.
Высотой можно также считать длину этого перпендикуляра. На рисунке 2.145 ВМ — высота трапеции ABCD.
Теорема 39. Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований и высоты, т. е. если и — основания трапеции, h — высота и S — площадь трапеции, то
Чтобы вычислить площадь произвольного многоугольника, можно разбить его на треугольники, не имеющие общих внутренних точек, и найти сумму их площадей.
Такое разбиение выпуклого многоугольника можно осуществить, проведя, например, диагонали из одной его вершины (рис. 2.146). Иногда удобно пользоваться другими разбиениями (рис. 2.147, 2.148).
Пример:
Через середину основания треугольника проведены прямые, параллельные боковым сторонам. Докажите, что полученный таким образом четырехугольник — параллелограмм и что его площадь равна половине площади треугольника.
Решение:
Из условия задачи имеем:
1.
2. AD = DC. (рис. 2.149)
3. DE || ВС, DF || АВ.
4. Надо доказать, что BEDF — параллелограмм и что
5. Так как DE || ВС и DF || АВ, то BEDF — параллелограмм (2, определение параллелограмма).
Нужно установить связь между площадью параллелограмма и треугольника. Для этого удобно параллелограмм разбить на треугольники.
6. Соединим точки В и D и рассмотрим полученные треугольники (построение) (рис. 2.150).
7. равны (BD — общая сторона, и , как углы внутренние накрест лежащие при параллельных прямых (1, 2, 3, признак равенства треугольников по сторонам и двум прилежащим углам).
8. Эти треугольники и равновелики.
9. Треугольники BFD и CFD также равновелики между собой (хотя в общем случае они не равны), так как BF = FC (DF — средняя линия), т. е. основания их равны и они имеют одинаковую высоту, так как вершина D у них общая.
10. Аналогично равновелики между собой и
11. следовательно, площади и параллелограмма BEDF можно записать так: а (8, 10, свойства площадей).
12. (11).
Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета “Математика”:
- Математика решение заданий и задач
Смотрите также дополнительные лекции по предмету “Математика”:
Лекции:
- Производные высших порядков. Формула Тейлора
- Статистические показатели
- Векторный анализ
- Система тригонометрических уравнений
- Формула дисперсии
- Системы дифференциальных уравнений. Методы интегрирования.
- Дифференциальные уравнения высших порядков
- Параллельность плоскостей
- Частные производные первого порядка
- Найти сходимость ряда
На мой взгляд, задача учителя – не только научить, а развить познавательный интерес у учащегося. Поэтому, когда возможно, связываю темы урока с практическими задачами.
На занятии учащиеся под руководством учителя составляют план решения задач на нахождение площади «сложной фигуры» (для расчеты сметы ремонта), закрепляют навыки решения задач на нахождение площади; происходит развитие внимания, способности к исследовательской деятельности, воспитание активности, самостоятельности.
Работа в парах создает ситуацию общения между теми, кто имеет знания и теми, кто их приобретает; в основе такой работы лежит повышение качества подготовки по предмету. Способствует развитию интереса к процессу учения и более глубокому усвоению учебного материала.
Урок не только систематизирует знания обучающихся, но и способствует развитию творческих, аналитических способностей. Применение задач с практическим содержанием на уроке позволяет показать востребованность математических знаний в повседневной жизни.
Цели урока:
Образовательные:
- закрепление знаний формул площади прямоугольника, прямоугольного треугольника;
- анализ заданий на вычисление площади “сложной” фигуры и способов их выполнения;
- самостоятельное выполнение заданий для проверки знаний, умений, навыков.
Развивающие:
- развитие приёмов умственной и исследовательской деятельности;
- развитие умения слушать и объяснять ход решения.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
- воспитывать культуру устной и письменной математической речи;
- воспитывать дружеское отношение в классе и умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., М.: «Мнемозина», 2010.
- Карточки для групп учащихся с фигурами для вычисления площади сложной фигуры.
- Чертёжные инструменты.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
а) Теоретические вопросы (тест).
б) Постановка проблемы. - Изученного нового материала.
а) поиск решения проблемы;
б) решение поставленной проблемы. - Закрепление материала.
а) коллективное решение задач;
Физкультминутка.
б) самостоятельная работа. - Домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок мы начнём вот с таких напутствующих слов:
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
II. Актуализация знаний.
а) Фронтальная работа с сигнальными карточками (у каждого ученика карточки с числами 1, 2, 3, 4; при ответе на вопрос теста ученик поднимает карточку с номером правильного ответа).
1. Квадратный сантиметр – это:
- площадь квадрата со стороной 1 см;
- квадрат со стороной 1 см;
- квадрат с периметром 1 см.
2. Площадь фигуры, изображённой на рисунке, равна:
- 8 дм;
- 8 дм2;
- 15 дм2.
3. Справедливо ли утверждение, что равные фигуры имеют равные периметры и равные площади?
- да;
- нет.
4. Площадь прямоугольника определяется по формуле:
- S = a2;
- S = 2 • (a + b);
- S = a • b.
5. Площадь фигуры изображённой на рисунке, равна:
- 12 см;
- 8 см;
- 16 см.
б) (Постановка проблемы). Задача. Сколько надо краски, чтобы покрасить пол, который имеет следующую форму (см. рис.), если на 1 м2 расходуется 200 г краски?
III. Изучение нового материала.
Что же мы должны узнать, чтобы решить последнюю задачу? (Найти площадь пола, который имеет вид «сложной фигуры».)
Учащиеся формулируют тему и цели урока (если необходимо учитель помогает).
Рассмотрим прямоугольник ABCD. Проведём в нем линию KPMN, разбив прямоугольник ABCD на две части: ABNMPK и KPMNCD.
Чему равна площадь ABCD? (15 см2)
Чему равна площадь фигуры ABMNPK? (7 см2)
Чему равна площадь фигуры KPMNCD? (8 см2)
Проанализируйте полученные результаты. (15= = 7 + 8)
Вывод? (Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.)
S = S1 + S2
Как можно применить это свойство для решения нашей задачи?(Разобьём сложную фигуру на части, найдём площади частей, затем площадь всей фигуры.)
S1 = 7 • 2 = 14 (м2)
S2 = (7 – 4) • (8 – 2 – 3) = 3 • 3 = 9 (м2)
S3 = 7 • 3 = 21 (м2)
S = S1 + S2 + S3 = 14 + 9 + 21 = 44 (м2)
Давайте составим план решения задач на нахождение площади «сложной фигуры»:
- Разбиваем фигуру на простые фигуры.
- Находим площади простых фигур.
а) Задача 1. (коллективное решение на доске и в тетрадях.) Сколько потребуется плитки, чтобы выложить площадку следующих размеров:
Решение:
S = S1 + S2
S1 = (60 – 30) • 20 = 600 (дм2)
S2 = 30 • 50 = 1500 (дм2)
S = 600 + 1500 = 2100 (дм2)
Есть ли другой способ решения? (Рассматриваем предложенные варианты.)
Ответ: 2100 дм2.
Задача 2. (коллективное решение на доске и в тетрадях.) Сколько требуется м2 линолеума для ремонта комнаты, имеющей следующую форму:
Решение:
S = S1 + S2
S1 = 3 • 2 = 6 (м2)
S2 = ((5 – 3) • 2) : 2 = 2 (м2)
S = 6 + 2 = 8 (м2)
Ответ: 8 м2.
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
б) Самостоятельная работа (обучающего характера).
Учащиеся разбиваются на группы (№ 5–8 более сильные). Каждая группа – ремонтная бригада.
Задание бригадам: определите, сколько надо краски, чтобы покрасить пол, имеющий форму фигуры, изображённой на карточке, если на 1 м2 требуется 200 г краски.
Вы эту фигуру строите своей тетради и записывая все данные, приступаете к выполнению задания. Можете обсуждать решение (но только в своей группе!). Если какая-то группа справляется с заданием быстро, то ей – дополнительное задание (после проверки самостоятельной работы).
Задания для групп:
V. Домашнее задание.
п. 18, № 718, № 749.
Дополнительное задание. План-схема Летнего сада (Санкт-Петербург). Вычислить его площадь.
VI. Итоги урока.
Рефлексия. Продолжи фразу:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Урок дал мне для жизни…
Площадь простой фигуры – это положительная величина, численное значение которой обладает следующими свойствами:
- равные фигуры имеют равные площади;
- если фигура разбивается на части, являющиеся простыми фигурами, то площадь этой фигуры равна сумме площадей её частей;
- площадь квадрата со стороной, равной единице измерения, равна единице.
Площадь прямоугольника можно найти следующим образом:
S = ab,
Где a и b – стороны прямоугольника.
Квадрат – это прямоугольник, у которого стороны равны, а, значит, площадь квадрата со стороной a равна a2, то есть
S = a2,
где а – его сторона.
Площадь квадрата можно также вычислить по формуле
S = d2/2,
где d – диагональ квадрата.
Площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту, проведённую к этой стороне, то есть вычисляется по формуле
S = ah,
где а – его сторона, h – высота, проведённая к этой стороне.
Площадь параллелограмма можно вычислить и по формуле
S = ab sin α,
где а и b – стороны, α – угол параллелограмма.
Ромб – «частный случай» параллелограмма, значит, его площадь можно находить так же, как и площадь параллелограмма. Кроме того, имеются и другие формулы площади ромба:
S = a2 sin α,
где а – сторона ромба, α – угол ромба;
S = 1/2 d1 d2,
где d1и d2 – диагонали ромба.
Площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведённую к этой стороне, то есть её можно найти по формуле
S = 1/2 ah.
Есть и другие формулы для нахождения площади треугольника:
S = 1/2 ab sin γ,
где а и b – стороны, γ – угол между этими сторонами.
При необходимости для нахождения площади треугольника можно использовать формулу Герона, древнегреческого учёного, который жил в Александрии в I веке нашей эры:
,
где а, b, с – стороны треугольника, p – его полупериметр p = (а + b + с)/2 .
Площадь трапеции равна произведению полусуммы её оснований на высоту:
S = (а + b) / 2 · h,
где а и b – основания трапеции, h – высота.
Также советуем вам посмотреть наш новый видеоурок по теме нахождения площади плоских фигур:
Данные формулы позволяют нам решать многие геометрические задачи, рассмотрим некоторые из них.
Задача 1.
В параллелограмме ABCD сторона AB = 12 см и диагональ AC = 16 см. Вершина D удалена от диагонали AC на 4 см. Найдите расстояние от точки D до прямой AB.
Решение.
S ABCD = 2S ADC = AC · DM = 64 см2,
а так как S ABCD = AB · DK,
то DK = 64/12,
то есть DK = около 5,33 см.
Ответ. ≈ 5,33 см.
Задача 2.
Через центр О квадрата ABCD со стороной а проведена прямая k, пересекающая сторону AB, но не проходящая через точки A и B. Выразить сумму расстояния от вершин B и C до прямой k через a и b, если b – длина отрезка прямой k, заключённого внутри квадрата.
Решение.
Обозначим искомую сумму через с, тогда в силу центральной симметрии фигуры с = 2 (h1 + h2).
S AOB = 0,25a2, S AOB = 0,25 b (h1 + h2),
откуда 0,25a2, S AOB = 0,25 b (h1 + h2) и с = 2a2/b.
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.