Как найти площадь геометрических фигур 3 класс

Математика, 3 класс

Урок №21. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единица площади – квадратный сантиметр

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

– что такое площадь фигуры?

– какие есть способы сравнения фигур по площади?

– что такое квадратный сантиметр?

Глоссарий по теме:

Площадь – внутренняя часть любой плоской геометрической фигуры.

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 56-59.

2. Рудницкая В. Н. Тесты по математике:3 класс. М.:Издательство «Экзамен», 2016 с. 38-43.

3. Волкова Е. В. ВПР. Математика 3 класс Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС. М.: Издательство «Экзамен», 2018, с. 36-53.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сравним фигуры и расставим их в порядке убывания их площади.

Фигуры расположили в следующем порядке: 4, 2, 1, 6, 5, 3.

В математике говорят: площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Когда мы сравниваем площади фигур, мы выясняем, больше или меньше места занимает данная фигура на плоскости. Мы сравнивали эти фигуры способом, который называется «на глаз».

Сравним фигуры и выясним, площадь какой фигуры больше.

Способом сравнения на глаз, определить площадь какой фигуры невозможно.

Для этого существует способ сравнения: наложения.

Вывод: площадь прямоугольника больше площади круга.

Сравним две фигуры.

Изученными способами сравнить площади не получается. Есть еще один способ сравнения: подсчет количества одинаковых мерок.

Посчитаем количество мерок в фигурах: в синей фигуре содержится 6 мерок, в красной-5 мерок, следовательно, площадь синей фигуры больше площади красной, т. к. в синей фигуре 6 мерок-квадратов, а в красной – 5.

В математике мерка- квадрат. А квадрат со стороной 1 см называется квадратный сантиметр и обозначается см2..

Задания тренировочного модуля:

1.Выберите правильное высказывание:

Площадь фигуры – это…..

1. сумма длин всех сторон

2. внутренняя часть фигуры

Правильный ответ:

2. внутренняя часть фигуры

2. Выделите фигуры с одинаковой площадью.

Правильный ответ:

Инфоурок


Начальные классы

ПрезентацииПрезентация по математике на тему :”Площадь фигуры” 3 класс Школа России

Скачать материал

без ожидания

ПЛОЩАДЬ. ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ.

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 641 человек из 77 регионов

  • Сейчас обучается 211 человек из 51 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПЛОЩАДЬ. ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ.

    1 слайд

    ПЛОЩАДЬ.
    ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ.

  • Организационный моментНа уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят...

    2 слайд

    Организационный момент
    На уроке наши глаза внимательно
    Смотрят и все … (видят).
    Уши внимательно слушают
    И всё …(слышат).
    Голова хорошо … (думает0.

  • 
  26 октября.    
Классная работа..

    3 слайд

    26 октября.
    Классная работа..

  • 5 ∙ 2 = 10 		14 : 2 = 7
		9 ∙ 1 = 9    		16 : 8 = 2
		4 ∙ 5 = 20   		25 : 5...

    4 слайд

    5 ∙ 2 = 10 14 : 2 = 7
    9 ∙ 1 = 9 16 : 8 = 2
    4 ∙ 5 = 20 25 : 5 = 5
    Найди число
    Какие числа закрыты

  • Сколько будет, если взять 3 раза по 4?
Сколько будет: 6 троек?
Сколько раз по...

    5 слайд

    Сколько будет, если взять 3 раза по 4?
    Сколько будет: 6 троек?
    Сколько раз по 5 входит в число 10?
    3 умножить на 4.

    Арифметический диктант

  • 6 х386479Устный счёт18, 48, 36, 24, 42, 54.

    6 слайд

    6 х
    3
    8
    6
    4
    7
    9
    Устный счёт
    18, 48, 36, 24, 42, 54.

  • Устный счёт8, 5, 6, 9, 3, 7. : 7 563542632149

    7 слайд

    Устный счёт
    8, 5, 6, 9, 3, 7.
    : 7
    56
    35
    42
    63
    21
    49

  • Тема :Площадь
фигуры??

    8 слайд

    Тема :
    Площадь
    фигуры
    ?
    ?

  • Главная площадь нашей страны

    9 слайд

    Главная площадь нашей страны

  • ПЛОЩАДЬ -  Владимир Дальэто величина, которая указывает, сколько места заним...

    10 слайд

    ПЛОЩАДЬ –

    Владимир Даль
    это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

  • Какие меры длины знаете?ммСМДММКМ

    11 слайд

    Какие меры длины знаете?
    мм
    СМ
    ДМ
    М
    КМ

  • Способы измерения площади…?

    12 слайд

    Способы измерения площади…
    ?

  • РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИММАТЕРИАЛОМКАК МОЖНО СРАВНИТЬ ЭТИ ФИГУРЫ?Они имеют РА...

    14 слайд

    РАБОТА С
    ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ
    МАТЕРИАЛОМ
    КАК МОЖНО СРАВНИТЬ ЭТИ ФИГУРЫ?
    Они имеют РАВНЫЕ
    ПЛОЩАДИ

  • СРАВНИТЕ ФИГУРЫЧто можно сказать про площадь треугольника?ПЛОЩАДЬ 
треугольни...

    15 слайд

    СРАВНИТЕ ФИГУРЫ
    Что можно сказать про площадь треугольника?
    ПЛОЩАДЬ
    треугольника меньше ПЛОЩАДИ
    квадрата

  • СРАВНИТЕ ФИГУРЫМожно ли на «глаз» или наложением определить, площадь какой фи...

    16 слайд

    СРАВНИТЕ ФИГУРЫ
    Можно ли на «глаз» или наложением определить, площадь какой фигуры больше?
    20
    18
    Площадь больше
    Площадь меньше

  • СПРАВКА	При разных мерках получается разный результат измерения.
	Поэтому сра...

    17 слайд

    СПРАВКА
    При разных мерках получается разный результат измерения.
    Поэтому сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.

  • Площадь фигуры - величина, показывающая сколько места занимает фигура на пло...

    18 слайд

    Площадь фигуры – величина, показывающая сколько места занимает фигура на плоскости.

  • S  - площадь фигуры 169 клеток175 клетокS1      <  S2

    19 слайд

    S – площадь фигуры

    169 клеток
    175 клеток
    S1 < S2

  • Работа по учебникус. 56

  • НАЧЕРТИПРЯМОУГОЛЬНИК СО СТОРОНАМИ 3 СМ    И    5 СМПОСЧИТАЙ СКОЛЬКО КЛЕТОЧЕК...

    21 слайд

    НАЧЕРТИ
    ПРЯМОУГОЛЬНИК СО СТОРОНАМИ
    3 СМ И 5 СМ
    ПОСЧИТАЙ СКОЛЬКО КЛЕТОЧЕК В НЕМ ПОМЕСТИЛОСЬ.

  • 	ПРОВЕРЬ60s= 60  клеток

    22 слайд

    ПРОВЕРЬ
    60
    s
    = 60 клеток

  • МЕРКА 3 + 3 + 3 + 3 = 12 11 + 11 + 11 + 11 = 44 8 + 8 + 8 + 8 = 32

    23 слайд

    МЕРКА

    3 + 3 + 3 + 3 = 12
    11 + 11 + 11 + 11 = 44
    8 + 8 + 8 + 8 = 32

  • В качестве общепринятой единицы измерения площадей (мерок) используют 
квадра...

    24 слайд

    В качестве общепринятой единицы измерения площадей (мерок) используют
    квадрат со стороной 1 см.

    Это измерение называют:
    квадратный сантиметр – 1 см².

    ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

  • Какие единицы измерения площади вы знаете?
Что значит квадратный сантиметр?1...

    25 слайд

    Какие единицы измерения площади вы знаете?
    Что значит квадратный сантиметр?
    1 см 2
    Найдите площади данных фигур.
    2.
    1.
    3.

  • Это прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см.Разделим его на квадратные сантиме...

    26 слайд

    Это прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см.
    Разделим его на квадратные сантиметры
    Ширина прямоугольника
    Длина прямоугольника
    Сколько полос с квадратами получилось?
    Сколько квадратов в каждой полосе?
    Как узнать, сколько всего квадратов?
    Что такое 6?
    Что такое 4?
    Сделайте вывод, как найти площадь прямоугольника?
    4
    6
    S = a · b
    a
    b
    а-длина, b-ширина

  • S = a   b

  • Площадь прямоугольника1.Чтобы найти площадь прямоугольника, измеряют его длин...

    28 слайд

    Площадь прямоугольника
    1.Чтобы найти площадь прямоугольника, измеряют его длину и ширину (в одинаковых единицах) и находят произведение полученных чисел.

    2.Чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину умножить на ширину.

  • Найдите площадь прямоугольника 4 см    6 смS=a•bS = 6 • 4 = 24 см²

    29 слайд

    Найдите площадь прямоугольника
    4 см
    6 см
    S=a•b
    S = 6 • 4 = 24 см²

  • Электронная физминутка для глаз       «Крошка Енот»

    30 слайд

    Электронная физминутка для глаз «Крошка Енот»

  • Работа по учебникус. 57

  • Какими  единицами  пользуются 
для измерения площади ?А для чего это надо зна...

    33 слайд

    Какими единицами пользуются
    для измерения площади ?
    А для чего это надо знать?
    Что такое площадь фигуры?
    Площадь фигуры – величина, показывающая сколько места занимает фигура на плоскости.
    Какие способы сравнения площадей вы сегодня узнали?

  • abS=a.bформула нахождения 
площади прямоугольника

    34 слайд

    a
    b
    S
    =
    a
    .
    b
    формула нахождения
    площади прямоугольника

  • Домашнее задание

С. 46, 
Спасибо, ребята!

    35 слайд

    Домашнее задание

    С. 46,

    Спасибо, ребята!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 258 017 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
4 из 5

  • 14.12.2015
  • 27491
  • 3747

Рейтинг:
4 из 5

  • 14.12.2015
  • 8619
  • 687

Рейтинг:
4 из 5

  • 14.12.2015
  • 5224
  • 59
  • 14.12.2015
  • 1612
  • 10
  • 14.12.2015
  • 745
  • 0
  • 14.12.2015
  • 2472
  • 5
  • 14.12.2015
  • 1136
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Письменская Ольга Михайловна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Письменская Ольга Михайловна

    • На сайте: 8 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 217540
    • Всего материалов:

      33

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Основы геометрии
  5. Площадь фигуры

В этом разделе мы познакомимся с новым математическим понятием: с площадью фигуры.

Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией

Ты знаешь другие понятия, которые тоже называют словом ПЛОЩАДЬ.

Например, площадь в городе  – это чаще всего красивое место с клумбами, фонтаном и памятниками.

Посевная площадь – это участок земли, предназначенный для сельскохозяйственных целей.


Сравнение площадей фигур

При сравнении площади фигур, мы узнаём, больше или меньше места занимает данная фигура на плоскости.

Например, сравним площади двух фигур: треугольника и круга.

Мы видим, что площадь треугольника больше площади круга. Это видно на глаз, то есть первый способ сравнения площадей фигур: на глазок.


Сравнение площадей способом наложения

Иногда на глаз трудно определить, площадь какой фигуры больше. Давай сравним площади двух треугольников:

Совместим фигуры так, чтобы одна фигура полностью поместилась в другой.

Мы видим, что синий треугольник поместился в красном треугольнике, значит, площадь красного треугольника больше, чем площадь синего треугольника.


Сравнение площадей заданной меркой

Иногда нельзя определить, площадь какой фигуры больше способом наложения. Давай сравним площади двух фигур:

В таком случае измерять площади фигур будем заданной меркой, а потом сравним их.

Например, меркой может быть вот такой прямоугольник : 

В первой фигуре поместилось 5 мерок, во второй фигуре поместилось 5 таких же мерок. Значит, площади фигур равны.


Единицы площади

В математике измерять площади фигур математики всего мира договорились одинаковыми мерками. 

Квадратный сантиметр

Квадрат, сторона которого 1 см – это единица площади – квадратный сантиметр: см²

Определим площадь данных фигур:

В синей фигуре 8 см², а в красной фигуре – 7 см².

8 > 7, значит, 8 см² > 7 см² а это значит, что площадь синей фигуры больше, чем площадь красной фигуры.


Квадратный дециметр

Квадрат, сторона которого 1 дм – это единица площади – квадратный дециметр: дм²

Вычислим, сколько квадратных сантиметров содержится в 1 квадратном дециметре:

1 дм² = ? см²

Сторона такого квадрата равна 10 см, а площадь квадрата равна произведению его сторон, то есть

10  • 10 = 100 см²

Значит, 1 дм² = 100 см²


Квадратный метр

Квадрат, сторона которого 1 м – это единица площади – квадратный метр: м²

Этой единицей мы пользуемся, когда хотим узнать площадь комнаты, класса, школьного двора или бабушкиного сада.

1 м² = 100 дм²



Квадратный километр

Квадрат, сторона которого 1 км – это единица площади – квадратный километр: км²

Этой единицей мы пользуемся, когда хотим узнать площадь города или страны. Например, площадь России составляет более семнадцати миллионов квадратных километров.

1 км² = 1000000 м²


Квадратный миллиметр

Квадрат, сторона которого 1 мм – это единица площади – квадратный миллиметр: мм²

Этой единицей мы пользуемся для измерения очень маленьких площадей.

1 см² = 100 мм²

Длина и ширина клеточки школьной тетради по математике – пять миллиметров, значит там пять рядов по пять квадратных миллиметров. 5 • 5 = 25, поэтому в одной клеточке двадцать пять квадратных миллиметров.

Для черчения и измерения фигур маленькой площади удобно использовать миллиметровую бумагу.


Ар

Ар – это площадь квадрата со стороной 10 м.

Слово “ар” при числах сокращённо записывают так:

1 а, 20 а, 97 а.

1 а2 = 100 м2, поэтому ар часто называют соткой.


Гектар

Гектар – это площадь квадрата со стороной 100 м.

Слово “гектар” при числах сокращённо записывают так:

1 га, 20 га, 530 га.

Чтобы перевести площадь из квадратных метров в гектары, необходимо число квадратных метров разделить на 10000.


Ар и гектар используются при измерении земельных участков.

Советуем посмотреть:

Площадь прямоугольника

Круг. Шар. Овал

Треугольники

Многоугольники

Угол. Виды углов

Обозначение геометрических фигур буквами

Периметр многоугольника

Окружность

Основы геометрии


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Страница 44. Урок 17,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 47. Урок 18,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 58. Урок 23,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 68. Урок 27,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 81. Урок 33,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 85. Урок 35,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 91. Урок 38,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 27. Урок 9,
Петерсон, Учебник, часть 3

Страница 47. Урок 16,
Петерсон, Учебник, часть 3

Страница 56. Урок 20,
Петерсон, Учебник, часть 3

3 класс

Страница 59,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 66,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 84,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 72. ПР 1. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 46,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 84. Урок 30,
Петерсон, Учебник, часть 1

Страница 39. Урок 15,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 88. Урок 38,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 42. Урок 19,
Петерсон, Учебник, часть 3

Страница 51. Урок 23,
Петерсон, Учебник, часть 3

4 класс

Страница 89,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 76,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 59. ПР 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 14,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 26,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 34,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 53,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 71,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 42,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 65,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2


Две фигуры называют равными, если одну их них можно так наложить на другую,
что эти фигуры совпадут.

Площади равных фигур равны. Их периметры тоже равны.

Площадь квадрата

Запомните!
!

Для вычисления площади квадрата нужно умножить его длину на саму себя.

S = a · a

Пример:

площадь квадрата
SEKFM = EK · EK

SEKFM = 3 · 3 = 9 см2

Формулу площади квадрата, зная
определение степени,
можно записать следующим образом:

S = a2

Площадь прямоугольника

Запомните!
!

Для вычисления площади прямоугольника нужно умножить его длину на ширину.

S = a · b

Пример:

площадь прямоугольника
SABCD = AB · BC

SABCD = 3 · 7 = 21 см2

Запомните!
!

Нельзя вычислять периметр или площадь, если длина и ширина выражены в разных единицах длины.

Обязательно проверяйте, чтобы и длина, и ширина были выражены в одинаковых единицах, то есть обе в см, м и т.д.

Площадь сложных фигур

Запомните!
!

Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.

Задача: найти площадь огородного участка.

площадь фигуры

Так как фигура на рисунке не является ни квадратом, ни прямоугольником, рассчитать её площадь можно используя
правило выше.

Разделим фигуру на два прямоугольника, чьи площади мы можем легко рассчитать по известной формуле.

площадь сложной фигуры
SABCE = AB · BC
SEFKL = 10 · 3 = 30 м2
SCDEF = FC · CD
SCDEF = 7 · 5 = 35 м2

Чтобы найти площадь всей фигуры, сложим площади найденных прямоугольников.
S = SABCE + SEFKL
S = 30 + 35 = 65 м2

Ответ: S = 65 м2 — площадь огородного участка.


Свойство ниже может вам пригодиться при решении задач на площадь.

Запомните!
!

Диагональ прямоугольника делит прямоугольник на два равных треугольника.

Площадь любого из этих треугольников равна половине площади прямоугольника.

Рассмотрим прямоугольник:

диагональ прямоугольника делит на равные треугольники

АС — диагональ прямоугольника
ABCD. Найдём площадь треугольников
знак треугольника
ABC и
знак треугольникаACD

Вначале найдём площадь прямоугольника по формуле.

SABCD = AB · BC
SABCD = 5 · 4 = 20 см2

Sзнак треугольника
ABC
= SABCD : 2

Sзнак треугольника
ABC
= 20 : 2 = 10 см2

Sзнак треугольника
ABC
=
Sзнак треугольника
ACD
= 10 см2


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:

3 декабря 2015 в 22:54

Ирина Петренко
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Ирина Петренко
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

как написать правильно площадь треугольника?undecided

0
Спасибоthanks
Ответить

9 декабря 2015 в 19:41
Ответ для Ирина Петренко

Тима Клюев
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 8

(^-^)
Тима Клюев
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 8


S(рисуешь мини треугольник) = ,,,,,

0
Спасибоthanks
Ответить


Урок математики в 3-м классе по теме:

“Площадь. Единицы площади”

Цели урока:

1. Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения фигур: “на глаз”, путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.

2. Закрепить знания свойств геометрических фигур.

3. Закрепить умение точно производить измерения и чертить квадрат и прямоугольник.

4. Закрепить знание изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.

5. Закреплять умение решать задачи

6. Развивать логическое мышление и пространственное воображение.

7. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Оборудование. 

Для учащихся: учебник математики для 3 класса Моро, рабочая тетрадь, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, рабочая тетрадь, листы с заданиями: с фигурами наложения, с фигурами п.7, геометрические фигуры: квадраты зелёный 6х6 см, белый 4х4 см, круги жёлтый и красный диаметром 5 см, прямоугольник 5х3.

Для учителя: геометрические фигуры: квадраты зелёный 6х6 см, белый 4х4 см, круги жёлтый и красный диаметром 5 см, прямоугольник 5х3, листы с заданиями: с фигурами наложения, с фигурами п.7(3) образец и заполненный, на доске 3(а), 3(б), 3(в), 4.

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности

 – Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех.

II. Актуализация знаний.

1) Устный счёт.

а) мультимедийный тренажёр № 31 (табличное умножение и деление);

б) найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом             табличного умножения:

6 18 17 27 41

71 30 16 11 28

в) докажите, что оставшиеся числа являются результатом табличного умножения;

2) Логическая задача. 

Было три фигуры: треугольник, круг и квадрат. Каждая из них жила в одном из трёх домиков. Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домиках с высокой крышей. В каком домике жила каждая фигура? (треугольник – с большим окном; круг – с большим окном и высокой крышей; квадрат – с высокой крышей)

III. Постановка учебной задачи.

 – Знание таблиц умножения и соответствующих случаев деления, свойств геометрических фигур понадобится нам при изучении темы нашего урока.

Слайд 2.

         – Два брата близнеца, Филя и Киря, решили смастерить столики для кукольного домика.

Слайд 3.

Они выпилили столешницы прямоугольной формы. Филя вырезал столешницу со сторонами – 3 см и 8 см. Киря – 4 см и 6 см.

Слайд 4.

        После того, как мальчики выполнили эту работу, им стало интересно: а у кого столешница получилось больше?

        Слайд 5.

        Филя: «У меня! Потому что выше!»

        Киря: «У меня! Потому что шире!»

        Мальчики не смогли определить, чей же стол будет больше?

        Я предлагаю вам помочь справиться Филе и Кире с этой проблемой.

(Возможно, дети предложат свои варианты, например, найти периметр: если периметр больше, значит ли это, что столешница больше?)

Дети сходятся во мнении, что нужно обратиться за помощью к учителю.

IV. Сообщение темы урока.

 – Чтобы узнать, чья столешница больше, нужно найти ПЛОЩАДЬ.

 – Сегодня мы выясним, что такое площадь фигуры и как можно сравнить площади фигур.

V. Открытие нового знания.

1. Понятие площади.

        Слайд 6.

 – А что такое площадь? Как вы это понимаете?

        Слайд 7.

 – В толковом словаре Владимира Даля: Площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

2. Работа с геометрическим материалом.

 – У каждого на парте лежат геометрические фигуры. Положите перед собой квадрат зелёного цвета. Покажите площадь этого квадрата.

(Прохожу, смотрю у каждого. Далее показываю на доске.)

  1. Сравнение площадей геометрических фигур.

а) Возьмите зелёный и белый квадраты. Покажите квадрат,

    который больше.

         Как сравнивали?  (Видно “на глаз”).

 – Про такие фигуры говорят, что площадь зелёного квадрата больше   площади     белого квадрата.

  – Как ещё можно сравнить площади этих фигур?

(Можно наложить одну на другую).

 – Наложите и сравните площади квадратов.

(Белый квадрат полностью вместился в зелёном, значит площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата).

б) Возьмите жёлтый и красный круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше.

(Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали).

  – Как мы сравнивали площади фигур?

(“На глаз” и наложением друг на друга).

Физкультминутка.

4. Продолжение работы с геометрическим материалом. 

    Единицы площади.

а) Возьмите прямоугольники коричневого цвета – это столешницы для столиков, которые вырезали братья Филя и Киря.

 – Как удобнее сравнивать их площади “на глаз” или наложением?

(Дети пытаются сравнить площади фигур “на глаз” и наложение.

(“На глаз” или наложением сравнить площади этих прямоугольников нельзя, фигуры, хоть и одинаковые по форме, но ни одна полностью не вмещается в другой).

        Слайд 8.

  – Как же сравнить площади этих фигур?

(Ответы детей. Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает помощь: начертить прямоугольник и квадрат в тетради).

б) Вычерчивание прямоугольников в тетради, с указанием их длины и ширины.

 – Как же сравнить площади этих фигур?

         (Обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради).

           (Можно посчитать клетки).

 Посчитайте клетки, I вариант – прямоугольника 8 х 3, II вариант – прямоугольника 6 х 4.

  – Сколько клеток поместилось в первом прямоугольнике (96), а во втором? (96). Объясните, как считали? (16+16+16+16+16+16)

                                                         (12+12+12+12+12+12+12+12)

Слайд 9.

Запишите числа и сравните их.

96 = 96

 – Сравните площади прямоугольников.

(Их площади равны).

 – Значит столешницы по площади у мальчиков получились одинаковые, хотя периметры у них разные.

 – Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.

 – Площадь фигур можно измерить и другими мерками. Можно разбить фигуру на одинаковые треугольники.

   (Демонстрация прямоугольника, разбитого на одинаковые треугольники).

         – Или укрупнить квадраты.

в) Разобьём прямоугольники на квадраты со стороной 1см. Подсчитайте, сколько квадратов со стороной 1см поместилось в прямоугольниках?

         – Как считали? (8х3); (4х6) Почему?

Слайд 10.

          – Запишите числа и сравните их.

        24 = 24

Сравните площади фигур.

(Площади прямоугольников, соответственно и столешниц – одинаковые, равные.)

 – Результат сравнения площадей не зависит от выбора единиц измерения.

 г) Подведём итог наших наблюдений.

 – Что же такое площадь фигуры? (Площадь – это место, которое занимает фигура на плоскости).

Какая фигура будет иметь большую площадь? (Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток).

 – Как можно сравнить площади фигур? (“На глаз” и наложением друг на друга).

Физкультминутка.

VI. Работа над пройденным материалом.

Учебник математики 3 класс Моро:

стр. 57, № 4.

– Прочитайте задачу.

– О чём говорится в задаче? (О доске от которой отпилили часть.)

– Что нужно узнать в задаче? (Во сколько раз больше оставшаяся часть, чем отпиленная?)

– Что необходимо знать, чтобы сравнить? (Сколько отпилили и сколько осталось).

– Выполним чертёж к задаче.

1) 8-2=6 (м) – осталось

2) 6:2=3 (раза)

Ответ: в 3 раза больше оставшаяся часть, чем отпиленная.

VII. Закрепление.

1. Учебник с.57 № 1 (устно).

2. Раздели на три фигуры одинаковые по площади, и раскрась разными карандашами.

hello_html_63fe71e.png

Построй фигуру равную по площади данной, но другой формы.

3. Задание на развитие пространственного воображения.

Раскрась фигуру. Существует два варианта: а) прямоугольник сверху, а квадрат снизу, б) прямоугольник снизу, а квадрат сверху. Выберите любой вариант.

hello_html_67534c79.png

VIII. Рефлексия урока.

– Что нового вы сегодня узнали? (Что такое площадь)

– Чему учились? (Сравнивать площади разных фигур)

 – Ребята, послушайте одну притчу:

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

«Что ты сегодня делал?» – спросил он каждого.

Первый ответил: «Я целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил: «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил: «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

– Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания. Оценки за урок.

Добавить комментарий