Как найти площадь графика в физике

По графику скорости от времени v(t) можно найти перемещение тела. Для этого нужно уметь рассчитывать площади плоских фигур.

По-английски «Square» – значит «площадь». Первая буква этого слова – буква «S». Перемещение обозначают буквой S потому, что S – это площадь фигуры, заключенной между линией скорости и горизонтальной осью времени.

Как вычислить площади плоских фигур

Площади прямоугольника, прямоугольной трапеции и прямоугольного треугольника помогут вычислить перемещение тела по графику скорости v(t)

Рис.1. Чтобы рассчитать перемещение по графику v(t) нужно уметь вычислять площади трех плоских фигур

Площадь прямоугольника

Площадь прямоугольника (рис. 1а) можно найти, перемножив две его перпендикулярные стороны:

[ large boxed{ S_{text{прямоуг}}  = a cdot b }]

Площадь трапеции

 Примечание: Трапеция – это четырехугольник, две его стороны параллельные, а две другие – не параллельные. Параллельные стороны называются основаниями трапеции.

Умножив полусумму оснований трапеции на ее высоту, получим площадь (рис. 1б) трапеции:

[ large boxed{ S_{text{трапец}}  = frac{1}{2} (a + b) cdot h }]

Площадь прямоугольного треугольника

Для прямоугольного треугольника (рис. 1в) площадь можно вычислить, перемножив два его катета и взяв половину от получившегося произведения:

[ large boxed{ S_{text{треуг}}  = frac{1}{2} cdot a cdot b }]

Скорость не меняется

Пусть тело движется по прямой и при этом его скорость не изменяется (остается одной и той же). На языке математики «скорость не изменяется» можно записать так:

[v=const]

На графике для скорости v(t) такая скорость обозначается горизонтальной линией. На рисунке 2 эта линия обозначена синим цветом.

На графике v(t) при неизменной скорости площадь прямоугольника будет численно равна пути, пройденному телом

Рис.2. Площадь прямоугольника на графике v(t), если скорость тела не изменяется, будет численно равна перемещению тела

Примечание: Движение с постоянной (т. е. с одной и той же) скоростью называют равномерным движением.

Если скорость направлена по оси движения – линия лежит выше оси t времени (рис. 2а).

А когда скорость направлена против оси движения – линия скорости располагается ниже оси t времени (рис. 2б). Математики в таком случае говорят: «Скорость имеет отрицательную проекцию на ось».

Какую бы проекцию не имела скорость – положительную, или отрицательную, длина вектора скорости остается положительной. Поэтому, когда мы вычисляем площадь фигуры, то не учитываем знак «минус» для скорости (рис. 2б).

В обоих случаях перемещение тела можно вычислить по формуле:

[ large S  = v_{0} cdot (t_{2} — t_{1}) ]

Примечание: Перемещение тела – это всегда либо нулевая, либо положительная величина S. Математики словосочетание «либо нулевая, либо положительная» заменят одним словом «не отрицательная».

Скорость увеличивается

Когда скорость тела увеличивается, то линия скорости на графике v(t) всегда располагается так, чтобы с ростом времени удаляться от оси времени. Чем больше времени пройдет, тем дальше от горизонтали располагаются точки, лежащие на линии скорости (рис. 3).

Если скорость тела увеличивается, то линия скорости на графике v(t) всегда располагается так, чтобы с ростом времени удаляться от оси времени

Рис.3. Так выглядит зависимость скорости от времени v(t), когда тело увеличивает свою скорость, двигаясь по оси – рис а) и против оси – рис. б)

Примечание: Движение с возрастающей скоростью называют равноускоренным движением.

Когда тело движется по направлению оси, линия скорости расположена выше горизонтальной оси времени (рис 3а).

А если тело движется против оси, линия скорости располагается ниже горизонтальной оси времени (рис. 3б).

Вычислим перемещение тела, движущегося в положительном направлении оси Ox. Для тела, движущегося противоположно оси, перемещение рассчитывается аналогично.

Выбор интервала времени влияет на то, будем ли мы вычислять площадь трапеции (рис. 4а), или прямоугольного треугольника (рис. 4б).

Когда тело увеличивает свою скорость, будем вычислять путь, пройденный телом, с помощью площади трапеции, или прямоугольного треугольника. Выбор интервала времени влияет на вид плоской фигуры

Рис.4. График v(t) — тело движется в положительном направлении оси и увеличивает свою скорость. От того, какой интервал времени мы выберем, зависит, будем ли мы вычислять путь, пройденный телом, с помощью площади трапеции – рис. а), или прямоугольного треугольника — рис. б)

На графике скорости v(t) для рисунка 4а перемещение с помощью трапеции вычисляется так:

[ large S  = frac{1}{2} cdot (v_{1} + v_{2}) cdot (t_{2} — t_{1}) ]

А для рисунка 4б перемещение тела найдем с помощью площади треугольника:

[ large S  = frac{1}{2} cdot v_{2} cdot (t_{2} — 0) ]

Скорость уменьшается

Когда тело замедляется и его скорость уменьшается, с ростом времени линия скорости приближается к горизонтальной оси t

  • сверху – если тело движется по оси (рис. 5а),
  • или снизу – когда тело движется против оси (рис. 5б).

Если скорость тела уменьшается, то линия скорости на графике v(t) всегда располагается так, чтобы с ростом времени приближаться к оси t

Рис.5. Так выглядит зависимость скорости от времени v(t), когда тело уменьшает свою скорость, двигаясь по оси – рис а) и против оси – рис. б)

Примечание: Движение с уменьшающейся по модулю скоростью называют равнозамедленным движением.

Будем вычислять перемещение тела, движущегося в положительном направлении оси Ox. Аналогичным способом рассчитывается перемещение тела, движущегося противоположно оси.

От того, какой интервал времени нас интересует, зависит, будем ли мы вычислять площадь трапеции (рис. 6а), или треугольника (рис. 6б).

Когда тело уменьшает свою скорость, будем вычислять путь, пройденный телом, с помощью площади трапеции, или прямоугольного треугольника. Выбор интервала времени влияет на вид фигуры

Рис.6. График v(t) — тело движется в положительном направлении оси и уменьшает свою скорость. Выбор интервала времени определяет, будем ли мы вычислять путь, пройденный телом, с помощью трапеции – рис. а), или треугольника — рис. б)

Найдем на графике v(t) перемещение с помощью площади трапеции для рисунка 6а:

[ large S  = frac{1}{2} cdot (v_{1} + v_{2}) cdot (t_{2} — t_{1}) ]

А для рисунка 6б перемещение тела найдем с помощью площади треугольника:

[ large S  = frac{1}{2} cdot v_{1} cdot (t_{2} — t_{1}) ]

Выводы

На графике v(t) перемещение – это:

  1. площадь прямоугольника, когда скорость не изменяется;
  2. площадь треугольника, или трапеции, когда скорость изменяется — падает, или растет.

Что можно посчитать с помощью площади под графиком?

Крекер



Профи

(712),
на голосовании



10 лет назад

В физике, например, работу можно узнать, посчитав площадь под графиком p-V. А что еще можно вычислить таким образом?

Голосование за лучший ответ

Николай Павлов

Мастер

(1138)


10 лет назад

путь (для скорости от времени) ну и вообще если площадь фигуры под графиком в геометрии вычисляется по той же формуле, что и величина в физике (например: a*b*cos(w))

Михаил Бублик

Гуру

(2984)


10 лет назад

На графике зависимости скорости объекта от времени V=f(t} площадь под графиком даст пройденный путь.

White Rabbit

Искусственный Интеллект

(313265)


10 лет назад

Площадь под графиком – это ИНТЕГРАЛ
Следовательно, можно посчитать любую величину, которая является интегралом некоторой функции…

Пришло время поговорить об одной штуке, с которой постоянно сталкиваются студенты при изучении термодинамики. Она называется pV-диаграммой и представляет собой две взаимно перпендикулярные оси, на одной из которых отмечаются значения давления, а на другой – значения объема.

Чаще всего представленный график используют для изучения процессов, происходящих с газом, находящимся под поршнем в цилиндрическом сосуде.

Представим, что у нас как раз есть такой газ, и мы в какой-то момент заставили его перейти из некоего состояния 1 в состояние 2:

Получается, что мы уменьшили объем и увеличили давление, то есть просто передвинули поршень вниз. Но как именно протекал процесс? Как менялось давление с изменением объема? Вариантов очень много, все зависит от того, как именно мы перемещали поршень. Зависимость давления от объема могла бы выражаться совершенно разными кривыми.

Как бы там ни было, существуют процессы, для которых описание, данное pV-диаграммой, будет достаточно простым с математической точки зрения. Выделяют четыре таких процесса: изобарный, изотермический, изохорный и адиабатный. Мы начнем с самого первого из них.

Слово “изобарный” отсылает нас к барометру и редко используемым единицам измерения давления – барам. Действительно, изобарный процесс – это процесс, происходящий при постоянном давлении газа. Кроме того, предполагается, что и число молекул газа никак не меняется (нет никаких дырок и щелей в сосуде, это подразумевается для всех изучаемых нами сейчас процессов).

Если давление неизменно, на pV-диаграмме мы получим прямую, перпендикулярную вертикальной оси. Ее часто будут называть изобарой. Направление процесса будет определяться изменением объема. Если, например, поршень сдвинется вверх, будет наблюдаться увеличение объема газа, что можно продемонстрировать обычной стрелочкой.

Опыт подсказывает, что площадь под таким графиком чревата какой-то полезной информацией. Но какой именно? Что ж, речь идет о площади прямоугольника, одна из сторон которого соответствует значению давления, а другая – изменению объема:

Площадь=pvarDelta{V}

Вспомнив, что наблюдаемый процесс связан с перемещением поршня в сосуде с газом, и мы можем переписать представленное выше произведение в других физических терминах.

Давление – это отношение силы, под действием которой поршень перемещается вверх, к площади этого поршня, что соответствует и площади основания сосуда (обозначим ее как S):

Площадь=dfrac{F}{S}varDelta{V}

А чему равно изменение объема в данном случае? Используемый сосуд имеет форму цилиндра, поэтому нужный нам объем будет выражаться произведением площади основания S и расстояния d, на которое был смещен поршень:

Площадь=dfrac{F}{S}(Sd)

Площадь=dfrac{Fbcancel{S}}{bcancel{S}}d

Площадь=Fd

С правой стороны в этом выражении образовалась работа газа, и именно ей будет равна площадь под нашим графиком:

Площадь=Работа,газа

При этом нужно уделять большое внимание знакам, потому что можно легко допустить ошибку. Площадь под графиком в нашем случае равна работе, которую совершает газ. Если он расширяется, его работа считается положительной, а вот работа внешних сил в таком случае будет отрицательной. Если же объем газа, наоборот, уменьшается, перед работой газа, найденной по pV-диаграмме, нужно будет поставить знак минус, что будет означать положительную работу внешних сил.

Нам осталось обсудить последний вопрос. Каким образом изобарный процесс будет выглядеть в реальности? Ведь если мы начнем менять объем газа, это повлияет на его давление: оно либо уменьшится, либо возрастет в зависимости от наших манипуляций. Как же его сохранить постоянным?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, нам стоит обратить внимание на третий фактор – температуру.

Если мы возьмем сосуд с газом, в который вставлен поршень, способный свободно перемещаться без каких-либо потерь энергий (то есть предполагается, что трением и сопротивлением воздуха можно пренебречь), и начнем медленно его нагревать, давление газа начнет увеличиваться. Но так как поршень может двигаться вверх, начнется увеличение объема, что будет означать уже уменьшение давления, которое в итоге никак меняться не будет.

Важно, чтобы нагрев газа и увеличение его объема происходили небольшими шажками. Именно тогда мы сможем говорить об изобарном процессе. Если нарушить это условие, если мгновенно сообщить газу большое количество теплоты, его давление резко вырастет, под действием чего поршень полетит вверх. Но когда он достигнет своего пика, он не остановится, как можно было бы предположить, а начнет совершать колебательное движение вверх и вниз, пока не придет наконец в равновесие с газом, находящимся под ним. Все это уже не будет изобарным процессом.

3.2.1. Как правильно понимать условия задачи?

Скорость тела увеличилась в n раз: nu=nnu_0.

Скорость уменьшилась в n раз: nu= дробь: числитель: nu_0, знаменатель: n конец дроби

Скорость увеличилась на 2 м/с: nu=nu_0 плюс 2.

Во сколько раз увеличилась скорость?  дробь: числитель: nu, знаменатель: nu_0 конец дроби .

Во сколько раз уменьшилась скорость?  дробь: числитель: nu_0, знаменатель: nu конец дроби .

Как изменилась скорость?  дробь: числитель: nu, знаменатель: nu_0 конец дроби .

На сколько увеличилась скорость? nu минус nu_0.

На сколько уменьшилась скорость? nu_0 минус nu.

Тело достигло наибольшей высоты: nu_y=0.

Тело прошло половину расстояния:  дробь: числитель: S, знаменатель: 2 конец дроби .

Тело бросают с земли: y_0=0, nu_0y не равно 0 (последнее условие часто ускользает из вида — если у тела скорость равна нулю, например у ручки, лежащей на столе, оно может полететь само вверх?), начальная скорость направлена вверх.

Тело бросают вниз: y_0 не равно 0, начальная скорость направлена вниз.

Тело бросают вверх: начальная скорость направлена вверх.

В момент падения на землю: y=0.

Тело выпадает из аэростата (воздушного шара): начальная скорость равна скорости аэростата (воздушного шара) и направлена в ту же самую сторону.

3.2.2. Как по графику скорости определить ускорение?

Закон изменения скорости имеет вид:

nu_x=nu_0x плюс a_x t.

Графиком этого уравнения является прямая линия. Так как a_x — коэффициент перед t, то a_x является угловым коэффициентом прямой.

Для графика 1:

a_x_1= дробь: числитель: Deltanu_x_1, знаменатель: Delta t_1 конец дроби .

То, что график 1 «поднимается вверх», означает — проекция ускорения положительна, т. е. вектор veca направлен в положительном направлении оси Ox. Пересечение графика с осью — изменение направления движения на противоположное.

Для графика 2:

a_x_2= дробь: числитель: Deltanu_x_2, знаменатель: Delta t_2 конец дроби .

То, что график 2 «опускается вниз», означает — проекция ускорения отрицательна, т. е. вектор veca направлен в отрицательном направлении оси Ox. Пересечение графика с осью — изменение направления движения на противоположное.

Для определения Deltanu_x и Delta t выбираем такие точки на графике, в которых можно точно определить значения, как правило, это точки, находящиеся в вершинах клеток.

3.2.3. Как по графику скорости определить пройденный путь и перемещение?

Как сказано в пункте 3.1.6 путь можно как площадь под графиком зависимости скорости от ускорения. Простой случай показан в пункте 3.1.6. Рассмотрим более сложный вариант, когда график скорости пересекает ось времени.

Напомним, что путь может только увеличиваться, поэтому путь, который проехало тело в примере на рисунке 9 равен:

S=S_1 плюс S_2 плюс S_3,

где S_1, S_2 и S_3 — площади фигур, закрашенных на рисунке.

Для определения перемещения нужно заметить, что в точках t_1 и t_2 тело меняет направление движения. Проезжая путь S_1, тело движется в положительном направлении оси Ox, так как график лежит над осью времени. Проезжая путь S_2, тело движется в обратную сторону, в отрицательном направлении оси Ox так как график лежит под осью времени. Проезжая путь S_3, тело движется в положительном направлении оси Ox, так как график лежит над осью времени. Таким образом, перемещение равно:

Delta r=|S_1 минус S_2 плюс S_3|.

Еще раз обратим внимание:

1) пересечение с осью времени означает поворот в обратную сторону;

2) площадь графика, лежащего под осью времени положительна и входит со знаком «+» в определение пройденного пути, но со знаком «−» в определении перемещения.

3.2.4. Как из графика зависимости ускорения от времени определить зависимость скорости от времени и координаты от времени?

Для того, чтобы определить требуемые зависимости необходимы начальные условия — значения скорости и координаты в момент времени t=0. Без начальных условий решить однозначно данную задачу невозможно, поэтому, как правило, в условии задачи они даны.

В данном примере постараемся привести все рассуждения в буквах, для того, чтобы частном примере (при подстановке цифр) не потерять суть действий.

Пусть в момент времени t=0, скорость тела равна нулю nu_0=0, и начальная координата x_0=0.

1) От 0 до t=t_1.

Начальные значения скорости и координаты определяем из начальных условий, а ускорение из графика:

a_x=a_1 больше 0,nu_01=0,x_01=0,

следовательно, движение равноускоренное и закон изменения скорости имеет вид:

nu_x_1=nu_01 плюс a_1 t=a_1 t,								x_1=x_01 плюс nu_01 t плюс дробь: числитель: a_1 t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби = дробь: числитель: a_1 t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

К концу данного промежутка времени (t=t_1) скорость (nu_k1) и координата (x_k1) будут равны (вместо времени в формулы nu_x_1=nu_01 плюс a_1 t=a_1 t и x_1=x_01 плюс nu_01 t плюс дробь: числитель: a_1 t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби = дробь: числитель: a_1 t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби нужно подставить t_1):

nu_k1=a_1 t_1,										x_k1= дробь: числитель: a_1 t_1 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

2) От t=t_1 до t=t_2.

Начальное значение скорости на этом промежутке должно быть равно конечному значению на предыдущем промежутке, начальное значение координаты равно конечному значению координаты на предыдущем промежутке, а ускорение определяем из графика:

a_x=0,nu_02=nu_k1,x_02=x_k1,

следовательно, движение равноускоренное и закон изменения скорости имеет вид:

nu_x_2=nu_02,										x_2=x_02 плюс nu_02 t.

К концу данного промежутка времени (t=t_2) скорость (nu_k2) и координата (x_k2) будут равны (вместо времени в формулы nu_x_2=nu_02 и x_2=x_02 плюс nu_02 t нужно подставить t_2):

nu_k2=a_1 t_1,x_k2= дробь: числитель: a_1 t_1 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби плюс a_1 t_1 t_2.

3) От t=t_2 до t=t_3.

Начальное значение скорости на этом промежутке должно быть равно конечному значению на предыдущем промежутке, начальное значение координаты равно конечному значению координаты на предыдущем промежутке, а ускорение определяем из графика:

a_x= минус a_2 меньше 0,nu_03=nu_k2,x_03=x_k2,

следовательно, движение равноускоренное и закон изменения скорости имеет вид:

nu_x3=nu_03 минус a_2 t,									x_3=x_03 плюс nu_03 t минус дробь: числитель: a_2 t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

К концу данного промежутка времени (t=t_3) скорость (nu_k3) и координата (x_k3) будут равны (вместо времени в формулы nu_x3=nu_03 минус a_2 t и x_3=x_03 плюс nu_03 t минус дробь: числитель: a_2 t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби нужно подставить t_3):

nu_k3=a_1 t_1 минус a_2 t_3,									x_k3= дробь: числитель: a_1 t_1 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби плюс a_1 t_1 t_2 плюс a_1 t_1 t_3 минус дробь: числитель: a_2 t_3 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Для лучшего понимания построим полученные результаты на графике (см. рис.)

На графике скорости:

1) От 0 до t=t_1: прямая линия, «поднимающаяся вверх» (т. к. a_1 больше 0);

2) От t=t_1 до t=t_2: горизонтальная прямая линия (т. к. a=0);

3) От t=t_2 до t=t_3: прямая линия, «опускающаяся вниз» (т. к.  минус a_2 меньше 0).

На графике координаты:

1) От 0 до t=t_1: парабола, ветви которой направлены вверх (т. к. a_1 больше 0);

2) От t=t_1 до t=t_2: прямая линия, поднимающаяся вверх (т. к. a=0);

3) От t=t_2 до t=t_3: парабола, ветви которой направлены вниз (т. к.  минус a_2 меньше 0).

3.2.5. Как из графика закона движения записать аналитическую формулу закона движения?

Пусть дан график равнопеременного движения.

Закон равнопеременного движения имеет вид:

x=x_0 плюс nu_0x t плюс дробь: числитель: a_x t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

В этой формуле три неизвестные величины: x_0, nu_0x и a_x.

Для определения x_0 достаточно посмотреть на значение функции при t=0. Для определения двух других неизвестных выбираем две точки на графике, значения которых мы можем точно определить — вершины клеток. Получим систему:

 система выражений x_1=x_0 плюс nu_0x t_1 плюс дробь: числитель: a_x t_1 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби ,x_2=x_0 плюс nu_0x t_2 плюс дробь: числитель: a_x t_2 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби . конец системы .

При этом считаем, что x_0 нам уже известно. Умножим 1-ое уравнение системы на t_2, а 2-ое уравнение на t_1:

 система выражений x_1 t_2=x_0 t_2 плюс nu_0x t_1 t_2 плюс дробь: числитель: a_x t_1 в квадрате t_2, знаменатель: 2 конец дроби ,x_2 t_1=x_0 t_1 плюс nu_0x t_2 t_1 плюс дробь: числитель: a_x t_2 в квадрате t_1, знаменатель: 2 конец дроби . конец системы .

Вычтем из 1-го уравнения 2-ое, после чего получаем:

a_x= дробь: числитель: 2x_0, знаменатель: t_1 t_2 конец дроби минус дробь: числитель: 2 левая круглая скобка x_1 t_2 минус x_2 t_1 правая круглая скобка , знаменатель: t_1 t_2 левая круглая скобка t_2 минус t_1 правая круглая скобка конец дроби .

Полученное из данного выражения значение a_x подставим в любое из уравнений системы (3.67) и решим полученное уравнение относительно nu_0x:

nu_0x= дробь: числитель: левая круглая скобка x_0 минус x_2 правая круглая скобка t_1 в квадрате минус левая круглая скобка x_0 минус x_1 правая круглая скобка t_2 в квадрате , знаменатель: t_1 t_2 левая круглая скобка t_2 минус t_1 правая круглая скобка конец дроби .

3.2.6. Как по известному закону движения определить закон изменения скорости?

Закон равнопеременного движения имеет вид:

x=x_0 плюс nu_0x t плюс дробь: числитель: a_x t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Это его стандартный вид для данного типа движения и никак иначе он выглядеть не может, поэтому его стоит запомнить.

В данном законе коэффициент перед t — это значение начальной скорости, коэффициент пред t в квадрате — это ускорение, деленное пополам.

Например, пусть дан закон: x=5 минус 6t плюс 3t в квадрате .

Тогда

nu_0x= минус 6м/с; дробь: числитель: a_x, знаменатель: 2 конец дроби =3 Rightarrow a_x=2 умножить на 3=6.

И уравнение скорости имеет вид:

nu_x= минус 6 плюс 6t.

Таким образом, для решения подобных задач, необходимо точно помнить вид закона равнопеременного движения и смысл коэффициентов, входящих в это уравнение.

Однако можно пойти и иным путем. Вспомним формулу:

nu_x=dot x левая круглая скобка t правая круглая скобка ̇=nu_0x плюс a_x t.

В нашем примере:

 левая круглая скобка 5 минус dot6t плюс 3t в квадрате правая круглая скобка =dot левая круглая скобка 5 правая круглая скобка минус 6dot левая круглая скобка t правая круглая скобка плюс 3dot левая круглая скобка t в квадрате правая круглая скобка = минус 6 плюс 3 умножить на 2t= минус 6 плюс 6t.

3.2.7. Как определить место и время встречи?

Пусть даны законы движения двух тел:

x_1=x_01 плюс nu_x_1 t плюс дробь: числитель: a_x_1 t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби иx_2=x_02 плюс nu_x_2 t плюс дробь: числитель: a_x_2t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

В момент встречи тела оказываются в одной координате, то есть x_1=x_2 и необходимо решить уравнение:

x_01 плюс nu_x_1 t плюс дробь: числитель: a_x_1 t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби =x_02 плюс nu_x_2 t плюс a_x_2 дробь: числитель: t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Перепишем его в виде:

 дробь: числитель: левая круглая скобка a_x_2 минус a_x_1 правая круглая скобка , знаменатель: 2 конец дроби t в квадрате плюс левая круглая скобка nu_x_2 минус nu_x_1 правая круглая скобка t плюс левая круглая скобка x_02 минус x_01 правая круглая скобка =0.

Это квадратное уравнение, общее решение которого приводить не будем, в силу его громоздкости. Квадратное уравнение либо не имеет решений, что означает — тела не встретились; либо имеет одно решение — одна единственная встреча; либо имеет два решения — две встречи тел.

Полученные решения необходимо проверять на физическую реализуемость. Самое главное условие: t_1 больше 0 и t_2 больше 0, то есть время встречи должно быть положительным.

3.2.8. Как определить путь за -ую секунду?

Пусть тело начинает движение из состояния покоя и за -ую секунду проходит путь S_m. Требуется найти, какой путь проходит тело за n-ую секунду.

Для решения этой задачи необходимо воспользоваться формулой (3.25):

S_1:S_2:S_3:…:S_N=1:3:5:…: левая круглая скобка 2N минус 1 правая круглая скобка .

Обозначим S_1=S_0. Тогда

S_m= левая круглая скобка 2m минус 1 правая круглая скобка S_0,									S_n= левая круглая скобка 2n минус 1 правая круглая скобка S_0.

Поделим уравнение S_m= левая круглая скобка 2m минус 1 правая круглая скобка S_0 на S_n= левая круглая скобка 2n минус 1 правая круглая скобка S_0 и получим:

S_n= дробь: числитель: 2n минус 1, знаменатель: 2m минус 1 конец дроби S_m.

3.2.9. Как движется тело, брошенное вверх с высоты h?

Тело, брошено вверх с высоты h со скоростью nu_0.

Уравнение координаты y в произвольный момент времени:

y=h плюс nu_0 t минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Уравнение проекции скорости в произвольный момент времени:

nu_y=nu_0 минус gt.

Время подъема до наивысшей точки полета t_1 определяется из условия nu_y=0:

0=nu_0 минус gt_1 Rightarrow t_1= дробь: числитель: nu_0, знаменатель: g конец дроби .

Для нахождения максимальной высоты H необходимо в y=h плюс nu_0 t минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби необходимо подставить t=t_1:

H=h плюс nu_0 t_1 минус дробь: числитель: gt_1 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби =h плюс дробь: числитель: nu_0 в квадрате , знаменатель: 2g конец дроби .

Время всего полета t_2 определяется из условия y=0. Получаем уравнение:

0=h плюс nu_0 t_2 минус дробь: числитель: gt_2 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Это квадратное уравнение, которое имеет два решения, но в данной задаче тело может оказаться в координате y=0 только один раз. Поэтому среди полученных решений нужно одно «убрать». Главный критерий отсева — время полета не может быть отрицательным:

t_2= дробь: числитель: nu_0 плюс корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс 2gh конец аргумента , знаменатель: g конец дроби .

Скорость в момент падения:

 минус nu=nu_0 минус gt_2=nu_0 минус g дробь: числитель: nu_0 плюс корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс 2gh конец аргумента , знаменатель: g конец дроби = минус корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс 2gh конец аргумента , nu= корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс 2gh конец аргумента .

3.2.10. Как движется тело, брошенное вниз с высоты h?

Тело, брошено вверх с высоты h со скоростью nu_0.

Уравнение координаты y в произвольный момент времени:

y=h минус nu_0 t минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Уравнение проекции скорости в произвольный момент времени:

nu_y= минус nu_0 минус gt.

Время всего полета t_1 определяется из уравнения:

0=h минус nu_0 t_1 минус дробь: числитель: gt_1 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Это квадратное уравнение, которое имеет два решения, но в данной задаче тело может оказаться в координате y=0 только один раз. Поэтому среди полученных решений нужно одно «убрать». Главный критерий отсева — время полета не может быть отрицательным:

t_1= дробь: числитель: минус nu_0 плюс корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс 2gh конец аргумента , знаменатель: g конец дроби .

Скорость в момент падения:

 минус nu= минус nu_0 минус gt_1= минус nu_0 минус g дробь: числитель: минус nu_0 плюс корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс 2gh конец аргумента , знаменатель: g конец дроби = минус корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс 2gh конец аргумента . nu= корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс 2gh конец аргумента .

3.2.11. Как движется тело брошенное вверх с поверхности земли?

Тело брошено вверх с поверхности земли со скоростью nu_0.

Уравнение координаты y в произвольный момент времени:

y=nu_0 t минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Уравнение проекции скорости в произвольный момент времени:

nu_y=nu_0 минус gt.

Время подъема до наивысшей точки полета t_1 определяется из условия nu_y=0:

0=nu_0 минус gt_1 Rightarrow t_1= дробь: числитель: nu_0, знаменатель: g конец дроби .

Для нахождения максимальной высоты H необходимо в (3.89) необходимо подставить t=t_1:

H=nu_0 t_1 минус дробь: числитель: gt_1 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби = дробь: числитель: nu_0 в квадрате , знаменатель: 2g конец дроби .

Время всего полета t_2 определяется из условия y=0. Получаем уравнение:

0=nu_0 t_2 минус дробь: числитель: gt_2 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби Rightarrow t_2= дробь: числитель: 2nu_0, знаменатель: g конец дроби .

Скорость в момент падения:

 минус nu=nu_0 минус gt_2=nu_0.nu= минус nu_0.

Заметьте, что t_2=2t_1, что означает — время подъема равно времени падения на ту же высоту.

Также получили: |nu|=nu_0, то есть — с какой скоростью бросили, с такой же скоростью тело упало. Знак «−» в формуле nu= минус nu_0 указывает, что скорость в момент падения направлена вниз, то есть против оси Oy.

3.2.12. Тело побывало на одной высоте дважды…

При бросании тела оно может дважды оказаться на одной высоте — первый раз при движении вверх, второй — при падении вниз.

1) Когда тело оказывается на высоте h?

Для тела, брошенного вверх с поверхности земли справедлив закон движения:

y=nu_0 t минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Когда тело окажется на высоте h его координата будет равна y=h. Получаем уравнение:

h=nu_0 t минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби ,

решение которого имеет вид:

t_1= дробь: числитель: nu_0 минус корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате минус 2gh конец аргумента , знаменатель: g конец дроби ,									 t_2= дробь: числитель: nu_0 плюс корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате минус 2gh конец аргумента , знаменатель: g конец дроби ,

2) Известны времена t_1 и t_2, когда тело оказалось на высоте h. Когда тело окажется на максимальной высоте?

Время полета с высоты h назад до высоты h равно t_2 минус t_1. Как уже было показано, время подъема равно времени падения до той же высоты, поэтому время полета от высоты h до максимальной высоты равно:

t_h= дробь: числитель: t_2 минус t_1, знаменатель: 2 конец дроби .

Тогда время полета от начала движения до максимальной высоты:

t_под=t_1 плюс дробь: числитель: t_2 минус t_1, знаменатель: 2 конец дроби = дробь: числитель: t_1 плюс t_2, знаменатель: 2 конец дроби .

3) Известны времена t_1 и t_2, когда тело оказалось на высоте h. Чему равно время полета тела?

Все время полета равно:

t_0=2t_под=t_1 плюс t_2.

4) Известны времена t_1 и t_2, когда тело оказалось на высоте h. Чему равна максимальная высота подъема?

H= дробь: числитель: gt_под в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби = дробь: числитель: g левая круглая скобка t_1 плюс t_2 правая круглая скобка в квадрате , знаменатель: 8 конец дроби .

3.2.13. Как движется тело, брошенное горизонтально с высоты h?

Тело, брошено горизонтально с высоты h со скоростью nu_0.

Проекции начальной скорости на оси:

nu_0x=nu_0;nu_0y=0,

Проекции ускорения:

a_x=0;a_y= минус g .

Проекции скорости в произвольный момент времени t:

nu_x=nu_0;nu_y= минус gt.

Модуль скорости в произвольный момент времени t:

nu= корень из: начало аргумента: nu_x в квадрате плюс nu_y в квадрате конец аргумента = корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс левая круглая скобка gt правая круглая скобка в квадрате конец аргумента .

Координаты тела в произвольный момент времени t:

 система выражений x=nu_0 t,y=h минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби . конец системы .

Время полета t_1 определяется из условия y=0:

0=h минус дробь: числитель: gt_1 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби Rightarrow t_1= корень из: начало аргумента: дробь: числитель: 2h, знаменатель: g конец дроби конец аргумента .

Для определения дальности полета необходимо в уравнение для координаты x вместо t подставить t_1:

L=nu_0 t_1= дробь: числитель: 2hnu_0, знаменатель: g конец дроби .

Для определения скорости тела в момент падения необходимо в уравнение t_h= дробь: числитель: t_2 минус t_1, знаменатель: 2 конец дроби вместо t подставить t_1:

nu= корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс левая круглая скобка gt_1 правая круглая скобка в квадрате конец аргумента = корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс 2gh конец аргумента .

Угол, под которым падает тело на землю:

 тангенс альфа = дробь: числитель: |nu_y|, знаменатель: |nu_x| конец дроби = дробь: числитель: корень из: начало аргумента: 2gh конец аргумента , знаменатель: nu_0 конец дроби .

3.2.14. Как движется тело, брошенное под углом α к горизонту с высоты h?

Тело, брошено под углом α к горизонту с высоты h со скоростью nu_0.

Проекции начальной скорости на оси:

nu_0x=nu_0 косинус альфа ;nu_0y=nu_0 синус ⁡ альфа ,

Проекции ускорения:

a_x=0;a_y= минус g.

Проекции скорости в произвольный момент времени t:

nu_x=nu_0 косинус ⁡ альфа ;nu_y=nu_0 синус альфа минус gt.

Модуль скорости в произвольный момент времени t:

nu= корень из: начало аргумента: nu_x в квадрате плюс nu_y в квадрате конец аргумента = корень из: начало аргумента: левая круглая скобка nu_0 косинус ⁡ альфа правая круглая скобка в квадрате плюс левая круглая скобка nu_0 синус ⁡ альфа минус gt правая круглая скобка в квадрате конец аргумента .

Координаты тела в произвольный момент времени t:

 система выражений x=nu_0 косинус ⁡ альфа t,y=h плюс nu_0 синус альфа t минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби . конец системы .

Время полета до наивысшей точки t_1 определяется из условия nu_y=0:

0=nu_0 синус ⁡ альфа минус gt_1 Rightarrow t_1= дробь: числитель: nu_0 синус альфа , знаменатель: g конец дроби .

Скорость в наивысшей точке полета nu_2:

nu_2=nu_0 косинус ⁡ альфа .

Максимальная высота H определяется при подстановке в закон изменения координаты y времени t_1:

H=h плюс nu_0 синус ⁡ альфа t_1 минус дробь: числитель: gt_1 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби =h плюс дробь: числитель: nu_0 в квадрате левая круглая скобка синус ⁡ альфа правая круглая скобка в квадрате , знаменатель: 2g конец дроби .

Все время полета t_2 находится из условия y=0, получаем уравнение:

0=h плюс nu_0 синус ⁡ альфа t_2 минус дробь: числитель: gt_2 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Это квадратное уравнение, которое имеет два решения, но в данной задаче тело может оказаться в координате y=0 только один раз. Поэтому среди полученных решений нужно одно «убрать». Главный критерий отсева — время полета не может быть отрицательным:

t_2= дробь: числитель: nu_0 синус ⁡ альфа плюс корень из: начало аргумента: левая круглая скобка nu_0 синус ⁡ альфа правая круглая скобка в квадрате плюс 2gh конец аргумента , знаменатель: g конец дроби .

Если подставим в закон изменения координаты x время t_2, то получим дальность полета L:

L=nu_0 косинус альфа t_2.

Скорость в момент падения t_2:

nu_2= корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс левая круглая скобка gt_2 правая круглая скобка в квадрате конец аргумента .

Угол, который образует вектор скорости с горизонталью в произвольный момент времени:

 тангенс фи = дробь: числитель: |nu_y|, знаменатель: |nu_x| конец дроби = дробь: числитель: nu_0 синус ⁡ альфа минус gt, знаменатель: nu_0 косинус альфа конец дроби .

Угол падения:

 тангенс бета = дробь: числитель: |nu_y|, знаменатель: |nu_x| конец дроби = дробь: числитель: nu_0 синус ⁡ альфа минус gt_2, знаменатель: nu_0 косинус альфа nu_0 конец дроби .

3.2.15. Как движется тело, брошенное под углом α к горизонту земли?

Тело, брошено под углом α к горизонту с поверхности земли со скоростью nu_0.

Проекции начальной скорости на оси:

nu_0x=nu_0 косинус альфа ;nu_0y=nu_0 синус альфа ,

Проекции ускорения:

a_x=0; a_y= минус g.

Проекции скорости в произвольный момент времени t:

nu_x=nu_0 косинус ⁡ альфа ; nu_y=nu_0 синус альфа минус gt.

Модуль скорости в произвольный момент времени t:

nu= корень из: начало аргумента: nu_x в квадрате плюс nu_y в квадрате конец аргумента = корень из: начало аргумента: левая круглая скобка nu_0 косинус альфа правая круглая скобка в квадрате плюс левая круглая скобка nu_0 синус ⁡ альфа минус gt правая круглая скобка в квадрате конец аргумента .

Координаты тела в произвольный момент времени t:

 система выражений x=nu_0 косинус ⁡ альфа t,y=nu_0 синус альфа ⁡ t минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби . конец системы .

Время полета до наивысшей точки t_1 определяется из условия nu_y=0:

0=nu_0 синус ⁡ альфа минус gt_1 Rightarrow t_1= дробь: числитель: nu_0 синус ⁡ альфа , знаменатель: g конец дроби .

Скорость в наивысшей точке полета nu_2:

nu_2=nu_0 косинус ⁡ альфа .

Максимальная высота H определяется при подстановке в закон изменения координаты y времени t_1:

H= дробь: числитель: nu_0 в квадрате левая круглая скобка синус ⁡ альфа правая круглая скобка в квадрате , знаменатель: 2g конец дроби .

Все время полета t_2 находится из условия y=0, получаем уравнение:

0=nu_0 синус ⁡ альфа t_2 минус дробь: числитель: gt_2 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Получаем

t_2= дробь: числитель: 2nu_0 синус ⁡ альфа , знаменатель: g конец дроби .

Снова получили, что t_2=2t_1, то есть еще раз показали, что время подъема равно времени падения.

Если подставим в закон изменения координаты x время t_2, то получим дальность полета L:

L= дробь: числитель: 2nu_0 в квадрате косинус ⁡ альфа синус ⁡ альфа , знаменатель: g конец дроби = дробь: числитель: nu_0 в квадрате синус ⁡2 альфа , знаменатель: g конец дроби .

Скорость в момент падения t_2:

nu_3= корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс левая круглая скобка gt_2 правая круглая скобка в квадрате конец аргумента =nu_0.

Угол, который образует вектор скорости с горизонталью в произвольный момент времени:

 тангенс фи = дробь: числитель: |nu_y|, знаменатель: |nu_x| конец дроби = дробь: числитель: nu_0 синус ⁡ альфа минус gt, знаменатель: nu_0 косинус ⁡ альфа конец дроби .

Угол падения:

 тангенс бета = дробь: числитель: |nu_y|, знаменатель: |nu_x| конец дроби = дробь: числитель: nu_0 синус ⁡ альфа минус gt_2, знаменатель: nu_0 косинус ⁡ альфа nu_0 конец дроби = минус тангенс альфа .

то есть  альфа = бета .

3.2.16. Что такое настильная и навесная траектории?

Решим следующую задачу: под каким углом нужно бросить тело с поверхности земли, чтобы тело упало на расстоянии L от точки броска?

Дальность полета определяется формулой:

L= дробь: числитель: nu_0 в квадрате синус ⁡ 2 альфа , знаменатель: g конец дроби .

Отсюда

 синус ⁡2 альфа = дробь: числитель: gL, знаменатель: nu_0 в квадрате конец дроби .

Из физических соображений ясно, что угол α не может быть больше 90°, поэтому, из серии решений уравнения  синус ⁡2 альфа = дробь: числитель: gL, знаменатель: nu_0 в квадрате конец дроби подходят два корня:

 альфа _1= дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби арксинус левая круглая скобка дробь: числитель: gL, знаменатель: nu_0 в квадрате конец дроби правая круглая скобка ,								  альфа _2= дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби арксинус левая круглая скобка дробь: числитель: gL, знаменатель: nu_0 в квадрате конец дроби правая круглая скобка плюс дробь: числитель: Пи , знаменатель: 4 конец дроби .

Траектория движения, для которой  альфа = альфа _1 меньше 45 градусов называется настильной траекторией. Траектория движения, для которой  альфа = альфа _2 больше 45 градусов называется навесной траекторией.

3.2.17. Как пользоваться треугольником скоростей?

Как было сказано в 3.6.1 треугольник скоростей в каждой задаче будет иметь свой вид. Рассмотрим на конкретном примере.

Тело бросили с вершины башни со скорость nu_0 так, что дальность полета максимальна. К моменту падения на землю скорость тела равна nu. Сколько длился полет?

Построим треугольник скоростей (см. рис.). Проведем в ней высоту, которая, очевидно, равна nu_0 косинус ⁡α. Тогда площадь треугольника скоростей равна:

S= дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби умножить на nu_0 косинус ⁡ альфа умножить на gt= дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби g левая круглая скобка nu_0 косинус ⁡ альфа t правая круглая скобка = дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби gL.

Здесь мы воспользовались формулой (3.121).

Найдем площадь этого же треугольника по другой формуле:

S= дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби nu_0 nu синус ⁡ бета .

Так как это площади одного и того же треугольника, то приравняем формулы S= дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби умножить на nu_0 косинус ⁡ альфа умножить на gt= дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби g левая круглая скобка nu_0 косинус ⁡ альфа t правая круглая скобка = дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби gL и S= дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби nu_0 nu синус ⁡ бета :

 дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби gL= дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби nu_0 nu синус бета .

Откуда получаем

L= дробь: числитель: nu_0 nu синус ⁡ бета , знаменатель: g конец дроби .

Как видно из формул для конечной скорости, полученных в предыдущих пунктах, конечная скорость не зависит от угла, под которым бросили тело, а зависит только значения начальной скорости и начальной высоты. Поэтому дальность полета по формуле L= дробь: числитель: nu_0 nu синус ⁡ бета , знаменатель: g конец дроби зависит только от угла между начальной и конечной скоростью β. Тогда дальность полета L будет максимальной, если  синус ⁡ бета примет максимально возможное значение, то есть

 синус бета =1 Rightarrow бета =90 градусов= дробь: числитель: Пи , знаменатель: 2 конец дроби .

Таким образом, если дальность полета максимальна, то треугольник скоростей будет прямоугольным, следовательно, выполняется теорема Пифагора:

 левая круглая скобка gt правая круглая скобка в квадрате =nu_0 в квадрате плюс nu в квадрате .

Откуда получаем

t= дробь: числитель: корень из: начало аргумента: nu_0 в квадрате плюс nu в квадрате конец аргумента , знаменатель: g конец дроби .

Свойством треугольника скоростей, который только что был доказан, можно пользоваться при решении других задач: треугольник скоростей является прямоугольным в задаче на максимальную дальность полета.

3.2.18. Как пользоваться треугольником перемещений?

Как было сказано в 3.6.2, треугольник перемещений в каждой задаче будет иметь свой вид. Рассмотрим на конкретном примере.

Тело бросают под углом β к поверхности горы, имеющей угол наклона α. С какой скоростью нужно бросить тело, чтобы оно упало ровно на расстоянии L от точки бросания?

Построим треугольник перемещений — это треугольник ABC (см. рис. 19). Проведем в нем высоту BD. Очевидно, что угол DBC равен α.

Выразим сторону BD из треугольника BCD:

BD= дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби косинус ⁡ альфа .

Выразим сторону BD из треугольника ABD:

BD=nu_0 t синус ⁡ бета .

Приравняем BD= дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби косинус ⁡ альфа и BD=nu_0 t синус ⁡ бета :

 дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби косинус ⁡ альфа = nu_0 t синус бета .

Откуда находим время полета:

t= дробь: числитель: 2nu_0 синус ⁡ бета , знаменатель: g косинус ⁡ альфа конец дроби .

Выразим AD из треугольника ABD:

AD=nu_0 t косинус ⁡ бета .

Выразим сторону DC из треугольника BCD:

DC= дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби синус ⁡ альфа .

Но AD плюс DC=L. Получаем

nu_0 t косинус ⁡ бета плюс дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби синус ⁡ альфа =L.

Подставим в это уравнение, полученное выражение для времени полета t= дробь: числитель: 2nu_0 синус ⁡ бета , знаменатель: g косинус ⁡ альфа конец дроби :

nu_0 дробь: числитель: 2nu_0 синус ⁡ бета , знаменатель: g косинус ⁡ альфа конец дроби косинус бета плюс дробь: числитель: g, знаменатель: 2 конец дроби синус альфа левая круглая скобка дробь: числитель: 2nu_0 синус ⁡ бета , знаменатель: g косинус ⁡ альфа конец дроби правая круглая скобка =L.

Окончательно получаем

nu_0= корень из: начало аргумента: дробь: числитель: gL, знаменатель: синус ⁡2 бета плюс тангенс альфа левая круглая скобка синус ⁡ бета правая круглая скобка в квадрате конец дроби конец аргумента .

3.2.19. Как решать задачи с помощью закона движения? (по горизонтали)

Как правило, в школе при решении задач на равнопеременное движение применяются формулы

nu=nu_0 плюс at;nu=nu_0 минус at;S=nu_0 t плюс дробь: числитель: at в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби ;S=nu_0 t минус дробь: числитель: at в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби ;S= дробь: числитель: nu в квадрате минус nu_0 в квадрате , знаменатель: 2a конец дроби ;S= дробь: числитель: nu_0 в квадрате минус nu в квадрате , знаменатель: 2a конец дроби ;S= дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби левая круглая скобка nu_0 плюс nu правая круглая скобка t.

Однако такой подход к решению трудно применить к решению многих задач. Рассмотрим конкретный пример.

Опоздавший пассажир подошёл к последнему вагону поезда в тот момент, когда поезд тронулся, начав движение с постоянным ускорением а = 0,3 м/с в квадрате . Единственная открытая дверь в одном из вагонов оказалась от пассажира на расстоянии L = 60м. Какую наименьшую постоянную скорость он должен развить, чтобы успеть сесть в поезд?

Введем ось Ox, направленную вдоль движения человека и поезда. За нулевое положение примем начальное положение человека («2»). Тогда начальная координата открытой двери («1») L:

x_01=L,x_02=0.

Дверь («1»), как и весь поезд, имеют начальную скорость равную нулю. Человек («2») начинает движение со скоростью nu_0:

nu_01=0;nu_02=nu_0.

Дверь («1»), как и весь поезд, движется с ускорением a. Человек («2») движется с постоянной скоростью:

a_1=a;a_2=0.

Закон движения и двери и человека имеет вид:

x=x_0 плюс nu_0x t плюс дробь: числитель: a_x t в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Подставим условия x_01=L,x_02=0;nu_01=0;nu_02=nu_0 и a_1=a;a_2=0 в уравнение для каждого из движущихся тел:

x_1=L плюс дробь: числитель: at в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .									 x_2=nu_0 t.

Мы составили уравнение движения для каждого из тел. Теперь воспользуемся уже известным алгоритмом для нахождения места и времени встречи двух тел — нам нужно приравнять x_1=L плюс дробь: числитель: at в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби и x_2=nu_0 t:

L плюс дробь: числитель: at в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби =nu_0 t.

Откуда получаем квадратное уравнение для определения времени встречи:

t в квадрате минус дробь: числитель: 2nu_0, знаменатель: a конец дроби t плюс дробь: числитель: 2L, знаменатель: a конец дроби =0.

Это квадратное уравнение. Оба его решения имеют физический смысл — наименьший корень, это первая встреча человека и двери (человек с места может побежать быстро, а поезд не сразу наберет большую скорость, так что человек может обогнать дверь), второй корень — вторая встреча (когда уже поезд разогнался и догнал человека). Но наличие обоих корней означает — человек может бежать и медленнее. Скорость будет минимальна, когда уравнение t в квадрате минус дробь: числитель: 2nu_0, знаменатель: a конец дроби t плюс дробь: числитель: 2L, знаменатель: a конец дроби =0 будет иметь один единственный корень, то есть

 левая круглая скобка дробь: числитель: 2nu_0, знаменатель: a конец дроби правая круглая скобка в квадрате минус дробь: числитель: 2L, знаменатель: a конец дроби =0.

Откуда находим минимальную скорость:

nu_0= корень из: начало аргумента: 2aL конец аргумента .

В таких задачах важно разобрать в условиях задачи: чему равны начальная координата, начальная скорость и ускорение. После этого составляем уравнение движения и думаем как дальше решать задачу. 

3.2.20. Как решать задачи с помощью закона движения? (по вертикали)

Рассмотрим пример.

Свободно падающее тело прошло последние 10 м за 0,5 с. Найти время падения и высоту, с которой упало тело. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Для свободного падения тела справедлив закон движения:

y=y_0 плюс nu_0y t минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

В нашем случае:

начальная координата: y_0=H;

начальная скорость: nu_0y=0.

Подставим условия в закон движения:

y=H минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Подставляя в уравнение движения y=H минус дробь: числитель: gt в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби нужные значения времени, будем получать координаты тела в эти моменты.

В момент падения t_0 координата тела y=0:

0=H минус дробь: числитель: gt_0 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

За Delta t=0,5 с до момента падения, то есть при t=t_0 минус Delta t, координата тела y=h:

h=H минус дробь: числитель: g левая круглая скобка t_0 минус Delta t правая круглая скобка в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби .

Уравнения 0=H минус дробь: числитель: gt_0 в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби и h=H минус дробь: числитель: g левая круглая скобка t_0 минус Delta t правая круглая скобка в квадрате , знаменатель: 2 конец дроби составляют систему уравнений, в которой неизвестны H и t_0. Решая эту систему, получим:

t_0= дробь: числитель: h, знаменатель: gDelta t конец дроби плюс дробь: числитель: Delta t, знаменатель: 2 конец дроби .									 H= дробь: числитель: g, знаменатель: 2 конец дроби левая круглая скобка дробь: числитель: h, знаменатель: gDelta t конец дроби плюс дробь: числитель: Delta t, знаменатель: 2 конец дроби правая круглая скобка в квадрате .

Итак, зная вид закона движения (3.30), и используя условия задачи для нахождения y_0 и nu_0y, получаем закон движения для данной конкретной задачи. После чего, подставляя нужные значения времени, получаем соответствующие значения координаты. И решаем задачу!

1. Нахождение пути по графику зависимости скорости от времени

Покажем, как можно найти пройденный телом путь с помощью графика зависимости скорости от времени.

Начнем с самого простого случая – равномерного движения. На рисунке 6.1 изображен график зависимости v(t) – скорости от времени. Он представляет собой отрезок прямой, параллельной осн времени, так как при равномерном движении скорость постоянна.

Путь при равномерном движении

Фигура, заключенная под этим графиком, – прямоугольник (он закрашен на рисунке). Его площадь численно равна произведению скорости v на время движения t. С другой стороны, произведение vt равно пути l, пройденному телом. Итак, при равномерном движении

путь численно равен площади фигуры, заключенной под графиком зависимости скорости от времени.

Покажем теперь, что этим замечательным свойством обладает и неравномерное движение.

Пусть, например, график зависимости скорости от времени имеет вид кривой, изображенной на рисунке 6.2.

Путь при неравномерном движении

Разобьем мысленно все время движения на столь малые промежутки, чтобы в течение каждого из них движение тела можно было считать практически равномерным (это разбиение показано штриховыми линиями на рисунке 6.2).

Тогда путь, пройденный за каждый такой промежуток, численно равен площади фигуры под соответствующим ком графика. Поэтому и весь путь равен площади фигур заключенной под всем графиком. (Использованный нами прием лежит в основе интегрального исчисления, основы которого вы будете изучать в курсе «Начала математического анализа».)

2. Путь и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Применим теперь описанный выше способ нахождения пути к прямолинейному равноускоренному движению.

Начальная скорость тела равна нулю

Направим ось x в сторону ускорения тела. Тогда ax = a, vx = v. Следовательно,

v = at.     (1)

На рисунке 6.3 изображен график зависимости v(t).

График зависимости скорости от времени

? 1. Используя рисунок 6.3, докажите, что при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости путь l выражается через модуль ускорения a и время движения t формулой

l = at2/2.     (2)

Главный вывод:

при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости пройденный телом путь пропорционален квадрату времени движения.

Этим равноускоренное движение существенно отличается от равномерного.

На рисунке 6.4 приведены графики зависимости пути от времени для двух тел, одно из которых движется равномерно, а другое – равноускоренно без начальной скорости.

Графики зависимости пути от времени для двух тел

? 2. Рассмотрите рисунок 6.4 и ответьте на вопросы.
а) Каким цветом изображен график для тела, движущегося равноускоренно?
б) Чему равно ускорение этого тела?
в) Чему равны скорости тел в тот момент, когда они прошли одинаковый путь?
г) В какой момент времени скорости тел равны?

? 3. Тронувшись с места, автомобиль за первые 4 с проехал расстояние 20 м. Движение автомобиля считайте прямолинейным равноускоренным. Не вычисляя ускорения автомобиля, определите, какое расстояние проедет автомобиль:
а) за 8 с? б) за 16 с? в) за 2 с?

Найдем теперь зависимость проекции перемещения sx от времени. В данном случае проекция ускорения на ось x положительна, поэтому sx = l, ax = a. Таким образом, из формулы (2) следует:

sx = axt2/2.     (3)

Формулы (2) и (3) очень похожи, что приводит порой к ошибкам при решении простых задач. Дело в том, что значение проекции перемещения может быть отрицательным. Так будет, если ось x направлена противоположно перемещению: тогда sx < 0. А путь отрицательным быть не может!

? 4. На рисунке 6.5 изображены графики зависимости от времени пути и проекции перемещения для некоторого тела. Какой цвет у графика проекции перемещения?

Начальная скорость тела не равна нулю

Напомним, что в таком случае зависимость проекции скорости от времени выражается формулой

vx = v0x + axt,     (4)

где v0x – проекция начальной скорости на ось x.

Мы рассмотрим далее случай, когда v0x > 0, ax > 0. В этом случае снова можно воспользоваться тем, что путь численно равен площади фигуры под графиком зависимости скорости от времени. (Другие комбинации знаков проекции начальной скорости и ускорения рассмотрите самостоятельно: в результате получится та же общая формула (5).

На рисунке 6.6 изображен график зависимости vx(t) при v0x > 0, ax > 0.

? 5. Используя рисунок 6.6, докажите, что при прямолинейном равноускоренном движении с начальной скоростью проекция перемещения

sx = v0x + axt2/2.     (5)

Эта формула позволяет найти зависимость координаты x тела от времени. Напомним (см. формулу (6), § 2), что координата x тела связана с проекцией его перемещения sx соотношением

sx = x – x0,

где x0 — начальная координата тела. Следовательно,

x = x0 + sx,     (6)

Из формул (5), (6) получаем:

x = x0 + v0xt + axt2/2.     (7)

6. Зависимость координаты от времени для некоторого тела, движущегося вдоль оси x, выражается в единицах СИ формулой x = 6 – 5t + t2.
а) Чему равна начальная координата тела?
б) Чему равна проекция начальной скорости на ось x?
в) Чему равна проекция ускорения на ось x?
г) Начертите график зависимости координаты x от времени.
д) Начертите график зависимости проекции скорости от времени.
е) В какой момент скорость тела равна нулю?
ж) Вернется ли тело в начальную точку? Если да, то в какой момент (моменты) времени?
з) Пройдет ли тело через начало координат? Если да, то в какой момент (моменты) времени?
и) Начертите график зависимости проекции перемещения от времени.
к) Начертите график зависимости пути от времени.

3. Соотношение между путем и скоростью

При решении задач часто используют соотношения между путем, ускорением и скоростью (начальной v0, конечной v или ими обеими). Выведем эти соотношения. Начнем с движения без начальной скорости. Из формулы (1) получаем для времени движения:

t = v/a.      (8)

Подставим это выражение в формулу (2) для пути:

l = at2/2 = a/2(v/a)2 = v2/2a.     (9)

Главный вывод:

при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости пройденный телом путь пропорционален квадрату конечной скорости.

? 7. Тронувшись с места, автомобиль набрал скорость 10 м/с на пути 40 м. Движение автомобиля считайте прямолинейным равноускоренным. Не вычисляя ускорения автомобиля, определите, какой путь от начала движения проехал автомобиль, когда его скорость была равна: а) 20 м/с? б) 40 м/с? в) 5 м/с?

Соотношение (9) можно получить также, вспомнив, что путь численно равен площади фигуры, заключенной под графиком зависимости скорости от времени (рис. 6.7).

Это соображение поможет вам легко справиться со следующим заданием.

? 8. Используя рисунок 6.8, докажите, что при торможении с постоянным ускорением тело проходит до полной остановки путь lт = v02/2a, где v0 – начальная скорость тела, a – модуль ускорения.

В случае торможения транспортного средства (автомобиль, поезд) путь, пройденный до полной остановки, называют тормозным путём. Обратите внимание: тормозной путь при начальной скорости v0 и путь, пройденный при разгоне с места до скорости v0 с тем же по модулю ускорением a, одинаковы.

? 9. При экстренном торможении на сухом асфальте ускорение автомобиля равно по модулю 5 м/с2. Чему равен тормозной путь автомобиля при начальной скорости: а) 60 км/ч (максимальная разрешенная скорость в городе); б) 120 км/ч? Найдите тормозной путь при указанных скоростях во время гололеда, когда модуль ускорения равен 2 м/с2. Сравните найденные вами значения тормозного пути с длиной классной комнаты.

? 10. Используя рисунок 6.9 и формулу, выражающую площадь трапеции через ее высоту и полусумму оснований, докажите, что при прямолинейном равноускоренном движении:
а) l = (v2 – v02)/2a, если скорость тела увеличивается;
б) l = (v02 – v2)/2a, если скорость тела уменьшается.

? 11. Докажите, что проекции перемещения, начальной и конечной скорости, а также ускорения связаны соотношением

sx = (vx2 – v0x2)/2ax     (10)

? 12. Автомобиль на пути 200 м разогнался от скорости 10 м/с до 30 м/с.
а) С каким ускорением двигался автомобиль?
б) За какое время автомобиль проехал указанный путь?
в) Чему равна средняя скорость автомобиля?

Лютый опыт

Дополнительные вопросы и задания

13. От движущегося поезда отцепляют последний вагон, после чего поезд движется равномерно, а вагон – с постоянным ускорением до полной остановки.
а) Изобразите на одном чертеже графики зависимости скорости от времени для поезда и вагона.
б) Во сколько раз путь, пройденный вагоном до остановки, меньше пути, пройденного поездом за то же время?

14. Отойдя от станции, электричка какое-то время ехала равноускоренно, затем в течение 1 мин – равномерно со скоростью 60 км/ч, после чего снова равноускоренно до остановки на следующей станции. Модули ускорений при разгоне и торможении были различны. Расстояние между станциями электричка прошла за 2 мин.
а) Начертите схематически график зависимости проекции скорости электрички от времени.
б) Используя этот график, найдите расстояние между станциями.
в) Какое расстояние проехала бы электричка, если бы на первом участке пути она разгонялась, а на втором – тормозила? Какова была бы при этом ее максимальная скорость?

15. Тело движется равноускоренно вдоль оси x. В начальный момент оно находилось в начале координат, а проекция его скорости была равна 8 м/с. Через 2 с координата тела стала равной 12 м.
а) Чему равна проекция ускорения тела?
б) Постройте график зависимости vx(t).
в) Напишите формулу, выражающую в единицах СИ зависимость x(t).
г) Будет ли скорость тела равна нулю? Если да, то в какой момент времени?
д) Побывает ли тело второй раз в точке с координатой 12 м? Если да, то в какой момент времени?
е) Вернется ли тело в начальную точку? Если да, то в какой момент времени, и чему будет равен пройденный при этом путь?

16. После толчка шарик вкатывается вверх по наклонной плоскости, после чего возвращается в начальную точку. На расстоянии b от начальной точки шарик побывал дважды через промежутки времени t1 и t2 после толчка. Вверх и вниз вдоль наклонной плоскости шарик двигался с одинаковым по модулю ускорением.
а) Направьте ось x вверх вдоль наклонной плоскости, выберите начало координат в точке начального положения шарика и напишите формулу, выражающую зависимость x(t), в которую входят модуль начальной скорости шарика v0 и модуль ускорения шарика a.
б) Используя эту формулу и тот факт, что на расстоянии b от начальной точки шарик побывал в моменты времени t1 и t2 составьте систему двух уравнений с двумя неизвестными v0 и a.
в) Решив эту систему уравнений, выразите v0 и a через b, t1 и t2.
г) Выразите весь пройденный шариком путь l через b, t1 и t2.
д) Найдите числовые значения v0, a и l при b = 30 см, t1 = 1с, t2 = 2 с.
е) Постройте графики зависимости vx(t), sx(t), l(t).
ж) С помощью графика зависимости sx(t) определите момент, когда модуль перемещения шарика был максимальным.

Добавить комментарий