8. Геометрия в пространстве (стереометрия)
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Задачи на комбинированные поверхности
В этой подтеме собраны поверхности являются комбинацией поверхностей, изученных ранее: пирамиды, призмы, конуса, цилиндра, сферы.
Для того, чтобы найти объем или площадь поверхности подобной комбинированной фигуры, нужно разбить ее на известные фигуры и искать объем/площадь по частям.
Рассмотрим пример:
Комбинация куба с ребром (a) и правильной четырехугольной пирамиды с высотой (a):
Объем такой фигуры равен (V=V_{text{куб}}+V_{text{пирамида}}=a^3+dfrac13a^2cdot
a=dfrac43a^3)
Задание
1
#2957
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы многогранника прямые).
Заметим, что можно разбить данный многогранник на два непересекающихся прямоугольных параллелепипеда (ABCDA_1B_1C_1D_1) и (DCEFD_2C_2E_1F_1):
Тогда объем первого параллелепипеда будет равен (1cdot 3cdot
4=12), а объем второго (1cdot 3cdot 2=6). Следовательно, объем всего многогранника будет равен (12+6=18).
Ответ: 18
Задание
2
#1376
Уровень задания: Сложнее ЕГЭ
Точка (A) – середина оси цилиндра, высота которого (h). Точка (B) лежит на основании цилиндра (с центром (O) и радиусом (R)), причём угол между (AB) и плоскостью основания равен (60^circ), Объём заштрихованной области [V_{text{штрих}} = dfrac{75sqrt{5}}{sqrt{pi}}.] Найдите площадь боковой поверхности конуса с вершиной (A) и основанием, совпадающим с основанием цилиндра.
Рассмотрим прямоугольный треугольник (AOB): (AO = 0,5h), (angle ABO = 60^circ), (OB = R), тогда (0,5h = Rcdot mathrm{tg}, 60^circ = Rsqrt{3}), откуда (h = 2Rsqrt{3}); (AB = dfrac{R}{cos 60^circ} = 2 R).
[dfrac{75sqrt{5}}{sqrt{pi}} = V_{text{штрих}} = V_{text{цил}} – V_{text{кон}} = pi R^2 h – dfrac{1}{3}pi R^2cdot 0,5 h = pi R^2cdotdfrac{5h}{6} = pi R^3dfrac{5sqrt{3}}{3},] тогда (dfrac{75sqrt{5}}{sqrt{pi}} = pi R^3dfrac{5sqrt{3}}{3}), откуда (R = sqrt{dfrac{15}{pi}}), тогда [S_{text{бок кон}} = pi Rcdot AB = 2pi R^2 = 30.]
Ответ: 30
Задание
3
#1885
Уровень задания: Сложнее ЕГЭ
Верхняя грань куба является основанием пирамиды, высота которой равна (4). Найдите площадь поверхности фигуры, если сторона квадрата равна (6).
Найдем сперва апофему пирамиды (h_1) из прямоугольного треугольника, в котором она является гипотенузой, а катеты – это высота пирамиды (h_2) и половина стороны квадрата (displaystyle frac{a}{2}): (displaystyle h_1^2 = h_2^2 + frac{a^2}{4}) (Rightarrow) (displaystyle h_1^2 = 16 + frac{36}{4}) (Rightarrow) (h_1 = 5). Площадь боковой грани пирамиды: (displaystyle frac{1}{2}ah_1 = frac{1}{2}cdot6cdot5 = 15). Площадь грани куба: (a^2 = 36). Площадь поверхности фигуры состоит из пяти граней куба и четырех боковых граней пирамиды: (S = 5cdot36 + 4cdot15 = 180 + 60 = 240).
Ответ: 240
Задание
4
#1884
Уровень задания: Сложнее ЕГЭ
Песочные часы состоят из двух одинаковых усеченных конусов, плоскости оснований которых параллельны. Высота песочных часов (H = 16). Радиус окружности, являющейся пересечением боковых поверхностей конусов, равен (1). Тангенс половины угла раствора каждого конуса равен (frac{1}{2}). Найдите объем песочных часов (V), умноженный на (frac{3}{pi}).
Выберем какое-нибудь сечение конусов плоскостью (alpha), проходящей через их общую ось вращения.
На рисунке в плоскости (alpha): (DI) – ось вращения конусов, отрезок (DI) совпадает с высотой песочных часов и равен (16). Отрезки (CD) и (DE) являются радиусами окружности, лежащей в верхнем основании фигуры, а отрезки (BO) и (OF) являются радиусами окружности пересечения конусов, поэтому (BO = OF = 1). Угол раствора конуса (angle CKE) делится пополам осью вращения на равные углы (angle CKD) и (angle DKE), поэтому (mathrm{tg}, angle CKD = mathrm{tg}, angle DKE = frac{1}{2}). Рассмотрим (triangle CKD) и (triangle BKO). Плоскости оснований конусов и плоскость, содержащая окружность пересечения конусов, параллельны друг другу (Rightarrow) рассматриваемая плоскость сечения (alpha) будет пересекать эти плоскости по прямым, параллельным друг другу (Rightarrow) (CD || BO) (Rightarrow) (triangle CKD) и (triangle BKO) подобны друг другу (Rightarrow) (frac{CD}{BO} = frac{KD}{KO}). Ось вращения перпендикулярна плоскостям оснований и плоскости пересечения конусов (Rightarrow) (triangle CKD) и (triangle BKO) – прямоугольные треугольники. Т.к. (DI = H) (Rightarrow) (DO = OI = H:2 = 8); (KO = BO:mathrm{tg},angle CKD = 1:frac{1}{2} = 2) (Rightarrow) (KD = KO + OD = 2 + 8 = 10) (Rightarrow) (frac{CD}{BO} = frac{KD}{KO} = frac{10}{2} = 5) (Rightarrow) (CD = 5).
Объем усеченного конуса (CBOFEDC) можно посчитать как разность объемов конуса (KCDE) и конуса (KBOF): [V_{CBOFEDC} = V_{KCDE} – V_{KBOF} = frac{1}{3}cdotpi CD^2cdot KD – frac{1}{3}cdotpi BO^2cdot KO = frac{1}{3}cdotpicdot 5^2cdot 10 – frac{1}{3}cdotpicdot 1^2cdot 2 = frac{248pi}{3}.]
Объем песочных часов складывается из двух объемов усеченного конуса, т.к. ситуация с нижним конусом полностью аналогична ситуации с верхним конусом в силу симметрии задачи, поэтому их объемы совпадают (CBOFEDC) объем песочных часов равен (2cdotfrac{248pi}{3}). Окончательно, после умножения на (frac{3}{pi}) получаем: [V = 496.]
Ответ: 496
Задание
5
#4022
Уровень задания: Легче ЕГЭ
Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
Найдем площадь поверхности большого прямоугольного параллелепипеда. Он имеет две грани с площадью (4cdot 5), две грани с площадью (4cdot 2) и две грани с площадью (2cdot 5). Следовательно, площадь его поверхности равна (2(4cdot 5+4cdot 2+2cdot 5)=76).
Из этого параллелепипеда вырезали прямоугольный параллелепипед с ребрами 1, 1 и 2. В результате этого площадь боковой поверхности уменьшилась на (2cdot (1cdot 1)) и увеличилась на (4cdot (1cdot
2)). Следовательно, площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке, равна [76-2+8=82]
Ответ:
82
Многолетняя практика подтверждает тот факт, что задачи ЕГЭ на комбинированные поверхности вызывают у выпускников определенные затруднения. При этом подобные задания из раздела «Геометрия в пространстве» включаются в программу аттестационного испытания по математике из года в год. В связи с этим вспомнить базовые алгоритмы выполнения подобных задач просто необходимо.
Как подготовиться к экзамену?
Хотите решать геометрические задачи по теме «Комбинированные поверхности», не допуская ошибок? Для этого достаточно усвоить несложный алгоритм нахождения правильного ответа.
- Для вычисления объема, площади или других неизвестных параметров комбинированной фигуры необходимо прежде всего поделить ее на известные элементы.
- Затем рекомендуем вспомнить основные формулы получившихся фигур.
- Освежив в памяти эту информацию и правильно применив ее, вы сможете рассчитать искомый параметр.
Чтобы подготовка к сдаче единого государственного экзамена была действительно качественной и эффективной, занимайтесь вместе с математическим порталом «Школково». Для того чтобы задачи ЕГЭ по теме «Комбинированные фигуры» не вызывали у старшеклассников особых затруднений, вначале им непременно стоит освежить в памяти базовый теоретический материал. Причем для этого вовсе не обязательно искать нужный параграф в школьном учебнике. Весь необходимый материал уже собран и понятно изложен в разделе «Теоретическая справка».
Чтобы применить полученные знания на практике, предлагаем выпускникам попрактиковаться в выполнении онлайн-задач, например, на тему «Вписанные и описанные поверхности». Чтобы найти соответствующие упражнения, достаточно перейти в раздел «Каталог». База заданий регулярно дополняется. Для каждого упражнения на сайте мы прописали алгоритм решения и правильный ответ.
Чтобы в случае необходимости быстро найти задание, вы можете сохранить его в разделе «Избранное». Это позволит вам в любой момент вернуться к нему и обсудить принцип его выполнения со школьным учителем или репетитором.
УСТАЛ? Просто отдохни
Тема 2.
Геометрия в пространстве (стереометрия)
2
.
15
Комбинированные тела: их объемы и площади поверхностей
Вспоминай формулы по каждой теме
Решай новые задачи каждый день
Вдумчиво разбирай решения
ШКОЛКОВО.
Готовиться с нами – ЛЕГКО!
Подтемы раздела
геометрия в пространстве (стереометрия)
Решаем задачи
Найдите объём фигуры, получившейся после удаления маленького прямоугольного параллелепипеда из
большого.
Показать ответ и решение
Объём оставшейся фигуры равен разности объёмов большого прямоугольного параллелепипеда (каким
он был до удаления) и маленького (удалённого).
Таким образом, искомый объём равен
Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы многогранника
прямые).
Показать ответ и решение
Заметим, что можно разбить данный многогранник на два непересекающихся прямоугольных
параллелепипеда и :
Тогда объем первого параллелепипеда будет равен , а объем второго .
Следовательно, объем всего многогранника будет равен .
Из единичного куба вырезана правильная четырёхугольная призма со стороной
основания и боковым ребром . Найдите площадь поверхности
оставшейся части куба.
Из единичного куба вырезана правильная четырёхугольная призма со стороной
основания 0,6 и боковым ребром 1. При этом центры нижних оснований
призмы и куба совпадают. Найдите площадь поверхности оставшейся части
куба.
Показать ответ и решение
Сначала вычислим площадь поверхности куба с ребром 1. Если —
площадь одной грани куба, то .
Найдем и вычтем площади верхнего и нижнего оснований призмы:
Найдем и прибавим площади боковых граней призмы:
Тогда площадь поверхности оставшейся части куба равна 7,68.
Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
Показать ответ и решение
Найдем площадь поверхности большого прямоугольного параллелепипеда. Он имеет две грани с площадью две грани с
площадью и две грани с площадью Следовательно, площадь его поверхности равна
Из этого параллелепипеда вырезали прямоугольный параллелепипед с ребрами 1, 1 и 2. В результате этого площадь боковой
поверхности уменьшилась на и увеличилась на Следовательно, площадь поверхности многогранника,
изображенного на рисунке, равна
Из единичного куба вырезана правильная четырехугольная призма со стороной основания 0,6 и боковым ребром 1. Найдите
площадь поверхности оставшейся части куба.
Показать ответ и решение
Площадь поверхности равна сумме четырёх «внешних» вертикальных граней, оставшихся частей двух горизонтальных граней и
четырёх «внутренних» горизонтальных граней, то есть
Песочные часы состоят из двух одинаковых усеченных конусов, плоскости оснований которых
параллельны. Высота песочных часов . Радиус окружности, являющейся пересечением боковых
поверхностей конусов, равен . Тангенс половины угла раствора каждого конуса равен . Найдите
объем песочных часов , умноженный на .
Показать ответ и решение
Выберем какое-нибудь сечение конусов плоскостью , проходящей через их общую ось
вращения.
На рисунке в плоскости : – ось вращения конусов, отрезок совпадает с высотой
песочных часов и равен . Отрезки и являются радиусами окружности, лежащей в
верхнем основании фигуры, а отрезки и являются радиусами окружности пересечения
конусов, поэтому . Угол раствора конуса делится пополам осью вращения на
равные углы и , поэтому . Рассмотрим и .
Плоскости оснований конусов и плоскость, содержащая окружность пересечения конусов, параллельны
друг другу рассматриваемая плоскость сечения будет пересекать эти плоскости по прямым,
параллельным друг другу и подобны друг другу .
Ось вращения перпендикулярна плоскостям оснований и плоскости пересечения конусов
и – прямоугольные треугольники. Т.к. ;
.
Объем усеченного конуса можно посчитать как разность объемов конуса и
конуса :
Объем песочных часов складывается из двух объемов усеченного конуса, т.к. ситуация с нижним
конусом полностью аналогична ситуации с верхним конусом в силу симметрии задачи, поэтому их
объемы совпадают объем песочных часов равен . Окончательно, после умножения
на получаем:
Верхняя грань куба является основанием пирамиды, высота которой равна . Найдите площадь
поверхности фигуры, если сторона квадрата равна .
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Наглядная геометрия
Площади
комбинированных
фигур
Красовская Варвара Сергеевна
МБОУ СОШ № 35 г. Шахты Ростовской обл.
6 класс. -
2 слайд
Практическая работа
№1
Найти площади фигур,
выполнив необходимые измерения
Фигуры
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 -
3 слайд
Подсказка (3)
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
S1
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
S2
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
S3 -
4 слайд
Решение задач
№1-1
Вычислить площадь закрашенной фигуры.
Нет ли здесь лишних данных?
Ответ
40
30
25
12
6
820 -
5 слайд
Решение задач
№2
Вычислить площадь закрашенной фигуры.
Нет ли здесь лишних данных?
Ответ
78
40
64
38
688 -
6 слайд
№3
Какова площадь заштрихованной части?
Ответ
Решение задач
20
11
20
11
220
220 : 2 · 3 = 330 -
7 слайд
№4
Вычислить площадь треугольника.
Придумать способ вычисления площади
прямоугольного треугольника.
Ответ (3)
Решение задач
а
b
S = а · b
S∆ = а · b : 2 -
8 слайд
№5
Найдите площадь треугольника, если
площадь каждой клетки 1 см2?
Решение задач
Ответ -
9 слайд
1
6 · 8 = 48
2
2 · 8 : 2 = 8
3
4 · 6 : 2 = 12
4
2 · 6 : 2 = 6
S∆ = 48 – 8 – 12 – 6
S∆ = 22 -
10 слайд
№6
Начертите прямоугольник со сторонами
9 см и 4 см. Вырежьте его. Затем разрежьте
этот прямоугольник на 3 прямоугольника
так, чтобы из них можно было составить
квадрат.
Решение задач
Ответ -
-
12 слайд
Практическая работа
№2
На рисунке изображён параллелограмм
(четырёхугольник, противоположные
Стороны которого попарно параллельны).
Вычислите его площадь, если АD = 3 см, ВК = 2 см
Решение
А
В
С
D
K -
13 слайд
А
В
С
D
K
Подсказка (4)
M
S1
S2
S = S1 + S2
S = 2 + 4
= 6 (см2) -
14 слайд
В
А
K
С
D
Подсказка (4)
S1
S1 : 2
S2
S2 : 2
S3
S = S1 : 2 + S2 : 2 + S3
S = 2 + 1 + 4
= 7 -
15 слайд
Практическая работа
№3
Найдите площади четырёхугольников,
изображённых на рисунке.
Ответ (2)
А
K
D
В
С
M
N
Р
3 см
3 см
5 см
2 см
2 см
4 см
2 см
8 см2
15 см2 -
16 слайд
Методическое пособие
Введение в геометрию. 6 класс: планирование, конспекты
занятий / авт.-сост. И.В.Фотина. – Волгоград: Учитель, 2010.
http://etftrends.typepad.com/photos/uncategorized/2008/04/30/scissors_2.png
Ножницы:
Анимация и презентации:
Каратанова Марина Николаевна МКОУ СОШ №256 ГО ЗАТО г.Фокино Приморский край -
17 слайд
Интернет-ресурсы:
Школьный клипарт http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925122.png
Линейки http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356205.png
Лист в клеточку http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356208.png
Скрепка http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/134091466.1c/0_8f975_cc74afe5_S
Циркуль http://img-fotki.yandex.ru/get/6521/108950446.113/0_cd1e6_7c1b8dea_S
A combined figure is a geometrical shape that is the combination of many simple geometrical shapes.
To find the area of combined figures we will follow the steps:
Step I: First we divide the combined figure into its simple geometrical shapes.
Step II: Then calculate the area of these simple geometrical shapes separately,
Step III: Finally, to find the required area of the combined figure we need to add or subtract these areas.
Solved Examples on Area of combined figures:
1. Find the area of the shaded region of the adjoining figure. (Use π = (frac{22}{7}))
JKLM is a square of side 7 cm. O is the centre of the
semicircle MNL.
Solution:
Step I: First we divide the combined figure into
its simple geometrical shapes.
The given combined shape is combination of a
square and a semicircle.
Step II: Then calculate the area of
these simple geometrical shapes separately.
Area of the square JKLM = 72 cm2
=
49 cm2
Area of the semicircle LNM = (frac{1}{2}) π ∙ ((frac{7}{2})^{2}) cm2 , [Since,
diameter LM = 7 cm]
=
(frac{1}{2}) ∙ (frac{22}{7}) ∙ (frac{49}{4}) cm2
=
(frac{77}{4}) cm2
=
19.25 cm2
Step III: Finally, add these areas up to get
the total area of the combined figure.
Therefore, the required area = 49 cm2 + 19.25 cm2
=
68.25 cm2.
2. In the adjoining figure, PQRS is a square of side 14 cm
and O is the centre of the circle touching all sides of the square.
Find the area of the shaded region.
Solution:
Step I: First we divide the combined figure into its simple geometrical shapes.
The given combined shape is combination of a square and a circle.
Step II: Then calculate the area of these simple geometrical shapes separately.
Area of the square PQRS = 142 cm2
= 196 cm2
Area of the circle with centre O = π ∙ 72 cm2, [Since, diameter SR = 14 cm]
= (frac{22}{7}) ∙ 49 cm2
= 22 × 7 cm2
= 154 cm2
Step III: Finally, to find the required area of the combined figure we need to subtract the area of the circle from the area of the square.
Therefore, the required area = 196 cm2 – 154 cm2
= 42 cm2
3. In the adjoining figure alongside, there are four equal quadrants of circles each of radius 3.5 cm, their centres being P, Q, R and S.
Find the area of the shaded region.
Solution:
Step I: First we divide the combined figure into its simple geometrical shapes.
The given combined shape is combination of a square and four quadrants.
Step II:Then calculate the area of these simple geometrical shapes separately.
Area of the square PQRS = 72 cm2, [Since, side of the square = 7 cm]
= 49 cm2
Area of the quadrant APB = (frac{1}{4}) π ∙ r2 cm2
= (frac{1}{4}) ∙ (frac{22}{7}) ∙ ((frac{7}{2})^{2}) cm2, [Since, side of the square = 7 cm and radius of the quadrant = (frac{7}{2}) cm]
= (frac{77}{8}) cm2
There are four quadrants and they have the same area.
So, total area of the four quadrants = 4 × (frac{77}{8}) cm2
= (frac{77}{2}) cm2
= (frac{77}{2}) cm2
Step III: Finally, to find the required area of the combined figure we need to subtract the area of the four quadrants from the area of the square.
Therefore, the required area = 49 cm2 – (frac{77}{2}) cm2
= (frac{21}{2}) cm2
= 10.5 cm2
10th Grade Math
From Areas of Combined Figures to HOME PAGE
Didn’t find what you were looking for? Or want to know more information
about Math Only Math.
Use this Google Search to find what you need.
Т. Г. Кокорева, преподаватель
дисциплины Математика,
ГБПОУ «Челябинский
энергетический колледж имени С.М. Кирова»
УГПС 08.00.00, Специальность
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
ОУДП.01 МАТЕМАТИКА, Раздел 3.
Геометрия 62 часа,
Тема 9. Геометрические тела, площади их
поверхностей и объемы 32 часа
2022
Методическая
разработка открытого учебного занятия
Тема:
«Площади поверхностей комбинированных геометрических тел»
Данная
методическая разработка открытого учебного занятия по теме «Площади
поверхностей комбинированных геометрических тел» в курсе дисциплины ОУДП.01.
Математика предназначена для преподавателей и является примером практического
применения элементов современных педагогических технологий: технология
проблемного обучения (создание преподавателем проблемных ситуаций для
самостоятельной деятельности студентов по их разрешению). В поиске и решении
сложных вопросов, студенты актуализируют знания по текущей теме, проводят
анализ, вырабатывают умения видеть за отдельными фактами явление и закон.
Критическое мышление, кейс технологии, использование ИКТ. В ходе учебного занятия
данные цели и задачи были достигнуты. Формы и методы контроля знаний и умений
обучающихся соответствует целям и задачам занятия. Время учебного занятия
использовано рационально. Присутствует чередование и смена видов деятельности.
В разработке представлено полное методическое обеспечение учебного занятия по
указанной теме. В разработке представлено полное методическое обеспечение
учебного занятия по указанной теме.
1.ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с
рабочей программой рабочей дисциплины «Математика» тема «Площади поверхностей
комбинированных геометрических тел» обучающимися 1-го курса специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений изучается
согласно КТП во 2-ом семестре. Тема раздела 3. ГЕОМЕТРИЯ. Занятие
№ 106. «Площади поверхностей комбинированных геометрических тел»
Тип занятия: урок применения
знаний и умений
Вид занятия: интегрированный
урок
Методическая цель
урока: организация урока
в соответствии с требованиями ФГОС
Дидактическая цель
занятия:
Организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний и
способов деятельности,
Задачи занятия: систематизировать
знания и умения по теме: формулы площадей поверхностей геометрических фигур.
Элементы
содержания:
основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в
строительстве;
Цель занятия: отработать
умения и навыки выполнения математических действий при имитации конкретной
производственной ситуации.
Требования к
уровню подготовки обучающихся: Уметь производить расчет площадей
отделываемых поверхностей, объемов работ и расхода материалов, уверенно
работать с калькулятором, переводить единицы измерения.
Организация
(формы) деятельности на уроке: групповая, фронтальная,
индивидуальная.
Технологии обучения: элементы
технологии проблемного обучения, элементы модульной технологии
Обще дидактические
методы обучения:
Информационно-рецептивный, Эвристический, Проблемный, решение ситуационных
профессиональных задач
Оборудование: мультимедиа-проектор,
компьютер, смартфоны
Обучающие средства: презентация (в
Microsoft Power Point), раздаточный материал (карточки, опорный конспект
теоретического и практического материала, индивидуальный лист письменного
ответа).
ХОД
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный
этап – 2 мин.
2. Постановка целей и
задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся – 5 мин.
3. Этап
подготовки обучающихся к активному усвоению нового материала – 20 мин.
4. Этап
Обобщения и систематизации знаний
4А. Этап
подготовки обучающихся к обобщенной деятельности -10 мин
4Б. Воспроизведение на новом уровне -13
мин
5.
Применение
знаний и умений в новой ситуации- 5мин
6.
Этап
закрепления вторичных знаний – 10 мин
7. Контроль усвоения,
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 15 мин.
8. Подведение итогов, рефлексия – 5 мин.
8А. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по
изученному материалу -2мин
8Б.
Рефлексия-3мин
Технологическая карта учебного занятия
Автор-разработчик |
Кокорева |
|||||||
Специальность |
08.02.01 |
|||||||
Учебный цикл |
Общеобразовательные |
|||||||
УД/МДК |
ОУДП.01 |
|||||||
Междисциплинарные связи |
МДК ПМ.05. |
|||||||
Цели |
Обучающая |
Развивающая |
Воспитательная |
|||||
– -приобщить обучающихся к – |
– способствовать – – |
-содействовать – воспитание – воспитание потребности в практическом – стремиться к воспитанию чувства |
||||||
Формируемые компетенции |
Общие |
|||||||
ОК |
Выбирать способы решения |
|||||||
ОК |
Осуществлять поиск, анализ и |
|||||||
ОК |
Работать в коллективе и |
|||||||
ОК |
Осуществлять устную и |
|||||||
ОК |
Использовать информационные |
|||||||
Профессиональные |
||||||||
ПК |
Проводить оперативный учет |
|||||||
Личностные |
||||||||
ЛР |
Навыки сотрудничества со |
|||||||
ЛР |
Осознанный выбор будущей |
|||||||
Наименование |
Раздел 5. ГЕОМЕТРИЯ |
кол-во |
||||||
___62___часа |
||||||||
Наименование и № темы |
Тема 5. Занятие № 65. «Площади |
___2___ |
||||||
Тип учебного занятия |
Учебное |
|||||||
Вид занятия |
Комбинированное |
|||||||
Место |
Каб. |
|||||||
Форма организации учебного |
Групповая, фронтальная, |
|||||||
Внутрипредметные связи |
«Тело и поверхность. |
|||||||
Ресурсы |
Материально-технические |
Основная литература |
Дополнительная |
Электронно-информационные |
||||
– посадочные места по количеству -рабочее место преподавателя; – экранно-звуковые пособия; -информационно-коммуникативные средства/ |
Геометрия, 10-11: учеб, для |
Богомолов Н.В. Практические занятия по Богомолов Н.В. Сборник задач по |
http://fcior.edu.ru http://school–collection.edu/ru http://widows.edu/ru https://college.ru/matematika/ Приложения: Mentimeter, цифровой конструктор |
|||||
Формы |
Текущий |
|||||||
Задание для внеаудиторной |
– |
|||||||
Этапы и хронология учебного занятия
Этапы |
Содержание |
Методические |
Признаки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность |
Деятельность |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный |
1.Приветствие обучающихся, сообщение |
Делятся на подгруппы (до начала занятия) Приветствие преподавателя, сообщение об |
Создание благоприятного |
Активация знаний о новой |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Постановка цели и задач |
Постановка целей и задач занятия – Докажите, что вы не можете начать Выявление места и причины затруднения -Как вы думаете, что необходимо для ремонт – Какие отделочные материалы нужны? – Где эти материалы можно взять? – Что нужно знать и уметь? (цену и количество материала, уметь – Ваши предложения, что делать с |
Высказывают свои предположения. (Не могут осуществить поставленную обучающиеся самостоятельно |
Формирование мотивации |
Сформулированы цели и задачи Полная готовность обучающихся к |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап подготовки обучающихся к |
Повторение материала предыдущих занятий: 1. Основные формулы плоских фигур 2. Метрическая система мер. 3. Линейные размеры комнаты. 1)
2) Пол в комнате, имеет форму 3) 1 Рассчитать количество штукатурной
Норма расхода штукатурной смеси – 10 кг 2 Рассчитать количество мешков |
1. Решение заданий (повторение 2. Обсуждение результатов решения 3. Оценивание ответов |
Применяется игровой прием – прием |
Проверено знание формул и их применение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Этап подготовки обучающихся к |
1.Этап На изучение и решение кейса, отводится Определение проблемы из вопросов: Задачи для выполнения работы: 1. Внимательно изучить, 2. На основании анализа работы 3. Представленные результаты – максимальное удовлетворение – экономичность, но |
Для решения поставленной задачи |
форма организации |
Информация получена и |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап Применение знаний и умений в |
Для решения поставленной задачи Каждая бригада выбирает комнату для 1. Внимательно изучить материалы кейса 2. Обсудить изученную информацию 3. Обменяться мнениями и составить план 4. Проанализировать материал 5. Определить сущность ситуации 6. Зафиксировать основные и 7. Выработать решение задачи. требуется найти: а. стоимость всех материалов; б. стоимость проводимых работ. |
Обучающиеся изучают алгоритм, выявляют |
форма организации |
Информация получена, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Этап закрепления вторичных |
произвести отделочные работы в 3-х Для отделки комнаты необходимо провести 1. Выровнять стены гипсовой 2. Покрасить пол масляной 3. Сделать потолок в каждой 4. Отделочные материалы выбрать Для проведения отделочных работ выбрать Посчитать сколько будет стоить самый Размеры квартиры: 1 комната: 4×5×2,8, имеется 2 комната: 3×3,5×2,8, 3 комната: 3,5×4×2,8, |
Обучающиеся |
форма организации |
Поиск решения проблемы Полученная информация |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Этап Контроля |
3. Этап проверки Отчёт
|
Обучающиеся |
форма организации |
Оценка правильности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8а. Анализ |
Подводя итоги занятия, 1. 2. 3. Выставление оценок в |
Обучающиеся участвуют в |
Формирование определять методы и способы форма организации |
Выявление сложных моментов в работе, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
8б. Рефлексия |
Преподаватель предлагает – Как вы оцениваете свою – Чему научились на занятии? – Какие рассмотренные задачи – Можете ли вы теперь дать |
Обучающиеся выявляют |
Мобилизация обучающихся на рефлексию |
Открытость учащихся в осмыслении своих |
Прайс – лист |
||
Фирма |
Наименование работ |
Цена |
|
Гипсовая |
284 руб. (25 кг) |
Потолочная |
21 руб. (1 шт.) |
|
Потолочный |
17 руб. (1 м2) |
|
Краска |
255 руб. (4 кг) 71 руб. (1 кг) |
|
|
Гипсовая |
270 руб. (25 кг) |
Потолочная |
24 руб. (1 шт.) |
|
Потолочный |
13 руб. (1 м2) |
|
Краска |
240 руб. (4 кг) 74 руб. (1 кг) |
|
|
Гипсовая |
280 руб. (25 кг) |
Потолочная |
22 руб. (1 шт.) |
|
Потолочный |
15 руб. (1 м2) |
|
Краска |
250 руб. (4 кг) 70 руб. (1 кг) |
Прейскурант цен |
||
Фирма |
Наименование работ |
Цена (1 м2) |
|
Шпатлевка |
110 руб. |
Покраска |
85 руб. |
|
Ремонт |
100 руб. |
|
|
Шпатлевка |
140 руб. |
Покраска |
60 руб. |
|
Ремонт |
70 руб. |
|
|
Шпатлевка |
120 руб. |
Покраска |
75 руб. |
|
Ремонт |
80 руб. |
Скачано с www.znanio.ru