Как найти площадь погруженной части шпангоута

Формулу
для определения площади погруженной
части шпангоута можно получить,
воспользовавшись приемом, описанным
ранее при определении, например,
площади ватерлинии. Выделим элемент
площади шпангоута d
= 2
ydz
(рис.
6). Вся площадь будет равна


.

(20)

Если
необходимо получить зависимость
(z),
то формулу (20) пред-

ставляют в виде
интеграла с переменным верхним пределом:

.

(21)

Рис.
6. К определению элементов площади
шпангоута

Совокупность
кривых площадей всех шпангоутов
называется

масштабом
Бонжана
.
Формы
масштаба Бонжана могут быть различными.
Наиболее распространенная из них
изображена на рис.7. Она получается,
если на оси абсцисс отложить в каком-либо
масштабе длину судна L,
нанести следы шпангоутов и от них
построить кривые
Ω
(
z).



Рис.
7 Масштаб Бонжана

Применяют
масштаб Бонжана при определении
водоизмещения V
и
абсциссы хс
для
судна, плавающего с дифферентом.

2.11. Определение водоизмещения и координат цв для посадки судна с дифферентом. Диаграмма Фирсова

В
случае посадки судна с дифферентом
удобнее всего пользоваться масштабом
Бонжана, изображенным на рис. 7. Порядок
действий следующий

  1. Вычисляют
    осадку носом и кормой по формулам :

Тн
= T
+

tgψ
;

.
(22)

2.
Откладывают Тн
на носовом перпендикуляре,
а
Тк
на
кормовом
и
полученные точки соединяют прямой
линией. Из точек пересечения наклонной
ватерлинии со следами шпангоутов
восстанавливают перпендикуляры к
следам шпангоутов до пересечения с
кривыми

(z),
находят площади шпангоутов

и производят вычисления по следующим
формулам :

.
(23)

В
условиях эксплуатации затруднительно
проводить каждый раз расчеты Ω,
V,
х,
,
поэтому
еще в процессе проектирования строят
диаграмму
Фирсова

(рис.
8), позволяющую по осадкам Тн
и Тк
без
каких-либо дополнительных вычислений
определить соответствующие V
и
хс.
Диаграмму
Фирсова строят в прямоугольной системе
координат, в которой по оси абсцисс
откладывают Тн
,
а по оси ординат Тк
.
Масштаб осадок на обеих осях одинаков,
число и цена делений соответствуют
градуировке на форштевне и ахтерштевне.
На диаграмме изображены два семейства
кривых: постоянного водоизмещения V
и
постоянной абсциссы ЦВ
хс.
Построение
диаграммы Фирсова проводят с помощью
масштаба Бонжана .

Рис.
8. Диаграмма Фирсова

ТЕСТ
К МОДУЛЮ 5.3

1)
Сколько моментов инерции имеет
несимметричная ватерлиния ?

А)
2

Б)
4

В)
3

Г)
1

2)
По какой формуле момент инерции

для
несимметричной ватерлинии определяется
правильно ?

А)

Б)

В)

Г)

3)
По какой формуле правильно определить
статический момент

А)

Б)

В)

Г)

4
) Определите

,
если S=1500
,
=0,2

А)
350

Б)
150

В)
300

Г)
500

5)Назовите
правильно свойство кривых

и


?

А
) кривые пересекаются в точке экстремума

Б)
кривые пересекаются в точке экстремума

В)
кривые пересекаются на КВЛ

6)
Какой вид имеет кривая аппликат ЦВ ?

А)
вид строевой по шпангоутам

Б)
вид кривой

В)
вид кривой водоизмещения

Г)
вид строевой по ватерлинии

7)
В каких пределах должна находится

на
КВЛ?

А)
T/3

zc
T/2

Б)
T/2

zc
≤ 2T/3

В)
T

zc
≤ 2T

Г)
T/4

zc
T/2

8)
Определите

если
r=6м,
V=15000м3

А)
3000

Б)
50000

В)
90000

Г)
80000

9)
Определите продольный метацентрический
радиус, если

=5000000м4,V=20000
м3

А)
250

Б)
200

В)
300

Г)
220

10)
Определите соотношение

/
,
если R=120м,
r=6м?

А)
10

Б)
5

В)
15

Г)
20

11)
Как правильно определить площадь
шпангоута?

А)

Б)

В)

Г)

12)
Что такое масштаб Бонжана ?

А)
совокупность кривых площадей ватерлиний

Б)
кривые статических моментов площадей
шпангоутов

В)
совокупность кривых площадей шпангоутов

Г)
совокупность кривых моментов инерций
площадей шпангоутов

13)
Для чего используется масштаб Бонжана
?

А)
для расчета водоизмещения и
при
посадке судна с креном и дифферентом

Б)
для расчета водоизмещения и

при
посадке судна только с креном

В)
для расчета водоизмещения и

при
посадке судна с дифферентом

14)
Что определяют по диаграмме Фирсова?

А)
водоизмещение и аппликату ЦВ

Б)
площадь КВЛ и абсциссу ЦВ

В)
водоизмещение и ординату ЦВ

Г)
водоизмещение и абсциссу ЦВ

15)
Что необходимо знать для использования
диаграммы Фирсова?

А)
осадки носом и кормой

Б)
осадки на левом и правом борту

В)
площади шпангоутов

Г)
длину судна

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Найти площадь КВЛ, площадь мидель-шпангоута и объемное водоизмещение судна, коэффициенты полноты и главные размерения которого: L = 126,2 м; В = 16,32 м; Т = 8,98 м; α = 0,872; β = 0,977; δ = 0,772.

Коэффициент полноты ватерлинии α=0,872 – это отношение площади ватерлинии S к площади описанного вокруг нее прямоугольника:
α=SL*B, (1)
откуда при заданных длине L=126,2 м судна и его ширине B=16,32 м определяем площадь конструктивной ватерлинии:
S=α*L*B=0,872*126,2*16,32=1796 м2.
Коэффициент полноты мидель-шпангоута β=0,977 – это отношение площади мидель-шпангоута ω к площади описанного вокруг нее прямоугольника:
β=ωB*T, (2)
откуда при заданных ширине судна B=16,32 м и его осадке T=8,98 м определяем площадь мидель-шпангоута:
ω=β*B*T=0,977*16,32*8,98=143,2 м2.
Коэффициент общей полноты (полноты водоизмещения) δ=0,772 – это отношение подводной части корпуса V (объемного водоизмещения) к объему описанного вокруг неее параллелепипеда:
δ=VL*B*T , (3)
где L – длина судна; B – ширина судна; T – осадка судна.
Тогда искомое объемное водоизмещение:
V=δ*L*B*T=0,772*126,2*16,32*8,98=14278 м3.

Определить площадь мидель-шпангоута, если длина судна равна L=75 м, коэффициент полноты мидель-шпангоута β=0.92. Отношение длины к ширине судна 6, ширины к осадке 3.

Решение:
Ширина судна:
B=L/6=75/6=12.5 м
Осадка судна:
Т=B/3=12.5/3=4.17 м

Коэффициент полноты площади мидель-шпангоута β — отношение площади мидель-шпангоута ωФ к площади прямоугольника со сторонами В, Т;
β= ωФ/(В×Т)

Отсюда площадь мидель-шпангоута:
ωФ=β×B×T
Cучетом найденных ранее величины
ωФ=β×B×T=0.92×4.17×12.5=48 м2

Ответ:
ωФ=48 м2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12
РАСЧЁТ КООРДИНАТОВ ПОЛНОТЫ КОРПУСА СУДНА И РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЧЕРТЕЖОМ ЦЕЛЬ : -На основе изучения устройства судна, приобрести практические навыки для определения мореходных качеств судна с использованием полноты площадей корпуса судна.
-Приобрести навыки с расчётами по определению непотопляемости судна.
-Научиться определять масштаб (т.ч.) снимать ординаты ватерлиний по теоретическим шпангоутам -Научиться строить интегральную кривую площадей шпангоутов и строевую по шпангоутам

ВРЕМЯ- 2часа ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ : .Повторить по конспекту изученные темы. 1 . теоретический чертёж (т.ч.) 3. главные сечения судна 4.система координат судна 5.главные размерения судна. 6.Масштаб Бонжена( Определение объёмного водоизмещения судна.)

1. РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЧЕРТЕ ЖОМ. Теоретический чертёж является основным проектным чертежом судна. Он служит как для расчёта мореходных качеств судна, так и для разработки общих проектных документов судна. В расчёт входят: -КРИВЫЕ ПЛАВУЧЕСТИ И ОСТОЙЧИВОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА -коофициент полноты формы корпуса – определение площади ватерлиний судна. ЗАДАНИЕ №1
Определить площадь теоретической ватерлинии (ВЛ)№2,если длина судна L=43m. 1.Используем проекцию ТЧ «полуширота» . По соответствующим шпангоутам от ДП снимаем ординаты до кривой (В/1 №2) уо=о, у2 = 1.22 у 4= 1.90 уб= 4.88 ys = 5.44 ую=5.66 2. Определяем площадь ВЛ 2 по формуле трапеций.
В формулах взят коэффициент « 2 » для определения полной площади сечения.

№ шпангоутов Ординаты ВЛ№2 Фактические ординаты умножить на масштаб (200)
Снятые с чертежа
0 уо =0
2 у2 = 1.22 2.44
4 у 4= 1.90 3.80
6 у 6= 2.44 4.88
8 У 8 2.72 5.44
10 У10 = 2.83 5.66

STp. =2-L/n {(уо+ У2 +У4 +у6 +у10 ) – уо+ у10 /2 } = 43:10-2{( 0 + 2.44 + 3.80 + 4.88+ 5.44 + 5.66 ) – 0+5.66 /2 } =166,7м.кв. В зависимости от осадок изменяется погруженная площадь шпангоута (ω2) Эти знания применяются в расчётах по непотопляемости.
ЗАДАНИЕ № 2. Есть необходимость при осадке d= 3.0 ,число теоретических ватерлиний – 3 быстро узнать погруженную площадь шпангоута №4. Для этого вычерчивают кривую площади шпангоута, так называемую, строев/ю по шпангоутам.
1. С проекции «Корпус» ТЧ для шпангоута 4,через интервал осадок и число ватерлиний 3 снять значения ординат и внести в таблицу.(колонки 1и2) 2. Вычислить площади ВЛ1,ВЛ2,ВЛЗ. По формуле статических моментов площади S = (уо + У2 +У4 +у6 ….+ У n) d /n и внести в таблицу. 3.Полученные векторы откладывают по соответствующим ватерлиниям, и концы векторов соединяют плавной кривой – получают интегральную кривую площадей шпангоута.

№ ВЛ Значения ординат(м) величину векторов (см) • наМ:10 Сумма ординат попарно(м) Площади шпангоутов между ВЛ. (d/n d-осадка; n-число ВЛ) Площади нарастающим итогом (площади ниже соответствующей ВЛ(м)
1 2 3 4 5
0 у 0 =0.44 уо + у1 =3.64 S1 =2( уо + y1 )d/n= 2 (уо +y1 ) d/n = 2.91 До ватерлинии S l=2.91
1 yl =3.20 yl + у2 = 7.46 S2 = (yl + y2) d =5,97 n До ВЛ2 S1+ S2=8 ,88
2 у2 = 4.26 у2 + уЗ =8.84 S3 =(y2+y3)d= 7,07 n До ВЛз SI + S2 + S3 = 15.95
3 уЗ =4.58 уЗ +у4 =9.30 S4=(y3 + y4 ) d=7,44 n До BJI4 SI + S2 + S3+S4 = 22,39

ЗАДАНИЕ № 2 Построение интегральной кривой площадей судна по масштабу Бонжана.(строевая по шпангоутам). В зависимости от осадки изменяется погруженная площадь (ω )шпангоута Определить погруженные площади шпангоутов N22,10,18, если судно имеет осадки носом dн=1.0м, dк=5.5м

ω

Строевая по шпангоутам.

Для этого выбираем метод расчёта «масштаб Бонжана»,который позволяет вычислять водоизмещение и координаты ЦВ при посадке судна с любым деферентом.

Методика расчёта.

1.Выбирают масштаб площадей (для данного задания масштаб площадей = в 1см 20м.кв.)

2. На перпендикулярах откладывают осадки и проводят через них прямую линию(ДВЛ).

3. Из точек пересечения ВЛ с шпангоутом проводят горизонталь до пересечения с кривой по номеру шпангоута.

4.Величину вектора в см. умножаем на масштаб площадей вычисляют площади(ω )и заносят в таблицу dH= ω 2= 6,0м.кв, ω10=36,0 м.кв., ω 18=8,0м.кв. dK= ω 2=2,0 м.кв,

ω 10 = 40,0 м.кв, ω 18=3,0 м.кв

5. По данным величинам построить строевую по шпангоутам «Масштаб Бонжана».

ВЫВОД: площадь и форма строевой по шпангоутам зависят от осадки и дифферента судна.

Распределение водоизмещения по всей длине судна

Имея строевую по шпангоутам можно:

1.определить объём влившейся воды при повреждении отсека.

2.0пределить объёмы судовых помещений V= L:n {( ω0+ ω1 + ω 2…. ) – ω0+ ωn :2}

3. определение водоизмещения по любой ВЛ

КРИВЫЕ ПЛАВУЧЕСТИ И ОСТОЙЧИВОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА.
Это диаграмма с кривыми определяющие зависимость изменения теоретических элементов судна от его осадки.

ЗАДАНИЕ № 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ И ВЛИЯНИЕ НА МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМЫ СУДНА

В качестве характеристик формы судна используются два рода безразмерных величин: соотношения главных размерений корпуса и коэффициенты полноты площадей сечений и подводного объема.

Из соотношений главных размерений основными являются следующие:

L/B- влияющее на ходкость и поворотливость,

L/H – определяющее условие обеспечения общей прочности,

В/Т -влияющее на остойчивость, ходкость и поворотливость,

Н/Т – влияющее на обеспечение непотопляемости и остойчивости.

Система координат судна.

Задача 1. Определить объём подводной части судна (объёмное водоизмещение), если S=1600m.kb. δ=0.7;а=0.8;Т=5,0м. Известно, что V= δLBT.

коофициенты полноты судна

А) =S:LB-Kooф. полноты ватерлинии

Б) ( β= ω:ВТ кооф.полноты МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТА ;

В)δ= V: LBT

В этом выражении нам известно δиТ.Для определения L_иВ(их произведения ),можно использовать выражение S=aLB, откуда

LB=S :a=1600 : 0,8 =2000м.кв. Тогда

V =0,7∙ 2000∙5=7000м.кв. 0твет: V =7000м.кв.

Задача 2 .Судно в морском порту, стоящей под загрузкой имело осадку T1 = 2,80м. После погрузки осадка стала Т2 = 4м. Найти погруженную площадь шпангоута для осадки судна Использовать графический метод погруженной площади от осадки судна T1 и Т2.

Решение.

1. Построить интегральную кривую площадей, и снять показания площадей шпангоутов.

Ответ: Sпогр шп. При d=2.80м =20м.кв

Sпогр шп. При d=4м = 30м.кв

Задача 3

Судно стоит в морском порту под загрузку и имеет осадку Т1 = 4,10м. После погрузки осадка стала Т2 = 7м.

Используя грузовую шкалу, определить количество (массу) погруженного груза

Решение.

1.Определяем водоизмещение осадкам до и после погрузки груза по грузовой шкале.

1. проводим горизонтальную линию через известные величины осадок.

Т1=4.10м соответствует водоизмещению Δ1=3.900т

Т2=7м. соответствует водоизмещению Δ2=8000т

2. Находим приращение осадки.

Т21=7м-4.10м = 2.9. Приращение осадки ΔТ=2.9

3. Определяем количество принятого груза

Р=Δ21=8000т-3900т=4100т

Ответ: ПРИНЯТОГО ГРУЗА Р=4100т

Задача 4

Судно имеет полностью затопленный отсек ( отсеки ), симметричный диаметральной плоскости (ДП). Оно сидит ниже ватерлинии (КВЛ) без крена.

ХАРАКТЕРИСТИКА.

Судно имеет частично затопленный отсек (отсеки), имеющий свободную поверхность, несимметричный относительно ДП. Оно сидит ниже КВЛ с креном на борт, противоположный затопленному.

ХАРАКТЕРИСТИКА.

Так как объем подводной части корпуса судна можно выразить через главные размерения и коэффициент общей полноты, т. е.

V=δLBT,

то водоизмещение (массу) судна можно представить в виде

D=ρδLBT

Водоизмещение D (нагрузка масс) и координаты центра тяжести (центра масс) определяются расчетом, учитывающим массу и местоположение отдельных составляющих.

Расчет водоизмещения и его геометрических характеристик подводной части корпуса производится по теоретическому чертежу судна при его проектировании , а для практических расчетов в период эксплуатации судна – по судовой технической документации, состоящей из гидростатических кривых , масштаба Бонжана, строевых, грузовой шкалы, таблиц и др.
Эти документы позволяют находить численные значения величин

при любой осадке

.

Объемное водоизмещение, а также координаты центра величины С определяют по теоретическому чертежу методом трапеций в табличной форме.

38.3.1. Судовая документация для расчета водоизмещения

Кривые элементов теоретического чертежа (гидростатические кривые) представляют собой графическую зависимость более десяти геометрических величин подводной части судна(D, V, S, XC, ZC, Xf, r, R, Zm, ZM, Ix и тд.)
в функции от осадки Т (рис.4).

При вычислении значении величин по кривым элементов необходимо четко определить начало координат и масштаб

Рис.4.Кривые элементов теоретического чертежа

Эти же величины в судовой документации могут быть представлены в виде таблице гидростатических данных, структура которой показана в таблице

Таблица 38.3.1. Гидростатические данные

Осадка

Водоизмещение

Объемное водоизмещение

Абсцисса ЦВ

Аппликата ЦВ

Площадь ватерлинии

Абсцисса ЦТ ватерлинии

T, м D, т V, м3 Xc, м Zc, м S, м2 Xf , м
0,50 235 229 1,23 0,250 685,5 1,05
1,00 478 466 1.37 0.506 713,9 1,16
1,50 ××× ××× ××× ××× ××× ×××
2,00 ××× ××× ××× ××× ××× ×××
2,50 ××× ××× ××× ××× ××× ×××
3,00 2197 2144 1,00 1,540 885,6 0,80

Расчеты водоизмещения и груза (драфт-сюрвей) позволяет провести грузовая шкала(рис.5),которая показывает зависимость от углубления Ty:
водоизмещения D,
дедвейта DW,
числа тонн на 1см,
осадки q и дифферентующего момента на 1см.

На некоторых грузовых шкалах приводится для D и DW несколько шкал при различной плотности воды от ρ = 1,000 т/м3 до ρ = 1,025 т/м3.

Рис.5. Грузовая шкала

Строевая по шпангоутам представляет зависимость погруженной площади шпангоута от его положения по длине судна (рис. 6).

Вычисления начинают с определения площади шпангоутов.
С этой целью площадь каждого шпангоута разбивают следами ватерлиний на n-е число участков, и криволинейные кромки заменяют прямыми (рис.6).
Расчеты будут тем точнее, чем большее число ватерлинии проведено.
Площадь шпангоута определяется как удвоенная сумма площадей трапеций, вписанных в этот шпангоут.
Далее на прямой в определенном масштабе отмечают теоретические шпангоуты, восстанавливают перпендикуляры и на них также в масштабе отмечают соответствующие площади шпангоутов.

Полученные точки соединяют плавной линией, которая характеризует изменение площади поперечного сечения судна по длине и называется строевой по шпангоутам (рис.6).
Если найти площадь фигуры, ограниченной строевой по шпангоутам, то она с учетом масштаба будет равна объемному водоизмещению судна.

Площадь строевой по шпангоутам определяется так же, как и площадь шпангоутов.

По горизонтали отложена длина судна L, а по вертикали – площади шпангоутов “ωi, обычно до КВЛ.
Площадь ее в масштабе равна объемному водоизмещению V .

Рис.6. Строевая по шпангоутам

Строевая по ватерлиниям изображает зависимость площади ВЛ от осадки Т , т. е. дает распределение водоизмещения по вертикали (рис.7).

Площадь строевой в масштабе равна объемному водоизмещению судна V.

Рис.7. Строевая по ватерлиниям

Объемное водоизмещение можно определить, пользуясь строевой по ватерлиниям, представляющей собой кривую, абсциссы которой в принятом масштабе дают площади ватерлиний в зависимости от осадки.

Площадь фигуры, ограниченной строевой по ватерлиниям, в соответствующем масштабе равна объемному водоизмещению по заданную осадку.

Площадь ватерлиний, а также площади фигуры, ограниченной строевой по ватерлиниям, находят так же, как и площади шпангоутов, методом трапеций.
Для этой же цели можно использовать специальный прибор, называемый планиметром.

Масштаб Бонжана — представляет собой диаграмму зависимости погруженных площадей теоретических шпангоутов от осадки.

Масштаб Бонжана позволяет вычислить весовое водоизмещение D и координаты ЦВ (ХC и ZC) при посадке судна с любым дифферентом (рис.8) и используется при расчетах непотопляемости судна.

Рис.8. Масштаб Бонжана

Для практических расчетов посадки судна и навигационных качеств обычно при расчете водоизмещения судна «D» используют грузовой размер и гидростатические кривые или таблицы и диаграммы осадок носом и кормой (рис.9).

Существуют и другие формы диаграммы осадок носом и кормой

Рис.9. Диаграмма осадок носом и кормой

38.3.2. Расчет водоизмещения судна по грузовой шкале

Чтобы правильно определить при приеме – сдаче вес груза на борту методом драфт-сюрвея необходимо с максимальной точностью провести расчет весового водоизмещения судна «D».
Такой расчет проводится с помощью грузовой шкалы.

Грузовая шкала (рис.5) построена для посадки судна прямо и на ровный киль без учета изгиба корпуса, поэтому при расчете водоизмещения D по грузовой шкале необходимо ввести поправки.

Расчет водоизмещения судна по грузовой шкале ведется в такой последовательности:
1. По маркам углубления Тн и Тк рассчитываются средняя осадка Тср и дифферент ΔT.

Tср = (Tн – Тк)/2 ; ΔT = Tн – Тк

2. По грузовой шкале определяется водоизмещение D0 при средней осадке Тср.

3. Определяется поправка на дифферент и обводы к водоизмещению Dо, найденному по грузовой шкале для средней осадки Тср :

ΔDдиф=100*q*(((Lн+Lk)/2)+ xf+((Mнк)/2*q)*ΔT/(L+Lн-Lk)

где Мн и Мk – моменты, дифферентующие судно на 1 см, снимаемые с грузовой шкалы при осадках носом и кормой соответственно;

ΔT – дифферент, определенный по маркам углубления;
xf – абсцисса ЦТ ватерлинии с гидростатических кривых (рис.4).

Дополнительная поправка на изгиб корпуса приближенно определяется выражением:

ΔDизг = 0,74*qf ,

где f – стрелка прогиба корпуса в сантиметрах:

f = (Тм – Тср)*100,

Тм – средняя осадка по отсчетам правого и левого борта по миделевым маркам углубления,

Тм = м пр+ Тм лев)/2

На некоторых грузовых шкалах дается шкала водоизмещения только для стандартной плотности

ρ = 1,025 т/м3.

В этом случае вводится еще поправка на фактическую плотность забортной воды ρф :

ΔDплотн.=D*(ρф– ρ)/ ρ

Окончательное значение водоизмещения найдется как сумма:

D = Dшк + ΔDдиф + ΔDизг + ΔDпл,

где Dшк – водоизмещение, определенное по грузовой шкале.

Все поправки суммируются со своими знаками и последняя из них учитывается, только если Dшк определено не для фактической, а для стандартной плотности или для пресной воды.

Массовое водоизмещение и координаты центра массы подсчитывают для различных случаев загрузки судна.

В эксплуатационной практике исходные данные по перевозимым грузам, которые необходимы для расчета нагрузки масс, можно определить по грузовому плану (рис. 10).

Рис.10. Грузовой план сухогрузного судна

Если для разных осадок определить объем погруженной части корпуса и соответствующее этим осадкам водоизмещение, то можно построить график, называемый грузовым размером (рис.11).

Такой план составляется с целью обеспечения:

– мореходности судна,
– сохранности грузов и обеспечения возможности принимать и выдавать грузы в портах по коносаментам (попартионно).

Пользуясь грузовым размером, можно^
определить изменение средней осадки от приема или расходования груза;
по заданному водоизмещению определить осадку судна.

Рис.11.Грузовой размер

Для обеспечения безопасности плавания каждое судно должно обладать запасом плавучести.

Запас плавучести – это масса грузов, которое судно может принять сверх находящихся на нем до полного погружения.

Мерой запаса плавучести служит объем надводной непроницаемой части судна от действующей ватерлинии до верхней палубы, имеющей водонепроницаемые закрытия.

В этот объем могут входить и надстройки, если они также имеют водонепроницаемые закрытия.

В случае попадания воды внутрь корпуса осадка судна увеличивается, но оно остается на плаву.
Запас плавучести зависит от величины надводного борта: чем он больше, тем больше запас плавучести.

Исходя из этого, Регистр назначает каждому судну в зависимости от его размеров, назначения и района плавания минимальный надводный борт, который фиксируют в «Свидетельстве о грузовой марке», выдаваемом каждому судну.

Обычно запас плавучести составляет 30-50 % водоизмещения, на танкерах 15 – 25%, на пассажирских судах до 100%.

Добавить комментарий