Как найти площадь произвольной фигуры 5 класс

Площадь


Площадь

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 175.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 175.

В школьном курсе математики 4-5 класса рассматривается понятие площади. Это значение часто встречается как в реальной жизни, где мы постоянно интересуемся площадью квартиры, так и при решении задач.

Определение понятия

Площадь указывает на размер плоскости, которую занимает фигура. Если вырезать любую фигуру из листа бумаги, положить на поверхность, а потом обвести карандашом, мы получим визуальное воплощение характеристики площади.

Площади двух абсолютно разных фигур могут быть одинаковыми. Почему так происходит? Потому что площадь – это характеристика. Можно провести простую аналогию с деньгами: сто грамм конфет и полкилограмма крупы стоят одинаково, но это совершенно разные вещи. Так треугольник и прямоугольник могут иметь одинаковую площадь. Фигуры, имеющие одинаковую площадь, называют равновеликими.

Характеристики понятия

Площадь имеет несколько характеристик:

  • Положительность. Площадь не может быть отрицательной, как не может быть отрицательным пространство. Есть единственный случай, когда площадь стремится к нулю: измерение площади точки.
  • Нормируемость. Что это значит? Это значит, что у площади есть какая-то норма, с которой и сравнивают поверхность любой фигуры. Норма площади это квадрат со сторонами 1 на 1. Если это квадрат со сторонами 1 на 1 см, то единица измерения площади будет называться см квадратный и т.д.
  • Если две фигуры объединить, так, что они не будут иметь общих внутренних точек, то есть совместить фигуры по какой-либо стороне, то площадь получившейся фигуры будет равна сумме площадей двух изначальных фигур.

На практике площадь можно определять с помощью палетки или специального измерительного прибора – планиметра.

Площади простых фигур

Формула для определения площади зависит от фигуры. Обозначение площади, чаще всего, остается неизменным – это латинская заглавная буква “S”. Это не правило, просто одна из традиций обозначения площади. В высшей математике, теплотехнике и многих других дисциплинах площадь могут обозначать другими буквами.

Рассмотрим наиболее популярные формулы определения площадей:

  • Прямоугольник. S=a*b – произведение длины на ширину.
  • Треугольник. $S={1over2}a*h$ – половина произведения основания на высоту, проведенную к этому основанию.
  • Круг. $S=pi*r^2$ – отдельно нужно отметить, что окружность площади иметь не может. Только круг.

Высота в произвольном треугольнике

Рис. 1. Высота в произвольном треугольнике.

Предварительно нужно убедиться в том, что параметры фигуры находятся в одинаковых единицах измерения. Например, когда ширина прямоугольника представлена в миллиметрах, а длина в сантиметрах, следует перевести сантиметры в миллиметры и только потом использовать формулу.

Площадь прямоугольника

Рис. 2. Площадь прямоугольника.

Что такое площадь квадрата? Это сторона фигуры, возведенная в квадрат. Потому что квадрат это прямоугольник, длина и ширина которого равны:

$$S=a^2$$

Если у квадрата одна сторона равняется 100 м, то его площадь равна одному гектару. Эту единицу используют, когда необходимо оценить размеры земной поверхности при распределении сельскохозяйственных угодий:

$$1га=100м∙100м=10 000м^2$$

Площади полей могут также измерять в арах, что в народе называют «соткой», потому что один ар – это квадрат, сторона которого равняется 10 м, а его площадь соответственно 100 $м^2$.

$$1 ар=100м^2$$.

Площадь произвольной фигуры

Площадь сложной фигуры можно определить, просуммировав площади ее частей. Для этого нужно просто разделить произвольную геометрическую фигуру на простые составляющие так, чтобы можно было легко определить их квадратуры.

Площадь сложной фигуры

Рис. 3. Площадь сложной фигуры.

Фигуру на рисунке 3 можно разбить на 12 квадратов со сторонами 1 см. Тогда площадь каждого квадрата будет равняться $1см^2$. Получается, что площадь рассматриваемой фигуры будет $12 см^2$.

Заключение

Что мы узнали?

Мы познакомились с понятием площади. Узнали, что для каждой фигуры есть свой метод определения площади. Важно, чтобы основные параметры фигуры были выражены в одних и тех же единицах.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Галина Изотова

    9/10

  • Данил Байков

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 175.


А какая ваша оценка?

Две фигуры называют равными, если одну их них можно так наложить на другую,
что эти фигуры совпадут.

Площади равных фигур равны. Их периметры тоже равны.

Площадь квадрата

Запомните!
!

Для вычисления площади квадрата нужно умножить его длину на саму себя.

S = a · a

Пример:

площадь квадрата
SEKFM = EK · EK

SEKFM = 3 · 3 = 9 см2

Формулу площади квадрата, зная
определение степени,
можно записать следующим образом:

S = a2

Площадь прямоугольника

Запомните!
!

Для вычисления площади прямоугольника нужно умножить его длину на ширину.

S = a · b

Пример:

площадь прямоугольника
SABCD = AB · BC

SABCD = 3 · 7 = 21 см2

Запомните!
!

Нельзя вычислять периметр или площадь, если длина и ширина выражены в разных единицах длины.

Обязательно проверяйте, чтобы и длина, и ширина были выражены в одинаковых единицах, то есть обе в см, м и т.д.

Площадь сложных фигур

Запомните!
!

Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.

Задача: найти площадь огородного участка.

площадь фигуры

Так как фигура на рисунке не является ни квадратом, ни прямоугольником, рассчитать её площадь можно используя
правило выше.

Разделим фигуру на два прямоугольника, чьи площади мы можем легко рассчитать по известной формуле.

площадь сложной фигуры
SABCE = AB · BC
SEFKL = 10 · 3 = 30 м2
SCDEF = FC · CD
SCDEF = 7 · 5 = 35 м2

Чтобы найти площадь всей фигуры, сложим площади найденных прямоугольников.
S = SABCE + SEFKL
S = 30 + 35 = 65 м2

Ответ: S = 65 м2 — площадь огородного участка.


Свойство ниже может вам пригодиться при решении задач на площадь.

Запомните!
!

Диагональ прямоугольника делит прямоугольник на два равных треугольника.

Площадь любого из этих треугольников равна половине площади прямоугольника.

Рассмотрим прямоугольник:

диагональ прямоугольника делит на равные треугольники

АС — диагональ прямоугольника
ABCD. Найдём площадь треугольников
знак треугольника
ABC и
знак треугольникаACD

Вначале найдём площадь прямоугольника по формуле.

SABCD = AB · BC
SABCD = 5 · 4 = 20 см2

Sзнак треугольника
ABC
= SABCD : 2

Sзнак треугольника
ABC
= 20 : 2 = 10 см2

Sзнак треугольника
ABC
=
Sзнак треугольника
ACD
= 10 см2


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:

3 декабря 2015 в 22:54

Ирина Петренко
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Ирина Петренко
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

как написать правильно площадь треугольника?undecided

0
Спасибоthanks
Ответить

9 декабря 2015 в 19:41
Ответ для Ирина Петренко

Тима Клюев
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 8

(^-^)
Тима Клюев
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 8


S(рисуешь мини треугольник) = ,,,,,

0
Спасибоthanks
Ответить


На мой взгляд, задача учителя – не только научить, а развить познавательный интерес у учащегося. Поэтому, когда возможно, связываю темы урока с практическими задачами.

На занятии учащиеся под руководством учителя составляют план решения задач на нахождение площади «сложной фигуры» (для расчеты сметы ремонта), закрепляют навыки решения задач на нахождение площади; происходит развитие внимания, способности к исследовательской деятельности, воспитание активности, самостоятельности.

Работа в парах создает ситуацию общения между теми, кто имеет знания и теми, кто их приобретает; в основе такой работы лежит повышение качества подготовки по предмету. Способствует развитию интереса к процессу учения и более глубокому усвоению учебного материала.

Урок не только систематизирует знания обучающихся, но и способствует развитию творческих, аналитических способностей. Применение задач с практическим содержанием на уроке позволяет показать востребованность математических знаний в повседневной жизни.

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепление знаний формул площади прямоугольника, прямоугольного треугольника;
  • анализ заданий на вычисление площади “сложной” фигуры и способов их выполнения;
  • самостоятельное выполнение заданий для проверки знаний, умений, навыков.

Развивающие:

  • развитие приёмов умственной и исследовательской деятельности;
  • развитие умения слушать и объяснять ход решения.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
  • воспитывать культуру устной и письменной математической речи;
  • воспитывать дружеское отношение в классе и умение работать в группах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., М.: «Мнемозина», 2010.
  • Карточки для групп учащихся с фигурами для вычисления площади сложной фигуры.
  • Чертёжные инструменты.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
    а) Теоретические вопросы (тест).
    б) Постановка проблемы.
  3. Изученного нового материала.
    а) поиск решения проблемы;
    б) решение поставленной проблемы.
  4. Закрепление материала.
    а) коллективное решение задач;
    Физкультминутка.
    б) самостоятельная работа.
  5. Домашнее задание.
  6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Урок мы начнём вот с таких напутствующих слов:

Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!

II. Актуализация знаний.

а) Фронтальная работа с сигнальными карточками (у каждого ученика карточки с числами 1, 2, 3, 4; при ответе на вопрос теста ученик поднимает карточку с номером правильного ответа).

1. Квадратный сантиметр – это:

  1. площадь квадрата со стороной 1 см;
  2. квадрат со стороной 1 см;
  3. квадрат с периметром 1 см.

2. Площадь фигуры, изображённой на рисунке, равна:

  1. 8 дм;
  2. 8 дм2;
  3. 15 дм2.

3. Справедливо ли утверждение, что равные фигуры имеют равные периметры и равные площади?

  1. да;
  2. нет.

4. Площадь прямоугольника определяется по формуле:

  1. S = a2;
  2. S = 2 • (a + b);
  3. S = a • b.

5. Площадь фигуры изображённой на рисунке, равна:

  1. 12 см;
  2. 8 см;
  3. 16 см.

б) (Постановка проблемы). Задача. Сколько надо краски, чтобы покрасить пол, который имеет следующую форму (см. рис.), если на 1 м2 расходуется 200 г краски?

III. Изучение нового материала.

Что же мы должны узнать, чтобы решить последнюю задачу? (Найти площадь пола, который имеет вид «сложной фигуры».)

Учащиеся формулируют тему и цели урока (если необходимо учитель помогает).

Рассмотрим прямоугольник ABCD. Проведём в нем линию KPMN, разбив прямоугольник ABCD на две части: ABNMPK и KPMNCD.

Чему равна площадь ABCD? (15 см2)

Чему равна площадь фигуры ABMNPK? (7 см2)

Чему равна площадь фигуры KPMNCD? (8 см2)

Проанализируйте полученные результаты. (15= = 7 + 8)

Вывод? (Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.)

S = S1 + S2

Как можно применить это свойство для решения нашей задачи?(Разобьём сложную фигуру на части, найдём площади частей, затем площадь всей фигуры.)

S1 = 7 • 2 = 14 (м2)
S2 = (7 – 4) • (8 – 2 – 3) = 3 • 3 = 9 (м2)
S3 = 7 • 3 = 21 (м2)
S = S1 + S2 + S3 = 14 + 9 + 21 = 44 (м2)

Давайте составим план решения задач на нахождение площади «сложной фигуры»:

  1. Разбиваем фигуру на простые фигуры.
  2. Находим площади простых фигур.

а) Задача 1. (коллективное решение на доске и в тетрадях.) Сколько потребуется плитки, чтобы выложить площадку следующих размеров:

Решение:

S = S1 + S2
S1 = (60 – 30) • 20 = 600 (дм2)
S2 = 30 • 50 = 1500 (дм2)
S = 600 + 1500 = 2100 (дм2)

Есть ли другой способ решения? (Рассматриваем предложенные варианты.)

Ответ: 2100 дм2.

Задача 2. (коллективное решение на доске и в тетрадях.) Сколько требуется м2 линолеума для ремонта комнаты, имеющей следующую форму:

Решение:

S = S1 + S2
S1 = 3 • 2 = 6 (м2)
S2 = ((5 – 3) • 2) : 2 = 2 (м2)
S = 6 + 2 = 8 (м2)

Ответ: 8 м2.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.

б) Самостоятельная работа (обучающего характера).

Учащиеся разбиваются на группы (№ 5–8 более сильные). Каждая группа – ремонтная бригада.

Задание бригадам: определите, сколько надо краски, чтобы покрасить пол, имеющий форму фигуры, изображённой на карточке, если на 1 м2 требуется 200 г краски.

Вы эту фигуру строите своей тетради и записывая все данные, приступаете к выполнению задания. Можете обсуждать решение (но только в своей группе!). Если какая-то группа справляется с заданием быстро, то ей – дополнительное задание (после проверки самостоятельной работы).

Задания для групп:

V. Домашнее задание.

п. 18, № 718, № 749.

Дополнительное задание. План-схема Летнего сада (Санкт-Петербург). Вычислить его площадь.

VI. Итоги урока.

Рефлексия. Продолжи фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Урок дал мне для жизни…

План урока:

Площадь прямоугольного треугольника

Площадь произвольного треугольника

Площадь параллелограмма

Площадь ромба

Площадь трапеции

Площадь прямоугольного треугольника

Пусть в прямоугольном треугольнике известны два его катета. Обозначим их буквами а и b. Как тогда вычислить площадь такого треуг-ка?

Прямоугольный треугольник можно достроить до прямоугольника:

1 ploshad mnogougolnikov

Площадь получившегося прямоугольника равна произведению чисел а и b. С другой стороны, прямоугольник состоит из двух треуг-ков площадью S, поэтому его общая площадь составляет 2S. Тогда можно записать, что

2 ploshad mnogougolnikov

Задание. Катеты прямоугольного треугольника имеют длины 3 и 4. Определите его площадь.

Решение. Просто подставляем в формулу вместе букв a и b числа 3 и 4:

3 ploshad mnogougolnikov

Задание. Площадь прямоугольного треугольника равна 100, а один катет больше другого вдвое. Найдите оба катета.

Решение. Пусть меньший катет равен х, тогда больший катет будет равен 2х. Выразим площадь прямоугольного треугольника через х:

4 ploshad mnogougolnikov

Естественно, нас интересует только положительный корень, а отрицательный можно отбросить:

x = 10

Меньший катет оказался равным 10, тогда больший катет, который вдвое больше, будет равен 20.

Ответ: 10; 20.

Задание. Найдите площадь фигуры, показанной на рисунке. Сторона каждой клеточки имеет длину, равную единице:

5 ploshad mnogougolnikov

Решение. Эту фигуру можно разбить на квадрат со стороной 8 и два прямоугольных треуг-ка, то есть всего на три фигуры:

6 ploshad mnogougolnikov

Подсчитаем площадь каждой из трех фигур по отдельности:

7 ploshad mnogougolnikov

Чтобы найти площадь всей фигуры, достаточно просто сложить три полученных числа:

8 ploshad mnogougolnikov

Задание. Вычислите площадь треуг-ка, изображенного на рисунке (площадь каждой отдельной клеточки составляет единицу):

9 ploshad mnogougolnikov

Решение. Здесь проблема заключается в том, что треуг-к прямоугольным не является. Однако можно построить прямоуг-к, который будет состоять сразу из 4 треуг-ков:

10 ploshad mnogougolnikov

Мы можем найти как площадь всего прямоугольника (обозначим ее как S), так и площади трех прямоугольных треуг-ков S1, S2 и S3:

11 ploshad mnogougolnikov

Площадь произвольного треугольника

Перейдем к более сложному случаю, когда необходимо подсчитать площадь произвольного треугольника, не являющегося прямоугольным. Предположим, надо найти площадь произвольного ∆АВС. Опустим из А на сторону ВС высоту АН:

12 ploshad mnogougolnikov

В результате мы получили два прямоугольных треуг-ка, ∆АВН и ∆АCН. Мы уже знаем, как найти их площади:

13 ploshad mnogougolnikov

Общая площадь всего ∆АВС равна сумме площадей ∆АВН и ∆АСН. Запишем ее и вынесем общий множитель АН/2 за скобки:

14 ploshad mnogougolnikov

В скобках стоит сумма ВН + НС. Но ведь эта сумма равна длине стороны ВС! Тогда окончательно формулу можно записать в виде:

15 ploshad mnogougolnikov

Получили, что для вычисления площади произвольного треугольника надо сначала умножить его высоту на сторону, на которую она падает, а далее поделить результат на 2. Однако для полного доказательства этого факта надо рассмотреть особый случай, когда высота в треуг-ке падает не на сторону, а на ее продолжение (такая ситуация возникает в тупоугольном треуг-ке):

16 ploshad mnogougolnikov

На рисунке снова получились всё те же прямоугольные треуг-ки ∆АСН и ∆АВН. Запишем формулы их площади:

17 ploshad mnogougolnikov

Отличие в том, что на этот раз площадь АВС можно вычислить не как сумму, а как разницу этих площадей:

18 ploshad mnogougolnikov

Итак, можно сформулировать следующее правило:

19 ploshad mnogougolnikov

Примечание. Часто сторону, на которую опущена высота, называют основанием треуг-ка.

Задание. Вычислите площадь ∆АВС, если сторона АВ имеет длину 7, а высота СН равна 4.

20 ploshad mnogougolnikov

Решение. В данной задаче на сторону длиной 7 падает высота длиной 4. Надо просто подставить эти числа в формулу:

21 ploshad mnogougolnikov

Задание. Докажите, что медиана треуг-ка разбивает его на два равновеликих треуг-ка.

Решение.

Пусть в ∆АВС проведена медиана СМ. Требуется доказать, что

22 ploshad mnogougolnikov

Важно заметить, что СН будет являться высотой не только для ∆АВС, но также и для ∆СВМ и ∆САМ. Обозначим СН как h, а АВ как а. Тогда мы можем найти длины отрезков ВМ и АМ, ведь медиана делит сторону АВ пополам:

23 ploshad mnogougolnikov

Получили одно и то же значение, то есть площади треуг-ков равны.

В рассмотренной задаче мы использовали тот факт, что у нескольких треуг-ков может быть общая высота. Общая высота используется и в многих других геометрических задачах.

Задание. Предложите способ, как разделить треуг-к, показанный на рисунке, на три равновеликих треуг-ка:

24 ploshad mnogougolnikov

Чтобы треуг-ки были равновелики, достаточно, чтобы у них была общая высота, а основания, на которые эта высота падает, были бы равны друг другу. Поэтому можно просто поделить нижнюю сторону на три одинаковых отрезка (длиной по 7 клеток) и соединить концы полученных отрезков с противоположной вершиной:

25 ploshad mnogougolnikov

Красной линией здесь показаны границы треуг-ков, а штриховой – их общая высота СН. Вычислить площадь каждого из треуг-ков можно по следующим формулам:

26 ploshad mnogougolnikov

Но отрезки BD, DE и EA одинаковы (по 7 клеточек), поэтому одинаковы будут и площади:

27 ploshad mnogougolnikov

Заметим, что необязательно делить на три одинаковых отрезка именно нижнюю сторону. Допустимы и два других варианта решения:

28 ploshad mnogougolnikov

Но и это не единственные решения задачи. Попробуйте самостоятельно предложить ещё несколько вариантов.

Формула площади треуг-ка показывает, что между длинами высот и сторон есть взаимосвязь.

Задание.В ∆РЕТ РЕ = 72, ЕТ = 45. Высота ТН имеет длину 40. Найдите высоту РМ.

29 ploshad mnogougolnikov

Решение.

Зная ТН и РЕ, мы сможем найти площадь треуг-ка:

30 ploshad mnogougolnikov

Теперь запишем эту формулу площади в ином виде, когда используется высота МР и сторона ЕТ

31 ploshad mnogougolnikov

Величину SРЕТ мы только что вычислили, а длина ЕТ известна из условия, поэтому можно подставить их в формулу:

32 ploshad mnogougolnikov

Площадь параллелограмма

Для вычисления площади параллелограмма введем понятие «высота параллелограмма». Так называют перпендикуляр, опущенный на сторону параллелограмма (ее в такой ситуации часто называют основанием) из одной из вершин параллелограмма. Важно понимать, что высоты могут упасть не на само основание, а на его продолжение. Так как у каждого параллелограмма есть 4 вершины, а из каждой из них можно опустить высоту на две противоположных вершины, то всего у параллелограмма должно быть 8 высот:

33 ploshad mnogougolnikov

На рисунке синим показаны высоты параллелограмма, а красным цветом отмечены продолжения оснований. Оказывается, что площадь параллелограмма равна произведению его высоты и основания, на которую она опущена. Докажем это.

Опустим в параллелограмме АВСD высоты ВН и СК:

34 ploshad mnogougolnikov

В результате получили четырехуг-к ВНКС, который является прямоугольником, ведь все его углы прямые. Очевидно, что ∆АВН и ∆DCK равные. Это можно доказать тем, что они являются прямоугольными, у них есть одинаковые гипотенузы АВ и CD (они равны как противоположные стороны параллелограмма) и одинаковые катеты ВН и СК (это уже противоположные стороны прямоугольника ВНКС).

Раз они равны, то одинаковы и их площади:

35 ploshad mnogougolnikov

Но величину Sможно заменить на S2. В свою очередь полученная сумма равна площади прямоугольника ВНКС, которая может быть вычислена как произведение его смежных сторон:

36 ploshad mnogougolnikov

Но ВН – это высота, а НК – основание параллелограмма. То есть мы доказали следующее утверждение:

37 ploshad mnogougolnikov

Задание. Найдите площадь параллелограмма, изображенного на рисунке:

38 ploshad mnogougolnikov

Решение. По рисунке несложно определить длину как основания, так и высоты параллелограмма:

39 ploshad mnogougolnikov

Далее надо просто перемножить эти длины:

40 ploshad mnogougolnikov

Примечание. Конечно, если вы вдруг забыли формулу площади параллелограмма, можно просто разделить его на прямоугольник и два прямоугольных треуг-ка:

41 ploshad mnogougolnikov

Дальше можно просто посчитать по отдельности S1, S2и S3, после чего сложить их. Попробуйте сделать это самостоятельно.

Задание. Площадь параллелограмма равна 162 см2, а одна из его высот вдвое короче основания, к которому она проведена. Найдите эту высоту и основание.

Решение. В данной задаче не потребуется даже рисунок. Обозначим высоту буквой h, тогда основание, которое вдвое длиннее, составляет 2h. Произведение этих чисел – это площадь, то есть оно равно 162:

42 ploshad mnogougolnikov

Высота равна 9, а основание будет вдвое больше, то есть его длина равна 18.

Ответ: 9 и 18.

Задание. Смежные стороны параллелограмма ABCD имеют длину 12 и 14 см, а угол между ними равен 30°. Вычислите его площадь.

Решение. Опустим на сторону длиной 14 см высоту:

43 ploshad mnogougolnikov

Для вычисления площади надо сначала найти высоту ВН. Её можно определить из ∆АВН. Он является прямоугольным, а его острый угол∠А = 30°. У такого треуг-ка катет, лежащий против 30°, вдвое меньше АВ:

44 ploshad mnogougolnikov

Площадь ромба

Многие четырехуг-ки, изученные нами ранее, являются частными случаями параллелограмма. Для прямоугольника и квадрата мы уже знаем формулы вычисления площади. Осталось разобраться с ромбом. Ясно, что его площадь можно найти также, как и у параллелограмма. Однако площадь ромба можно посчитать и зная только его диагонали.

Построим ромб и проведем в нем диагонали:

45 ploshad mnogougolnikov

Нам уже известно, что диагонали ромба пересекаются под прямым углом, а точка их пересечения является серединой для каждой диагонали:

46 ploshad mnogougolnikov

Получается, что диагонали разбивают ромб на 4 одинаковых прямоугольных треуг-ка. Высчитаем, к примеру, SAOB:

47 ploshad mnogougolnikov

В результате мы доказали следующее утверждение:

48 ploshad mnogougolnikov

Задание. Одна диагональ ромба равна 3,2 дм, а другая составляет 14 см. Найдите его площадь.

Решение. Для начала надо перевести все длины в одинаковые единицы измерения. Заменим дециметры на сантиметры:

49 ploshad mnogougolnikov

Задание. Одна диагональ ромба в три раза длиннее другой, а площадь фигуры составляет 150. Вычислите длину диагоналей ромба.

Решение. Обозначим меньшую диагональ как х, тогда вторая будет равна 3х. Выразим площадь через х:

50 ploshad mnogougolnikov

Вторая диагональ ромба будет втрое длиннее, то есть ее длина равна 3•10 = 30

Ответ: 10 и 30 см.

Площадь трапеции

Осталось рассмотреть единственный известный нам вид четырехуг-ка, который не является параллелограммом. Это трапеция. Для вычисления ее площади также потребуется высота. Под ней подразумевают перпендикуляр, опущенный из вершины трапеции на одно из ее оснований. Другими словами, высота трапеции – это расстояние между основаниями трапеции.

В произвольной трапеции ABCD, где АD – большее основание, опустим из В высоту (то есть перпендикуляр) на AD, а из D– высоту на ВС. Также проведем диагональ ВD:

51 ploshad mnogougolnikov

Ясно, что общая площадь трапеции будет равна сумме площадей ∆АВDи ∆ВСD. В свою очередь площадь каждого из них можно подсчитать по стороне и опущенной на нее высоте. Высоты мы как раз и провели, это ВН и DK, поэтому можно записать:

52 ploshad mnogougolnikov

Теперь заметим, что отрезки ВН и КD одинаковы, ведь фигура ВНDК является прямоугольником. Тогда площадь ∆ВСD можно записать в таком виде:

53 ploshad mnogougolnikov

В итоге мы доказали, что для вычисления площади трапеции следует ее высоту умножить на сумму длин оснований, после чего поделить результат на два. Обычно этот факт записывают следующим образом:

54 ploshad mnogougolnikov

Задание. У трапеции АВСD основаниями являются АВ (21 см) и CD (17 см). Высота ВН составляет 7 см. Найдите площадь трапеции.

55 ploshad mnogougolnikov

Решение. Это простая задача на использование формулы площади трапеции:

56 ploshad mnogougolnikov

Задание. Найдите площадь прямоугольной трапеции, показанной на рисунке (площадь клеточки равна единице):

57 ploshad mnogougolnikov

Решение. На рисунке показана прямоугольная трапеция. Её высота равна длине ее правой боковой стороны трапеции. Покажем размеры, необходимые нам для выполнения расчета:

58 ploshad mnogougolnikov

Считаем площадь:

59 ploshad mnogougolnikov

Задание. Тупой угол равнобедренной трапеции составляет 135°. Проведенная из этого угла высота делит противолежащее основание на отрезки длиной 14 и 34 см. Какова площадь трапеции?

Решение. Выполним построение:

60 ploshad mnogougolnikov

Найдем острый угол трапеции. Так как CD||АВ, то

61 ploshad mnogougolnikov

Рассмотрим ∆АDH. Он прямоугольный, а один из его острых углов равен 45°. Тогда и второй острый угол также равен 45°. То есть это равнобедренный треуг-к. Это помогает найти длину высоты DH:

62 ploshad mnogougolnikov

ведь это прямоугольныетреуг-ки с равными гипотенузой и катетом:

63 ploshad mnogougolnikov

Из равенства треуг-ков следует, что

64 ploshad mnogougolnikov

Итак, сегодня мы узнали, как вычислять площади треуг-ков и некоторых видов четырехуг-ков. В большинстве случаев предварительно необходимо найти высоту в многоугольнике. В будущем мы узнаем ещё несколько формул для вычисления площадей фигур.

Дата публикации: 08 апреля 2017.

Определение и понятие площади фигуры

Чтобы лучше понять, что такое площадь фигуры, рассмотрим рисунок.
Формула площади
Эта произвольная фигура разбита на 12 маленьких квадратика. Сторона каждого квадратика равна 1 см. А площадь каждого квадратика равна 1 квадратному сантиметру, что записывается так:
1 см2.

Тогда площадь фигуры равна 12 квадратным сантиметрам. В математике площадь обозначается латинской буквой S.
Значит, площадь нашей фигуры равна: S фигуры= 12 см2.

Площадь фигуры равна площади всех маленьких квадратиков, из которых она состоит!

Ребята, запомните!
Площадь измеряется квадратными единицами длины.
Единицы измерения площади:
1. Квадратный километр – км2 (когда площади очень большие, например, страна или море).
2. Квадратный метр – м2 (вполне подходит для того, чтобы измерять площадь участка или квартиры).
3. Квадратный сантиметр – см2 (обычно используется на уроках математики, когда рисуют фигуры в тетради).
4. Квадратный миллиметр – мм2.

Площадь треугольника

Рассмотрим два вида треугольников: прямоугольный и произвольный.

Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника необходимо знать длину основания и высоту. В прямоугольном треугольнике высоту заменяет одна из сторон. Поэтому в формулу площади треугольника вместо высоты подставляем одну из сторон.
Треугольник
В нашем примере стороны равны 7 см и 4 см.
Формула для расчета площади треугольника записывается так:
S прямоугольного треугольника АВС = ВС * СА : 2

Подставим в формулу наши данные и получим:
S прямоугольного треугольника АВС = 7 см * 4 см : 2 = 14 см2

Теперь рассмотрим произвольный треугольник.
Треугольник
Для такого треугольника необходимо провести высоту к основанию.
В нашем примере высота равна 6 см, а основание равно 8 см. Как и в предыдущем примере, рассчитываем площадь по формуле:

S произвольного треугольника АВС = ВС * h : 2.

Подставим в формулу наши данные и получим:
S произвольного треугольника АВС = 8 см * 6 см : 2 = 24 см2.

Площадь прямоугольника и квадрата

Возьмем прямоугольник АВСD со сторонами 5 см и 8 см.
Прямоугольник
Формула расчета площади прямоугольника записывается так:
Sпрямоугольника АВСD = АВ * ВС.

Подставим в формулу наши данные и получим:

S прямоугольника АВСD = 8 см * 5 см = 40 см2.

Теперь рассчитаем площадь квадрата. В отличии от прямоугольника и треугольника, для нахождения площади квадрата необходимо знать только одну сторону. В нашем примере сторона квадрата ABCD равна 9 см.
Квадрат
Sквадрата АВСD = АВ * ВС = АВ 2.

Подставим в формулу наши данные и получим:

Sквадрата АВСD = 9 см * 9 см = 81 см2.

Добавить комментарий