Как найти площадь прямоугольника 3 класс урок

Математика, 3 класс

Урок №22. Площадь прямоугольника

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как вычислить площадь прямоугольника?
  2. В каких единицах измеряется площадь?
  3. Какими способами можно сравнить геометрические фигуры?

Глоссарий по теме:

Площадь – внутренняя часть любой плоской геометрической фигуры.

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые.

Квадратный сантиметр – квадрат со стороной 1 сантиметр.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 60-61.

2. Рудницкая В. Н. Тесты по математике:3 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2016 с. 38-43.

3. Волкова Е. В. ВПР. Математика 3 класс Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС .М.: Издательство «Экзамен», 2018, с. 36-53.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Упоминание о первых геометрических фигурах встречается еще у древних египтян и древних шумеров. Учёными-археологами (они ищут разные исторические древности) был найден папирусный свиток (бумага древних египтян, изготавливаемая из растения папирус) с геометрическими задачами, в которых упоминались геометрические фигуры. И каждая из них называлась каким-то определенным словом. Одним определенным словом называлась фигура прямоугольник независимо от того какие стороны были у этого прямоугольника. А если у прямоугольника все стороны были одинаковые, то такой прямоугольник имел специальное название – квадрат.  Таким образом, значит, что уже в те далекие времена люди имели представление о геометрии и знали изучаемые этой наукой фигуры. Название «геометрическая фигура» придумали древние греки. И названия всем геометрическим фигурам дали тоже древнегреческие учёные.

Найдём площадь геометрической фигуры.

Чтобы найти площадь фигуры, надо узнать сколько раз в фигуре поместится квадрат со стороной 1 см. Площадь этой геометрической фигуры составляет 18 квадратов. Для удобства подсчёта количество квадратов можно воспользоваться знаниями таблицы умножения. По 6 взять 3 раза получится 18 квадратов.

Найдём площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 3 см.

Для этого достаточно умножить длину на ширину. 6 ∙ 3 = 18 см2

Таким образом, формулируем вывод: чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.

S = a ∙ b

S – площадь

a – длина

b – ширина

Задания тренировочного модуля:

1. Заполните пропуски в таблице.

а

5

6

3

b

8

9

S

15

56

24

Правильный ответ:

а

5

7

6

3

b

3

8

9

8

S

15

56

54

24

2. Длина прямоугольника 8см, ширина 4 см. Чему равна площадь прямоугольника? Выделите правильный ответ.

12 см; 32 см; 24 см2; 32 см2; 24; 12 см2.

Правильный ответ: 32см2.

Урок математики в 3 классе

Тема: «Площадь прямоугольника»

Цели урока:

Обеспечить усвоение детьми способа нахождения  площади прямоугольника.

Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.

Задачи урока:

Образовательные:

Вывести правило вычисления площади прямоугольника.

Актуализировать знания о признаках и свойствах геометрических фигур.

Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.

Развивающие:

Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).

Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

Формирование основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

Формировать навыки самоанализа.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

 – Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

 – Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

 – Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

 – Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

 – Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».

 – Уметь вычислять площадь прямоугольника.

– Знать основные понятия длина, ширина, площадь

Тип урока: урок  открытия нового  знания.

Технология  деятельностного   подхода.  

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Руссо:

«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте  друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

2. Актуализация знаний

1). Логическая задача. Было три фигуры: треугольник, круг и квадрат. Каждая из них жила в одном из трёх домиков. Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домиках с высокой крышей. В каком домике жила каждая фигура?

3. Постановка учебной задачи

Послушайте математическую сказку.

Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей  форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»

– Как же тебя зовут? – спрашивали её.

– А зовут меня просто….(Прямоугольник)

– Как догадались?  (Признаки прямоугольника: противоположные стороны     равны, все углы прямые)

– Найдите среди данных фигур прямоугольники.

– О какой фигуре мы сегодня будем говорить? (О прямоугольнике)

– Посмотрите на два прямоугольника, которые я держу в руках. Что вы о них можете сказать? Как определить площадь которого прямоугольника больше? (на глаз, способом наложения  фигур, меркой – см2)

– Что это значит см2?

– Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 6см. Разбейте его на см2. Назовите чему равна его площадь. Запиши. Оцени.(S= 24 см2)

– Зачем нам надо уметь находить площадь прямоугольника? (поклеить обои, покрасить пол, поклеить потолок).

– Всегда ли в жизни удобно сравнивать площади прямоугольников этими способами?

 – Какая проблема возникла? (найти более удобный способ нахождения площади прямоугольника)

– Сформулируйте тему урока.  («Площадь прямоугольника»)

– Какова цель урока? (слова-помощники для определения цели на слайде)

– Давайте  на сегодняшний урок составим  план нашей работы.

  1. Вывести формулу нахождения  площади прямоугольника.
  2. Алгоритм нахождения площади.

           3. Тренироваться на упражнениях.

4. Открытие нового знания

– Сколько квадратных см укладывается в нашем прямоугольнике? (24 см2)

– Сколько полос с квадратами? (4)

– Сколько квадратов в каждой полосе? (6)

– Как же узнать,  сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике?

(6х4 = 24 см2)

– Что обозначает число 6? (Длину – 6см)

– Что обозначает число 4? (Ширину – 4см)

– Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника?(Площадь прямоугольника равна: длину умножить на ширину)

– А я нашла площадь этого прямоугольника так: 4 * 6 = 24 см2

– Можно ли таким способом найти площадь прямоугольника?

– Какой вывод можно сделать(чтобы найти площадь надо длину умножить на ширину или наоборот)

– Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.60. Мы сделали такой же вывод,  как и авторы учебника?

– Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как?

– Площадь в математике принято обозначать буквой –S. Длина прямоугольника – а. Ширина – в. Как узнать площадь? (S = а*в) Вот вы сами и вывели формулу нахождения прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника.

(Физкультминутка для глаз)

5.Первичное закрепление

А) Начертите в тетрадях прямоугольник длина которого 9см, а ширина –  2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием.

– Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью? (3 и 6)

6. Включение новых знаний в систему

Работа по учебнику с.60 №2

– Прочитайте задание. Как поняли задание?

А) сильные обучающиеся работают сам-но

Б) обучающимся по слабее даны карточки – помощники

Карточка-помощник.

  1. Найди площадь прямоугольника слева по формуле S=а * в.
  2. Найди площадь прямоугольника справа по формуле S=а * в.
  3. Узнай на сколько площадь №1 меньше площади №2. Посмотри в памятку, какое действие надо выполнять. Реши.

В) Обучающиеся СКО с этим же заданием работают по карточке, узнают только площади прямоугольников.

Карточка-помощник для СКО.

S1= а * в

S1 =          *         =         (см2)

S2= а * в

S2 =          *         =         (см2)

Самостоятельная работа с последующей проверкой на слайде. Оцените свою работу.

– Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо. Людям  каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)

Предлагаю вам побыть в роли строителей. Постройте дом, пользуясь математическими знаниями. (Дети из цветного картона строят у доски дом, работа в группах по карточкам)

А) Кто знает, с чего начинается строительство дома? (Со строительства фундамента – 1 группа)

Задача

Длина прямоугольника 8см, а ширина в 2 раза меньше. Чему равна площадь прямоугольника? (32 см2).

Б) Следующий этап в строительстве дома. (возведение стен – 2 группа)

–  Выразить в указанных единицах измерения

2 дм 4 см = …см                  78 см = …дм …см

5 см 6мм = … мм                 39 дм = …м …дм

в) Следующий этап в строительстве дома. (возведение крыши – 3 группа)

–  Какой формы крыша?  (Треугольной)

– Найти периметр треугольника – крыши.

г) В доме должны быть окна. (Окна – 4 группа)

– Какую форму имеет окно (квадратную)

–  Найдите площадь своего окна.

Доп-но: – Почему вы площадь квадрата нашли таким же способом? (квадрат – это прямоугольник с равными сторонами)

– Что вы скажите о множителях? (одинаковые)

– Какая должна быть формула? (S = а * а)

Д)  Возведем печь. (печь – 5 группа)

– Какую форму имеет печная труба? (прямоугольную)

– Найдите площадь печной трубы, по указанной формуле.

Дом построен! Легко ли быть строителем? Пригодятся ли математические знания строителям? У кого из вас возникло желание быть строителем?

7. Рефлексия урока.

– Что нового вы сегодня узнали?

– Как найти площадь прямоугольника?

Ребята, послушайте одну притчу.

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

« Что ты сегодня делал?» – спросил он каждого.

Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

– Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания. Оценки за урок.

8. Домашнее задание

С. 61 № ?, №5 ( 3 ст или 4 ст), по желанию найти площадь своей комнаты.

Урок
математики в 3 классе

Тема: «Площадь прямоугольника»

Цели урока:

Обеспечить усвоение детьми способа
нахождения  площади прямоугольника.

Способствовать формированию ключевых
компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.

Задачи урока:

Образовательные:

Вывести правило вычисления площади
прямоугольника.

Актуализировать знания о признаках и
свойствах геометрических фигур.

Способствовать совершенствованию
вычислительных навыков.

Развивающие:

Способствовать развитию основных операций
мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной
информации).

Развитие умения анализировать и находить
пути решения поднимаемой проблемы.

Формирование основных компонентов УУД
(умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

Формировать навыки самоанализа.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

 – Способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

 – Уметь определять и формулировать цель на
уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий
на уроке;

уметь высказывать своё предположение на
основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно
составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия
на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

 – Уметь оформлять свои мысли в устной
форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать
собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

 – Уметь ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.

Предметные:

 – Уметь использовать в речи термины
«длина», «ширина», «площадь».

 – Уметь вычислять площадь прямоугольника.

– Знать основные понятия длина, ширина,
площадь

Тип урока:
урок  открытия нового  знания.

Технология  деятельностного   подхода. 

Ход урока

1. Мотивация к
учебной деятельности

-Придумано
кем-то просто и мудро

При
встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе
утро солнцу и птицам,

Доброе
утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется
пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
-Доброе утро, ребята! 
-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!

– Садитесь, ребята.

-Хочу  продолжить  словами
французского философа Ж.Руссо:

«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь
вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно
работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

-Ребята, на каждом уроке вы
стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы
постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи
начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте  друг другу удачи. В добрый
путь за знаниями!

2. Актуализация
знаний

а) Индивидуальная работа – 3 детей
на местах решают задачи.

б) Устный счёт

Внимание на доску.

Т    Р      Я    И    М   Е   Г  
О   Е

48  54  100  56  36  24  12  27  42

-Какое число лишнее и почему?

-Произведением  каких чисел
является  48, 54, 56, 36, 24, 12, 27, 42?

– Что ещё интересного увидели?

Над каждым числом  написана
какая-то буква.

– Какое задание можно здесь
придумать?

-Расположите числа в порядке
увеличения и узнаете название страны ,куда мы  сегодня отправимся .

– Молодцы! Да, мы с вами отправимся
в страну Геометрия.

–  С какой величиной мы
познакомились на предыдущих уроках? 

-Что такое площадь?

 3. Постановка учебной задачи

 -А теперь послушайте
математическую сказку. ( Рассказывает Ильмира)

Жила на свете
важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении
многих вещей  форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём
пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные
стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»

– Как же тебя зовут?
– спрашивали её.

– А зовут меня
просто….(Прямоугольник)

– Как догадались? 

Признаки прямоугольника:
противоположные стороны     равны, все углы прямые.

– Найдите среди данных фигур
прямоугольники. (слайд 1)

– Докажите, что они прямоугольники.

– О какой фигуре мы сегодня будем
говорить?

О прямоугольнике.

-А над какой темой будем работать?
(-Площадь прямоугольника ) (слайд)

– Посмотрите на два прямоугольника,
которые я держу в руках.  Как определить площадь которого прямоугольника
больше? Какие способы сравнения площади  фигур мы знаем?   

-(На  глаз,
способом наложения  фигур,  разделив на  одинаковые мерки и подсчитав их
количество
.)

(  У доски все способы сравнения
площади фигур  демонстрируют дети. Вывод: площадь красного
прямоугольника больше площади синего прямоугольника или площадь синего
прямоугольника меньше площади красного прямоугольника
)

– С какой единицей измерения
площади  мы познакомились на прошлом уроке?

-Что такое квадратный см?

– (Квадрат со стороной 1 см,
единица измерения площади
.)

( Ребёнок демонстрирует  на одном
из прямоугольников.)

  -Открыли тетради, записываем
число.

-Сколько сторон и углов у
прямоугольника?

Прописываем  цифру 4.

– Начертите в тетради
прямоугольник со сторонами 4см и 6см. Разбейте его на см2.

– Сосчитайте сколько квадратиков
получилось?

– Значит, какую площадь имеет наш
прямоугольник?

– Ребята,  где во  взрослой  жизни
 может
пригодиться умение находить площадь прямоугольника? (поклеить обои, покрасить
пол, поклеить потолок,стелить линолеум).

–  Посмотрите  на слайд, Том
Сойер тоже задумался, какую площадь  имеет забор, который ему нужно покрасить .

– В этих случаях удобно находить 
площади прямоугольников с подсчётом квадратов?

– Значит, какова цель нашего 
урока?

Цель урока: найти
более удобный способ нахождения площади прямоугольника.

 4 .Физминутка.(экран)

5. Открытие нового
знания

Итак,
площадь ваших прямоугольников сколько кв.см?(24)

– Внимание на доску. Мой
прямоугольник тоже разделён на квадраты ,Но как видите у меня мерка больше.( На
доске разделённый на квадраты демонстрационный прямоугольник.)

-Сколько квадратов укладывается на
этом  прямоугольнике?  Считаем хором

(24 )

–  Как же быстрее узнать , сколько
всего квадратов помещается  в прямоугольнике? Может кто-то догадался и сможет
объяснить?   (Показывает и объясняет у доски ребёнок )

– Сколько полос с квадратами  по
горизонтали? (4)

– Сколько квадратов в каждой
полосе? (6)

– Значит, по 6 квадратов сколько
раз взяли?

– Как же узнать,  сколько всего
квадратов помещается в прямоугольнике?

(6х4 = 24 см2)

– Что обозначает число 6? (Длину –
6см)

– Что обозначает число 4? (Ширину –
4см)

– Сделайте вывод, как же найти
площадь прямоугольника?

-(Площадь прямоугольника
равна: длину умножить на ширину
.)

– А я нашла площадь этого
прямоугольника так: 4 * 6 = 24 см2

 Можно ли таким способом найти
площадь прямоугольника?

-Какое правило мы здесь используем?

– Какой вывод можно сделать? (Чтобы
найти площадь прямоугольника  надо длину умножить на ширину или наоборот)

– В тетрадях запишите  6* 4 = 24
кв.см          4*6 = 24 кв.см)

– Сравните ваш вывод с правилом в
учебнике, с.60. Мы сделали такой же вывод,  как и авторы учебника?

– Это правило можно записать в виде
формулы. Давайте подумаем как?

– Площадь в математике принято
обозначать буквой –
S. Длина
прямоугольника – а,  ширина – в. Как узнать площадь?  Кто допишет формулу(
S = а*в) 

Один ученик у доски записывает
формулу.

-Вот вы сами и вывели формулу
нахождения площади  прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь
любого прямоугольника. (слайд)

6 .Первичное
закрепление

Учебник, с.61 ,№3

Начертите в тетрадях прямоугольник
длина которого 9см, а ширина –  2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с
комментированием.

– Какими еще могут быть длины
сторон прямоугольника с такой площадью?

-3и6, 18 и 1.

7. Включение новых
знаний в систему

– Умение находить площадь
прямоугольника в жизни нам необходимо.  Мы в этом убедились .Людям  каких
профессий  чаще всего приходится находить площадь фигур? (архитектору,
конструктору, инженеру, строителю)

-Предлагаю вам побыть в роли строителей. 
У вас на партах лежат  геометрические фигуры, вы в паре должны построить из
этих фигур  свой дом.

-Поднимите и покажите у кого дом Жёлтого
цвета, Синего цвета, Зелёного  и Красного  цвета.

-Молодцы!  Дома построены, а теперь
внимательно послушайте задания:

-У кого дом Синего цвета вы 
находите площадь двери, решение записываете в тетрадях, оформляете  ,как
сегодня учились.

– У кого дом  Красного  цвета
вы находите  периметр крыши дома.

 – У кого дом  Зелёного цвета
вы находите  площадь окна.( квадрат)

 -У кого дом Жёлтого  цвета 
для вас задание на  экране( слайд)

–  выразить в
указанных единицах измерения

2 дм 4 см = …см                  78
см = …дм …см

5 см 6мм = … мм                 39
дм = …м …дм

Проверка: –

1. ( Синие)

-Чему равна длина двери? Ширина?

 -Как нашли площадь?

-Покажите своё отношение.

2. (Красные)

Что такое
периметр? –

– Как нашли периметр треугольника?

-Покажите своё отношение.

3. (Зелёные)

Чему равна
длина окна? Ширина?  

– Как нашли площадь  квадрата?

-Кто запишет формулу нахождения
площади квадрата.?

4. ( Жёлтые)

Ребята по очереди называют
равенства, другие показывают своё отношение.

 –В стране
Геометрия
мы построили свой  коттеджный посёлок.  У кого возникло
желание быть строителем?

8. Рефлексия урока

-Какая величина была главной хозяйкой нашего урока?

-Площадь какой фигуры мы учились находить?

-Как найти площадь прямоугольника?

-Какими единицами измеряли площадь?

-Что такое см² ?

8. Домашнее
задание

С. 61 № 4, №5 ( 3 , 4 столбик ), по
желанию найти площадь своей комнаты.

Оценивание.

А теперь
послушайте притчу:

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

« Что ты сегодня делал?» – спросил
он каждого.

Первый ответил:- «Я
целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил:- «Я
немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил:-
«Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

– Кто из вас на уроке был первым
работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на
этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания!

Тема: Площадь прямоугольника.

Цель:

1. Учить находить площади прямоугольника;

сравнивать способы нахождения периметра и площади прямоугольника;

2. Развивать умение находить часть от числа и число по его части,

решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника;

3. Содействовать воспитанию трудолюбия, развитие умения работать в коллективе, оказывать помощь друг другу.

Тип урока: усвоение новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; развивать внимание, память, мышление, навыки счета, сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; умеют аргументировать свою точку зрения; проявлять самостоятельность и личную ответственность.

Предметные:

знают, что такое площадь прямоугольника, устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100, отличительные особенности задачи;

умеют: находить площадь прямоугольника, решать задачи изученных видов, соотносить задачи с данным решением и чертежом, составлять и сравнивать числовые выражения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, составляют план и последовательность действий; контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, вносят корректировки; способны к саморегуляции.

Познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты и сравнивают их; строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: знают правила ведения диалога; выражают свои мысли; уважают в сотрудничестве и общении всех участников речевого высказывания; не создают конфликтов при возникновении спорных ситуаций.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, ПК, геометрические фигуры, учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др.

Педагогические технологии:

  • Групповые технологии

  • Игровые технологии

  • Информационно-коммуникативная технология

  • Технология проблемного обучения

  • Здоровье сберегающие технологии

Содержание урока

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

Я сегодня быстро встал,

В школу рано прибежал.

Очень я хочу учиться,

Не лениться, а трудиться.

-Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением?

  1. Актуализация знаний.

1. Индивидуальная работа

(Несколько учеников получают карточку с заданием.)

  • Запиши задачу кратко в таблицу и реши ее.

На 32 руб. купили 4 тетради. Сколько таких же тетрадей можно купить на 56 руб.?

(Один ученик работает у доски.)

  • Вычисли.

48 : (16 : 2) =

15 : 3 • 9 – (30 : 6) =

31 – (45:5) – 18 =

14: 2 +(60:10-6) =

(65 – 29): (16: 4) =

27: (12: 4) – 7 =

2. Устный счет

— Заполните таблицу.

Делимое

54

8

24

63

20

0

Делитель

9

4

5

9

1

Частное

9

3

9

6

2

— Проверьте, являются ли квадраты магическими. Исправьте некоторые числа там, где это необходимо.

18

17

22

23

16

15

19

21

20

14

13

18

19

15

11

12

17

16

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

По каким признакам можно сравнить эти фигуры? {По фор­ме — квадрат и прямоугольник, по цвету — синий и красный.)

– Как вы думаете, на какую фигуру материала израсходовали больше? Докажите. {На квадрат, так как в нем маленьких квадратиков больше, чем в прямоугольнике.)

– А кто из вас знает, как называется этот признак? (Ответы детей.)

– Сформулируйте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

    1. Объяснение учителя

  • Мы уже по­зна­ко­ми­лись с по­ня­ти­ем пло­щадь фи­гу­ры, узна­ли одну из еди­ниц из­ме­ре­ния пло­ща­ди – квад­рат­ный сан­ти­метр. На уроке мы вы­ве­дем пра­ви­ло, как вы­чис­лить пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка.

  • Мы уже умеем на­хо­дить пло­щадь фигур, ко­то­рые раз­де­ле­ны на квад­рат­ные сан­ти­мет­ры.

  • На­при­мер:

  • Мы можем опре­де­лить, что пло­щадь пер­вой фи­гу­ры 8 см2, пло­щадь вто­рой фи­гу­ры 7 см2.

  •  Практическая работа по нахождению площади прямоугольника

Как найти пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка, длины сто­рон ко­то­ро­го 3 см и 4 см?

  • Для ре­ше­ния за­да­чи разо­бьём пря­мо­уголь­ник на 4 по­лос­ки по 3 см2 каж­дая.

  • Тогда пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка будет равна 3*4=12 см2.

  • Этот же пря­мо­уголь­ник  можно раз­бить на 3 по­лос­ки по 4 см2.

  • Тогда пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка будет равна 4*3=12 см2.

  •  Вывод правила нахождения площади прямоугольника

  • В обоих слу­ча­ях для на­хож­де­ния пло­ща­ди пря­мо­уголь­ни­ка пе­ре­мно­жа­ют­ся числа, вы­ра­жа­ю­щие длины сто­рон пря­мо­уголь­ни­ка.

  • Най­дем пло­щадь каж­до­го пря­мо­уголь­ни­ка.

  • Рас­смот­рим пря­мо­угольник АКМО

  • В одной по­лос­ке 6 см2, а таких по­ло­сок в этом пря­мо­уголь­ни­ке 2. Зна­чит, мы можем вы­пол­нить сле­ду­ю­щее дей­ствие:

  • 6*2=12 см2

  • Число 6 обо­зна­ча­ет длину пря­мо­уголь­ни­ка, а 2 – ши­ри­ну пря­мо­уголь­ни­ка. Таким об­ра­зом, мы пе­ре­мно­жи­ли сто­ро­ны пря­мо­уголь­ни­ка для того, чтобы найти пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка.

  • Рас­смот­рим пря­мо­уголь­ник KDCO.

  • В пря­мо­уголь­ни­ке KDCO  в одной по­лос­ке 2см2, а таких по­ло­сок 3. Сле­до­ва­тель­но, мы можем вы­пол­нить дей­ствие

  • 2*3=6см2

  • Число 3 обо­зна­ча­ет длину пря­мо­уголь­ни­ка, а 2 – ши­ри­ну пря­мо­уголь­ни­ка. Мы их пе­ре­мно­жи­ли и узна­ли пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка.

 Правило нахождения площади прямоугольника

  • Можно сде­лать вывод: чтобы найти пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка, не надо каж­дый раз раз­би­вать фи­гу­ру на квад­рат­ные сан­ти­мет­ры.

  • Чтобы вы­чис­лить пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка, нужно найти его длину и ши­ри­ну (длины сто­рон пря­мо­уголь­ни­ка долж­ны быть вы­ра­же­ны в одних и тех же еди­ни­цах из­ме­ре­ния), а потом вы­чис­лить про­из­ве­де­ние по­лу­чен­ных чисел (пло­щадь будет вы­ра­же­на в со­от­вет­ству­ю­щих еди­ни­цах пло­ща­ди)

  • Обоб­щим: пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка равна про­из­ве­де­нию его длины и ши­ри­ны.

 Решение задач на нахождение площади прямоугольника и треугольника

  • Ре­ши­те за­да­чу № 3 стр.61

  • Вы­чис­ли пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка, если длина пря­мо­уголь­ни­ка 9см, а ши­ри­на – 2см.

  • Рас­суж­да­ем так. В дан­ной за­да­че из­вест­ны и длина и ши­ри­на пря­мо­уголь­ни­ка. По­это­му дей­ству­ем по пра­ви­лу: пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка равна про­из­ве­де­нию его длины и ши­ри­ны.

  • За­пи­шем ре­ше­ние.

  • 9*2=18см2

  • Ответ: пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка 18см2

  • Как вы ду­ма­е­те, ка­ки­ми ещё могут быть длины сто­рон пря­мо­уголь­ни­ка с такой пло­ща­дью?

  • Можно рас­суж­дать так. По­сколь­ку пло­щадь – это про­из­ве­де­ние длин сто­рон пря­мо­уголь­ни­ка, по­это­му надо вспом­нить таб­ли­цу умно­же­ния. При умно­же­нии каких чисел по­лу­ча­ет­ся ответ 18?

  • Пра­виль­но, при умно­же­нии 6 и 3 тоже по­лу­чит­ся 18. Зна­чит, у пря­мо­уголь­ни­ка могут быть сто­ро­ны 6см и 3 см и его пло­щадь тоже будет равна 18см2.

  • Ре­ши­те за­да­чу.

  • Длина пря­мо­уголь­ни­ка 8см, а ши­ри­на 2см. Найди его пло­щадь и пе­ри­метр.

  • Нам из­вест­ны длина и ши­ри­на пря­мо­уголь­ни­ка. Необ­хо­ди­мо вспом­нить, что для на­хож­де­ния пло­ща­ди необ­хо­ди­мо найти про­из­ве­де­ние его длины и ши­ри­ны, а для на­хож­де­ния пе­ри­мет­ра нужно сумму длины и ши­ри­ны умно­жить на два.

  • За­пи­шем ре­ше­ние.

  • 8*2=16 см2

  • (8+2)*2=20 см

  • Ответ: пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка 16 см2, а пе­ри­метр пря­мо­уголь­ни­ка 20 см.

2. Практическая работа

Решите задачу № 4 стр.61.

V. Физкультминутка (под музыку)

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Низко-низко наклонись!

Лапки вверх, лапки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

Гимнастика для глаз.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

6 стр.61

Что принимаем за единицу в этой задаче?

Заполните таблицу.

Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.

Проверка с объяснением.

7 стр.61

Самостоятельное выполнение.

VII. Рефлексия

Проверь себя стр.61

Чему равна площадь прямоугольника?

Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

Как найти площадь прямоугольника?

Домашнее задание

№ 5, № 9 с. 61 учебник, правило в учебнике с. 60

1

Кузина Ольга Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ Мосальская

средняя общеобразовательная школа №2

Площадь прямоугольника.

3 класс

Программа: Школа России, авторы М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В.

Бельтюкова

Цель: формировать умение вычислять площадь прямоугольника по формуле.

Задачи:

Образовательные:

совершенствовать вычислительные умения,

развивать навыки устного счета,

пользоваться таблицей умножения и деления,

актуализировать знания о геометрических фигурах и умение их

чертить,

способствовать развитию основных операций мышления (сравнение,

обобщение, умение делать выводы на основе полученной

информации).

Воспитательные:

формировать навыки самоанализа,

осуществлять пошаговый контроль своей деятельности,

умение слушать других и принимать свою точку зрения.

Развивающие:

содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей

между накопленным опытом и новым опытом познавательной и

практической деятельности,

формирование основных компонентов УУД (умение ставить учебную

задачу, обобщать, делать выводы).

развитие умения анализировать и находить пути решения проблемы.

формировать навыки самоанализа,.

2

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование. Доска, учебник « Математика»3 класс (авторы: М. И. Моро,

М. А. Бантова), компьютер.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Внимательно послушайте ( звучит гул трибун).

Что вы сейчас услышали?

Ребята, скажите, где можно услышать такие звуки? ( на стадионе)

Какую геометрическую фигуру напоминает футбольное поле?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Ребята, какими свойствами должны обладать игроки на поле? ( Ответы

детей) Вы назвали быть внимательными. Итак, поиграем, кто самый

внимательный из класса? А для этого выполним следующее задание.

На доске представлены геометрические фигуры. Среди данных фигур

найдите прямоугольники ( фигуры закрепляются на доске)

Докажите свой выбор.

Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур? ( У них

прямые углы, противоположные стороны равны).

3

Следующее качество вы озвучили для игроков быстрота. Проверим, кто из

вас быстрее всего заполнит пустые клетки магического квадрата.

Умение думать, один из главных качеств игрока на поле. Для этого проведем

математический диктант.

Математический диктант.

1. Делимое 49, делитель 7. Найдите частное?

2. Умножить 7 на 9.

3. Сколько раз по 6 содержится в числе 30?

4. Во сколько раз 64 больше 8?

5. Какое число меньше 18 в 6 раз?

6. Один множитель 15, второй 2, чему равно произведение?

7. 9 увеличь в 100 раз.

Взаимопроверка в парах, какой пример у вас вызвал затруднение и

почему? (Последний пример)

Кто может объяснить, как умножить на 100. ( Ответы детей)

3. Постановка учебной задачи.

( Один ученик находит ответы на карточках и прикрепляет карточки на

доску)

Расставь карточки в порядке возрастания и переверни обратной стороной

буквами к классу. Какое слово получилось?

4

Молодцы! Значит, сегодня мы будем говорить о …..(говорят дети). Тема

сегодняшнего урока ..(говорят дети)

В каких единицах измеряется площадь фигур?

Что такое квадратный сантиметр? ( Квадрат со стороной 1 см.)

Что значит «найти площадь» ? ( Узнать , сколько раз в фигуре помещается

квадрат со стороной 1 см.)

Ребята, а как же узнать площадь футбольного стадиона?

Удобно измерять линейкой? Почему? ( Ответы детей).

Какую цель мы поставили сегодня на уроке? (Узнать еще один способ

нахождения площади прямоугольника).

4. Работа над новой темой. Построение проекта выхода из

затруднения.

Итак, наша цель найти способ, который облегчит нахождение площади

фигур прямоугольной формы, как больших, так и малых размеров.

Для этого выработаем стратегию. И разберем случай малых размеров.

Предположим, нам надо изготовить футбольное поле для настольной игры,

размером 5 дм и 3 дм.

Можем ли мы в тетрадях начертить такое поле? (Нет)

Давайте уменьшим поле, размеры которого представлены не в дециметрах,

а в сантиметрах. ( Можем).

Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см

разделите на квадратные сантиметры, и подсчитайте, сколько квадратных

сантиметров получилось. (15)

Ребята, кто скажет, как получить 15,зная длину 5 см и ширину – 3 см.?

5

Длину прямоугольника умножить на его ширину.

Вывод: Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножать на

ширину или наоборот.

Ребята, обязательно ли разбивать прямоугольник на квадраты?

Итак, чему будет равно поле прямоугольной формы, длиной 5 дм, шириной

3 дм. (15 квадратных дециметров)

Следовательно, можем, ли мы узнать площадь футбольного поля?

Оказывается ( Из истории)

1863 г. первые указания в правилах на размер футбольного поля.

Поле для игры имеет форму прямоугольника.

Длина: минимум 90 м максимум 120 м

Ширина: минимум 45 м максимум 90 м

Площадь от 4050 м2 до 10800 м2 (Среднее 7425 м2)

Рекомендуемые FIFA размеры.

Длина 105 метров

Ширина 68 метров

Площадь 7140 м2

Размеры поля при проведении международных матчей:

Длина: минимум 100 м, максимум 110 м

Ширина: минимум 64 м максимум 75 м

Давайте узнаем площадь, минимальных размеров, разрешенных на

международных матчах ?

Задача 1.

Найдите площадь футбольного поля, длина которого 100 метров, а ширина

64 м.

Длина 100м.

Ширина – 64 м

Площадь – ?

100*64 = 6400 м2 – площадь поля.

Ответ : 6400м2

Продолжите фразу. Чтобы найти площадь фигуры прямоугольной формы,

надо длину ………………….. .

6

Физкультминутка для глаз.

Не поворачивая головы, только глазками выполняем задание. Мяч – влево,

мяч – вправо. Мяч – подбросили вверх, мяч – вниз. Следовательно, глазки

влево, вправо, вверх, вниз – по команде учителя. В игре футболисты нередко

отбивают мяч головой, давайте разомнем шею. Начнем круговые движения

головой, плавно по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

5. Первичное закрепление.

Начертите в тетрадях прямоугольник, длина которого 9см, а ширина 2см.

Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием.

Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью?

(3 и 6)

Работа по учебнику с. 60 Работа с правилом.

с.60 №1

Прочитайте задание. Как поняли задание? (Выполнения задания с

комментариями)

Как найти площадь первого прямоугольника?

Найдите площадь второго прямоугольника?

Сделайте вывод.

Прочитайте правило в рамке.

Правильный ли вывод сделали?

С.61 №4

Как находили площадь квадрата? (Длину стороны умножили на себя, так

как у квадрата все стороны равны).

7

6. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой.

На парте у каждого лежат геометрические фигуры. Задание. Сложить из них

прямоугольники и квадраты. Затем найдите площадь полученных фигур.

Работаем в парах, заполняя таблицу.

Составить из этих фигур прямоугольник. Полученную фигуру вклеить в

таблицу.

Измерить длину, записать в таблицу.

Измерить ширину, записать в таблицу.

Найти площадь полученной фигуры, записать в таблицу.

Фамилия Имя——————–

Полученная фигура

(приклеить )

Вставьте пропущенное

слово.

Чтобы вычислить

площадь

прямоугольника, нужно

найти его длину и

ширину, а потом

вычислить ___________

полученных чисел.

Сколько фигур получилось у каждой пары?

Назовите площади этих фигур?

7. Рефлексия деятельности.

Что нового вы сегодня узнали?

Скажите, чему научились?

Как найти площадь прямоугольника?

Как найти площадь квадрата?

Можем ли мы найти площадь прямоугольника с размерами 30 метров и 6

метров? И как это сделать?

Оцените свою работу?

( У каждого на парте лежат футбольные мячи разных цветов)

Синий Все понятно, отвечали правильно, не было затруднений. Молодцы!

Белый Допустили ошибки.

9

Красный Надо еще поработать!

8. Домашнее задание

С. 61 3, №5 , по желанию вычислить площадь школьного футбольного

поля ( размеры узнать можно у учителя физкультуры)

Ребята, мне очень приятно работать с вами на уроке! Из вас получатся

замечательные спортсмены. ( Звучит гимн футболистов)

Добавить комментарий