Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Спрятать решение
Решение.
Сечение пересекает параллельные грани по параллельным отрезкам. Поэтому сечение − параллелограмм. Кроме того, ребро перпендикулярно граням ABCD и Поэтому углы и − прямые.Поэтому сечение — прямоугольник.
Из прямоугольного треугольника ABC найдем
Тогда площадь прямоугольника равна:
Ответ: 572.
Кодификатор ФИПИ/Решу ЕГЭ:
Гость 09.03.2014 17:27
Добрый день,скажите,почему сечение-прямоугольник?Если следовать точкам сечение это равнобедренный треугольник в указанных в условии точках.Где я ошибся
Сергей Никифоров
Плоскости (в частности, плоскости сечения) обычно задаются тремя точками.
5fdf53c6ec9d2930a089950b
20.12.2020 16:40:02
Помогите решить. Вершины пирамиды находятся в точках A(5;2;4), B(-3;5;-7), C(1;-5;8) и D(9;-3;5). Вычислить площадь сечения, проходящего через середину ребра BD и две вершины пирамиды A и С.
математика колледж
2209
5f3ea7e3faf909182968ddd9
20.12.2020 16:51:41
★
Пусть середина BD – точка M, тогда координаты М(3;1;-1)
Найти площадь треугольника АСМ можно через векторное произведение
vector{AC}=(1-5;-5-2;8-4)=(-4;-7;4)
vector{AM}=(3-5;1-2;-1-4)=(-2;-1;-5)
2019-03-20
Дан куб $ABCDA_1B_1C_1D_l$ с ребром, равным единице.
Найти площадь сечения куба плоскостью, проходящей через вершину $A$ и середины ребер $B_1C_1$ и $C_1D_1$.
Решение:
Проведем прямую $FG$, которая пересечет $A_1B_1$ и $A_1D_l$ в точках $M$ и $L$ соответственно (рис.). Соединив точки $M$ и $A$ и точки $L$ и $A$, получим еще две точки $E$ и $K$, принадлежащие сечению.
Площадь сечения $AEFGK$ вычислим как разность площади треугольника $AML$ и удвоенной площади треугольника $KGL$.
Треугольники $FB_1M$, $FC_1G$ и $GD_1L$ равны. Следовательно, $D_1L = B_1F = frac{1}{2}$, $MF = FG =GL$. С помощью треугольников $MA_1L$ и $AA_1L$ можно найти стороны треугольника $AML$:
$ML = frac{3 sqrt {2}}{2}$,
$AM = AL = sqrt {A_1A^2 + A_1L^2} = frac{ sqrt {13}}{2}$,
его высоту
$sqrt {{AL}^2 – left ( frac{ML}{2} right )^2} = sqrt { frac{17}{8}}$
и его площадь $frac{ 3 sqrt {17}}{8}$.
Треугольники $AML$ и $KGL$ подобны, так как $GK$ и $AM$ параллельны (они получены в результате пересечения двух параллельных граней куба плоскостью сечения), с коэффициентом подобия 1/3 (мы доказали раньше, что $3GL = ML$). Следовательно, площадь треугольника $KGL$ равна 1/9 площади треугольника $AML$, а площадь сечения $AEFGK$ равна 7/9 площади $AML$.
Ответ. $frac{7 sqrt {17}}{24}$.
Метод сечений многогранников в стереометрии
используется в задачах на построение. В его
основе лежит умение строить сечение
многогранника и определять вид сечения.
Данный материал характеризуется следующим
особенностями:
- Метод сечений применяется только для
многогранников, так как различные сложные
(наклонные) виды сечений тел вращения не входят в
программу средней школы. - В задачах используются в основном простейшие
многогранники. - Задачи представлены в основном без числовых
данных, чтобы создать возможность их
многовариантного использования.
Чтобы решить задачу построения сечения
многогранника ученик должен знать:
- что значит построить сечение многогранника
плоскостью; - как могут располагаться относительно друг
друга многогранник и плоскость; - как задается плоскость;
- когда задача на построение сечения
многогранника плоскостью считается решенной.
Поскольку плоскость определяется:
- тремя точками;
- прямой и точкой;
- двумя параллельными прямыми;
- двумя пересекающимися прямыми,
построение плоскости сечения проходит в
зависимости от задания этой плоскости. Поэтому
все способы построения сечений многогранников
можно разделить на методы.
Существует три основных метода построения
сечений многогранников:
- Метод следов.
- Метод вспомогательных сечений.
- Комбинированный метод.
Первые два метода являются разновидностями Аксиоматического
метода построения сечений.
Можно также выделить следующие методы
построения сечений многогранников:
- построение сечения многогранника плоскостью,
проходящей через заданную точку параллельно
заданной плоскости; - построение сечения, проходящего через заданную
прямую параллельно другой заданной прямой; - построение сечения, проходящего через заданную
точку параллельно двум заданным скрещивающимся
прямым; - построение сечения многогранника плоскостью,
проходящей через заданную прямую
перпендикулярно заданной плоскости; - построение сечения многогранника плоскостью,
проходящей через заданную точку перпендикулярно
заданной прямой.
В федеральный перечень учебников по геометрии
для 10-11 класов входят учебники авторов:
- Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др
(Геометрия, 10-11); - Погорелова А.В. (Геометрия, 7-11);
- Александрова А.Д., Вернера А.Л., Рыжик В.И.
(Геометрия, 10-11); - Смирновой И.М. (Геометрия, 10-11);
- Шарыгина И.Ф. (Геометрия, 10-11).
Рассмотрим подробнее учебники Л.С, Атанасяна и
Погорелова А.В.
В учебнике Л.С. Атанасяна на тему “Построение
сечений многогранников” выделено два часа. В 10
классе в теме “Параллельность прямых и
плоскостей” после изучения тетраэдра и
параллелепипеда отводится один час на изложение
параграфа “Задачи на построение сечений”.
Рассматриваются сечения тетраэдра и
параллелепипеда. И тема “Параллельность прямых
и плоскостей” завершается решением задач на
одном или двух часах (всего задач на построение
сечений в учебнике восемь).
В учебнике Погорелова А.В. на построение
сечений отводится около трех часов в главе
“Многогранники”: один – на изучение темы
“Изображение призмы и построение ее сечений”,
второй – на изучение темы “Построение пирамиды
и ее плоских сечений” и третий – на решение
задач. В списке задач, приведенных после темы,
задач на сечение насчитывается всего около
десяти.
Мы предлагаем систему уроков по теме
“Построение сечений многогранников” для
учебника Погорелова А.В.
Материал предлагается расположить в той
последовательности, в какой он может применяться
для обучения учащихся. Из изложения темы
“Многогранники” предлагается исключить
следующие параграфы: “Построение сечений
призмы” и “Построение сечений пирамиды” с тем,
чтобы систематизировать данный материал в конце
этой темы “Многогранники”. Классифицировать
его по тематике задач с примерным соблюдением
принципа “от простого к сложному” можно весьма
условно следующим образом:
- Определение сечения многогранников.
- Построение сечений призмы, параллелепипеда,
пирамиды методом следов. (Как правило в школьном
курсе стереометрии используются задачи на
построение сечений многогранников, решаемые
основными методами. Остальные методы, в связи с
их более высоким уровнем сложности, учитель
может оставить для рассмотрения на
факультативных занятиях или на самостоятельное
изучение. В задачах на построение основными
методами требуется построить плоскость сечения,
проходящую через три точки). - Нахождение площади сечений в многогранниках
(без использования теоремы о площади
ортогональной проекции многоугольника). - Нахождение площади сечений в многогранниках (с
применением теоремы о площади ортогональной
проекции многоугольника).
СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА
ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ И МЕТОДИКА ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ В 10-11 КЛАССАХ.(система уроков и факультативных
занятий по теме “Построение сечений
многогранников”)
УРОК 1.
Тема урока: “Построение сечений
многогранников”.
Цель урока: ознакомление с методами
построений сечений многогранников.
Этапы урока:
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка задачи.
- Изучение нового материала:
А) Определение сечения.
Б) Методы построений сечений:
а) метод следов;
б) метод вспомогательных сечений;
в) комбинированный метод.
- Закрепление материала.
Примеры построений сечений методом следов.
- Подведение итогов урока.
Тест.
Ход урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка задачи.
- Изучение нового материала.
Вспомним:
– пересечение прямой с плоскостью;
– пересечение плоскостей;
– свойства параллельных плоскостей.
Вопросы к классу:
– Что значит построить сечение многогранника
плоскостью?
– Как могут располагаться относительно друг
друга многогранник и плоскость?
– Как задается плоскость?
– Когда задача на построение сечения
многогранника плоскостью считается решенной?
А) Итак, задача состоит в построении
пересечения двух фигур: многогранника и
плоскости ( рис.1). Это могут быть: пустая фигура
(а), точка (б), отрезок (в), многоугольник (г). Если
пересечение многогранника и плоскости есть
многоугольник, то этот многоугольник называется сечением
многогранника плоскостью.
Рис. 1
Будем рассматривать только случай, когда
плоскость пересекает многогранник по его
внутренности. При этом пересечением данной
плоскости с каждой гранью многогранника будет
некоторый отрезок. Таким образом, задача
считается решенной, если найдены все отрезки, по
которым плоскость пересекает грани
многогранника.
Исследуйте сечения куба (рис.2) и ответьте на
следующие вопросы:
Рис. 2
– какие многоугольники получаются в сечении
куба плоскостью? (Важно число сторон
многоугольника);
[ Предполагаемые ответы: треугольник,
четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник.]
– может ли в сечении куба плоскостью получиться
семиугольник? А восьмиугольник и т.д.? Почему?
Давайте рассмотрим призму и ее возможные
сечения плоскостью ( на модели). Какие
многоугольники получаются?
Какой можно сделать вывод? Чему равно
наибольшее число сторон многоугольника,
полученного сечением многогранника с
плоскостью?
[ Наибольшее число сторон многоугольника,
полученного в сечении многогранника плоскостью,
равно числу граней многогранника.]
Б) а) Метод следов заключается в построении
следов секущей плоскости на плоскость каждой
грани многогранника. Построение сечения
многогранника методом следов обычно начинают с
построения так называемого основного следа
секущей плоскости, т.е. следа секущей плоскости
на плоскости основания многогранника.
б) Метод вспомогательных сечений
построения сечений многогранников является в
достаточной мере универсальным. В тех случаях,
когда нужный след (или следы) секущей плоскости
оказывается за пределами чертежа, этот метод
имеет даже определенные преимущества. Вместе с
тем следует иметь ввиду, что построения,
выполняемые при использовании этого метода,
зачастую получаются “скученными”. Тем не менее
в некоторых случаях метод вспомогательных
сечений оказывается наиболее рациональным.
Метод следов и метод вспомогательных сечений
являются разновидностями аксиоматического
метода построения сечений многогранников
плоскостью.
в) Суть комбинированного метода построения
сечений многогранников состоит в применении
теорем о параллельности прямых и плоскостей в
пространстве в сочетании с аксиоматическим
методом.
А теперь на примере решения задач рассмотрим метод
следов.
4. Закрепление материала.
Задача 1.
Построить сечение призмы ABCDA1B1C1D1
плоскостью, проходящей через точки P, Q, R (точки
указаны на чертеже (рис.3)).
Решение.
Рис. 3
- Построим след секущей плоскости на плоскость
нижнего основания призмы. Рассмотрим грань АА1В1В.
В этой грани лежат точки сечения P и Q. Проведем
прямую PQ. - Продолжим прямую PQ, которая принадлежит
сечению, до пересечения с прямой АВ. Получим
точку S1, принадлежащую следу. - Аналогично получаем точку S2 пересечением
прямых QR и BC. - Прямая S1S2 – след секущей плоскости
на плоскость нижнего основания призмы. - Прямая S1S2 пересекает сторону AD в
точке U, сторону CD в точке Т. Соединим точки P и U,
так как они лежат в одной плоскости грани АА1D1D.
Аналогично получаем TU и RT. - PQRTU – искомое сечение.
Задача 2.
Построить сечение параллелепипеда ABCDA1B1C1D1
плоскостью, проходящей через точки M, N, P (точки
указаны на чертеже (рис.4)).
Решение.
Рис. 4
- Точки N и P лежат в плоскости сечения и в
плоскости нижнего основания параллелепипеда.
Построим прямую, проодящую через эти точки. Эта
прямая является следом секущей плоскости на
плоскость основания параллелепипеда. - Продолжим прямую, на которой лежит сторона AB
параллелепипеда. Прямые AB и NP пересекутся в
некоторой точке S. Эта точка принадлежит
плоскости сечения. - Так как точка M также принадлежит плоскости
сечения и пересекает прямую АА1 в некоторой
точке Х. - Точки X и N лежат в одной плоскости грани АА1D1D,
соединим их и получим прямую XN. - Так как плоскости граней параллелепипеда
параллельны, то через точку M можно провести
прямую в грани A1B1C1D1,
параллельную прямой NP. Эта прямая пересечет
сторону В1С1 в точке Y. - Аналогично проводим прямую YZ, параллельно
прямой XN. Соединяем Z с P и получаем искомое
сечение – MYZPNX.
Задача 3 ( для самостоятельного
решения).
Построить сечение тетраэдра DACB плоскостью,
проходящей через точки M, N, P (точки указаны на
чертеже (рис.5)).
Рис. 5
5. Подведение итогов урока.
Ответьте на вопрос: являются ли закрашенные
фигуры сечениями изображенных многогранников
плоскостью PQR? И выполните правильное построение
(рис. 6).
Вариант 1.
а)
б)
в)
г)
д)
Вариант 2.
УРОК 2.
Тема урока: НАХОЖДЕНИЕ ПЛОЩАДИ СЕЧЕНИЯ.
Цель урока: познакомить со способами
нахождения площади сечения многогранника.
Этапы урока:
- Актуализация опорных знаний.
- Решение задач на нахождение площади сечения:
Вспомнить теорему о площади ортогональной
проекции многоугольника.
– без использования теоремы о площади
ортогональной проекции многоугольника;
– с использованием теоремы о площади
ортогональной проекции многоугольника.
3. Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Решение задач.
Вспомним теорему о площади ортогональной
проекции многоугольника: площадь
ортогональной проекции многоугольника на
плоскость равна произведению его площади на
косинус угла между плоскостью многоугольника и
плоскостью проекции.
Задача 1.
ABCD – правильная треугольная пирамида со
стороной основания AB равной а и высотой DH
равной h. Постройте сечение пирамиды
плоскостью, проходящей через точки D, C и М, где М –
середина стороны АВ, и найдите его площадь (рис.7).
Решение.
Сечением пирамиды является треугольник MCD.
Найдем его площадь.
- Так как основание пирамиды – равносторонний
треугольник и точка М – середина стороны, то СМ
является высотой и тогда, СМ = . - Площадь треугольника можно найти:
S = 1/2 · DH · CM = 1/2 · =
Рис.7
Задача 2.
Найти площадь сечения куба ABCDA1B1C1D1
с ребром а плоскостью, проходящей через
вершину D и точки Е и F на ребрах А1D1 и C1D1
соответственно, если A1E = k · D1E и C1F
= k · D1F.
Решение.
Построение сечения:
- Поскольку точки Е и F принадлежат плоскости
сечения и плоскости грани A1B1C1D1,
а две плоскости пересекаются по прямой, то прямая
EF будет являться следом секущей плоскости на
плоскость грани A1B1C1D1
(рис.8). - Аналогично получаются прямые ED и FD.
- EDF – искомое сечение.
Рис.8.
Задача 3 (для самостоятельного решения).
Построить сечение куба ABCDA1B1C1D1
со стороной а плоскостью, проходящей через
точки B, M и N, где Ь – середина ребра АА1, а N –
середина ребра СС1.
Решение.
Сечение строим методом следов.
Площадь сечения находим с помощью теоремы о
площади ортогональной проекции многоугольника.
Ответ: S = 1/2 · a2.
вершины пирамиды в)объем пирамиды ABCD A(3,4,5),B(1,2,1),C(-2,-3,6),D(3,-6,-3) a)ACD б)l=AB,C и D Ответ: a) (√2114), б) (√6174/2)
Дмитрий
18.01.17
Учеба и наука / Математика
1 ответ