Каждому из нас нередко приходилось считать площадь решётчатого многоугольника (изображённого, например, на клетчатой бумаге). В основном, это делают ещё по известным со школы формулам. Но в этом случае для каждой фигуры приходится помнить выражение её площади.
Не легче ли использовать одну формулу для всех многоугольников?
— Сказка? — Нет, теорема Пика!
• Названа она в честь Георга Пика (нет, не оружия или покемона), доказавшего её в 1899 году.
Формулировка звучит так:
S = В + Г / 2 − 1, где S — площадь многоугольника, В — количество целочисленных точек внутри многоугольника, а Г — количество целочисленных точек на границе многоугольника.
• Важное замечание: формула справедлива только для многоугольников, у которых вершины расположены в узлах решетки.
Например, для многоугольника на рисунке, В=7 (красные точки), Г=8 (зелёные точки), поэтому S = 7 + 8/2 – 1 = 10 квадратных единиц.
Докажем теорему Пика:
• Рассмотрим прямоугольник со сторонами, лежащими на линиях решетки. Пусть длины его сторон равны a и b. Имеем в этом случае В = (a-1)(b-1), Г = 2a+2b и, по формуле Пика, S = (a-1)(b-1)+a+b-1 = ab .
• Рассмотрим теперь прямоугольный треугольник с катетами, лежащими на осях координат. Такой треугольник получается из прямоугольника со сторонами a и b, рассмотренного в предыдущем случае, разрезанием его по диагонали. Пусть на диагонали лежат c целочисленных точек. Тогда для этого случая В = ((a-1)(b-1)-c+2)/2, Г = (2a+2b)/2+c-1 и получаем, что S = ab/2.
• Теперь рассмотрим произвольный треугольник. Его можно получить, отрезав от прямоугольника несколько прямоугольных треугольников (см. рисунок). Поскольку и для прямоугольника, и для прямоугольного треугольника формула Пика верна, мы получаем, что она будет справедлива и для произвольного треугольника.
• Остается сделать последний шаг: перейти от треугольников к многоугольникам. Любой многоугольник можно триангулировать, т.е. разбить на треугольники (например, диагоналями). Отсюда по индукции следует, что формула Пика верна для любого многоугольника. чтд
К сожалению, эта столь простая и красивая формула плохо обобщается на высшие размерности.
Наглядно показал это Рив, предложив в 1957 г. рассмотреть тетраэдр (называемый теперь тетраэдром Рива) со следующими вершинами:
A(0,0,0), B(1,0,0), C(0,1,0), D(1,1,k)
Тогда этот тетраэдр ABCD при любых k не содержит внутри ни одной точки с целочисленными координатами, а на его границе — лежат только четыре точки A, B, C, D. Таким образом, объём и площадь поверхности этого тетраэдра могут быть разными, в то время как число точек внутри и на границе — неизменны; следовательно, формула Пика не допускает обобщений даже на трёхмерный случай.
Тем не менее, некоторое подобное обобщение на пространства большей размерности всё же имеется, — это многочлены Эрхарта, но они весьма сложны, и зависят не только от числа точек внутри и на границе фигуры.
Специально для ЖЖ матфака, Сергей Романов.
Формула Пика. Рассказ о формуле, при помощи которой можно находить площадь фигуры построенной на листе в клетку (треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник, многоугольник). Это формула Пика.
Она секретной не является. Информация о ней в интернете имеется, но многим материал статьи будет крайне полезен. Об этой формуле обычно рассказывается применительно к нахождению площади треугольника. На примере треугольника мы её и рассмотрим.
В задачах, которые будут на ЕГЭ есть целая группа заданий, в которых дан многоугольник построенный на листе в клетку и стоит вопрос о нахождении площади. Масштаб клетки это один квадратный сантиметр.
ФОРМУЛА ПИКА
Площадь искомой фигуры можно найти по формуле:
М – количество узлов на границе треугольника (на сторонах и вершинах)
N – количество узлов внутри треугольника
*Под «узлами» имеется ввиду пересечение линий.
Найдём площадь треугольника:
Отметим узлы:
1 клетка = 1 см
M = 15 (обозначены красным)
N = 34 (обозначены синим)
Ещё пример. Найдём площадь параллелограмма:
Отметим узлы:
M = 18 (обозначены красным)
N = 20 (обозначены синим)
Найдём площадь трапеции:
Отметим узлы:
M = 24 (обозначены красным)
N = 25 (обозначены синим)
Найдём площадь многоугольника:
Отметим узлы:
M = 14 (обозначены красным)
N = 43 (обозначены синим)
Понятно, что находить площадь трапеции, параллелограмма, треугольника проще и быстрее по соответствующим формулам площадей этих фигур. Но знайте, что можно это делать и таким образом.
А вот когда дан многоугольник, у которого пять и более углов эта формула работает хорошо.
Теперь взгляните на следующие фигуры:
Это типовые фигуры, в заданиях стоит вопрос о нахождении их площади. Такие или подобные им будут на ЕГЭ. При помощи формулы Пика такие задачи решаются за минуту. Например, найдём площадь фигуры:
Отметим узлы:
M = 11 (обозначены красным)
N = 5 (обозначены синим)
Ответ: 9,5
Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
Посмотреть решение
Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
Посмотреть решение
Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
Посмотреть решение
Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
Посмотреть решение
Конечно, можно и эти «микрофигурки» дробить на более простые фигуры (треугольники, трапеции). Способ решения выбирать вам.
Рассмотрим подход оговоренный в статье “Площадь четырёхугольника. Универсальный способ“.
Найдём площадь фигуры:
Опишем около неё прямоугольник:
Из площади прямоугольника (в данном случае это квадрат) вычтем площади полученных простых фигур:
Ответ: 4,5
В будущем будем рассматривать задания на нахождение площади, связанные с окружностями построенными на листе в клетку, не пропустите! На этом всё. Успехов вам!
С уважением, Александр Крутицких.
P.S: Буду благодарен Вам, если расскажете о сайте в социальных сетях.
У этого термина существуют и другие значения, см. Теорема Пика.
Формула Пи́ка (или теорема Пи́ка) — классический результат комбинаторной геометрии и геометрии чисел,
даёт выражение для площади многоугольника с целочисленными вершинами.
Названа в честь Георга Пика, доказавшего её в 1899 году.
Формулировка[править | править код]
В = 7, Г = 8,
В + Г/2 − 1 = 10
Площадь многоугольника с целочисленными вершинами[1] равна
,
где В — количество целочисленных точек внутри многоугольника, а Г — количество целочисленных точек на границе многоугольника.
Следствия[править | править код]
- Площадь треугольника с вершинами в узлах и не содержащего узлов ни внутри, ни на сторонах (кроме вершин), равна 1/2.
- Этот факт даёт геометрическое доказательство формулы для разности подходящих дробей цепной дроби.
Вариации и обобщения[править | править код]
Контрпример к аналогу теоремы Пика в размерности 3.
- Многочлен Эрара даёт один из вариантов обобщения формулы Пика на старшие размерности.
- где суммирование ведётся по всем целочисленным точкам и телесный угол при ; если лежит внутри , то считается что .[2]
-
- где обозначает площадь единичной сферы в .
-
Примечания[править | править код]
- ↑ Точка координатной плоскости называется целочисленной, если обе её координаты целые.
- ↑ Tabachnikov, Sergei, Pierre Deligne, and Sinai Robins. The Ice Cube Proof (англ.) // The Mathematical Intelligencer. — 2014. — Vol. 36, no. 4. — P. 1-3.
Литература[править | править код]
- В. В. Прасолов. Задачи по планиметрии. — М.: МЦНМО, 2001. — 584 с. — ISBN 5-900916-82-0.
- А. Кушниренко. Целые точки в многоугольниках и многогранниках // Квант. — 1977. — № 4. — С. 13—20.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
- Сейчас обучается 48 человек из 26 регионов
- Сейчас обучается 75 человек из 34 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Площадь треугольника.
Решение одной задачи несколькими способами
Давыдова О.А.
учитель математики
МОУ «ООШ № 17»2014-2015 учебный год
-
2 слайд
Совершенствовать навыки решения задач на применение различных способов решений при нахождении площадей геометрических фигур на примере заданий №11 по математике.
Развивать умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить, обобщать; развивать внимание, память, самостоятельность.
Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, настойчивость для достижения конечного результата, умение работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль. -
3 слайд
Модуль «Геометрия» № 11
Нахождение площади фигур
На клетчатой бумаге с клетками размером
1 см х 1 см
изображен треугольник
(см. рисунок).
Найдите его площадь в квадратных сантиметрах. -
4 слайд
1 способ. «Считаем по клеткам».
2 способ. «Формула площади фигуры».
3 способ. «Сложение площадей фигур».
4 способ. «Вычитание площадей фигур».
5 способ. «Формула Пика».
Способы решений -
5 слайд
7
3
1
2
4
5
6
8
9
10
1 способ
« Считаем по клеткам»
1.Посчитаем количество полных клеток внутри данного треугольника.
10
2.Дополним неполные клетки друг другом до полных клеток.
5
3. Сложим полученные количества полных клеток:
10+5=15
Ответ: 15
1
2
3
4
5 -
6 слайд
а
h
6
5
«Формула площади фигуры»
Площадь искомого треугольника найдем по формуле:
Sтр=(а•h)/2,
где а – основание треугольника,
h – высота, проведенная к этому основанию.
а=6, h=5
Получаем Sтр=(6•5)/2=15
Ответ: 15
2 способ -
7 слайд
«Сложение площадей фигур»
1.Разобьем данный треугольник на два прямоугольных треугольника, для этого проведем высоту.
2.Найдем площадь прямоугольного треугольника S1 :
S1 = (5Х5)/2=12,5
3.Найдем площадь прямоугольного треугольника S2:
S2 = (5х1)/2=2,5
4.Площадь искомого треугольника найдем по формуле:
Sтр=S1+S2
Sтр=12,5+2,5=15
Ответ: 15
5
1
5
3 способ
S1
S2 -
8 слайд
5
6
5
5
1
S1
S2
«Вычитание площадей фигур»
1.Достроим до прямоугольника со сторонами 5 и 6.
2.Найдем площадь прямоугольника:
Sпр=5Х6=30
3.Найдем площадь прямоугольного треугольника S1 :
S1 = (5Х5)/2=12,5
4.Найдем площадь прямоугольного треугольника S2:
S2 = (5х1)/2=2,5
5.Площадь искомого треугольника найдем по формуле:
Sтр=Sпр-(S1+S2)
Sтр=30-(12,5+2,5)= 15
Ответ: 15
4 способ -
9 слайд
5 способ
«Формула Пика»
Площадь искомого треугольника найдем по формуле Пика:
S=Г/2+В-1,
где Г –количество узлов на границе треугольника(на сторонах и вершинах),
В – количество узлов внутри треугольника.
Г=
Получаем S=12/2+10-1=15
Ответ: 15
В=
12,
10 -
-
11 слайд
Диаграмма популярности способов решения
-
12 слайд
На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен треугольник (см. рисунок).
Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.
Решение.
Данный треугольник – прямоугольный. Воспользуемся формулой площади прямоугольного треугольника:
S=1/2ab,
где a и b – катеты треугольника.
a=2, b=6.
Получаем S = ½ ·2·6 = 6.
Ответ: 6
2
6 -
13 слайд
На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен треугольник (см. рисунок).
Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.
Решение.
Воспользуемся формулой Пика:S=Г/2+В-1
Г = 5,
В = 9
Получаем S = 5/2 + 9 – 1 =
10,5
Ответ: 10,5 -
14 слайд
На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображен треугольник (см. рисунок). Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.
Площадь искомого треугольника найдем по формуле:
Sтр=(а•h)/2,
Решение.
где а – основание треугольника,
h – высота, проведенная к этому основанию.
Длина этого отрезка равна
h
a
Значит, а = 6 ,
h = 2
Sтр= (6 · 2 )/2 = 12.
Ответ: 12 -
15 слайд
На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображена фигура (см. рисунок). Найдите ее площадь в квадратных сантиметрах.
Решение.
1. Разобьем данную фигуру на 4 части. Получилось 4 прямоугольных треугольника.
1 способ.
2. Найдем площадь одного треугольника:
S =
2
(2·3)/2
3
= 3
3. Искомую площадь фигуры находим по формуле: S = 4·Sтр ,
S = 4·3=12.
Ответ: 12.
2 способ.
Данная фигура – ромб.
Площадь ромба находим по формуле:
S = (d1·d2)/2
d1
d2
d1 = 4, d2 = 6.
Получаем S = (4·6)/2 = 12. -
16 слайд
На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображена фигура (см. рисунок). Найдите ее площадь в квадратных сантиметрах.
Решение.
1. Достроим данную фигуру до равностороннего треугольника.
Найдем площадь этого треугольника: S =
6
4
(6·4)/2 =12
2. Найдем площадь другого треугольника:
2
S = (6·2)/2 = 6
3. Площадь искомой фигуры находим как разность площадей:
S = 12 – 6 = 6.
Ответ: 6. -
17 слайд
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!
Д. Пойа
Успехов при подготовке к ГИА по математике!!!Удачной сдачи экзамена!
-
18 слайд
В презентации использованы:
http://www.proshkolu.ru/user/Nadegda797/file/635838/&newcomment=803270#comment803270 – анимационные картинки
http://ru.wikihow.com
http://kakimenno.ru/raznoe/96-kak-nayti-ploschad-treugolnika.html
http://matematikalegko.ru/formuli/ploshhad-figury-na-liste-v-kletku-formula-pika.html
http://www.webmath.ru/
http://angrenkova.ucoz.ru/load/zadanija_v10/zadanija_v3/vychislenie/8-1-0-67
http://nsportal.ru/
http://www.etudes.ru/
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 752 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 19.06.2018
- 2965
- 5
Рейтинг:
5 из 5
- 19.06.2018
- 2235
- 53
Рейтинг:
5 из 5
- 19.06.2018
- 1244
- 16
Рейтинг:
5 из 5
- 19.06.2018
- 1584
- 5
- 19.06.2018
- 2117
- 76
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
Вокруг формулы Пика
Уровень сложности
Средний
Время на прочтение
2 мин
Количество просмотров 2.2K
Как найти площадь произвольного многоугольника с вершинами в узлах клетчатой бумаги?
В простых ситуациях его можно разбить на треугольники (рис. 1а) или, наоборот, достроить до прямоугольника (рис. 1б). Но как быть в общем случае? Посмотрите, скажем, на рисунок 1в.
Оказывается, достаточно подсчитать числовершин внутри многоугольника и число на его границе — тогда его площадьбудет равна
Это формула называется формулой Пика в честь австрийского математика Георга Пика (1859–1942), открывшего её в 1899 году. Так, для многоугольника на рисунке 1в имеем
, , поэтому
Формула выглядит удивительно просто. Интересно, столь же просто её доказать?
Этап 1: ШАГ ИНДУКЦИИ. Предположим, что многоугольник разбит диагональю на два, для которых формула доказана. Тогда несложно показать, что она верна и для.
Этап 2: ТРИАНГУЛЯЦИЯ. Многократно проводя внутренние диагонали, разобьём наш многоугольник на элементарные треугольники (не содержащие узлов ни на границе, ни внутри, кроме вершин). Для такого треугольникаипоэтому площадь должна быть равна
Этап 3: БАЗА ИНДУКЦИИ. Остаётся доказать, что площадь элементарного треугольника равнаМы приведём важное и красивое рассуждение.
Пусть треугольник имеет вершины иДостроим его до параллелограмма, добавив вершину и замостим его копиями всю плоскость (рис. 2).
Элементарность нашего треугольника равносильна тому, что любой узелможно получить из узлацелочисленными сдвигами сторониИными словами, для любых целыхинайдутся целыеитакие, что
Неожиданно, геометрическая задача свелась к чисто алгебраической — системе линейных уравнений. Её решение даётся формулами Крамера
Хорошо известно, что определительпо модулю равен площади параллелограмма, построенного на векторахипоэтому нам надо доказать, что
Приимеема при
Так каквсегда должны быть целыми, то кратныоткудакратно , что возможно, лишь при Формула Пика доказана.
В заключение сделаем несколько замечаний.
-
Приведённое рассуждение с замещением плоскости на школьном языке иллюстрирует важные идеи высшей алгебры — описание базисов свободной абелевой группыи группы её автоморфизмов:
-
Последний факт можно обобщить на высшие размерности:
-
А вот формула Пика неверна уже в трёхмерном пространстве: объём многогранника с целыми вершинами не выражается через количества вершин внутри, на гранях и рёбрах.
-
Вместе с тем существуют варианты обобщения формулы Пика для некоторых классов целочисленных многомерных многогранников (например, с центрально-симметричными гранями).
Автор: Андрей Канунников, к. ф.-м. н., мехмат МГУ, преподаватель ШАД Хелпер