Задачи на вычисление площади встречаются в ЕГЭ и ОГЭ почти всегда. В большинстве своем действительно сложных задач на экзамене в частях А и В не бывает. Однако некоторые задачи можно решить по-простому, а можно по-сложному.
Вот пример такой задачки. Надо найти площадь звезды. Единичный квадрат дан справа.
Сразу подсказка: получится целое число. Как решать? Тут есть масса вариантов. Можно поделить звезду на треугольники и другие фигуры. Чуть проще будет, если вписать эту звезду в прямоугольник, вычислить площадь прямоугольника, а потом вычесть всё лишнее. Однако это долго и муторно. Мне даже лень приводить здесь такое решение. Если хотите, попробуйте сами. Можно тупо начать пересчитывать квадратики внутри звездочки, а потом каким-то образом суммировать нецелые части. Если умудриться нигде не ошибиться, то получится правильный ответ — 11.
Но есть способ гораздо более простой и быстрый. Иногда его проходят в восьмом классе. Но, судя по моему опыту общения с учениками, не всегда. То ли учителя не рассказывают, то ли ученики от того, что не используют его в течение учебы, забывают к 11 классу. Это формула Пика. Пик — это такой австрийский математик. Он вывел и доказал эту формулу в 1899 году. Она получила широкое распространение и известность, благодаря тому, что позволяла быстро находить площади многоугольников. Это пригодилось в частности для вычисления площади полигонов на картах и в других военных вопросах.
В Германии эту формулу знают все школьники. Причем знают не так, как у нас, а знают очень хорошо. Если мы поделим лист на квадраты, то формула очень простая: S=Г:2+В-1, где Г – это количество узлов решетки на границе фигуры, а В – число узлов внутри фигуры. И есть ещё одно важное условие: вершины должны лежать на узлах этой решетки. В нашем случае это именно так. В общем-то всё решение написано на картинке ниже.
S=14:2+5-1=7+5-1=11. Это есть ответ. Зная формулу Пика, задача становится устной и на ЕГЭ можно легко сэкономить минут 10.
Ещё интересно: Японская головоломка. Этому в российских школах не учат
Задал взрослым людям простые вопросы из школьного курса физики. Никто не ответил на все
“Вы тоже ошибетесь” — большинство взрослых решают неправильно эту простейшую школьную задачу на площадь треугольника
Существует ли формула, позволяющая найти площадь правильной пятиконечной звезды?
Андрей Козлов
Искусственный Интеллект
(146960),
закрыт
2 года назад
Я пытался найти её сам, но постоянно что-то не получалось
Лучший ответ
Рустам Искендеров
Искусственный Интеллект
(133392)
2 года назад
Ненужна тригонометрия.
S= 5/4*√(50-22√5)R^2= 1,12257R^2.
Откуда взял – сам вывел.
Остальные ответы
Ванямба
Искусственный Интеллект
(195977)
2 года назад
Возьмите площадь сектора 1/5 окружности и вычтите лишнюю часть. Умножьте на 5.
Андрей КозловИскусственный Интеллект (146960)
2 года назад
Это понятно, а вот как найти эту лишнюю часть? Допустим, я взял левый верхний сектор. Между верхней оконечностью и левой верхней. Как высчитать этот лишний кусок, т. е. это сектор уменьшенный?
Ванямба
Искусственный Интеллект
(195977)
Андрей Козлов, ну это ведь два треугольника
J3QQ4-H7H2V-2HCH4-M3HK8-6M8VW .
Мастер
(2490)
2 года назад
А какой входной параметр? Сторона, радиус окружности, высота?
Андрей КозловИскусственный Интеллект (146960)
2 года назад
Вообще, в принципе, какой бы ни был. Допустим, радиус окружности равен 5
J3QQ4-H7H2V-2HCH4-M3HK8-6M8VW .Мастер (2490)
2 года назад
BD=ADtg18°=DCtg36°
AD+DC=5; AD=5-DC
DC=5tg18/(tg18+tg36); BD=5tg18tg36/(tg18+tg36)
S(ABC)=1/2*BD*AC=25/2*tg18tg36/(tg18+tg36)=2,80642
Таких треугольников 10, значит площадь звезды 28,0642
Андрей Козлов
Искусственный Интеллект
(146960)
J3QQ4-H7H2V-2HCH4-M3HK8-6M8VW, почему угол именно 18?
3eta dæity
Оракул
(85366)
2 года назад
S = 10 ⋅ sin²(36°) ⋅ tg(18°) ⋅ R² ~ 1,12257 ⋅ R²
R – радиус описанной окружности.
Андрей КозловИскусственный Интеллект (146960)
2 года назад
Откуда взяли?
3eta dæity
Оракул
(85366)
Андрей Козлов, порыскал в интернете, похоже на правду.
Chelovek
Искусственный Интеллект
(391720)
2 года назад
Теорему Лейлы нужно использовать, т. к. правильная пятиконечная звезда – это пентаграмма.
Площадь пентаграммы равна λR2, где λ ≈ 1,12, а R радиус окружности в которую пентаграмма вписана.
То, как найти площадь n-угольной (и любой правильной) звезды, придумала педагог из Назрановской гимназии № 1 Лейла Сапралиева. И теперь другим уже не придется применять сложные математические расчеты.
– В школьном курсе геометрии в основном изучаются выпуклые фигуры – треугольники, ромбы, параллелограммы, окружности. Меня заинтересовали, наоборот, невыпуклые, как, например, звезда, – поясняет Лейла. – Чтобы ее построить, надо начертить окружность. Зная радиус круга, можно вычислить площадь. Эту формулу можно применить к любой звезде. Причем даже той, что на небе, только если она правильной формы.
До сих пор площадь звезд находили с помощью нескольких сложных математических действий: сначала рассчитывалась площадь n-угольника, потом – треугольников, которые его ограничивают. По формуле Сапралиевой расчеты делаются гораздо проще.
Коллеги Лейлы и ее ученики первыми опробовали новую формулу. Вскоре на педагогическом форуме в Санкт-Петербурге, в котором участвовали преподаватели из 72 регионов страны, она была рекомендована для использования в школьной программе.
Математик с почти 30-летним стажем, Лейла Сапралиева занимается исследовательской работой уже давно. Сначала ее заинтересовали кубические уравнения.
– Применялись разные методы их решения, и единой формулы не существовало, – продолжает собеседница. – Например, сначала находим один корень методом подбора, потом применяем теорему Безу. У меня возникла мысль: можно ли вывести формулу, которая бы позволяла сразу, если известен один корень кубического уравнения, подставить его и найти другие корни? И удалось ее вывести.
Правда, когда математическую разработку отправили на рецензию в Ингушский государственный университет, оттуда пришел неожиданный ответ: мол, она… не представляет никакого интереса.
Прямо противоположно оценили формулу школьного учителя на Всероссийском конкурсе «Педагогические новации», где за это открытие Лейлу Сапралиеву наградили дипломом и медалью за вклад в российское образование.
Разработка ингушского педагога «Нетрадиционные приемы решения некоторых кубических уравнений» опубликована в книге «Золотые уроки. Медиатека опыта лучших школ и учителей».
По формулам Лейлы Сапралиевой математические задачи решают школьники не только в самой Ингушетии, но и в других регионах страны.
Алена ЛаринаРоссийская газета
21.04.2021
Задачи на вычисление площади встречаются в ЕГЭ и ОГЭ почти всегда. В большинстве своем действительно сложных задач на экзамене в частях А и В не бывает. Однако некоторые задачи можно решить по-простому, а можно по-сложному.
Вот пример такой задачки. Надо найти площадь звезды. Единичный квадрат дан справа.
Сразу подсказка: получится целое число. Как решать? Тут есть масса вариантов. Можно поделить звезду на треугольники и другие фигуры. Чуть проще будет, если вписать эту звезду в прямоугольник, вычислить площадь прямоугольника, а потом вычесть всё лишнее. Однако это долго и муторно. Мне даже лень приводить здесь такое решение. Если хотите, попробуйте сами. Можно тупо начать пересчитывать квадратики внутри звездочки, а потом каким-то образом суммировать нецелые части. Если умудриться нигде не ошибиться, то получится правильный ответ — 11.
Но есть способ гораздо более простой и быстрый. Иногда его проходят в восьмом классе. Но, судя по моему опыту общения с учениками, не всегда. То ли учителя не рассказывают, то ли ученики от того, что не используют его в течение учебы, забывают к 11 классу. Это формула Пика. Пик — это такой австрийский математик. Он вывел и доказал эту формулу в 1899 году. Она получила широкое распространение и известность, благодаря тому, что позволяла быстро находить площади многоугольников. Это пригодилось в частности для вычисления площади полигонов на картах и в других военных вопросах.
В Германии эту формулу знают все школьники. Причем знают не так, как у нас, а знают очень хорошо. Если мы поделим лист на квадраты, то формула очень простая: S=Г:2+В-1, где Г – это количество узлов решетки на границе фигуры, а В – число узлов внутри фигуры. И есть ещё одно важное условие: вершины должны лежать на узлах этой решетки. В нашем случае это именно так. В общем-то всё решение написано на картинке ниже.
S=14:2+5-1=7+5-1=11. Это есть ответ. Зная формулу Пика, задача становится устной и на ЕГЭ можно легко сэкономить минут 10. В конце спешу поделиться новостью, что у меня появился Ютуб-канал, на котором я всех жду.
Вам может понравиться
Для понимания решения перерисуем рисунок с обозначением некоторых точек
Из условия становится ясно, что сторона квадрата равна 60 см, а половина стороны квадрата равна 30 см
1) Рассмотрим прямоугольник AMND. У него стороны MN = AD = 60 см и AM = ND = 30 см
Площадь AMND = 30•60
AN и MD – диагонали этого прямоугольника и пересекутся в точке G (середина). Будут образованы этими диагоналями 4 треугольника равные по площади. Но нас интересуют только ∆MGN и ∆AGD – эти зеленые треугольники равны и их площадь S₁ = (1/4)• 30•60 = 450 см² (четверть площади прямоугольника AMND
(Можно по другому площадь треугольника половина стороны на высоту: S₁ = AD•FG/2 = 60•15/2 = 450)
2) Но если S∆MNG = 450, то 2 лепестка: ∆MPR и ∆NQS будут составлять площадь S₁ – 5 см² = 445 см²
3) Теперь рассмотрим бирюзовый ∆AED, его площадь равна произведению половины стороны AD на высоту EF: S₂ = 60•60 / 2 = 1800 см²
Тогда суммарная площадь трех лепестков: ∆PEQ и ∆RAG и ∆GDS равна S₂ – S∆AGD – S(RPQSG)
и равна S₂ – S₁ – 5 = 1800 – 450 – 5 = 1345 см²
4) Итого суммарно площадь пяти лепестков = 1345 + 445 = 1790 см²
Ответ: 1790 см² – это верный ответ на данную задачу, но неправильный ответ фактически.
Почему? Да потому что изначально дано неверное противоречивое условие. Не может при таком построении площадь внутреннего пятиугольника звезды равняться 5 см²
Поэтому из ложного условия следует какой угодно ответ в том числе и этот.
Но давайте посчитаем чему все же равна площадь пятиугольника RPQSG при этих условиях
Здесь подсчет будет чуть сложнее
Например от S₂ отнимем S∆PEQ = 30•30 / 2 = 450 Получим 1800 – 450 = 1350
Далее надо отнять S∆AGD = S₁ = 450. Получим 1350 – 450 = 900
Далее надо отнять две S∆ARG, которую надо посчитать
Не буду загромождать расчетами, но ∆ARG – прямоугольный с катетами AR = 12√5 и RG = 9√5
И площадь S∆ARG = 12•√5•9•√5 / 2 = 270 Два таких треугольника по площади будут 540
Получаем S(RPQSG) = 900 – 540 = 360 см²
И реально площадь лепестков тогда будет:
Сумма (450 – 360 = 90 см²) и (1800 – 450 – 360 = 990 см²) = 90 + 990 = 1080 см²
Правильный Ответ: 1080 см², так как площадь пятиугольника звезды = 360 см², а не 5 см²