Плотность и масса асфальтобетона (асфальта)
Асфальт в полной мере демонстрирует свои физико-механические свойства только после качественного уплотнения. Поэтому плотность – это одна из важнейших его характеристик. Хоть этот показатель и не нормируется в ГОСТах, он очень важен при проведении лабораторных испытаний дорожного покрытия.
-
Плотность и масса асфальтобетона (асфальта)
-
Методы определения плотности асфальта
-
Насыпная плотность асфальта
-
Максимальная (истинная) плотность асфальта
-
Максимальная (истинная) плотность минеральной части (остова)
-
Объемная (средняя) плотность асфальта
-
Объемная (средняя) плотность минеральной части (остова)
-
Для чего нужно знать плотность асфальта
-
Как рассчитать массу асфальта
-
Масса асфальта при заказе
-
Масса асфальта при срезке
В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:
- Какие применяются методы определения плотности асфальта
- Для чего нужно знать плотность асфальта
- Как рассчитать массу асфальта
Давайте остановимся на каждом подробнее.
Методы определения плотности асфальта
Асфальт – это сложный композитный материал, в состав которого входят минеральный наполнитель (щебень, гравий, песок, отсев, минеральный порошок) и битум. Каждый из этих компонентов обладает своими физическими характеристиками. Кроме того, свойства асфальтобетонной смеси (АБС) изменяются в ходе технологических процессов производства, транспортировки, укладки и уплотнения. Материал утрамбовывается под влиянием сил гравитации или внешнего воздействия, набирает плотность и жесткость. Этот процесс нужно как-то контролировать.
Следовательно, для асфальтобетона определяется не один, а несколько показателей плотности – в разных состояниях и на разных этапах производства.
К ним относятся:
- Насыпная плотность
- Максимальная (истинная) плотность
- Максимальная (истинная) плотность минеральной части (остова)
- Объемная (средняя) плотность
- Объемная (средняя) плотность минеральной части (остова)
Давайте поговорим о том, как вычисляются эти значения.
Насыпная плотность асфальта
Этот показатель характеризует плотность материала при свободной засыпке – то есть без дополнительной трамбовки или уплотнения. Он относится не к асфальту в готовом дорожном покрытии, а к сыпучей асфальтобетонной смеси до ее укладки.
Измеряется свойство очень просто: определенный объем материала засыпается в тару и взвешивается. Затем полученную массу делят на объем и получают значение плотности. Она выражается в кг/м3 или г/см3.
Насыпная плотность асфальта и других сыпучих материалов не нормируется ГОСТами. Но она имеет большое значение при заказе. Исходя из этого показателя подбираются самосвалы для транспортировки с нужной грузоподъемностью и рассчитывается цена доставки.
Насыпная плотность зависит от:
- Массы зерен
1 м3 асфальта на щебне из плотной и тяжелой породы будет весить больше, чем тот же объем материала на легком заполнителе (например, керамзите). - Размера зерен
Мелкие частицы плотно прилегают друг другу при засыпке, тогда как между крупными образуются воздушные пустоты.
В таблице вы можете ознакомиться с примерными значениями насыпной плотности для разных видов асфальта:
Для вашего удобства, ниже размещена та же самая таблица в виде картинки:
Естественно, эти цифры носят ориентировочный характер. Конкретные значения будут разниться от состава к составу. Их нужно узнавать непосредственно у производителя или поставщика.
Хотя насыпная плотность важна на этапе заказа и оплаты строительного материала, она мало что говорит о его качестве. Для этого нужны другие показатели, которые определяются в лабораторных условиях. Ниже мы о них поговорим.
Максимальная (истинная) плотность асфальта
Этот показатель характеризует плотность материала без учета пор. Представьте, что 1 м3 асфальтобетонной смеси спрессовали так, что в ней совершенно не осталось воздушных пустот. Отношение полученной массы к объему – это и есть ее максимальная плотность.
Естественно, при укладке дороги добиться такого уплотнения невозможно. Так что этот показатель имеет скорее теоретический характер.
Нормативные методы определения максимальной плотности приведены в следующих документах:
- ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний» (здесь используется термин «истинная плотность»)
- ГОСТ Р 58401.16-2019 «Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Методы определения максимальной плотности»
Ниже мы в общих чертах опишем вторую методику, поскольку она была принята позднее и, следовательно, более актуальна. При желании, вы можете самостоятельно ознакомиться с обоими документами.
Определение плотности начинается с подготовки материала. Для этого из массы асфальтобетонной смеси отбирают не менее двух проб массой примерно 1500-4000 г. Затем их высушивают и измельчают, вручную отделяя крупные зерна от мелких так, чтобы в образце не оставалось комков.
Дальнейший алгоритм действий зависит от конкретного метода измерения:
- Взвешивание в воде
- Взвешивание на воздухе
Давайте рассмотрим их отдельно.
При взвешивании в воде делают следующее:
- АБС засыпают в вакуумную чашу, взвешивают и записывают полученный результат, вычитая из него массу самой чаши. Это масса сухой смеси A.
- АБС в чаше заливают водой так, чтобы ее уровень был на 25 мм выше уровня смеси. Это делается для полного удаления воздуха из материала. Для облегчения процесса можно также добавить 5-10 мл раствора поверхностно-активных веществ – смачивателя.
- К чаше подключают насос и удаляют из нее весь воздух под давлением 27,5 мм рт.ст. и при постоянной вибрации. В лабораториях, где нет вибрационного оборудования, чашу с водой и смесью просто периодически встряхивают.
- Через 15 минут вакуум сбрасывают, а чашу с ее содержимым погружают в воду и взвешивают. Результат фиксируют – это масса чаши со смесью в воде B.
- Затем из чаши достают асфальтобетонную смесь, а саму чашу взвешивают в воде. Это значение фиксируется как масса чаши C.
- Значение максимальной плотности Gmm вычисляется для каждого испытанного образца по формуле:
- За итоговый показатель берут среднеарифметическое всех полученных значений.
Этот метод является основным. Но лаборатории могут использовать и альтернативный – взвешивание на воздухе.
Порядок действий при этом следующий:
- Начинают с того, что пустую чашу наполняют водой до краев и накрывают крышкой. При этом следят, чтобы в жидкости не оставалось пузырьков воздуха. Емкость с водой взвешивают, и полученное значение фиксируют как массу D.
- Воду из чаши выливают, а саму ее сушат. Затем в пустую емкость засыпают подготовленную АБС и взвешивают. Определяют массу сухой смеси A.
- Далее из чаши со смесью и водой выкачивается воздух описанным в пунктах 2-3 выше образом.
- Через 15 минут сбрасывают вакуум, а в чашу доливают воды до краев и замеряют массу чаши со смесью и водой на воздухе E.
- Для каждого образца определяют максимальную плотность Gmm по формуле:
- За показатель Gmm для смеси в целом берут среднеарифметическое всех полученных значений.
Значение максимальной (истинной) плотности используется при определении других важных характеристик асфальтобетона – например, плотности минеральной части или коэффициента уплотнения. Мы подробно рассмотрим их ниже.
Максимальная (истинная) плотность минеральной части (остова)
Эта характеристика аналогична описанной выше, только касается уже непосредственно минеральных компонентов смеси без учета битума: щебня (гравия) и песка (отсева).
Максимальная плотность остова получается расчетным способом.
Для этого нужно знать:
- Процентное соотношение компонентов в составе конкретной АБС
- Истинную плотность каждого минерального материала
Последний показатель можно узнать у производителя сырья, измерить в лаборатории или вычислить на основании данных о пористости материала, если они есть.
В таблице ниже вы можете ознакомиться с примерными значениями истинной и насыпной плотности материалов, использующихся для производства асфальта:
Для вашего удобства, ниже мы разместили ту же самую таблицу в виде картинки:
Из нее видно, что истинная плотность сыпучих компонентов обычно в 1,5-2 раза больше насыпной. Эти цифры, конечно, носят чисто информационный характер. В реальных лабораторных испытаниях используются точные значения.
Максимальная плотность минеральной части АБС вычисляется по следующей формуле:
Значения истинной плотности АБС и ее остова мало что скажут рядовому потребителю. Но они играют важную роль в определении качественных характеристик асфальта. Подробнее об этом мы поговорим чуть позже.
Объемная (средняя) плотность асфальта
Этот показатель характеризует массу 1 м3 асфальтобетонной смеси после укладки – то есть уже в виде готового покрытия.
Она отличается от рассмотренных выше видов плотности следующим:
- В отличие от насыпной плотности, объемная характеризует уплотненный материал
- В отличие от максимальной плотности, объемная учитывает воздушные поры в толще асфальта
Эта характеристика имеет более практический характер, потому что описывает реальное – а не теоретическое – состояние конкретного асфальтобетона.
Методы ее определения также описываются в двух нормативных документах:
- ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний» (здесь используется термин «средняя плотность»)
- ГОСТ Р 58401.10-2019 «Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Методы определения объемной плотности»
Ниже мы рассмотрим процедуру измерения, которая предлагается в первом ГОСТе. Она достаточно простая, поэтому получила широкое распространение. На нее ссылаются многие другие стандарты и методические рекомендации. Если вам интересны более подробные технические инструкции, вы можете самостоятельно ознакомиться с обоими документами.
Для определения средней плотности используются:
- Образцы проектируемой смеси, уплотненные под прессом в лабораторных условиях
- Образцы, вырезанные из готового асфальтового покрытия – керны
Чтобы результат был более точным, одновременно исследуется не менее трех проб одной смеси. Их проверяют на наличие трещин и деформаций, а также посторонних включений: грунта, мусора, цементобетона и других. Затем образцы высушиваются до постоянной массы.
Процедура испытания выглядит таким образом:
-
- Пробу асфальта охлаждают до комнатной температуры и взвешивают. Результат записывают как массу сухого образца А.
- Образец погружают в воду и оставляют на полчаса. Затем его взвешивают в воде и фиксируют массу в воде C.
- Образец достают из воды и обтирают влажным полотенцем. Это делается для того, чтобы избавиться от излишков влаги, не высушив сам асфальт. Напитанный водой материал взвешивают на воздухе и записывают массу B.
- Объемную плотность ρm вычисляют по формуле:
Эти шаги повторяют для каждого образца, после чего вычисляют среднеарифметическое полученных значений. Оно и берется за итоговый показатель для всей смеси.
Объемная (средняя) плотность минеральной части (остова)
Этот показатель характеризует плотность минерального наполнителя с учетом воздушных пор. Как и максимальная плотность остова, он получается расчетным способом.
Для этого используется следующая формула:
Давайте подведем небольшой итог.
Для асфальтобетона и его минерального наполнителя определяются три вида плотности: насыпная, максимальная (истинная) и объемная (средняя).
Для потребителя материала наиболее важны две из них:
- Насыпная плотность асфальтобетонной смеси
- Объемная (средняя) плотность асфальта
Остальные же значения важны для определения качества асфальта в лабораторных условиях.
В следующем разделе мы остановимся на этом подробнее.
Для чего нужно знать плотность асфальта
Итак, значение плотности асфальта имеет большое практическое значение.
Во-первых, на основании этого показателя можно вычислить массу:
- Асфальтобетонной смеси при заказе материала
- Асфальтового лома при фрезеровании старого дорожного покрытия
Подробнее об этом мы поговорим в заключительной части статьи.
Во-вторых, значения плотности асфальтобетона используются в ряде лабораторных испытаний, предусмотренных ГОСТами.
К ним относятся:
- Однородность
- Коэффициент уплотнения (относительная плотность)
- Уплотняемость
- Пористость
Давайте их рассмотрим.
Однородность
Это технологическое свойство асфальта, которое характеризует равномерность распределения крупных и мелких зерен в его составе. Один из вариантов его оценивания – это сравнение средних плотностей нескольких проб из одной смеси. Они не должны расходиться более чем на 0,03 г/см3.
Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Однородность асфальта.
Коэффициент уплотнения (относительная плотность)
Эта характеристика показывает, насколько эффективными были работы по уплотнению дорожного покрытия. А при исследовании АБС в лаборатории она позволяет судить об уплотняемости материала.
Рассчитывается коэффициент уплотнения как отношение объемной плотности асфальта к максимальной. Полученное значение выражается в процентах.
Подробнее об этом свойстве мы рассказывали в нашей статье Однородность асфальта.
Уплотняемость
Это технологическое свойство показывает, насколько легко АБС поддается уплотнению при укладке. Для ее оценки применяются различные методы, в рамках которых исследователи изучают динамику относительной плотности и ее зависимость от разных факторов – например, температуры или количества энергозатрат на трамбовку.
Подробнее о том, что это за свойство, вы можете прочитать в нашей статье Коэффициент уплотнения грунтов и строительных материалов.
Пористость
Это показатель количества пустот (пор), оставшихся в асфальтобетоне после уплотнения. Он во многом определяет качество дорожного покрытия – в частности, показатели его водо-, морозо- и износостойкости.
Пористость рассчитывается с опорой на значения средней и максимальной плотности асфальта.
Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Пористость асфальта.
Теперь вы имеете представление о том, где при лабораторных исследованиях асфальта может пригодиться значение его плотности. В заключительном разделе статьи мы ответим на вопрос о том, как можно посчитать массу асфальтобетонной смеси или готового покрытия из нее.
Как рассчитать массу асфальта
Зная определенную плотность асфальта, можно вычислить объем материала в соответствующем состоянии.
Это актуально в двух случаях:
- При заказе асфальтобетонной смеси
- При срезке асфальта
Давайте остановимся на них подробнее.
Масса асфальта при заказе
При покупке стройматериалов часто случается такая ситуация: вам известны размеры участка, который нужно заасфальтировать, но производитель или поставщик указывает цену за килограмм (или тонну). Особенно актуально это для холодного асфальта, который часто продается в мешках по 25, 30, 50 кг. А ведь АБС при уплотнении еще и уменьшается в объеме. Это тоже нужно учитывать.
Как же заказать правильное количество материала? Тут придется немного посчитать.
Для этого нужно знать:
- Площадь асфальтируемого участка
- Желаемую толщину покрытия
- Насыпную плотность асфальта
- Среднюю плотность асфальта
На основании этих данных можно посчитать количество материала двумя способами.
Обратите внимание, что во всех приведенных ниже формулах мы используем только килограммы и кг/м3. Если вы подставляете куда-то значение в сантиметрах (например, толщину слоя), то и все остальные измерения нужно будет перевести в сантиметры и г/см3.
Способ 1 – это расчет через массу асфальтобетонного покрытия:
- Посчитайте объем готового покрытия по формуле:
Если вы не знаете, какой должна быть толщина асфальтового слоя в вашем случае, воспользуйтесь нашими рекомендациями ниже.
- Определите массу уложенного асфальта по формуле:
Значение средней плотности смеси после уплотнения вы можете узнать у производителя или поставщика асфальта, к которому планируете обратиться. Если же вы пока не знаете, какую именно АБС будете заказывать, можете взять примерные значения, которые мы приведем ниже.
- Вычислите, какой объем сыпучего материала понадобится для укладки покрытия такой массы:
Насыпную плотность смеси вы также можете узнать у производителя или поставщика. Либо вы можете подставить примерное значение, которое мы приведем ниже.
- При необходимости, вы можете перевести этот объем в массу по формуле:
Для упрощения расчетов вы можете воспользоваться нашим калькулятором.
Способ 2 – расчет через коэффициент уплотнения:
- Определите, насколько изменяется плотность АБС при уплотнении, по формуле:
Эти значения вы можете узнать у своего поставщика либо воспользуйтесь ориентировочными цифрами, которые мы приведем ниже.
- Рассчитайте объем готового покрытия:
Рекомендации по выборе толщины асфальта приведены ниже.
- Найдите объем асфальтобетонной смеси, который понадобится для изготовления асфальта с заданными параметрами:
Он должен быть больше объема готового покрытия. Если он получился меньше – вероятно, вы перепутали местами среднюю и насыпную плотность в пункте 1.
Скорее всего, при заказе асфальта все это для вас рассчитает менеджер поставщика. Но знать, что к чему, тоже будет нелишним.
Если вы только прикидываете масштаб работ и еще не знаете, какой материал будете использовать, можете подставить в формулы примерные значения.
За значения насыпной и средней плотности можно взять такие цифры:
Для вашего удобства, ниже мы разместили эту же таблицу в виде картинки:
Если вы не уверены, какой толщины покрытие вам нужно, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
- Для тротуара, пешеходной дорожки, площадки на участке – 4 см (0,04 м)
- Для подъезда к дому, парковки, пола в гараже – 6 см (0,06 м)
- Для верхнего слоя дороги – не менее 8 см (0,08 м)
В любом случае толщина слоя должна быть в 1,5-2 раза больше максимального размера зерен в смеси. Поэтому для благоустройства придомового участка лучше брать мелкозернистый асфальт с частицами не больше 2 см в диаметре.
Масса асфальта при срезке
Еще один случай, когда нужно знать массу асфальтобетона – это работы по фрезерованию (то есть срезке) старого дорожного покрытия перед проведением ремонта.
В этом случае от массы зависят:
- Подбор фрез для срезки асфальта
- Количество и грузоподъемность транспорта, необходимого для вывоза лома
Все это определяет, во сколько обойдется проведение такого рода работ. А если старый асфальт снова пустят в оборот в виде асфальтовой крошки, то это скажется и на ее стоимости.
Вычислить массу покрытия можно по стандартной формуле:
Средняя плотность определяется уже для конкретного покрытия. Здесь примерными значениями не обойтись. Для этого из покрытия вырезаются пробы (керны), которые отправляются на исследование в лабораторию. О том, как вычисляется объемная плотность асфальта, мы поговорили в первом разделе этой статьи.
Плотность асфальта – это масса одного его кубического метра. Асфальт – сложный строительный материал, который на разных этапах производства и эксплуатации проходит путь от рассыпчатой смеси до твердого монолитного слоя. Чтобы лучше описать этот процесс, выделяют разные виды плотности.
Для АБС и асфальтобетона определяются:
- Насыпная плотность
- Максимальная (истинная) плотность
- Максимальная (истинная) плотность минеральной части (остова)
- Объемная (средняя) плотность
- Объемная (средняя) плотность минеральной части (остова)
Для каждого из этих показателей есть свои методы измерения. Они могут использоваться как сами по себе, так и для оценки других характеристик асфальта: содержания воздушных пустот, уплотняемости и степени уплотнения, однородности и так далее. Масса сыпучей АБС вычисляется как произведение ее объема на насыпную плотность. Чтобы узнать вес уложенного дорожного покрытия, нужно перемножить его объем и среднюю плотность.
Если вы хотите подробно прочитать о других свойствах асфальтобетона, рекомендуем следующие страницы:
- Характеристики и свойства асфальтобетона
- Общефизические свойства асфальтобетона
- Пористость асфальтобетона
- Радиоактивность асфальтобетона
- Водно-физические свойства асфальтобетона
- Водопроницаемость асфальтобетона
- Водостойкость асфальтобетона
- Набухание асфальтобетона
- Водонасыщение асфальтобетона
- Класс опасности асфальтобетона
- Механические свойства асфальтобетона
- Деформативность асфальтобетона
- Колееобразование асфальтобетона
- Ползучесть асфальтобетона
- Прочность асфальтобетона
- Сдвигоустойчивость асфальтобетона
- Теплофизические свойства асфальтобетона
- Температурное расширение асфальта
- Теплоемкость асфальтобетона
- Теплопроводность асфальтобетона
- Технологические характеристики и свойства асфальтобетона
- Однородность асфальтобетонной смеси
- Сегрегируемость (разделимость) асфальтобетона
- Удобоукладываемость (подвижность) асфальтобетонной смеси
- Уплотняемость (формуемость) асфальтобетона
- Уплотнение асфальтобетона
- Химические свойства асфальтобетона
- Эксплуатационные свойства асфальтобетона
- Горючесть асфальтобетона
- Износостойкость асфальтобетона
- Морозостойкость асфальтобетона
- Срок службы асфальтового покрытия
- Трещиностойкость асфальтобетона
- Чем заделать трещины в асфальте
- Шероховатость асфальтобетонного покрытия
Если вы хотите узнать больше о разновидностях асфальта, рекомендуем к прочтению следующие страницы:
- Виды асфальтобетона (асфальта)
О том, как и из чего делают асфальт, читайте здесь:
- Производство асфальтобетона
О том, как можно использовать асфальт и для каких работ он подходит, вы можете узнать на наших страницах:
- Применение асфальтобетона
- Асфальт для благоустройства территории
- Асфальт для детских и спортивных площадок
- Асфальт для дорожек и тротуаров
- Асфальт для парковки
- Асфальт для дорожных работ
- Асфальт для строительства дорог
- Асфальт для ямочного ремонта
- Стоимость строительства дороги из асфальта
- Асфальт для строительных работ
- Асфальт для отмостки
- Устройство отмостки из асфальта своими руками
- Асфальт для крыш
- Асфальт для пола
- Технология укладки срезки асфальта
- Технология укладки холодного асфальта
- Технология ямочного ремонта асфальта
- Укладка горячего асфальта
В компании Грунтовозов вы можете приобрести следующие виды асфальта:
- Горячий асфальт
- Холодный асфальт
Также у нас в продаже есть срезка асфальта (асфальтовая крошка).
Если вы хотите купить асфальт конкретной фракции:
- Крупнозернистый асфальт
- Мелкозернистый асфальт
Если вы хотите купить горячий асфальт, обратите внимание на следующие его разновидности:
- Горячий крупнозернистый асфальт
- Горячий мелкозернистый асфальт
Также у нас в продаже имеется холодный асфальт:
- Холодный мелкозернистый асфальт
Асфальт – это сложный композитный материал, в состав которого входят минеральный наполнитель (щебень, гравий, песок, отсев, минеральный порошок) и битум. Каждый из этих компонентов обладает своими физическими характеристиками. Кроме того, свойства асфальтобетонной смеси (АБС) изменяются в ходе технологических процессов производства, транспортировки, укладки и уплотнения. Материал утрамбовывается под влиянием сил гравитации или внешнего воздействия, набирает плотность и жесткость. Этот процесс нужно как-то контролировать.
Следовательно, для асфальтобетона определяется не один, а несколько показателей плотности – в разных состояниях и на разных этапах производства.
К ним относятся:
- Насыпная плотность
- Максимальная (истинная) плотность
- Максимальная (истинная) плотность минеральной части (остова)
- Объемная (средняя) плотность
- Объемная (средняя) плотность минеральной части (остова)
Давайте поговорим о том, как вычисляются эти значения.
Насыпная плотность асфальта
Этот показатель характеризует плотность материала при свободной засыпке – то есть без дополнительной трамбовки или уплотнения. Он относится не к асфальту в готовом дорожном покрытии, а к сыпучей асфальтобетонной смеси до ее укладки.
Измеряется свойство очень просто: определенный объем материала засыпается в тару и взвешивается. Затем полученную массу делят на объем и получают значение плотности. Она выражается в кг/м3 или г/см3.
Насыпная плотность асфальта и других сыпучих материалов не нормируется ГОСТами. Но она имеет большое значение при заказе. Исходя из этого показателя подбираются самосвалы для транспортировки с нужной грузоподъемностью и рассчитывается цена доставки.
Насыпная плотность зависит от:
- Массы зерен
1 м3 асфальта на щебне из плотной и тяжелой породы будет весить больше, чем тот же объем материала на легком заполнителе (например, керамзите). - Размера зерен
Мелкие частицы плотно прилегают друг другу при засыпке, тогда как между крупными образуются воздушные пустоты.
В таблице вы можете ознакомиться с примерными значениями насыпной плотности для разных видов асфальта:
Естественно, эти цифры носят ориентировочный характер. Конкретные значения будут разниться от состава к составу. Их нужно узнавать непосредственно у производителя или поставщика.
Хотя насыпная плотность важна на этапе заказа и оплаты строительного материала, она мало что говорит о его качестве. Для этого нужны другие показатели, которые определяются в лабораторных условиях. Ниже мы о них поговорим.
Максимальная (истинная) плотность асфальта
Этот показатель характеризует плотность материала без учета пор. Представьте, что 1 м3 асфальтобетонной смеси спрессовали так, что в ней совершенно не осталось воздушных пустот. Отношение полученной массы к объему – это и есть ее максимальная плотность.
Естественно, при укладке дороги добиться такого уплотнения невозможно. Так что этот показатель имеет скорее теоретический характер.
Нормативные методы определения максимальной плотности приведены в следующих документах:
Ниже мы в общих чертах опишем вторую методику, поскольку она была принята позднее и, следовательно, более актуальна. При желании, вы можете самостоятельно ознакомиться с обоими документами.
Определение плотности начинается с подготовки материала. Для этого из массы асфальтобетонной смеси отбирают не менее двух проб массой примерно 1500-4000 г. Затем их высушивают и измельчают, вручную отделяя крупные зерна от мелких так, чтобы в образце не оставалось комков.
Дальнейший алгоритм действий зависит от конкретного метода измерения:
- Взвешивание в воде
- Взвешивание на воздухе
Давайте рассмотрим их отдельно.
При взвешивании в воде делают следующее:
- АБС засыпают в вакуумную чашу, взвешивают и записывают полученный результат, вычитая из него массу самой чаши. Это масса сухой смеси A.
- АБС в чаше заливают водой так, чтобы ее уровень был на 25 мм выше уровня смеси. Это делается для полного удаления воздуха из материала. Для облегчения процесса можно также добавить 5-10 мл раствора поверхностно-активных веществ – смачивателя.
- К чаше подключают насос и удаляют из нее весь воздух под давлением 27,5 мм рт.ст. и при постоянной вибрации. В лабораториях, где нет вибрационного оборудования, чашу с водой и смесью просто периодически встряхивают.
- Через 15 минут вакуум сбрасывают, а чашу с ее содержимым погружают в воду и взвешивают. Результат фиксируют – это масса чаши со смесью в воде B.
- Затем из чаши достают асфальтобетонную смесь, а саму чашу взвешивают в воде. Это значение фиксируется как масса чаши C.
- Значение максимальной плотности Gmm вычисляется для каждого испытанного образца по формуле:
7. За итоговый показатель берут среднеарифметическое всех полученных значений.
Этот метод является основным. Но лаборатории могут использовать и альтернативный – взвешивание на воздухе.
Порядок действий при этом следующий:
- Начинают с того, что пустую чашу наполняют водой до краев и накрывают крышкой. При этом следят, чтобы в жидкости не оставалось пузырьков воздуха. Емкость с водой взвешивают, и полученное значение фиксируют как массу D.
- Воду из чаши выливают, а саму ее сушат. Затем в пустую емкость засыпают подготовленную АБС и взвешивают. Определяют массу сухой смеси A.
- Далее из чаши со смесью и водой выкачивается воздух описанным в пунктах 2-3 выше образом.
- Через 15 минут сбрасывают вакуум, а в чашу доливают воды до краев и замеряют массу чаши со смесью и водой на воздухе E.
- Для каждого образца определяют максимальную плотность Gmm по формуле:
6. За показатель Gmm для смеси в целом берут среднеарифметическое всех полученных значений.
Значение максимальной (истинной) плотности используется при определении других важных характеристик асфальтобетона – например, плотности минеральной части или коэффициента уплотнения. Мы подробно рассмотрим их ниже.
Максимальная (истинная) плотность минеральной части (остова)
Эта характеристика аналогична описанной выше, только касается уже непосредственно минеральных компонентов смеси без учета битума: щебня (гравия) и песка (отсева).
Максимальная плотность остова получается расчетным способом.
Для этого нужно знать:
- Процентное соотношение компонентов в составе конкретной АБС
- Истинную плотность каждого минерального материала
Последний показатель можно узнать у производителя сырья, измерить в лаборатории или вычислить на основании данных о пористости материала, если они есть.
В таблице ниже вы можете ознакомиться с примерными значениями истинной и насыпной плотности материалов, использующихся для производства асфальта:
Из нее видно, что истинная плотность сыпучих компонентов обычно в 1,5-2 раза больше насыпной. Эти цифры, конечно, носят чисто информационный характер. В реальных лабораторных испытаниях используются точные значения.
Максимальная плотность минеральной части АБС вычисляется по следующей формуле:
Значения истинной плотности АБС и ее остова мало что скажут рядовому потребителю. Но они играют важную роль в определении качественных характеристик асфальта.
Объемная (средняя) плотность асфальта
Этот показатель характеризует массу 1 м3 асфальтобетонной смеси после укладки – то есть уже в виде готового покрытия.
Она отличается от рассмотренных выше видов плотности следующим:
- В отличие от насыпной плотности, объемная характеризует уплотненный материал
- В отличие от максимальной плотности, объемная учитывает воздушные поры в толще асфальта
Эта характеристика имеет более практический характер, потому что описывает реальное – а не теоретическое – состояние конкретного асфальтобетона.
Методы ее определения также описываются в двух нормативных документах:
Ниже мы рассмотрим процедуру измерения, которая предлагается в первом ГОСТе. Она достаточно простая, поэтому получила широкое распространение. На нее ссылаются многие другие стандарты и методические рекомендации. Если вам интересны более подробные технические инструкции, вы можете самостоятельно ознакомиться с обоими документами.
Для определения средней плотности используются:
- Образцы проектируемой смеси, уплотненные под прессом в лабораторных условиях
- Образцы, вырезанные из готового асфальтового покрытия – керны
Чтобы результат был более точным, одновременно исследуется не менее трех проб одной смеси. Их проверяют на наличие трещин и деформаций, а также посторонних включений: грунта, мусора, цементобетона и других. Затем образцы высушиваются до постоянной массы.
Процедура испытания выглядит таким образом:
- Пробу асфальта охлаждают до комнатной температуры и взвешивают. Результат записывают как массу сухого образца А.
- Образец погружают в воду и оставляют на полчаса. Затем его взвешивают в воде и фиксируют массу в воде C.
- Образец достают из воды и обтирают влажным полотенцем. Это делается для того, чтобы избавиться от излишков влаги, не высушив сам асфальт. Напитанный водой материал взвешивают на воздухе и записывают массу B.
- Объемную плотность ρm вычисляют по формуле:
Эти шаги повторяют для каждого образца, после чего вычисляют среднеарифметическое полученных значений. Оно и берется за итоговый показатель для всей смеси.
Объемная (средняя) плотность минеральной части (остова)
Этот показатель характеризует плотность минерального наполнителя с учетом воздушных пор. Как и максимальная плотность остова, он получается расчетным способом.
Для этого используется следующая формула:
Подведем итог.
Для асфальтобетона и его минерального наполнителя определяются три вида плотности: насыпная, максимальная (истинная) и объемная (средняя).
Для потребителя материала наиболее важны две из них:
- Насыпная плотность асфальтобетонной смеси
- Объемная (средняя) плотность асфальта
Остальные же значения важны для определения качества асфальта в лабораторных условиях.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #плотность асфальта #плотность асфальтобетона #масса асфальта #масса асфальтобетона #полезные советы
Состав асфальтобетонной смеси включает в себя различные компоненты. Чаще всего в составе основных компонентов присутствуют щебень, песок, битум и минералы. Щебень, как самый плотный материал из вышеупомянутых, позволяет регулировать плотность асфальта по ГОСТу. Его процентное содержание в смеси прямо пропорционально влияет на плотность. Помимо щебня влияют так же и другие наполнители, например вид битумного вяжущего.
Исходя из того, какая нагрузка планируется на покрытие, выбирается тип и марка смеси. При этом, укладка асфальта всегда должна сопровождаться качественным уплотнением. Одна из основных причин выбора того или иного вида смеси является плотность асфальтобетона т/м3.
Таблица плотности асфальтобетона т/м3
Вид асфальтного покрытия | Ед. Изм. | Вес в 1 м3 |
Мелкозернистый тип А 1 | кг | 2 570 |
Мелкозернистый тип Б марка 1, 2 | кг | 2 450 |
Мелкозернистый тип В марка 2 | кг | 2 490 |
Крупнозернистый марка 1, 2 | кг | 2 420 |
Щебеночно-мастичный 15 (ЩМА-15) | кг | 2 580 |
Щебеночно-мастичный 20 (ЩМА-20) | кг | 2 570 |
Песчаный тип Г марка 2 | кг | 2 500 |
Песчаный тип Д марка 2 | кг | 2 320 |
Холодный | кг | 2 000 |
Асфальтовая крошка | кг | 2 000 |
Анализирую таблицу плотности асфальтобетона мы можем прийти к выводу что, если не брать в учет асфальтовую крошку и холодный, средняя плотность горячего асфальтобетона – 2,5 т/м3. Минимальная плотность у холодного и асфальтовой крошки – 2,0 т/м3.
Максимальная плотность асфальтобетона ≈ 2,6 т/м3 (ЩМА, МЗ тип А1).
Если планируется выполнить капитальный ремонт асфальта, то определение плотности асфальта существующего покрытия даст нам точный тоннаж скола при вывозе. Достаточно только определить тип асфальта в текущем покрытии. Например, зная, что плотность асфальтобетона тип Б марки 2 – 2,45 т/м3, мы можем запросто посчитать количество фрезерованной крошки. В случаи если нам нужно фрезеровать еще и нижний слой из крупнозернистого покрытия мы можем определить и его тоннаж, так нам уже известно, что плотность крупнозернистого асфальтобетона – 2,42 т/м3.
Плотность пористого и плотного асфальтобетона
Пористым асфальтобетоном считается крупнозернистый асфальт, следовательно плотность пористого асфальта около 2 420 кг в м3.
Плотным асфальтобетоном принято считать мелкозернистый асфальт, поэтому плотность плотного асфальта от 2 490 до 2570 кг в м3.
Плотность асфальтобетона т/м3
В составе асфальтобетона много различных материалов, основными составляющими являются: песок, щебень, битум и минеральный порошок. Щебень, один из плотных компонентов из всех перечисленных, он дает возможность контролировать плотность асфальтобетона, чтобы асфальт соответствовал ГОСТам. От количества щебня напрямую зависит плотность асфальтобетона. Также, кроме щебня, на плотность влияет вид битума, но в более меньшей степени.
Анализируя ожидаемые нагрузки на будущее асфальтовое покрытие, мы предлагаем нашим клиентам тот или иной тип и марку асфальта. Важное примечание, укладка асфальта обязательно должна выполняться с качественным уплотнением, то есть с использованием дорожных катков. Ниже мы составили таблицу плотности асфальтобетона т/м3. Данная таблица Вам поможет с выбором асфальтовой смеси, исходя из плотности асфальтобетона т/м3.
Вид асфальтобетона |
Ед.изм. |
Кг в 1 м3 |
Мелкозернистый асфальт А1,А2 |
кг |
2 570 |
Мелкозернистый асфальт Б1, Б2, Б3 |
кг |
2 450 |
Мелкозернистый асфальт В2, В3 |
кг |
2 490 |
Крупнозернистый асфальт 1, 2 |
кг |
2 420 |
Песчаный асфальт Г1, Г2, Г3 |
кг |
2 500 |
Песчаный асфальт Д2, Д3 |
кг |
2 320 |
Щебеночно-мастичный 10 (ЩМА-10) |
кг |
2 590 |
Щебеночно-мастичный 15 (ЩМА-15) |
кг |
2 580 |
Щебеночно-мастичный 20 (ЩМА-20) |
кг |
2 570 |
Асфальтная крошка и холодный асфальта |
кг |
2 000 |
Изучив таблицу плотности асфальтобетона, мы можем сделать вывод, что средняя плотность горячей асфальтобетонной смеси – 2,5 т/м3, а у холодного асфальта и асфальтной крошки 2,0 т/м3.
Самая высокая плотность асфальтобетона ≈ 2,6 т/м3 (ЩМА и Мелкозернистый асфальт А1,А2).
Если желаете осуществить капитальный ремонт асфальта, то расчет плотности асфальтобетона старого покрытия даст нам точный тоннаж асфальтового скола при его вывозе. Нам необходимо лишь знать марку и тип асфальтовой смеси старого покрытия. Например, зная, что плотность асфальта тип А марки 1 – 2,57 т/м3, мы без труда можем посчитать количество демонтированного асфальта. Возьмем площадку 100 м2. Если демонтировать асфальт толщиной 5 см, то это 100м2*0,05м= 5 м3. Зная кубатуру 5 м3 и плотность асфальта 2,57 т/м3 тип А марка 1, мы можем посчитать тоннаж асфальтового скола, который необходимо вывезти. 2,57*5/1=12,85 тонн демонтированного асфальта.
Сколько весит куб асфальта?
Сколько тонн асфальта в 1 м3? Довольно популярный вопрос и ответить на него очень просто, если воспользоваться нашей таблицей, указанной выше. Проанализировав таблицу, можем сделать вывод, что в 1м3 примерно 2,3-2,6 тонн асфальта, в зависимости от типа и марки смеси.
Плотность пористого и плотного асфальтобетона
Пористым асфальтом является крупнозернистый асфальтобетон, то есть плотность пористой асфальтовой смеси составляет 2,42 т/м3. Плотным асфальтом является мелкозернистый асфальтобетон, то есть плотность плотной асфальтовой смеси составляет 2,49—2,57 т/м3.
Существуют десятки разновидностей асфальта, которые используются для укладки садовых дорожек, тротуаров, стоянок или автомагистралей.
У каждой из них своя плотность. Давайте разбираться, почему этот показатель так важен и что от него зависит.
Содержание
- Состав асфальта и его разновидности
- 1. По происхождению
- 2. По величине фракции
- 3. По количеству битума и минеральных компонентов
- 4. По размеру пор между фракциями материала
- 5. По способу укладки
- Плотность пористого и плотного асфальтобетона
- Вес одного куба асфальта и для чего его нужно знать
- Плотность асфальтобетона и уплотнение — взаимосвязь
- Удельный вес в 1 м3
- Почему стоит заказать укладку асфальта в компании «Альфа-Асфальтирование»?
Состав асфальта и его разновидности
Асфальтобетонная смесь включает в себя разные компоненты: щебень, песок, битум и минеральные добавки. Производители часто добавляют в состав вещества, которые увеличивают твердость покрытия: золу, серу, каучук, резину, латекс. В зависимости от количества, чистоты дополнительных ингредиентов происходит определение сферы применения и качества асфальтобетона.
Существует немалое количество классификаций и видов асфальтобетона, которые мы вкратце разберем.
1. По происхождению
Природный материал имеет естественное происхождение, плавится при низких температурах. Когда тяжелые нефтяные частицы в связке с минералами застывают, получается твердое покрытие.
Искусственный материал производится на основе битума, смешанного с натуральными минералами. В состав также входит искусственное соединение, которое получается при нефтепереработке. Количество битума достигает 5–6%.
2. По величине фракции
Песчаные смеси. Рекомендованы для создания покрытий с невысокой прочностью: тротуаров, садовых дорожек, детских площадок. Фракции маленькие — до 10 мм.
Мелкозернистые смеси. Пускаются на создание верхнего слоя дорожного полотна с высокой транспортной нагрузкой. Фракция по величине может достигать 20 мм.
Крупнозернистые смеси. Предназначаются для отсыпки нижнего слоя асфальтового покрытия. Отличаются жесткой структурой. Величина фракции составляет 20 мм и выше.
3. По количеству битума и минеральных компонентов
Цветные. Осветленный битум, минеральные компоненты позволяют придать асфальту разную расцветку. Это необходимо, чтобы привлечь внимание пешеходов, автовладельцев к определенным объектам. Стоят дороже других смесей, носят декоративный характер.
Резиновые. Включают в состав резиновую крошку, которая делает поверхность прочнее, надежнее, но и дороже.
Асфальтовая крошка. Получается методом срезания и фрезеровки старых дорожных покрытий. Дробится на небольшие фракции. Пускается на формирование оснований будущих дорог, а также для экстренного ремонта. Стоит дешевле, чем обычный асфальтобетон.
4. По размеру пор между фракциями материала
Выбор смеси во многом зависит от такого показателя материала, как плотность, или пористость. Это главная характеристика асфальта, поэтому необходимо уметь ее правильно рассчитать.
Для справки! Когда асфальтобетон проходит уплотнение, показатель плотности выражается в остаточной пористости. Чем меньше цифра, тем лучше характеристики, что и необходимо. В неуплотненном состоянии показатель определяет соотношение массы и кубического метра.
Категория | Остаточная пористость, % | Сфера применения |
Высокоплотный | 1–2,5 | Для верхнего дорожного слоя |
Плотный | 2,5–5 | Для верхнего дорожного слоя |
Пористый | 5-10 | Для создания основания |
Высокопористый | 10-18 | Для трасс с повышенными транспортными нагрузками |
5. По способу укладки
Холодный. Применяется асфальтовая крошка, когда требуется провести срочный ремонт. По сезонности серьезных ограничений не имеет. Может укладываться при температуре до –15 градусов. Подходит для работы в жарких условиях — до +40 градусов. Обычно укладывается вручную. Разрешено использовать для укладки второстепенных дорог, создания детских площадок, тротуаров, садовых дорожек.
Горячий. Требует разогрева смеси до высокой температуры в размере до 120 градусов, а затем нуждается в поддержании этой температуры вплоть до укладки материала. Нуждается в применении спецтехники: автоукладчиков, вибрационных катков. Применяется, когда нужно создать трассы и автомагистрали с высокой транспортной нагрузкой.
Литой. Смесь обладает высокими характеристиками пластичности. Перед укладкой разогревается до +250 градусов. Не нуждается в уплотнении, поскольку самостоятельно уплотняется в процессе остывания. Покрытие получается прочным, долговечным. Но стоит дороже остальных вариантов.
Плотность пористого и плотного асфальтобетона
Начнем с того, что плотными считаются крупнозернистые смеси, а пористыми — мелкозернистые. Далее в таблице можно посмотреть и сравнить показатели для некоторых разновидностей материалов.
Разновидность | Плотность (т/куб. м) |
Мелкозернистый А1 | 2,57 |
Мелкозернистый Б1 и Б2 | 2,45 |
Мелкозернистый В2 | 2,49 |
Крупнозернистый 1, 2 | 2,42 |
Щебеночно-мастичный 15 | 2,58 |
Щебеночной-мастичный 20 | 2,57 |
Песчаный Г2 | 2,5 |
Песчаный В2 | 2,32 |
Асфальтовая крошка | 2 |
Вес одного куба асфальта и для чего его нужно знать
Сначала нужно подсчитать, сколько потребуется материалов. Подсчитать количество асфальтобетона непросто. Сперва нужно узнать удельный вес, а также массу состава. Далее разделить массу на показатель удельного веса — так получается расход смеси.
Показатели асфальта можно уточнить в специальных справочниках или у изготовителя. Среднестатистическая плотность на 1 м3 составляет 1,2 тонны.
Для справки! Такие сведения нужны, чтобы рассчитать смету, не купить слишком много или слишком мало материалов. А значит, предотвратить простой техники, быстрее решить задачу, сократить непредвиденные затраты.
Плотность асфальтобетона и уплотнение — взаимосвязь
Уплотнение может существенно повлиять на качество покрытия. Если оно проводится правильно, вы получите прочную, долговечную дорогу, площадку, стоянку. Если нет, то покрытие станет излишне пористым. Физико-механические свойства снизятся, а вместе с ними — время эксплуатации.
Когда ведется строительство магистрали или автобана, материал укладываются в несколько слоев. Каждый слой тщательно утрамбовывается, только так получается добиться нужной степени плотности асфальтобетона.
При недостаточном уплотнении снижается:
- прочность;
- устойчивость к износу;
- сопротивляемость горизонтальной деформации;
- стойкость к образованию колеи;
- изоляция от влаги;
- устойчивость к перепадам температур;
- время эксплуатации.
Некачественное уплотнение приводит к слишком быстрому разрушению полотна.
Приведем в примере показатели удельного веса для разных асфальтобетонных смесей.
Разновидность | Удельный вес (т/кг) |
Мелкозернистый | 2,33 |
Природный | 1,1 |
Асфальтобетон | 2–2,45 |
Асфальтовая крошка | 1,8–2 |
Почему стоит заказать укладку асфальта в компании «Альфа-Асфальтирование»?
Наша компания предлагает удобные условия сотрудничества как для частных заказчиков, так и для организаций:
- качественные асфальтобетонные смеси, которые производятся на собственном заводе компании;
- современная строительная техника, владельцем которой также выступает наша компания;
- поэтапный контроль качества — от производства асфальтобетона до его укладки;
- команда штатных специалистов, которые знают все об особенностях смесей, ГОСТах и нюансах укладки;
- соблюдение всех отечественных стандартов, которое подтверждается гарантией от производителя;
- завершение работ точно в срок.
Связаться с нами, чтобы получить более подробную информацию, можно по телефону 8 (495) 109-13-54 или через электронную почту zakaz@alfa-a.ru.